Балтийское неоязычество
Часть серии о |
Балтийская религия |
---|
Балтийское неоязычество — категория автохтонных религиозных движений, возродившихся внутри балтийских народов (в первую очередь литовцев и латышей ). [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] Эти движения берут свое начало в 19 веке и были подавлены при Советском Союзе ; после его падения они стали свидетелями расцвета наряду с пробуждением национальной и культурной идентичности балтийских народов, как на их родине, так и среди экспатриантов балтийских общин, тесно связанных с природоохранными движениями. [ 4 ] Одним из первых идеологов возрождения был прусский литовский поэт и философ Выдунас . [ 2 ]
Во время визита Папы Франциска в страны Балтии в 2018 году движения Диевтуриба и Ромува совместное письмо направили Папе Франциску с призывом призвать собратьев-христиан «уважать наш собственный религиозный выбор и прекратить препятствовать нашим усилиям по достижению национального признания древней балтийской веры». ". [ 5 ] Движения заявили, что им не нравится использование термина «язычник», поскольку он «нагружен столетиями предрассудков и преследований». [ 6 ]
Движения
[ редактировать ]Благочестие
[ редактировать ]
Dievturība ( латвийское сложное слово, полученное от слова Dievs «Бог», плюс turēt «держать», «поддерживать», «смотреть», «держать»; буквально «Божество») [ 7 ] это латвийское языческое возрождение, [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] также присутствуют среди латвийских канадских и латвийских американских диаспор. [ 11 ] Для него характерен монистический богословский подход. [ 12 ] до балтийского язычества, рассматривающего всех богов и всю природу как выражение Дьев . [ 13 ] Распространено мнение, что Диевы одновременно являются трансцендентным источником реальности, материально-энергетическим субстратом и законом, определяющим вселенную. [ 13 ]
Движение было начато в 1925 году Эрнестом Брастыньшем с публикации книги « Возрождение латвийской Диевтурибы» . [ 14 ] После присоединения Латвии к Советскому Союзу «Диевтуры» были репрессированы, но движение продолжало действовать среди ссыльных. С 1990-х годов Диевтури был вновь завезен в Латвию и снова начал расти; в 2011 году официальных членов было около 663. [ 15 ] Локстенский храм в Диевтури был открыт в 2017 году. [ 16 ]
Ромува
[ редактировать ]
Ромува – это современное возрождение традиционной этнической религии балтийских народов , возрождающее религиозные обычаи литовцев до их христианизации . Ромува утверждает, что продолжает жить балтийскими языческими традициями, сохранившимися в фольклоре и обычаях. [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ]
Ромува существует в основном в Литве, но есть также общины приверженцев в Австралии , Канаде , США , [ 20 ] и Англия . [ 21 ] также есть ромувиаи В Норвегии . [ 22 ] Практика веры Ромува рассматривается многими приверженцами как форма культурной гордости, наряду с прославлением традиционных форм искусства, пересказом балтийского фольклора, проведением традиционных праздников, исполнением традиционной балтийской музыки, пением традиционных дайнов или гимнов и песен, а также экологической активностью и охраняющие священные места. [ 23 ]
Другой
[ редактировать ]Реконструкторская группа «Вилкатлакай», первоначально называвшаяся «Балтува», образовалась в Литве в 1995 году и отличается мужским видением балтийского язычества. [ 24 ] Движение Куроно сформировалось в 2003 году как отколовшееся от Ромувы, выразив недовольство тем, что руководство Ромувы делает акцент на этнографических исследованиях в ущерб теологии. Они также критиковали открытость Ромувы для средств массовой информации и других посторонних лиц на религиозных мероприятиях. [ 24 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Муктупавелс 2005 , с. 762.
- ^ Перейти обратно: а б Венч 1995 г.
- ↑ Моника Хэнли (28 октября 2010 г.). Балтийская диаспора и возникновение неоязычества . «Балтик Таймс» . Проверено 26 мая 2019 г.
- ^ Нейлор, Алиде (31 мая 2019 г.). «Советская власть ушла, историческое языческое прошлое стран Балтии возрождается» . Служба религиозных новостей . Проверено 8 июня 2019 г.
- ^ «Прибалтийские язычники просят Папу о помощи в борьбе за религиозный статус» . Франция 24 . 21 августа 2018 года . Проверено 29 августа 2018 г. .
- ^ Свете, Алиде Нейлор. «Ритуалы язычества возвращаются вглубь стран Балтии» .
- ^ С. И. Рыжакова. Латышское неоязычество: заметки этнографа
- ^ Мелтон и Бауманн 2010 , Язычество в Латвии.
- ^ Кэрол М. Кьюсак, Алекс Норман. Справочник по новым религиям и культурному производству . - Лейден, Нидерланды: BRILL, 2012. - 820.
- ^ S. I. Ryzhakova. Диевтурîба: латышское неоязычество и истоки национализма . — Moscow: Institute of Ethnology and Anthropology of the Russian Academy of Sciences, 1999. - 35.
- ^ Стрмиска, с. 20
- ^ Стрмиска, с. 21
- ^ Перейти обратно: а б Вилиус Дундзила. Древняя латвийская религия - Диевтуриба. Архивировано 6 августа 2011 г. в Wayback Machine . ¶ ДИЕВС . Литовский ежеквартальный журнал искусств и наук , 1987.
- ^ Латвийская энциклопедия религий: неоязычество / dievturi .
- ^ «Отчеты религиозных организаций о своей деятельности в 2011 году, представленные в Министерство юстиции» (на латышском языке). Архивировано из оригинала 26 ноября 2012 г. Проверено 25 июля 2012 г.
- ^ Стасулане, Анита (14 марта 2019 г.). «Реконструированная религиозная традиция коренных народов Латвии» . Религии . 10 (195): 195. дои : 10.3390/rel10030195 .
- ^ Дундзила (2007), стр. 279, 296-298.
- ^ Дундзила и Стрмиска (2005), с. 247.
- ^ Игнатов (2007), с. 104.
- ^ Дундзила и Стрмиска (2005), с. 278.
- ^ «Закат в Лондоне, Ромува» . Архивировано из оригинала 1 мая 2016 г. Проверено 4 августа 2013 г.
- ^ «Белая кривая в Куртувенай 2011.06.5» . Архивировано из оригинала 02 апреля 2016 г. Проверено 4 августа 2013 г.
- ^ Дундзила и Стрмиска (2005), с. 244.
- ^ Перейти обратно: а б Пранскявичюте и Алекнайте (2014), с. 172.
Библиография
[ редактировать ]- Гатис Озолиньш: Текущая цепочка диевтурского движения ; в: Рене Грюндер и др.: Другое убеждение ; Эргон Верлаг, 2009. ISBN 978-3-89913-688-3
- Дундзила и Стрмиска, Ромува: Литовское язычество в Литве и Америке в Стрмиске (ред.), Современное язычество в мировых культурах: сравнительные перспективы ; АВС-КЛИО, 2005.
- Дундзила, В.Р., Балтийско-литовская религия и Ромува в TYR, том. 3; Ультра Пресс, 2007.
- Игнатов Г., Культурное наследие и окружающая среда в Литве в политике транснациональной идентичности и окружающей среде ; Лексингтонские книги, 2007.
- Мелтон, Дж. Гордон ; Бауманн, Мартин, ред. (2010). «Язычество в Латвии». Религии мира: обширная энциклопедия верований и практик . Том. 4 (2-е изд.). Санта-Барбара; Денвер; Оксфорд: ABC-CLIO . ISBN 978-1-59884-203-6 .
- Мисане, Агита. 2000. Традиционная латвийская религия Диевтуриба в дискурсе национализма . Религиозные меньшинства в Латвии 4, вып. 29: 33–52.
- Муктупавелс, Валдис (2005). «Балтийская религия: новые религиозные движения» . В Линдси Джонс (ред.). Энциклопедия религии: набор из 15 томов . Том. 2 (2-е изд.). Детройт, Мичиган: Справочник MacMillan, США. стр. 762–767. ISBN 0-02-865735-7 .
- Нейлор А. «Тень на Востоке» ; ИБ Таврида, 2020.
- Пранскявичюте, Раса; Алекнайте, Эгле (2014). «Современное язычество в Литве: видимые и невидимые группы». В Алишаускене, Милда (ред.). Религиозное разнообразие в Литве: портреты, повседневная жизнь и фестивали ) PDF ( ( на литовском языке). Каунас и Вильнюс: Университет Витаутаса Великого, Versus aureus. стр. 170-173. ISBN 978-609-467-085-5 .
- Венч, Петр. Неоязычество в Центральной и Восточной Европе , Spoleczenstwo otwarte, 4, 1995.; 5-й Всемирный конгресс исследований Центральной и Восточной Европы в Варшаве, 1995 г.
- Шнирельман, Виктор: «Христиане! Идите домой»: Возрождение неоязычества между Балтийским морем и Закавказьем . Журнал современной религии, Vol. 17, № 2, 2002.
- Стрмиска, Ф. Майкл. Современное язычество в мировых культурах . АВС-КЛИО, 2005. ISBN 978-1-85109-608-4
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Ассоциация латышских богов (на латышском языке)
- Обожествленный - американский Диевтури
- Фонд Марас Локс (на латышском языке)
- Академия Балтийского священства Куроно (на литовском языке)
- Литовская Ромуванская церковь (на литовском языке)
- Вилкатлакай (на литовском языке)
- Статьи
- Алиде Нейлор. Советская власть ушла, историческое языческое прошлое стран Балтии возрождается
- Алиде Нейлор. Ритуалы язычества возвращаются в глубь Прибалтики
- Йонас Тринкунас. Возрождение древних балтийских религий .