Влияние на Карла Маркса
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( сентябрь 2013 г. ) |
Часть серии о |
марксизм |
---|
Обычно считается, что влияние на Карла Маркса было получено из трех основных источников, а именно немецкой идеалистической философии , французского социализма и английской и шотландской политической экономии .
немецкая философия
[ редактировать ]Иммануил Кант
[ редактировать ]Считается, что Иммануил Кант оказал большее влияние, чем любой другой философ современности. Кантианская философия была основой, на которой была построена структура марксизма, особенно в том виде, в каком она была разработана Георгом Вильгельмом Фридрихом Гегелем . Диалектический метод Гегеля , который был подхвачен Карлом Марксом , был расширением метода рассуждения посредством антиномий , который использовал Кант. [1] [ нужен лучший источник ]
Филип Дж. Кейн считает, что Кант оказал особенное влияние на этические взгляды молодого Маркса . [2]
Георг Вильгельм Фридрих Гегель
[ редактировать ]К моменту своей смерти Гегель был самым выдающимся философом Германии. Его взгляды широко распространялись, а его ученики пользовались большим уважением. Его последователи вскоре разделились на правых и левых гегельянцев . Теологически и политически правые гегельянцы предложили консервативную интерпретацию его работ. Они подчеркивали совместимость философии Гегеля и христианства ; они были православными . Левые гегельянцы со временем перешли на атеистическую позицию. В политике многие из них стали революционерами . В эту исторически важную левую группу входили Людвиг Фейербах , Бруно Бауэр , Фридрих Энгельс и сам Маркс. [3] Их часто называли младогегельянцами.
Взгляд Маркса на историю, который стал называться историческим материализмом , безусловно, находится под влиянием утверждения Гегеля о том, что реальность и историю следует рассматривать диалектически. Гегель считал, что направление человеческой истории характеризуется движением от фрагментарного к полному и реальному (что также было движением ко все большей и большей рациональности). Иногда Гегель объяснял, что это прогрессивное раскрытие Абсолюта предполагает постепенное, эволюционное приращение, но в других случаях требует прерывистых, революционных скачков — эпизодических потрясений против существующего статус-кво . Например, Гегель при жизни решительно выступал против рабства в Соединённых Штатах и предвидел время, когда христианские страны радикально искоренят его из своей цивилизации.
Хотя Маркс принял эту широкую концепцию истории, Гегель был идеалистом, а Маркс стремился переписать диалектику в материалистических терминах. Он резюмировал материалистический аспект своей теории истории в предисловии 1859 года к «Вкладу в критику политической экономии» :
В общественном производстве своего существования люди неизбежно вступают в определенные, независимые от их воли отношения, а именно в производственные отношения, соответствующие данной стадии развития их материальных производительных сил . Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный фундамент, на котором возникает правовая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает общий процесс социальной, политической и интеллектуальной жизни. Не сознание людей определяет их существование, а их социальное существование определяет их сознание.
В этой краткой популяризации своих идей Маркс подчеркивал, что социальное развитие вытекает из внутренних противоречий материальной жизни и социальной надстройки . Это понятие часто понимается как простое историческое повествование: первобытный коммунизм развился в рабовладельческие государства . Рабовладельческие государства превратились в феодальные общества . Эти общества, в свою очередь, стали капиталистическими государствами , и эти государства были свергнуты застенчивой частью их рабочего класса или пролетариата , создав условия для социализма и, в конечном итоге, более высокой формы коммунизма, чем та, с которой начался весь процесс. Маркс наиболее ярко иллюстрировал свои идеи развитием капитализма из феодализма и предсказанием развития коммунизма из капитализма.
Людвиг Фейербах
[ редактировать ]Людвиг Фейербах — немецкий философ и антрополог. Фейербах предлагал людям интерпретировать социальную и политическую мысль как свою основу и свои материальные потребности. Он считал, что человек является продуктом окружающей его среды и что все сознание человека является результатом взаимодействия органов чувств и внешнего мира. Маркс и Энгельс видели в акценте Фейербаха на людях и человеческих потребностях движение к материалистической интерпретации общества. [4] В «Сущности христианства» (1841) Фейербах утверждал, что Бог на самом деле является творением человека и что качества, которые люди приписывают Богу, на самом деле являются качествами человечества. Соответственно, Маркс утверждал, что реален именно материальный мир и что наши представления о нем являются следствиями, а не причинами мира. Таким образом, подобно Гегелю и другим философам, Маркс различал видимость и реальность. Однако он не верил, что материальный мир скрывает от нас реальный мир идеала; напротив, он считал, что исторически и социально специфическая идеология не позволяет людям ясно видеть материальные условия своей жизни.
Фейербаха Что отличало Маркса от Фейербаха, так это его взгляд на гуманизм как на чрезмерно абстрактный и поэтому не менее антиисторический и идеалистический, чем то, что он намеревался заменить, а именно, овеществленное представление о Боге, обнаруженное в институциональном христианстве, которое узаконило репрессивную власть прусского государства . Вместо этого Маркс стремился отдать онтологический приоритет тому, что он называл реальным жизненным процессом реальных людей, как он и Энгельс сказали в «Немецкой идеологии» (1846):
В противоположность немецкой философии, нисходящей с неба на землю, здесь мы поднимаемся с земли на небо. То есть мы не исходим из того, что люди говорят, воображают, представляют, или из людей, как они рассказывают, думают, воображают, задумывают, чтобы прийти к людям во плоти. Мы исходим из реальных, активных людей и на основе их реального жизненного процесса демонстрируем развитие идейных рефлексов и отголосков этого жизненного процесса. Формирующиеся в человеческом мозгу фантомы также обязательно являются сублимами его материального жизненного процесса, эмпирически проверяемого и привязанного к материальным предпосылкам. Мораль, религия, метафизика, вся остальная идеология и соответствующие им формы сознания, таким образом, уже не сохраняют видимости независимости. У них нет истории, нет развития; но люди, развивая свое материальное производство и свое материальное общение, изменяют вместе с этим и свое действительное существование, свое мышление и продукты своего мышления. Не жизнь определяется сознанием, а сознание жизнью.
В своих « Тезисах о Фейербахе » (1844) он также пишет, что «философы лишь истолковывали мир по-разному, дело состоит в том, чтобы изменить его». Это противостояние между, во-первых, различными субъективными интерпретациями, данными философами, которые можно в некотором смысле сравнить с Weltanschauung , призванным узаконить текущее положение дел; и, во-вторых, эффективное преобразование мира посредством практики , которая материалистическим образом сочетает теорию и практику, — вот что отличает философов-марксистов от остальных философов. Действительно, разрыв Маркса с немецким идеализмом предполагает новое определение философии, поскольку Луи Альтюссер , основатель структурного марксизма 1960-х годов, определил бы ее как классовую борьбу в теории . Движение Маркса от университетской философии к рабочему движению , таким образом, неразрывно связано с его разрывом с его ранними работами, что побудило марксистских комментаторов говорить о молодом Марксе и зрелом Марксе , хотя природа этого разрыва создает проблемы. За год до Революции 1848 года , Маркс и Энгельс, таким образом, написали «Манифест Коммунистической партии» , который готовился к скорой революции и заканчивался знаменитым возгласом: « Пролетарии всех стран, соединяйтесь! ». Однако мысль Маркса снова изменилась после Луи-Наполеона Бонапарта 2 декабря 1851 года переворота , который положил конец Второй французской республике и создал Вторую империю , которая просуществовала до франко-прусской войны 1870 года . Таким образом, Маркс модифицировал свою теорию отчуждения, изложенную в « Экономических и философских рукописях» 1844 года , и позже пришел к своей теории товарного фетишизма , изложенной в первой главе первой книги «Капитала» (1867). Этот отказ от ранней теории отчуждения будет широко обсуждаться, несколько марксистских теоретиков, включая марксистских гуманистов , таких как школа Праксис к ней вернутся . Другие, такие как Альтюссер, утверждали, что эпистемологический разрыв между молодым Марксом и зрелым Марксом был таков, что невозможно было проводить сравнения между обоими работами, что знаменовало переход к научной теории общества.
Разрыв с немецким идеализмом и младогегельянцами
[ редактировать ]Маркс не учился непосредственно у Гегеля, но после смерти Гегеля учился у одного из учеников Гегеля, Бруно Бауэра , лидера кружка младогегельянцев, к которому примкнул Маркс. Однако Маркс и Энгельс пришли к разногласиям с Бауэром и остальными младогегельянцами по поводу социализма, а также по поводу использования диалектики Гегеля. С 1841 года молодой Маркс постепенно порвал с немецким идеализмом и младогегельянцами. Вместе с Энгельсом, наблюдавшим за чартистским движением в Соединенном Королевстве , он оторвался от среды, в которой вырос, и столкнулся с пролетариатом во Франции и Германии.
Затем он написал резкую критику млагегельянцев в двух книгах: «Святое семейство» (1845 г.) и «Немецкая идеология» , в которых он критиковал не только Бауэра, но и Макса Штирнера книгу «Эго и его собственное» (1844 г.), считавшуюся одной из них. основополагающей книги индивидуалистического анархизма . Штирнер утверждал, что все идеалы по своей сути отчуждены и что замены Бога человечеством — как это сделал Людвиг Фейербах в «Сущности христианства » — недостаточно. По мнению Штирнера, любые идеалы , Бог , человечество , нация или даже революция отталкивают Эго. В «Бедности философии» (1845) Маркс также подверг критике Пьера-Жозефа Прудона , прославившегося своим лозунгом « Собственность — это воровство! ».
Таким образом, ранние сочинения Маркса являются ответом на Гегеля, немецкий идеализм и разрыв с остальными младогегельянцами. Маркс поставил Гегеля с ног на голову в его собственном взгляде на его роль, превратив идеалистическую диалектику в материалистическую, предположив, что материальные обстоятельства формируют идеи, а не наоборот. В этом Маркс следовал примеру Фейербаха. Его теория отчуждения , развитая в «Экономических и философских рукописях 1844 года» (опубликованных в 1932 году), вдохновилась критикой Фейербаха отчуждения человека в Боге через объективацию всех присущих ему характеристик (таким образом, человек проецировал на Бога все качества, которые фактически собственное качество человека, определяющее человеческую природу ). Маркс также критиковал Фейербаха за недостаточную материалистичность — как указывал сам Штирнер — и объяснял, что отчуждение, описанное младогегельянцами, на самом деле было результатом структуры самой экономики. Более того, он подверг критике концепцию человеческой природы Фейербаха. в своем шестом тезисе о Фейербахе как абстрактном «роде», воплощающемся в каждом отдельном индивидууме: «Фейербах сводит сущность религии к сущности человека [ menschliche Wesen , человеческая природа]. Но сущность человека не есть абстракция, присущая каждый отдельный индивидуум. В действительности это совокупность общественных отношений». В этой связи, вместо того чтобы основываться на единственном, конкретном индивидуальном субъекте , как это делала классическая философия, включая контрактуализм ( Томас Гоббс , Джон Локк и Жан-Жак Руссо ), а также политическую экономию , Маркс начал с совокупности общественных отношений: труда, языка. и все, что составляет наше человеческое существование. Он утверждал, что индивидуализм по сути является результатом товарного фетишизма или отчуждения. Хотя некоторые критики утверждали, что это означало, что Маркс насаждал строгий социальный детерминизм , который уничтожал возможность свободы воли , философия Маркса никоим образом не может быть сведена к такому детерминизму, как ясно показывает его собственный личный путь.
В 1844–1845 годах, когда Маркс в своих сочинениях начал сводить счеты с Гегелем и младогегельянцами, он критиковал младогегельянцев за то, что они ограничивают горизонт своей критики религией и не принимают критику государства и гражданского общества как первостепенное значение. Действительно, судя по сочинениям Маркса того периода (наиболее известными из которых являются « Экономические и философские рукописи 1844 года» , текст, который наиболее подробно разработал его теорию отчуждения ), мышление Маркса могло пойти по крайней мере тремя возможными направлениями, а именно: изучение права, религии и государства, изучение естественной философии и изучение политической экономии. Последнее направление он выбрал в качестве преобладающего направления своих исследований на всю оставшуюся жизнь, во многом благодаря своему предыдущему опыту работы редактором газеты Rheinische Zeitung, на страницах которой он боролся за свободу слова против прусской цензуры и выступал довольно идеалистически. , юридическая защита обычного права мозельских крестьян на сбор древесины в лесу (это право было на грани того, чтобы быть криминализированным и приватизированным государством). Именно неспособность Маркса проникнуть под правовую и полемическую поверхность последнего вопроса к его материалистическим, экономическим и социальным корням побудила его к критическому изучению политической экономии.
Английская и шотландская политическая экономия
[ редактировать ]Политическая экономия возникла до разделения в 20 веке двух дисциплин: политики и экономики , рассматривая социальные и экономические отношения как переплетенные. Маркс опирался на самых известных политэкономов своего времени и критиковал их, британских классических политэкономов.
Адам Смит и Дэвид Рикардо
[ редактировать ]От Адама Смита пришла идея, что основой собственности является труд. Маркс критиковал Смита и Давида Рикардо за то, что они не осознавали, что их экономические концепции отражают именно капиталистические институты, а не врожденные естественные свойства человеческого общества; и поэтому не может применяться без изменений ко всем обществам. Он предложил систематическую корреляцию между трудовой стоимостью и денежными ценами. Он утверждал, что источником прибыли при капитализме является добавленная стоимость, создаваемая рабочими, не выплачиваемая в виде заработной платы. Этот механизм действовал через различие между рабочей силой , которую рабочие свободно обменивали на свою заработную плату; и труд , над которым таким образом получили контроль капиталисты-владельцы активов.
Это практическое и теоретическое различие было основным пониманием Маркса и позволило ему разработать концепцию прибавочной стоимости , которая отличала его работы от работ Смита и Рикардо. Рабочие создают достаточно стоимости в течение короткого периода рабочего дня, чтобы выплатить заработную плату за этот день (необходимый труд), однако они продолжают работать еще несколько часов и продолжают создавать стоимость ( прибавочный труд ). Эта стоимость им не возвращается, а присваивается капиталистами (буржуазией ) . Таким образом, не капиталистический правящий класс создаёт богатство, а рабочие — капиталисты затем присваивают это богатство себе. Некоторые идеи Маркса были восприняты в рудиментарной форме социалистической школой Рикардо). [5] [6] Он разработал эту теорию эксплуатации в «Капитале» , диалектическом исследовании форм, которые принимают ценностные отношения.
теория деловых циклов Маркса; экономического роста и развития, особенно в двухсекторных моделях; и теория снижающейся нормы прибыли, или теория кризиса, являются другими важными элементами политической экономии Маркса. Позже Маркс предпринял пробные шаги в направлении эконометрического исследования своих идей, но необходимые статистические методы национального бухгалтерского учета появились только в следующем столетии. В любом случае оказалось трудно адаптировать экономические концепции Маркса, относящиеся к общественным отношениям, к измеримым совокупным запасам и потокам. свободная «количественная» школа экономистов-марксистов В последние десятилетия возникла . Хотя найти точные измерения переменных Маркса на основе данных о ценах может оказаться невозможным, приближение основных тенденций возможно.
Французский социализм
[ редактировать ]Жан-Жак Руссо
[ редактировать ]Руссо был одним из первых современных писателей, серьезно напавших на институт частной собственности , и поэтому его иногда считают предшественником современного социализма и коммунизма, хотя Маркс редко упоминает Руссо в своих произведениях. Он утверждал, что целью правительства должно быть обеспечение свободы , равенства и справедливости для всех внутри государства, независимо от воли большинства. От Руссо пришла идея эгалитарной демократии.
Шарль Фурье и Анри де Сен-Симон
[ редактировать ]В 1833 году Франция переживала ряд социальных проблем, возникших в результате промышленной революции . мыслители разработали ряд радикальных планов реформ Левые . Среди наиболее грандиозных были планы Шарля Фурье и последователей Анри де Сен-Симона . Фурье хотел заменить современные города утопическими сообществами, в то время как сен-симонианцы выступали за управление экономикой посредством манипулирования кредитами. Хотя эти программы не получили большой поддержки, они расширили политическое и социальное воображение своих современников, включая Маркса. [7]
Пьер-Жозеф Прудон
[ редактировать ]Прудон участвовал в восстании февраля 1848 года и в составлении того, что он назвал первым республиканским провозглашением новой республики. Однако у него были опасения по поводу нового правительства, поскольку оно проводило политические реформы в ущерб социально-экономической реформе, которую Прудон считал базовой. Прудон опубликовал свою собственную точку зрения на реформу «Решение социальных проблем» , в которой изложил программу взаимного финансового сотрудничества между рабочими. Он считал, что это передаст контроль над экономическими отношениями от капиталистов и финансистов к рабочим. Это была книга Прудона « Что такое собственность?» это убедило молодого Маркса в необходимости отмены частной собственности.
В одном из своих первых произведений, «Святое семейство », Маркс сказал: «Прудон не только пишет в интересах пролетариев, он сам является пролетарием, творцом. Его творчество — научный манифест французского пролетариата». Прудона Однако Маркс не согласился с анархизмом и позже опубликовал резкую критику Прудона. Маркс написал «Бедность философии» как опровержение «Философии бедности» Прудона (1847). В своем социализме за Прудоном последовал Михаил Бакунин . После смерти Бакунина его либертарианский социализм разошелся на анархо-коммунизм и коллективистский анархизм с такими известными сторонниками, как Петр Кропоткин и Жозеф Дежак .
Другие влияния
[ редактировать ]Льюис Х. Морган
[ редактировать ]Льюиса Генри Моргана Описания «коммунизма в жизни», практикуемого хауденосауни Северной Америки, благодаря исследованиям, проведенным Эли С. Паркером и в соавторстве с ним , оказали большое влияние на творчество и политическую философию Маркса и Энгельса. [8] [9] Хотя вера в этот « первобытный коммунизм », основанная на работах Моргана, ошибочна. [10] из-за непонимания Морганом общества хауденосауни и его теории социальной эволюции , которая оказалась ошибочной . [11] Маркс написал коллекцию записных книжек, читая Моргана, но не превратил их в опубликованные работы перед своей смертью.
Фридрих Энгельс
[ редактировать ]На пересмотр Марксом гегельянства также повлияла книга Энгельса 1845 года « Положение рабочего класса в Англии» , которая привела Маркса к пониманию исторической диалектики с точки зрения классового конфликта и к рассмотрению современного рабочего класса как наиболее прогрессивной силы революции. . После этого Маркс и Энгельс работали вместе до конца жизни Маркса, так что собрания сочинений Маркса и Энгельса обычно публикуются вместе, почти как если бы они были произведениями одного человека. Важные публикации, такие как «Немецкая идеология» и «Коммунистический манифест» , были совместными усилиями. Энгельс говорит: «Я не могу отрицать, что и до, и во время моего 40-летнего сотрудничества с Марксом я имел известное самостоятельное участие в закладке фундамента теории, и особенно в ее разработке». Однако он добавляет:
Но большая часть ее ведущих основных положений, особенно в области экономики и истории, и, прежде всего, их окончательная резкая формулировка принадлежат Марксу. То, что я внес, — по крайней мере, за исключением моей работы в нескольких специальных областях, — Маркс вполне мог бы сделать и без меня. Того, чего достиг Маркс, я бы не достиг. Маркс стоял выше, видел дальше и смотрел шире и быстрее, чем все остальные. Маркс был гением; мы, другие, были в лучшем случае талантливы. Без него теория не была бы такой, какой она является сегодня. Поэтому оно по праву носит его имя.
- Фридрих Энгельс, Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии - Часть 4: Маркс
Чарльз Дарвин
[ редактировать ]В конце ноября 1859 года Энгельс приобрел один из первых 1250 экземпляров « Чарльза Дарвина » Происхождения видов , а затем отправил письмо Марксу, в котором сообщал: «Кстати, Дарвин, которого я сейчас читаю, совершенно великолепен. ". В следующем году Маркс ответил своему коллеге, сообщив, что эта книга содержит естественноисторическое обоснование точки зрения исторического материализма: [16] [17]
За последние четыре недели я прочитал всякое. Среди прочего, книга Дарвина о естественном отборе . Хотя она написана в грубом английском стиле, эта книга, с нашей точки зрения, содержит основу естественной истории.
В следующем месяце Маркс писал своему другу Фердинанду Лассалю :
Работа Дарвина наиболее важна и соответствует моей цели, поскольку она обеспечивает естественнонаучную основу исторической классовой борьбы .
- Карл Маркс, 16 января 1861 г. [20]
К июню 1862 года Маркс уже снова прочитал «Происхождение видов» , обнаружив связь между работами Томаса Роберта Мальтуса и идеями Дарвина:
Меня забавляет Дарвин, на которого я снова посмотрел, когда он говорит, что применяет « мальтузианскую » теорию также к растениям и животным.
- Карл Маркс в письме Фридриху Энгельсу, 18 июня 1862 г. [21]
В 1863 году он снова процитировал Дарвина в своей «Теории прибавочной стоимости» (2:121), сказав: «В своей великолепной работе Дарвин не осознавал, что, открыв «геометрическую прогрессию» в животном и растительном царстве, он опроверг теорию Мальтуса. ". [22]
Прочитав вместе с Марксом о дарвиновской эволюции, немецкий коммунист Вильгельм Либкнехт позже сказал, что «когда Дарвин сделал выводы из своей исследовательской работы и довел их до сведения общественности, мы месяцами говорили только о Дарвине и огромном значении его научные открытия». [23] Историк Ричард Вейкарт отмечает, что Маркс начал посещать «серию лекций Томаса Генри Хаксли по эволюции». [24]
В августе 1866 года в другом письме Энгельсу Маркс назвал работу Пьера Тремо « Происхождение и превращения человека и других существ » (1865) «очень важным шагом вперед по сравнению с Дарвином». [25] Он пошел еще дальше и заявил, что «в своем историческом и политическом применении» эта книга была «гораздо более важной и обширной, чем книга Дарвина». [26]
») нет упоминания о Дарвине Хотя в «Коммунистическом манифесте» (опубликованном за одиннадцать лет до «Происхождения видов , Маркс включает две явные ссылки на Дарвина и эволюцию во втором издании «Капитала» , в двух сносках, где он соотносит теорию Дарвина со своей книгой. мнение о производстве и развитии технологий. В главе 14 тома I: «Разнорабочий и его орудия», раздел 2, Маркс назвал «Происхождение видов» Дарвина «эпохальным трудом». [27] [28] в то время как в главе 15, разделе I, рассматривается сравнение органов растений с животными и орудиями труда. [29]
В рецензии на первый том «Капитала » Энгельс писал, что Маркс «просто стремился установить тот же постепенный процесс трансформации, который Дарвин продемонстрировал в естественной истории, как закон в социальной области». [29] Следуя этому направлению мысли, некоторые авторы, такие как Уильям Ф. О'Нил, видели, что «Маркс описывает историю как социально-дарвинистское « выживание наиболее приспособленных », в котором доминирует конфликт между различными социальными классами» и движение в будущее, в котором социальный конфликт в конечном итоге исчезнет в «бесклассовом обществе»». [30] [31] в то время как некоторые марксисты пытаются отделить Маркса от социал-дарвинизма.
Тем не менее очевидно, что Маркс очень любил теорию Дарвина и оказал явное влияние на его мысль. Более того, когда было опубликовано второе немецкое издание « Капитала » (через два года после публикации дарвиновских « Происхождения человека и отбора в отношении пола »), Маркс послал Дарвину копию своей книги со следующими словами: [32]
г-н Чарльз Дарвин
Со стороны его искреннего поклонника
Карл Маркс
В октябре Дарвин ответил Марксу, поблагодарив его за присланную работу и сказав: «Я считаю, что мы оба искренне желаем расширения знаний». [35]
По словам ученого Пола Хейера, «Маркс считал, что Дарвин предложил материалистическую точку зрения, совместимую с его собственной», хотя и применявшуюся в другом контексте. [36] В своей книге «Дарвин в русской мысли» (1989) Александр Вучинич утверждает, что «Энгельс отдал должное Марксу за распространение теории Дарвина на изучение внутренней динамики и изменений в человеческом обществе». [37]
Классический материализм
[ редактировать ]Маркс находился под влиянием классического материализма, особенно Эпикура (которому Маркс посвятил свою диссертацию «Различие естественной философии между Демокритом и Эпикуром», 1841 г.) за его материализм и теорию клинамена , открывшую царство свободы.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «МСН Энкарта – Кант» . Архивировано из оригинала 11 июля 2004 года.
- ^ Каин, П.Дж. «Аристотель, Кант и этика молодого Маркса», в книге «Маркс и Аристотель». Эд. Дж. Э. Маккарти. Тотова, Нью-Джерси: Роуман и Литтлфилд, 1992, 213–42.
- ^ «МСН Энкарта – Гегель» . Архивировано из оригинала 30 октября 2009 года.
- ^ «MSN Encarta – Фейербах» . Архивировано из оригинала 29 августа 2009 года.
- ^ «Утопические социалисты» .
- ^ "Классические рикардианцы" .
- ^ «MSN Encarta – Франция» . Архивировано из оригинала 28 октября 2009 года.
- ^ Морган, Льюис Генри (1881). Дома и домашняя жизнь американских аборигенов . Чикаго и Лондон: Издательство Чикагского университета .
- ^ Энгельс, Фридрих (1972) [Впервые опубликовано в 1884 году]. Происхождение семьи, частной собственности и государства в свете исследований Льюиса Х. Моргана . Международные издательства . ISBN 978-0-7178-0359-0 .
- ^ Дарманжан, Кристоф (2009). Первобытный коммунизм уже не тот, что был раньше по- ( французски). Смольный издательский коллектив.
- ^ Морган (1964) ; Сервис и др. (1981) ; Херси (1993) ; Смит (2009) ; Халлер-младший (1971) ; Хьюм (2011) ; Ян (2012)
- ^ Хант, Тристрам (2009). Коммунист в сюртуке: революционная жизнь Фридриха Энгельса . Метрополитен/Генри Холт и Ко. ISBN 9780805080254 . OCLC 263983621 .
- ^ Хендерсон, Вирджиния (1976). Жизнь Фридриха Энгельса . Том. 1. Рутледж . ISBN 9780415431668 – через Google Книги .
- ^ Дэш, Майк (1 августа 2013 г.). «Как радикальный любовник Фридриха Энгельса помог ему стать отцом социализма: Мэри Бернс рассказала сыну капиталиста о тяжелом положении трудящихся Манчестера» . Смитсоновский институт .
- ^ Грин, Джон (2008). Революционная жизнь: Биография Фридриха Энгельса . Публикации артерии. ISBN 978-0955822803 .
- ^ Основной Маркс: неэкономические сочинения, избранное (1979), New American Library, стр. 359
- ^ Сол К. Падовер, Карл Маркс (1977), Об истории и людях, McGraw-Hill, стр. 171.
- ^ Стаски, Эдвард; Маркс, Джонатан Б. (1992). Эволюционная антропология: введение в физическую антропологию и археологию . Издательство колледжа Харкорт Брейс Йованович. п. 96.
- ^ Беллами Фостер, Джон (2000). Экология Маркса: материализм и природа . п. 197.
- ^ «Маркс Фердинанду Лассалю в Берлине» .
- ^ Карл Маркс, Саул Кассиэль Падовер (1979), Письма Карла Маркса, Прентис-Холл, стр. 157.
- ^ Лейн, Дэвид (2009). Перспективы сложности инноваций и социальных изменений . Спрингер. п. 122 – через Google Книги .
- ^ Институт Марксизма-Ленинцма (1968), Воспоминания о Марксе и Энгельсе , Издательство иностранных языков, с. 106.
- ^ Ричард Вейкарт (1999), «Социалистический дарвинизм: эволюция немецкой социалистической мысли от Маркса до Бернштейна», International Scholars Publications, стр. 18.
- ^ Конвей Зиркл (1959), «Эволюция, марксистская биология и социальная сцена», University of Pennsylvania Press, стр. 91.
- ^ Основной Маркс: неэкономические сочинения, избранное, Новая американская библиотека, 1979, стр. 361.
- ^ Джон Спарго (1910), Карл Маркс: его жизнь и работа, BW Huebsch, стр. 200.
- ^ Стэнли Эдгар Хайман (1974), Запутанный банк: Дарвин, Маркс, Фрейзер и Фрейд как творческие писатели, Атенеум, стр. 121.
- ^ Jump up to: а б И. Бернард Коэн (1985), Революция в науке, издательство Гарвардского университета, стр. 345.
- ^ (1981), Уильям Ф. О'Нил, «Образовательные идеологии: современные выражения философии образования», Goodyear Publishing Company, стр. 74.
- ^ Уильям Ф. О'Нил (1983), «Переосмысление образования: избранные материалы по образовательным идеологиям», Kendall/Hunt Pub. Компания, с. 18.
- ^ Картер, Ричард. «Маркс уважения». Архивировано 14 марта 2006 г. в Wayback Machine (2000).
- ^ Говард Э. Грубер, Чарльз Дарвин, Пол Х. Барретт (1974), Дарвин о человеке: психологическое исследование научного творчества , Wildwood House, с. 72.
- ^ Генрих Люсси (1995), Кризис нового времени, или Драма прометеева самоустановки, Beerenverlag, стр. 902.
- ^ Джон Беллами Фостер, Экология Маркса: материализм и природа, с. 207.
- ^ Пол Хейер, Природа, человеческая природа и общество: Маркс, Дарвин, биология и гуманитарные науки (1982), Greenwood Press, стр. 13.
- ^ Вучинич, Александр (1988). Дарвин в русской мысли . Беркли: Издательство Калифорнийского университета .
Библиография
[ редактировать ]- Халлер-младший, Джон С. (1971). «Раса и концепция прогресса в американской этнологии девятнадцатого века» . Американский антрополог . 73 (3): 710–724. дои : 10.1525/aa.1971.73.3.02a00120 .
- Херси, Мейсон (1993). «Льюис Генри Морган и антропологическая критика цивилизации» . Диалектическая антропология . 18 (1). Спрингер : 53–70. дои : 10.1007/BF01301671 . JSTOR 29790527 . S2CID 144701125 .
- Хьюм, Брэд Д. (январь 2011 г.). «Эволюционизмы: Льюис Генри Морган, время и вопрос социокультурной эволюционной теории» . Ежегодник истории антропологии . 7 (1): 91–126. дои : 10.1353/хаа.2011.0009 . S2CID 170478166 . Архивировано из оригинала 28 октября 2021 года.
- Морган, Льюис Х. (1964) [1877]. Древнее общество . Издательство Гарвардского университета . ISBN 9780674865662 .
- Сервис, Элман Р .; Барнард, Алан; Бодеманн, Ю. Михал ; Флере, Патрик; Фрид, Мортон ; Хардинг, Томас Г.; Кёке, Джаспер; Крадер, Лоуренс ; Купер, Адам ; Легрос, Доминик; Макариус, Рауль; Мур, Джон Х .; Пиллинг, Арнольд Р.; Скальник, Питер; Стратерн, Эндрю ; Тукер, Элизабет; Уайткоттон, Джозеф В. (февраль 1981 г.). «Разум Льюиса Х. Моргана» . Современная антропология . 22 (1): 25–43. дои : 10.1086/202601 . JSTOR 2742415 . S2CID 163464337 .
- Смит, Стюарт (2009). «Льюис Генри Морган» . Калифорнийский университет, Санта-Барбара . Архивировано из оригинала 13 апреля 2021 года . Проверено 3 февраля 2021 г.
- Ян, Мануэль (сентябрь 2012 г.). «Призрак общественного достояния: Карл Маркс, Льюис Генри Морган и европейский стадиализм девятнадцатого века». Пограничье . 11 (2). Гейл Академический OneFile .