Пала Империя
Имперский бал | |||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
750 г. – 770 г. н.э. [ 1 ] –1161 г. н.э. [ 2 ] | |||||||||||||||
![]() | |||||||||||||||
Статус | Империя | ||||||||||||||
Капитал | Бикрампур , Паталипутра , Гауда , [ 6 ] Монгыр (Девапала), Сомапура (Дхарампала), Махипал в современном районе Муршидабад (Махипала I) [ 7 ] ,Рамавати в Варендре (Рамапала и его преемники) | ||||||||||||||
Общие языки | санскрит , [ 8 ] Прото-бенгальский [ 9 ] | ||||||||||||||
Религия | Тантрический буддизм , махаянский буддизм [ 10 ] , [ 11 ] Индуизм , [ 12 ] Шиваизм [ 13 ] | ||||||||||||||
Правительство | Монархия | ||||||||||||||
Император | |||||||||||||||
• 750–770 [ 1 ] | Гопала (первый) | ||||||||||||||
• 810–850 [ 14 ] | Девапала | ||||||||||||||
• 854–908 [ 15 ] | Нараянапала | ||||||||||||||
• 988–1036 [ 16 ] | Махипала I | ||||||||||||||
• 1139–1161 | Говиндапала (последний) | ||||||||||||||
Историческая эпоха | Постклассический | ||||||||||||||
• Учредил | 750 г. – 770 г. н.э. [ 1 ] | ||||||||||||||
• Упразднено | 1161 г. н.э. [ 2 ] | ||||||||||||||
Население | |||||||||||||||
• Оценка 1000 | 17,000,000 [ 17 ] | ||||||||||||||
| |||||||||||||||
Сегодня часть | ![]() ![]() ![]() |
Империя Пала (годы правления 750–1161 гг. Н. Э.) [ 1 ] [ 2 ] была имперской державой в постклассический период на Индийском субконтиненте . [ 18 ] который возник в районе Бенгалии . Он назван в честь правящей династии, правители которой носили имена, заканчивающиеся суффиксом Пала («защитник» на пракрите ). Империя была основана после избрания Гопалы императором Гауды в конце восьмого века нашей эры. [ 1 ] Оплот Пала располагался в Бенгалии и восточном Бихаре , куда входили крупные города Гауда , Викрамапур , Паталипутра , Монгхир , Сомапура , Рамавати ( Варендра ), Тамралипта и Джагаддала . [ 19 ]
Палы были проницательными дипломатами и военными завоевателями. Их армия была известна своим огромным корпусом боевых слонов . Их флот выполнял как торговую, так и оборонительную роль в Бенгальском заливе . [ 20 ] В зените своего развития при императорах Дхармапале и Девапале в начале девятого века империя Пала была доминирующей державой на севере Индийского субконтинента, ее территория простиралась через равнину Ганг и включала некоторые части северо-восточной Индии, Непала и Бангладеш . [ 1 ] [ 21 ] Дхармапала также оказал сильное культурное влияние через буддийского ученого Атиса Дипанкара в Тибете, а также в Юго-Восточной Азии. Контроль Палы над Северной Индией в конечном итоге был эфемерным, поскольку они боролись с Гурджара-Пратихарами и Раштракутами за контроль над Каннауджем и потерпели поражение. После недолгого упадка император Махипала I защитил имперские бастионы в Бенгалии и Бихаре от вторжений южноиндийских Чола . Император Рамапала был последним сильным правителем Палы, получившим контроль над Камарупой и Калингой . Империя была значительно ослаблена, многие территории были поглощены, а их сильная зависимость от Самантаса была раскрыта в результате восстания 11 века . В конечном итоге это привело к возрождению индуистских сенасов как суверенной власти в XII веке и окончательному изгнанию Паласов из Бенгалии их руками, что ознаменовало конец последней крупной буддийской имперской власти на субконтиненте. [ 22 ] [ 20 ] [ 23 ]
Период Пала считается одной из золотых эпох истории Бенгалии. Палас принес Бенгалии стабильность и процветание после столетий гражданской войны между враждующими подразделениями. Они продвинули достижения предыдущих бенгальских цивилизаций и создали выдающиеся произведения искусства и архитектуры. Чарьяпада традиции, положившей на прото-бенгальском языке была написана буддистскими махасиддами тантрической в свое правление основу нескольких восточноиндийских языков. Палас построил великие буддийские храмы и монастыри ( вихары ), в том числе Сомапура Махавихара и Одантапури , и покровительствовал великим университетам Наланды и Викрамашилы . Империя Пала поддерживала отношения с империей Шривиджая , Тибетской империей и арабским халифатом Аббасидов . Ислам впервые появился в Бенгалии в этот период в результате расцвета торговых и интеллектуальных контактов с Ближним Востоком. Наследие Пала до сих пор находит отражение в тибетском буддизме . [ 24 ]
История
[ редактировать ]Происхождение
[ редактировать ]
Нет четких доказательств их происхождения или ранней истории Паласа. Историки полагаются на косвенные доказательства, чтобы понять их правление, что приводит к спорам об их происхождении. [ 25 ] Согласно надписи на медной пластине Халимпура, первый царь Палы Гопала был сыном воина по имени Вапьята. Рамачаритам Варендра свидетельствует, что ( Северная Бенгалия ) была родиной ( Джанакабху ) Паласов. Этническое происхождение династии неизвестно, хотя более поздние записи утверждают, что Гопала был кшатрием или происходил из легендарной Солнечной династии . [ 26 ] В «Баллала-чарите» говорится, что Палас были кшатриями, и это утверждение повторено Таранатхой в его «Истории буддизма в Индии» , а также Ганарамом Чакрабарти в его «Дхармамангале » (оба написаны в 16 веке нашей эры). Рамачаритам также подтверждает , что пятнадцатый император Палы, Рамапала , был кшатрием . [ 25 ] По мнению Нитиша Сенгупты , подобные утверждения о принадлежности к легендарной Солнечной династии кажутся ненадежными и представляются попыткой скрыть скромное происхождение династии. [ 27 ] Династия Пала также упоминается как Шудра в некоторых источниках, таких как Манджушри-Мулакальпа . [ 26 ] Средневековый писатель Абул Фазл, придерживаясь этой традиции, описал этих царей как Каястхов . [ 25 ] [ 26 ] [ 28 ] По словам К. Н. Сахая, «мы можем претендовать на Палас также как на Каястхи». [ 29 ] Но современные ученые полагают, что Палас были убежденными буддистами, поскольку их двор стал оплотом, а их медные пластины подчеркивали буддийскую принадлежность. [ 25 ] [ 28 ]
Андре Винк упоминает, что основателем был избран Гопала, «определенно не принадлежащий к королевской крови, но, вероятно, принадлежащий к линии брахманов, превратившихся в кшатриев». [ 28 ] Точно так же персидский ученый XI века Аль-Бируни упоминает, что правители династии Пала имели брахманское происхождение. [ 30 ]
Учреждение
[ редактировать ]После падения царства Шашанки Бенгальский регион находился в состоянии анархии. Не было центральной власти, и шла постоянная борьба между мелкими вождями. Современные писания описывают эту ситуацию как матсья ньяя («рыбная справедливость», то есть ситуация, когда большая рыба поедает мелкую рыбу). Гопала взошел на трон как первый царь Пала в это время. Медная пластина Халимпура предполагает, что пракрити (народ) региона сделали его царем. [ 2 ] Таранатха, писавший почти 800 лет спустя, также пишет, что он был демократически избран народом Бенгалии. Однако его рассказ представляет собой легенду и считается исторически недостоверным. В легенде упоминается, что после периода анархии люди последовательно избрали нескольких королей, и все они были съедены королевой наг предыдущего короля в ночь после их избрания. Однако Гопалу удалось убить королеву и остаться на троне. [ 31 ] Исторические свидетельства указывают на то, что Гопала избирался не непосредственно своими гражданами, а группой феодальных вождей. Такие выборы были довольно распространены в современных обществах региона. [ 2 ] [ 31 ]
Вознесение Гопалы в 750 г. н. э. было важным политическим событием, поскольку несколько независимых вождей признали его политическую власть без какой-либо борьбы. [ 22 ] [ 32 ] консолидировав свою власть над всей Бенгалией, включая Гаур, Варендру и Бангу, а также распространив свое правление на части Магадхи . Согласно Р. К. Маджумдару , Гопала правил до 770 г. н.э. [ 2 ]
Имперская экспансия и консолидация
[ редактировать ]
Империя Гопалы была значительно расширена его сыном Дхармапалой и внуком Девапалой . Первоначально Дхармапала потерпел поражение от Пратихары правителя Ватсараджи . Позже Раштракута царь Дхрува победил Дхармапалу и Ватсараджа. После того как Дхрува ушел в регион Декан, Дхармапала построил могучую империю на севере Индии. [ 33 ] Он победил Индраюду из Каннауджа и посадил на трон Каннауджа своего кандидата Чакраюдху. Несколько других более мелких штатов Северной Индии также признали его сюзеренитет, вплоть до Джаландхары . [ 5 ] Вскоре его экспансию остановил сын Ватсараджи Нагабхата II , который завоевал Каннаудж и прогнал Чакраюдху. Затем Нагабхата II подошел к Мунгеру и победил Дхармапалу в решающей битве. Дхармапала был вынужден сдаться и искать союза с Раштракута императором Говиндой III , который затем вмешался, вторгшись в северную Индию и победив Нагабхату II. [ 34 ] [ 35 ] [ 36 ] Записи Раштракуты показывают, что и Чакраюдха, и Дхармапала признали сюзеренитет Раштракуты. На практике Дхармапала получил контроль над Северной Индией после того, как Говинда III ушел в Декан. Он принял титул Парамешвара Парамабхаттарака Махараджадхираджа . [ 22 ]
Преемником Дхармапалы стал его сын Девапала, который считается самым могущественным императором Палы. [ 22 ] Его экспедиции привели к вторжению в Прагджьотишу (современный Ассам), где король подчинился без боя, и в Уткалу (современная Северная Одиша), король которой бежал из своей столицы. [ 37 ] В надписях его преемников также говорится о нескольких других территориальных завоеваниях, совершенных им, но они, возможно, преувеличены (см. раздел «География» ниже). [ 2 ] [ 38 ]
Его старший сын Раджьяпала умер раньше него, и поэтому Махендрапала , его следующий старший сын, стал его преемником. Возможно, он сохранил обширные территории своего отца и провел дальнейшие кампании против Уткалас и Хуна. [ 39 ] Он передал свою империю в целости и сохранности своему младшему брату Шурапале I , который правил довольно обширной территорией, охватывающей Бенгалию, Бихар и Уттар-Прадеш, о чем свидетельствует его медная пластина Мирзапура. [ 40 ] Что произошло во время правления Гопалы II, сына Сурапалы I, до сих пор неизвестно. После Гопалы II линия Дхармапалы подошла к концу по неизвестным пока причинам. Потомки Дхармапалы, если таковые были, были обойдены вниманием, поскольку трон занял младший брат Дхармапалы, линия Вакапалы.
Первый период упадка
[ редактировать ]Вскоре после этого империя начала постепенно распадаться. Внук Вакапалы и сын Джаяпалы, Виграхапала I, после непродолжительного правления отрекся от престола и стал аскетом. Сын и преемник Виграхапалы Нараянапала оказался слабым правителем. Во время своего 54-летнего правления Михира Бходжа победил Паласа. [ 41 ] : 20 Воодушевленный упадком Палы, король Ассама Харджара принял императорские титулы. [ 22 ]
Сын Нарьянапалы Раджьяпала правил не менее 32 лет и построил несколько коммунальных предприятий и высоких храмов. [ 42 ] Ранее считалось, что его сын Гопала III потерял Бенгалию после нескольких лет правления и затем правил только Бихаром. Однако это было опровергнуто его надписью в Бхагалпуре, в которой он подарил брахману две деревни в Пундрабардханабхукти в Северной Бенгалии, сигнализируя о своем контроле над ними. Его сыну и следующему королю, Виграхапале II , пришлось выдерживать вторжения Чандел и Калачури . Во время его правления империя Пала распалась на более мелкие королевства, такие как Гауда, Радха, Анга и Ванга. Кантидева из Харикелы (восточная и южная Бенгалия) также принял титул Махараджадхираджа и основал отдельное королевство, которым позже правила династия Чандра . [ 22 ] Государством Гауда (Западная и Северная Бенгалия) правила династия Камбоджа Пала . Правители этой династии также носили имена, оканчивающиеся на суффикс -пала (например, Раджьяпала , Нараянапала и Наяпала ). Однако их происхождение неясно, и наиболее правдоподобная версия состоит в том, что они произошли от чиновника Палы, который узурпировал большую часть королевства Пала вместе с его столицей. [ 22 ] [ 2 ]
Возрождение при Махипале I
[ редактировать ]
Махипала I вернул себе северную и восточную Бенгалию в течение трех лет после восхождения на престол в 978 году нашей эры. Он также вернул свою столицу Гауда, которая была потеряна для Камбоджи. Он также вернул себе северную часть нынешней дивизии Бурдван . Во время своего правления Раджендра Чола I из Империи Чола часто вторгался в Бенгалию с 1021 по 1023 год нашей эры, чтобы добыть воду из Ганга, и в процессе ему удавалось смирить правителей, приобретя значительную добычу. Правителями Бенгалии, потерпевшими поражение от Раджендры Чолы, были Дхармапал, Ранасур и Говиндачандра, которые могли быть феодалами при Махипале I из династии Пала. [ 43 ] Раджендра Чола I также победил Махипалу и получил от короля Палы «слонов редкой силы, женщин и сокровищ». [ 44 ] Махипала также получил контроль над северным и южным Бихаром, вероятно, благодаря вторжениям Махмуда Газни , которые истощили силы других правителей Северной Индии. Возможно, он также завоевал Варанаси и его окрестности, поскольку его братья Стирапала и Васантапала провели строительство и ремонт нескольких священных сооружений в Варанаси. Позже царь Калачури Гангеядева аннексировал Варанаси после победы над правителем Анги, которым, вероятно, был сын Махипалы Наяпала. [ 22 ]
Второй период упадка
[ редактировать ]
Наяпала, сын Махипалы I, после долгой борьбы победил царя Калачури Карну (сына Ганггеядевы). Позже они подписали мирный договор при посредничестве буддийского ученого Атиши . Во время правления сына Наяпалы Виграхапалы III Карна снова вторгся в Бенгалию, но потерпел поражение. Конфликт закончился мирным договором, и Виграхапала III женился на дочери Карны Яуванасри. Позднее Виграхапала III потерпел поражение от вторгшегося Чалукья царя Викрамадитьи VI . Виграхапала III также столкнулся с новым вторжением во главе с королем Сомавамси Махашивагуптой Яяти из Ориссы. Впоследствии серия вторжений значительно снизила мощь Паласа. Во время его правления Варманы оккупировали Восточную Бенгалию. [ 22 ] [ 2 ]
Правление Махапалы II, преемника и старшего сына Виграхапалы III от его жены Яуванашри, хорошо описано Сандхьякаром Нанди в «Рамачаритам» . Махипала II заключил в тюрьму своих братьев Рамапалу и Сурапалу II по подозрению в заговоре против него. Вскоре после этого он столкнулся с восстанием вассальных вождей Кайбарта (рыбаков). Вождь по имени Дивья (или Диввока) убил его и оккупировал регион Варендра. Регион остался под контролем его преемников Рудака и Бхимы. Сурапала II бежал в Магадху и умер после недолгого правления. Ему наследовал его брат Рамапала, который начал крупное наступление против племянника Дивьи Бхимы. Его поддержали его дядя по материнской линии Матхана и двоюродный брат Шивараджадева из династии Раштракута, а также несколько феодальных вождей южного Бихара и юго-западной Бенгалии. Рамапала окончательно победил Бхиму, жестоко убив его и его семью. [ 22 ] [ 2 ]
Возрождение при Рамапале
[ редактировать ]
Получив контроль над Варендрой, Рамапала с некоторым успехом попытался возродить империю Пала. Он правил из новой столицы Рамавати, которая оставалась столицей Палы до конца династии. Он снизил налоги, способствовал развитию земледелия и построил коммунальные услуги. Он взял Камарупу и Рара под свой контроль и заставил Варманского короля Восточной Бенгалии принять его сюзеренитет. Он также боролся с царем Ганги за контроль над современной Ориссой; Гангам удалось аннексировать регион только после его смерти. Рамапала поддерживал дружеские отношения с царем Чола Кулоттунгой, чтобы заручиться поддержкой против общих врагов: Ганов и Чалукья. Он держал Сенов под контролем, но потерял Митхилу из-за Карната вождя по имени Наньядева, который сформировал свое собственное королевство на базе Митхилы. Он также сдержал агрессивные замыслы правителя Гахадавалы Говиндачирндры посредством брачного союза, выдав своего двоюродного брата Кумарадеви замуж за царя. [ 22 ] [ 2 ]
В районе Магадхи Валлабхараджа, искатель приключений из Ратанпура, возглавил кампанию против Рамапалы со своей оперативной базой в Бодхгае . Было высказано предположение, что в его кампании ему помогал Говиндачачандра из династии Гахадавала . Получив контроль над Бодхгаей, он обратился в буддизм и взял новое имя — Девараксита. В этот момент он заключил мир с Паласом, женившись на дочери Маханы Палы (дяди Рамапалы). Его династия стала известна как Пифипати . [ 45 ]
Окончательное снижение
[ редактировать ]Рамапала был последним сильным императором Палы, хотя его сыну Кумарапале удалось сохранить большую часть своих территорий. После его смерти в Камарупе вспыхнуло восстание во время правления его сына Кумарапалы. Восстание было подавлено Вайдьядевой, министром Кумарапалы. Вайдьядева также выиграл для своего сюзерена военно-морскую войну в южной Бенгалии. но после смерти Кумарапалы Вайдьядева практически создал отдельное царство. [ 22 ] Сын Кумарапалы, Гопала IV, взошел на трон еще ребенком, и, согласно надписи на меди Раджибпуре, его дядя Маданпала исполнял обязанности его регента. [ 46 ] Гопала IV либо погиб в бою, либо был убит Маданапалой. Во время правления Маданапалы варманы в восточной Бенгалии провозгласили независимость, а восточные Ганги возобновили конфликт в Ориссе. Маданапала захватил Мунгера у Гахадавалас, но потерпел поражение от Виджаясены, который получил контроль над южной и восточной Бенгалией. Два правителя по имени Говиндапала и Палапала правили районом Гая примерно с 1162 по 1200 год нашей эры, но конкретных доказательств их связи с имперским Паласом нет. На смену династии Пала пришла династия Сена . [ 2 ] Потомки Паласов, претендовавшие на статус кшатриев, «почти незаметно слились» с кастой каястхов . [ 47 ] [ 48 ]
География
[ редактировать ]
Границы Империи Пала менялись на протяжении всего ее существования. Хотя Палас в свое время завоевал обширный регион в Северной Индии, они не смогли удержать его надолго из-за постоянной враждебности со стороны Гурджара-Пратихара, Раштракутов и других менее могущественных царей. [ 49 ]
Никаких записей о точных границах первоначального королевства, основанного Гопалой, не имеется, но оно могло включать почти всю Бенгалию . [ 22 ] Империя Пала существенно расширилась под властью Дхармапалы. Помимо Бенгалии, он непосредственно правил нынешним Бихаром. Королевство Каннаудж (современный Уттар-Прадеш) временами находилось в подчинении Палы, которым правил его кандидат Чакраюдха. [ 22 ] Устанавливая своего кандидата на трон Каннауджа, Дхармапала организовал императорский двор. Согласно медной пластине Халимпура, выданной Дхармапалой, на этом дворе присутствовали правители Бходжи (возможно, Видарбхи ), Матсьи (район Джайпура), Мадры (Восточный Пенджаб), Куру (регион Дели), Яду (возможно, Матхуры, Дварки или Симхапуры). в Пенджабе), Явана , Аванти , Гандхара и Кира ( долина Кангра ). [ 2 ] [ 35 ] Эти короли приняли восшествие Чакраюдхи на трон Каннауджа, «уважительно кланяясь с дрожащими диадемами». [ 50 ] Это указывает на то, что его положение как суверена было принято большинством правителей, хотя это было свободное соглашение в отличие от империи Маурьев или Гуптов . Остальные правители признали военное и политическое превосходство Дхармапалы, но сохранили свои территории. [ 2 ] Поэт Соддхала из Гуджарата называет Дхармапалу Уттарапатасвамином («Повелителем Севера») за его сюзеренитет над Северной Индией. [ 51 ]

В собственной надписи Девапалы и в надписи, относящейся к его правлению, ему приписывают подчинение гурджаров, дравидов, уткалов, прагджьотисасов, хунов и камбходжей: [ 52 ] [ 53 ]
- Упомянутые Гурджары, несомненно, были Пратихарами, и предполагается, что царем Пратихары был Михир Бходжа. [ 52 ] [ 54 ]
- Царем-дравидом, упомянутым в надписях, был царь Пандьи Шри-Мара Шри-Валлабха. [ 52 ] [ 53 ] [ 54 ] [ 55 ]
- Покорение Уткаласа (династия Бхаума-Кара) естественным образом привело Девапалу к географическому контакту с южным полуостровом, и вполне естественно, что между современными правителями Палы и Пандья развились военные действия. [ 52 ] [ 53 ] [ 54 ] [ 55 ]
- Прагджьотиса или Ассам принял сюзеренитет Девапалы, и был сделан вывод, что царем Ассама был либо Праламбха, либо Харджара. [ 52 ] [ 53 ]
- Маджумдар указывает, что гуны были княжеством в Уттарапате (недалеко от Гималаев) и были подчинены Девапале. [ 52 ] [ 53 ] [ 54 ]
Его сыновьям и внуку, вероятно, удалось сохранить в неприкосновенности основную часть империи. Однако вскоре после этого империя начала распадаться. Нараянапала потерял контроль над Ассамом и Ориссой. Считалось, что он также ненадолго потерял контроль над Магадхой и северной Бенгалией, хотя теперь это опровергнуто. Гопала III потерпел серьезное поражение от царя Чандры и правил только частью северной Бенгалии. Империя Пала распалась на более мелкие королевства во время правления Виграхапалы II. Махипала вернул себе части Бенгалии, Бихара и вплоть до Варанси. Его преемники снова потеряли восточную и южную Бенгалию. Последний сильный правитель Палы, Рамапала, получил контроль над Бенгалией, Бихаром, Ассамом и частями Ориссы. [ 22 ] К моменту смерти Маданапалы королевство Пала ограничивалось частями центрального и восточного Бихара, а также северной Бенгалии. [ 22 ]
Администрация
[ редактировать ]Правило Палы было монархическим. Король был центром всей власти. Цари Палы принимали императорские титулы, такие как Парамешвара , Парамваттарака , Махараджадхираджа . Короли Пала назначали премьер-министров. Линия Гарга занимала пост премьер-министра Паласа в течение 100 лет.
- Гарга
- Дарвапани (или Дарбхапани)
- Сомешвар
- Кедармисра
- Бхатта Гуравмисра
Империя Пала была разделена на отдельные Бхукти (провинции). Бхукти были разделены на Вишая (подразделения) и Мандалы (районы). Меньшими подразделениями были Кхандала , Бхага , Авритти , Чатурака и Паттака. Администрация охватывала обширную территорию от низового уровня до императорского двора. [ 58 ]
На медных табличках Палы упоминаются следующие административные должности: [ 59 ]
- Король
- Раджаньяка
- Ранака (возможно, подчиненные вожди)
- Саманта и Махасаманта (вассальные короли)
- Махасанди-виграхика (министр иностранных дел)
- Посол (главный посол)
- Раджастан (депутат)
- охранник Главный
- Шастхадхикрта (Сборщик налогов)
- Чауроддхараника (полицейский налог)
- Шаулкака (торговый налог)
- Дашапарадхика (Сборщик наказаний)
- Тарика (сборщик платы за переправу через реку)
- Махакшапаталика (бухгалтер)
- Джьештакаястха (торговые документы)
- Кшетрапа (начальник отдела землепользования) и Праматр (руководитель отдела землеустройства)
- Махаданданайака или Дхармадхикара (главный судья)
- Махапратихара
- дандика
- Дандапашика
- Дандашакти (Полицейские силы)
- Кхола (Секретная служба).
- Сельскохозяйственные должности, такие как Гавадхакшья (руководитель молочных ферм)
- Чхагадхьякшья (руководитель козьефермы)
- Мешадьякшья (руководитель овцеводческой фермы)
- Махишадьякшья (глава фермы по выращиванию буйволов) и многие другие, подобные Вогпати.
- Вишаяпати
- Шаштадхикрута
- Даухшашадханика
- Накадхьякшья
Культура
[ редактировать ]Религия
[ редактировать ]

буддизм
[ редактировать ]Палас были покровителями буддизма Махаяны . В нескольких источниках, написанных намного позже смерти Гопалы, он упоминается как буддист, но неизвестно, правда ли это. [ 60 ] Последующие короли Пала определенно были буддистами. [ нужна ссылка ] Дхармапала сделал буддийского философа Харибхадру своим духовным наставником. Он основал монастырь Викрамашила и Сомапура Махавихара . Таранатха также приписывает ему основание 50 религиозных учреждений и покровительство буддийскому писателю Харибхадре. Девапала восстановил и расширил постройки Сомапура Махавихара, в которых также присутствуют несколько тем из эпосов Рамаяна и Махабхарата . Махипала I также приказал построить и отремонтировать несколько священных сооружений в Саранатхе, Наланде и Бодхгае. [ 22 ] Махипала гит («песни Махипалы»), набор народных песен о нем, до сих пор популярны в сельских районах Бенгалии.
В Паласе были созданы буддийские учебные центры, такие как университеты Викрамашила и Наланда . Наланда, считающийся одним из первых великих университетов в зарегистрированной истории, достиг своего расцвета под патронажем Паласа. Среди известных буддийских ученых периода Пала — Атиша , Сантараксита , Сараха , Тилопа , Бималамитра, Даншил, Дансри, Джинамитра, Джнанасримитра, Манджугхош, Муктимитра, Падманава, Самбхогабаджра, Шантаракшит, Силабхадра, Сугатасри и Вирачан.
Будучи правителями страны Гаутамы Будды , Палас приобрели большую репутацию в буддийском мире. Балапутрадева, царь Явы Саилендра, послал к нему посла с просьбой выделить пять деревень на строительство монастыря в Наланде. [ 61 ] Просьба была удовлетворена Девапалой. Он назначил брамина Вирадеву (из Нагарахара , современный Джелалабад) главой монастыря Наланда. При его дворе находился буддийский поэт Ваджрадатта (автор «Локешварашатаки»). [ 22 ] Буддийские ученые из империи Пала путешествовали из Бенгалии в другие регионы, чтобы распространять буддизм. Атиша, например, проповедовал в Тибете и на Суматре и считается одной из главных фигур в распространении буддизма Махаяны XI века.
Шиваизм
[ редактировать ]Палас продолжали покровительствовать шиваизму , и эпиграфические данные свидетельствуют о том, что Махипала I и Наяпала были посвящены в шиваиты своими королевскими наставниками. Надпись на Амагачи Виграхапалы III описывает его как «преданного поклонению Шиве», и эта традиция продолжилась при его преемнике Рамапале. Поэт Сандхьякар Нанди описывает сына Рамапалы Маданапалу как преданного Шивы. [ 13 ]
Палас поддерживал аскетов -шиваитов , обычно связанных с Голаги-Матхом. [ 62 ] изображения Вишну , Шивы и Сарасвати . Помимо изображений буддийских божеств, во время правления династии Пала были также созданы [ 63 ]
Девапала построил храм, посвященный супруге Шивы, а Махипала покровительствовал шиваитскому монастырю. Надпись 1026 года нашей эры, в которой записаны ремонтные работы буддийских построек в Сарнатхе князьями Палы, гласит, что Махипала I приказал им построить «сотни» храмов Шивы, Читраганты и других божеств в Варанаси. [ 13 ]
Надпись Нараянапалы в Бхагалпуре предполагает, что он построил несколько храмов Шивы, и записывает, что он подарил деревню Пашупатам . [ 13 ] Нараянапала также присутствовал на жертвоприношении своего министра-брамина. [ 64 ] Сиянская надпись Наяпалы предполагает, что он построил несколько храмов, посвященных Шиве и его различным аспектам (таким как Бхайрава ), а также храмы, посвященные Девяти Дургам , Богине-Матери , Вишну и Лакшми . Несмотря на это, маловероятно, что Наяпала отверг буддийское учение, поскольку Таранатха утверждает, что у него был буддийский наставник. [ 13 ]
Царица Маданапалы Читраматика подарила землю брахману по имени Ватешвара-свами Шарма в качестве вознаграждения за чтение Махабхараты . [ 65 ]
Литература
[ редактировать ]Палас покровительствовал нескольким ученым- санскритологам , некоторые из которых были их чиновниками. Композиционный стиль Гауда -рити был разработан во время правления Палы. Многие буддийские тантрические произведения были написаны и переведены во время правления Палы. Помимо буддийских ученых, упомянутых в разделе «Религия» выше, Джимутавахана , Сандхьякар Нанди , Мадхава-кара , Сурешвара и Чакрапани Датта - некоторые из других известных ученых периода Пала. [ 22 ]
Среди известных текстов Палы по философии - «Агама Шастра» Гаудапады, «Ньяя Кундали » Шридхара Бхатты и «Кармануштан Паддхати» Бхатты Бхавадевы. Включены тексты по медицине.
- Чикитса Самграха , Аюрведа Дипика , Бханумати , Шабда Чандрика и Дравья Гунасанграха Чакрапани Датта
- Шабда-Прадипа , Вриккхаюрведа и Лохпаддхати Сурешвары
- Чикитса Сарсамграха Вангасены
- Сушрата Гададхара Вайдьи
- Даябхага , Вьявохара Матрика и Калавивека Джимутаваханы
Полувымышленный эпос Сандхьякара Нанди «Рамачаритам» (12 век) является важным источником истории Палы.
Форму протобенгальского языка можно увидеть в Чарьяпадах , составленных во время правления Палы. [ 22 ]
Искусство и архитектура
[ редактировать ]
Школа скульптурного искусства Пала признана отдельной фазой индийского искусства и известна художественным гением бенгальских скульпторов. [ 66 ] Это находится под влиянием искусства Гупта . [ 67 ]
Стиль Пала был унаследован и продолжал развиваться во времена Империи Сена . За это время стиль скульптуры изменился с «Постгупта» на самобытный стиль, который оказал большое влияние в других областях и в последующие века. Фигуры божеств стали более жесткими в позе, очень часто стояли, поставив прямые ноги близко друг к другу, а фигуры часто были обильно украшены драгоценностями; у них очень часто есть несколько рук, и это соглашение позволяет им удерживать множество атрибутов и демонстрировать мудры . Типичная форма храмовых изображений представляет собой плиту с главной фигурой, размером чуть больше половины натуральной величины, с очень высоким рельефом, окруженной меньшими фигурами сопровождающих, которые могли принимать более свободные позы трибханга . Критики обнаружили, что стиль имеет тенденцию к чрезмерной проработке. Качество резьбы, как правило, очень высокое, с четкими и точными деталями. В Восточной Индии черты лица имеют тенденцию становиться резкими. [ 68 ]
Сохранилось гораздо большее количество более мелких бронзовых групп аналогичного состава, чем в предыдущие периоды. Вероятно, количество производимых товаров увеличивалось. В основном их изготавливали для домашних святынь зажиточных слоев населения и монастырей. Постепенно индуистские деятели начинают превосходить по численности буддийских, что отражает окончательный упадок индийского буддизма, даже в Восточной Индии, его последнем оплоте. [ 69 ]
-
Резные шанкхи
Как отмечалось ранее, Палас построил ряд монастырей и других священных сооружений. Сомапура Махавихара на территории современной Бангладеш является объектом Всемирного наследия . Это монастырь с комплексом площадью 21 акр (8,5 га) со 177 кельями, многочисленными ступами, храмами и рядом других вспомогательных построек. Гигантские сооружения других Вихар, в том числе Викрамашила, Одантапури и Джагаддала, являются другими шедеврами Паласа. Эти гигантские сооружения были приняты войсками Бахтияра Халджи за укрепленные замки и были снесены. [ нужна ссылка ] Искусство Бихара и Бенгалии во времена династий Пала и Сена повлияло на искусство Непала, Бирмы, Шри-Ланки и Явы. [ 70 ]
-
Сомапура Махавихара , объект Всемирного наследия, был построен Дхармапалой.
-
Декор центрального храма в Сомапуре
-
Руины Викрамашилы
Список правителей Палы
[ редактировать ]В большинстве надписей Палы в качестве даты выпуска упоминается только год правления, без какой-либо известной календарной эпохи . Из-за этого хронологию королей Пала определить трудно. [ 71 ] Основываясь на различных интерпретациях различных эпиграфов и исторических записей, разные историки оценивают хронологию Палы следующим образом: [ 72 ]
РК Маджумдар (1971) [ 73 ] | А. М. Чоудхури (1967) [ 74 ] | Б.П. Синха (1977) [ 75 ] [ не удалось пройти проверку ] | Округ Колумбия Сиркар (1975–76) [ 76 ] | ДК Гангули (1994) [ 71 ] | |
---|---|---|---|---|---|
Гопала I | 750–770 | 756–781 | 755–783 | 750–775 | 750–774 |
Дхармапала | 770–810 | 781–821 | 783–820 | 775–812 | 774–806 |
Девапала | 810– ок. 850 | 821–861 | 820–860 | 812–850 | 806–845 |
Махендрапала | NA (существование Махендрапалы было окончательно установлено благодаря хартии на медной пластине, обнаруженной позже.) | 845–860 | |||
Шурапала I | Считается альтернативным именем Виграхапалы I. | 850–858 | 860–872 | ||
Гопала II | Н.А. (медная грамота, обнаруженная в 1995 г. Текст надписи опубликован в 2009 г.) | ||||
Виграхапала I | 850–853 | 861–866 | 860–865 | 858–60 | 872–873 |
Нараянапала | 854–908 | 866–920 | 865–920 | 860–917 | 873–927 |
Раджьяпала | 908–940 | 920–952 | 920–952 | 917–952 | 927–959 |
Гопала III | 940–957 | 952–969 | 952–967 | 952–972 | 959–976 |
Виграхапала II | 960– ок. 986 | 969–995 | 967–980 | 972–977 | 976–977 |
Махипала I | 988– ок. 1036 | 995–1043 | 980–1035 | 977–1027 | 977–1027 |
Наяпала | 1038–1053 | 1043–1058 | 1035–1050 | 1027–1043 | 1027–1043 |
Виграхапала III | 1054–1072 | 1058–1075 | 1050–1076 | 1043–1070 | 1043–1070 |
Сельское хозяйство II | 1072–1075 | 1075–1080 | 1076–1078/9 | 1070–1071 | 1070–1071 |
Шурапала II | 1075–1077 | 1080–1082 | 1071–1072 | 1071–1072 | |
Рамапала | 1077–1130 | 1082–1124 | 1078/9–1132 | 1072–1126 | 1072–1126 |
Кумарапала | 1130–1140 | 1124–1129 | 1132–1136 | 1126–1128 | 1126–1128 |
Гопала IV | 1140–1144 | 1129–1143 | 1136–1144 | 1128–1143 | 1128–1143 |
Маданапала | 1144–1162 | 1143–1162 | 1144–1161/62 | 1143–1161 | 1143–1161 |
Говиндапала | 1158–1162 | ЧТО | 1162–1176 или 1158–1162 гг. | 1161–1165 | 1161–1165 |
Документ | ЧТО | ЧТО | ЧТО | 1165–1199 | 1165–1200 |
Генеалогическое древо
[ редактировать ]Династия Пала |
---|
Примечание: [ 72 ]
- Ранее историки считали, что Виграхапала I и Шурапала I — это два имени одного и того же человека. Теперь известно, что эти двое были двоюродными братьями; они либо правили одновременно (возможно, на разных территориях), либо в быстрой последовательности.
- А. М. Чоудхури отвергает Говиндапалу и его преемника Палапалу как членов императорской династии Пала.
- По мнению Б. П. Синхи, надпись Гайи можно читать либо как «14-й год правления Говиндапалы», либо как «14-й год после правления Говиндапалы». Таким образом, возможны два набора дат.
- Д.К. Гангули упоминает еще одного правителя по имени Индрадумньяпала, который известен исключительно по местным традициям. Источника его существования пока нет. [ 77 ]
- Царь Бхимапала также упоминается в Шабдапрадипе . Раджат Саньял утверждает, что, если Говиндапала и Палапала действительно признаны королями Палы, Бхимапала также должен быть им, при условии, что он был хронологически близок к Рамапале согласно формулировке текста. Однако обеим сторонам необходимо больше исторических свидетельств. [ 40 ]
- Царь по имени Гоминдрапала упоминается в рукописи, датированной четвертым годом его правления. Р. К. Маджумдар отождествляет его с Говиндапалой, а С. К. Сарасвати предполагает, что он более поздний царь Палы. [ 77 ]
Военный
[ редактировать ]Высшим военным офицером империи Пала был Махасенапати (главнокомандующий). Палас набирал наемных солдат из ряда королевств, включая Малаву , Хасу , Хуну , Кулику , Митхилу , Канрату , Лату , Одру и Манахали . Согласно современным данным, у Раштракутов была лучшая пехота, у Гурджара-Пратихара была лучшая кавалерия, а у Паласов были самые большие силы слонов. Арабский купец Сулейман утверждает, что у Паласа была армия, превосходящая армию Балхара (возможно, Раштракутов) и короля Джурза (возможно, Гурджара-Пратихара). Он также утверждает, что армия Пала наняла 10 000–15 000 человек для заправки топливом и стирки одежды. Далее он утверждает, что во время сражений король Пала будет руководить 50 000 боевых слонов . Рассказы Сулеймана, похоже, основаны на преувеличенных сведениях; Ибн Халдун упоминает количество слонов в 5000 человек. [ 78 ] [ 79 ]
Поскольку в Бенгалии не было хорошей местной породы лошадей, Палас импортировали своих кавалерийских лошадей от иностранцев, в том числе от Камбоджи. У них также был флот, который использовался как в торговых, так и в оборонных целях. [ 79 ]
См. также
[ редактировать ]История Южной Азии |
---|
![]() |

- Средние королевства Индии
- Наланда
- Викрамашила
- Сомапура Махавихара
- Джагаддала Махавихара
- Одантапури
- Куркихарский клад
Источники
[ редактировать ]К основным источникам информации об империи Пала относятся: [ 80 ]
- Пала-аккаунты
- Различные эпиграфы, монеты, скульптуры и архитектура.
- Рамачарита , санскритское произведение Абхинанды (9 век).
- Рамачаритам , санскритский эпос Сандхьякара Нанди (12 век).
- Субхасита Ратнакоса , санскритский сборник Видьякары (ближе к концу правления Палы)
- Другие аккаунты
- Силсилтут-Тауарих работы арабского купца Сулеймана (851 г. н. э.), который называл королевство Пала Рухми или Рахма.
- Dpal dus khyi 'khor lo'i chos bskor gyi byung khungs nyer mkh (История буддизма в Индии) Таранатхи (1608 г.) содержит несколько традиционных легенд и слухов о правлении Палы.
- Айн-и-Акбари работы Абу'л-Фазла (16 век)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и RC Маджумдар (1977). Древняя Индия . Мотилал Банарсидасс. стр. 268, 172, 170. ISBN. 978-81-208-0436-4 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Сенгупта 2011 , стр. 39–49.
- ^ Шварцберг, Джозеф Э. (1978). Исторический атлас Южной Азии . Чикаго: Издательство Чикагского университета. п. 146, карта XIV.2(г). ISBN 0226742210 .
- ^ Маджамдар, Рамеш (1948). История Бенгалии . Университет Дакки, 1943. с. 172. ИСБН 9788176464062 .
- ^ Jump up to: а б Даниэлу, Ален (11 февраля 2003 г.). Краткая история Индии . Саймон и Шустер. п. 144. ИСБН 978-1-59477-794-3 .
Империя Дхармапалы , простиравшаяся от Бенгальского залива до Дели и от Джаландхары до гор Виндхья .
- ^ Майкл С. Ховард (2012). Транснационализм в древних и средневековых обществах: роль трансграничной торговли и путешествий . МакФарланд. п. 72. ИСБН 978-0-7864-9033-2 .
- ^ Хантингтон 1984 , с. 56.
- ^ Сенгупта 2011 , с. 102: Санскрит продолжал оставаться языком при Сасанке, династиях Пала и Сен.
- ^ Баджпай, Лопамудра Майтра (2020). Индия, Шри-Ланка и регион СААРК: история, народная культура и наследие . Абингдон: Тейлор и Фрэнсис. п. 141. ИСБН 978-1-00-020581-7 .
- ^ Амалананда Гош (1939). Путеводитель по Наланде . Центральная археологическая библиотека, Нью-Дели. п. 44.
Императоры Пала владели Восточной Индией с восьмого по двенадцатый век нашей эры и были известны своим покровительством буддизму Махаяны. В то же время они основали другие монастыри в Викрамашиле, Сомапуре, Одантапури и Джагаддале, что могло внести раскол в деятельность буддийских ученых.
- ^ Сен, Сайлендра Нат (1999). Древняя индийская история и цивилизация . Нью Эйдж Интернэшнл. п. 285. ИСБН 978-81-224-1198-0 .
- ^ Флотен, Ларс Торе (4 октября 2016 г.). Индуистский национализм, история и идентичность в Индии: рассказ об индуистском прошлом под руководством БДП . Рутледж. п. 86. ИСБН 978-1-317-20871-6 .
Короли Пала также покровительствовали индуизму. Они делали пожертвования на обучение и в образовательных целях.
- ^ Jump up to: а б с д и Алексис Сандерсон (2009). «Эпоха шиваизма: рост и доминирование шиваизма в период раннего средневековья» . В Синго Эйноо (ред.). Возникновение и развитие тантризма . Институт восточной культуры Токийского университета. стр. 108–115. ISBN 9784903235080 .
- ^ Р. К. Маджумдар (1971). История Древней Бенгалии . Г. Бхарадвадж. стр. 161–162.
- ^ Р. К. Маджумдар (1971). История Древней Бенгалии . Г. Бхарадвадж. стр. 161–162.
- ^ Р. К. Маджумдар (1971). История Древней Бенгалии . Г. Бхарадвадж. стр. 161–162.
- ^ Ютта Болт; Роберт Инклэр; Герман де Йонг; Ян Люитен ван Занден (2018). «База данных проекта Мэддисон, версия 2018» .
- ^ Сайлендра Нат Сен (1999). Древняя индийская история и цивилизация . Нью Эйдж Интернэшнл. стр. 280–. ISBN 978-81-224-1198-0 .
- ^ Сатиш Кумар, Сатиш; Джа, Тушар (2017). «Контуры стратегии политической легитимации правителей династии Пала в Бенгалии-Бихаре (730–1165 гг. н.э.)» . Труды Индийского исторического конгресса . 78 : 49–58. JSTOR 26906068 .
- ^ Jump up to: а б Радж Кумар (2003). Очерки Древней Индии . Издательство Дискавери. п. 199. ИСБН 978-81-7141-682-0 .
- ^ Сайлендра Нат Сен (1999). Древняя индийская история и цивилизация . Нью Эйдж Интернэшнл. стр. 280–. ISBN 978-81-224-1198-0 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т Сайлендра Нат Сен (1999). Древняя индийская история и цивилизация . Нью Эйдж Интернэшнл. стр. 277–287. ISBN 978-81-224-1198-0 .
- ^ Фуруи, Рёске (2020). Земля и общество в ранней Южной Азии: Восточная Индия, 400-1250 гг . н.э. Рутледж. стр. 173–174. ISBN 978-1-138-49843-3 .
- ^ Дахия, Пунам Далал (15 сентября 2017 г.). ЭЛЕКТРОННАЯ КНИГА ДРЕВНЯЯ И СРЕДНЕВЕКОВАЯ ИНДИЯ . Макгроу-Хилл Образование. стр. 411–414. ISBN 978-93-5260-673-3 .
- ^ Jump up to: а б с д Бинод Бихари Сатпати. «Политико-социальная и административная история Древней Индии (с 1-го века до нашей эры по 8-й век нашей эры)» (PDF) . DDCE Уткальский университет .
- ^ Jump up to: а б с Багчи 1993 , с. 37.
- ^ Сенгупта 2011 , с. 40.
- ^ Jump up to: а б с Подмигните, Андре (1991). Аль-Хинд, Создание индо-исламского мира, Том 1 . Академическое издательство «Брилл». стр. 265, 269. ISBN. 978-90-04-09509-0 .
- ^ Кешари Н. Сахай (2001). Амбастха Каястха: Эволюция семьи и ее социокультурные аспекты . Издательство Содружества (Оригинал: Мичиганский университет). п. 11. ISBN 978-8-1716-9660-4 .
Доманадас, предок великого Вайдья Кулина Ваманадаса, женился на семье Каястха Пала. Пала также была фамилией Каястхи, и мы можем называть Паласа также Кайастхой.
- ^ Бируни, Мухаммад (24 мая 2012 г.). Индия Альберуни: отчет о религии, философии, литературе, географии, хронологии, астрономии, обычаях, законах и астрологии Индии около 1030 года нашей эры . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-1-108-04720-3 .
- ^ Jump up to: а б Биплаб Дасгупта (2005). Европейская торговля и колониальные завоевания . Гимн Пресс. стр. 341–. ISBN 978-1-84331-029-7 .
- ^ Багчи 1993 , с. 3,4.
- ^ Биндешвари Прасад Синха (1977). Династическая история Магадхи . Нью-Дели: Публикации Абхинава. стр. 175–176. ISBN 978-81-7017-059-4 .
- ^ Джон Эндрю Аллан; Сэр Т. Уолсли Хейг (1934). Кембриджская краткая история Индии . Компания Макмиллан. п. 143.
Дхармапала сверг Индрараджу, царя Канауджа, и поставил на престол Чакраюду... Поэтому Дхармапала вторгся в Канаудж и посадил на трон Индраюдхи своего собственного кандидата... Дхармапала был вынужден вскоре встретиться с другими соперниками в лице царей Гурджары, Ватсараджа и Нагабхата II... Дхармапала быстро потерял свое доминирующее положение и был вынужден искать союза с Говиндой III против Нагабхата.
- ^ Jump up to: а б Биндешвари Прасад Синха (1977). Династическая история Магадхи . Нью-Дели: Публикации Абхинава. п. 177. ИСБН 978-81-7017-059-4 .
Дхармапала после победы над Индраюдхой и захвата Кануаджа перешел к Чакраюдхе, который был вассальным царем Кануаджа, подчинявшимся Дхармапале ... Таким образом, Дхармапала был признан верховным правителем почти всей Северной Индии как бходжи Берара, Кира (район Кангра), Гандхара (Западный Пенджаб), Панчала (район Рамнагар в УП), Куру (восточный Пенджаб), Мадра (Центральный Пенджаб), Аванти (Малва), Ядус (Матхура или Дварка или Симхапура в Пенджабе), Матсья (часть Раджпутаны) были его вассалами.
- ^ Биндешвари Прасад Синха (1977). Династическая история Магадхи . Нью-Дели: Публикации Абхинава. п. 179. ИСБН 978-81-7017-059-4 .
Нагабхата-II победил Чакраюдху и занял Канаудж... битва между царем Ванги и Нагабхаттой, в которой последний вышел победителем... возможно, произошла в Мудгагири (Монгыре в Бихаре). Если это так, то это показывает крайнее унижение Дхармапалы и усиливает подозрения, что в качестве мести он мог сдаться Говинде III и приветствовать его, когда тот вторгся в Северную Индию.
- ↑ Бхагалпурская хартия Нараянапалы, 17 год, стих 6, Индийский антиквар , XV стр. 304.
- ^ Биндешвари Прасад Синха (1977). Династическая история Магадхи . Нью-Дели: Публикации Абхинава. п. 185. ИСБН 978-81-7017-059-4 .
- ^ Бхаттачарья, Суреш Чандра, Короли Пала в Бадал Прашасти - подведение итогов , Журнал древней индийской истории, Калькуттский университет, Том. XXIV , 2007–08, стр. 73–82.
- ^ Jump up to: а б Саньял, Раджат (1 января 2014 г.). «Пала-Сена и другие» . История Древней Индии Том 5 Политическая история и управление (750-1300 гг. н. э.) (Региональные державы и их взаимодействие) . 5 .
- ^ Сен, SN, 2013, Учебник средневековой истории Индии, Дели: Primus Books, ISBN 9789380607344
- ^ Гангули, Дилип Кумар (1994). Древняя Индия, история и археология . Публикации Абхинава. ISBN 9788170173045 .
- ^ Сенгупта 2011 , с. 45.
- ^ Джон Кей (2000). Индия: История . Гроув Пресс. п. 220. ИСБН 978-0-8021-3797-5 .
- ^ Балог, Дэниел (2021). Загадки Пифипати: Хранители Алмазного Трона . Публикации исследований Британского музея. стр. 40–58. ISBN 9780861592289 .
- ^ Фуруи, Рёске (январь 2015 г.). «Раджибпурские надписи на медной пластине Гопалы IV и Маданапалы » Пратна Самикша: Археологический журнал . Новая серия.
- ^ Андре Винк (1991). Аль-Хинд, Создание индо-исламского мира, Том 1 . Академическое издательство «Брилл». п. 269. ИСБН 978-90-04-09509-0 . Проверено 3 сентября 2011 г.
- ^ Итон, Ричард Максвелл (1996). Расцвет ислама и границы Бенгалии, 1204–1760 гг . Издательство Калифорнийского университета. стр. 102–103. ISBN 978-0-52020-507-9 .
- ^ Багчи 1993 , с. 4.
- ^ Пол 1939 , с. 38.
- ^ Багчи 1993 , с. 39–40.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Чакрабарти, Дилип К. (1992). Древний Бангладеш: исследование археологических источников . Издательство Оксфордского университета. стр. 74–75. ISBN 978-0-19-562879-1 .
- ^ Jump up to: а б с д и Рахман, Шах Суфий Мостафизур (2000). Археологические исследования в Богринском районе: от раннеисторического периода до раннего средневековья . Международный центр изучения бенгальского искусства. стр. 50–52. ISBN 978-984-8140-01-7 .
- ^ Jump up to: а б с д Маджумдар, RC (2009). История и культура индийского народа, Том 04, Эпоха имперского Канауджа . Общественный ресурс. Бхаратия Видья Бхаван. стр. 50–51.
- ^ Jump up to: а б Другие, Музаффар Х. Сайед и (20 февраля 2022 г.). История индийской нации: Древняя Индия . Публикации КК.
- ^ Чандра, Сатиш (2004). Средневековая Индия: От султаната до Великих Моголов-Делийского султаната (1206-1526) - Часть первая . Публикации Хар-Ананда. стр. 19–20. ISBN 978-81-241-1064-5 .
- ^ Шварцберг, Джозеф Э. (1978). Исторический атлас Южной Азии . Чикаго: Издательство Чикагского университета. п. 32, 146. ISBN 0226742210 .
- ^ Пол 1939 , с. 122–124.
- ^ Пол 1939 , с. 111–122.
- ^ Хантингтон 1984 , с. 39.
- ^ П.Н. Чопра; Б.Н. Пури; М. Н. Дас; AC Прадхан, ред. (2003). Всеобъемлющая история Древней Индии (набор из 3 томов) . Стерлинг. стр. 200–202. ISBN 978-81-207-2503-4 .
- ^ Багчи 1993 , с. 19.
- ^ Кришна Чайтанья (1987). Искусство Индии . Публикации Абхинава. п. 38. ISBN 978-81-7017-209-3 .
- ^ Багчи 1993 , с. 100.
- ^ Шаханара Хусейн (1985). Социальная жизнь женщин в Бенгалии раннего средневековья . Азиатское общество Бангладеш. п. 65. OCLC 14166072 .
- ^ Чоудхури, AM (2012). «Династия Пала» . В исламе Сираджуль ; Джамал, Ахмед А. (ред.). Банглапедия: Национальная энциклопедия Бангладеш (второе изд.). Азиатское общество Бангладеш .
- ^ Рустам Джехангир Мехта (1981). Шедевры индийской бронзы и металлической скульптуры . Тарапоревала. п. 21. ISBN 9780865900479 .
- ^ Харл, 212–216; Крейвен, 170, 172–176.
- ^ Харл, 212; Крейвен, 176 лет
- ^ Стелла Крамриш (1994). Изучение сакрального искусства Индии. Избранные сочинения Стеллы Крамриш . Издательство Мотилал Банарсидасс. п. 208. ИСБН 978-81-208-1208-6 .
- ^ Jump up to: а б Дилип Кумар Гангули (1994). Древняя Индия, история и археология . Абхинав. стр. 33–41. ISBN 978-81-7017-304-5 .
- ^ Jump up to: а б Сьюзан Л. Хантингтон (1984). Скульптурные школы «Паала-Сена» . Архив Брилла. стр. 32–39. ISBN 90-04-06856-2 .
- ^ Р. К. Маджумдар (1971). История Древней Бенгалии . Г. Бхарадвадж. стр. 161–162.
- ^ Абдул Момин Чоудхури (1967). Династическая история Бенгалии, ок. 750–1200 гг . н.э. Азиатское общество Пакистана. стр. 272–273.
- ^ Биндешвари Прасад Синха (1977). Династическая история Магадхи, ок. 450–1200 гг. н.э. Публикации Абхинава. стр. 253–. ISBN 978-81-7017-059-4 .
- ^ Динешчандра Сиркар (1975–1976). «Индологические заметки - Хронология королей Пала Р. К. Маджумдара». Журнал древней индийской истории . IX : 209–10.
- ^ Jump up to: а б Гангули, Дилип Кумар (1994). Древняя Индия, история и археология . Публикации Абхинава. ISBN 9788170173045 .
- ^ Пол 1939 , с. 139–143.
- ^ Jump up to: а б Сенсарма, П. (1977). Военная история Бенгалии . Мичиганский университет. п. 24.
Хотя Бенгалия никогда не была хорошим местом для разведения лошадей, и местные лошади... импортируют лошадей из Камбоджи, региона, известного своими лучшими породами лошадей...
- ^ Багчи 1993 , стр. 2–3.
Библиография
[ редактировать ]- Багчи, Джуну (1993). История и культура Палов Бенгалии и Бихара, Cir. 750 г. н. э. – ок. 1200 г. н. э. Публикации Абхинава. ISBN 978-81-7017-301-4 .
- Крейвен, Рой К. , Индийское искусство: краткая история , 1987, Thames & Hudson (Praeger в США), ISBN 0500201463
- Харл, Дж. К., Искусство и архитектура индийского суббинента , 2-е изд. 1994, издательство Йельского университета. ( История искусства Пеликана ), ISBN 0300062176
- Хантингтон, Сьюзен Л. (1984). Скульптурные школы «Паала-Сена» . Архив Брилла. ISBN 90-04-06856-2 .
- Пол, Прамод Лал (1939). Ранняя история Бенгалии . Индийская история. Том. 1. Индийский исследовательский институт. Архивировано из оригинала 17 августа 2016 года . Проверено 28 марта 2014 г.
- Сенгупта, Нитиш К. (2011). Земля двух рек: история Бенгалии от Махабхараты до Муджиба . Книги Пингвинов Индия. стр. 39–49. ISBN 978-0-14-341678-4 .