Папа Агапит I
Агапет I | |
---|---|
Епископ Рима | |
Церковь | Католическая церковь |
Папство началось | 13 мая 535 г. |
Папство закончилось | 22 апреля 536 г. |
Предшественник | Иоанн II |
Преемник | Сильвериус |
Личные данные | |
Рожденный | в. 489–490 |
Умер | Константинополь , Восточная Римская империя | 22 апреля 536 г. (46 лет)
Святость | |
Праздник | 22 апреля или 20 сентября (Запад) 17 апреля [ 1 ] (Восток) |
Почитается в | Католическая церковь Восточная Православная Церковь |
Другие папы по имени Агапит |
Папа Агапит I (489/490 – 22 апреля 536) был епископом Рима с 13 мая 535 года до своей смерти. Его отец, Гордиан, был священником в Риме и, возможно, был родственником двух пап, Феликса III и Григория I.
В 536 году Агапет отправился в Константинополь по приказу короля остготов Теодахада и безуспешно пытался убедить императора Юстиниана I отменить византийское вторжение в королевство остготов. Находясь в Константинополе, Агапит также низложил патриарха Анфима I и лично посвятил в сан его преемника Менаса Константинопольского . Сохранились четыре письма Агапета этого периода: два адресованы Юстиниану, одно епископам Африки и одно епископу Карфагена.
Агапет был канонизирован как в католической, так и в православной традициях; его праздник - 22 апреля
Семья
[ редактировать ]Агапет родился в Риме, хотя точная дата его рождения неизвестна. Он был сыном Гордиана, римского священника , убитого во время беспорядков во времена папы Симмаха (срок 498–514 гг.). [ 2 ] Имя его отца могло указывать на семейные отношения с папами: Феликсом III (483–492) и Григорием I (590–604). [ 3 ]
Понтификат
[ редактировать ]
Джеффри Ричардс описывает его как «последнего выжившего из старой гвардии Симмаханов », рукоположенного в дьякона, возможно, еще в 502 году, во время Лаврентийского раскола . [ 4 ] Он был возведен из архидьякона в папу в 535 году. Его первым официальным действием было сожжение в присутствии собравшегося духовенства анафемы, которую Бонифаций II произнес против умершего соперника последнего Диоскура по ложному обвинению в симонии и приказал быть хранится в римских архивах.
Агапит помогал Кассиодору в основании его монастыря в Виварии . Он подтвердил постановления Карфагенского Собора после освобождения Северной Африки от вандалов , согласно которым новообращенные из арианства объявлялись непригодными для принятия священных санов , а уже рукоположенные допускались лишь к мирскому причастию . Он принял апелляцию Контумелиоса , епископа Риеса , которого Марсельский собор осудил за безнравственность, и приказал Цезарию Арльскому предоставить обвиняемым новое судебное разбирательство перед папскими делегатами. [ 5 ]
Тем временем византийский полководец Велисарий готовился к вторжению в Италию. Король Теодахад остготов императора умолял Агапета отправиться с посольством в Константинополь и использовать свое личное влияние, чтобы умилостивить Юстиниана I после смерти Амаласунты . [ 6 ] Чтобы покрыть расходы на посольство, Агапет заложил священные сосуды Римской церкви. Он отправился в путь в середине зимы с пятью епископами и большой свитой. В феврале 536 года он появился в столице Востока. Юстиниан отказался прекратить запланированное вторжение, поскольку подготовка зашла слишком далеко. [ 5 ] Агапет немедленно переключил свое внимание с политического вопроса, с которым Теодахад послал его обратиться, к религиозному.
Византийскую патриаршую кафедру занимал Анфим I , покинувший свою епископскую кафедру в Трапезунде . Несмотря на протесты православных, императрица Феодора наконец посадила Анфима на патриаршее кресло. Когда прибыл Агапит, представители духовенства выдвинули против Анфима обвинения в том, что он злоумышленник и еретик. Агапет приказал ему письменно исповедовать веру и вернуться на свою заброшенную кафедру; после отказа Анфима Агапит сверг его. Император пригрозил Агапету изгнанием. Говорят, что Агапит ответил: «С нетерпеливым желанием я пришел взглянуть на христианнейшего императора Юстиниана. Вместо него я нашел Диоклетиана , чьи угрозы, однако, не пугают меня». [ 2 ] Агапит впервые в истории Церкви лично посвятил законно избранного преемника Анфима Менаса . Юстиниан вручил Папе письменное исповедание веры, которое последний принял с оговоркой, что «хотя он и не мог признать за мирянином право преподавать религию, тем не менее он с удовольствием заметил, что ревность императора находилась в совершенном согласии с решения отцов». [ 2 ] Сохранились четыре письма Агапета. Два из них адресованы Юстиниану в ответ на письмо императора, в последнем из которых Агапет отказывается признать приказы ариан . Третье адресовано епископам Африки и посвящено той же теме. Четвертый — ответ Репарату, епископу Карфагенскому , приславшему ему поздравления с возведением на понтификат. [ 7 ] [ 8 ]
Вскоре после этого Агапет заболел и умер 22 апреля 536 г. [ 5 ] после правления всего десять месяцев. Его останки были привезены в свинцовом гробу в Рим и положены в базилику Святого Петра . На Кливус Скаури археологические находки, известные как «Апсидальный зал Библиотеки Папы Агапита I», расположены недалеко от древней церкви Св. Андрея на Целийском холме. [ 9 ]
Почитание
[ редактировать ]Агапит I был канонизирован как католической, так и православной традицией. Римский мартиролог отмечает его память 22 апреля, в день его смерти, как и восточные церкви, но некоторые католические источники указывают его праздник как 20 сентября, дату его низложения. [ 2 ] [ 10 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ (на греческом языке) Святой Дорогой Папа Римский Православный синаксарист
- ^ Jump up to: а б с д Лафлин, Джеймс Фрэнсис (1907). Католическая энциклопедия . Том. 1. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. . В Герберманне, Чарльз (ред.).
- ^ Мартиндейл, Джонс и Моррис (1992), с. 23
- ^ Ричардс, Папы и папство в раннем средневековье (Лондон: Рутледж и Кеган Пол, 1979), стр. 127
- ^ Jump up to: а б с Брушер, Джозеф С., Папы сквозь века , 1980, Сан-Рафаэль, Калифорния, Нефф-Кейн , ISBN 978-0-89-141110-9
- ^ Бревиарий Св. Либерати , ап. Манси, Советы , вып. ix. п. 695
- ^ Смит, Уильям , изд. (1870). . Словарь греческой и римской биографии и мифологии . Том. 1. С. 59–60.
- ^ Манси, Советы , viii. стр. 846–850
- ^ «Папская базилика Санта-Мария-Маджоре: Церковь Святого Андрея на Целийском холме» Веб-сайт Ватикана Проверено 20 декабря 2017 г.
- ^ Римский мартиролог, с. 249
Библиография
[ редактировать ]- Дадден, Фредерик Х. (1905), Григорий Великий , Лондон: Лонгманс, Грин и компания
- Луиза Роупс Лумис, Книга Пап (Liber Pontificalis) . Мерчантвилл, Нью-Джерси: Издательство Evolution. ISBN 1-889758-86-8 (Перепечатка издания 1916 года. Английский перевод с научными сносками и иллюстрациями).
- Мартиндейл, Джон Р.; Джонс, AHM; Моррис, Джон (1992), Просопография Поздней Римской империи, Том III: 527–641 гг. н.э. , Cambridge University Press, ISBN 978-0-521-20160-5
- Фридрих Вильгельм Бауц (1975). «АГАПЕТ И.». В Бауце, Фридрих Вильгельм (ред.). Биографически-библиографический церковный лексикон (BBKL) (на немецком языке). Том 1. Хамм: Бауц. полковник 52. ИСБН 3-88309-013-1 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]

