Jump to content

Йохан Кристиан Даль

(Перенаправлено с JC Dahl )
Йохан Кристиан Даль
Портрет Йохана Кристиана Даля ,
Карл Кристиан Фогель фон Фогельштейн , 1823 г.
Рожденный
Йохан Кристиан Клауссен Даль

( 1788-02-24 ) 24 февраля 1788 г.
Умер 14 октября 1857 г. (1857-10-14) (69 лет)
Национальность норвежский
Известный Норвежская пейзажная живопись
Движение Норвежский романтический национализм , немецкий романтизм
Награды

Йохан Кристиан Клауссен Даль (24 февраля 1788 – 14 октября 1857), часто известный как JC Dahl или IC Dahl , был датско- норвежским художником, который считается первым великим художником-романтиком в Норвегии , основателем «золотого века» норвежского искусства. рисование. [1] Его часто называют «отцом норвежской пейзажной живописи». [2] и считается первым норвежским художником, достигшим уровня художественных достижений, сравнимого с уровнем, достигнутым величайшими европейскими художниками того времени. Он также был первым, кто приобрел подлинную известность и культурную известность за рубежом. [3] Как выразился один критик, «Й. К. Даль занимает центральное место в норвежской художественной жизни первой половины XIX века. [4]

Хотя Даль провел большую часть своей жизни за пределами Норвегии, его любовь к своей стране очевидна в мотивах, которые он выбирал для своих картин, и в его выдающихся усилиях в интересах норвежской культуры в целом. Например, он сыграл ключевую роль в основании Норвежской национальной галереи и ряда других крупных художественных учреждений Норвегии, а также в сохранении норвежских деревянных церквей и реставрации собора Нидарос в Тронхейме и крепости Бергенхус в Берген.

Ранний период жизни

[ редактировать ]
Замок Фредериксборг во время приближающейся бури , 1814 год.
Вид на Свиноуйсьце

Даль происходил из простой семьи – его отец был скромным рыбаком в Бергене, Норвегия – и позже он с горечью вспоминал свою молодость. Он сожалел, что в детстве у него так и не было «настоящего учителя», и, несмотря на все свои впечатляющие успехи, считал, что, если бы ему повезло больше при рождении, он добился бы даже большего, чем имел. [ нужна ссылка ]

Время в Бергене

[ редактировать ]
Портрет Дж. К. Даля
Кристиан Альбрехт Йенсен
(около 1815 г.)

В детстве Даль получил образование у отзывчивого наставника в Бергенском соборе , который сначала подумал, что из этого способного ученика получится хороший священник, но затем, признав его удивительно рано развитые художественные способности, организовал для него обучение как художника. С 1803 по 1809 год Даль учился у художника Йохана Георга Мюллера [ нет ] , чья мастерская была в то время самой важной в Бергене. Тем не менее, Даль вспоминал своего учителя как человека, который держал его в неведении, чтобы эксплуатировать его, заставляя работать над созданием театральных декораций, портретов и видов Бергена и его окрестностей. Другой наставник, Лайдер Саген , показал начинающему художнику книги об искусстве и пробудил в нем интерес к историко-патриотической тематике. Именно Саген собрал коллекцию, которая позволила Далю поехать в 1811 году в Копенгаген, чтобы завершить образование в тамошней академии.

Не менее важным, чем обучение Даля в академии в Копенгагене, был его опыт пребывания в сельской местности и в городских коллекциях произведений искусства. В 1812 году он писал Сагену, что художниками-пейзажистами, которым он больше всего хотел подражать, были Рейсдал и Эвердинген , и по этой причине он изучал «прежде всего природу». великой пейзажной традиции, но он также хотел быть максимально верным самой природе.

Даль считал, что пейзажная живопись должна не просто изображать конкретный вид, но также должна что-то говорить о природе и характере земли – о величии ее прошлого, а также о жизни и творчестве ее нынешних жителей. Настроение часто было идиллическим, часто меланхоличным. Когда он добавлял снег в пейзаж, который рисовал летом, он не хотел показать свет и цвета снега; это было использование снега как символа смерти. Как выразился один критик: «В отличие от радикально романтических работ, появившихся в то время, Даль смягчает свой пейзаж, привнося элементы жанровой живописи, наполняя его анекдотическим материалом: дом охотника на заснеженном поле». Благодаря рекомендациям Сагена и своему личному обаянию Даль вскоре получил доступ к ведущим светским кругам Копенгагена. [5]

Даль принимал участие в ежегодных художественных выставках в Копенгагене, начиная с 1812 года, но настоящий прорыв случился в 1815 году, когда он выставил не менее 13 картин. Принц Кристиан Фредерик Датский, который рано проявил интерес к художественному гению Даля и позаботился о том, чтобы его работы были приобретены для королевской коллекции, стал другом и покровителем художника на всю жизнь. [3]

Мегалитическая гробница зимой , 1824–1825 гг., вдохновленная другом художника Каспаром Давидом Фридрихом .

В 1816 году К.В. Эккерсберг вернулся из-за границы со своими картинами римского декора; Даль сразу впечатлился, и они стали хорошими друзьями и обменялись фотографиями. Картина Даля 1817 года «Den Store Kro i Fredensborg» положила начало его творчеству на протяжении всей жизни, изображающему естественные сюжеты.

После успеха в Копенгагене Даль понял, что хочет жить как независимый, самостоятельный художник. Одна из проблем, стоящих перед ним, заключалась в том, что академические предпочтения того времени отдавались историческим картинам с моральным посланием. Пейзажи считались низшим видом искусства, а может быть, даже и вовсе не искусством, а чисто механическим подражанием природе. Единственными пейзажами, которые можно было считать искусством, по мнению академии, были идеальные, воображаемые пейзажи в пасторальном или героическом стилях. В соответствии с этим господствующим вкусом Даль пытался придать своим датским темам определенный атмосферный характер, чтобы поднять их над тем, что считалось чисто коммерческим уровнем. Но в то же время его самым сокровенным желанием было дать более точную картину норвежской природы, чем предлагали старомодные сухие картины Хааса и Лоренцена . Частично это желание было мотивировано тоской по дому и патриотизмом, но оно также соответствовало вкусам тогдашней публики к «живописным» произведениям.

За границей в Дрездене

[ редактировать ]
Семья Науверк , 1819, Национальная художественная галерея . Нарисовано во время пребывания художника в Дрездене.

Даль отправился в Дрезден в сентябре 1818 года. Он прибыл, знакомясь с ведущими горожанами города и крупными художниками, такими как Каспар Давид Фридрих , который помог ему обосноваться там и стал его близким другом. [3] Один критик написал: «Неподвижные, тщательно выполненные пейзажи Фридриха — произведения искусства, основанные на его строгом протестантском воспитании и поиске божественного в природе — были заслуженно известны к тому времени, когда он и Даль познакомились. Мы можем видеть его Картина «Двое мужчин, созерцающих луну» (1819), которая входит в число его величайших работ, представляет собой две «Рюкфигурены», или фигуры, увиденные сзади, торжественно и дружелюбно смотрящие на молодой серп луны с опушки старого леса «Грейфсвальд в лунном свете». (1816–17) изображено место рождения художника в Померании , на берегу Балтийского моря: залитый ровным, прозрачным лунным светом, старинный университетский городок принимает почти неземной вид». [6] [7]

Фридрих был на четырнадцать лет старше Даля и был признанным художником, но они нашли друг в друге общую любовь к природе и общий энтузиазм по поводу способа изображения природы, основанного на изучении самой природы, а не на академических клише, которые они оба глубоко презирались. Один писатель выразил это так: «Теплый и общительный персонаж, он вскоре встретил и подружился с более замкнутым и замкнутым Фридрихом, записав, как однажды они вместе гуляли в парке Грёссер-Гартен среди «множества прекрасных деревьев разных видов». , и луна выглядела прекрасно за темными елями». [6]

Вместе с Фридрихом и Карлом Густавом Карусами Даль стал одним из дрезденских художников того периода, оказавших решающее влияние на немецкую романтическую живопись. [4]

В Дрездене, как и в Копенгагене, Даль путешествовал по окрестностям, рисуя предметы, которые могли бы ему пригодиться в более крупных работах, которые позже будут написаны в его ателье. В 1818 году он писал принцу Кристиану Фредерику, что «более всего я представляю природу во всей ее свободе и дикости». Даль нашел в окрестностях Дрездена достаточно материала, чтобы создать мотивы для своих картин, но продолжал писать воображаемые пейзажи с лесами, горами и водопадами. Одна такая картина, завершенная в 1819 году, под названием Norsk fjellandskap med elv («Горный норвежский пейзаж с рекой»), привлекла большое внимание молодых художников, которые считали поразительную естественность картины глотком свежего воздуха на застойной художественной сцене Дрездена. Еще одна монументальная картина. Картина с водопадом, завершенная в следующем году, была удостоена похвал критиком Кунстблатта, который сказал, что Даль был больше, чем Якоб ван Рейсдал, которого приняли в Дрезденскую академию в 1820 году.

За границей в Италии

[ редактировать ]
Кораблекрушение у берегов Норвегии , 1832 год.

Принц Кристиан Фредерик написал Далю в 1820 году из Италии и пригласил его присоединиться к нему в Неаполитанском заливе. Даль в то время ухаживал за молодой женщиной по имени Эмили фон Блох , но чувствовал, что должен принять предложение принца, поэтому быстро женился на Эмили и на следующий день отправился в Италию. В итоге он провел 10 месяцев в Италии. Хотя он скучал по своей невесте, это пребывание стало решающим фактором в его художественном развитии. Именно в Италии , с ее ярким южным светом, искусство Даля по-настоящему расцвело. Это заставило его видеть природу просто, без посредничества изображений света и цвета старых мастеров.

Даль отправился в Рим в феврале 1821 года. Он провел много времени, посещая музеи, встречаясь с другими художниками и рисуя картины на продажу. Помимо живописи достопримечательностей Рима и картин Неаполитанского залива , он писал пейзажи, вдохновленные горами Норвегии . Даль сказал, что только в Риме он по-настоящему оценил норвежскую природу. В июне 1821 года Даль вернулся на север, к Эмилии, к спокойной семейной жизни и живописи.

Йохан Кристиан Даль, Вид на Везувий со стороны Кизисаны , 1820, Национальный музей, Стокгольм

Даль быстро стал членом ведущих кружков Дрездена поэтов, художников и ученых, среди них был археолог К. А. Беттигер , издатель Artistisches Notizenblatt , который опубликовал крупную статью о Дале в 1822 году.

Наставничество

[ редактировать ]
Вид из Штальхейма , 1842 год.

Будучи членом академии, Даль всегда посвящал свое время молодым художникам, которые его искали. В 1824 году он и Фридрих были названы «экстраординарными профессорами», не имевшими кафедры, но получавшими регулярную зарплату. В 1823 году Даль переехал к Фридриху, так что многие из его учеников, такие как Кнуд Бааде , Педер Балке и Томас Фернли , испытали одинаковое влияние обоих художников. «Задолго до их встречи, — пишет один критик, — Даль также нарисовал несколько «лунных лучей» и, путешествуя по Европе, он был в Неаполитанском заливе в 1821 году, когда действовал Везувий. Здесь он написал «Лодки на Пляж недалеко от Неаполя, где рыболовные суда стоят на якоре в спокойных, мерцающих водах, а позади дымятся и пылают две горные вершины. Как и следовало ожидать, после того, как началось его тесное общение с Фридрихом (с 1823 года обе семьи жили в одном доме в Дрездене) он находился под его значительным влиянием, но вскоре возобладал его собственный, более спонтанный и живописный стиль. Клиенты иногда заказывали картины у них обоих: спокойную прибрежную сцену Фридриха в сочетании с более бурным сюжетом Даля». [6]

Даль никогда не формировал вокруг себя «школу», а предпочитал, чтобы его ученики развивали свой собственный стиль; попытки подавить индивидуальность своих учеников противоречили его принципам и уважению к свободе творчества. Именно этот импульс к индивидуальности позже заставил его отказаться от предложения постоянной кафедры в академии – он не хотел чувствовать себя обязанным приходить на занятия, когда был занят работой над картиной.

Вид на Дрезден при лунном свете

Даль продолжал свои исследования природы в окрестностях Дрездена, когда у него было время, или в длительных поездках, которые давали ему темы для его картин. Но чаще всего он рисовал вид Эльбы за окнами при разном освещении. Как и Джон Констебл , Даль чувствовал, что небо является важной частью пейзажной живописи, и ему никогда не надоело наблюдать, как облака движутся по плоской равнине. [3] Один критик сравнил две картины Фридриха и Даля: «В... картине Даля «Мать и дитя у моря» есть отголоски «Женщины у моря» Фридриха (1818). Тогда как в работе Фридриха женщина, одетая для ветреная погода сидит, праздно наблюдая, как мимо проплывают пять рыбацких лодок, на картине Даля, кажется, есть более личная нотка, с отголосками его собственного воспитания в мореплавательском сообществе, поскольку мать и маленький ребенок с нетерпением ждут возвращения маленького корабля из море». [6] Тот же критик написал об одной из своих картин Дрездена: «Даль также отметил великолепные здания в стиле барокко своего приемного города, а версия его « Вид Дрездена при лунном свете » (1838) приехала из Национального музея искусства и архитектуры, и дизайн в Осло. На этой небольшой картине размером всего 18,5 x 34,5 см (7¼ x 13½ дюйма) изображен купол Фрауэнкирхе и башня Хофкирхе, доминирующие над горизонтом, сочетание серебра и темно-синего цвета, придающее ему прекрасную жемчужину; -подобный эффект вместе с определенной элегичностью, возможно, свидетельствует о осознании художником того, что его долгая дружба с Фридрихом близится к концу». [6]

Вернуться домой

[ редактировать ]
Грозовая атмосфера под Дрезденом , 1830 год.

Как писал Даль в 1828 году директору Дрезденской академии, он находил территорию вокруг Дрездена полезной для изучения природы, но «настоящей вещи» всегда не хватало; это было то, что он мог найти только на своей горной родине. Он считал себя «более скандинавским художником» с «любовью к морским побережьям, горам, водопадам, парусникам и картинам моря при дневном и лунном свете». Ему очень хотелось вернуться в Норвегию, но только в 1826 году он смог совершить путешествие домой.

Последующие поездки в Норвегию он совершал в 1834, 1839, 1844 и 1850 годах, в основном исследуя и рисуя горы, что привело к созданию монументальных работ «Фортундален» (1836 г.) и «Стальхейм» (1842 г.). [3] Во время своих визитов в Норвегию он получил «восторженный прием как известный художник».

Критик отмечает поздние стилистические изменения Даля: «В его позднем «Фьорде на закате » (1850), основанном на более ранних исследованиях, свободные и смелые мазки изображают затянутое облаками небо и изломанную поверхность воды. Здесь он отошел далеко от чистота и интенсивность творчества Фридриха». [6]

Дальнейшая жизнь

В 1827 году Эмили Даль умерла при родах, родив четвертого ребенка, а два года спустя двое старших детей умерли от скарлатины. В январе 1830 года Даль женился на своей ученице Амалии фон Бассевиц , но она тоже умерла при родах в декабре того же года. Даль был раздавлен, и прошло много месяцев, прежде чем он снова смог рисовать. Несколько лет спустя этот младший ребенок также умер, оставив Даля с двумя выжившими детьми, Зигвальдом и Кэролайн, которые вышли замуж за норвежского министра Андерса Сандё Эрстеда Булла в 1848 году.

Копенгагенская гавань при лунном свете , 1846 год.

Поездка Даля в Норвегию в 1850 году стала для него последней. Он постарел и ослабел, но продолжал писать пейзажи в горах. Результатом этого последнего путешествия на родину стало создание нескольких великолепных работ, в том числе «Måbødalen» , «Fra Stugunøset» и «Hjelle i Valdres» .

Даль был одним из отцов-основателей Национальной галереи Норвегии (по-норвежски: Nasjonalgalleriet), ныне Национального музея искусства, архитектуры и дизайна, и подарил этому учреждению свою собственную коллекцию произведений искусства.

Йохан Кристиан Даль Фредериксхольм Chanel
Статуя Дж. К. Даля работы Амброзии Тоннесен (1902 г.)

Даль умер после непродолжительной болезни и был похоронен 17 октября 1857 года в Дрездене. была установлена ​​статуя Даля работы норвежского скульптора Амброзии Тоннесен В 1902 году на фасаде Музея декоративного искусства Западной Норвегии в Бергене (1859–1948). В 1934 году его останки были перевезены обратно в Норвегию и захоронены на кладбище церкви Св. Якоба (Sankt Jakob kirke) в Бергене. [8]

Й. К. Даль занимает центральное место в норвежской художественной жизни первой половины XIX века. Его романтическая, но натуралистическая интерпретация норвежских пейзажей вызвала большое восхищение как в Норвегии, так и на европейском континенте, особенно в Дании и Германии.

Даль имел орден Васы и орден Святого Олафа, пожалованные ему королем Норвегии и Швеции . Он также получил орден Даннеброга из Дании . Эти три награды свидетельствуют о его исключительном культурном влиянии на всю Скандинавию. [3]

Известные работы

[ редактировать ]

Многие из его работ можно увидеть в Дрездене, особенно большую картину под названием « Норвегия и буря на море» . [9] Бергенский художественный музей в Бергене, Норвегия, содержит несколько его наиболее выдающихся работ. [ по мнению кого? ] произведения, в том числе Måbødalen (1851), Fra Stedje i Sogn (1836), Hjelle i Valdres (1850), Lysekloster (1827), Stedje i Sogn (1836) и Bjerk i Storm (1849).

Национальный музей искусства, архитектуры и дизайна - Национальная галерея в Осло имеет большую коллекцию его работ, в том числе «Зима на Согне-фьорде» (1827 г.), «Кастелламмаре» (1828 г.), «Кораблекрушение на норвежском побережье » (1832 г.), «Хеллефосс» (1838 г.). , Из Сталхейма (1842 г.), Из Фортундалена (1842 г.) и Стугуносета на Филефьеле (1851 г.). [10] Значительные работы [ по мнению кого? ] (с названиями на норвежском языке) включают следующее:

  • Замок Фредериксборг (1817 г.)
  • Извержение Везувия (1826 г.)
  • Зима в Согне-фьорде (1827 г.)
  • Кастелламмаре (1828 г.)
  • Кораблекрушение у норвежского побережья (1832 г.)
  • Из Стедже и прихода (1836 г.)
  • Хеллефосс (1838)
  • Сталхейм (1842 г.)
  • Из Фортундалена (1842)
  • Береза ​​в бурю (1849)
  • Хьелле в Вальдресе (1850 г.)
  • Стугуносет на Филефьеле (1851 г.)
  • Мободален (1851)
  1. ^ «ИК Даль» . Интернет-база данных . НРК . Проверено 17 февраля 2012 г.
  2. ^ Хаверкамп, Фроде. Ханс Фредрик Гуде: От национального романтизма к реализму в пейзаже (на норвежском языке). пер. Джоан Фуглесанг.
  3. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Банг, Мари. «Йохан Кристиан Даль» . Интернет-база данных . СНЛ . Проверено 17 февраля 2012 г.
  4. ^ Перейти обратно: а б «Йохан Кристиан Даль» . Синопсис . Блог «Искусство ландшафта». 20 января 2010 г. Проверено 17 февраля 2012 г.
  5. ^ Ледербель, Томас. "Йохан Кристиан Даль (1788-1857) Зимний пейзаж. Под Вординбургом 1827" . Интернет-статья . Статенский музей. Архивировано из оригинала 27 апреля 2012 г. Проверено 17 февраля 2012 г.
  6. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Король, Аверил. «Восход луны над Европой. Дж. К. Даль и романтический пейзаж» .
  7. ^ «Йохан Кристиан Даль» . Большая норвежская энциклопедия . 25 февраля 2020 г.
  8. ^ «- Перманентен: Музей декоративного искусства Западной Норвегии» . Архивировано из оригинала 10 января 2011 г. Проверено 13 апреля 2011 г.
  9. ^  Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Даль, Иоганн Кристиан ». Британская энциклопедия . Том. 7 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 731.
  10. ^ «Бергенский художественный музей – Вестландет» . Архивировано из оригинала 16 октября 2007 г. Проверено 7 июня 2009 г.

Источники

[ редактировать ]
  • Обер, Андреас (1893) профессор Даль. Частичка истории искусства и культуры столетия
  • Обер, Андреас (1894) Норвежское чувство природы и профессор Даль. Его искусство и его место в развитии века
  • Обер, Андреас (1920) Художник Йохан Кристиан Даль. Частица искусства и истории культуры прошлого века.
  • Банг, Мари Лёдруп (1988) Йохан Кристиан Даль 1788-1857: Жизнь и творчество, том 1-3 (издание издательства Скандинавского университета)
  • Хейльманн, Кристоф (1988) Йохан Кристиан Даль. 1788-1857 Новая пинакотека Мюнхена-1988-1989 (издание Липпа)
[ редактировать ]

СМИ, связанные с Йоханом Кристианом Клаузеном Далем, на Викискладе?

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 32a35f20e5e10dc5b865274758a7c5c7__1715980740
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/32/c7/32a35f20e5e10dc5b865274758a7c5c7.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Johan Christian Dahl - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)