Эстетический вкус
В эстетике понятие вкуса интересовало таких философов, как Платон , Юм и Кант . Оно определяется способностью делать обоснованные суждения об эстетической ценности объекта. Однако этим суждениям недостает объективности , что создает « парадокс вкуса». Термин «вкус» используется потому, что подобные суждения принимаются, когда человек физически пробует пищу. [ 1 ]
Юм, Кант и Бурдье
[ редактировать ]Дэвид Юм затронул тему эстетического вкуса в эссе под названием «О стандарте вкуса», одном из четырех эссе, опубликованных в его « Четырех диссертациях » в 1757 году. [ 2 ] «О эталоне вкуса» высоко ценится за понимание эстетики. Хотя Юма обычно считают эмпириком , в вопросах вкуса его можно классифицировать как идеального теоретика-наблюдателя, учитывающего индивидуальные и культурные предпочтения. Юм различает чувства, всегда правильные, поскольку они относятся только к самим себе, и определения, которые могут быть неправильными, поскольку они относятся к чему-то постороннему. Красота, по Юму, «не является качеством самих вещей: она существует только в уме, который их созерцает; и каждый разум воспринимает свою красоту». [ 3 ] По мнению Юма, это скорее суждения о красоте и вкусовых чувствах, чем определения.
Юм утверждает, что красота заключается в уме, а не в объекте, и на мнения о красоте влияют культурные условности, которые могут меняться. Он вводит понятие истинного судьи, человека с «сильным чувством, соединенным с тонкими чувствами, усовершенствованным практикой, усовершенствованным путем сравнения и очищенным от всех предубеждений». [ 4 ] Совокупность мнений этих редких личностей образует существующий внутри них стандарт вкуса. Этот стандарт не следует путать с критиками современного искусства ; истинный судья не применяет стандарт к предметам, но обладает идеальным восприятием, повышающим его способность ценить красоту. [ 5 ] Юм предполагает, что улучшение восприятия приводит к улучшению вкуса.
Для Иммануила Канта , как обсуждалось в его «Критике суждения» , красота — это не свойство какого-либо объекта, а эстетическое суждение, основанное на субъективном чувстве. Он утверждает, что настоящий хороший вкус действительно существует, хотя его невозможно определить эмпирически . Обоснованность . суждения не может быть подтверждена посредством общего мнения большинства или какой-либо конкретной социальной группы, поскольку вкус является одновременно личным и выходит за рамки рассуждений Тем не менее Кант подчеркивает, что наши предпочтения, даже в отношении вещей, которые всем нравятся, не оправдывают объективности наших суждений. [ 6 ]
Бурдье выступал против кантовского взгляда на чистую эстетику, заявляя, что законный вкус общества — это вкус правящего класса. [ нужна ссылка ] Эта позиция также отвергает идею подлинного хорошего вкуса, поскольку законный вкус — это просто классовый вкус. Эту идею предложил также Зиммель , который отмечал, что высшие классы отказываются от моды, поскольку ее перенимают низшие. [ нужна ссылка ]
Плохой вкус
[ редактировать ]Плохой вкус (также плохой вкус или вульгарность ) обычно используется для высмеивания людей с «плохими» эстетическими суждениями. [ 7 ] Плохой вкус может стать уважаемой и культивируемой (хотя, возможно, вызывающей и воинственной) эстетикой, например, в работах кинорежиссера Джона Уотерса , скульптора Джеффа Кунса или популярного McMansion архитектурного стиля .
Современная точка зрения - ретроспективный обзор литературы - заключается в том, что «большая часть драматических стихов, написанных в елизаветинский и якобинский периоды, имеет плохой вкус, потому что это напыщенность [высокозвучный язык с небольшим смыслом]». [ 8 ]
Грейк утверждает, что о людях можно судить как о людях с плохим вкусом только в том случае, если их вкусы основаны на полученном ими эстетическом образовании. [ 7 ]
См. также
[ редактировать ]- Эстетика
- Художественные достоинства
- Лагерь (стиль)
- Цензура
- Мода
- Высоколобый
- Китч
- Низкая культура
- Стиль (изобразительное искусство)
- Субъективизм
- Западный канон
Примечания
[ редактировать ]- ^ Бонар, Констант; Кова, Флориан; Умберт-Дро, Стив (2021). «De gustibus est disputandum: Эмпирическое исследование народной концепции эстетического вкуса» . Препринты PsyArVix – через препринты PsyArVix.
- ^ Хьюм, Дэвид (1757). Четыре диссертации (1-е изд.). Лондон: А. Миллар на Стрэнде.
- ^ Хьюм, Дэвид (1985). Миллер, Юджин Ф. (ред.). Очерки: моральные, политические и литературные (переработанная ред.). Фонд Свободы. п. 230.
- ^ «Справочники по истории Интернета: современная история» . sourcebooks.fordham.edu . Проверено 30 декабря 2023 г.
- ^ «Эстетический вкус | Интернет-энциклопедия философии» . Проверено 30 декабря 2023 г.
- ^ Гронов, Юкка (1997). Социология вкуса . Лондон: Рутледж. стр. 11, 87. ISBN. 0-415-13294-0 .
- ^ Jump up to: а б Грацик, Теодор А. (1 апреля 1990 г.). «Имеющий плохой вкус». Британский журнал эстетики . 30 (2): 117–131. дои : 10.1093/bjaesthetics/30.2.117 .
- ^ Абрамс, Миннесота (1998). «Пошлость». Словарь литературных терминов и теории литературы . Пингвин. п. 976. ИСБН 978-0-631-20271-4 .
Ссылки
[ редактировать ]- Арсель, Зейнеп; Джонатан Бин (2013). «Вкусовые режимы и рыночная практика». Журнал потребительских исследований . 39 (5): 899–917. дои : 10.1086/666595 .
- Бурдье, Пьер (1984). Отличие: социальная критика вкусовых суждений . Лондон: Рутледж. ISBN 0-415-04546-0 .
- Бурдье, Пьер (1986). «Формы капитала» . В Ричардсоне, Джон Дж. (ред.). Справочник по теории и исследованиям по социологии образования . Нью-Йорк: Гринвуд Пресс. ISBN 0-313-23529-5 .
- Брэгг, Мелвин (25 октября 2007 г.), Taste , In Our Time , BBC Radio 4 , получено 18 сентября 2010 г.
- Экелунд, Роберт Б. младший; Эбер, Роберт Ф. (1990). История экономической теории и метода. 3-е изд . Нью-Йорк: Издательская компания McGraw-Hill. ISBN 0-07-019416-5 .
- Фридман, Сэм; Койперс, Жизлинда (2013). «Сила юмора, вызывающая разногласия: комедия, вкус и символические границы» (PDF) . Культурсоциология . 7 (2): 179–195. дои : 10.1177/1749975513477405 . S2CID 53362319 .
- Гронов, Юкка (1997). Социология вкуса . Лондон: Рутледж. ISBN 0-415-13294-0 .
- Хеннион, Антуан (2007). «Те вещи, которые нас объединяют: вкус и социология». Культурсоциология . 1 (1). Лондон: Сейдж: 97–114.
- Холт, Дуглас Б. (июнь 1998 г.). «Структурирует ли культурный капитал американское потребление?» ". Журнал потребительских исследований . 25 (1): 1–25.
- Хоркхаймер, Макс; Адорно, Теодор В. (1982). Диалектика Просвещения . Нью-Йорк: Издательская корпорация Continuum. ISBN 0-8264-0093-0 .
- Керсен, Йенс (2018). «Религиозные вкусы и стили как маркеры классовой принадлежности» (PDF) . Социология . дои : 10.1177/0038038517722288 . S2CID 149369482 .
- Аутуэйт, Уильям; Боттонмор, Том (1996). Блэквеллский словарь социальной мысли двадцатого века . Оксфорд: Издательство Блэквелл.
- Зиммель, Георг (май 1957 г.). "Мода". Американский журнал социологии . 62 (6): 541–558.
- Слейтер, Дон (1997). Потребительская культура и современность . Кембридж: Политическая пресса. ISBN 978-0-7456-0304-9 .
- Спичер, Майкл Р. «Эстетический вкус» . Интернет-энциклопедия философии .
- Стерн, Джейн; Стерн, Майкл (1990). Энциклопедия безвкусицы . Нью-Йорк: Харпер Коллинз. ISBN 0-06-016470-0 .
- Верчеллони, Лука (2016). Изобретение вкуса. Культурный отчет о желании, восторге и отвращении к моде, еде и искусству . Лондон: Блумсбери. ISBN 978-1-4742-7360-2 .