Повествовательная структура «Властелина колец»
Ученые описали повествовательную структуру «Властелина колец» , высокого фэнтезийного произведения Дж. Р. Р. Толкина , опубликованного в 1954–55 годах, по-разному, в том числе как сбалансированную пару внешних и внутренних квестов ; линейная последовательность сцен или картин ; фрактальное ; расположение отдельных эпизодов готическое соборное здание, состоящее из множества различных элементов; множественные циклы или спирали; или тщательно продуманное в средневековом стиле переплетение пересекающихся нитей истории . Также присутствует сложная симметрия между парами персонажей.
Первый том « Братства Кольца » имеет структуру, отличную от остальной части романа. Он привлек внимание как последовательностью из пяти «Домашних домов», безопасных мест, где главные герои Хоббита могут восстановить силы после опасного эпизода, так и своим расположением в виде единой повествовательной нити, сосредоточенной на главном Фродо герое , прерываемой двумя длинными, но критическими сюжетами. важные главы повествования с воспоминаниями .
Контекст
[ редактировать ]Дж. Р. Р. Толкин (1892–1973) — английский римско-католический писатель, поэт, филолог и академик, наиболее известный как автор высокого фэнтези произведений «Хоббит» и «Властелин колец» . [ 1 ]
В 1954–55 годах «Властелин колец» был опубликован . В 1957 году он был удостоен Международной премии в области фэнтези . Публикация книг Ace Books и Ballantine в мягкой обложке в Соединенных Штатах помогла им стать чрезвычайно популярными среди нового поколения в 1960-х годах. С тех пор книга остается таковой и считается одним из самых популярных художественных произведений двадцатого века, если судить как по продажам, так и по опросам читателей. [ 2 ] В опросе « Big Read », проведенном BBC в Великобритании в 2003 году, «Властелин колец» был признан «самой любимой книгой нации». В аналогичных опросах 2004 года обе Германии [ 3 ] и Австралия [ 4 ] также считают «Властелин колец» своей любимой книгой. По результатам опроса Amazon.com клиентов в 1999 году «Властелин колец» был признан их любимой «книгой тысячелетия». [ 5 ] Популярность «Властелина колец» еще больше возросла, когда кинотрилогия Питера Джексона . в 2001–2003 годах вышла [ 6 ]
Общая структура
[ редактировать ]Ученые-толкиновцы отметили необычную повествовательную структуру «Властелина колец» , описывая ее по-разному, в том числе как сбалансированную пару внешних и внутренних квестов ; [ 7 ] линейная последовательность сцен или статических картин; [ 8 ] фрактальное расположение отдельных эпизодов, последовательно развивающих повторяющиеся темы; [ 9 ] готическое соборное здание, состоящее из множества различных элементов, которые в совокупности создают пространство с различным освещением и видами; [ 9 ] или тщательно продуманное переплетение пересекающихся нитей истории в средневековом стиле. [ 10 ]
Баланс внешних и внутренних квестов
[ редактировать ]Критик Николас Бирнс предполагает, что «Властелин колец» состоит из двух квестов, сбалансированных друг против друга. Внешний или главный квест — видимый — уничтожить Единое Кольцо , и он занимает большую часть книги. Внутренние или моральные поиски описаны в предпоследней главе книги « Очищение Шира ». Этот второй квест раскрывается, когда Фродо и хоббиты возвращаются домой в Шир и обнаруживают, что он разграблен и индустриализирован людьми Шарки . Хоббиты, вооружённые внешним стремлением справиться с таким кризисом, поднимают Шир и возвращают ему сельское совершенство. [ 7 ] Другой критик, Бернхард Хирш, отмечает «серьезные критические дебаты» вокруг этой главы, а также то, что Толкин заявил в своем предисловии, что он «с самого начала предвидел», что формальная структура книги будет заключаться в путешествии вовне для главных поисков и путешествие домой. [ 11 ]

Линейная последовательность картинок и квест
[ редактировать ]Ученый-гуманитарий Брайан Роузбери заявил в 2003 году, что «Властелин колец» — это одновременно квест — история с героями и целью уничтожить Кольцо — и путешествие, обширное путешествие по Средиземью через серию картин , которые заполнили читатели с восторгом; и эти двое поддерживают друг друга. Роузбери отметил, что большая часть работы, особенно Книга 1, в основном носит описательный, а не сюжетный характер; он фокусируется в основном на самом Средиземье , путешествуя по серии картин – в Шире, в Старом лесу , с Томом Бомбадилом и так далее. Он заявил, что «непосредственная обширность самого Средиземья занимает центральное место в эстетической силе произведения». [ 8 ]
Наряду с этой медленной описательностью есть стремление уничтожить Кольцо, объединяющая сюжетную линию. Кольцо необходимо уничтожить, чтобы спасти само Средиземье от разрушения или господства Саурона . Следовательно, утверждал Роузбери, книга действительно фокусируется на одной теме: самом Средиземье. Произведение создает Средиземье как место, которое читатели полюбили, показывает, что оно находится под серьезной угрозой, и – с разрушением Кольца – обеспечивает « эвкатастрофу » для счастливого конца. Это определяет произведение как «комедийное», а не «трагическое» в классических терминах; но оно также воплощает неизбежность потерь, поскольку эльфы, хоббиты и остальные приходят в упадок и исчезают . Даже наименее романные части произведения — хроники, повествования и очерки приложений — помогают построить целостный образ Средиземья. Таким образом, как утверждал Роузбери, произведение построено очень плотно, объем и сюжет точно сочетаются друг с другом. [ 8 ]

Чересстрочная развертка
[ редактировать ]Во втором и третьем томах «Властелина колец » Толкин применил необычную и сложную структуру повествования, переплетение или переплетение . [ 10 ] также называется «гобеленовым романом». [ 12 ] Известный из средневековой французской литературы , он предполагает одновременное отслеживание одного персонажа или группы персонажей без какой-либо информации о том, что делают все остальные персонажи, пока повествование не переключится на них. Чересстрочная развертка позволила Толкину добиться множества литературных эффектов: поддержания напряжения ; держать читателя в неведении относительно того, что произойдет, и даже того, что происходит с другими персонажами в то же время в истории; и вызывая одновременно удивление и постоянное чувство замешательства и дезориентации. Если говорить более тонко, то перескакивание временной шкалы в различных сюжетных линиях позволило Толкину установить скрытые связи, которые можно уловить только ретроспективно, поскольку читатель, поразмыслив, понимает, что определенные события произошли в одно и то же время, и что эти связи предполагают состязание в добрых делах. и злые силы. [ 10 ]
Исследователь литературы Джордж Х. Томсон писал: «Что должно заинтересовать изучающего роман, так это то, как Толкину удалось объединить почти полный каталог [средневековых] романтических тем (многие из которых в высшей степени экстраординарны) с тщательно продуманную, емкую, чрезвычайно гибкую структуру сюжета и превратить все это в связное и убедительное современное прозаическое повествование ». [ 12 ]
Характер | 1 Первый Путешествие |
2 Путешествие Девять товарищей |
3 Измена Изенгарда |
4 Путешествие Хранители колец |
5 Война Кольцо |
6 Конец Третья эпоха | ||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Фродо , Один |
путешествовать в Бри |
путешествовать в Ривенделл |
9 встретиться, идти на юг |
путешествие в Мордор | путешествие на Роковую Гору | друзья встретимся снова |
Хоббиты обыскивать Шир | |||
Веселый | разбудить энтов в Изенгард |
клянется верности в Теодену ; Битва на Пеленнорских полях |
||||||||
Пиппин | присягает верность на Денетору | Битва при Моранноне | ||||||||
Арагорн | встречает хоббитов | путешествие в Рохан ; Битва за Хельмову Падь |
Битва на Пеленнорских полях | |||||||
Леголас , Гимли |
||||||||||
Гэндальф | советует Фродо, спешит прочь |
умирает в Мория |
появляется снова; пробуждает Рохана в Изенгард |
предупреждает союзников | ||||||
Боромир | умирает в Парт Гален |
|||||||||
Голлум | (взглянул вдогонку) |
преследует Фродо и Кольцо |
преследует Фродо; уничтожает самого Ринга |
Нелинейный
[ редактировать ]Ученый Э. Л. Рисден утверждал, что Толкин решительно сопротивлялся линейной структуре «Властелина колец» . Он пишет, что вместо этого в работе используются повествовательные приемы, которые он метафорически называет « фракталами » и « готикой ». Рисден процитировал режиссера «Властелин колец» трилогии Питера Джексона , который сказал, что «Братство кольца» было легче всего снимать, поскольку оно было в основном линейным; Два других тома, будучи переплетенными, поставили перед режиссером гораздо более серьезные задачи . [ 9 ]
фрактал
[ редактировать ]
Ученые, в том числе Майкл Драут и Рисден, назвали повествовательную структуру «фрактальной». [ 15 ] [ 9 ] Драут имел в виду несколько эпизодов «стресс и расслабление», все разные, но повторяющие одну и ту же схему. [ 15 ] Рисден привел в качестве примера фрактального описания сочетание текста с картами и массой названий. Для читателя это означает, писал он, цитируя Шиппи, что подход Толкина указывал на то, что «есть мир за пределами истории, что история — это лишь выборка» из почти бесконечного неописанного разнообразия Средиземья. [ 16 ] [ 9 ]
Рисден писал, что «как фрактальное повествование движется эпизодически или постепенно, управляемое одним или несколькими « странными аттракторами », разворачиваясь, изменяясь, приобретая сложность». Он рассматривал разработку Толкином «Домашнего дома» Фродо как «фрактальное развитие»: оно начинается как Бэг-Энд Бильбо , идеальный дом и база для приключений, и «фрактально» адаптируется, чтобы играть ту же роль, но для Фродо и его поисков. . Уютный дом снова появляется как маленький домик хоббита в Крикхоллоу, все еще очень похожий на Бэг-Энд и все еще находящийся в Шире, но теперь ближе к дикой природе. Следующее его воплощение — дом Тома Бомбадил, снова полный домашнего уюта, но явно принадлежащий кому-то другому. Комфортабельная гостиница в Бри предлагает Хобби ночлег, еду и пиво, но теперь их сопровождают странные люди и, возможно, полуорки , а также все более очевидные риски. Наконец, в Ривенделле , пережив отчаянную опасность, «Последний домашний дом», теперь не похожий на нору хоббита, предлагает безопасность – на время и исцеление в доме могущественной фигуры, Элронд . Рисден комментирует, что «Друзья, как и враги, бывают разных форм и размеров», и мир содержит «очаровательное и чудесное множество людей», заключая, что «Разнообразное [фрактальное] повторение расширяет потенциал мира Средиземья». "." [ 9 ]
Готика
[ редактировать ]По словам Рисдена, в готическом стиле повествование «исследует соборный темп, светотени и искусственность, которая расширяет и завершает мир текста». [ 9 ] Он отмечает, что готическое искусство описывается как связывающее «трансцендентные идеи и конечный мир», по его мнению, так же, как и Средиземье; и эта готическая скульптура, по словам французского историка искусства Анри Фосийона , «была выражением благочестия», но в то же время «лелеяла человечность; она любила и уважала Божьи создания, как Он любил их». [ 9 ] Он сравнивает некоторые элементы истории с частями собора, например, из путешествия Фродо:
Элемент истории | Компонент собора |
---|---|
Путь Фродо в Мордор | Ряд |
Мордор | Алтарь , место жертвоприношения |
«Домашние домики» | Приделы для молитвы и духовного покоя |
Страдания | Станции Креста |
Путь в Мордор | Амбулатория , крытый переход |
Выполнение квеста | Евхаристия |
Спасен орлом | Дух, Иоанн Богослов |
По мнению Рисдена, использование Толкином классических и средневековых литературных структур, таких как отступления и описательные эпизоды, «позволяет расширить характер и исследовать альтернативные источники силы и добра в мире», создавая «ощущение романтики». мира, находящегося на грани нашего воображения, но вне осязаемой досягаемости». [ 9 ]
Симметрия
[ редактировать ]Шиппи пишет, что «одним из самых неоспоримых..., если не меньше всего имитируемых качеств... «Властелина колец» является сложная аккуратность его общего дизайна». В качестве примера он приводит подробные параллели между встречами Братства с Теоденом и Денетором . [ 17 ] Исследователь Толкина Джейн Ченс отмечает, что имена двух лидеров являются почти анаграммами . [ 18 ]
Элемент истории | Теоден , король Рохана | Денетор , наместник Гондора |
---|---|---|
Подгруппа встречает полезного незнакомца | Арагорн, Гимли и Леголас встречаются с Эомером. | Фродо и Сэм встречаются с Фарамиром |
Лидер подгруппы противостоит незнакомцу | Арагорн бросает вызов Эомеру | Фродо скрывает свое задание от Фарамира |
Незнакомец решает помочь группе вопреки желанию начальника. | Эомер одалживает лошадей | Фарамир отпускает Фродо и Сэма. |
Лидер — старик, потерявший сына. | Теодред погиб в бою | Боромир погиб, спасая хоббитов |
Лидер считает другого наследника «сомнительной заменой» | Племянник Эомер непослушен | Фарамир учёный, а не воинственный человек. |
Лидер умирает во время битвы на Пеленнорских полях. | Теоден погибает в бою | Денетор покончил жизнь самоубийством во время битвы. |
Подробно описан Зал Лидера | Медусельд , «золотой зал» | Каменный зал в Минас Тирите |
Хоббит клянется в верности вождю | Мерри присоединяется к Всадникам Рохана | Пиппин становится дворцовым стражником Гондора. |
Братство Кольца
[ редактировать ]Первый том «Властелина колец» , «Братство кольца» , содержит три типа повествовательной структуры, не встречающиеся в остальной части романа, которые привлекли внимание толкиноведов и критиков. Во-первых, главные герои «Хоббита» , отправившись в свои приключения, неоднократно возвращаются в «Домашние домики», удобные и безопасные места, где восстанавливают силы. [ 20 ] [ 21 ] [ 22 ] Во-вторых, Фродо много раз совещается и ест с советником (не обязательно в «Домашнем доме»), то совершает неуклюжее путешествие перед лицом опасности, то встречает неожиданную помощь. [ 23 ] В-третьих, том переключается между действием, в котором Фродо играет главного героя, на две исключительно длинные главы повествования-воспоминания, обе критически важные для романа в целом. [ 20 ] [ 21 ] [ 22 ]
Пять «уютных домов» Фродо
[ редактировать ]
Намеренно построенный
[ редактировать ]В 2001 году в « Лондонском обзоре книг » Дженни Тёрнер написала, что «Властелин колец» подходит для «ранимых людей. Внутри [него] можно чувствовать себя в безопасности, независимо от того, что происходит в отвратительном мире снаружи. Самый простой слабак». может стать хозяином этой уютной маленькой вселенной. Даже глупый пушистый хоббит сможет увидеть, как его мечты сбываются». [ 25 ] Она процитировала наблюдение ученого-толкина Тома Шиппи («Хоббитов… нужно выкопать… не менее чем из пяти «неуютных домов»»). [ 24 ] ), что квест повторяется, погоня в Шире заканчивается ужином у Фермера Мэггота , неприятности со Стариком Уиллоу заканчиваются горячими ваннами и комфортом у Тома Бомбадила, и снова безопасность после приключений в Бри , Ривенделле и – хотя не в доме – Лотлориэн . [ 25 ] Тернер прокомментировал, что чтение книги означает «оказать себя мягко раскачивающимся между мрачностью и роскошью, возвышенным и уютным. Страшно, снова в безопасности. Страшно, снова в безопасности. Страшно, снова в безопасности». [ 25 ]
Цикл | "Страшный" | «Снова в безопасности» (в «Пяти уютных домах» Фродо). [ 24 ] ) |
---|---|---|
1 | ————— | 1.1 Конец мешка |
2 | 1.3 Черных Всадников Преследование в Шире | 1.5 Маленький домик в Крикхоллоу |
3 | 1.6 Старая Ива и Старый Лес | 1.7 Дом Тома Бомбадила |
4 | 1.8 Курган-уайт | 1.9 Гостиница «Гарцующий пони» в Бри |
5 | 1.11 Черные всадники на Weathertop 1.12 Черные всадники бегут к броду |
2.2 Ривенделл , «последний уютный дом к востоку от моря» [ 26 ] |
«В поисках истории»
[ редактировать ]
Шиппи заметил в начале «Властелина колец» чередование моментов опасного приключения и восстановления сил. Вместо того, чтобы предположить, что Толкин создал этот шаблон намеренно, он предложил четыре объяснения того, как Толкин мог естественным образом создать такого рода материал. Шиппи предположил, во-первых, что текст производит впечатление не момента вдохновения, за которым следует период тщательного изобретательства, а длительного периода кропотливых изобретений в поисках какого-то вдохновения. Толкин писал и изобретал персонажей, места и события. Тогда он, естественно, столкнулся бы с осложнениями, которые неизбежно возникают при столкновении различных элементов истории. Наконец это привело к вдохновению. [ 28 ]
Шиппи комментирует, что работа создавала впечатление, что Толкин «сначала искал историю и продолжал своего рода рассказ о путешествиях». [ 20 ] В поисках материала Толкин предался «своего рода самоплагиату». [ 28 ] перепрофилируя и расширяя свои собственные ранние изобретения, например, из стихотворения « Приключения Тома Бомбадила », которое он написал в 1934 году. Это дало ему персонажей Тома Бомбадил, Старика Уиллоу и Кургана . [ 28 ] На помощь Толкину также пришли профессиональные познания в филологии: он внимательно относился к местам и топонимам, начиная с довольно английского Шира и затем выходя за его пределы. Наконец, Толкин позволил себе немного причудливого веселья, описывая вкусные блюда, которыми главные герои Хоббита могли наслаждаться после каждого приключения, распевая веселые песни в виде стихов, встроенных в текст , описывая хоббитов, играющих, как школьников, когда горячая ванна внезапно стала доступной в уютном доме Тома Бомбадила, и, что самое приятное, это привело к построению юмористического диалога. Шиппи комментирует, что «Толкину было слишком легко и слишком забавно просто позволить хоббитам болтать». Его друзьям пришлось сказать ему, чтобы он прекратил разговоры о хоббитах. [ 20 ]
Критик | Предлагаемое объяснение | Подразумеваемый метод записи |
---|---|---|
Дженни Тернер | Сознательное рассказывание историй для «уязвимых людей» | «Страшно, снова безопасно. Страшно, снова безопасно». [ 25 ] |
Том Шиппи | Трудоёмкие изобретения в поисках вдохновения | Придумывайте персонажей, места, события. Столкнитесь с трудностями: найдите наконец вдохновение. |
Используйте любые материалы, которые вы написали ранее. | Развернуть старые стихотворения, развить упомянутых в них персонажей (Старик Ива, Том Бомбадил, Курганник). | |
Забота о местах и географических названиях | Разработайте топонимы в Шире , а затем и в других местах (например, Бри ), используя филологию . | |
Причудливое развлечение | Подробно опишите питание; предложите героям спеть песни, включенные в текст ; пусть хоббиты «болтают» и весело играют. |
Циклы и спирали
[ редактировать ]
В «Компасе Толкина » литературовед Дэвид М. Миллер описывает «Хоббита» и «Властелина колец» как сказки «туда и обратно», «с различными отвлекающими приключениями на пути». [ 23 ] По его мнению, местом действия является дорога, а роман в некоторой степени плутовской , с тем решающим отличием, что компоненты почти всегда существенны для сюжета. Главный герой, Бильбо, а затем Фродо, переживает одно приключение за другим, «возможно, обучаясь и взрослея по ходу дела, но встречая каждое событие по существу заново». [ 23 ] Миллер выделяет девять таких «циклов» в «Братстве Кольца» : [ 23 ]
«Конференция в спокойствии» | «Ошибочное путешествие» | "Опасность" | «Неожиданная помощь» |
---|---|---|---|
Гэндальф, Фродо | Вуди Энд | Черный всадник | Гилдора Эльфы |
Эльфы, Фродо | Сток-Брук | Черный всадник | Фермер Мэггот |
Фермер Мэггот, Фродо | Паром "(без оплошности)" | Черный Всадник? | Хоббиты |
Фродо, хоббиты | Старый Лес | Старик Уиллоу | Бомбадил |
Бомбадил, Фродо | Курганы | Курган-уайт | Бомбадил "(ожидается)" |
Бомбадил, Фродо | Вечеринка в Гарцующем Пони | Черные всадники | Страйдер |
Борьба, Фродо | Уэзертоп | Черные всадники | «Сам Фродо», Страйдер в роли целителя |
Борьба, Фродо | Последний мост | Черные всадники | Глорфиндель |
Глорфиндель, Страйдер | Форд Бруйнен | Черные всадники | Гэндальф, Элронд, Река Бруинен |
Миллер делает несколько комментариев по поводу этих циклов. Каждая «конференция» включает в себя еду, поэтому циклы состоят из пиршества и голода. Каждая опасность «тотальна», поскольку поражение в любой момент приведет к завершению квеста. Неожиданный помощник в каждом цикле становится советчиком в следующем цикле. Миллер отмечает, что циклы с участием Старика Уиллоу и Курганного Уайта аномальны, поскольку этапы не приближают Кольцо к Ривенделлу, а враждебные персонажи вообще не интересуются Кольцом. Вместо этого « Старый Лес, Старик Ива, Том как Старший » (выделено им) стоят вне времени , «оставшись от Первой Эпохи »; и, как и в случае с квестом, «время ускоряется и отстает с заметным ритмом»: кажется, что время останавливается в эльфийских жилищах Ривенделл и Лотлориэн. Что касается эпизода с Курганным Уайтом, то он находится во Второй Эпохе , и Фродо терпит поражение Мена от рук сил Короля-Чародея из Карн-Дума. Миллер проводит параллели между этой встречей, когда Фродо отрезает руку Курганному Уайту, и встречей Мерри с Королем-Чародеем в Битва на Пеленнорских полях ; между его призывом к Бомбадилу и его собственным призывом к Эльберету из Шелоб логова ; и между разрушением кургана с изгнанием твари и окончательным разрушением Барад-Дура, сопровождаемым ветром, уносящим Саурона. Миллер заключает, что «События Книги I образуют не столько цикл, сколько спираль. Ставки постоянно увеличиваются, и игроки становятся все более самосознательными». [ 23 ]
Шиппи описывает анализ Миллера как дающий «ощущение циклов и спиралей». [ 29 ] а не ощущение линейного прогресса. Шиппи предполагает, что эти структуры могли быть «частично созданы в результате рабочих привычек Толкина, постоянно переписывавшихся», состоящих из множества небольших этапов, подобных волнам наступающего прилива, «каждый из которых катился немного дальше по пляжу». [ 29 ]
Главы воспоминаний
[ редактировать ]Ученые, в том числе Верлин Флигер, отметили повествовательную структуру двух книг «Братства Кольца» , отметив, что в отличие от остальной части «Властелина колец» (которая имеет тщательно переплетенную повествовательную структуру), все они рассказаны как одна нить. с Фродо в качестве главного героя, за исключением двух глав повествования в воспоминаниях : « Тень прошлого » и « Совет Элронда ». Эти две главы, каждая вторая в соответствующей книге, сочетают в себе краткое изложение истории Кольца с цитируемыми диалогами. [ 21 ] Кроме того, они похожи тем, что старый мудрый персонаж – волшебник Гэндальф или лидер эльфов Элронд – перепросматривают прошлое, чтобы объяснить нынешнюю ситуацию. [ 22 ] Обе главы исключительно длинные; оба имеют решающее значение для определения направления всего романа; и оба необычны тем, что по существу полностью состоят из диалога без каких-либо действий. Структура нетрадиционна и даже смела, поскольку нарушает основной « покажи, не говори ». принцип хорошего письма [ 30 ] [ 22 ] [ 31 ]
Книга | Единая повествовательная нить с Фродо в качестве главного героя |
Флэшбэк, рассказанный Гэндальф или Элронд |
Важность |
---|---|---|---|
Кольцо отправляется в путь | «Долгожданная вечеринка» | ||
« Тень прошлого » | «решающая глава» (Толкин); [ 32 ] «жизненно важная глава» (Шиппи); определяет центральный сюжет произведения; Фродо и читатель понимают, что предстоит уничтожить Кольцо. [ 33 ] | ||
еще 10 глав | |||
Кольцо идет на юг | «Множество встреч» | ||
« Совет Элронда » | Исключительно длинный — 15 000 слов; объясняет опасность Кольца; представляет членов Содружества ; определяет квест (остальная часть романа) [ 34 ] | ||
еще 8 глав |
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Карпентер, Хамфри (1978) [1977]. Дж. Р. Р. Толкин: Биография . Анвин в мягкой обложке . стр. 111, 200, 266 и далее. ISBN 978-0-04928-039-7 .
- ^ Зайлер, Энди (16 декабря 2003 г.). « Кольца» совершают полный круг» . США сегодня . Проверено 5 августа 2020 г.
- ^ Водолаз, Крыся (5 октября 2004 г.). «Господин Германии» . Сидней Морнинг Геральд . Проверено 7 августа 2020 г.
- ^ Купер, Каллиста (5 декабря 2005 г.). «Эпическая трилогия возглавила рейтинг любимых фильмов» . Новости ABC онлайн . Проверено 5 августа 2020 г.
- ^ О'Хехир, Эндрю (4 июня 2001 г.). «Книга века» . Салон.com . Архивировано из оригинала 10 июня 2001 года . Проверено 7 августа 2020 г.
- ^ Карри 2020 , стр. 369–388.
- ^ Jump up to: а б с Бирнс 2012 .
- ^ Jump up to: а б с д Роузбери, 2003 г. , стр. 1–3, 12–13, 25–34, 41, 57.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Рисден 2011 , стр. 70–83.
- ^ Jump up to: а б с Вест 1975 , стр. 77–94.
- ^ Хирш 2014 .
- ^ Jump up to: а б с Томсон, Джордж Х. (1967). « Властелин колец : Роман как традиционный романс». Висконсинские исследования современной литературы . 8 (1): 43–59. дои : 10.2307/1207129 . JSTOR 1207129 .
- ^ Вест 1975 , стр. 81–83.
- ^ Шиппи 2005 , стр. 181–190.
- ^ Jump up to: а б Драут 2004 .
- ^ Шиппи 2001 , с. 68.
- ^ Шиппи 2001 , стр. 50–52.
- ^ Шанс 1980 , стр. 119–122.
- ^ Шиппи 2001 , стр. 50–52, 96.
- ^ Jump up to: а б с д и Шиппи 2001 , стр. 59–68.
- ^ Jump up to: а б с д Непвеу, Кейт (27 марта 2009 г.). «Властелин колец перечитал: Братство II.2, «Совет Элронда» » . Тор.com . Проверено 3 декабря 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Авиатор 2001 , с. 21
- ^ Jump up to: а б с д и ж Миллер 1975 , стр. 95–106.
- ^ Jump up to: а б с Шиппи 2001 , с. 65.
- ^ Jump up to: а б с д и Тернер, Дженни (15 ноября 2001 г.). «Причины любви к Толкину» . Лондонское обозрение книг . 23 (22).
- ^ Толкин 1954a , книга 2, гл. 1 «Множество встреч»
- ^ Бил, Джейн (2018). «Кто такой Том Бомбадил?: Интерпретация Света во Фродо Бэггинсе и роль Тома Бомбадил в исцелении травматических воспоминаний во « Властелине колец» Дж. Р. Р. Толкина » . Журнал исследований Толкина . 6 (1). статья 1.
- ^ Jump up to: а б с д Шиппи 2005 , стр. 118–119.
- ^ Jump up to: а б с Шиппи, Том (2003). «Предисловие». Толкин Компас (Второе изд.). Открытый суд . стр. VII – XI. ISBN 0-87548-303-8 .
- ^ Шиппи 2005 , стр. 183.
- ^ Непвеу, Кейт (16 декабря 2008 г.). «Властелин колец перечитал: Братство I.2, «Тень прошлого» » . Тор.com . Проверено 25 января 2022 г.
- ^ Властелин колец , 2-е издание, «Предисловие».
- ^ Шиппи 2005 , с. 154.
- ^ Шиппи 2001 , стр. 68–69.
Источники
[ редактировать ]- Бирнс, Николас (2012). « Ты очень вырос»: «Очистка Шира» и романные аспекты «Властелина колец» . Журнал фантастического в искусстве . 23 (1): 82–101. JSTOR 24353144 .
- Шанс, Джейн (1980) [1979]. Искусство Толкина: «Мифология Англии» . Папермак. ISBN 0-333-29034-8 .
- Карри, Патрик (2020) [2014]. «Критический ответ на художественную литературу Толкина». В Ли, Стюарт Д. (ред.). Компаньон Дж. Р. Р. Толкина (PDF) . Уайли Блэквелл . ISBN 978-1-11965-602-9 .
- Драут, Майкл, округ Колумбия (2004). «Стиль прозы Толкина и его литературные и риторические эффекты» . Толкиенские исследования . 1 (1): 137–163. дои : 10.1353/tks.2004.0006 . S2CID 170271511 .
- Флигер, Верлин (2001) [1997]. Вопрос времени: Дорога Дж. Р. Р. Толкина в волшебство . Издательство Кентского государственного университета . ISBN 978-0-87338-699-9 .
- Хирш, Бернхард (2014). «После «конца всего»: долгое возвращение домой в Шир» . Толкиенские исследования . 11 (11): 77–107. дои : 10.1353/tks.2014.0015 . S2CID 170501504 — через Project Muse .
- Миллер, Дэвид М. (1975). «Сюжет повествования в Братстве Кольца». В Лобделле, Джаред (ред.). Толкин Компас (Первое изд.). Открытый суд . стр. 95–106. ISBN 0-87548-303-8 .
- Рисден, Эл. (2011). «Сопротивление Толкина линейности: повествование о Властелине колец в художественной литературе и кино» . В Богстаде Дженис М.; Кавени, Филип Э. (ред.). Изображая Толкина: очерки трилогии Питера Джексона «Властелин колец» . МакФарланд . стр. 70–83. ISBN 978-0-7864-8473-7 .
- Роузбери, Брайан (2003) [1992]. Толкин: Культурный феномен . Пэлгрейв . ISBN 978-1403-91263-3 .
- Шиппи, Том (2001). Дж. Р. Р. Толкин: Автор века . ХарперКоллинз . ISBN 978-0261-10401-3 .
- Шиппи, Том (2005) [1982]. Дорога в Средиземье: как Дж. Р. Р. Толкин создал новую мифологию (Третье изд.). ХарперКоллинз . ISBN 978-0-261-10275-0 .
- Толкин, Дж. Р. Р. (1954a). Братство Кольца . Властелин колец . Бостон: Хоутон Миффлин . ОСЛК 9552942 .
- Уэст, Ричард К. (1975). «Чересстрочная структура «Властелина колец». В Джареде Лобделле (ред.). Толкиен Компас . Открытый суд . стр. 77–94. ISBN 0-87548-303-8 .