Сирийский национализм
Сирийский национализм , также известный как пансирийский национализм (или пансирийский национализм), относится к национализму региона Сирии , как культурного или политического образования, известного как « Великая Сирия ».
Его не следует путать с арабским национализмом , который является официальной государственной доктриной в Сирийской Арабской Республике правящей Арабской социалистической партии Баас , и не следует предполагать, что сирийский национализм обязательно пропагандирует интересы современной Сирии или его правительство . Скорее, он предшествовал существованию современного сирийского государства, пришедшего на смену французскому мандатному правлению в 1946 году. Этот термин относится к слабо определенному левантийскому региону Сирии, известному по-арабски как аш-Шам ( араб . ٱلـشَّـام ). [1]
Некоторые силы сирийской оппозиции, борющиеся против нынешнего правительства Арабской Республики, являются ярыми сторонниками исторического сирийского национализма, который восходит к «золотому веку», оспаривая баасистские нарративы о режиме Асада . Свободная сирийская армия включила символы националистической символики в свои флаги и военную форму Во время гражданской войны в Сирии . [2]
История
[ редактировать ]Происхождение
[ редактировать ]Сирийский национализм возник как современная школа мысли в конце 19 века вместе с движением Нахда , охватившим затем Османской империи , находившийся под властью арабский мир . Одной из выдающихся исторических фигур сирийского национализма был Айюбидов султан Саладин , суннитский лидер, который вновь захватил Иерусалим и привел мусульман к победе над европейскими крестоносцами . После декларации Бальфура , соглашения Сайкса-Пико и введения французского мандата националистами и исламистами как героическая фигура сирийского сопротивления сионизму и Саладин стал популяризироваться западному империализму . [3] [4] [5]
Пользуясь его статусом панарабской иконы, конкурирующие баасистские режимы в Сирии и Ираке включили Саладина в свою официальную пропаганду. Государственная пропаганда сравнивала Хафеза аль-Асада . в рамках более широкой пропаганды широко распространенного культа личности асадизма с Саладином на официальных портретах, статуях, в литературе и т. д . После смерти отца Башар Асад унаследовал культ личности и усилил его технократическими темами. В современной Сирии Саладин изображается как национальный герой в средствах массовой информации, арабских телешоу, образовательных программах, популярной культуре и консервативных мусульманских кругах. [6] [7]
Бутрус аль-Бустани , Горного Ливана уроженец , перешедший из маронитской церкви в протестантизм , основал одну из первых в регионе националистических газет «Нафир Суриа» в Бейруте после гражданской войны в Горном Ливане 1860 года и резни христиан в Дамаске в 1860 году. тот же год. [8] Бустани, который был категорически против всех форм сектантства, сказал Хубб аль-Ватан мин аль-Иман («Любовь к родине - это вопрос веры»). Еще в 1870 году, отличая понятие отечества от понятия нации и применяя последнее к Великой Сирии , Фрэнсис Марраш указывал на роль, которую играет язык, среди других факторов, в уравновешивании религиозных и сектантских различий и, таким образом, в определении национальная идентичность. [9]
Одной из главных фигур панарабского направления был сирийский исламистский священнослужитель Мухаммад Рашид Рида , который сыграл ключевую роль в формировании арабских обществ и выступал за автономию арабских вилайетов, таких как Сирия, от Османской империи . В своем плодотворном панисламистском журнале «Аль-Манар» Рида писал по широкому кругу вопросов, включая темы религии, политики, науки, технологий и культуры. Убежденный сторонник арабского единства; Рида раскритиковал автократическое правление османских династий и доминирование турецкой националистической партии CUP в имперской политике. Он также был ярым противником европейских колониальных держав и призывал арабский народ начать революционные действия, чтобы противостоять империалистическим заговорам Европы. Во время Первой мировой войны Рида издал фетву, призывающую сирийцев поддержать Османскую империю против союзных колониальных держав и одновременно противостоять группам, связанным с младотурками . В то же время он основал тайное общество, известное как «Общество арабской ассоциации» ( Джамият аль-Джамиа аль-Арабия). ), который тайно прилагал усилия для создания исламской империи, охватывающей Аравийский полуостров , Великую Сирию и Ирак ; штаб-квартира правительства находится в Дамаске. Империю должен был возглавить арабский халиф , причем халиф должен был назначать президента на каждый пятилетний срок из списка кандидатов, предложенных ему Советом представителей. [10]
Что такое нация или народ? Это куча существ. . . рабы короля? Или это сообщество, связанное узами расы, языка, отечества и общих прав?!.. Нация, не ощущающая ни в целом, ни в своем большинстве мук тирании, не достойна свободы.
Абд ар-Рахман аль-Кавакиби , - В Табаи аль-Истибдад («Природа тирании») [11]
Товарищ Рашида Риды Абд ар-Рахман аль-Кавакиби (1854-1902), сириец курдского происхождения, родившийся в Алеппо, был еще одним крупным мусульманским деятелем, выступавшим за арабское единство. Аль-Кавакиби считал, что арабы — лучшие люди, которые могут возглавить исламское возрождение , и способствовал возрождению арабского сознания как средству расширения возможностей мусульманского мира . В своих книгах, таких как «Табаи аль-Истибдад» («Природа тирании») и «Умм аль-Кура» («Мать деревень — Мекка»), Кавакиби бросил вызов османскому султану и способствовал исламской революции с целью свержения различных политических тираний. Кавакиби считал, что древний ислам выступал против тирании и выступал за политическую систему, которая была средним путем между демократией и диктатурой. Он утверждал, что тирания ведет к ослаблению национального духа и деградации национальной культуры. Вторая крупная работа Кавакиби, «Умм аль-Кура» , была посвящена исламскому конгрессу представителей всего мусульманского мира, который проводил дебаты для обсуждения исламского социально-политического возрождения. Рашид Рида популяризировал эту работу через Аль-Манар в 1902 году. [12]
Образование Сирийского государства
[ редактировать ]Как и во многих других странах региона, после падения Османской империи земля, ныне известная как Сирия, осталась без общей идентичности, которая могла бы объединять различные этнические группы. Уже в период Танзимата такие мыслители, как Бутрус аль-Бустани, принадлежавшие к движению Нахда, заявляли о существовании естественной сирийской нации, или Великой Сирии, также известной как регион Леванта.
Тем не менее, после Первой мировой войны этот район подвергся разделу сфер влияния, которыми управляли британцы и французы, в соответствии с соглашением Сайкса-Пико . После непродолжительной попытки в 1919 году создать независимое арабское королевство Сирии под руководством короля Фейсала , в 1920 году территория была разделена на три отдельных региона, находящихся под контролем Франции. [14]
После многих лет конфликта и восстаний в 1936 году Сирии удалось заключить договор о независимости от Франции и стать страной с Хашимом аль-Атасси в качестве ее первого президента. [15] В последующие годы Сирия перешла от нахождения под влиянием Франции под контролем Виши, Франция в 1940 году во время Второй мировой войны, и снова стала оккупированной силами Великобритании и Свободной Франции в ходе сирийско-ливанской кампании 1941 года . После 1941 года премьер-министр Ирака Нури-паша аль-Саид выразил поддержку созданию Великой сирийской страны, включающей Ирак , Сирию, Ливан , Палестину и Иорданию . [16]
После пятилетней борьбы и окончания войны 17 апреля 1946 года Сирия стала признанным независимым государством. Однако израильско-палестинский конфликт 1948 года и рост панарабистских националистических движений привели к многочисленным государственным переворотам, самый известный из которых произошел в 1949 году Хусни аз-Заимом . Именно в этот революционный период Социалистическая партия Баас . впервые возникла [15] [17] Партия, основанная в 1947 году, продвигала панарабистские и антиимпериалистические идеи. Она быстро завоевала популярность, став второй по величине партией в сирийском парламенте на выборах 1954 года. [18] [17] Партия Баас сыграла важную роль в предложении сирийской общине новой воображаемой идентичности, которая могла бы даже связать ее с другими странами арабского мира в рамках существующих традиций. [18]
Идеология
[ редактировать ]Сирийский национализм
[ редактировать ]Сирийский национализм постулировал общую сирийскую историю и национальность в регионе , группируя все различные религиозные секты и вариации в этом районе, а также смесь разных народов . Однако Великая Сирия не имеет истории как государство, и ее жители не идентифицируют себя как члены Великой сирийской нации. [19] Идея Великой Сирии не является по своей сути политической; он опирается на культуру, поскольку жители региона разделяют множество традиций. [19] Пансирийский национализм можно выделить в двух формах: прагматической и чистой. Прагматичная форма принимает панарабизм и рассматривает построение Великой Сирии как шаг вперед к построению арабской нации. В чистой форме полностью отвергается идея арабской нации, заявляя, что Великая Сирия является самостоятельной нацией. [18]
Сирийский национализм — это в целом светское движение, полагающее, что сириец может исповедовать любую религию, коренную для данного региона: -суннита или шиита мусульманина , христианина или иудея . Это привлекло к ней многих христиан (а также к столь же нерелигиозному арабскому национализму), поскольку христианские церкви составляют религиозное меньшинство на Ближнем Востоке и часто боятся, что их затмит мусульманское большинство населения. География Сирии как перекрестка также объясняет разнообразие территории Сирии. [19]
Сирийский национализм часто выступает за «Великую Сирию», основанную на древних концепциях границ региона, тогда известного как «Сирия» (протянувшегося от южной Турции через Ливан, Палестину до Иордании), но также включающего Кипр , Ирак , Кувейт , Ахваз. регион Ирана , Синайский полуостров и Киликийский регион Турции. [20] [21]
Исторически сложилось так, что пансирийский национализм стал очень политическим в основном после окончания Первой мировой войны с созданием множества политических партий из сирийской диаспоры. Среди этих организаций были: Сирийская союзная партия и Сирийская умеренная партия (обе возникли в Каире); Национально-демократическая партия (Буэнос-Айрес); Партия «Новая Сирия» и Сирийское национальное общество (оба в США). Национально-демократическая партия, Партия сирийских умеренных, Партия «Новая Сирия» и Сирийское национальное общество выступали за создание единого, федеративного и независимого государства Великой Сирии с Соединенными Штатами в качестве гаранта его независимости. Однако этот национализм продлился недолго, поскольку эти партии симпатизировали ливанскому и арабскому национализму. Единственная партия, которая не пошла на убыль, — это основанная позже Сирийская социал-националистическая партия. [22]
Роль языка
[ редактировать ]Поскольку пансирийская идеология основана на общей географической культуре, она открыта для различных мнений о состоянии языков. Панарабизм, казалось, исключал меньшинства, поскольку они не обязательно говорили по-арабски, а пансирийская идеология приобрела последователей. [19] В то время как аль-Бустани считал стандартный арабский язык важной частью этой идентичности, Сааде считал арабский одним из многих языков сирийского народа и вместо этого считал, что если национальный язык должен использоваться для общего общения и письменной культуры, не теряя при этом другой язык, это должен быть «сирийский» арабский язык. [16]
Пансиризм
[ редактировать ]Помимо традиционного панарабизма и арабского национализма, пропагандируемого большинством сирийских националистов, меньшинство сирийских националистов также выражало независимый пансиризм. Хотя пансирийские тенденции могут включать идею о том, что нация является частью арабского мира , они также претендуют на Сирию как на лидера арабского народа, выступая, таким образом, против панарабистских движений, которые ставили бы всех арабов на один уровень. Кульминацией движения стало создание партии Сирийская социал-националистическая партия (ССНП), основанной в 1932 году Антуном Сааде . [23]
Сирийская социал-националистическая партия (ССНП)
[ редактировать ]Современным политическим движением, которое отстаивает границы Великой Сирии с чистой формой пансирийского национализма, является Сирийская социальная националистическая партия (ССНП), основанная в 1932 году Антуном Сааде . [18] Сааде, ярый сторонник ирредентистской идеи Великой Сирии , был поклонником Адольфа Гитлера и включил нацистскую символику в свои партийные знаки отличия. [24]
SSNP считает, что причиной потери территории в пользу «иностранных» израильтян является то, что многие сирийцы придерживаются панарабских взглядов, которые приводят к доминированию Египта и Саудовской Аравии в конфликте, где они не заботятся о том, чтобы пожертвовать тем, что сирийцы имели ради их повестка дня и личные выгоды вместо того, чтобы ограничивать других несирийских арабов поддержкой решений сирийцев. По словам Антуна, это произошло тогда, когда у сирийцев была слабая идеология, которая их не объединяла. [25] [26]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Камаль С. Салиби (2003). Дом многих особняков: новый взгляд на историю Ливана . ИБТаурис. стр. 61–62. ISBN 978-1-86064-912-7 .
Для арабов эта же самая территория, которую римляне считали Аравийской , составляла часть того, что они называли Билад аль-Шам, что было их собственным названием Сирии. С классической точки зрения Сирия, включая Палестину, представляла собой не более чем западную окраину того, что считалось Аравией, между первой линией городов и побережьем. Поскольку не существует четкой разделительной линии между тем, что сегодня называется Сирийской и Аравийской пустынями , которые на самом деле образуют один участок засушливого плоскогорья, классическая концепция того, что на самом деле представляло собой Сирию, имела больше преимуществ с географической точки зрения, чем более расплывчатая арабская концепция Сирии как Билада. аль-Шам. При римлянах фактически существовала провинция Сирия со столицей в Антиохии , носившая название территории. В противном случае на протяжении веков Сирия, подобно Аравии и Месопотамии , была не более чем географическим выражением. В исламские времена арабские географы использовали арабское название Сурия для обозначения особого региона Билад аль-Шам , который представлял собой среднюю часть долины реки. Река Оронт , в окрестностях городов Хомс и Хама . Они также отметили, что это старое название всего Билад аш-Шама, которое вышло из употребления. Однако как географическое выражение название Сирия сохранилось в своем первоначальном классическом смысле в византийском и западноевропейском использовании, а также в сирийской литературе некоторых восточно-христианских церквей , откуда оно иногда проникало в христианское арабское употребление. И только в девятнадцатом веке использование этого имени было возрождено в его современной арабской форме, часто как Сурия, а не как более старая Сурия, для обозначения всего Билад аш-Шама: прежде всего в христианской арабской литературе периода периода и под влиянием Западной Европы. К концу того же столетия оно уже заменило имя Билад аль-Шам даже в мусульманском арабском использовании.
- ^ Дж. Гилберт, Виктория (2013). Сирия для сирийцев: рост сирийского национализма, 1970–2013 гг. (PDF) . Бостон, Массачусетс, США: Северо-Восточный университет. стр. 54–64, 67–81. Архивировано из оригинала (PDF) 8 апреля 2023 года.
- ^ Грубер, Хаугболле, Кристиана, Суне; Хайдеманн, Стефан (2013). «3: Память и идеология: образы Саладина в Сирии и Ираке». Визуальная культура на современном Ближнем Востоке: риторика образа . Блумингтон, Индиана 47405 США: Издательство Университета Индианы. стр. 57–75. ISBN 978-0-253-00884-8 .
{{cite book}}
: CS1 maint: местоположение ( ссылка ) CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Сайфо, Омар (15 февраля 2017 г.). «От курдского султана до панарабского чемпиона и мусульманского героя: эволюция мифа о Саладине в популярной арабской культуре» . Журнал популярной культуры . 50 (1): 65–83. doi : 10.1111/jpcu.12503 — через онлайн-библиотеку Wiley.
- ^ «Почему у Саладина такая прочная репутация?» . 9 августа 2021 года. Архивировано из оригинала 25 июня 2022 года.
- ^ Грубер, Хаугболле, Кристиана, Суне; Хайдеманн, Стефан (2013). «3: Память и идеология: образы Саладина в Сирии и Ираке». Визуальная культура на современном Ближнем Востоке: риторика образа . Блумингтон, Индиана 47405 США: Издательство Университета Индианы. стр. 57–75. ISBN 978-0-253-00884-8 .
{{cite book}}
: CS1 maint: местоположение ( ссылка ) CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Сайфо, Омар (15 февраля 2017 г.). «От курдского султана до панарабского чемпиона и мусульманского героя: эволюция мифа о Саладине в популярной арабской культуре» . Журнал популярной культуры . 50 (1): 65–83. doi : 10.1111/jpcu.12503 — через онлайн-библиотеку Wiley.
- ^ Таубер, Элиезер (1 февраля 2013 г.). Возникновение арабских движений . Рутледж. ISBN 978-1-136-29301-6 .
- ^ Сулейман, с. 114.
- ^ Таубер, Элиезер (1993). Возникновение арабских движений . Лондон E11 1RS, Англия: Фрэнк Касс. стр. 51–53, 101–117, 251–253, 271–272. ISBN 0-7146-3440-9 .
{{cite book}}
: CS1 maint: местоположение ( ссылка ) - ^ Таубер, Элиезер (1993). «5: Абд ар-Рахман аль-Кавакиби». Возникновение арабских движений . Лондон E11 1RS, Англия: Фрэнк Касс. стр. 27–28. ISBN 0-7146-3440-9 .
{{cite book}}
: CS1 maint: местоположение ( ссылка ) - ^ Таубер, Элиезер (1993). Возникновение арабских движений . Лондон E11 1RS, Англия: Фрэнк Касс. стр. 25–32, 246, 247. ISBN. 0-7146-3440-9 .
{{cite book}}
: CS1 maint: местоположение ( ссылка ) - ^ Дж. Гилберт, Виктория (2013). Сирия для сирийцев: рост сирийского национализма, 1970–2013 гг. (PDF) . Бостон, Массачусетс, США: Северо-Восточный университет. стр. 54–57. Архивировано из оригинала (PDF) 8 апреля 2023 года.
- ^ Н., Стернс, Питер. Оксфордская энциклопедия современного мира . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-534112-6 . OCLC 174538685 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Перейти обратно: а б «Сирия: Вторая мировая война и независимость» . Британская онлайн-энциклопедия . 8 сентября 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б Энциклопедия арабского языка и лингвистики . Брилл. п. 348, том. 3. ISBN 9004144730 .
- ^ Перейти обратно: а б Авраам, Бен-Цур (1968). Сирийская партия Баас и Израиль; документы из внутрипартийных изданий . Центр арабских и афро-азиатских исследований [распространяется Сифриат Поалим, Тель-Авив]. ОСЛК 117544 . Составитель А. Бен-Цур.
- ^ Перейти обратно: а б с д Пайпс, Дэниел (август 1988 г.). «Радикальная политика и Сирийская социал-националистическая партия». Международный журнал исследований Ближнего Востока . 20 (3): 303–324. дои : 10.1017/S0020743800053642 . S2CID 162323583 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Пайпс, Дэниел (1989). Великая Сирия – история амбиций . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780195060225 .
- ^ Сааде, Антун (2004). Генезис народов . Бейрут .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) Переведено и перепечатано - ^ Яари, Эхуд (июнь 1987 г.). «За террором» . Атлантика .
- ^ Йонкер, Карл (2021). «Представляя Сирию: сирийский национализм, Великая Сирия и SSNP». Взлет и падение Великой Сирии . Де Грютер.
- ^ Йонкер, Карл К. (19 апреля 2021 г.). Взлет и падение Великой Сирии: политическая история Сирийской социал-националистической партии . Вальтер де Грюйтер ГмбХ & Ко КГ. ISBN 978-3-11-072909-2 . OCLC 1248759109 .
- ^ М. Мороне, Загоржик, Антонио, Ян; Акос Фервагнер, Питер (2022). «2: Антун Сааде и концепция сирийской нации». Истории национализма за пределами Европы: мифы, элитизм и транснациональные связи . Пэлгрейв Макмиллан. стр. 42, 43. ISBN. 978-3-030-92675-5 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Хусейн, Хашим. «О, вы обманули людей фальшивым панарабизмом! Мы, сирийцы, — одна целостная нация» . www.ssnp.info . Проверено 9 января 2019 г.
- ^ Сааде, Антун. «Арабизм потерпел неудачу» . www.ssnphoms.com . Проверено 9 января 2019 г.
- Сулейман, Ясир (2003). Арабский язык и национальная идентичность: исследование идеологии . Издательство Эдинбургского университета.