Пейзажная живопись
Пейзажная живопись , также известная как пейзажное искусство , представляет собой изображение в живописи природных пейзажей, таких как горы, долины, реки, деревья и леса , особенно там, где основным предметом является широкий обзор, элементы которого объединены в последовательную композицию . В других работах пейзажный фон для фигур по-прежнему может составлять важную часть работы. Небо почти всегда включено в изображение, а погода часто является элементом композиции. Детализированные пейзажи как отдельный сюжет встречаются не во всех художественных традициях и развиваются, когда уже существует сложная традиция изображения других сюжетов. [ 1 ]
Две основные традиции берут начало в западной живописи и китайском искусстве , насчитывая в обоих случаях более тысячи лет. Признание духовного элемента в ландшафтном искусстве с самого начала присутствует в искусстве Восточной Азии, опираясь на даосизм и другие философские традиции, но на Западе становится явным только с романтизмом .
Пейзажные виды в искусстве могут быть полностью воображаемыми или с разной степенью точности скопированы с реальности. Если основная цель изображения — изобразить реальное, конкретное место, особенно включая здания на видном месте, это называется топографическим видом . [ 2 ] Такие изображения, чрезвычайно распространенные на Западе как гравюры, часто рассматриваются как уступающие пейзажам изобразительного искусства, хотя это различие не всегда значимо; Подобные предрассудки существовали и в китайском искусстве, где литерационная живопись обычно изображала воображаемые виды, тогда как профессиональные художники рисовали реальные виды. [ 3 ]
Слово «пейзаж» вошло в современный английский язык как «landskip» (по-разному пишется), англизированное голландское слово «landschap» , примерно в начале 17 века, исключительно как термин для обозначения произведений искусства. Картина 1598 года. [ 4 ] В течение нескольких десятилетий его использовали для описания пейзажей в поэзии. [ 5 ] и, в конечном итоге, как термин для обозначения реальных взглядов. Однако родственный термин «landscaef» или «landskipe», обозначающий расчищенный участок земли, существовал в древнеанглийском языке , хотя он не записан в среднеанглийском языке . [ 6 ]
История
[ редактировать ]Самые ранние формы искусства во всем мире изображают мало того, что действительно можно было бы назвать пейзажем, хотя включены линии земли, а иногда и намеки на горы, деревья или другие природные объекты. Самые ранние «чистые пейзажи» без человеческих фигур — это фрески минойского искусства около 1500 г. до н.э. [ 7 ]
Сцены охоты, особенно те, которые происходят на огороженной территории тростниковых зарослей дельты Нила из Древнего Египта, могут дать сильное ощущение места, но акцент делается на отдельных формах растений, фигурах людей и животных, а не на общей ландшафтной обстановке. Известным примером являются фрески Британском из гробницы Небамуна , которая сейчас находится в музее (ок. 1350 г. до н. э.).
Для связного изображения всего пейзажа необходима некоторая приблизительная система перспективы или масштабирование расстояния, и, судя по литературным свидетельствам, она впервые была разработана в Древней Греции в эллинистический период, хотя крупномасштабных примеров не сохранилось. Сохранились более древние римские пейзажи, начиная с I века до нашей эры, особенно фрески с пейзажами, украшающие комнаты, которые сохранились в археологических памятниках Помпеи , Геркуланума и других местах, а также мозаики . [ 8 ]
Китайская рисования тушью традиция шань-шуй («горная вода»), или «чистый» пейзаж, в котором единственным признаком человеческой жизни обычно является мудрец или проблеск его хижины, использует сложный пейзажный фон для изображения предметов. и ландшафтное искусство этого периода сохраняет классический статус, которому много подражают в китайской традиции.
И римская, и китайская традиции обычно показывают грандиозные панорамы воображаемых пейзажей, обычно окруженных множеством впечатляющих гор – в Китае часто с водопадами, а в Риме часто с морем, озерами или реками. Их часто использовали, как в показанном примере, чтобы преодолеть разрыв между сценой на переднем плане с фигурами и отдаленной панорамой, что является постоянной проблемой для художников-пейзажистов. Китайский стиль обычно показывал только отдаленный вид или использовал мертвую местность или туман, чтобы избежать этой трудности.
Главный контраст между пейзажной живописью на Западе и Восточной Азии заключался в том, что, хотя на Западе до 19 века она занимала низкое положение в принятой иерархии жанров , в Восточной Азии классическая китайская живопись тушью с горной водой традиционно была наиболее распространенной. престижный вид изобразительного искусства. Эстетические теории в обоих регионах придавали высший статус произведениям, которые, как считалось, требовали от художника наибольшего воображения. На Западе это была историческая живопись , но в Восточной Азии это был воображаемый пейзаж, где знаменитые мастера были, по крайней мере теоретически, литераторами- любителями , включая нескольких императоров Китая и Японии. Часто они также были поэтами, чьи строки и образы иллюстрировали друг друга. [ 9 ]
Однако на Западе историческая живопись стала требовать обширного пейзажного фона там, где это было необходимо, поэтому теория не работала полностью против развития пейзажной живописи - в течение нескольких столетий пейзажи регулярно повышались до статуса исторической живописи путем добавления небольших фигуры, составляющие повествовательную сцену, обычно религиозную или мифологическую.
Западная традиция
[ редактировать ]Средневековый
[ редактировать ]раннего западного В искусстве средневековья интерес к пейзажу почти полностью исчезает, сохраняясь только в копиях позднеантичных произведений, таких как Утрехтский Псалтырь ; Последняя переработка этого источника в ранней готической версии сводит ранее обширные пейзажи к нескольким деревьям, заполняющим пробелы в композиции, без ощущения общего пространства. [ 10 ] Возрождение интереса к природе поначалу в основном проявлялось в изображениях небольших садов, таких как Hortus Conclusus , или в гобеленах миллефлера . Фрески с изображениями людей, работающих или играющих на фоне густых деревьев в Папском дворце в Авиньоне, вероятно, являются уникальным пережитком того, что было обычным предметом. [ 11 ] , сохранилось несколько садовых фресок Из римских домов, таких как Вилла Ливия . [ 12 ]
В 14 веке Джотто ди Бондоне и его последователи начали признавать природу в своих работах, все чаще вводя элементы пейзажа в качестве фона для действия фигур на своих картинах. [ 13 ] В начале 15 века пейзажная живопись утвердилась как жанр в Европе, как среда человеческой деятельности, часто выраженная в религиозной тематике, такой как темы «Отдых на пути в Египет» , «Путешествие волхвов » или «Отдых на пути в Египет». Святой Иероним в пустыне . Роскошные иллюминированные рукописи были очень важны на раннем этапе развития пейзажа, особенно в сериях «Подвиги месяцев» , таких как в « Très Riches Heures du Duc de Berry» , в которых традиционно изображались небольшие жанровые фигуры во все более крупных пейзажных декорациях. Особый прогресс показан в менее известных Туринско-Миланских часах , ныне в значительной степени уничтоженных пожаром, развитие которых нашло отражение в ранней нидерландской живописи до конца столетия. Художник, известный как «Рука G», вероятно, один из братьев Ван Эйк , особенно преуспел в воспроизведении эффектов света и в кажущемся естественным переходе от переднего плана к дальнему. [ 14 ] Это было то, что другим художникам было трудно на протяжении столетия или более, часто решая проблему, показывая пейзажный фон поверх парапета или подоконника, как будто со значительной высоты. [ 15 ]
Ренессанс
[ редактировать ]Пейзажные фоны для различных видов живописи становились все более заметными и искусными в 15 веке. Примерно в конце 15-го века были чисто пейзажные рисунки и акварели Леонардо да Винчи , Альбрехта Дюрера , Фра Бартоломео и других, но чистые пейзажные сюжеты в живописи и гравюре , еще небольшие, были впервые созданы Альбрехтом Альтдорфером и другими художниками. Немецкая Дунайская школа в начале 16 века. [ 16 ] Однако внешние части крыльев триптиха Жерара Давида , датированные «около 1510–1515 годов», являются самыми ранними из Нидерландов и , возможно, в Европе. [ 17 ] В то же время Иоахим Патинир в Нидерландах разработал « мировой пейзаж » — стиль панорамного пейзажа с маленькими фигурами и использованием высокой точки обзора с воздуха, который оставался влиятельным на протяжении столетия, использовался и совершенствовался Питером Брейгелем Старшим . Итальянская разработка тщательной системы графической перспективы теперь была известна во всей Европе, что позволяло очень эффективно рисовать большие и сложные виды.
Пейзажи были идеализированы, в основном отражая пасторальный идеал, почерпнутый из классической поэзии, который впервые был полностью выражен Джорджоне и молодым Тицианом и оставался связанным прежде всего с холмистым лесистым итальянским пейзажем, который изображали художники из Северной Европы, никогда не посещавшие Италию. точно так же, как равнинные литераторы в Китае и Японии рисовали головокружительные горы. Хотя молодым художникам часто предлагалось посетить Италию, чтобы насладиться итальянским светом , многие североевропейские художники могли зарабатывать на жизнь продажей итальянских пейзажей, даже не удосужившись совершить поездку. Действительно, некоторые стили были настолько популярны, что стали формулами, которые можно было копировать снова и снова. [ 18 ]
Публикация в Антверпене в 1559 и 1561 годах двух серий из 48 гравюр (« Маленьких пейзажей» ) по рисункам анонимного художника, известного как «Мастер малых пейзажей», ознаменовала отход от воображаемых, далеких пейзажей религиозного содержания. мирового ландшафта к крупным планам на уровне глаз узнаваемых усадеб и деревень, населенных людьми, занятыми повседневной деятельностью. Отказавшись от панорамного взгляда на мировой пейзаж и сосредоточив внимание на скромном, сельском и даже топографическом, «Маленькие пейзажи» подготовили почву для нидерландской пейзажной живописи 17 века. После публикации «Маленьких пейзажей» художники-пейзажисты в Нидерландах либо продолжали рисовать мировой пейзаж, либо следовали новому режиму, представленному «Маленькими пейзажами». [ 19 ]
17 и 18 веков
[ редактировать ]О популярности экзотических пейзажных сцен можно судить по успеху художника Франса Поста , который остаток своей жизни посвятил рисованию бразильских пейзажей после поездки туда в 1636–1644 годах. Другие художники, которые никогда не пересекали Альпы, могли зарабатывать деньги, продавая пейзажи Рейнской области , а третьи - создавая фантастические сцены для определенного заказа, такие как Корнелиса де Мана вид Смеренбурга в 1639 году.
Были разработаны композиционные формулы с использованием таких элементов, как репусуар , которые остаются влиятельными в современной фотографии и живописи, особенно Пуссеном . [ 20 ] и Клод Лоррен , оба французские художники, жившие в Риме 17-го века и писавшие в основном классические сюжеты или библейские сцены, действие которых происходит в одних и тех же пейзажах. В отличие от своих голландских современников, итальянские и французские художники-пейзажисты по-прежнему чаще всего хотели сохранить свою классификацию в рамках иерархии жанров исторической живописи , включая небольшие фигуры, изображающие сцены из классической мифологии или Библии. Сальватор Роза придал живописность своим пейзажам, показав более дикую местность Южной Италии, часто населенную бандитами . [ 21 ]
В живописи Золотого века Голландии 17 века наблюдался резкий рост пейзажной живописи, на которой специализировались многие художники, а также развитие чрезвычайно тонких реалистических техник изображения света и погоды. Существуют разные стили и периоды, а также поджанры морской и анималистической живописи, а также особый стиль итальянского пейзажа. Большинство голландских пейзажей были относительно небольшими, но пейзажи в живописи фламандского барокко , все еще обычно населенные, часто были очень большими, прежде всего в серии работ, которые Питер Пауль Рубенс писал для своих домов. гравюры Рембрандта и экспериментальные работы Геркулеса Зегерса Пейзажные гравюры также были популярны: лучшими обычно считались .
Голландцы, как правило, создавали картины меньшего размера для небольших домов. Некоторые особенности голландского пейзажа, упомянутые в описях того периода, включают Баталье , или батальную сцену; [ 22 ] самогон , [ 23 ] или сцена при лунном свете; Босе , [ 24 ] или лесная сцена; Boederijtje , или сцена на ферме, [ 25 ] и сцена Дорпье или деревни. [ 26 ] Хотя в то время это не было названо отдельным жанром, популярность римских руин вдохновила многих голландских художников-пейзажистов того периода рисовать руины своего региона, такие как монастыри и церкви, разрушенные после Бельденшторма . [ 27 ]
Якоб ван Рейсдал считается самым разносторонним из всех голландских пейзажистов Золотого века. [ 28 ] Популярность пейзажей в Нидерландах отчасти была отражением фактического исчезновения религиозной живописи в кальвинистском обществе, а также упадка религиозной живописи в 18 и 19 веках по всей Европе в сочетании с романтизмом , что придало пейзажам гораздо большую и большую ценность. престижное место в искусстве XIX века, чем они занимали раньше.
В Англии пейзажи изначально были в основном фоном для портретов, обычно напоминая парки или поместья землевладельца, хотя в основном они были написаны в Лондоне художником, который никогда не посещал акры своей натурщицы. Английскую традицию заложили Антонис ван Дейк и другие преимущественно фламандские художники, работавшие в Англии, но в 18 веке работы Клода Лоррена активно собирались и оказали влияние не только на картины пейзажей, но и на английские пейзажные сады Кэпэбилити Брауна и других.
В 18 веке акварельная живопись, в основном пейзажная, стала английской специальностью, имея как оживленный рынок профессиональных работ, так и большое количество художников-любителей, многие из которых следовали популярным системам, найденным в книгах Александра Козенса и других. К началу XIX века английские художники с самой высокой современной репутацией были в основном преданными пейзажистами, демонстрируя широкий спектр романтических интерпретаций английского пейзажа, найденных в работах Джона Констебля , Дж. М. У. Тернера и Сэмюэля Палмера . Однако всем им было трудно закрепиться на рынке современного искусства, который по-прежнему отдавал предпочтение историческим картинам и портретам. [ 29 ]
В Европе, как сказал Джон Раскин , [ 30 ] и сэр Кеннет Кларк подтвердил, что пейзажная живопись была «главным художественным произведением девятнадцатого века» и «доминирующим искусством», в результате чего в последующий период люди были «склонны предполагать, что понимание естественной красоты и живописи пейзажа — нормальная и непреходящая часть нашей духовной деятельности». [ 31 ] В анализе Кларка в основе европейских способов превратить сложность ландшафта в идею лежали четыре фундаментальных подхода: принятие описательных символов, любопытство к фактам природы, создание фантазии для смягчения глубоко укоренившихся страхов перед природой и вера в Золотой Век гармонии и порядка, который может быть восстановлен.
XVIII век был также великим веком для топографической печати, более или менее точно изображающей реальный вид, чего редко делала пейзажная живопись. Первоначально они были в основном сосредоточены на здании, но в течение столетия, с ростом романтического движения, чистые пейзажи стали более распространенными. Топографическая печать, которую часто предназначали для того, чтобы ее поместили в рамку и повесили на стену, оставалась очень популярной в 20 веке, но часто классифицировалась как более низкая форма искусства, чем воображаемый пейзаж.
Пейзажи акварелью на бумаге стали отдельной специализацией, прежде всего в Англии, где сложилась особая традиция талантливых художников, которые только или почти полностью писали пейзажные акварели, чего не было в других странах. Зачастую это были реальные виды, хотя иногда композиции корректировались для художественного эффекта. Картины продавались относительно дешево, но производились гораздо быстрее. Эти профессионалы могли увеличить свой доход, обучая «армии любителей», которые тоже рисовали. [ 32 ]
Среди ведущих художников были Джон Роберт Козенс , Фрэнсис Таун , Томас Гиртин , Майкл Анджело Рукер , Уильям Парс , Томас Хирн и Джон Уорвик Смит , все в конце 18 века, а также Джон Гловер , Джозеф Мэллорд, Уильям Тернер , Джон Варли , Джон Селл Котман. , Энтони Копли Филдинг , Сэмюэл Палмер в начале 19 века. [ 33 ]
19 и 20 века
[ редактировать ]Романтическое движение усилило существующий интерес к ландшафтному искусству, и отдаленные и дикие пейзажи, которые были одним из повторяющихся элементов раннего ландшафтного искусства, теперь стали более заметными. Немец Каспар Давид Фридрих имел особый стиль, основанный на его датском обучении , где развился особый национальный стиль, основанный на примере голландцев 17-го века. К этому он добавил квазимистический романтизм. Французские художники медленнее развивали пейзажную живопись, но примерно с 1830-х годов Жан-Батист-Камиль Коро и другие художники Барбизонской школы основали французскую пейзажную традицию, которая стала самой влиятельной в Европе на столетие благодаря импрессионистам и пост- Импрессионисты впервые сделали пейзажную живопись основным источником общего стилистического новаторства во всех видах живописи.
Национализм был фактором популярности новых Соединенных провинций голландской пейзажной живописи 17-го века, а в 19-м веке, когда другие страны пытались развивать самобытные национальные школы живописи, попытка выразить особую природу пейзажей Родина стала общей тенденцией. В России, как и в Америке, гигантские размеры картин сами по себе были националистическим заявлением. В Польше основными представителями пейзажной живописи во второй половине XIX века были Максимилиан Геримский , Юзеф Хелмоньский и Станислав Масловский. [ 34 ] [ 35 ] [ 36 ]
В Испании главным пропагандистом жанра был бельгийский художник Карлос де Хаес , один из самых активных профессоров-пейзажистов Академии изящных искусств Сан-Фернандо в Мадриде с 1857 года. После обучения у великих фламандских мастеров пейзажа он разработал свою технику рисования на открытом воздухе. [ 37 ] Вернувшись в Испанию, Хаес взял с собой своих учеников рисовать в сельской местности; под его руководством «художники размножались и воспользовались преимуществами новой железнодорожной системы, чтобы исследовать самые дальние уголки топографии страны». [ 38 ] [ 39 ]
В Соединенных Штатах Школа реки Гудзон , известная в середине-конце 19 века, вероятно, является самым известным местным развитием ландшафтного искусства. Эти художники создавали произведения гигантского масштаба, пытаясь передать эпический размах пейзажей, которые их вдохновляли. Творчество Томаса Коула , общепризнанного основателя школы, имеет много общего с философскими идеалами европейской пейзажной живописи — своеобразной светской верой в духовную пользу, которую можно получить от созерцания природных красот. Некоторые из более поздних художников Школы реки Гудзон, такие как Альберт Бирштадт , создавали менее утешительные работы, в которых больший упор (с большим романтическим преувеличением) делался на грубую, даже устрашающую силу природы. Фредерик Эдвин Черч , ученик Коула, синтезировал идеи своих современников с идеями европейских старых мастеров и произведениями Джона Раскина и Александра фон Гумбольдта, чтобы стать выдающимся американским художником-пейзажистом века. [ 40 ] Лучшие образцы канадского ландшафтного искусства можно найти в работах «Группы семи» , известных в 1920-х годах. [ 41 ]
Хотя, конечно, они были менее доминирующими в период после Первой мировой войны, многие выдающиеся художники все же писали пейзажи в самых разных стилях, примером которых являются Эдвард Мунк , Джорджия О'Киф , Чарльз Э. Берчфилд , Нил Уэлливер , Алекс Кац , Милтон Эйвери , Питер Дойг. , Эндрю Уайет , Дэвид Хокни и Сидни Нолан .
Галерея
[ редактировать ]-
Джозеф Мэллорд Уильям Тернер , Парк в Петворт-Хаусе , ок. 1830 г.
-
Церковь Фредерика Эдвина , Сердце Анд , 1859 год. Церковь была частью американской школы реки Гудзон .
-
Жан-Батист-Камиль Коро , ок. 1867, Виль д'Авре Национальная художественная галерея , Вашингтон, округ Колумбия. Барбизонская школа
-
Винсент Ван Гог , «Звездная ночь» , 1889, Музей современного искусства , Нью-Йорк. Постимпрессионизм
-
Клод Моне , Рукав Сены близ Живерни, 1897. Импрессионисты часто, хотя далеко не всегда, рисовали на пленэре .
-
Исаак Левитан , Над вечным покоем, 1894.
-
«Шотландское нагорье» Генри Бейтса Джоэла 1890-х годов; позднеромантическая викторианской стилизованная интерпретация природы, типичная для живописи .
-
«Указание указаний», Джордж Уиллис-Прайс .
-
Станислав Масловский , польский художник -пейзажист — «Восход луны» , 1884, масло холст , , Национальный музей, Краков , Сукенницкий музей , отдел.
Восточноазиатская традиция
[ редактировать ]Китай
[ редактировать ]Пейзажная живопись была названа «величайшим вкладом Китая в мировое искусство». [ 44 ] и своим особым характером обязан даосской (даосской) традиции в китайской культуре. [ 45 ] Уильям Уотсон отмечает: «Говорили, что роль пейзажного искусства в китайской живописи соответствует роли обнаженной натуры на Западе как темы, неизменной сама по себе, но ставшей средством передачи бесконечных нюансов видения и чувств». [ 46 ]
появляются все более сложные пейзажные фоны для изображения охоты, земледелия или животных Начиная с династии Хань, , причем сохранившиеся примеры в основном представляют собой каменные или глиняные рельефы из гробниц, которые, как предполагается, следуют преобладающим стилям живописи, без сомнения, не отражая полную картину. эффект оригинальных картин. [ 47 ] Точный статус более поздних копий известных произведений известных художников (многие из которых зафиксированы в литературе) до X века неясен. Одним из примеров является знаменитая картина VIII века из императорской коллекции под названием « Император Мин Хуан, путешествующий по Шу» . На нем изображен антураж, едущий по головокружительным горам, типичный для более поздних картин, но он выполнен в полном цвете, «создавая общий узор, почти персидский», что, очевидно, было популярным и модным придворным стилем. [ 48 ]
Решающий переход к монохромному пейзажному стилю, почти лишенному фигур, приписывают Ван Вэю (699–759), известному также как поэт; в основном сохранились только копии его работ. [ 49 ] Начиная с X века, сохраняется все больше оригинальных картин, а лучшие произведения династии Сун (960–1279) Южной школы остаются одними из самых уважаемых в этой непрерывной традиции и по сей день. Китайская традиция ценила картины учёного -любителя-джентльмена , часто также и поэта, выше картин, написанных профессионалами, хотя ситуация была более сложной. [ 50 ] Если они включают в себя какие-либо фигуры, то очень часто это такие люди или мудрецы, созерцающие горы. Известные произведения накопили множество красных «печатей признательности» и часто стихи, добавленные более поздними владельцами - император Цяньлун (1711–1799) был плодовитым автором своих стихов, следуя за более ранними императорами.
Традиция шань-шуй никогда не предназначалась для изображения реальных мест, даже если они были названы в их честь, как в соглашении « Восьми видов» . [ 51 ] Другой стиль, созданный мастерскими профессиональных придворных художников, изображал официальные виды императорских туров и церемоний с упором на детализированные сцены многолюдных городов и грандиозных церемоний с высокой точки зрения. Они были нарисованы на свитках огромной длины яркими цветами (пример ниже).
Китайская скульптура также справляется с трудной задачей создания эффектных трехмерных пейзажей. Существует давняя традиция ценить « наблюдение за камнями» - валуны естественной формы, обычно известняк с берегов горных рек, которому придали фантастические формы, переносились во дворы и сады литераторов. Вероятно, с этим связана традиция вырезания гораздо меньших валунов из нефрита или какого-либо другого полудрагоценного камня в форме горы, включая крошечные фигурки монахов или мудрецов. Китайские сады также приобрели очень сложную эстетику гораздо раньше, чем сады на Западе; Каренсансуи дзен , или японский сухой сад еще -буддизма, больше приближает сад к скульптурному произведению, представляющему весьма абстрактный пейзаж.
-
Ли Чэн ( китайский : 李成 ; пиньинь : Ли Чэн ; Уэйд-Джайлз : Ли Чэн ; 919–967), Пышный лес среди далеких вершин , деталь, Музей провинции Ляонин , Китай 10 века
-
Фан Куан ( китайский : 范寬 ; пиньинь : Фан Куан ; Уэйд-Джайлс : Фан Куан , ок. 960 – ок. 1030), Путешественники среди гор и ручьев (谿山行旅), тушь и легкий цвет на шелке, размеры размером 6¾ x 2½ фута. 11 век, Китай. [ 52 ] Национальный дворец-музей , Тайбэй [ 53 ]
-
Фрагмент ручного свитка « Чистый и удаленный вид на ручьи и горы» , одной из Ся Гуя , Китай, 13 век. самых важных работ
-
Ли Кан , Бамбук и камень ок. 1300 г. н.э., Китай.
-
Тао Чи , Китай, конец 17 века.
-
Тан Инь , Рыбак осенью , 1523 год нашей эры, Китай.
-
Шэнь Чжоу , Поэт на горе ок. 1500. Картина и стихотворение Шэнь Чжоу: «Белые облака опоясывают пояс горы, как пояс, / Каменные ступени поднимаются высоко в пустоту, куда далеко ведет узкая тропа. / Один, опираясь на свой деревенский посох, Я лениво смотрю вдаль. /Моя тоска по нотам флейты находит отклик в шепоте ущелья». [ 54 ]
-
Цай Хан и Цзинь Сяочжу, «Осенние цветы и белые фазаны» , 17 век, Китай.
-
Шитао , Сосновый павильон возле источника , 1675 год, собрание Шанхайского музея , 17 век, Китай.
Япония
[ редактировать ]Японское искусство изначально адаптировало китайские стили, чтобы отразить их интерес к повествовательным темам в искусстве: сцены, действие которых происходит в пейзажах, смешиваются со сценами, показывающими дворцовые или городские сцены, с использованием одной и той же высокой точки обзора, при необходимости срезая крыши. Они появились в очень длинных свитках ямато-э со сценами, иллюстрирующими « Повесть о Гэндзи» и другие сюжеты, в основном датированные XII и XIII веками. Концепция джентльмена-художника-любителя не имела большого резонанса в феодальной Японии, где художники, как правило, были профессионалами, тесно связанными со своим мастером и его школой, а не классическими художниками далекого прошлого, у которых китайские художники обычно черпали свое вдохновение. . [ 55 ] Первоначально картина была полностью цветной, часто яркой, и пейзаж никогда не подавлял фигуры, которые часто были довольно большими.
Сцена из « Жизнеописания священника Иппена», иллюстрированная ниже, взята из свитка, полный размер которого составляет 37,8 × 802,0 см, что является только одним из двенадцати свитков, иллюстрирующих жизнь буддийского монаха ; как и их западные коллеги, монастыри и храмы заказали множество таких работ, и у них было больше шансов на выживание, чем у придворных аналогов. [ 56 ] Еще реже сохранились пейзажные бёбу складные ширмы и подвесные свитки , которые, похоже, распространены в придворных кругах — в « Повести о Гэндзи» есть эпизод, в котором члены двора представляют на конкурс лучшие картины из своих коллекций. Они были ближе к китайскому шань-шуй, но все же были полностью цветными. [ 57 ]
Начиная с 15 века сохранилось гораздо больше чисто пейзажных сюжетов; несколько ключевых художников являются дзен-буддийскими священнослужителями и работали в монохромном стиле с большим упором на мазки в китайской манере. Некоторые школы приняли менее изысканный стиль: меньшие виды делали больший акцент на переднем плане. Тип изображения, который имел непреходящую привлекательность для японских художников и был назван «японским стилем», на самом деле впервые был обнаружен в Китае. Это сочетание одной или нескольких крупных птиц, животных или деревьев на переднем плане, обычно с одной стороны в горизонтальной композиции, с более широким пейзажем за ним, часто покрывающим только часть фона. Более поздние версии этого стиля часто вообще обходились без пейзажного фона.
Стиль укиё-э , развивавшийся с 16 века сначала в живописи, а затем в цветных гравюрах на дереве , которые были дешевыми и широко доступными, первоначально концентрировался на человеческой фигуре, индивидуально и в группах. Но с конца 18-го века пейзажное укиё-э развивалось под руководством Хокусая и Хиросигэ и стало самым известным типом японского ландшафтного искусства. [ 58 ]
-
Тенсё Сюбун , дзен-буддийский монах, один из первых участников возрождения китайского стиля в Японии. Чтение в бамбуковой роще, 1446 год, Япония.
-
Кано Масанобу , основатель школы Кано в 15 веке , которая доминировала в японской живописи кистью до 19 века, Чжоу Маошу, ценящий лотосы , висящий свиток [ 59 ]
-
«Мост в Уби» — знаменитая экранная композиция, встречающаяся во многих версиях XVI и XVII веков, демонстрирующая красочный абстрактный стиль профессиональных художников. [ 60 ] Ямато-э Стиль японской живописи .
-
Сцена из свитка «Жизнеописание священника Иппена ямато-э» , 1299 г.
Персия и Индия
[ редактировать ]Хотя в более раннем искусстве присутствуют некоторые пейзажные элементы, пейзажная традиция персидской миниатюры действительно зарождается в период Ильханидов , в основном под влиянием Китая. Предпочтительна скалистая горная местность, полная животных и растений, которые изображены тщательно и индивидуально, а также скальные образования. Особая условность возвышенной точки зрения, сложившаяся в традиции, заполняет большую часть пространства изображения вертикального формата пейзажем, хотя на небе также обычно изображаются облака, показанные в форме завивки, заимствованной из китайского искусства. Обычно всё увиденное находится достаточно близко к зрителю, а дальних видов мало. Обычно на всех пейзажных изображениях изображены сюжетные сцены с фигурами, но в альбомах есть несколько нарисованных чисто пейзажных сцен.
В индуистской живописи сцены издавна изображались среди пышной растительности, как того требовали многие из изображенных историй. Живопись Великих Моголов сочетала в себе этот и персидский стиль, и в миниатюрах королевских охот часто изображались обширные пейзажи. Популярны сцены, происходящие во время муссонных дождей, с темными облаками и вспышками молний. Позже становится очевидным влияние европейских гравюр.
-
Персидский герой Рустам спит, а его конь Рахш отбивается от льва. Вероятно, раннее произведение султана Мухаммеда , 1515–1520 гг.
-
Праздник Сада , Фолио 22v из Шахнамы Шаха Тахмаспа , Султан Мухаммед , ок. 1525 г.
-
Хосров обнаруживает здесь Ширин, купающуюся в бассейне, любимую сцену 1548 года. Черный поток - это окислившееся серебро.
-
Львиная охота императора Великих Моголов Джахангира , ок. 1615 г., пейзаж в персидском стиле.
-
Джахангир охотится с соколом в сельской местности в западном стиле.
Техники
[ редактировать ]Большинство ранних пейзажей явно являются воображаемыми, хотя с самого начала виды городских пейзажей явно предназначались для изображения реальных городов с разной степенью точности. Для имитации случайности природных форм в изобретенных композициях использовались различные приемы: средневековому совету Ченнино Ченнини копировать рваные скалы с небольших грубых камней, по-видимому, следовали и Пуссен , и Томас Гейнсборо , а Дега копировал формы облаков с поднятого скомканного носового платка. против света. [ 61 ] Система Александра Козенса использовала случайные чернильные кляксы, чтобы придать основную форму придуманного пейзажа, который должен был разработать художник. [ 62 ]
Характерный фоновый вид на Женевское озеро и вершину Ле-Моль в «Чудесном улове рыбы» Конрада Витца (1444 г.) часто упоминается как первый западный сельский пейзаж, на котором изображена конкретная сцена. [ 63 ] Пейзажные этюды Дюрера ясно представляют реальные сцены, которые во многих случаях можно идентифицировать и по крайней мере частично были сделаны на месте; рисунки Фра Бартоломео тоже кажутся явно срисованными с натуры. В законченных работах Дюрера, кажется, обычно используются вымышленные пейзажи, хотя впечатляющий вид с высоты птичьего полета на его гравюре «Немезида» показывает реальный вид в Альпах с дополнительными элементами. Известно, что несколько пейзажистов делали рисунки и акварельные зарисовки с натуры, но свидетельств того, что ранние картины маслом писались на открытом воздухе, ограничено. Братство прерафаэлитов прилагало особые усилия в этом направлении, но только после появления готовых масляных красок в тюбиках в 1870-х годах, а затем и портативного «коробочного мольберта », живопись на пленэре стала широко практиковаться.
Занавес гор позади пейзажа является стандартным для широких римских видов и тем более для китайских пейзажей. В ранних работах обеих традиций небу отведено относительно мало места; китайцы часто использовали туман или облака между горами, а также иногда изображают облака на небе гораздо раньше, чем западные художники, которые изначально преимущественно используют облака как опоры или покровы для божественных фигур или неба. И панно, миниатюры в рукописях обычно имели узорчатое или золотое «небо» или фон над горизонтом примерно до 1400 года, но фрески Джотто и и других итальянских художников уже давно изображали простое голубое небо. Единственный сохранившийся алтарь из Мельхиора Бродерлама , завершенный для Шампмола в 1399 году, имеет золотое небо, населенное не только Богом и ангелами, но и летящей птицей. Прибрежная сцена в «Часах Турина и Милана»: небо затянуто тщательно наблюдаемыми облаками. В гравюрах на дереве большое пустое пространство может привести к провисанию бумаги во время печати, поэтому Дюрер и другие художники часто включают облака или закорючки, изображающие птиц, чтобы избежать этого.
Монохромная китайская традиция с момента своего зарождения использовала тушь на шелке или бумаге, уделяя большое внимание индивидуальному мазку, чтобы обозначить цунь или «морщины» на склонах гор и другие особенности ландшафта. Западная акварель — более тональная техника, даже с заметной прорисовкой .
Связанные пейзажи
[ редактировать ]Традиционно пейзажное искусство изображает поверхность Земли, но существуют и другие виды пейзажей, например, лунные пейзажи .
- Небесные пейзажи или Cloudscapes — это изображения облаков, погодных форм и атмосферных условий.
- Лунные пейзажи показывают пейзаж луны.
- Морские пейзажи изображают океаны или пляжи.
- Речные пейзажи изображают реки или ручьи.
- Городские пейзажи или городские пейзажи изображают города (городские пейзажи).
- Батальные сцены — это подраздел военной живописи , который при изображении сражения издалека помещается в пейзаж, морской пейзаж или даже городской пейзаж.
- Hardscapes вымощены на таких участках, как улицы и тротуары, крупные бизнес-комплексы и жилые комплексы, а также промышленные зоны.
- Воздушные пейзажи изображают поверхность или землю сверху, особенно если смотреть с самолета или космического корабля. (Когда точка обзора находится прямо над головой и смотрит вниз, изображения горизонта или неба, конечно, нет.) Этот жанр можно комбинировать с другими, как, например, с воздушными пейзажами облаков Джорджии О'Киф , воздушными лунными пейзажами Грейвс Нэнси , или воздушные городские пейзажи Ивонн Жакетт .
- Пейзажи — это пейзажные (обычно сюрреалистические или абстрактные ) произведения искусства, которые стремятся передать психоаналитический взгляд на разум как на трехмерное пространство. [Источники этого утверждения см. в статье Inscape (визуальное искусство) .]
- Ведуте — это итальянский термин, обозначающий вид , который обычно используется для обозначения нарисованных пейзажей, часто городских пейзажей, которые были распространенной темой живописи 18-го века.
- Пейзажная фотография
Пейзаж и модернизм
[ редактировать ]-
Альберт Пинкхем Райдер , Морское побережье в лунном свете , 1890, Коллекция Филлипса , Вашингтон, округ Колумбия Протоамериканский модернист, связанный с тонализмом .
-
Василий Кандинский , «Синий всадник» , 1903 год. «Синий всадник» , группа экспрессионистов , действовавшая с 1911 по 1914 год.
-
Анри Матисс , Пейзаж в Коллиуре , 1905, Музей современного искусства , Нью-Йорк. Фовизм — модернистское движение в Париже, действовавшее с 1900 по 1907 год.
-
Андре Дерен , 1905, «Сохнут паруса» , холст, масло, 82×101 см, ГМИИ , Москва. Выставлен на Осеннем салоне 1905 года.
-
Жан Метцингер , 1906, Coucher de Soleil no. 1 (Пейзаж) , холст, масло, 72,5 × 100 см, Рейксмузеум Креллер-Мюллер , Оттерло, Нидерланды
-
Пабло Пикассо , 1908, Пейзаж с двумя фигурами (Пейзаж с двумя фигурами) , холст, масло, 60 х 73 см, Музей Пикассо, Париж
-
Эрнст Людвиг Кирхнер , «Обнаженные играющие люди» , 1910 год. Die Brücke , группа экспрессионистов, действующая после 1905 года.
-
Альбер Глез , 1911, Ле Шемен, Пейзаж в Медоне, Пейзаж с характером , холст, масло, 146,4 × 114,4 см. Украден нацистскими оккупантами из дома коллекционера Альфонса Канна во время Второй мировой войны.
Движения ландшафтного искусства
[ редактировать ]Восточноазиатский
[ редактировать ]- Китай
- Южная школа , 8–16 вв., также известная как литературная школа.
- Четыре мастера династии Юань
- Четыре мастера династии Мин
- Шесть мастеров раннего периода Цин , включая Четыре Вана.
- Япония - часто династическая
- Школа Тоса 14-15-19 веков.
- Школа Кано 15-19 веков
- Школа Хасэгава, середина 16 - начало 18 века.
- Нанга («Южная живопись») , профессионалы периода Эдо под влиянием живописи китайских литераторов - 17-19 веков.
Западный
[ редактировать ]- До 19 века
- Дунайская школа
- 19 и 20 века
- Американская школа Барбизона
- Американский импрессионизм
- Амстердам Импрессионизм
- Барбизонская школа
- Дюссельдорфская школа живописи.
- Возрождение офорта
- фовизм
- Группа семи (Канада)
- Гаагская школа
- Гейдельбергская школа (Австралия)
- Группа Хузье
- Школа реки Гудзон
- Импрессионизм
- Люминизм (американский)
- Люминизм (Импрессионизм)
- Маккиайоли
- Неоимпрессионизм
- Нориджская школа
- Peredvizhniki
- Школа Понт-Авен
- Постимпрессионизм
- Братство прерафаэлитов
- Десять
- Тонализм
- Искусство Белой горы
- Лэнд-арт
См. также
[ редактировать ]- Клод стекло
- Ландшафтная архитектура
- Погодная солнечная панель
- Изобразительное искусство
- Небоскреб
- Категория:Пейзажи
Примечания
[ редактировать ]- ^ «Пейзажи, от классики до современной учебной программы (образование в Гетти)» . www.getty.edu . Проверено 8 июня 2023 г.
- ^ Британская библиотека, Топографические коллекции: обзор. Архивировано 21 июля 2010 г. в Wayback Machine .
- ^ Британская библиотека, Топографические гравюры и рисунки: словарь терминов. Архивировано 12 июля 2010 г. в Wayback Machine .
- ^ ОЭД "Пейзаж".
- ^ 1632, Джон Мильтон в «Аллегро» - самый ранний, цитируемый OED.
- ^ Слово «scaef» происходит от древнеанглийского слова «sceppan», что означает «придавать форму». ООД «Пейзаж», Ингольд, 126; Джексон, 156 лет; Рост и Уилсон, 2–3. Дополнительную информацию и ссылки см. В разделе «Этимология» журнала «Пейзаж» .
- ^ Хонор и Флеминг, 53. Единственный очень полный пример, « Весенняя фреска» , сейчас находится в Национальном археологическом музее в Афинах , но есть и несколько других, содержащих только фигурки животных, сохранившихся во фрагментах.
- ^ Хонор и Флеминг, 150–151.
- ^ Основная тема как Сикмана, так и Пейна. См., например, Зикмана, стр. 132–133, 182–186, 203–204, 319, 352–356 и Пейна, стр. 160–168, 235–243.
- ^ Кларк, 17–18.
- ^ Кларк, 23-4; образ , другой
- ↑ Сейчас перенесен в Палаццо Массимо ; Изображения Commons. Архивировано 12 августа 2012 г. на Wayback Machine.
- ^ Пейзаж в западной живописи, Институт искусств Миннеаполиса. Архивировано 25 июля 2009 г. в Wayback Machine, получено 20 февраля 2010 г.
- ^ Кларк, 31-2
- ^ Кларк, 34–37.
- ^ Хонор и Флеминг, 357, полную информацию см. Вуд.
- ^ Эйнсворт, Мэриан Винн и др., От Ван Эйка до Брейгеля: ранние нидерландские картины в Метрополитен-музее , с. 302, 323; 2009, Метрополитен-музей, 2009. ISBN 0-8709-9870-6 , книги Google
- ^ См., например, пейзажные работы Барента Гаэля и Якоба ван дер Ульфта , чьи пейзажи в итальянском стиле представляли собой шаблонные копии, иногда с гравюр.
- ^ Сильвер, с. 6-7
- ↑ Пуссен и героический пейзаж. Архивировано 28 сентября 2011 г. в Wikiwix Джозефом Феланом, получено 17 декабря 2009 г.
- ^ Кларк, Глава 4
- ^ См. работы Виллема ван де Вельде Младшего , Хухтенбурга и Паувелса ван Хиллегерта.
- ^ См. работу Арта ван дер Нера.
- ^ См. работы Жака ван Артуа.
- ^ См. работы Адриана ван Остаде.
- ^ См. работу Руланта Рогмана.
- ↑ Руины Эгмондского аббатства были популярны на протяжении столетия.
- ^ Сливы 17
- ^ Райтлингер, 74–75, 85–87.
- ^ Современные художники , том третий, «О новизне пейзажа».
- ^ Кларк, 15–16.
- ^ Уилтон и Лайлс, 11–28, 28, цитируется.
- ^ Обо всем этом см. Wilton & Lyles.
- ^ (На польском языке ): Мацей Масловский : Максимилиан Герымский и его время (Максимилиан Герымский и его времена), Варшава, 1970, изд. «ПИВ» ( Национальный издательский институт , 2-е издание – 1976 г.)
- ^ (На польском языке ): Мацей Масловский : Жизнь художника Юзефа Хелмоньского (Жизнь художника Юзефа Хелмонского), Варшава, 1965, изд. «ПИВ» (изд. Национального издательского института, 2-е издание – 1972 г.); (На польском языке ): Мацей Масловский : Юзеф Хелмонский, Варшава, 1973, изд. «Аурига» – Издательство Искусство и Кино.
- ^ (На польском языке ): Масловский М. [ред.]: Станислав Масловский - Материалы для биографии и работы, Вроцлав , 1957;
- ^ Прадо., Музей (1996). Музей Прадо: [коллекция картин] . Беттаньо, Алессандро. [Испания?]: Фонд Меркатора. ISBN 9061533716 . ОСЛК 38061864 .
- ^ Испанская литература. Текущие дебаты по латиноамериканству . Фостер, Дэвид Уильям, Альтамиранда, Дэниел, Уриосте-Аскорра, Кармен. Нью-Йорк: Паб Garland. 2001. ISBN 0815335628 . OCLC 45223599 .
{{cite book}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ Испания за пределами Испании: современность, история литературы и национальная идентичность . Эппс, Брэдли С., Фернандес Сифуэнтес, Луис. Льюисбург [Пенсильвания]: Издательство Бакнеллского университета. 2005. ISBN 0838755836 . OCLC 56617356 .
{{cite book}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ Келли, Франклин (1989). Черч Фредерика Эдвина (PDF) . Вашингтон: Национальная галерея искусств. п. 32. ISBN 0-89468-136-2 .
- ^ «Пейзажи» в Virtual Vault. Архивировано 12 марта 2016 г. на Wayback Machine , онлайн-выставке канадского исторического искусства в Библиотеке и архивах Канады.
- ^ Сено, Александра А. (2 ноября 2010 г.). « Река мудрости» — самый популярный билет Гонконга» . Уолл Стрит Джорнал . Архивировано из оригинала 9 июля 2017 г.
- ^ Больной, 219–220.
- ^ Больной, 182
- ^ Больной, 54–55.
- ^ Уотсон, 72 года.
- ^ Сикман, 82–84 и 186.
- ^ Сикман, 182–183. п. 182 цитируется.
- ^ Сикман, 184–186, и стр. 203
- ^ Больной, 304–305.
- ↑ Художественный музей Принстонского университета. Архивировано 2 июля 2011 г. в Wayback Machine Ван Хун (действ. около 1131–1161 гг.), Восемь видов на реки Сяо и Сян (Сяо-Сян ба цзин)
- ^ Эбри, Кембриджская иллюстрированная история Китая , 162.
- ^ Лю, 50.
- ^ Больной, 322.
- ^ Пейн, 20–21.
- ^ Пейн, 153–154.
- ^ Пейн, 107–108.
- ^ Пейн, 269–272.
- ^ Пирс, 177–182.
- ^ Уотсон, 42 года.
- ^ Кларк, 26 лет.
- ^ «Искусство пейзажа Колорадо» . 9 августа 2007 г. Архивировано из оригинала 23 сентября 2015 г. Проверено 4 сентября 2015 г. The Denver Post Пейзажная живопись, Искусство пейзажа Колорадо
- ^ Кларк, 34 года.
Ссылки
[ редактировать ]- Кларк, сэр Кеннет , «Пейзаж в искусстве» , 1949, ссылки на страницы издания Penguin 1961 года.
- Дрейкаузен, Маргрет, «Восприятие с воздуха: Земля, как она видится с самолетов и космических кораблей, и ее влияние на современное искусство» (Associated University Press: Крэнбери, Нью-Джерси; Лондон; Миссиссага, Онтарио: 1985) ISBN 0-87982-040-3
- Рост, Пол Эрлинг Уилсон, Крис, Повседневная Америка: исследования культурного ландшафта после Дж. Б. Джексона , 2003, University of California Press, ISBN 0520229614 , 9780520229617, книги Google
- Хью Хонор и Джон Флеминг, Всемирная история искусства, 1-е изд. Издания 1982 года и более поздние, Macmillan, Лондон, ссылки на страницы Macmillan 1984 года, 1-е изд. мягкая обложка. ISBN 0-333-37185-2
- Ингольд, Тим , «Быть живым», 2011, Рутледж, Абингдон
- Джексон, Джон Б., «Само слово», в «Читатель культурной географии» , ред. Тим Оукс, Патриция Линн Прайс, 2008, Рутледж, ISBN 1134113161 , 9781134113163
- Пейн, Роберт Трит, в: Пейн, RT и Сопер А, «Искусство и архитектура Японии», История искусства Пеликана, 3-е изд. 1981 г., Пингвин (ныне Йельская история искусства), ISBN 0-14-056108-0
- Плешу, Андрей, Живописность и меланхолия: анализ чувства природы в европейской культуре , Somogy éditions d'art, 2007.
- Райтлингер, Джеральд ; Экономика вкуса, Том I: Взлет и падение цен на картины 1760–1960 , Барри и Роклифф, Лондон, 1961.
- Сикман, Лоуренс, в: Sickman L & Soper A, «Искусство и архитектура Китая», «История искусства Пеликана», 3-е изд. 1971 г., Penguin (ныне Йельская история искусства), LOC 70-125675.
- Сильвер, Ларри, Крестьянские сцены и пейзажи: рост живописных жанров на арт-рынке Антверпена , University of Pennsylvania Press, 2012
- Слайв, Сеймур; Хотинк, Хендрик Рихард, «Якоб ван Рейсдал» (Abbeville Press: Нью-Йорк: 1981). ISBN 978-0-89659-226-1
- Virtual Vault , онлайн-выставка канадского исторического искусства в Библиотеке и архивах Канады.
- Уилтон, Эндрю; Ти Джей Бэрринджер; Тейт Британия (Галерея); Пенсильванская академия изящных искусств .; Институт искусств Миннеаполиса. Американское возвышенное: пейзажная живопись в Соединенных Штатах, 1820–1880 ( Принстон, Нью-Джерси : Princeton University Press, 2002)
- Уотсон, Уильям , Стиль в искусстве Китая , 1974, Пингвин, ISBN 0140218637
- Уотсон, Уильям, Великая японская выставка: искусство периода Эдо 1600–1868 , 1981, Королевская академия художеств / Вайденфельд и Николсон.
- Эндрю Уилтон и Энн Лайлс, Великий век британской акварели, 1750–1880 , 1993, Престель, ISBN 3791312545
- Кристофер С. Вуд , Альбрехт Альтдорфер и истоки ландшафта, 1993, Reaction Books, Лондон, ISBN 0-948462-46-9
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Американский рай: мир школы реки Гудзон . Нью-Йорк: Метрополитен-музей. 1987. ISBN 9780870994968 .
- Бюттнер, Нильс. «Пейзажная живопись. История», Нью/Йорк/Лондон, 2006 г.
- Фонг, Вэнь С.; и др. (2008). Пейзажи ясные и сияющие: искусство Ван Хуэя (1632–1717) . Нью-Йорк: Метрополитен-музей. ISBN 9781588392916 .
- Пейзаж в американском искусстве двадцатого века , Избранное из Метрополитен-музея , Риццоли, Нью-Йорк, 1991, ISBN 0-8478-1303-7 . Введение Роберта Розенблюма и эссе Лоури Стоукса Симса и Лизы Мессингер. [1]
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с пейзажной живописью, на Викискладе?
- История европейской пейзажной живописи , из Национальной галереи искусств.