Jump to content

Испанская литература

(Перенаправлено из испанской литературы )

Литература Испании
Средневековая литература
Ренессанс
Мигель де Сервантес
Барокко
Просвещение
Романтизм
Реализм
Модернизм
Поколение '98
Двадцатый век.
Поколение '27
• Литература после Гражданской войны.
Сервантеса » « Дон Кихот считается самым знаковым произведением в каноне испанской литературы и основоположником западной литературы.

Испанская литература обычно относится к литературе ( испанская поэзия , проза и драматургия), написанной на испанском языке на территории, которая в настоящее время составляет Королевство Испания . Его развитие совпадает и часто пересекается с развитием других литературных традиций из регионов на той же территории, особенно с каталонской литературой, галисийский язык пересекается также с латинскими, еврейскими и арабскими литературными традициями Пиренейского полуострова . Литература испанской Америки — важная ветвь испанской литературы со своими особенностями, относящимися к самым ранним годам завоевания Америки Испанией (см. Латиноамериканскую литературу ).

Римское завоевание и оккупация Пиренейского полуострова, начавшаяся в III веке до нашей эры, принесла латинскую культуру на испанские территории. Мусульманское завоевание в 711 году нашей эры привело на полуостров культуры Западной Азии и Северной Африки, создав литературные традиции Андалузии . [ 1 ] В средневековой испанской литературе самые ранние зарегистрированные примеры народной романской литературы сочетают в себе мусульманскую, еврейскую и христианскую культуры. Одним из примечательных произведений является эпическая поэма «Кантар де Мио Сид» , написанная где-то между 1140 и 1207 годами. [ сомнительно обсудить ] Испанская проза приобрела популярность в середине тринадцатого века. Лирическая поэзия Средних веков включает народные стихи и куртуазную поэзию дворян. В 15 веке произошел период предренессанса, и литературное производство значительно возросло. В эпоху Возрождения важными темами были поэзия, религиозная литература и проза.

первые испанские романы В 16 веке появились «Ласарильо де Тормес» и «Гузман де Альфараче» . В эпоху барокко 17 века важными произведениями были проза Франсиско де Кеведо и Бальтасара Грасиана . Известным автором был Мигель де Сервантес Сааведра , известный своим шедевром « Дон Кихот де ла Манча» . В этом романе Сервантес объединил форму литературы, которую плутовской роман установил в Испании, в художественное повествование, которое стало образцом для многих романистов на протяжении всей истории испанской литературы. [ 2 ]

В эпоху Просвещения 18-го века известные произведения включают прозу Фейжу , Ховельяноса и Кадальсо ; лирика Хуана Мелендеса Вальдеса , Томаса де Ириарте и Феликса Марии Саманиего ), а также театр с Леандро Фернандесом де Моратин , Рамоном де ла Крус и Висенте Гарсиа де ла Гарден В романтизме (начало 19 в.) важными темами являются: поэзия Хосе де Эспронседы и других поэтов; проза; театр с Анхелем де Сааведра (герцогом Ривасом), Хосе Соррильей и другими авторами. В реализме (конец XIX века), который смешан с натурализмом, важными темами являются романы с Хуаном Валерой , Хосе Марией де Переда , Бенито Пересом Гальдосом , Эмилией Пардо Базан , Леопольдо Уингсом (Кларин) , Армандо Паласио Вальдесом и Винсент Бласко Ибаньес ; поэзия с Рамоном де Кампоамором , Гаспаром Нуньесом де Мэйплом и другими поэтами; театр с Хосе Эчегарай , Мануэлем Тамайо-и-Баусом и другими драматургами; и литературные критики, подчеркивающие Менендеса Пелайо

В модернизме появляется несколько течений: парнасианство , символизм , футуризм и креационизм . Уничтожение Соединенными Штатами испанского флота на Кубе в 1898 году спровоцировало кризис в Испании. Группа молодых писателей, среди которых Мигель де Унамуно , Пио Бароха и Хосе Мартинес Руис (Асорин), внесли изменения в форму и содержание литературы. К 1914 году — году начала Первой мировой войны и публикации первого крупного произведения ведущего голоса поколения, Хосе Ортеги-и-Гассета , — ряд более молодых писателей заняли свое собственное место в испанской культурной жизни. поле. Среди ведущих голосов - поэт Хуан Рамон Хименес , ученые и эссеисты Рамон Менендес Пидаль , Грегорио Мараньон , Мануэль Асанья , Эухенио д'Орс и Ортега-и-Гассет, а также писатели Габриэль Миро , Рамон Перес де Айала и Рамон Гомес де ла Серна. . Примерно в 1920 году более молодая группа писателей — в основном поэтов — начала публиковать произведения, которые с самого начала показали, насколько молодые художники впитывали литературные эксперименты писателей 1898 и 1914 годов. Поэты были тесно связаны с формальными академическими кругами. Такие писатели, как Бенхамин Жарнес , Роза Часель , Франсиско Айяла и Рамон Х. Сендер были в равной степени экспериментаторами и академиками.

оказала Гражданская война в Испании разрушительное влияние на испанскую письменность. Среди горстки поэтов и писателей времен гражданской войны Мигель Эрнандес выделяется . В период ранней диктатуры (1939–1955) литература следовала реакционному видению диктатора Франсиско Франко второго золотого века католической Испании. К середине 1950-х годов, как и в случае с романом, взрослело новое поколение, которое лишь в детстве пережило Гражданскую войну в Испании. К началу 1960-х годов испанские авторы перешли к беспокойному литературному экспериментированию. Когда Франко умер в 1975 году, важная работа по установлению демократии сразу же отразилась на испанской литературе. В течение следующих нескольких лет появилось множество молодых новых писателей, среди них Хуан Хосе Миллас , Роза Монтеро , Хавьер Мариас , Луис Матео Диес , Хосе Мария Мерино , Феликс де Асуа , Кристина Фернандес Кубас , Энрике Вила-Матас , Карме Риера и позже. Антонио Муньос Молина и Альмудена Грандес начали занимать для себя видное место в испанском культурном поле.

Досредневековая литература

[ редактировать ]

Римское завоевание и оккупация полуострова, продолжавшаяся с III века до нашей эры по 409 год нашей эры, принесла на испанские территории полностью развитую латинскую культуру. Римский философ Сенека (1 г. до н. э. – 65 г. н. э.) родился в Испании, как и поэты Боевой (41–104 г. н. э.), Квинтилиан (35–100 г. н. э.) и Лукан (39–65 г. н. э.). В то время как вторжение германских племен в пятом веке нашей эры положило конец римской Испании, относительное отсутствие у племен развитой культуры, включая какие-либо литературные традиции, означало, что любая письменная литература, созданная на Пиренейском полуострове, продолжала развиваться по романизированным направлениям. Среди созданных произведений выделяется святого Исидора Севильского ( ок. 560–636 ) «Этимология» , попытка суммировать все классические знания. Названный «последним ученым древнего мира», святой Исидор написал богословские и протонаучные трактаты, письма и серию историй, которые послужили образцом для остальной части Западной Европы на протяжении всего Средневековья.

Приход мусульманских захватчиков в 711 году нашей эры принес культуры Среднего и Дальнего Востока на Пиренейский полуостров и, в конечном итоге, на всю Европу. В последовавшую за этим эпоху относительной религиозной толерантности такие писатели, как еврейский богослов Маймонид (1135–1204) или мусульманский эрудит (1126–1198) Аверроэс, написали труды по теологии, науке, философии и математике, которые оказали долгосрочное влияние на иврит. и мусульманской философии и оказались важными для расцвета европейского Возрождения столетия спустя. Хотя ни одно из их произведений нельзя считать прямым предком испанской литературной традиции, именно вне культурной среды, взращенной такой интеллектуальной энергией, возникают первые письменные проявления собственно испанской литературы.

Средневековая испанская литература

[ редактировать ]

Андалузская литература

[ редактировать ]

Период исламского правления в Иберии с 711 по 1492 год принес в Испанию множество новых литературных традиций. Большая часть литературы в то время выпускалась на стандартном арабском языке, хотя поэзия и другие формы литературы еврейского золотого века нашли выражение на иудео-арабском или иврите . Маймонид , например, написал свой выдающийся опус «Путеводитель для растерянных» на арабском языке, используя еврейскую вязь .

Среди других крупных литературных деятелей того времени — Ибн Араби , Аль-Мутамид ибн Аббад , Ибн аль-Хатиб , Ибн Зайдун и Хафса Бинт аль-Хадж аль-Рукуния .

Важные литературные стили включают муваша , макама и навба .

Важные работы включают «Аль-Икд аль-Фарид» , «Хай ибн Якдан» , «Непоследовательность бессвязности » и «Хадис Баяд ва Рияд» .

Самые ранние зарегистрированные примеры народной романской литературы датируются тем же временем и местом, богатым сочетанием мусульманской, еврейской и христианской культур в мусульманской Испании, в которой работали Маймонид , Аверроэс и другие. Джарчасы мосарабский , датируемые 9-12 веками нашей эры, представляли собой короткие стихи, произнесенные на местных разговорных испано-романских диалектах, известных как язык , но написанные арабской вязью. Джарчи появились в конце более длинных стихов, написанных на арабском или иврите, известных как мувашшах , которые представляли собой длинные толкования идей, выраженных в джарчах. Джарчасы, обычно произносимые женским голосом, выражают тревогу любви, особенно ее утраты.

Это сочетание испано-романского выражения с арабским письмом, обнаруженное только в 1948 году, указывает на то, что возникновение испанской литературной традиции связано с культурной неоднородностью, которая характеризовала средневековое испанское общество и политику. Однако мосарабский язык харша, по-видимому, представляет собой отдельный романский язык, эволюция которого из народной латыни шла параллельно эволюции кастильского испанского языка, а не произошла от последнего или слилась с ним. Следовательно, хотя относительно недавнее открытие Хархас бросает вызов гордости хронологического места, которое так долго принадлежало Поэме дель Сида (El Cantar de mío Cid) (1140 г. н. э.) в истории испанской литературы, их нельзя рассматривать как предшественников. к великой эпической поэме Испании. Вместо этого открытие харча проясняет то, что с момента своего возникновения литература Испании возникла и стала свидетелем богатой, разнородной смеси культур и языков. [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ]

Песня Мио Сида

[ редактировать ]
Кантар де Мио Сид — старейший сохранившийся испанский кантар де геста.

Эпическая поэма «Кантар де Мио Сид» написана о реальном человеке — его битвах, завоеваниях и повседневной жизни. Поэт, имя которого неизвестно, написал эпос примерно в 1140 году, а Сид предположительно умер за сорок лет до этого, в 1099 году. Этот эпос представляет собой реализм, поскольку ничего не было преувеличено, а детали очень реальны, даже география правильно отображает области, по которым путешествовал Сид и жил. В отличие от других европейских эпосов, поэма не идеализирована и в ней нет сверхъестественных существ. в нем ассонанс Вместо рифмы , и его строки различаются по длине, наиболее распространенная длина — четырнадцать слогов . Этот тип стихов известен как mester de juglaria (стиховая форма менестрелей). Эпос разделен на три части, также известные как песни.

Мастер менестрелей

[ редактировать ]

Средневековые испанские поэты признавали Mester de Juglaría как литературную форму, написанную менестрелями (juglares) и состоящую из строк разной длины и с использованием созвучий вместо рифмы. Эти стихи пелись необразованной публике, как дворянам, так и крестьянам.

Магистр духовенства

[ редактировать ]

Эта кастильская повествовательная поэзия, известная как Mester de Clerecía, стала популярной в тринадцатом веке. Это стихотворная форма ученых поэтов, обычно священнослужителей (отсюда и название «clerecía»). Стихи были формальными, с тщательно подсчитанными слогами в каждой строке. Популярными темами были христианские легенды, жития святых и сказания классической античности. Стихи читали жителям деревни на общественных площадях. Две черты отличают эту форму от mester de juglaría: дидактичность и эрудиция. Гонсало де Берсео был одним из величайших защитников этой школы, писавшим на религиозные темы.

Испанская проза

[ редактировать ]

Испанская проза приобрела популярность в середине тринадцатого века, когда король Кастилии Альфонсо X поддержал и признал эту форму письма. Он с помощью своих групп интеллектуалов руководил написанием многих прозаических произведений, в том числе Las siete partidas, первой современной книги законов страны, написанной на народном языке. Другой работой была La primera crónica General , в которой описывалась история Испании от ее создания до конца правления отца Альфонсо, Сан-Фернандо. За руководство этими и многими другими произведениями Альфонсо X называют отцом испанской прозы. Его племянник, Дон Хуан Мануэль, известен своим прозаическим произведением «Эль Конде Луканор» , которое представляет собой рамочный рассказ или рассказы в рамках общей истории. В этой работе граф Луканор обращается за советом к своему мудрому советнику Патронио, который дает советы, рассказывая истории. Хуан Мануэль также написал менее известные работы, такие как El libro de los estados о социальных классах и El libro del caballero y escudero. о философских дискуссиях. К концу Средневековья писатель Фернандо дель Пульгар (1436-1490?) создал новый тип прозы, названный словесным портретом. Эту форму демонстрирует работа Пульгара Claros varones de Castilla , в которой он подробно описывает жизни двадцати четырех выдающихся современников. Он исследует их моральную и психологическую природу, а также физические особенности. Пульгар был официальным историком монархов Фернандо и Изабеллы, знаменитых католических монархов Испании. Эта позиция дала ему возможность близко познакомиться с персонажами этой книги, что сделало работу реалистичной и детальной.

Лирическая поэзия Средневековья.

[ редактировать ]

Лирическую поэзию Средних веков можно разделить на три группы: ярчи — народные стихи, возникшие на основе народных песен, исполняемых простолюдинами, и куртуазная поэзия дворян. Альфонсо X Кастильский вписывается в третью группу с его серией из трехсот стихотворений, написанных на галисийском языке: Las cantigas de Santa María. Другой поэт, Хуан Руис, или Арчипрест де Хита, — выдающийся лирик четырнадцатого века. Его единственная работа, Libro de buen amor, представляет собой рамочный рассказ, в который он включает переводы Овидия, сатиры, небольшие стихотворения, называемые серранильями , двадцать девять басен, проповедь о христианских доспехах и множество лирических стихотворений, восхваляющих Деву Марию. Поэт Иньиго Лопес де Мендоса, маркиз де Сантильяна (1398–1458), начинает показывать движение отхода от традиций Средневековья. Он демонстрирует знание латинских авторов и знакомство с произведениями Данте и Петрарки . Мендоса также был первым, кто представил сонет в испанской литературе. Последний великий поэт Средневековья – Хорхе Манрике . Он известен своим произведением, оплакивающим смерть своего отца, «Coplas a la muerte de su papre» . В этом произведении Манрике демонстрирует классические чувства, выражая себя в универсальной манере (всему приходит конец). Его до сих пор считают поэтом Средневековья, поскольку он находит покой и завершенность в религии.

Ренессанс

[ редактировать ]
«Селестина», Фернандо де Рохас

XV век можно считать периодом до Возрождения. Литературное производство значительно возрастает. Среди выдающихся поэтов этого столетия Хуан де Мена и Иньиго Лопес де Мендоса (маркиз Сантильяна). Испанская средневековая литература завершается «Селестиной» Фернандо де Рохаса .

Важными темами эпохи Возрождения являются поэзия Гарсиласо де ла Вега и Хуана Боскана ; религиозная литература с Фраем Луисом де Леоном , Сан-Хуаном-де-ла-Крусом и Санта-Терезой де Хесус ; и проза с анонимным Эль Ласарильо де Тормесом . Среди основных особенностей Возрождения было возрождение обучения, основанного на классических источниках, рост куртуазного покровительства, развитие перспективы в живописи и достижения науки. Наиболее важными характеристиками эпохи Возрождения являются:

  • Преобладание естественного, несложного языка, избегание аффектации, аманерамиенто и чрезмерно изысканных фраз, создание простого словарного запаса и простого синтаксиса.
  • Такие темы, как любовь – рассматриваются с платонической точки зрения; природа - как-то идиллическая (буколическая); языческая мифология, посвященная женской красоте и истории богов, всегда следующая одному и тому же классическому идеалу. В отношении этих тем существуют различные точки Возрождения (???), некоторые из них взяты из классического мира:
    • Carpe Diem («лови момент» или «используй момент»), который рекомендует наслаждаться жизнью до прихода старости.
    • Collige, virgo, rosas, что в переводе означает «Сорвать девственные розы» и представляет собой метафору, похожую на Carpe Diem , но применительно к женской красоте, всегда описываемую по одному и тому же плану: молодая блондинка с безмятежными, ясными глазами, белой кожей, красными губами. , румяные щеки и т. д.
    • The Beatus Ille или восхваление сельской жизни, вдали от материальных благ, в отличие от жизни в городе с его опасностями и интригами.
    • Locus Amoenus или описание природы во всем ее идиллическом совершенстве.

В барокко 17 века важными темами являются проза Франсиско де Кеведо и Бальтазара Грасиана ; примечателен театр ( Лопе де Вега , Педро Кальдерон де ла Барка и Тирсо де Молина ); и поэзия с Луисом де Гонгорой (культеранистом ) ) и Франсиско де Кеведо концептуалистом ( . В творчестве Мигеля де Сервантеса Сааведры заметные романы «Галатея» и «Дон Кихот де ла Манча» . Стиль барокко использовал преувеличенное движение и ясные, легко интерпретируемые детали для создания драмы, напряжения, изобилия и величия в скульптуре, живописи, литературе, танце и музыке.

Барокко характеризуют следующие моменты:

  • Пессимизм. Ренессанс не достиг своей цели — навязать миру гармонию и совершенство, как предполагали гуманисты, и не сделал человека счастливее; войны и социальное неравенство продолжали существовать; боль и бедствия были обычным явлением по всей Европе. Укрепился интеллектуальный пессимизм, который со временем усиливался. Об этом свидетельствуют гневные характеры комедий той эпохи и негодяи, на которых плутовские романы . основаны
  • Разочарование. Поскольку идеалы Возрождения терпели крах, а в случае с Испанией политическая власть рассеивалась, разочарование в литературе продолжало возникать. Многие случаи напоминают события, произошедшие двумя столетиями ранее, с « Danza de la Muerte» Манрике или «Coplas a la muerte de su papre» . Кеведо сказал, что жизнь формируется «преемственностью умерших». Новорожденные превращаются в умерших, а пеленки – в саван, покрывающий бездыханные тела. Это приводит к выводу, что нет ничего важного, кроме обретения вечного спасения.
  • Беспокойство о течении времени.
  • Утрата доверия к идеалам Возрождения.

Просвещение

[ редактировать ]
Гаспар Мельчор де Ховельянос

В эпоху Просвещения XVIII века, с приходом «светов» в Испанию, важными темами являются проза Фрая Бенито Херонимо Фейжу , Гаспара Мельчора де Ховельяноса и Хосе Кадальсо ; лирика сальмантинской школы (с Хуаном Мелендесом Вальдесом ), лирика мадриленской группы (с рассказчиками Томасом де Ириарте и Феликсом Марией Саманиего ) и лирика севильской школы; а также театр с Леандро Фернандесом де Моратин , Рамоном де ла Крус и Висенте Гарсиа де ла Уэрта . Мыслители эпохи Просвещения стремились применить систематическое мышление ко всем формам человеческой деятельности, перенося его в этическую и государственную сферы в исследовании личности, общества и государства.

Выделяют три этапа в испанской литературе XVIII века:

  • Антибарокизм (примерно до 1750 г.): борется со стилем предшествующего барокко, который считается чрезмерно риторическим и извращенным. Развлекательная литература не культивируется, но их больше интересуют эссе и сатира, использующие язык просто и чисто.
  • Неоклассицизм (до конца 18 века): находится под сильным влиянием французского и итальянского классицизма. Писатели также подражают старой классике (греческой и римской); его бум длился со времен правления Фернандо VI до конца века.
  • Преромантизм (конец XVIII - начало XIX века): Влияние английского философа Джона Локка вместе с влиянием французского Этьена Бонно Кондильяка, Жан-Жака Руссо и Дени Дидро вызовет новое чувство. , недовольство тиранией разума, подчеркивающее право личности выражать свои личные эмоции (подавленные тогда неоклассиками), среди которых деятели фундаментально любят. Это течение возвещает об упадке неоклассицизма и открывает двери романтизму.

Романтизм

[ редактировать ]

Ранний романтизм появился благодаря уникальной фигуре Мануэля Хосе Кинтаны .

Ангел Сааведры

В романтизме (начало 19 в.) важными темами являются: поэзия Хосе де Эспронседы и других поэтов; проза, которая может иметь несколько форм (исторический роман, научная проза, описание региональных обычаев, журналистика - где можно упомянуть Мариано Хосе де Ларра -; театр с Анхелем де Сааведра (герцог Ривас), Хосе Соррилья и В последнем романтизме (постромантизме) появляются некоторые: Густаво Адольфо Беккер и Розалия де Кастро . Некоторые поэты-антиромантики - Рамон де Кампоамор и Гаспар Нуньес де Арсе . Частично восстают против аристократических, социальных и политических норм. эпохи Просвещения и реакции против рационализации природы, в искусстве и литературе романтизм подчеркивал сильные эмоции как источник эстетического опыта, делая новый акцент на таких эмоциях, как трепет, ужас и трепет, испытываемый при столкновении с величием природы. Оно возвысило народное искусство, природу и обычаи. [ 6 ]

Характерными чертами произведений романтизма являются:

  • Отказ от неоклассицизма. Вопреки щепетильной строгости и порядку, с которыми соблюдались правила в 18 веке, писатели-романтики сочетают жанры и стихи разных размеров, порой смешивая стих и прозу; в театре презирают правило трех единиц (места, пространства и времени) и чередуют комедию с драмой.
  • Субъективизм. Какое бы это ни было произведение, возвышенная душа автора изливает в него все свои чувства неудовлетворенности миром, который ограничивает и ломает полет его желаний о любви, обществе, патриотизме и т. д. Делают это так, что природа сливается с их душевным состоянием, и она меланхолична, тетрична, загадочна, мрачна... в отличие от неоклассиков, почти не проявлявших интереса к пейзажу. Стремление к страстной любви, желание счастья и обладание бесконечным вызывают у романтиков дискомфорт, огромный обман, который время от времени доводит их до самоубийства, как в случае с Мариано Хосе де Ларра.
  • Тяга к ночному и загадочному. Романтики помещают свои болезненные и разочарованные чувства в таинственные или меланхоличные места, такие как руины, леса, кладбища... Точно так же они чувствуют влечение к сверхъестественному, вещам, ускользающим от всякой логики, таким как чудеса, явления, видения загробной жизни и т. д. дьявольское и ведьмоподобное...
  • Побег из мира, который их окружает. Неприятие буржуазного общества, в котором они вынуждены жить, заставляет романтика уклоняться от своих обстоятельств, воображая прошедшие эпохи, в которых их идеалы преобладали над другими, или вдохновляясь экзотикой. В отличие от неоклассиков, восхищавшихся греко-латинской древностью, романтики отдают предпочтение Средним векам и эпохе Возрождения. Среди наиболее распространенных видов произведений они культивируют романы, легенды и исторические драмы.

Тематика романтических произведений разнообразна:

  • Сам. » Эспронседы В «Песне Терезе , душераздирающем признании в любви и разочаровании, ему удалось с большим успехом поэтизировать свои чувства.
  • Страстная любовь с внезапными, полными поставками и быстрым отказом. Возвышение и отвращение.
  • Они вдохновлены легендарными и историческими темами.
  • Религия, хотя она часто бросает вызов вытекающему из этого состраданию и даже превознесению дьявола.
  • Социальные требования (переоценка маргинальных типов, таких как нищий).
  • Природа, показанная во всех ее модальностях и вариациях. Обычно действие происходит в загадочных местах, таких как кладбища, штормы, бурное море и т. д.
  • Сатира, связанная с политическими или литературными событиями.
Портрет Бенито Переса Гальдоса работы Хоакина Сорольи
Леопольдо Увы , «Кларин»

В реализме (конец XIX века), который смешан с натурализмом , важными темами являются романы с Хуаном Валерой , Хосе Марией де Переда , Бенито Пересом Гальдосом , Эмилией Пардо Базан , Леопольдо Аласом (Кларин) , Армандо Паласио Вальдесом и Висенте Бласко Ибаньес ; поэзия с Рамоном де Кампоамором , Гаспаром Нуньесом де Арсе и другими поэтами; театр с Хосе Эчегарай , Мануэлем Тамайо-и-Баусом и другими драматургами; и литературные критики, подчеркивающие Менендеса Пелайо . Реализм предлагал изображения современной жизни и общества «такими, какие они есть». В духе общего «реализма» авторы-реалисты предпочитали изображения повседневных и банальных действий и переживаний вместо романтизированных или подобных стилизованных изложений.

Для реалистических произведений этого периода характерны:

  • Объективное видение действительности посредством непосредственного наблюдения за обычаями или психологическими характерами. Они устраняют всякий субъективный аспект, фантастические события и всякое чувство, отдающее от реальности: «Роман — это образ жизни» (Гальдос), «художественная копия действительности» (Кларин).
  • Защита диссертации: рассказчики пишут свои произведения, приближаясь к действительности со стороны своих нравственных представлений. Это так называемые всеведущие рассказчики. Защита диссертации обычно ставит под угрозу объективность романа.
  • Темы, знакомые читателю: супружеские конфликты, измены, защита идеалов и т. д.
  • Большое значение приобретает народно-разговорный язык, поскольку он помещает героев в их реальную среду.

Модернистская литература

[ редактировать ]
Хуан Рамон Хименес

В модернизме появляются несколько течений: парнасианство , символизм , футуризм и креационизм . Литературный модернизм в Испании находился под влиянием « катастрофы 1998 года », регенерационизма и Свободного образовательного учреждения (основанного Гинером де лос Риосом ). Модернизм был основан на идее, что «традиционные» формы искусства, литературы, религиозной веры, социальной организации и повседневной жизни устарели; поэтому было необходимо отбросить их в сторону. Интеллектуальное движение, которое объективно и научно размышляет о причинах упадка Испании как нации между 19 и 20 веками, называется регенерационизмом. Оно выражает пессимистическое суждение об Испании. Интеллектуалы-регенераторы широко публиковали свои исследования в журналах, что привело к расширению движения. Некоторые важные авторы-модернисты — Сальвадор Руэда , Хуан Рамон Хименес , Мигель де Унамуно и Рубен Дарио .

литература 20 века

[ редактировать ]

Поколение 1898 года

[ редактировать ]

Разгром испанского флота на Кубе канонерскими лодками США в 1898 году спровоцировал общий культурный кризис в Испании. «Катастрофа» 1898 года побудила известных писателей искать практические политические, экономические и социальные решения в эссе, сгруппированных под литературным заголовком «Regeneracionismo». Для группы молодых писателей, среди которых были Мигель де Унамуно , Пио Бароха и Хосе Мартинес Руис (Асорин), катастрофа и ее культурные последствия вдохновили на более глубокий и радикальный литературный сдвиг, затронувший как форму, так и содержание. Эти писатели, наряду с Рамоном дель Валье-Инкланом , Антонио Мачадо , Рамиро де Маэсту и Анхелем Ганиветом , стали известны как « Поколение 98 ». Этикетка с самого начала была спорной, и даже Азорин, источник ее происхождения, отверг ее. Тем не менее, оно закрепилось как способ описания группы писателей, которые по содержанию перешли от более общего исследования универсальных ценностей среднего класса, характерных для реализма девятнадцатого века, к одержимости вопросами более национального характера. Их статьи, эссе, стихи и романы, исследующие историю и географию Испании, несли экзистенциальный подтекст, выражая в целом чувство глубокого беспокойства по поводу социальной несправедливости, политических ошибок и культурного безразличия, очевидных в современном испанском обществе.

За считанные годы эти молодые авторы изменили литературный ландшафт своей страны. Конечно, признанные реалисты девятнадцатого века, такие как Бенито Перес Гальдос, продолжали писать романы и спектакли во втором десятилетии двадцатого века и, опять же в случае с Гальдосом, вызывали большое восхищение у нового поколения писателей. Тем не менее, с появлением романов Унамуно, Асорина, Пио Барохи и Валле Инклана, театра последнего и поэзии Антонио Мачадо и Унамуно произошел окончательный литературный сдвиг – сдвиг как по форме, так и по содержанию – указывающий на наиболее знаменитые экспериментальные произведения испанских писателей-авангардистов 1920-х годов.

Благодаря тому, что Асорин назвал своих коллег-писателей «поколением», современные критики, а затем и историки литературы должны были каталогизировать, а затем интерпретировать появление новых партий авторов в таких терминах поколений в течение почти следующих ста лет. определенная организационная элегантность и, действительно, признание значительного влияния крупных политических и культурных событий на изменение литературных выражений и вкусов (например, связь 1898 года или литературный праздник 1927 года, который на короткое время объединил почти всех крупных поэтов-авангардистов в Испании).

Поколение 1914 года или Novecentismo

[ редактировать ]

Следующее предполагаемое «поколение» испанских писателей, последовавшее за писателями 1998 года, уже ставит под сомнение ценность такой терминологии. К 1914 году — году начала Первой мировой войны и публикации первого крупного произведения ведущий голос поколения, Хосе Ортега-и-Гассет - ряд более молодых писателей заняли свое место в испанском культурном поле. Среди ведущих голосов - поэт Хуан Рамон Хименес , ученые и эссеисты Рамон Менендес Пидаль , Грегорио Мараньон , Мануэль Асанья , Эухенио. д'Ор , Ортега-и-Гассет, а также романисты Габриэль Миро , Рамон Перес де Айяла и Рамон Гомес де ла Серна , все еще движимые национальными и экзистенциальными вопросами, которые одержимы писателями 1998 года, они подошли к этим темам с позиций. большее чувство дистанции и объективности. Эти писатели имели более формальное академическое образование, чем их предшественники, многие преподавали в стенах академических кругов, а один, Асанья, должен был стать президентом и лицом Второй республики. Их жанром были эссе и статья, их аргументы были более систематическими, а их вкусы — более европейскими.

В отличие от экзистенциальных навязчивых идей Унамуно или концептуальных, приземленных стихов Мачадо, поэзия Хуана Рамона преследовала прежде всего более эзотерическую версию красоты и истины, в то же время проявляя внутреннее чувство экзистенциальных дилемм, которые преследовали интеллектуалов в первой половине двадцатого века. век. Хуан Рамон был великим испанским поэтом-модернистом и маэстро нового авангардного поколения 1927 года. В 1957 году он был удостоен Нобелевской премии по литературе. Хосе Ортега-и-Гассет стал выразителем этого и важного для каждого поколения писателей первой половины двадцатого века. В таких эссе, как «Размышления о Кихоте», «Восстание масс» и наиболее известных «Дегуманизация искусства», Ортега излагал теории искусства и общества, которые доходчиво объясняли и прославляли авангардные эксперименты двадцатого века, в то же время твердо придерживаясь элитарное социальное видение, затмение которого иронично выразило это искусство. Самым неуловимым голосом этого поколения и, возможно, не поддающимся классификации внутри этой группы, был писатель Рамон Гомес де ла Серна, который довел повествовательные эксперименты Унамуно и Валле Инклана до абсурдных крайностей, таких как в своем романе 1923 года El Novelista , где разнообразные пьесы с повествовательной субъективностью превращаются в главы, представленные глазами и голосом уличных фонарей. Более доступными и устойчивыми являются «Грегериас» Гомеса де ла Серны, оригинальная форма афоризма, которую он описал как «юмор плюс метафора».

Поколение 1927 года

[ редактировать ]

Примерно в 1920 году более молодая группа писателей — в основном поэтов — начала публиковать произведения, которые с самого начала показали, насколько молодые художники впитывали литературные эксперименты писателей 1898 и 1914 годов. Поэты Педро Салинас , Хорхе Гильен , Федерико Гарсиа Лорка , Висенте. Алейксандре , Дамасо Алонсо , Рафаэль Альберти , Луис Сернуда , Мануэль Альтолагирре также были наиболее тесно связаны с формальными академическими кругами. Такие писатели, как Бенхамин Жарнес , Роза Часель , Франсиско Айяла и Рамон Дж. Сендер, были в равной степени экспериментаторами и академиками. Многие из этого поколения были штатными профессорами университетов, в то время как другие некоторое время работали приглашенными преподавателями и студентами. Все они были исследователями своего национального литературного наследия, что еще раз свидетельствует о влиянии призывов «Регенерасионистов» и «Поколения 1898 года» на то, что испанская разведка по крайней мере частично обратилась вовнутрь.

Эта группа поэтов по-прежнему, без сомнения, является наиболее знаменитыми и изучаемыми из писателей Испании двадцатого века. Их работа является краеугольным камнем того, что некоторые называют «Серебряным веком» испанской литературы, периодом, который начался с настоящего взрыва производства романов после бескровного переворота 1868 года и трагически завершился с началом гражданской войны. в июле 1936 года.

Письмо этого предполагаемого поколения можно условно разделить на три момента. В первые годы их творчество по-прежнему основывается в основном на местных и национальных традициях, кульминацией которых является совместное празднование трехсотлетия со дня смерти поэта Золотого века Луиса де Гонгоры . С середины десятилетия до прихода Второй республики в Испании в 1931 году поэты «Поколения» достигли апогея своих экспериментальных произведений, демонстрируя четкое осознание международного авангарда «-измов», охватившего крупные западные столицы того времени. После 1931 года творчество «Поколения» все больше демонстрирует отпечаток политических и социальных стрессов, которые привели бы к кровавой гражданской войне в Испании.

Гражданская война в Испании

[ редактировать ]

, Гражданская война в Испании продолжавшаяся с июля 1936 года по апрель 1939 года, оказала разрушительное влияние на траекторию распространения испанской письменности. В июле 1936 года Испания находилась в разгаре своего Серебряного века. Все крупные писатели трех основных поколений — 1898, 1914 и 1927 годов — были еще живы и плодотворны. Те, кто жил в 1914 и 1927 годах, были на пике или только достигали пика своего литературного могущества. Некоторые из них были признаны одними из самых талантливых и влиятельных писателей западной цивилизации. Но к апрелю 1939 года Мигель де Унамуно, Антонио Мачадо и Федерико Гарсиа Лорка, среди других, были мертвы. Все, за исключением небольшой горстки оставшихся писателей, бежали в изгнание, разбросавшись по всему американскому континенту, большинство из которых так и не смогли насладиться тесным общением на конференциях, тертулиях и театральных премьерах, которые так часто объединяли их в довоенном Мадриде.

Среди горстки поэтов и писателей времен гражданской войны Мигель Эрнандес выделяется . Молодой ученик и соратник Поколения 1898 года, Эрнандес, как и Лорка, стал мучеником за дело республиканцев, но на этот раз в послевоенном плену, сражаясь и писавший как военный поэт на протяжении всей войны, а затем томясь и умирая в одном из них. тюрем Франко в 1942 году. Среди его важных работ выделяются «Perito en lunas» (1933) из довоенных сюрреалистических дней и «Viento del pueblo» (1937), свидетельствующий о творчестве солдата-поэта.

Свидетели ранней диктатуры (1939–1955)

[ редактировать ]

Первые послевоенные годы характеризовались больше голодом, репрессиями и страданиями, чем какой-либо значительной литературой. Опубликованные работы этого периода были верны реакционному видению псевдофашистского диктатора Франсиско Франко о втором золотом веке Испании, а не материальным и экзистенциальным страданиям, с которыми столкнулось большинство населения страны того времени. Поэзия в стиле необарокко и гимны Испании Франко удовлетворили цензоров, но в дальнейшем не имели критического срока годности.

По иронии судьбы, повествование одного из цензоров Франко стало первым признаком литературного возрождения в послевоенной Испании. В 1942 году Камило Хосе Села в романе «Семья Паскуаля Дуарте» экспериментальная аранжировка использовалась ровно настолько, чтобы избежать цензурные вырезки и представить взыскательным испанским читателям разоблачение духовно обеспокоенного, социально обедневшего и структурно жестокого общества. Села оставался в течение следующих пяти десятилетий одним из самых выдающихся романистов Испании и в конечном итоге получил Нобелевскую премию по литературе в 1989 году.

С публикацией в 1945 году книги » Нада Кармен Лафоре « , получившей премию Надаля , и выходом в 1947 году Мигеля Делиба книги « La sombra del ciprés es alargada » у читателей интеллектуальных испанских повествований наконец появилась причина для надежды. В то время как свежие, радостные эксперименты испанских писателей «Серебряного века» исчезли, Села, Лафоре и Делиб, по крайней мере, продемонстрировали обновленную приверженность такому письму, которое, во-первых, было связано с материальной реальностью Испании, а во-вторых, эстетически расширяло себя. в своих попытках уловить этот опыт.

К середине следующего десятилетия целое новое поколение романистов ухватилось за ранние модели, заложенные Селой и Лафоре. Не меньшее влияние оказали фильмы итальянских неореалистов, таких писателей, как Луис Ромеро ( «Ла Нория» , 1951), Рафаэль Санчес Ферлосио ( «Эль-Харама» , 1956), Хесус Фернандес Сантос ( «Лос-бравос» , 1956), Кармен Мартин Гайте ( «Entre visillos» , 1957 ). ), Игнасио Альдекоа ( «El fulgor y la sangre» , 1954) и Хуан Гойтисоло ( «Juegos de manos» , 1954) создали традицию соцреализма, которая была столь же прославленной, сколь и недолговечной.

Испанская поэзия пережила обновление по аналогичному принципу. Дамасо Алонсо Стихотворение «Бессонница» (1947) отражает большую часть тревоги и чувства насилия, которые присутствовали в работах Села и других. и это пропитало испанскую поэзию той эпохи:

Мадрид — город более миллиона трупов (по последним данным статистики).
Иногда ночью я поворачиваюсь и сажусь в этой нише, где гнию уже 45 лет.
и я провожу долгие часы, слушая стон урагана, или лай собак, или мягкий лунный свет.
И я провожу долгие часы, стону, как ураган, лаю, как разъяренная собака, теку, как молоко, из горячего вымени большой желтой коровы.
И я провожу долгие часы, спрашивая Бога, спрашивая Его, почему моя душа медленно гниет,
почему в этом городе Мадриде гниет более миллиона трупов,
почему в мире медленно гниют миллиарды трупов.
Скажите, какой сад вы хотите удобрить нашей гнилью?
Боитесь ли вы, что огромные кусты роз дня засохнут, печальные смертоносные лилии ваших ночей?

Стихи Хосе Йерро , Бласа де Отеро и Габриэля Селаи были более прямыми, они писали стихи с такими прозрачными названиями, как Canto a España (Йерро), Для огромного большинства (Отеро) или Поэзия - это оружие, заряженное будущим (Селая). .

Экономическое и культурное обновление (1955–1975)

[ редактировать ]

Однако к середине 1950-х годов, как и в романе, взрослело новое поколение, которое лишь в детстве пережило гражданскую войну в Испании. Хотя работы Анхеля Гонсалеса , Клаудио Родригеса , Хосе Анхеля Валенте , Хосе Агустина Гойтисоло , Франсиско Бринеса и Глории Фуэртес, среди других, все еще основаны на материальных социальных и политических условиях испанского общества, они менее политически ангажированы. Ученые различают социальную направленность этих поэтов как передачу опыта и репрезентацию опыта Йерро и Селаи. То есть, хотя этим молодым поэтам все еще было интересно говорить об Испании, они, по крайней мере, в равной степени были сосредоточены на интерактивных процессах общения с читателем, который одновременно переживал эти переживания. Вместо того, чтобы пассивно усваивать видение поэта современного общества, поэты, которых стали называть по-разному поколением 1956 года или «1960-х годов», создавали стихи, которые вовлекали читателя в интерпретацию, если не в создание этого видения.

К началу 1960-х годов краткий всплеск соцреалистического повествования уже устарел. Многие писатели взяли небольшой перерыв в писательстве. Общее мнение в начале нового десятилетия заключалось в том, что прямой «реализм» предыдущего десятилетия, хотя и демонстрировал жестокую «правду» современной испанской жизни при Франко, в конечном итоге потерпел политическое поражение, поскольку он напрямую моделировал очень прозрачный дискурс, который так эффективно использовал авторитарный режим, чтобы сокрушить ту самую оппозицию, к которой стремились эти писатели. Частично сформированный французским «новым романом» таких писателей, как Ален Роб-Грийе, французским кино «Новая туманность» Годара и Трюффо и латиноамериканским «Бумом», испанскими романистами и поэтами, начиная, возможно, с Луиса Мартина Сантоса . Роман « Tiempo de silencio» (1961) вернулся к беспокойным литературным экспериментам, которые последний раз наблюдались в испанской литературе в начале 1930-х годов. Среди самых знаменитых «новых романов» Испании этого периода можно » Хуана Бенета назвать «Volverás a Región (1967), «Камило». Хосе Села Сан-Камило, 36 лет » Мигеля Делибеса (1969), «Пять часов с Марио (1966), так называемая «Трилогия измены» Хуана Гойтисоло, состоящая из «Сеньяс де идентичности » (1966), «Возвращение конде дона Хулиана» (1970) и Хуана греха Тьерра ( (1975), » Гонсало Торренте Баллестера ( «Сага/фуга о ЖБ 1972), Хуана Марсе ( «Si te dicen que caí» 1973) и Луиса Гойтисоло тетралогия «Антагония» (1973–1981). от относительной тьмы соцреализма к эстетическим стандартам самого элитного европейского авангарда, многие из этих романов оказались почти нечитаемыми для большей части публики, и эта реальность прекрасно воплотилась в конце трилогии Хуана Гойтисоло, когда испанская проза уже постепенно деконструировалась. превращается в нечитаемого араба.

Эксперименты романа нашли отражение в испанской поэзии. Публикация Хосе Марии Кастеллета « Nueve novísimos Poetas españoles » признала группу художников, чьи работы также вернулись к экспериментам начала века. Произведения Пере Гимферрера, Гильермо Карнеро и Леопольдо Панеро, возможно, самых важных поэтов группы, демонстрируют явно барочный стиль, полный косвенных культурных отсылок, метапоэтических приемов и других форм крайнего поэтического самосознания, выливающегося в драгоценное. Как и произведения «Новых романистов», эта поэзия предназначалась избранной группе читателей, если не исключительно самим поэтам.

Написание в демократии (1975–1999)

[ редактировать ]

Когда Франко наконец умер в ноябре 1975 года, важная работа по установлению демократии оказала немедленное влияние на испанскую письменность. Элитарное повествование и поэзия быстро уступили место повествованию и поэзии, вновь заинтересованной не просто в обучении (посредством содержания или стиля), но и в удовольствии. Рассказывание историй стало мантрой нового поколения испанских романистов. Книга Эдуардо Мендосы « Правда о деле Саволты» (1975) предлагает читателям перенестись в бурные 1920-е годы дополитического и культурно яркого Серебряного века Испании. Используя различные эксперименты «нового романа», такие как фрагментация повествования, использование смешанной техники и присутствие множества часто противоречивых повествовательных голосов, роман Мендосы можно было читать и наслаждаться как приключенческий рассказ с романтической и драматической привлекательностью.

Роман Кармен Мартин Гайте 1978 года « Эль куарто де атрас » стал еще одним проявлением счастливого слияния эксперимента со старомодным повествованием, увлекая читателей вниз по различным повествовательным уровням, чтобы исследовать темные воспоминания о недавнем политическом прошлом Испании, но с легким, ироничным оттенком любовный роман. В течение следующих нескольких лет появилось множество молодых новых писателей, среди них Хуан Хосе Миллас , Роза Монтеро , Хавьер Мариас , Луис Матео Диес , Хосе Мария Мерино , Феликс де Асуа , Кристина Фернандес Кубас , Энрике Вила-Матас , Карме Риера и позже. Антонио Муньос Молина и Альмудена Грандес начали занимать для себя видное место в испанском культурном поле. В 1980-е годы испанские повествования начали регулярно появляться в списках бестселлеров, впервые с довоенной эпохи, и многие из этого нового поколения стали литературными и культурными знаменитостями, живя за счет своей писательской работы со всеми ее благословениями и проклятиями, включая обязательство опубликовать или погибнуть.

К 1990-м годам необходимость выпускать произведения для крупных издательств явно уменьшала ранние литературные надежды некоторых из этих писателей. С другой стороны, некоторые из них, такие как Хавьер Мариас, после публикаций с начала 1970-х годов наконец добились международной известности, появившись в списках бестселлеров по всей Европе. Романы Мариаса «Corazón tan blanco» (1992) и «Mañana en la batalla piensa en mí» (1994), а также его постоянно расширяющийся эксперимент с реальной художественной литературой (начавшийся с « Todas las almas» 1998 года 1989 года и продолженный в еженедельных газетных колонках, «Negra espalda del Tiempo» и расширенный в трилогии XXI века « Tu rostro mañana »), поместил его в шорт-листы Нобелевской премии многочисленных критиков.

Большие деньги, полученные от публикации романов, проявились в 1990-х годах во взрывном росте литературных премий, присуждаемых в Испании, в отличие от британского Букера или Пулитцеровской премии в США, неопубликованным произведениям. Литературные премии стали не более чем рекламными возможностями. Давние премии «Планета» и «Надаль», ставшие уже медийными событиями, приобрели все большее значение и вознаграждение. В течение десятилетия к ним присоединились премии Примавера, Альфагуара и Лара, возвращение кафе Хихон и премии Библиотеки Бреве. Большинство из них привозило победителям крупные суммы и гарантировало, а зачастую и обязывало, длительные международные книжные туры.

В эту экономически насыщенную смесь вошли два новых явления: литературная суперзвезда и литературная знаменитость. Первое почти полностью воплощено журналистом, ставшим писателем Артуро Перес-Реверте , которому удалось заслужить определенное признание критиков, одновременно возглавляя чарты продаж почти каждого написанного им романа. Многие из его романов были экранизированы популярными фильмами. Меньшая фигура в продажах романов, но все же важная для всей отрасли, — это литературные знаменитости. Эти знаменитости варьируются от политически влиятельных фигур, таких как Антонио Муньос Молина и Джон Хуаристи, до таких ярких представителей СМИ, как Рэй Лорига, Хосе Анхель Маньяс и Лусия Эчебаррия. Последние трое были наиболее представительными представителями последнего из предполагаемых литературных «поколений» двадцатого века. наркотики, рок-н-ролл и сопровождающие его психические заболевания. Эти писатели оказались отличным маркетинговым феноменом. Сомнительно, что их работы сохранятся.

В число новых писателей, чьи произведения, скорее всего, сохранятся и которые начали публиковаться в этот период, входят Рафаэль Чирбес , Белен Гопеги , Давид Трубеба , баскские писатели Бернардо Ачага и Альваро Бермехо , галисийские Мануэль Ривас и Сусо де Торо и другие. Таким образом, в последнее десятилетие 1990-х годов, возможно, пять поколений писателей — от Села до Санчеса Ферлосио, Мендосы, Муньоса Молины и авторов поколения X — делили расширяющееся литературное пространство испанского повествования. Несмотря на обилие призовых денег, которые угрожали заглушить качество шумом, создаваемым средствами массовой информации, испанская литературная сфера в конце двадцатого века была столь же многообещающей, как и с 1920-х годов.

Современная литература

[ редактировать ]

Хавьер Мариас широко считается самым выдающимся автором современной испанской литературы. Другими известными и широко читаемыми писателями как на национальном, так и на международном уровне являются Энрике Вила-Матас , Роза Монтеро , Антонио Муньос Молина , а также более коммерческие авторы, такие как Карлос Руис Сафон . В последние годы такие авторы, как Эльвира Наварро и Хавьер Серкас, опубликовали признанные бестселлеры. [ 8 ] [ 9 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Менокаль, Мария Роза; Шейндлин, Раймонд П.; Селлс, Майкл, ред. (2000). Литература Аль-Андалуса . Кембриджская история арабской литературы. Кембридж: Издательство Кембриджского университета. дои : 10.1017/chol9780521471596 . ISBN  978-0-521-47159-6 .
  2. ^ Дж. А. Гарридо Ардила «Краткое введение в историю испанского романа», История испанского романа , Oxford University Press, 2015 г.
  3. ^ Линда Фиш Комптон: Обзор андалузской лирической поэзии и старых испанских песен о любви: «Мувашшах» и его «Харджа». С.Г. Армистед», Hispanic Review , Vol. 46, No. 1. (Winter, 1978), стр. 92-95 [1] : «Использование мосарабского языка не должно ограничиваться «христианами и евреями, живущими под властью мусульманских правителей». , поскольку ясно, что большинство испаноязычных мусульман также говорили [на этом]»
  4. ^ ЛИПСКИ, Джон М.: «Обзор Эль Мосарабе де Валенсия Леопольдо Пенарроха Торрехон», Международный журнал исследований Ближнего Востока . Том. 24, № 3 (август 1992 г.), стр. 519-521 [2]
  5. ^ КАСТРО, Америка: «Мосарабская поэзия и Кастилия», Сравнительная литература . Том. 4, № 2 (весна 1952 г.), стр. 188-189. [3] : «[...] Новообретенная мосарабская поэзия не написана на кастильском языке, и поэтому ее существование не может быть использовано для доказательства того, что в Кастилии существовала лирическая поэзия»
  6. ^ Санчес Ауньон, Эстефания (13 января 2021 г.). «Романтизм в североамериканском рассказе» . Картафил. Журнал эстетических исследований и критики . 18 . дои : 10.6018/cartaphilus.456101 . ISSN   1887-5238 .
  7. ^ «Писатель Хосе де Эспронседа» . Музей Прадо (на испанском языке). Мадрид . Проверено 27 марта 2013 г.
  8. Эндрю Кингсфорд-Смит, 10 лучших культурных поездок современных испанских авторов, 18 декабря 2018 г.
  9. Борха Эрмосо Что читают в Испании The Guardian, 28 марта 2011 г.
  • Паттисон, Уолтер и Дональд Блезник (1971). Типичные испанские авторы: Том I (3-е изд.). Издательство Оксфордского университета. ISBN  0-19-501326-3 .
  • Блезник, том II (1971). Представитель испанских авторов, Vol. II (3-е изд.). Издательство Оксфордского университета, Inc. ISBN  0-19-501433-2 .
  • Гис, Дэвид Т. (Ред.). Кембриджская история испанской литературы. Издательство Кембриджского университета, 2008. ISBN   0-521-80618-6 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 17d9d6be7aa73a5aa874a9c2a8d3dd7e__1722646680
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/17/7e/17d9d6be7aa73a5aa874a9c2a8d3dd7e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Spanish literature - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)