Cessna Citation II
Cessna Citation II/IISP/SII Цитирование Браво | |
---|---|
Роль | Корпоративный самолет |
Национальное происхождение | Соединенные Штаты |
Производитель | Цессна |
Первый полет | 31 января 1977 г. |
Произведено | 1978–2006 |
Количество построенных | 1184: 688 II и II/SP, 160 S/II, 336 Браво [ 1 ] |
Разработано на основе | Cessna Citation I |
Развитый в | Cessna Citation V |
Модели Cessna Citation II — это легкие корпоративные самолеты, построенные компанией Cessna как часть семейства Citation . Созданная на основе Citation I , модель 550 была анонсирована в сентябре 1976 года, первый полет состоялся 31 января 1977 года и была сертифицирована в марте 1978 года. II /SP представляет собой однопилотную версию, улучшенный S/II впервые поднялся в воздух 14 февраля 1984 года, а Citation Bravo , удлиненный S/II с новой авионикой и более мощными турбовентиляторными двигателями P&WC PW530 A, впервые поднялся в воздух 25 апреля 1995 года. ВМС США приняли на вооружение версию S/II как Т-47А . Производство было прекращено в 2006 году после того, как было поставлено 1184 экземпляра всех вариантов.
Проектирование и разработка
[ редактировать ]Citation II (модель 550) был разработан для обеспечения такой же послушной управляемости на малых скоростях и хороших характеристик на ближнем поле, что и предыдущий Citation I, при этом устраняя основную критику этого самолета - его относительно низкую крейсерскую скорость около 350 узлов (650 км). /ч) на высоте. [ 2 ] II удлиняет фюзеляж Citation I на 1,14 м (3 фута 9 дюймов), увеличивая вместимость до десяти (два пилота и восемь пассажиров), а полную массу до 13 300 фунтов (6 000 кг). Размах крыла был увеличен на 5,1 фута (1,6 м), запас топлива увеличен с 544 галлонов США (2060 л) до 742 галлонов США (2810 л), а также более мощные Pratt & Whitney Canada JT15D-4 двигатели мощностью 2500 фунтов силы (11 кН). были установлены для более высокой крейсерской скорости 385 узлов (713 км / ч) и большей дальности полета 1159 морских миль (2146 км). [ 3 ] [ 4 ] Интерьер кабины также был переработан, чтобы увеличить высоту над головой на 5 дюймов (13 см). [ 5 ]
О расширенном Citation было объявлено в сентябре 1976 года, первый полет он совершил 31 января 1977 года, а сертификат FAA был выдан в марте 1978 года. [ 3 ] II /SP (модель 551) представляет собой однопилотную версию, сертифицированную по несколько менее строгим стандартам FAR Part 23 , с немного уменьшенной максимальной взлетной массой (MTOW) до 12 500 фунтов (5700 кг) и небольшими изменениями в оборудовании кабины. Поскольку в остальном II и II/SP во многом схожи, уменьшение взлетной массы II/SP на 800 фунтов (360 кг) часто требует работы с уменьшенной загрузкой топлива, что сокращает дальность полета самолета с нагрузкой по сравнению со стандартным II. И II, и II/SP требуют специальной подготовки для управления одним пилотом. [ 2 ] Всего было поставлено 688 самолетов II и II/SP. [ 1 ]
Цитирование S/II
[ редактировать ]Об улучшенном Citation S/II (модель S550) было объявлено в октябре 1983 года, а первый полет он совершил 14 февраля 1984 года, а затем прошел сертификацию в июле. Он получил сверхкритический профиль крыла со стреловидным основанием крыла, элеронов и закрылков уплотнениями зазоров , а также жидкостную противообледенительную систему вместо пневматических противообледенительных башмаков, которые использовались на более ранних Citationх. [ 2 ] [ 3 ] [ 6 ] Для дальнейшего снижения лобового сопротивления были переработаны пилоны фюзеляжа и мотогондолы , а также добавлены обтекатели мотогондолы. [ 2 ] [ 6 ] Запас топлива был увеличен на 120 галлонов США (450 л). Результатом улучшений стала крейсерская скорость 403 узлов (746 км/ч) — более 400 узлов, которые Cessna считает важным маркетинговым ориентиром — и запас хода 1378 морских миль (2552 км) с 45-минутным запасом топлива . . [ 7 ] Улучшенные двигатели JT15D-4B мощностью 2500 фунтов силы (11 кН) имели компоненты с более высоким температурным номиналом, что позволяло увеличить тягу на больших высотах. [ 2 ]
S/II заменил II в 1984 году, но некоторые потенциальные покупатели возражали против резкого повышения цены с 2,6 миллиона долларов США за II до 3,3 миллиона долларов США за S/II, что побудило Cessna вновь представить II. [ 2 ] в конце 1985 года; оба были построены до тех пор, пока не был представлен Bravo. [ 3 ] Поставки S/II составили 160 самолетов, включая пятнадцать самолетов Т-47А, закупленных ВМС США . [ 1 ] [ 8 ] Более высокие характеристики S/II в сочетании с относительно небольшим объемом производства привели к значительно более высокому спросу на рынке подержанных самолетов по сравнению со стандартными II и II/SP. [ 2 ]
Правительственные варианты
[ редактировать ]Таможенная и пограничная служба США приобрела десять самолетов Citation II, оснащенных радаром управления огнем (первоначально это (V) F-16 был AN/APG-66 , позже система Selex ES Vixen 500E) и системой визуализации WF-360TL. [ 9 ] Эти самолеты эффективно использовались в Панаме, Гондурасе, Колумбии, Перу, Венесуэле, Мексике и Арубе. Аналогичный самолет ОТ-47Б создан на базе Cessna Citation V. планера
Т -47А представлял собой модифицированную версию Citation S/II (модель 552) для ВМС США с уменьшенным размахом крыла на 5 футов (1,5 м) и элеронами с гидравлическим усилителем для повышения маневренности и тягой 2900 фунтов силы (13 кН). JT15D- 5 двигателей, окно в крыше кабины для лучшей видимости пилота при жестком маневрировании, усиленные лобовые стекла для защиты от столкновений с птицами при скоростных вылетах на малых высотах, несколько радиолокационных пультов и радиолокационная система AN/APQ-167 . [ 10 ] [ 11 ] Пятнадцать самолетов, предназначенных для замены североамериканских Т-39D радиолокационных систем в качестве учебно-тренировочных самолетов , были закуплены в 1984 году для обучения военно-морских офицеров радиолокационного перехвата . [ 10 ]
Все самолеты Т-47А эксплуатировались с регистрационными номерами гражданских самолетов учебной авиационной эскадрильей VT-86, базирующейся на авиабазе ВМС Пенсакола , Флорида. 20 июля 1993 года десять из пятнадцати самолетов были уничтожены, когда подрядчик по кровельным работам случайно поджег ангар в Форбс-Филд , где компания Cessna хранила самолеты. Пятеро выживших впоследствии были переданы Cessna и другим гражданским владельцам. [ 12 ]
Цитирование Браво
[ редактировать ]Citation Bravo совершил первый полет 25 апреля 1995 года, получил сертификацию в августе 1996 года и впервые был доставлен в феврале 1997 года. Он оснащен новыми турбовентиляторными двигателями P&WC PW530 A, современной Honeywell Primus авионикой EFIS, обновленным интерьером Citation Ultra и основной ходовой частью с продольным звеном . [ 3 ] Производство Bravo прекратилось в конце 2006 года после того, как было поставлено 336 экземпляров. [ 1 ]
Его более эффективный PW530A создает на 15 % больше тяги при взлете и на 23 % на высоте. Он сжигает 1100 фунтов (500 кг) топлива за первый час, снижаясь до 750–830 фунтов (340–380 кг) за второй час при крейсерской скорости 360–365 узлов (667–676 км/ч) на эшелоне FL410–430, а затем 637 фунтов (289 кг) в третий час на скорости 350 узлов (650 км/ч) и эшелоне 450. Капитальный ремонт двигателя каждые 4000 часов стоит 1 миллион долларов или 275 долларов при почасовой мощности . В 2018 году стоимость моделей начала 1997 года будет начинаться с 800 000 долларов, а за самолеты 2006 года — до 1,7 миллиона долларов. На смену Bravo пришел более качественный, но более дорогой Citation CJ3 . Конкурирующий Beechjet 400 A просторнее и быстрее, но требует больше топлива и большей взлетно-посадочной полосы, тогда как компактный Learjet 31 A быстрее, но имеет меньшую дальность полета. Более быстрый и дорогой Citation V Ultra имеет длинную кабину, но потребляет больше топлива. [ 13 ]
Обновления
[ редактировать ]К декабрю 2006 года компания Clifford Development в Огайо запустила программу по модернизации двигателей Citation II с двигателями Williams FJ44-3 мощностью 3000 фунтов силы (13 кН) за 1,9 миллиона долларов (~ 2,76 миллиона долларов в 2023 году). [ 14 ] Клиффорд ожидал, что в течение 12 месяцев STC будет иметь более быстрый крейсерский полет на 21%, большую дальность полета на 29%, лучшую скороподъемность с одним двигателем на 34% и лучшую топливную экономичность на 20%. [ 14 ] К маю 2007 года компания Sierra Industries в Техасе также разрабатывала аналогичную модификацию, поскольку на нее претендовали 900 Citations, непосредственно в качестве брокера и поставщика MRO , в то время как Клиффорд должен был лицензировать свою STC. [ 15 ]
В сентябре 2008 года ФАУ предоставило компании Sierra Industries разрешение STC. [ 16 ] Super S-II совершил свой первый полет 26 сентября. [ 17 ] В 2009 году переоборудование обошлось в 1,9 миллиона долларов, в результате чего стоимость переоборудованного Citation II составила 3,5–4,6 миллиона долларов. [ 18 ] Потолок увеличен с эшелона полета 410 до эшелона 430 и достигается непосредственно за 25 минут при максимальной взлетной массе с увеличенной тягой с 2500 до 2820 фунтов силы (с 11,1 до 12,5 кН) каждый. [ 18 ] Двухканальный FADEC позволяет значительно снизить остаточную тягу, устраняя необходимость в реверсорах тяги . [ 18 ] Максимальная полезная нагрузка топлива увеличена с 328 до 1278 фунтов (с 149 до 580 кг) для Citation II, а S-II может перевозить на 400 фунтов (180 кг) больше, чем первоначальные 1036 фунтов (470 кг). [ 18 ]
Крейсерская скорость выше на 45–400 узлов (от 83 до 741 км/ч) для модели 550 и на 35–420 узлов (от 65 до 778 км/ч) для Citation S-II. [ 18 ] Переоборудованный 550 на 25% более экономичен, чем оригинал с двигателем JT15D при той же скорости, и сжигает 775 фунтов (352 кг) топлива в час при скорости 390 узлов (720 км/ч). [ 18 ] Пробег 550 увеличен на 397–1775 миль (с 735 до 3287 км), а для S550 – на 461–2300 миль (с 854 до 4260 км). [ 18 ] S550 с обновленным двигателем может развивать скорость 446 узлов (826 км/ч) на эшелоне FL270. [ 19 ] Клиффорд и его партнер Stevens Aviation также могут обновить кабину экипажа с помощью авионики Collins ProLine 21 и отремонтировать салон. [ 20 ] Клиффорд рекламировал оптимальную крейсерскую скорость на 14% выше и расход топлива S550 на 32% ниже. [ 21 ] Sierra объявляла о дальности полета по IFR / VFR 1890 и 2064 миль (3500 и 3823 км) для Super II с новым двигателем; или дальность полета по IFR/VFR 2340 и 2610 миль (4330 и 4830 км) для Super S-II с обновленным двигателем. [ 22 ] К июню 2012 года Sierra Industries модернизировала 59 различных самолетов Citation на FJ44, а также модернизировала авионику и модифицировала планер. [ 23 ]
Варианты
[ редактировать ]- Citation II (модель 550), расширенная версия модели 500 с увеличенным размахом крыла, запасом топлива и полной массой, впервые произведенная в 1978 году. [ 4 ] Первоначально заменен на S/II в производстве, но был возвращен и производился параллельно с S/II, пока не был представлен Bravo. [ 3 ] [ 24 ]
- Citation II/SP (модель 551), однопилотная версия модели 550 с уменьшенной полной массой. [ 2 ] [ 3 ] [ 25 ]
- Citation S/II (модель S550), развитие модели 550, представленной в 1984 году, отличающейся сверхкритическим крылом со стреловидной корневой частью крыла, увеличенным запасом топлива и различными незначительными улучшениями. Первоначально заменил II в производстве. [ 3 ] [ 26 ] [ 27 ]
- Т-47А (модель 552), учебно-тренировочная версия радиолокационных систем ВМС США S/II с укороченным размахом крыла, усиленными лобовыми стеклами, окнами в крыше кабины, более мощными двигателями JT15D-5 и военной техникой. [ 10 ]
- Citation Bravo (модель 550 Bravo), [ 1 ] обновленный S/II с новыми двигателями PW530A, шасси и авионикой Primus 1000. [ 28 ] [ ненадежный источник? ] [ 29 ] Последний Citation Bravo сошел с конвейера в конце 2006 года, завершив почти 10-летний производственный цикл из 337 самолетов. [ 30 ]
Операторы
[ редактировать ]Военные операторы
[ редактировать ]- Аргентина
- Колумбия
- Эквадор
- Мьянма
- ВВС Мьянмы
- Нигерия
- Пакистан
- Саудовская Аравия
- ЮАР
- Испания
- Швеция
- Турция
- Соединенные Штаты
- Венесуэла
Гражданские операторы
[ редактировать ]- Австрия
- Тирольская воздушная скорая помощь [ 37 ]
- Дания
- Канада
Оператор авиакомпании
[ редактировать ]С конца 1980-х по 1990 год Citation также эксплуатировалась по крайней мере одной авиакомпанией, выполнявшей регулярные пассажирские перевозки, Enterprise Airlines в США. [ 38 ] [ 39 ]
Аварии и происшествия
[ редактировать ]- 26 мая 1993 года самолет Cessna 550 приземлился в аэропорту Саутгемптона , Англия, с заявленной попутным ветром 15 узлов (28 км/ч; 17 миль в час), тогда как в руководстве по летной эксплуатации указан максимальный предел попутного ветра 10 узлов (19 км/ч). ; 12 миль в час); при таком попутном ветре требуемая посадочная дистанция была больше доступной. Самолет вылетел за пределы взлетно-посадочной полосы через ограждение по периметру аэропорта и скатился по насыпи на автомагистраль М27 , где столкнулся с двумя автомобилями и загорелся. Два летных экипажа получили легкие травмы, а трое пассажиров автомобиля также получили легкие травмы. Самолет был уничтожен. [ 40 ]
- 4 сентября 2022 года во время крушения Cessna Citation в Балтийском море в 2022 году самолет Cessna 551, направлявшийся из Хереса , Испания, не приземлился в намеченном пункте назначения, Кельне , Германия, а вместо этого продолжил полет через Германию и Балтийское море Балтийское море , где в конечном итоге и пересек . закончилось топливо и разбился в море у Вентспилса , Латвия. Пилот сообщил о проблемах с кондиционером и наддувом в начале полета, но позже перестал отвечать на сообщения. Возможная причина крушения заключается в том, что из-за потери давления в кабине все находившиеся на борту потеряли сознание. [ 41 ]
- 8 июля 2023 года самолет Cessna 550 разбился в тумане после второй попытки приземления в аэропорту Френч-Вэлли в Калифорнии, прервав первую попытку. Самолет пролетел мимо взлетно-посадочной полосы на 500 футов, врезался в поле и загорелся. В результате крушения погибли шесть пассажиров самолета. [ 42 ] [ 43 ]
Технические характеристики (Cessna S550 Citation S/II)
[ редактировать ]Данные Jane's All the World's Aircraft, 1993–94 гг. [ 44 ]
Общие характеристики
- Экипаж: Два пилота (Один пилот на II/SP)
- Вместимость: от шести до восьми пассажиров.
- Длина: 47 футов 8 + 1 ⁄ 2 дюйма (14,542 м)
- Размах крыльев: 52 фута 2 + 1 ⁄ 2 дюйма (15,913 м)
- Высота: 15 футов 0 дюймов (4,57 м)
- Площадь крыла: 342,6 кв. футов (31,83 м ). 2 )
- Профиль крыла : NACA 23000 [ 13 ]
- Пустой вес: 8059 фунтов (3656 кг)
- Максимальный взлетный вес: 15 100 фунтов (6 849 кг)
- Запас топлива: 862 галлона США (718 имп галлонов; 3260 л) полезного топлива
- Силовая установка: 2 Pratt & Whitney Canada JT15D -4B турбовентиляторных двигателя с тягой 2500 фунтов силы (11 кН) каждый.
Производительность (выше 29 315 футов (8 935 м))
- Максимальная скорость: 0,721 Маха.
- Крейсерская скорость: 403 узла (464 миль в час, 746 км/ч) на высоте 35 000 футов (11 000 м)
- Скорость сваливания: 82 узла (94 миль в час, 152 км/ч) ( CAS )
- Запас хода: 1998 миль (2299 миль, 3700 км) (при максимальном топливе)
- Практический потолок: 43 000 футов (13 000 м) (максимальная рабочая высота)
- Скорость набора высоты: 3040 футов/мин (15,4 м/с).
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и «Технический обзор серии 500» . Текстрон Авиация . 28 апреля 2015. Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 18 декабря 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Хорн, Томас А. (апрель 2011 г.). «II для дороги: Citation II на рынке подержанных автомобилей» . AOPA Pilot Turbine Edition . Фредерик, Мэриленд: Ассоциация владельцев самолетов и пилотов . Проверено 7 ноября 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Cessna Citation II и Bravo от Airliners.net
- ^ Перейти обратно: а б Шуровый 1999 , с. 28–30.
- ^ Сзуровы 1999 , с. 28.
- ^ Перейти обратно: а б Шуровый 1999 , с. 31.
- ^ Сзуровый 1999 , стр. 31–32.
- ^ Сзуровы 1999 , с. 32.
- ^ Информационный бюллетень о Cessna C-550 [ постоянная мертвая ссылка ] Проверено 21 августа 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Шуровый 1999 , с. 21.
- ^ Обозначение модели военных аэрокосмических аппаратов (PDF) (Отчет). Министерство обороны США . 12 мая 2004 г. DoD 4120.15-L.
- ^ Баугер, Джо (27 февраля 2021 г.). «ВМС США и Корпус морской пехоты США BuNos, третья серия (с 160007 по 163049)» . joebaugher.com . Проверено 5 марта 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б Фред Джордж (26 февраля 2018 г.). «Citation II второго поколения — экономичный самолет начального уровня» (PDF) . Деловая и коммерческая авиация . п. 58. Архивировано из оригинала (PDF) 4 марта 2018 года . Проверено 4 марта 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б Гордон Гилберт (11 декабря 2006 г.). «Citation II Williams FJ44-3 модернизирует двигатель STC» . АЙН онлайн .
- ^ Ян Дж. Твомбли (30 мая 2007 г.). «Производители модификаций дают Citation II больше возможностей» . АЙН онлайн .
- ^ «STC'd: FAA дает одобрение Sierra Super II с двигателем FJ44-3A» . Сеть аэро-новостей . 22 сентября 2008 г.
- ^ «NBAA 2008: мод Sierra помогает Citation SII «раскрыть весь потенциал» » . рейсглобальный . 7 октября 2008 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Роберт Гойер (14 апреля 2009 г.). «Citation IIs Sierra Style» . Летающий журнал .
- ^ Томас А. Хорн (1 марта 2010 г.). «Разрушитель тяги: Sierra Super S-II» . Ассоциация владельцев самолетов и пилотов.
- ^ Дэйв Хигдон (1 июня 2011 г.). «Внутреннее обслуживание — Обновления Citation» . AvBuyer .
- ^ «Брошюра S550» (PDF) . Клиффорд Девелопмент. Архивировано из оригинала (PDF) 16 августа 2010 г.
- ^ «Каталог» (PDF) . Сьерра Индастриз. 2013. Архивировано из оригинала (PDF) 5 апреля 2016 года.
- ^ «Sierra Industries устанавливает новые рекорды поставок модифицированных самолетов Citation» . Сеть аэро-новостей . 20 июня 2012 г.
- ^ Информация Citation II от Aviation Safety Network.
- ^ Информация Citation II/SP от Aviation Safety Network.
- ^ Информация Citation S550 от Aviation Safety Network.
- ^ Сзуровый 1999 , стр. 31–35.
- ^ "Cessna Citation Bravo Light Business Jet Cessna Citation Bravo Light Business Jet, США", Aerospace-Technology.com
- ^ Информация Citation Bravo от Aviation Safety Network.
- ↑ Пресс-релиз Cessna «Последние вехи программы Cessna Citation Business Jet». Архивировано 26 февраля 2008 г., в Wayback Machine, 17 июля 2006 г.
- ^ Хойл и Фарфад Flight International , 10–16 декабря 2019 г., с. 32.
- ^ Hoyle Flight International , 8–14 декабря 2015 г., с. 37.
- ^ Хойл и Фарфад Flight International , 10–16 декабря 2019 г., с. 46.
- ^ Хойл и Фарфад Flight International , 10–16 декабря 2019 г., с. 48.
- ^ Хойл и Фарфад Flight International , 10–16 декабря 2019 г., с. 49.
- ^ Хойл и Фарфад Flight International , 10–16 декабря 2019 г., с. 54.
- ^ «Тирольская воздушная скорая помощь | Компания» .
- ^ «BE060390введение» .
- ^ «BEproplessproposal1090» .
- ^ «5/1994 Cessna 550 Citation II, G-JETB, 26 мая 1993 г.» . Отдел по расследованию авиационных происшествий . 10 декабря 2014 г.
- ^ Карлис Миксонс. «Отчет: Катастрофа самолета в Балтийском море, вероятно, вызвана потерей давления в салоне» . ЛСМ . Проверено 30 декабря 2022 г.
- ^ «Авиакатастрофа ASN Cessna 550 Citation II N819KR Мурриета/Темекула — аэропорт Френч-Вэлли, Калифорния (RBK)» . Aviation-safety.net . Проверено 29 марта 2024 г.
- ^ «Шесть человек погибли в результате крушения частного самолета в Южной Калифорнии из-за резкого изменения видимости» . Новости Эн-Би-Си . 9 июля 2023 г. . Проверено 29 марта 2024 г.
- ^ Ламберт 1993, стр. 465–466.
- Хойл, Крейг. «Справочник ВВС мира». Flight International , Том. 182, № 5370, 11–17 декабря 2012 г. С. 40–64. ISSN 0015-3710 .
- Хойл, Крейг. «Справочник ВВС мира». Flight International , Том. 188, № 5517, 8–14 декабря 2015 г. С. 26–53. ISSN 0015-3710 .
- Хойл, Крейг, Фарфад, Антуан. «Справочник ВВС мира». Flight International , Том. 196, № 5715, 10–16 декабря 2019 г. С. 26–54. ISSN 0015-3710 .
- Ламберт, Марк. Самолеты всего мира Джейн, 1993–94 . Колсдон, Великобритания: Отдел данных Джейн, 1993. ISBN 0-7106-1066-1 .
- Сзуровый, Геза (1999). Cessna Citation Jets . Оцеола, Висконсин: Издательская компания MBI. ISBN 0-7603-0785-7 . .