Скандинавская космология

Скандинавская космология – это описание Вселенной и ее законов древними северогерманскими народами . Тема охватывает концепции скандинавской мифологии , такие как обозначения времени и пространства, космогония , персонификации , антропогенез и эсхатология . Как и другие аспекты скандинавской мифологии, эти концепции в основном записаны из более ранних устных источников в « Поэтической Эдде» , сборнике стихов, составленном в 13 веке, и « Прозаической Эдде» , автором которой был исландец Снорри Стурлусон в 13 веке. Вместе эти источники изображают изображение Девяти Миров вокруг космического дерева Иггдрасиль .
Время и пространство
[ редактировать ]Концепции времени и пространства играют важную роль в представлении скандинавской космологии в древнескандинавском корпусе. В то время как события в скандинавской мифологии описывают несколько линейное развитие, различные ученые, занимающиеся древними германскими исследованиями, отмечают, что древнескандинавские тексты могут подразумевать или напрямую описывать фундаментальную веру в циклическое время . По мнению ученого Джона Линдоу , «космос мог неоднократно формироваться и реформироваться под воздействием поднимающегося уровня моря». [ 1 ]
Космогония
[ редактировать ]Частично основанный на различных эддических поэмах, «Гильфагиннинг» раздел Прозаической Эдды содержит описание развития и сотворения космоса: задолго до появления Земли существовало яркое и пылающее место под названием Муспель — место настолько жаркое, что иностранцы не могут войти туда — и в туманную страну Нифльхейм . В Нифльхейме был источник Хвергельмир , из которого вытекали многочисленные реки. Вместе эти реки, известные как Эливагар, текли все дальше и дальше от своего истока. В конце концов ядовитое вещество в потоке затвердело и превратилось в лед. Когда поток стал полностью твердым, ядовитый пар поднялся изо льда и превратился в иней на вершине твердой реки. Эти толстые слои льда росли, со временем распространяясь по пустоте Гиннунгагап . [ 2 ]
Северная часть Гинуннгагап продолжала наполняться тяжестью растущего вещества и сопровождающих его паров, однако южная часть Гинуннгагап оставалась чистой из-за своей близости к искрам и пламени Муспелла. Между Нифльхеймом и Муспелем, изо льда и огня, было тихое место, «мягкое, как безветренное небо». Когда иней и дующий жар встретились, жидкость расплавилась и капнула, и эта смесь образовала первобытное существо Имира , предка всех йотнаров . Имир потел во время сна. Из его левой руки выросли йётунн мужского и женского пола, «и одна из его ног родила сына от другой», и эти конечности тоже произвели детей. [ 3 ]
Имир питался реками молока, текущими из сосков первобытной коровы Аудумблы . Аудумбла питалась солью, которую слизывала с известковых камней. За три дня она вылизала красивого и сильного мужчину Бури . Сын Бури Борр женился на ётунне по имени Бестла , и у них родилось трое сыновей: боги Один , Вили и Ве . Сыновья убили Имира, и кровь Имира пролилась по земле, вызвав великие наводнения, в которых погибли все йотнары, кроме двоих ( Бергельмира и его неназванной жены, которые плыли по затопленной местности). [ 4 ]
Один, Вили и Ве отнесли труп Имира в центр Гинуннгагапа и вырезали его. Они сделали землю из плоти Имира; камни из его костей; из его крови море, озера и океаны; а также осыпи и камни с его коренных зубов, зубов и оставшихся фрагментов костей. Они окружили земные земли морем, образовав круг. Из черепа Имира они сделали небо, которое разместили над землей в четырех точках, каждую из которых удерживал карлик ( Нордри, Судри, Аустри и Вестри — древнескандинавские «север, юг, восток и запад» соответственно). [ 4 ]
После формирования купола Земли братья Один , Вили и Вэ взяли искры света от Муспелля и разместили их вокруг Земли как сверху, так и снизу. Некоторые оставались неподвижными, а другие двигались по небу заранее заданными курсами. Трио предоставило йотнарам землю, чтобы они могли уйти у моря. Используя ресницы Имира, троица построила укрепление вокруг центра суши, чтобы сдержать враждебность йотнаров. Они назвали это укрепление Мидгард (древнескандинавское «центральное ограждение»). Наконец, из мозгов Имира они сформировали облака. [ 5 ]
Из бровей Имира они создали крепость под названием Мидгард . Прогуливаясь по берегу моря, они нашли два дерева и слепили из них людей. Один дал им дух и жизнь, Вили дал им разум и чувство, а Ве дал им форму, речь, слух и зрение. Они дали им одежду и имена: мужчину звали Аскр, а женщину Эмбла. Они были предками человечества, жившими в Мидгарде. Братья построили себе посреди мира город под названием Асгард , где жили боги. [ 6 ] [ 7 ]
Персонификации
[ редактировать ]Персонификации, такие как астрономические объекты , время и водоемы, встречаются в скандинавской мифологии. Солнце олицетворяется богиней Соль (древнескандинавское «Солнце»); луна олицетворяется мужским существом Мани (древнескандинавское «луна»); и Земля тоже персонифицирована ( Jörð , древнескандинавское «земля»). [ 8 ] Ночь персонифицируется как женщина jötunn Nótt (древнескандинавское «ночь»); день олицетворяется как Дагр (древнескандинавское «день»); а отец Дагра, бог Деллингр (древнескандинавское «сияющий»), возможно, каким-то образом олицетворяет рассвет . [ 9 ] Водоемы также получают персонификацию, например, богиню Ран , ее мужа-йотуна Эгира и их детей-девиц-волн, Девять дочерей Эгира и Рана . [ 10 ]
Иггдрасиль
[ редактировать ]
Иггдрасиль — дерево, центральное место в скандинавской концепции космоса. Ветви дерева простираются в разные миры, и на нем и вокруг него обитают разные существа. Боги традиционные ежедневно отправляются в Иггдрасиль, чтобы собраться на свои правительственные собрания . Ветви Иггдрасиля простираются далеко до небес, а дерево поддерживается тремя корнями, уходящими далеко в другие места; один к источнику Урдарбрунн на небесах, один к источнику Хвергельмир , а другой к источнику Мимисбрунн . В Иггдрасиле обитают существа, в том числе дракон Нидхёгг , безымянный орел и олени Даинн, Двалинн, Дунейрр и Дуратор . [ 11 ]
Девять миров
[ редактировать ]В древнескандинавских текстах упоминается существование Ниу Хеймара , что ученые переводят как «Девять миров». [ 12 ] Согласно второй строфе «Поэтической Эдды» поэмы « Вёлуспа» , Девять Миров окружают дерево Иггдрасиль. Как вспоминает мертвая вёльва в стихотворении:
|
|
Девять миров получают второе и последнее упоминание в «Поэтической Эдде» в строфе 43 стихотворения Vafþrúðnismál , где мудрый йотунн Вафтруднир вступает в смертельную битву умов с замаскированным богом Одином:
|
|
Девять миров упоминаются один раз в Прозаической Эдде , в 34-м разделе посвященном рождению Гильфа книги, . В разделе описывается, как Один бросил Локи дочь Хель в подземный мир и даровал ей власть над всеми Девятью Мирами:
Хель он бросил в Нифльхейм и дал ей власть над девятью мирами, так что она должна обеспечивать питание и жилье посланным к ней, то есть тем, кто умирает от болезней или старости. [ 17 ]
В древнескандинавском корпусе Девять миров четко не перечислены, если они вообще представлены. Однако некоторые ученые предложили идентифицировать эти девять человек. Например, Генри Адамс Беллоуз (1923) говорит, что Девять Миров состоят из Асгарда , Ванахейма , Альфхейма , Мидгарда , Ётунхейма , Муспельсхейма , Сварталфахейма , Нифльхейма (иногда Хель ) и, возможно, Нидавеллира . [ 18 ] В некоторых изданиях переводов « Поэтической Эдды» и « Прозаической Эдды» есть иллюстрации того, что, как подозревает автор или художник, представляют собой Девять миров, частично на основе приведенной выше строфы Völuspá . [ 19 ]
Антропогения
[ редактировать ]Аск и Эмбла — мужчина и женщина соответственно — были первыми двумя людьми, созданными богами из коряг, которые они встретили на берегу. Боги, которые формируют этих первых людей, различаются в зависимости от источника: согласно «Поэтической Эдды» поэме «Вёлуспа» , это Хёнир, Лодурр и Один, тогда как в « Прозаической Эдде» это Один, Вили и Ве. [ 20 ]
Эсхатология
[ редактировать ]Рагнарек — это серия будущих событий, включая великую битву, которая, как было предсказано, в конечном итоге приведет к смерти ряда крупных фигур (включая различных божеств), возникновению различных стихийных бедствий и последующему погружению мира в воду. После этого мир вновь появится на поверхность и станет плодородным, выжившие и вернувшиеся боги встретятся, а человечество будет заселено Лифом и Лифрасиром , которые выйдут из Иггдрасиля. [ 21 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания и цитаты
[ редактировать ]- ^ Линдоу (2001: 42–43). Обзор дискуссии о времени и пространстве в скандинавских мифах см., например, у Линдоу (2001:40–45).
- ^ Фолкс (1995 [1987]: 10).
- ^ Фолкс (1995 [1987]: 10–11.
- ^ Перейти обратно: а б Фолкс (1995 [1987]: 11).
- ^ Фолкс (1995 [1987]: 11–12).
- ^ Стурлусон, Снорри (1916). Прозаическая Эдда . Перевод Бродера, Артура Гилкриста . Американо-скандинавский фонд . п. 21. ISBN 9780890670002 .
В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- ^ «Скандинавский миф о сотворении мира» . сайты.pitt.edu . Проверено 24 апреля 2023 г.
- ^ О Соле см. Линдоу (2001:278–280) и Симек (2007:297); о Мани см. Линдоу (2001:222–223) и Симек (2007:201–202); а о Йорде см. Линдоу (2001:205–206) и Симек (2007:179).
- ^ О Нотте см. Линдоу (2001:246) и Симек (2007:238); о Дагре см. Линдоу (2001:91–92) и Симек (2007:55); а о Деллингре см., например, Торпа (1851:143) и Линдоу (2001:92–93).
- ^ О Ране см. Линдоу (2001:258–259) и Симек (2007:260); об Эгире см. Линдоу (2001:47–49) и Симек (2007:1–2); а об их девяти волновых дочерях см. Линдоу (2001:49) и Симек (2007:2).
- ^ Обзоры Игграсиля см. в Линдоу (2001:319–322) и Симеке (2007:375–376).
- ^ См., например, Ларрингтон (2014:4), Доддс (2014:26) и Беллоуз (2004 [1923]:3).
- ^ Беллоуз (2004 [1923]: 3).
- ^ Доддс (2014:26).
- ^ Беллоуз (2004:80).
- ^ Доддс (2014:64).
- ^ Фолкс (1995 [1985]: 27).
- ^ «Мир богов (Асгарт), Уэйнов (Ванахайм ...), эльфов (Альфхейм), людей (Митгарт), гигантов (Йотунхейм), огня (Муспельсхейм ...), темных эльфов (Свартальфхейм), мертвых (Нифльхейм) и, предположительно, гномов (возможно, Нитавеллир... но девятый неизвестен)» (Мехи 2004 [1923]:3).
- ^ Например, см. «Карту девяти миров» Гейба Формана в Dodds 2014:13.
- ^ См. обсуждение, например, в Lindow 2001: 62–63 и Simek 2007: 21 и 74.
- ^ По теме Рагнарека, Лифа и Лифрасира см. обсуждение в Lindow 2001: 209, 254 и 258 и Simek 2007: 189, 259–260.
Ссылки
[ редактировать ]- Беллоуз, Генри Адамс . 2004 [1923]. Пер. Поэтическая Эдда: Мифологические стихи . Дувр . ISBN 978-0-486-43710-1
- Доддс, Джерами . 2014. Пер. Поэтическая Эдда . Книги о тренерском дворе . ISBN 978-1-55245-296-7
- Фолкс, Энтони . 1995 [1987]. Пер. прошлом В Обыватель . ISBN 0-460-87616-3
- Ларрингтон, Кэролайн . 2014. Пер. Поэтическая Эдда . 2-е изд. Оксфордская мировая классика . ISBN 978-0-19-967534-0
- Линдоу, Джон . 2001. Скандинавская мифология: Путеводитель по богам, героям, ритуалам и верованиям . Издательство Оксфордского университета . ISBN 0-19-515382-0
- Симек, Рудольф . 2007. Анджела Холл пер. Словарь северной мифологии . Д.С. Брюэр . ISBN 0-85991-513-1
- Торп, Бенджамин . 1866. Пер. Эдда Сэмундара Хинна «Фрода: Эдда Самундара Учёного» . Часть I. Лондон: Trübner & Co.