Феминизм в Замбии
Часть серии о |
Феминизм |
---|
![]() |
![]() |
Феминизм в Замбии подразумевает организованные усилия по улучшению прав девочек и женщин в Замбии . [ 1 ] [ 2 ] Однако именно в 1960-х и 1970-х годах современное феминистское движение начало набирать силу в Замбии благодаря созданию таких групп, как Женская лига Замбии. [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] и другие связанные тематически организованные движения в различных сферах, то есть женские министерства при министерствах, занимающихся вопросами труда. [ 6 ] [ 7 ]
История
[ редактировать ]Обзор
[ редактировать ]Феминистское движение Замбии сформировалось под влиянием колониального прошлого, культурных традиций и политического ландшафта страны. В доколониальный период женщины обладали значительной экономической и социальной властью, но колониализм подорвал эти права. [ 8 ] [ 9 ]
До колониализма женщины всегда имели прочную экономическую и социальную базу. Различные культурные традиции отговаривают замбийских женщин от участия в управлении. В результате маргинализации в процессах принятия решений большинство женщин в конечном итоге живут в бедности на протяжении всей своей жизни. Напротив, есть и другие женщины, которые воспользовались преобладающей тенденцией к запуску скоординированных стратегий, направленных на изменение существующих стереотипов, чтобы расширить свои экономические возможности. Такие усилия начались не тогда, когда началась деятельность НПО в стране, но их можно проследить на протяжении нескольких десятилетий борьбы за свободу, когда женщины принимали активное участие в восстаниях против колониальных властей. Например, Джулия Муленга и Мэри Мванго были среди многих мужественных женщин, которые пожертвовали своей жизнью ради улучшения человечества во время гражданских войн, возглавляемых национально-освободительными движениями против поселенцев, пользующихся экономическими привилегиями за счет простых граждан. [ 10 ]
Избирательное право женщин и гражданская активность
[ редактировать ]Хотя замбийским женщинам было предоставлено право голоса в 1964 году, их политическое участие по-прежнему было ограниченным. За последние несколько лет наблюдается рост участия женщин в политической жизни, поскольку все больше женщин борются за выборные посты, а также занимают места, принимающие решения. Эти организации, например, Женский форум и Национальное женское лобби Замбии , борются за расширение прав и возможностей женщин в политике. [ 5 ] [ 11 ]
В Замбии существует долгая история страданий и побед, связанных с избирательными правами женщин и политическим участием. Такие женщины, как Джулия Муленга и Мэри Мванго, боролись за право женщин голосовать в период между 1960-ми и 1970-ми годами. Замбийские женщины стали иметь право избирать после того, как страна была освобождена от колониального правления в 1964 году, хотя на самом деле лишь немногие из них пришли на избирательные участки, потому что многие мужчины считали, что они недостаточно умны, чтобы участвовать в таких вопросах, или потому, что для них это было трудно из-за невежества, вызванного нехваткой достаточного образования и источников, обеспечивающих его.
Национальное женское лобби Замбии (ZNWL) было создано в 1991 году для содействия участию женщин в политической жизни. Такие организации, как Женский форум и Координационный совет неправительственных организаций (NGOCC), также выступают за расширение политических прав и возможностей женщин. [ 11 ]
Женская лига UNIP была создана в 1964 году, чтобы помочь женщинам в политическом участии, и не только в этом, но и в обеспечении гендерного равенства, а также в расширении политических прав и возможностей женщин. Он действует через систему гендерного равенства, поэтому он также включает образовательные программы, связанные с такого рода проблемами, в том числе о том, как быть финансово независимыми, потому что иногда мужчины используют своих жен или дочерей в таких ситуациях, даже если они имеют разные профессии соответственно по отношению к женщинам. к другим аспектам жизни, таким как экономика, финансы, право и т. д. У этой организации есть и еще кое-что, что направлено на реформирование освобожденных аспектов, направленное на обеспечение устойчивости внутри нее, а также на формирование новых моментов на всех фронтах внутри одной страны как можно раньше, предоставляя им необходимую информацию и поддержку всякий раз, когда это необходимо. [ 12 ]
Вайолет Сампа, Мэри Мванго, Вера Чилуба и Инонге Вина — известные женщины на политической арене Замбии. Первоначально первой женщиной, боровшейся за место в парламенте, была Сампа в 1968 году. С другой стороны, она стала женщиной-спикером палаты представителей в двухтысячном возрасте. [ 13 ]
Ранняя борьба
[ редактировать ]Антидискриминационные законы
[ редактировать ]В Замбии действуют законы, защищающие женщин от дискриминации, включая Конституцию (1991 года) и Закон о занятости (1965 года). [ 14 ] Закон о гендерном равенстве и равноправии (2015 г.) криминализирует гендерное насилие и дискриминацию. Однако реализация и обеспечение соблюдения остаются проблемами. [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ]
Закон об изнасиловании в браке
[ редактировать ]В Замбии нет специального закона, криминализирующего изнасилование в браке, несмотря на попытки активистов признать его уголовным преступлением. Суды признали изнасилование в браке формой гендерного насилия, но необходимо сделать больше для защиты выживших. [ 18 ]
Путь страны к криминализации изнасилования в браке был долгим и трудным, с различными вехами и проблемами на этом пути. [ 19 ]
До 1970-х годов в законах Замбии закреплялось вредное представление о том, что муж имеет законное право заниматься сексом со своей женой, когда он пожелает, в рамках брачного контракта. Это архаичное мышление лишало женщин автономии в отношении своего тела и увековечивало гендерное насилие. Однако по мере того, как движения за права женщин набирали обороты во второй половине 20-го века, требования сексуальной автономии и согласия в браке становились все громче. [ 20 ]
Поворотный момент наступил в 2010 году, когда Замбия наконец исключила «брачное освобождение» из своих законов об изнасиловании. В разделе 3 Закона о сексуальных преступлениях 2010 года изнасилование включает «лицо, не являющееся его супругом». Эта важнейшая поправка ввела уголовную ответственность за изнасилование в браке, признав, что согласие необходимо во всех сексуальных контактах, в том числе в браке. Путь к этой важной вехе не обошёлся без трудностей. Активисты и организации за права женщин столкнулись с сопротивлением со стороны патриархальных сил, стремившихся сохранить статус-кво. Однако настойчивые информационно-пропагандистские кампании в конечном итоге привели к изменению отношения общества и правовых рамок. [ 21 ]
Криминализация изнасилования в браке в Замбии является значительной победой гендерного равенства и расширения прав и возможностей женщин. Он признает, что женщины имеют право контролировать свое тело, сексуальность и жизнь. Эта правовая веха также посылает преступникам убедительный сигнал о том, что такие нарушения больше не будут терпеться или оправдываться. [ 20 ]
Преследование активистов
[ редактировать ]В Замбии людей, выступающих за права женщин, время от времени наказывают самыми жестокими способами; например, получать сообщения ненависти по телефону, получать угрозы по электронной почте или подслушивать их разговоры с другими. Хотя некоторые говорят, что они разделяют культуру или идут против нее, выступая против доминирования мужчин, преследование в Интернете и даже физическое насилие являются одними из нескольких способов дискриминации женского пола. Тем не менее, те из них, кого называют замбийцами, постоянно сопротивляются и выступают за справедливость в том, что касается пола и социальных аспектов. [ 22 ]
Преследование активисток-феминисток в Замбии имеет долгую и тревожную историю: многие смелые люди сталкиваются с преследованием, запугиванием и даже насилием за свою правозащитную деятельность. В этом эссе будут рассмотрены различные инциденты, произошедшие за прошедшие годы, подчеркнута реакция правительства и реакция международного сообщества. [ 22 ]
Один из самых ранних зарегистрированных инцидентов относится к 1996 году, когда активист и ученый Мванакатве был арестован и заключен под стражу за организацию протеста против гендерного насилия. Это создало прецедент для будущих преследований, поскольку правительство начало рассматривать феминистский активизм как угрозу своей власти. [ 23 ]
В 2002 году активист и писатель Мвамба был вызван на допрос в полицию после публикации статьи, критикующей действия правительства по отношению к гендерному насилию. Этот инцидент положил начало практике преследования и запугивания, используемой правительством, чтобы заставить замолчать феминистские голоса. [ 24 ] [ 25 ]
В 2008 году Национальное женское лобби Замбии (ZNWL) организовало марш против гендерного насилия, который был встречен насилием со стороны полиции. Несколько активистов получили ранения, многие были арестованы и заключены под стражу.
В 2015 году правительство попыталось принять закон, который фактически криминализировал бы феминистский активизм. Законопроект был встречен широким осуждением со стороны международного сообщества и в конечном итоге был отозван.
В 2018 году Ситали Вамундила, ученая и активистка, была отстранена от должности в университете после того, как выступила против сексуальных домогательств и гендерного насилия. [ 26 ]
В 2020 году Лидия Лимбе, активистка-феминистка и писательница, была вызвана на допрос в полицию из-за ее публикаций в социальных сетях, в которых критиковалась политика правительства в отношении гендерного насилия.
Реакция правительства на эти инциденты была последовательной: пренебрежение, отрицание и попытки заставить активистов замолчать посредством преследования и запугивания. Правительство часто называет активисток-феминисток «нарушителями спокойствия» или «иностранными агентами», пытаясь дискредитировать их работу и оправдать свое преследование.
Международное сообщество последовательно осуждает преследование активисток-феминисток в Замбии. Международные правозащитные организации, такие как Amnesty International и Human Rights Watch, призвали правительство Замбии уважать права активистов и обеспечивать их безопасность и защиту. Африканская комиссия по правам человека и народов также выразила обеспокоенность ситуацией и призвала правительство принять меры для защиты активистов.
Проблемы
[ редактировать ]Феминизм в Замбии сталкивается с множеством проблем, которые препятствуют продвижению гендерного равенства и расширению прав и возможностей женщин. Одним из основных препятствий является глубоко укоренившаяся патриархальная культура, которая увековечивает доминирование мужчин и ограничивает возможности женщин. Этот культурный образ мышления проявляется в том, как женщины приучаются отдавать предпочтение домашней и репродуктивной работе над образованием и карьерными устремлениями. [ 27 ]
Еще одной серьезной проблемой является ограниченный доступ женщин к образованию и информации. Этот пробел в знаниях мешает им отстаивать свои права и принимать обоснованные решения в отношении своей жизни. Кроме того, гендерное насилие остается широко распространенной проблемой в Замбии, при этом высокий уровень домашнего насилия и сексуального насилия влияет на жизнь женщин. [ 27 ]
Еще одной серьезной проблемой является недостаточное представительство женщин в политике и на руководящих должностях. Такое отсутствие представительства означает, что взгляды и опыт женщин не представлены должным образом в политике и законодательстве. Кроме того, сохраняется социально-экономическое неравенство: женщины сталкиваются со значительным неравенством в доступе к здравоохранению, экономическим возможностям и владению землей.
Традиционные гендерные роли также продолжают ограничивать потенциал женщин, а ожидания в отношении домашней и репродуктивной работы ограничивают их способность получать образование, карьеру и политические роли. Религиозное и культурное сопротивление гендерному равенству также представляет собой проблему, поскольку некоторые группы рассматривают его как угрозу традиционным ценностям.
Ограниченные системы поддержки жертв гендерного насилия, недостаточные ресурсы психического здоровья и отсутствие услуг по уходу за детьми еще больше препятствуют усилиям феминисток. Внутренняя женоненавистничество, когда женщины усваивают негативные сообщения о своих способностях и достоинстве, также увековечивает неуверенность в себе и ограничивает их потенциал.
Ограниченность финансирования и ресурсов представляет собой серьезную проблему для феминистских организаций, ограничивая их способность эффективно защищать права женщин. В заключение, феминизм в Замбии сталкивается с множеством проблем, которые требуют постоянных усилий для решения и преодоления. Только посредством коллективных действий мы можем надеяться на достижение гендерного равенства и расширение возможностей женщин для полной реализации своего потенциала. [ 27 ]
Организации
[ редактировать ]Организации, занимающиеся феминизмом в Замбии, играют жизненно важную роль в продвижении гендерного равенства и расширении прав и возможностей женщин. Эти организации играют важную роль в борьбе с патриархальными нормами и гендерными стереотипами, которые увековечивают гендерную дискриминацию и неравенство в стране. Одним из примеров является Национальное женское лобби Замбии, которое было в авангарде борьбы за участие и представительство женщин в политической жизни. Благодаря своим различным программам и инициативам ему удалось увеличить число женщин в политике и на руководящих должностях, тем самым предоставив женщинам право голоса на политической арене.
Женский форум – это еще одна организация, которая расширяет возможности женщин посредством обучения и пропаганды. Предоставляя женщинам платформу для обмена опытом и проблемами, он создал безопасное пространство для женщин, чтобы высказаться против гендерного насилия и дискриминации.
Координационный совет неправительственных организаций объединяет различные женские правозащитные организации, выступающие за гендерное равенство и социальную справедливость. Благодаря своим пропагандистским усилиям ему удалось повлиять на политические реформы и законодательные изменения, которые способствуют гендерному равенству.
Женщины и закон в Южной Африке Замбия работает над продвижением прав женщин посредством юридической защиты и поддержки. Оказывая юридическую помощь женщинам, пережившим гендерное насилие, ему удалось привлечь виновных к ответственности за свои действия. Сеть Замбии по предотвращению гендерного насилия и реагированию на него координирует усилия по предотвращению гендерного насилия и реагированию на него. Благодаря своим различным программам и инициативам ему удалось снизить распространенность гендерного насилия в стране. [ 28 ]
Инициатива по созданию феминистского движения укрепляет феминистские движения и выступает за гендерное равенство. Предоставляя программы обучения и наращивания потенциала для женщин, ему удалось дать женщинам возможность стать лидерами и творцами перемен в своих сообществах.
Движение за права женщин выступает за права женщин и расширение их возможностей посредством кампаний и пропагандистской деятельности. Используя различные платформы, такие как социальные сети и традиционные средства массовой информации, ему удалось повысить осведомленность о гендерной дискриминации и насилии, тем самым создав движение за гендерное равенство. [ 29 ] [ 30 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Стюарт, Колин (23 января 2020 г.). «Женщины Замбии маршируют за права ЛГБТ, а также за права женщин» . Проверено 4 июля 2024 г.
- ^ «Замбия предоставляет женщинам один день менструального отпуска каждый месяц, но не все этому рады» . Глобальный гражданин . 05.01.2017 . Проверено 4 июля 2024 г.
- ^ Чикенге, Кальвин (2 мая 2024 г.). «Почему меткие медные королевы Замбии не оставят позади военных» . Хранитель . ISSN 0261-3077 . Проверено 4 июля 2024 г.
- ^ Хилтон, Трейша (18 июля 2023 г.). «Чемпионат мира по футболу среди женщин: гендерное равенство в спорте остается проблемой, несмотря на достигнутые значительные успехи» . Разговор . Проверено 4 июля 2024 г.
- ^ Jump up to: а б «Женская сборная Замбии дебютирует в Кубке» . Голос Америки . 20 июля 2023 г. Проверено 4 июля 2024 г.
- ^ «Феминистский ландшафт в Замбии: изменения, преемственность и проблемы | Демократия в Африке» . 27 октября 2022 г. Проверено 4 июля 2024 г.
- ^ «Полиция Замбии арестовывает лидеров феминистских НПО и обвиняет их в пропаганде гомосексуализма» . Голос Америки . 08.03.2023 . Проверено 4 июля 2024 г.
- ^ «Группа Замбии приветствует назначение женщин-министров» . Голос Америки . 29 сентября 2016 г. Проверено 4 июля 2024 г.
- ^ Трипп, Айли Мари (08 марта 2017 г.). «Как африканский феминизм изменил мир» . Африканские аргументы . Проверено 4 июля 2024 г.
- ^ Другой (02.06.2017). «Фильм о феминизме и колдовстве, который нужно посмотреть» . Другой . Проверено 4 июля 2024 г.
- ^ Jump up to: а б «Бэй ФК побил трансферный рекорд среди женщин, подписав нападающего Кунхананджи» . Аль Джазира . Проверено 4 июля 2024 г.
- ^ «Times of Zambia | Запущена параллельная структура UNIP» . Проверено 4 июля 2024 г.
- ^ Сотериу, Стефани (25 марта 2022 г.). «Тейлор Свифт столкнулась с негативной реакцией за ее участие в фильме «Где поют раки» после того, как всплыло на поверхность проблемное прошлое автора» . Новости БаззФида . Проверено 4 июля 2024 г.
- ^ Закон о занятости 1965 года . 31 декабря 1996 г.
- ^ «Полиция Замбии арестовывает лидеров феминистских НПО и обвиняет их в пропаганде гомосексуализма» . Голос Америки . 08.03.2023 . Проверено 4 июля 2024 г.
- ^ «Феминистский ландшафт в Замбии: изменения, преемственность и проблемы | Демократия в Африке» . 27 октября 2022 г. Проверено 4 июля 2024 г.
- ^ «Замбия предоставляет женщинам один день менструального отпуска каждый месяц, но не все этому рады» . Глобальный гражданин . 05.01.2017 . Проверено 4 июля 2024 г.
- ^ https://www.ohchr.org/sites/default/files/lib-docs/HRBodies/UPR/Documents/Session2/ZM/HRW_ZMB_UPR_S2_2008_HumanRightsWatch_uprsubmission.pdf
- ^ «Замбия / Принять закон о пресечении сексуального насилия / Новый центр будет оказывать помощь и поддержку лицам, пережившим сексуальное и гендерное насилие» . База данных пресс-релизов по Африке — APO-Source . 10 декабря 2008 г. Проверено 4 июля 2024 г.
- ^ Jump up to: а б Стюарт, Колин (23 января 2020 г.). «Женщины Замбии маршируют за права ЛГБТ, а также за права женщин» . Проверено 4 июля 2024 г.
- ^ Чибвили, Эдвард (16 августа 2023 г.). «Замбийцы считают гендерное насилие главным приоритетом, хотя многие считают домашнее насилие частным делом» . Афробарометр . Проверено 4 июля 2024 г.
- ^ Jump up to: а б «Полиция Замбии арестовывает лидеров феминистских НПО и обвиняет их в пропаганде гомосексуализма» . Голос Америки . 08.03.2023 . Проверено 4 июля 2024 г.
- ^ Мирфолио, The. «Интегрированная мультимодальная транспортная сеть для открытия новых рынков» . Мирфолио . Проверено 4 июля 2024 г.
- ^ «Эммануэль Мвамба подает в суд на государство за конфискацию его телефонов» . Замбия: Копатели новостей! . 22 июня 2024 г. Проверено 4 июля 2024 г.
- ^ «Суд приказывает Мвамбе сдать паспорт» . Замбия: Копатели новостей! . 09.02.2024 . Проверено 4 июля 2024 г.
- ^ «UNZA отправляет студентов домой, предоставляет транспорт» . Замбия: Копатели новостей! . 05.01.2018 . Проверено 4 июля 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с МтонгаДеннис (23 марта 2020 г.). «Гендерный разрыв в Замбии: между законом и обычаями» . Мы беспокойны . Проверено 4 июля 2024 г.
- ^ «AD685: Замбийцы считают гендерное насилие главным приоритетом, хотя многие считают домашнее насилие частным делом» . www.afrobarometer.org . Проверено 4 июля 2024 г.
- ^ Джонсон, Сара (9 января 2024 г.). « Искусство – это форма протеста, не оставляющая крови»: замбийский поэт выводит африканские голоса на сцену устной речи» . Хранитель . ISSN 0261-3077 . Проверено 4 июля 2024 г.
- ^ https://www.unwomen.org/sites/default/files/Headquarters/Attachments/Sections/CSW/64/National-reviews/Zambia.pdf