Jump to content

Неоплатонизм и христианство

Неоплатонизм оказал большое влияние на христианское богословие на протяжении всей поздней античности и средневековья на Востоке, а иногда и на Западе. На Востоке крупные греческие отцы, такие как Василий , Григорий Нисский и Григорий Назианзин, находились под влиянием платонизма и неоплатонизма, а также стоицизма, часто ведущего к аскетизму и суровому обращению с телом, например столпниковому аскетизму . На Западе святой Августин Гиппопотам находился под влиянием ранних неоплатоников Плотина и Порфирия . Позже, на Востоке, труды христианского писателя Псевдо-Дионисия Ареопагита , находившегося под влиянием более поздних неоплатоников, таких как Прокл и Дамасий , стали критическим трудом, на котором отцы греческой церкви основывали свое богословие, как Максим, полагавший, что это было Оригинальное произведение Дионисия Ареопагита .

Поздняя античность

[ редактировать ]

Ранние христиане, включая Оригена , Григория Нисского и Августина, находились под влиянием неоплатонизма, но никто не принял его некритически, и они приняли абсолютный монизм и взгляды его эманационистов . [ 1 ] Некоторые центральные положения неоплатонизма служили философским промежуточным периодом для христианского богослова Августина Гиппонского на его пути от дуалистического манихейства к христианству. Будучи манихеем, Августин считал, что зло имеет субстанциональное существование и что Бог создан из материи; став неоплатоником, он изменил свои взгляды на эти вещи. Будучи неоплатоником, а позднее христианином, Августин считал, что зло — это лишение добра и что Бог нематериален. Возможно, что еще более важно, акцент на мистическом созерцании как средстве прямой встречи с Богом или Единым, обнаруженный в трудах Плотина и Порфирия , глубоко повлиял на Августина. Согласно его собственному отчету о своем важном открытии «книг платоников» в седьмой книге «Исповеди» , Августин своим представлением о Боге и человеческой душе как бестелесной субстанции обязан неоплатонизму. Но Августин также критиковал доктрины неоплатонизма и их формулировки и отвергал имматериализм неоплатоников. . [ 2 ]

Другие христиане ассимилировали идеи неоплатонизма. [ 3 ] особенно в их отождествлении Неоплатонического Единого, или Бога, с Яхве . Самым влиятельным из них был Ориген , который потенциально брал уроки у Аммония Саккаса (но это не точно, поскольку в то же время мог существовать другой философ, ныне называемый Оригеном-язычником ), и автор конца V века, известный как Псевдо-Дионисий Ареопагит .

Неоплатонизм также имел связи с гностицизмом , который Плотин упрекнул в своем девятом трактате Второй Эннеады : «Против тех, кто утверждает, что Творец Космоса и сам Космос являются злом». [ а ] (общеизвестный как «Против гностиков»). [ б ]

Из-за того, что их вера была основана на платонической мысли, неоплатоники отвергли очернение гностицизмом демиурга Платона , создателя материального мира или космоса, обсуждаемого в Тимее . , называли неоплатонизм ортодоксальной платонической философией Хотя такие ученые, как профессор Джон Д. Тернер , это упоминание может быть отчасти связано с попыткой Плотина опровергнуть некоторые интерпретации платонической философии через его «Эннеады» . Плотин считал, что последователи гностицизма исказили первоначальное учение Платона.

Несмотря на влияние, которое эта философия оказала на христианство, Юстиниан I нанес ущерб более позднему неоплатонизму, приказав закрыть вновь основанную Афинскую Академию в 529 году. [ 4 ] Тем не менее, члены риторической школы Газы, такие как Эней из Газы или Прокопий из Газы, без каких-либо нарушений синтезировали неоплатонизм с ранними ортодоксальными христианскими идеями. [ 5 ]

Средний возраст

[ редактировать ]

Псевдо-Дионисий оказался значимым как для византийской , так и для римской ветвей христианства. Его произведения были переведены на латынь Иоанном Скотом Эриугеной в 9 веке.

Неоплатонизм в православном богословии

[ редактировать ]

Со времен Ранней Церкви и до наших дней Восточная Православная Церковь делала положительные избирательные [ нужна ссылка ] использование древнегреческой философии, особенно Сократа, Платона, Аристотеля и стоиков. [ 6 ] Например, термин логос (греч. Λόγος ) возник у Гераклита и означал разум или мысль. В христианском контексте Логос приобретает более глубокое значение и становится именем второго лица Троицы. Писатель и богослов Григорий Палама в XIV веке дал этому термину четыре различных значения. [ 7 ] Самый важный принцип, который следует иметь в виду, заключается в том, что раннее христианство развивалось в греческой среде, и в философских, духовных и богословских трудах использовался общий словарь. Однако значения слов иногда развивались по разным направлениям. В других случаях философские идеи и концепции иногда адаптировались и изменялись христианскими писателями. Любая экзегетическая попытка разгадать влияние неоплатонической мысли на христианское богословие должна помнить об этих принципах. Следует также отметить, что в восточной и западной богословской традициях философия использовалась совершенно по-разному.

Сочинения, приписываемые Дионису Ареопагиту, относятся к числу самых загадочных произведений поздней античности. Византийские ученые, такие как Григорий Палама, цитировали Дионисия, особенно в вопросах мистического богословия, таких как теории, божественные энергии и непознаваемость Бога. [ 8 ] В настоящее время современные богословы и философы [ 9 ] до сих пор спорят, был ли Дионисий неоплатоником с христианским влиянием или христианским писателем с неоплатоническим влиянием. Среди православных ученых последнюю точку зрения, похоже, разделяют такие писатели, как Эндрю Лаут. [ 10 ] и Владимир Лосский . [ 11 ] Однако другие православные ученые, такие как Иоанн Мейендорф, считают, что неоплатонизм Дионисия оказал как положительное, так и отрицательное влияние на православное богословие. [ 12 ] Мейендорф утверждает, что Дионисий привел к некоторой путанице в области литургических и экклезиологических формулировок.

Ренессанс

[ редактировать ]

Марсилио Фичино , который перевел Плотина, Прокла, а также полное собрание сочинений Платона на латынь, был центральной фигурой крупного возрождения неоплатонизма в эпоху Возрождения. Его друг Джованни Пико делла Мирандола также был важной фигурой в этом движении. Оба изучали еврейскую мистическую каббалу , находящуюся под сильным влиянием неоплатонизма. Возобновление интереса к философии Плотина способствовало рациональному богословию и философии кружка « кембриджских платоников » ( Б. Уичкот , Р. Кадворт , Дж. Смит , Х. Мор и др.). Неоплатонизм эпохи Возрождения также пересекался с различными формами христианского эзотеризма или превращался в них .

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Древнегреческий : Злу говорит Создатель мира и мирового зла.
  2. ^ Древнегреческий : Гностикам
  1. ^ Олсон, Роджер Э. (14 марта 2017 г.). Основы христианской мысли: взгляд на реальность через библейскую историю . Зондерван Академик. ISBN  978-0-310-52156-3 .
  2. ^ О'Мира, Доминик Дж. (30 июня 1981 г.). Неоплатонизм и христианская мысль . СУНИ Пресс. ISBN  978-1-4384-1511-6 .
  3. ^ Либрегтс, П. Т. М. (2004). Эзра Паунд и неоплатонизм . Университет Фэрли Дикинсон Пресс. ISBN  978-0-8386-4011-1 .
  4. ^ См. Райнер Тиль, Симпликиос и конец неоплатонической школы в Афинах , а также обзор Джеральда Бехтла, Бернский университет, Швейцария, в Bryn Mawr Classical Review 2000.04.19 . Интернет-версия получена 15 июня 2007 г.
  5. ^ Масалха, Нур (24 февраля 2022 г.). Палестина на протяжении тысячелетий: история грамотности, обучения и образовательных революций . Издательство Блумсбери. стр. 81–88. ISBN  978-0-7556-4296-0 . Проверено 8 января 2024 г.
  6. ^ Константин Каварнос , Православие и философия, Институт византийских и новогреческих исследований, страницы 2003 г.
  7. ^ Грегори Палама, «Сто пятьдесят глав», в «Добротолюбии», «Полный текст», том 4, перевод Палмера, Шерранда и Уэра, опубликовано в 1995 году «Фабер и Фабер». страницы 360-361
  8. ^ Грегори Палама, Триады, под редакцией Джона Мейендорфа, Paulist Press 1983.
  9. ^ Сара Коакли и Чарльз М. Стэнг, Переосмысление Дионисия Ареопагита, Джон Уайли и сыновья, 2009 г.
  10. ^ Эндрю Лаут, Денис Ареопагит, Continuum Books, 1989, стр. 20-21.
  11. ^ Владимир Лосский, Мистическое богословие Восточной Церкви, Издательство Св. Владимирской семинарии, стр. 29
  12. ^ Джон Мейендорф, Византийское богословие, исторические тенденции и доктринальные темы, Fordham University Press, 1974, страницы 27-28)

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Эдвардс, Марк. 2006. Культура и философия в эпоху Плотина. Серия «Классическая литература и общество». Лондон: Дакворт.
  • Финан, Томас и Винсент Туми. ред. 1992. Отношения между неоплатонизмом и христианством. Дублин: Four Courts Press.
  • Юрджевич, Марк (2004). «Пророки и политики: Марсилио Фичино, Савонарола и семья Валори». Прошлое и настоящее . 183 (183): 41–77. дои : 10.1093/прошлое/183.1.41 . JSTOR   3600860 .
  • Герц, Себастьян Р.П. 2016. «Плотинос». В: Настоящий лексикон древности и христианства, том 27 (Lfg. 210/217), 988–1009.
  • Мартин, Фрэнсис X. и Джон А. Ричмонд. 1991. От Августина до Эриугены: Очерки неоплатонизма и христианства в честь Джона О'Мира. Вашингтон: Издательство Католического университета Америки.
  • Мэтьюз, Альфред Уоррен. 1980. Развитие святого Августина, от неоплатонизма к христианству, 386–391 гг. Н. Э. Вашингтон: Университетское издательство Америки.
  • О'Дейли, Джерард. 2001. Платонизм языческий и христианский: исследования Плотина и Августина. Олдершот; Берлингтон, Вирджиния: Эшгейт.
  • Рист, Джон М. 1994. Августин: Крещение древней мысли. Кембридж, Великобритания: Кембриджский университет. Нажимать.
  • Шотт, Джереми (2013). «Портрет Плотина и тюремная тетрадь Памфила: неоплатонические и раннехристианские тексты на рубеже четвертого века нашей эры». Журнал ранних христианских исследований . 21 (3): 329–362. дои : 10.1353/earl.2013.0032 . S2CID   170163349 .
  • Смит, Эндрю. 2004. Философия поздней античности. Лондон/Нью-Йорк: Рутледж.
  • Стэнг, Чарльз М. 2016. Наш божественный двойник. Кембридж, Массачусетс; Лондон: Издательство Гарвардского университета.
  • Трембовлер, Лариса. 2000. «Здоровый разум в больном теле: медицинский аспект взаимоотношений души и тела в поздней греческой и раннехристианской философии. В книге « От Афин до Иерусалима: медицина в эллинизированных еврейских знаниях и в раннехристианской литературе: материалы симпозиума в Иерусалим, 9–11 сентября 1996 г. Под редакцией Сэмюэля С. Коттека, 171–179.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a932d0f8b1030acd7480401313e66dd4__1704747420
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a9/d4/a932d0f8b1030acd7480401313e66dd4.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Neoplatonism and Christianity - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)