Jump to content

Lockheed F-117 Nighthawk

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.
(Перенаправлен с Lockheed YF-117A Nighthawk )

F-117 Nighthawk
Вид на верхнюю часть углового банкинга самолетов, летая через горную хребет
F-117 летит над горами в Неваде в 2002 году
Общая информация
Тип Стелс атакует самолеты [ 1 ]
Национальное происхождение Соединенные Штаты
Производитель Lockheed Corporation
Статус Используется в качестве тренировочного самолета с 2024 года
Основной пользователь ВВС США
Номер построен 64 (5 YF-117AS, 59 F-117AS)
История
Дата введения Октябрь 1983 ; 40 лет назад ( 1983-10 ) [ 2 ]
Первый полет 18 июня 1981 г .; 43 года назад ( 1981-06-18 )
Разработан из Lockheed имеет синий

LockHeed F-117 Nighthawk -это вышедший на пенсию американский одноместный одноместный, дозвуковой двумя двигателями атаку с , разработанный отделом Скунс , -Скунк и управляется ВВС США (ВВС США). Это был первый операционный самолет, разработанный с помощью технологии Stealth .

Работа над тем, что станет F-117, была начата в 1970-х годах как средство противодействия все более сложным советским ракетам поверхности-воздуха (SAMS). В течение 1976 года Агентство Advanced Research Projects (DARPA) выпустило Lockheed с контрактом на создание демонстратора Have Blue Technology, тестовые данные, из которых подтвердили концепцию. 1 ноября 1978 года было решено продолжить программу разработки F-117. Всего будет произведено пять прототипов; Первый из которых совершил свой первый полет в 1981 году на озере Грум, штат Невада . Первый производственный F-117 был доставлен в 1982 году, и его первоначальная эксплуатационная возможность была достигнута в октябре 1983 года. Все самолеты первоначально базировались в аэропорту Tonopah Test Lange , штат Невада.

форма самолета Опаленная (изготовленная из двумерных плоских поверхностей) в значительной степени способствует его относительно низкому радарному сечению около 0,001 м. 2 (0,0108 кв. Футов). Чтобы свести к минимуму свою инфракрасную подпись , он имеет некруглую хвостовую трубу , которая смешивает горячую выхлоп с прохладным окружающим воздухом и не хватает запорослей ; Он также ограничен дозвуковыми скоростями, так как нарушение звукового барьера даст очевидный звуковой бум , который увеличит как акустические, так и инфракрасные следы. В то время как его выступление в воздушном боевом маневрировании было меньше, чем у большинства современных бойцов, это был строго атакующий самолет, несмотря на то, что его обычно называют «стелс -борцом». По этой причине он оснащен интегрированными сложными системами цифровой навигации и атак, нацеленных на достижение с помощью системы тепловизионной визуализации инфракрасной и лазерного дальнометражного и лазерного обозначения . Он является аэродинамически нестабильным во всех трех основных осях самолета и, таким образом, требует постоянных коррекций полета через систему полета по лету (FBW) для поддержания контролируемого полета.

Даже в годы после его входа в службу F-117 стал черным проектом , его существование было отклонено чиновниками ВВС США. 10 ноября 1988 года F-117 был публично признан впервые. Его первая боевая миссия была выполнена во время вторжения Соединенных Штатов в Панаму в 1989 году. Последний из 59 производственных F-117 был доставлен 3 июля 1990 года. F-117 был широко обнародован за свою роль в войне в Персидском заливе 1991 года, пролетавшей. Приблизительно 1300 вылетов и набрали прямые попадания в то, что американские военные описали как 1600 целевых значений в Ираке. F-117 также участвовали в конфликте в Югославии , в течение которого человек был сбит ракетой поверхности-воздуха (SAM) в 1999 году. Он также был активен во время операции «Переживание в 2001 году» и «Операция Иракской свободы» в 2003 году. Ушел на пенсию F-117 в 2008 году, в первую очередь из-за поля F-22 Raptor . [ 3 ] Несмотря на официальное выход на пенсию типа, часть флота была оставлена ​​в условиях воздуха, и F-117 наблюдались с тех пор, как вышли на пенсию из боя. [ 4 ]

Разработка

[ редактировать ]

Фон и иметь синий

[ редактировать ]

В 1936 году Роберт Уотсон Ватт , британский инженер, который изобрел радар , отметил, что меры по снижению поперечного сечения радиолокатора (RCS) могут быть использованы для уклонения от обнаружения радаров. [ 5 ] В 1962 году, математик Pyotr Ufimtsev , советский опубликовал оригинальную статью под названием «Метод краевых волн» в физической теории дифракции в журнале Московского института радиоинженерии, в котором он показал, что сила радара возврата из объекта связан с его конфигурацией края, а не с ее размером. [ 6 ] Ufimtsev расширил теоретическую работу, опубликованную немецким физиком Арнольдом Соммерфельдом . [ 7 ] [ 6 ] : xiii [ 8 ] Уфимцев продемонстрировал, что он может рассчитать RCS на поверхности крыла и вдоль его края. Очевидным и логическим выводом было то, что даже большой самолет мог снизить свою радиолокационную подпись, используя этот принцип. Тем не менее, результирующий дизайн сделает самолет аэродинамически нестабильным , и состояние компьютерных технологий в начале 1960-х годов не могло предоставить виды летных компьютеров, которые впоследствии позволили бы духу F-117 и B-2 оставаться в воздухе. К 1970 -м годам, когда аналитик Lockheed Denys Overholser обнаружил статью Ufimtsev, компьютеры и программное обеспечение значительно продвинулись, и стадия была установлена ​​для разработки самолета скрытности. [ 9 ] [ 10 ]

Самолет припаркован в открытом ангаре
F-117A окрашен в экспериментальную камуфляжную схему "Серого дракона

F-117 был задуман после войны во Вьетнаме , где все более утонченные советские ракеты поверхности-воздух (SAMS) сбивали тяжелых бомбардировщиков. [ 11 ] Тяжелые потери, понесенные советскими SAMS, израильским ВВС в войне в Йом Кипур 1973 года, также способствовали оценке Совета по оборонной науке 1974 года , что в случае конфликта в Центральной Европе защита воздуха, вероятно, предотвратит НАТО удары воздуха по целям в Восточная Европа. [ 12 ]

Это был черный проект , оставаясь ультрасекретной программой на протяжении большей части своей жизни. [ 13 ] [ 14 ] [ 10 ] Проект начался в 1975 году с модели под названием «Безнадежный бриллиант» [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ] (Игра слова на Diamond Hope из -за его внешнего вида). В следующем году Агентство Advanced Research Projects (DARPA) выпустило Lockheed Skunk, работающий контракт на создание и тестирование двух Stealth Strike Striale, под кодовым названием « Blue ». [ 18 ] [ 19 ] Эти подшкальные самолеты включали реактивные двигатели Northrop T-38A , Fly-By-Plire систем F-16 , шасси A-10 и экологические системы C -130 . [ 18 ] Объединяя существующие технологии и компоненты, Lockheed построил двух демонстрантов в рамках бюджета, на 35 миллионов долларов для самолета и в рекордное время. [ 18 ] Заместитель министров по исследованиям и инженерии Уильям Дж. Перри сыграл важную роль в пашвинге проекта. [ 20 ]

Девы . демонстрантов произошел 1 декабря 1977 года [ 21 ] [ 22 ] Хотя оба самолета разбились во время демонстрационной программы, данные тестирования, собранные, оказались положительными. [ 23 ] [ 24 ] Успех Blue заставил правительство увеличить финансирование технологии скрытности . Большая часть этого увеличения была выделена на производство самолета операционного стелса, Lockheed F-117, под названием кода программы « Старшая тенденция ». [ 25 ] [ 26 ]

Старшая тенденция

[ редактировать ]

Решение о производстве F-117 было принято 1 ноября 1978 года, и был заключен контракт на Lockheed Advanced Development Development, широко известные как The Skunk Works, в Бербанке, штат Калифорния . [ 27 ] [ 28 ] Программа возглавлял Бен Рич , а Алан Браун в качестве менеджера проекта. [ 29 ] [ 30 ] Рич призвал Билла Шредера, математика Lockheed, а также специалиста по математику и радару Overholser, чтобы использовать работу Уфимтева. Три разработали компьютерную программу под названием «Echo», которая позволила разработать самолет с плоскими панелями, называемыми границами, которые были организованы так, чтобы разбросить более 99% рисования сигнала радара ». [ 9 ] [ 31 ] [ 29 ]

Первый YF-117A, серийный номер 79-10780 , совершил свой первый полет с озера Грум (« Район 51 »), Невада, 18 июня 1981 года, [ 32 ] [ 33 ] Спустя всего 31 месяц после полномасштабного решения о разработке. Первый производственный F-117A был доставлен в 1982 году, а эксплуатационные возможности были достигнуты в октябре 1983 года. [ 7 ] [ 34 ] 4450- й тактической группе , расположенной на базе ВВС Неллис , штат Невада , была поручена для оперативного развития раннего F-117, а в период с 1981 года (до прибытия первых моделей) и 1989 года они использовали LTV A-7 Corsair IIS для для Обучение, чтобы привлечь всех пилотов на общую базовую линию летного обучения, а затем в качестве плоскостей погони за тестами F-117A. [ 35 ]

F-117 79-7084 был заправляется стратотанкером Boeing KC-135 из 4450-го тактической группы в 1983 году.

F-117 был секретом на протяжении большей части 1980-х годов. Многие новостные статьи обсуждали то, что они называли « F-19 » Stealth Fighter, и корпорация Testor создала очень неточную модель масштаба . Когда в июле 1986 года F-117 потерпел крушение в Национальном лесу Sequoia , убив пилота и начал пожар, ВВС США установили ограниченное воздушное пространство . Вооруженные охранники запретили въезд, в том числе пожарные, и вертолетный боевик окружил площадку. Весь мусор F-117 был заменен остатками аварии F-101A Voodoo, хранящейся в области 51. Когда в Nellis произошла еще одна авария со смертельным исходом в октябре 1987 года, военные снова предоставили для прессы мало информации. [ 36 ]

ВВС США отрицали существование самолета до 10 ноября 1988 года, когда помощник министра обороны Дж. Даниэль Ховард продемонстрировал зернистую фотографию на пресс-конференции Пентагона, опровергая многие неточные слухи о форме «F-19». [ 37 ] После объявления пилоты могли летать на F-117 в дневное время и больше не нужно было связано с A-7, вместо этого полета по суперзвуковому тренеру T-38 для путешествий и обучения. [ 38 ] В апреле 1990 года два F-117 вылетели в Неллис, прибыв во время дневного света и публично выставленные на толпу десятков тысяч. [ 39 ] [ 40 ]

Продолжительность: 4 минуты и 9 секунд.
F-117 летной демонстрации

Были построены пять самолетов с полномасштабной разработкой (FSD), обозначенные «YF-117A». [ 41 ] Последний из 59 производственных F-117 был доставлен 3 июля 1990 года. [ 34 ] [ 42 ] Как заявил ВВС США, «Опроверенный управление Центром авиационных систем, Райт-Паттерсон АФБ , штат Огайо , комбинированная прорывная технология Stealth с одновременной разработкой и производством для быстрого выставления с самолетами ... Программа F-117A демонстрирует, что самолет-стелс может быть спроектирован для надежности и обслуживания ». [ 2 ]

Обозначение

[ редактировать ]

Оперативный самолет был официально обозначен «F-117A». [ 43 ] [ 5 ] Большинство современных военных самолетов США используют обозначения после 1962 года , в которых обозначение «F» обычно является борцом с воздухом-воздухом , «B» обычно является бомбардировщиком , «A», как правило, является самолетом на земле и т. Д. (Примеры Включите F-15 , B-2 и A-6 .) F-117-это в первую очередь атакующий самолет, [ 1 ] Таким образом, его обозначение «F» не соответствует системе Министерства обороны . Это несоответствие, которое неоднократно использовало ВВС США с несколькими из его атакующих самолетов с конца 1950-х годов, включая Thunderchief Republic F-105 и General Dynamics F-111 Aardvark . Телевизиованный документальный фильм цитируется менеджер проекта Алан Браун, в котором говорится, что Роберт Дж. Диксон , четырехзвездочный генерал ВВС США, который был главой тактического воздушного командования , чувствовал, что первоклассные пилоты истребителей ВВС США, необходимые для полета на новом самолете. самолету с обозначением «F» для истребителя, в отличие от обозначения бомбардировщика («B») или атаки («A»). [ 44 ] [ 45 ]

Обозначение «F-117», по-видимому, указывает на то, что оно было дано официальное обозначение до системы обозначения самолетов США 1962 года, и его можно считать численным, чтобы стать частью предыдущего века . Предположение до раскрытия самолета для общественности заключалось в том, что оно, вероятно, получит обозначение F-19, поскольку это число не использовалось. Тем не менее, не было никакого другого самолета для получения серийного номера «100» после F-111. полученные США бойцы , Советские [ 46 ] Были даны цифры серии F для их оценки пилотов США, а также с появлением боевиков- серии Teen , чаще всего обозначения серии Century. [ 47 ]

Как и в случае с другими экзотическими видами военных самолетов, летающих в южной части Невады, таких как захваченные бойцы, был назначен произвольный радиоприемник «117». Этот же радио -звонок использовался загадочной 4477 -й эскадрилья для тестирования и оценки , также известной как «Красные шляпы» или «красные орлы», которые часто летали на экспатриванных истребителях MIG Jet в этом районе, но не было никаких отношений с вызовом и формальное обозначение F-19 затем рассматривается ВВС США. По-видимому, использование радиопроизводства «117» стало обычным явлением, и когда Lockheed выпустил свое первое руководство по полету (то есть, USAF «Dash One» руководство для самолета), F-117A было назначено на обложке. [ 48 ]

Основное представление о носу черного струя, подчеркивая множество угловых заводов
Вид спереди F-117

Когда ВВС США впервые обратились к Lockheed с концепцией Stealth, директор Skunk Works Келли Джонсон предложила округлый дизайн. Он верил, что плавно смешанные формы предлагают лучшее сочетание скорости и скрытности. Тем не менее, его помощник, Бен Рич, показал, что поверхности с граньерным углом обеспечат значительное снижение радиолокационной подписи, и необходимый аэродинамический контроль может быть обеспечен компьютерными единицами. Отчет Skunk Works в мае 1975 года, «Отчет № 2 прогресса, концептуальные исследования с высоким содержанием скрытности», показала округлую концепцию, которая была отвергнута в пользу плоского подхода. [ 49 ] [ 50 ] [ 51 ] Полученный необычный дизайн удивлен и озадаченных опытных пилотов; Пилот Королевских ВВС (RAF), который летал на нем в качестве офицера обмена, заявил, что когда он впервые увидел фотографию все еще секретного F-117, он «быстро хихикнул и думал [про себя]:« Это явно не может летать » ". [ 52 ]

Одноместный F-117 оснащен двумя неадеквальными общинами Electric F404 турбовентируемыми двигателями. Они были широко модифицированы в соответствии с скрытным самолетом, таким как иметь более прохладную эксплуатационную температуру, и вместо этого несколько напоминали турбоев . [ 53 ] Двигатель был переработан для получения минимума массовой тяги, что облегчило задачу разработки подходящего входа и насадки. Чтобы скрыть двигатель от вражеского радара, в потреблении был установлен проводящий металлический гриль сетчатой ​​сетки, в то время как выхлопные газы были преднамеренно смешаны с прохладным воздухом для снижения тепловой подписи. [ 54 ]

Самолет подходит для воздушного заправки и имеет V-хвост . Максимальная скорость составляет 623 миль в час (1 003 км/ч; 541 кН) на большой высоте, максимальная скорость подъема составляет 2820 футов (860 м) в минуту, а потолок обслуживания составляет от 43 000 до 45 000 футов (от 13 000 до 14 000 м). [ 55 ] [ 56 ] Кабина была довольно просторной, с эргономичными дисплеями и элементами управления, но поле зрения было несколько затруднено с большим слепым пятном сзади. [ 57 ]

Авионика

[ редактировать ]

Ранние стелс-самолеты были разработаны с акцентом на минимальное поперечное сечение радара (RCS), а не аэродинамические характеристики; Из-за этого F-117 является аэродинамически нестабильным во всех трех основных осях самолета и требует постоянных исправлений полетов из летной системы полета (FBW) для поддержания контролируемого полета. [ 58 ] [ 59 ] Он оснащен четырехкратно-восстановимым управлением полетом по лету. Чтобы снизить затраты на разработку, авионика, системы летающих проливок и другие системы и части были получены из General Dynamics F-16 Fighting Falcon , Boeing B-52 Stratofortress , McDonnell Douglas F/A-18 Hornet и McDonnell Douglas F-15e Strike Eagle . [ 60 ] Чтобы поддерживать высокий уровень секретности, компоненты часто перенаправляли из других авиационных программ, заказанных с использованием фальсифицированных адресов и других деталей, в то время как оборудование на сумму 3 миллиона долларов было удалено из хранилища ВВС США без раскрытия его цели. [ 61 ]

Lockheed YF-117A кабинка в Национальном музее ВВС США, Дейтон, штат Огайо, США.
YF-117A кабина

Самолет оснащен сложными системами навигации и атак, интегрированными в цифровой авиационный люкс. Он ориентируется в первую очередь по GPS с высокой точностью и инерционной навигации . [ 62 ] Миссии координируются автоматизированной системой планирования, которая может автоматически выполнять все аспекты миссии атаки, включая выпуск оружия. [ 63 ] Цели получены системой термической визуализации инфракрасной , в сочетании с лазерным дальномерным и лазерным обозначением , который находит диапазон и обозначает цели для бомб с лазером . Внутренняя внутренняя бухта F-117 может нести 5000 фунтов (2300 кг) боеприпасов. Типичным оружием является пара бомб GBU-10 , GBU-12 , или GBU-27 с лазером, две бомбы BLU-109 проникновения, или, после 2006 года, два совместных боевых боевых действий (JDAM) GPS/INS бомбы. [ 64 ] [ 65 ]

Невидимый

[ редактировать ]

F-117 имеет поперечное сечение радара (RCS) около 0,001 М 2 (0,0108 кв. Футов). [ 66 ] Среди штрафов за скрытность - дозвуковые скорости, чтобы предотвратить нагрев рамы, тепло на входе и выходе двигателя предотвращают определенные маневры удара, очень низкое соотношение сторон и высокое угол развертки (50 °) необходимы для отклонения входящих радарных волн к боки. [ 12 ] [ 67 ] [ 68 ] С этими конструктивными соображениями и отсутствием послепончика F-117 ограничен дозвуковыми скоростями. Кроме того, для поддержания своей низкой наблюдаемости F-117 не был оснащен радаром; Мало того, что активный радар будет обнаружен с помощью его выбросов, но и неактивная радиолокационная антенна также будет действовать как отражатель радиолокационной энергии. [ 69 ] Несет ли он какое -либо оборудование для обнаружения радаров, оставалось классифицированным по состоянию на 2008 год. [ 12 ]

Его озабоченная форма (изготовленная из двумерных плоских поверхностей) была вызвана ограничениями компьютерной технологии эпохи 1970-х годов, используемой для расчета его RCS. Более поздние суперкомпьютеры позволили последующим самолетам, таким как бомбардировщик B-2 использовать изогнутые поверхности при сохранении скрытности, путем использования гораздо более вычислительных ресурсов для выполнения дополнительных расчетов. [ 70 ] Плоские простыни с радаром, покрывающие F-117, весили почти одну тонну, и были удерживаны на месте, с промежутками между листами, заполненными своего рода замазкой , называемым «масло». [ 12 ] [ 71 ]

Выхлопной шлейф вносит значительную инфракрасную подпись . F-117 уменьшает IR-подпись с не циркулярной хвостовой трубой (форма щель), чтобы минимизировать поперечное сечение выхлопных газов и максимизировать смешивание горячего выхлопа с прохладным окружающим воздухом. [ 72 ] У F-117 не хватает запор, потому что горячий выхлоп увеличил бы инфракрасную подпись, нарушение звукового барьера приведет к явному звуковому буму , а поверхностное нагрев кожи самолета также увеличит инфракрасную площадь. В результате, его производительность в воздушном боевом маневрировании, требуемом в борьбе с собаками , никогда не будет соответствовать специальным самолетам истребителям; Это было неважно в случае F-117, так как это был специальный атакующий самолет. [ 44 ]

Пассивные (мультистатические) радиолокационные , бистатические радарные и особенно мультистатические радиолокационные системы обнаруживают некоторые стелс-самолеты лучше, чем обычные моностатические радары передатчика , поскольку технология стелса первого поколения (такая как F-117) отражает энергию от линии зрения , эффективно увеличивая Радар -поперечный сечение (RCS) в других направлениях, которые контролируют пассивные радары. [ 73 ]

Оперативная история

[ редактировать ]

Ранние действия

[ редактировать ]
F-117 проводит живую бомбардировку с помощью бомбардировки GBU-27 лазер

В первые годы программы, с 1984 по середину 1992 года, флот F-117 находился в аэропорту Tonopah Test Airport , штат Невада, где он служил в рамках 4450-й Tactical Group ; Air Combat Command Only F-117A Блок. [ 74 ] Подразделение было штаб -квартирой на базе ВВС Неллис . Самолет A-7 Corsair II использовался для обучения. Большинство сотрудников и их семей жили в Лас -Вегасе. Это требовало коммерческого воздуха и грузоперевозки для транспортировки персонала между Лас -Вегасом и Тонопой каждую неделю. [ 75 ] 4450 -е было поглощено 37 -м тактическим истребителем в 1989 году. В 1992 году весь флот был перенесен на базу ВВС Холломана , Нью -Мексико , под командованием 49 -го истребителя . [ 74 ]

F-117 достиг начального статуса возможности работы в 1983 году. [ 2 ] [ 74 ] Пилоты Nighthawk назвали себя «бандитами». У каждого из 558 пилотов ВВС, которые летали на F-117, есть номер бандита, такой как «Bandit 52», который указывает последовательный порядок их первого полета в F-117. [ 76 ] Пилоты сказали друзьям и семьям, что они летали в Northrop F-5 в эскадрильях агрессоров против Tactical Air Command. [ 36 ]

F-117 использовался несколько раз на войне. Его первая миссия была во время вторжения Соединенных Штатов в Панаму в 1989 году. [ 77 ] [ 78 ] Во время этого вторжения по крайней мере два F-117 упали бомбы на аэродроме Рио Хато. [ 79 ] [ 80 ]

Самолет действовал в тайне от Тонопа в течение почти десятилетия, после войны в Персидском заливе все самолеты переехали в Холломан в 1992 году-однако, его интеграция с невидимыми «железными струями» США происходила медленно. Как позже сказал один старший пилот F-117: из-за продолжающейся секретности другие продолжали рассматривать самолет как «ни одного из их бизнеса, автономной системы». [ 12 ] F-117 и мужчины и женщины 49-го истребительного крыла были развернуты в Юго-Западной Азии в нескольких случаях. При их первом развертывании, с помощью аэрофотографии, пилоты бетали без перерыва из Холломана в Кувейт, полет приблизительно 18,5 часов. [ 81 ]

Югославия

[ редактировать ]
Canopy of F-117 сбил в Сербии в марте 1999 года в Музее авиации в Белграде

Один F-117 (af ser. № 82-0806) был потерян для действий противника. Он был сбит во время операции «Миссия союзников» против армии Югославии 27 марта 1999 года. [ 82 ] Самолет был приобретен радаром управления огнем на расстоянии 8,1 мили (13 км) и высотой 26 000 футов (8 км). Затем SA-3 были запущены югославской версией советской Arafar Sy-125 «Нева» (NATO SA-3 "Goa"). анти-воздушной ракетной системы [ 82 ] [ 83 ] [ 84 ] Пусковой установкой управлял 3 -й батальон 250 -й ракетной бригады противовоздушной обороны под командованием полковника Золтана Дани . [ 85 ] После взрыва самолет стал неконтролируемым, заставляя пилота выбросить. Пилот был обнаружен шесть часов спустя командой парарексуационных сил ВВС США . [ 82 ] [ 86 ] Сообщается, что технология стелс-технологий из сбитого F-117 была изучена Россией, [ 87 ] и, возможно, Китай. [ 88 ] США не пытались уничтожить обломки; Высокопоставленные чиновники Пентагона утверждали, что ее технология уже датировалась и больше не важна для защиты. [ 36 ]

Американские источники утверждают, что второй F-117 был предназначен и поврежден во время кампании, якобы 30 апреля 1999 года. [ 89 ] [ 90 ] Самолет вернулся на авиабазу Spangdahlem , [ 90 ] Но, предположительно, никогда больше не летало. [ 91 ] [ 92 ] ВВС США продолжали использовать F-117 во время операции союзников. [ 93 ]

Ирак и Афганистан

[ редактировать ]
Пара F-117

Во время войны в Персидском заливе в 1991 году F-117 вылетел приблизительно 1300 вылетов и забил прямые попадания в то, что США называли 1600 целями высокой стоимости в Ираке [ 2 ] Более 6 905 часов лета. [ 94 ] Листовки капли на иракских силах продемонстрировали разрушающие целевые показатели F-117 и предупредили «побег и спасти себя». [ 38 ] Только 229 коалиционных тактических самолетов могут сбросить и обозначать бомбы с лазером, из которых 36 F-117 представляли 15,7%, и только ВВС США имели бомбы I-2000, предназначенные для закаленных целей. Таким образом, F-117 представлял 32% всех коалиционных самолетов, которые могли бы доставлять такие бомбы. [ 95 ] : 73–74  Примечательно, что F-117 были вовлечены в бомбардировку приюта Амирии , убив по меньшей мере 408 гражданских лиц. [ 96 ]

Большое внимание средств массовой информации было уделено бомбардировке телекоммуникаций, воды и транспортной инфраструктуры в Багдаде. Стюжные бомбардировщики использовались из-за периметра Багдада, которого сильно защищали зенитное оружие. Встречи быстро стали частью пропагандистской битвы с СМИ, подчеркивающими убийство гражданских лиц и американских утверждений о том, что бомбардировка скрытности была очень эффективной в разрушении военных целей. [ 97 ] Отчеты после войны показывают, что у F-117 было в 18 раз больше целей на самолеты, чем у их невидимых сверстников. [ 98 ]

За пределами Багдада бомбардировка F-117 была в основном использована для уничтожения аэродромов и использовалась в сочетании с другими воздушными боеприпасами. В целом, 42 F-117 упали на 2077 бомб в пустынном шторме. Это составляет около трети бомбардировок ВВС США. [ 97 ]

Ранние заявления об эффективности F-117 позже были обнаружены переоценены. [ 99 ] Первоначальные сообщения о F-117, достигнутых 80% их целей, были позже сокращены до «41–60%». [ 95 ] : 132  В первую ночь они не смогли достичь 40% от назначенных целей воздушного управления, включая Центр операций ПВО в Багдаде, и 8 таких целей остались функциональными из 10, которые можно было оценить. [ 95 ] : 136–137  В своей белой бумаге «Буря пустыни» ВВС США заявили, что «F-117 был единственным самолетом, который планировщики осмелились риск над центром Багдада» и что эта область была особенно хорошо защищена. (Десяткам F-16 обычно было поручено атаковать Багдад в первые несколько дней войны.) [ 95 ] : 137–138  Фактически, большая часть воздушной защиты находилась на окраине города, и многие другие самолеты достигли целей в центре города, с минимальными жертвами, когда они атаковали ночью, как F-117; [ 95 ] Они избегали оптически, нацеленной на зенитную пушку и инфракрасные SAM, которые представляли самую большую угрозу для коалиционных самолетов. [ 95 ] : 105 

F-117 был использован во время операции по переживанию свободы в 2001 году. [ 100 ] [ 101 ] Талибам не хватало современных ВВС. После первоначальной кампании по бомбардировке в октябре цели, оправдывающие использование F-117, были ограничены, как и использование F-117. [ 102 ]

Первые бомбы, сброшенные в операции «Иракская свобода» 2003 года , были от двух F-117 на фермах Доры, пытаясь убить Саддама Хусейна . F-117 был выбран для доставки полезной нагрузки на бункер Buster, потому что близлежащий Багдад был сильно укреплен зенитным оружием, а интеллект США указал, что бункер Саддама Хусейна был слишком подкреплен для ракет. EGBU-27 Advanced Paveway III Bunker Buster является необычной полезной нагрузкой для F-117. Постфактовая разведка показала, что Саддам Хусейн был на фермах Доры, но ушел за несколько часов до бомбардировки. [ 103 ] [ 104 ] В течение этого времени ВВС оценили эксплуатационную стоимость в размере 35 000 долл. США за бомба в стиле JDAM, доставленную F-117. [ 105 ]

Программа закрытия

[ редактировать ]

Потеря в Сербии заставила ВВС США создать подраздел своей существующей школы оружия для улучшения тактики. Больше тренировок было проведено с другими подразделениями, и F-117 начал участвовать в упражнениях с красным флагом . Несмотря на то, что он продвинулся в течение своего времени, скрытый планера F-117 потребовал большого количества обслуживания и в конечном итоге был заменен оптимизированными формами, произведенными с компьютерным дизайном . Другие системы вооружения начали брать роли F-117, такие как R-22 Raptor, получающий способность сбрасывать бомбы с гидом. [ 3 ] К 2005 году самолет использовался только для определенных миссий, например, если пилот должен был убедиться, что правильная цель была достигнута, или когда минимальный побочный ущерб был жизненно важным. [ 12 ] [ 8 ]

ВВС США когда-то планировал уйти в отставку F-117 в 2011 году, но программное бюджетное решение 720 (PBD 720) от 28 декабря 2005 года, предложило уйти в отставку к октябрю 2008 года, чтобы освободить примерно 1,07 миллиарда долларов США. [ 106 ] Чтобы купить больше F-22. [ 76 ] PBD 720 призвал к выходу на пенсию 10 F-117 в 2007 финансовом году, а оставшиеся 42 в 2008 финансовом году заявили, что другие самолеты и ракеты ВВС США могут скрытно обеспечить точное боеприпасы, включая B-2 Spirit , F-22 и Jassm . [ 107 ] Запланированное введение многопользовательской F-35 Lightning II также способствовало решению о выходе на пенсию. [ 108 ]

В конце 2006 года ВВС США закрыли формальное учебное подразделение F-117 (FTU), [ 109 ] и объявил о выходе на пенсию F-117. [ 110 ] Первые шесть самолетов в отставке взяли свой последний рейс 12 марта 2007 года после церемонии в AFB Holloman, чтобы ознаменовать карьеру самолета. Бригадный генерал Дэвид Л. Голдфейн , командир 49 -го истребительного крыла , сказал на церемонии, «с запуском этих великих самолетов сегодня, круг подходит к концу - их служба для защиты нашей страны выполнена, их миссия выполнена и работа Молодец. [ 111 ]

Пара специально окрашенных F-117 с темой флага Соединенных Штатов на их животах улетела от их последнего заправки Огайо. национальной гвардии национальной гвардии 121-м крылом

В отличие от большинства других самолетов ВВС США, которые выходят на пенсию в Дэвис-Монтан АФБ для отказа или рассеивания в музеи, большинство F-117 были помещены в хранилище «типа 1000» [ 112 ] в своих оригинальных ангарах в аэропорту Tonopah Test Range . [ 113 ] В Tonopah их крылья были удалены, а самолеты хранятся в их оригинальных ангарах, контролируемых климатом. [ 111 ] Вывод из эксплуатации произошел в восьми этапах, когда эксплуатационный самолет ушел в Тонопа в семи волнах с 13 марта 2007 года до прибытия последней волны 22 апреля 2008 года. [ 114 ] [ 113 ] Четыре самолета продолжали летать после апреля 410 -й летной эскадрилья в Палмдейле для летных испытаний. К августу двое остались. Последний F-117 (сериал AF № 86-0831) Левый Палмдейл, чтобы вылететь в Тонопа 11 августа 2008 года. [ 115 ] [ 116 ] С последним самолетом в отставке 410 -й был инактивирован на церемонии 1 августа 2008 года. [ 117 ]

Пять самолетов были помещены в музеи, в том числе первые четыре YF-117AS, и некоторые остатки F-117 сбили над Сербией. До 2009 года один F-117 был отменен; 26 апреля 2008 года AF Serial № 79-0784 был отменен на тестовом центре Palmdale. Это был последний F-117 в Палмдейле и был отменен, чтобы проверить эффективный метод уничтожения этих самолетов. [ 118 ]

Конгресс приказал, чтобы все F-117-ые , с 30 сентября 2006 года, должны были быть поддержаны «в состоянии, которое позволило бы вспомнить этот самолет на будущую службу» в рамках Закона о разрешении на национальную оборону 2007 года . По состоянию на 2022 год ВВС США планирует демилитаризировать три F-117 каждый год до 2034 года, когда все они должны быть демилитаризированы. [ 119 ] [ 120 ]

Служба после выхода на пенсию

[ редактировать ]

Служба использует самолеты в эскадрильи агрессоров и обучения круизным ракетам , а также исследования и разработки. ВВС США также замедлили отставку своего нынешнего инвентаря около 45 F-117 до двух-трех единиц в год. Этот план должен продлить срок службы программы F-117 до 2034 года. [ 120 ] [ 119 ] В марте 2019 года сообщалось, что четыре F-117 были тайно развернуты на Ближнем Востоке в 2016 году, и что это должно было совершить аварийную посадку в Али Аль Салем (Окас), Кувейт, когда-нибудь в конце того же года. [ 121 ]

F-117 Nighthawk во время северного края 23-1 на совместной базе Elmendorf-Richardson, Аляска, май 2023 г.

13 сентября 2021 года пара F-117 приземлилась в международном аэропорту Фресно Йосемити в Калифорнии. Они должны были тренироваться с Калифорнийской национальной гвардией F-15 C/D Eagles 144-го истребителя в течение следующих нескольких дней. [ 122 ] На одном самолете были красные буквы на хвосте, а у другого были белые буквы. Наблюдалось, что один из двух не был оснащен радиолокационными отражателями. [ 123 ] В этом году USAF опубликовал фотографии на DVIDS , первом подтверждении службы, которое самолет продолжал летать после официального выхода на пенсию. [ 120 ]

F-117s, следящий за KC-135, октябрь 2023 г.

наблюдались два F-117 В январе 2022 года в полете военной эксплуатации . Один из них имел части его внешнего вида, покрытые «зеркальным покрытием», которое, как считается, является экспериментальным лечением для снижения инфракрасной подписи самолета. [ 124 ]

В мае 2023 года F-117 принял участие в упражнениях Саванна Сентри в Центре доминирования воздуха в Саванне, штат Джорджия. Это было совместное упражнение как с активными единицами ВВС США, так и с авиационной национальной гвардией . В видео, документирующем это упражнение, член экипажа вне экрана заявил, что в инвентаре ВВС США насчитывается около 48 летающих F-117. Они заявили, что F-117 иногда используется в обучающих ролях типа агрессора и привезен в Саванну Сентри для участия в «неклассифицированной способности». [ 125 ] 1 февраля 2024 года два F-117 были замечены в диапазоне тестирования R-2508 в пустыне Мохаве. [ 126 ]

Варианты

[ редактировать ]

F-117N "Seahawk"

[ редактировать ]

Военно -морской флот Соединенных Штатов проверил F-117 в 1984 году, но определил, что он не подходит для использования носителя . [ 38 ] В начале 1990-х годов Lockheed предложил модернизированный вариант F-117, способный к носителю, названный «Seahawk» военно-морскому флоту в качестве альтернативы отмененной программе A/FX. Нежелательное предложение было плохо получено Министерством обороны, которое не имело интереса к предлагаемым возможностям миссии, особенно в связи с тем, что оно забрало бы деньги у совместной программы Advanced Strike Technology, которая превратилась в совместный ударный бойцов . F-117N отличался бы от наземного F-117 несколькими способами, такими как использование «лифтов, пузырькового навеса, менее резкого крутого крыла и перенастроенного хвоста». [ 127 ] [ 128 ] Он также будет переименован с помощью General Electric F414 турбовантм вместо General Electric F404 . Самолет будет опционально оснащен жесткой точками, что позволит получить дополнительные 8000 фунтов (3600 кг) полезной нагрузки, а также новый радар наземной атаки с возможностями воздуха-воздух. В этой роли F-117N мог нести ракеты AIM-120 AMRAAM AIR-AIR. [ 127 ] [ 129 ]

После того, как Локхид был отвергнут военно-морским флотом, Lockheed представила обновленное предложение, которое включало в себя возможность после выстрела, и более широкий акцент на F-117N в качестве мульти-миссионного самолета, а не просто самолета атаки. [ 129 ] Чтобы повысить интерес, Lockheed также предложил F-117B наземный вариант , который разделял большую часть возможностей F-117N. Этот вариант был предложен в ВВС и RAF. [ 130 ] Два пилота RAF официально оценили самолет в 1986 году как вознаграждение за британскую помощь с американской бомбардировкой Ливии в этом году. Офицеры RAF Exchange начали летать на F-117 в 1987 году, [ 38 ] Но британцы отказались от предложения во время администрации Рейгана приобрести самолет. [ 131 ] Это обновленное предложение F-117N также было известно как A/F-117X . [ 132 ] Ни F-117N, ни F-117B не были заказаны.

Операторы

[ редактировать ]
22 F-117 от 37-го тактического истребительного крыла в Лэнгли АФБ , штат Вирджиния, до того, как его развернули в Саудовскую Аравию для операции Desert Shield
Соединенные Штаты

Источник: f117sfa.org [ 133 ]

Самолеты на дисплее

[ редактировать ]

Соединенные Штаты

[ редактировать ]
79-10781 Скорпион 2 в Национальном музее ВВС США.

YF-117A
F-117A
F-117A

Прозвища

[ редактировать ]

Официальное название самолета - «Ночной ястреб», [ 152 ] С альтернативной формой «Nighthawk» также используется.

Поскольку он приоритет скрытности над аэродинамикой, он заработал прозвище «Wobblin 'Goblin» из -за предполагаемой нестабильности на низких скоростях. Тем не менее, пилоты F-117 заявили, что прозвище не заслужено. [ 153 ] «Wobblin '(или Wobbly) Goblin», вероятно, является задержанием от ранних дней синего / старшего тренда (FSD) дней проекта, когда нестабильность была проблемой. В ВВС США «Гоблин» (без шаткой) сохраняется как прозвище из -за появления самолета. Во время операции «Пустынный шторм » Саудовцы назвали самолетом «Шаба», который является арабским для «Призрака». [ 154 ] [ 155 ] Некоторые пилоты также назвали самолет «stinkbug». [ 156 ]

Во время бомбардировки НАТО в Югославии в 1999 году он взял прозвище «невидимо» (сербский кириллика «nevidљivi», латинский «Невидльдживи»). Название стало ироничным после того, как оно было сбито над сербским воздушным пространством возле Бусановчи, что привело к фразе «Мы не знали, что оно невидимо». [ 157 ]

Спецификации (F-117A)

[ редактировать ]
Схематическая диаграмма и сравнение размеров Lockheed F-117A

Данные из Национального музея ВВС США, для F-117A , [ 2 ] Реактивные бомбардировщики [ 158 ]

Общие характеристики

  • Экипаж: 1
  • Длина: 65 футов 11 в (20,09 м)
  • Размах крыльев: 43 фута 4 в (13,21 м)
  • Высота: 12 футов 5 дюймов (3,78 м)
  • Область крыла: 780 кв. Футов (72 м. 2 ) [ 159 ]
  • Аэродинамическая профиль : секция Lozenge, три квартиры, две квартиры ниже [ 160 ]
  • Пустой вес: 29 500 фунтов (13 381 кг) [ 159 ]
  • Максимальный вес взлета: 52 500 фунтов (23 814 кг)
  • Силовая установка: 2 × Electric Electric F404-F1D2 турбовентивные машины, 9 040 фунтов (40,2 кН).

Производительность

  • Максимальная скорость: 594 кН (684 миль в час, 1100 км/ч)
  • Максимальная скорость: Маха 0,92
  • Диапазон: 930 нми (1,070 миль, 1,720 км) [ 149 ]
  • Потолок обслуживания: 45 000 футов (14 000 м)
  • Загрузка крыла: 67,3 фунта/кв. Фута (329 кг/м 2 ) рассчитывается из [ 159 ]
  • Тяга/вес : 0,40

Вооружение

Примечательные выступления в СМИ

[ редактировать ]

Профессиональная американская футбольная команда Omaha Nighthawks использовала F-117 Nighthawk в качестве логотипа. [ 162 ]

Смотрите также

[ редактировать ]

Связанная разработка

Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи

Связанные списки

  1. ^ Подпрыгнуть до: а беременный Eden 2004 , p. 240.
  2. ^ Подпрыгнуть до: а беременный в дюймовый и "Lockheed F-117a Nighthawk" . Национальный музей ВВС США . Получено 16 октября 2016 года .
  3. ^ Подпрыгнуть до: а беременный Миллер 1990, с. 44
  4. ^ «Редкий истребитель F-117A Stealth летит над« Canyon Star Wars » . Популярная механика . 19 марта 2020 года.
  5. ^ Подпрыгнуть до: а беременный Gunston and Gilchrist 1993, p. 277
  6. ^ Подпрыгнуть до: а беременный Ufimtsev, P.ya. «Метод краевых волн в физической теории дифракции» . oai.dtic.mil. Архивировано из оригинала 9 октября 2012 года . Получено 6 июня 2024 года .
  7. ^ Подпрыгнуть до: а беременный День, Дуэйн А. (2003). «Стелс -технология» . Столетие полета. Архивировано из оригинала 18 января 2009 года . Получено 13 ноября 2010 года .
  8. ^ Подпрыгнуть до: а беременный Иретон, Колин Т. (осень 2006 г.). «Заполнение разрыва в скрытности» . Air and Space Power Journal . Архивировано с оригинала 28 сентября 2015 года.
  9. ^ Подпрыгнуть до: а беременный Хотт, Варфоломей; Поллок, Джордж Э. «Адвент, эволюция и новые горизонты самолетов Стелс Соединенных Штатов» . ics.purdue.edu . Архивировано из оригинала 16 февраля 2003 года . Получено 12 июня 2010 года .
  10. ^ Подпрыгнуть до: а беременный Crickmore and Crickmore 2003, p. 14
  11. ^ Crickmore and Crickmore 2003, p. 9
  12. ^ Подпрыгнуть до: а беременный в дюймовый и фон Свитман, Билл (январь 2008 г.). «Нетрадиционное оружие» . Air & Space Magazine . Получено 22 ноября 2020 года .
  13. ^ Каннингем, Джим (осень 1991). «Трещины в черной дампе, секретности, СМИ и F-117A» . Air & Space Power Journal . ВВС США. Архивировано из оригинала 6 марта 2008 года . Получено 19 марта 2008 года .
  14. ^ «Top Gun-F-117 Stealth Fighter» . BBC News . 16 февраля 1999 . Получено 10 мая 2011 года .
  15. ^ Рич 1994 , с. 26–27
  16. ^ «История F-117» . F-117 Ассоциация истребителей Stealth. Архивировано из оригинала 27 января 2012 года . Получено 20 января 2007 года .
  17. ^ Crickmore and Crickmore 2003, p. 12
  18. ^ Подпрыгнуть до: а беременный в Goodall 1992 , p. 19
  19. ^ Crickmore and Crickmore 2003, с. 13-14.
  20. ^ Вагнер, Рич; Тенгелия, Джим. «Семинар по технологии-стратегии: стратегия битвы НАТО и будущее расширенное сдерживание» . Центр стратегических и международных исследований Центра стратегических и международных исследований.
  21. ^ Иден 2004 , стр. 242–243
  22. ^ Crickmore and Crickmore 2003, с. 18-20.
  23. ^ Crickmore and Crickmore 2003, с. 20-23.
  24. ^ Ганстон и Гилкрист 1993, с. 278-279.
  25. ^ Гудолл 1992 , с. 24
  26. ^ F-117a "Старшая тенденция" . F-117A.com . Получено 12 июня 2010 г.
  27. ^ Рич 1994 , с. 71
  28. ^ Crickmore and Crickmore 2003, p. 25
  29. ^ Подпрыгнуть до: а беременный Crickmore and Crickmore 2003, с. 10-11.
  30. ^ "YouTube" . Архивировано с оригинала 13 марта 2014 года - через YouTube.
  31. ^ «Секреты скрытности» . Открытие военного канала. Архивировано из оригинала 3 июня 2007 года.
  32. ^ Гудолл 1992 , с. 27
  33. ^ Gunston and Gilchrist 1993, p. 279
  34. ^ Подпрыгнуть до: а беременный Goodall 1992 , p. 29
  35. ^ Держатель и Уоллес 2000, [ страница необходима ] .
  36. ^ Подпрыгнуть до: а беременный в Ричелсон, Джеффри Т. (июль 2001 г.). «Когда секреты разбиваются» . Журнал ВВС . Получено 1 ноября 2019 года .
  37. ^ JR, Джон Х. Кушман; Times, специально для Нью -Йорка (11 ноября 1988 г.). «Военно -воздушные силы немного поднимают занавес, на секретном самолете» . New York Times . ISSN   0362-4331 . Получено 16 сентября 2023 года .
  38. ^ Подпрыгнуть до: а беременный в дюймовый Crickmore, Paul (2003). Боевая легенда: F-117 Nighthawk . Airlife. С. 33, 48–49, 60 . ISBN  1-84037-394-6 .
  39. ^ Грегос . Дж DreamlandResort.com . Получено 27 апреля 2012 года.
  40. ^ Моррисси, Дэвид Х. (22 апреля 1990 г.). «Секретный боец ​​крадет в публичном взгляде». Albuquerque Journal . С. A1 , A10 - через Newspapers.com .
  41. ^ «DOD 4120.15-L-Приложение» . Министерство обороны США. Декабрь 2007 года . Получено 12 июня 2010 года .
  42. ^ Дональд 2003 , с. 98
  43. ^ DOD 4120.15-L: Обозначение модели военных аэрокосмических транспортных средств (PDF) , Министерство обороны США, 12 мая 2004 г., с. 38, архивировано из оригинала (PDF) 14 ноября 2004 года , извлечен 17 июля 2017 года
  44. ^ Подпрыгнуть до: а беременный «Стелс и за его пределы: воздух-стелс (сериал телевизора)» . История канала. 2006. Архивировано из оригинала 11 декабря 2006 года . Получено 19 марта 2008 года .
  45. ^ Современные (13 апреля 2017 года). «Современные Marvels S11E62 F117» . Архивировано из оригинала 8 марта 2021 года . Получено 22 июля 2018 года - через YouTube.
  46. ^ Грир, Питер (апрель 2007 г.). "Постоянный колышки". Журнал ВВС . Тол. 90, нет. 4
  47. ^ Мерлин 2011, с. 32
  48. ^ Миллер 1990
  49. ^ Slattery, Chad. «Секреты Скунса Работы -« Маленький Харви, концепция Б » . Air & Space/Smithsonian .
  50. ^ Crickmore and Crickmore 2003, с. 12-13.
  51. ^ Gunston and Gilchrist 1993, p. 278
  52. ^ Crickmore and Crickmore 2003, с. 85-86.
  53. ^ Ганстон и Гилкрист 1993, с. 280-281.
  54. ^ Gunston and Gilchrist 1993, p. 281.
  55. ^ Дорр 2016, с. 315
  56. ^ Ганстон и Гилкрист 1993, с. 279-280.
  57. ^ Nijboer 2016, с. 210.
  58. ^ Rich and Janos 1994, pp. 30–31, 46.
  59. ^ Gunston and Gilchrist 1993, p. 280.
  60. ^ Crickmore and Crickmore 2003, с. 14-15.
  61. ^ Rich and Janos 1994, p. 46
  62. ^ Gunston and Gilchrist 1993, p. 282
  63. ^ "F-117a Nighthawk" . Федерация американских ученых .
  64. ^ Rich and Janos 1994, p. 26
  65. ^ Энос, Джеймс Р. (май 2022). «Применение реального возраста системы к системам DOD». Системная инженерия . 25 (3): 242–253. doi : 10.1002/sys.21614 . S2CID   246811908 .
  66. ^ Ричардсон 2001 , с. 57
  67. ^ Ричардсон 2001 , с. 36
  68. ^ Ричардсон 2001 , с. 51
  69. ^ Холлоуэй, Дон (март 1996 г.). «Секреты скрытности F-117 Nighthawk» . ИСТОРИЯНАЯ . Историческая сеть . Получено 19 января 2022 года .
  70. ^ Рич 1994, с. 21
  71. ^ Crickmore and Crickmore 2003, с. 27-28.
  72. ^ Crickmore and Crickmore 2003, с. 15-16.
  73. ^ «Бистатические радарные наборы» . Radartutorial.eu . Получено 16 декабря 2010 года .
  74. ^ Подпрыгнуть до: а беременный в "F -117a - Nighthawk" . Holloman Air Lists Base . Получено 26 февраля 2024 года .
  75. ^ Скотт, WB (2023). «Первые новички». Авиационная неделя и космическая технология . 158 (25): 58–60.
  76. ^ Подпрыгнуть до: а беременный Топольский, Джошуа (11 марта 2008 г.). «Стремленные борцы ВВС совершают окончательные рейсы» . CNN . Получено 11 марта 2009 года .
  77. ^ Crockmore 2006 с. 382
  78. ^ Gunston and Gilchrist 1993, p. 283.
  79. ^ Хили, Мелисса (24 декабря 1989 г.). «1-й бой за Стюжс-Истребил-аэродром Панамы бомбил» . Los Angeles Times . Архивировано из оригинала 30 октября 2021 года . Получено 26 февраля 2023 года .
  80. ^ К. Уилсон, Джордж (24 декабря 1989 г.). « Стелс» самолет, используемый в Панаме » . The Washington Post . Архивировано из оригинала 8 апреля 2022 года . Получено 26 февраля 2024 года .
  81. ^ "F -117a - Nighthawk" . holloman.af.mil . Получено 21 сентября 2023 года .
  82. ^ Подпрыгнуть до: а беременный в Logan 2009 Pp.105
  83. ^ «Воздушная атака НАТО сдвигается, нацелена на насилие внутри Косово» . CNN . 27 марта 1999.
  84. ^ «Серб обсуждает« Поуд »в 1999 году» . USA сегодня. 26 октября 2005 г. Получено 1 июля 2009 года .
  85. ^ Дсуза, Ларкинс (8 февраля 2007 г.). "Кто застрелил F-117?" Полем Оборонительная авиация. Архивировано из оригинала 15 апреля 2009 года . Получено 1 августа 2011 года .
  86. ^ Уиткомб, Даррел. «В ту ночь, когда они спасли Vega 31» . airforcemag.com . Ассоциация ВВС. Архивировано из оригинала 22 апреля 2013 года . Получено 12 июля 2014 года .
  87. ^ «Русские признают тестирование F-117, потерянного в Югославии» (PDF) . Полет Global. 2001.
  88. ^ Стоянович, Дусан (23 января 2011 г.). «Новый боец ​​Китая может использовать технологии США» . Китай цифровые времена .
  89. ^ «Ущерб сказал, что приписывается полнолуние» . Nl.newsbank.com. 6 мая 1999 года . Получено 19 февраля 2012 года .
  90. ^ Подпрыгнуть до: а беременный «Да, сербская воздушная защита действительно поразила еще один F-117 во время операции Allied Force в 1999 году» . Драйв . 1 декабря 2020 года.
  91. ^ Риччиони, Эверест Э. (8 марта 2005 г.). «Описание нашей системы неудачной обороны» . Проект по государственному надзору. Это событие, которое произошло во время конфликта Косово 27 марта, стало серьезным ударом по ВВС США. Самолет был особенным: бомбардировщик F-117 Nighthawk Stealth, который должен был быть почти невидимым для сербской воздушной защиты. И это, конечно, не была случайностью-несколько ночей спустя сербские ракеты повредили второй F-117.
  92. ^ Никсон, Марк (январь 2002 г.). «Доблестные рыцари, МиГ-29 в действии во время аллидских сил». Авиационные силы ежемесячно .
  93. ^ Дональд 2003 , с. 119
  94. ^ «Оружие: F-117A стелс» . PBS Frontline . Получено 12 июня 2010 года .
  95. ^ Подпрыгнуть до: а беременный в дюймовый и фон «Операция« Оценка пустыни шторма »в авиапапании GAO/NSIAD-97-134» (PDF) . Общий бухгалтерский офис. 12 июня 1997 года. Архивировано из оригинала (PDF) 16 октября 2012 года . Получено 28 января 2013 года .
  96. ^ Кларк 1992, с. 70
  97. ^ Подпрыгнуть до: а беременный Аркин, Уильям М. "Багдад". Журнал Airpower . 11 (1): 4.
  98. ^ Реннер, ВВС США, майор РА (январь 2004 г.). «Асимметричное преимущество Америки: полезность авиации в новой стратегической среде». Оборонные исследования . 4 (1): 87–113. doi : 10.1080/1470243042000255281 .
  99. ^ Шмитт, Эрик (17 июня 1991 г.). «Военно -морской флот смотрит с завистью на дисплее Air Force Stealth» . New York Times . Получено 24 апреля 2010 года .
  100. ^ Лабуй, Ванесса (18 апреля 2003 г.). «Нейтхоукс вернется домой» . Военно -воздушные силы . ВВС США . Получено 30 марта 2024 года .
  101. ^ «Иметь синюю и стелс -технологию» . www.darpa.mil . Дарпа . Получено 30 марта 2024 года .
  102. ^ Haulman, Даниэль. «Аберрации в Ираке и Афганистане» . Журнал Air & Space Force . Получено 30 марта 2024 года .
  103. ^ Мартин, Дэвид (19 марта 2013 г.). «Бывший офицер CIA на забастовке, который мог бы предотвратить войну в Ираке - CBS News» . www.cbsnews.com . CBS . Получено 12 марта 2024 года .
  104. ^ Кинкаде, Марк (7 июля 2003 г.). "Первый выстрел". Воздушный человек . 47 (7): 24–29.
  105. ^ Фулгум, Дэвид А. (21 декабря 2001 г.). «Затраты на бомбардировку возрождаются в операциях Афганистана». Авиационная неделя и космическая технология . 155 (24): 38.
  106. ^ Tiron, Roxana (22 февраля 2006 г.). «База ВВС Нью -Мексико в Crossroads» . Холм . Архивировано из оригинала 1 июня 2017 года . Получено 11 марта 2009 года .
  107. ^ «Программное бюджетное решение 720» (PDF) . Министерство обороны. Архивировано из оригинала (PDF) 26 сентября 2007 года.
  108. ^ Ши, Кристофер (4 февраля 2007 г.). «Теперь ты это видишь ...» Бостон Глоб . Получено 11 марта 2009 года .
  109. ^ «Пилотная школа F-117 закрывается» . ВРЕМЯ ВВС . Архивировано из оригинала 17 июля 2012 года . Получено 20 января 2007 года .
  110. ^ Бейтс, Мэтью (28 октября 2006 г.). «F-117: длинная легендарная история, которая вот-вот закончится» . ВВС США.
  111. ^ Подпрыгнуть до: а беременный Барьер, Терри (16 марта 2007 г.). «F-117A пенсионный горький случай». Aerotech News и Review .
  112. ^ Согласно заявлению ВВС США, «воздушное судно в хранении типа 1000 должно быть поддержано до тех пор, пока не будет отозвано на активное обслуживание, если возникнут необходимость. Самолеты типа 1000 называются Inviolate, что означает, что они обладают высоким потенциалом для возвращения к статусу полета и Никакие детали не могут быть удалены из них.
  113. ^ Подпрыгнуть до: а беременный Logan 2009 Pp.45-188
  114. ^ Па, Питер (23 апреля 2008 г.). «Стелс -бойцы вылетают с радара» . Los Angeles Times . Получено 27 апреля 2008 года .
  115. ^ Logan 2009 с. 154
  116. ^ Радеки, Алан (8 августа 2008 г.). «Финальная формация F-117» . Flight International . Получено 11 марта 2009 года .
  117. ^ «410th Flts 'Baja Scorpions» закрывает историческую главу » . ВВС США. 5 августа 2008 года. Архивировано с оригинала 3 марта 2012 года.
  118. ^ Logan 2008 с. 66
  119. ^ Подпрыгнуть до: а беременный «F-117 Nighthawk Archives» . Журнал Air & Space Force . Получено 1 апреля 2024 года .
  120. ^ Подпрыгнуть до: а беременный в Д'Урсо, Стефано (10 января 2023 г.). «Военно-воздушные силы США хотят, чтобы F-117 летал до 2034 года» . Авиационный . Получено 18 января 2023 года .
  121. ^ Леоне, Дарио (11 апреля 2019 г.). « Один из F-117, тайно развернутых на Ближнем Востоке, чтобы принять участие в Оире, совершившей аварийную посадку в Кувейте»,-говорит журнал Scramble » . Aviation Geek Club . Получено 13 апреля 2019 года .
  122. ^ «Вот F-117 об их историческом развертывании Фресно в этих потрясающих снимках» . Драйв . 16 сентября 2021 года.
  123. ^ Rogoway, Тайлер (13 сентября 2021 года). «F-117 выступают в аэропорту Фресно, чтобы тренироваться против местных F-15» . Драйв . Получено 13 сентября 2021 года .
  124. ^ Rogoway, Тайлер (23 января 2022 года). «F-35 и F-117 заметили полеты с таинственной зеркальной кожей» . Драйв . Получено 19 февраля 2022 года .
  125. ^ Киллиан, Майк (7 мая 2022 г.). «F-117 Nighthawk в ближайшее время в Sentry Savannah 2022» . YouTube .
  126. ^ «Самые потрясающие фотографии F-117, которые мы видели с момента его« выхода на пенсию » . Военная зона. 4 февраля 2024 года.
  127. ^ Подпрыгнуть до: а беременный «Военно-морской флот все еще не заинтересован в F-117N; Jast Plan The завтра». Аэрокосмическая ежедневная . 167 (52): 426. 1993.
  128. ^ "Вариант самолета" . F-117A.com , 14 июля 2003 г. Получено 7 ноября 2010 г.
  129. ^ Подпрыгнуть до: а беременный Марокко, Джон Д. (1994). «Lockheed возвращается в военно-морской флот с новым дизайном F-117N». Авиационная неделя и космическая технология . 140 (10): 26.
  130. ^ «Lockheed Martin нацелен на RAF и USN для F-117». Flight International . 28 июня 1995.
  131. ^ Rogoway, Тайлер (3 января 2017 года). «Рейган пригласил Тэтчер присоединиться к программе Top Secret F-117» . Драйв .
  132. ^ «Skunk Works Officing Touts A/F-117X как вариант Stealth». Аэрокосмическая ежедневная . Тол. 171, нет. 56. 1994. С. 446.
  133. ^ "F-117 организации" . F-117 Ассоциация истребителей Stealth . Получено 2 июля 2024 года .
  134. ^ «Холломан восстанавливает F-117 Nighthawk» . Holloman Air Lists Base . Получено 31 марта 2017 года .
  135. ^ «F-117 Nighthawk/79-10781» . Национальный музей ВВС США . Получено 19 сентября 2016 года .
  136. ^ Rogoway, Thomas Newdick и Tyler (18 июня 2021 года). «Почему F-117 совершил свой первый полет в пастельном камуфляже 40 лет назад сегодня» . Зона военных действий . Получено 21 февраля 2024 года .
  137. ^ «Один из четырех существующих F-117 возвращается в Эдвардс» . Эдвардсская база ВВС. 13 июня 2012 года. Архивировано с оригинала 22 апреля 2014 года.
  138. ^ «Серийные списки F-117A» . F-117A.com . Получено 13 ноября 2020 года .
  139. ^ Уилсон, Алан (29 февраля 2016 г.). «Lockheed F-117a Nighthawk [80-0785]» . Получено 21 февраля 2024 года .
  140. ^ Леоне, Дарио (25 мая 2023 г.). «Музей авиации получает F-117A Nighthawk» дельта «Дельта рассвет » . Aviation Geek Club . Получено 8 января 2024 года .
  141. ^ Подпрыгнуть до: а беременный Охотник, Джейми (6 августа 2020 г.). «Разбитый F-117 Nighthawk прибывает в Hill Aerospace Museum прямо из Тонопа» . Драйв . Получено 10 августа 2020 года .
  142. ^ Тревитик, Джозеф; Rogoway, Тайлер (8 ноября 2019 г.). «Потрясающее видео и фотографии Skunk Works, готовящих F-117 для библиотеки Рейгана» . Драйв . Получено 10 августа 2020 года .
  143. ^ «Фактические таблицы самолетов: Lockheed F-117» . Aviamagazine.com . Получено 21 февраля 2024 года .
  144. ^ Янсен, Шон (29 июля 2022 года). «Однажды самолет из американского стелса прибывает в музей Castle Air» . Merced Sun-Star . Получено 8 августа 2022 года .
  145. ^ Леоне, Дарио (11 октября 2023 г.). «F-117, который снял первую бомбу в пустынном шторме, чтобы прибыть в музей вечнозеленой авиации и космоса» . Aviation Geek Club . Получено 21 февраля 2024 года .
  146. ^ «Проект: Получить Шаба (817) домой», архивировав 8 июня 2020 года на машине Wayback . Каламазу воздушный зоопарк. Получено 8 июня 2020 года
  147. ^ «Авиакомпании современного возраста [ sic ] | Музей аэрокосмической и науки Air Zoo Air | Kalamazoo, Mi» . www.airzoo.org . Получено 1 ноября 2023 года .
  148. ^ "Без названия Facebook Post" . www.facebook.com . Стаффордский воздушный и космический музей . Получено 13 июля 2024 года .
  149. ^ Подпрыгнуть до: а беременный "F-117a" Nighthawk " . Стратегическое воздушное командование и аэрокосмический музей . Получено 18 июня 2021 года .
  150. ^ Сенсиотти, Дэвид (11 октября 2020 г.). «Смотрите F-117 Stealth Jet #833« Черный дьявол ». Получите салют для воды, прибывающий в Музей воздуха Палм-Спрингс» . Авиационный . Получено 20 октября 2020 года .
  151. ^ Дейли М. «Лента раскрывает скрытность нашего украинского приятеля» . Ежедневные новости . Архивировано из оригинала 4 июня 2011 года . Получено 2 января 2008 года .
  152. ^ «DOD 4120.15-L: Обозначение модели военных аэрокосмических транспортных средств» (PDF) . Министерство обороны США. 12 мая 2004 г. с. 18. Архивировано из оригинала (PDF) 30 сентября 2007 года . Получено 20 января 2007 года .
  153. ^ Роудс, Джеффри П. (июль 1990 г.). "Черный самолет" . Журнал ВВС . Тол. 73, нет. 7 ​Получено 20 января 2007 года .
  154. ^ Грешам, Джон Д. (21 января 2011 г.). «Война в Персидском заливе 20: выходя из тени» . DefensemedianetWork.com . Получено 1 августа 2011 года .
  155. ^ «Призрак - арабское слово» . Арабский .
  156. ^ «F-117A: часто задаваемые вопросы» . Архивировано с оригинала 8 марта 2001 года.
  157. ^ Aronstein and Piccirillo 1997, [ страница необходима ] .
  158. ^ Ганстон и Гилкрист 1993, с. 282-283.
  159. ^ Подпрыгнуть до: а беременный в «F-117 Nighthawk Fast Facts» (PDF) . Локхид Мартин. Ноябрь 2019 года. Архивировал (PDF) с оригинала 20 января 2020 года.
  160. ^ Леднисер, Дэвид. «Неполное руководство по использованию аэродинамического профиля» . m-selig.ae.illinois.edu . Получено 16 апреля 2019 года .
  161. ^ "F-117a Nighthawk" . Федерация американских ученых . Архивировано с оригинала 1 апреля 2014 года . Получено 13 ноября 2010 года .
  162. ^ «Омаха приветствует новиков» . ufl-football.com. Архивировано из оригинала 9 мая 2010 года . Получено 21 февраля 2024 года .

Библиография

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Аронштейн, Дэвид С. и Альберт С. Пиччирилло (1997). Иметь синий и F-117A . Рестон, Вирджиния, США: AIAA . ISBN  978-1-56347-245-9 .
  • Фиск, Роберт (2005). Великая война за цивилизацию: завоевание Ближнего Востока . Нью -Йорк, США: Альфред Кнопф. ISBN  978-1-84115-007-9 .
  • Грант, Р.Г. и Джон Р. Дейли (2007). Полет: 100 лет авиации . Харлоу, Эссекс, Великобритания: DK Adult. ISBN  978-0-7566-1902-2 .
  • Дженкинс, Деннис Р.; Лэндис, Тони Р. (2008). Экспериментальный и прототип истребителей ВВС США . Северный филиал, Миннесота, США: Специальная пресса. ISBN  978-1-58007-111-6 .
  • Sun, andt (1990). F-117A Stealth Fighter . Гонконг: Concord Publications Co. ISBN  978-962-361-017-9 .
  • Винчестер, Джим, изд. (2004). "Lockheed F-117". Современные военные самолеты (Aviation FactFile) . Рочестер, Кент, Великобритания: Grange Books Plc. ISBN  978-1-84013-640-1 .
  • Великий скрытый и разведывательный самолет в мире . Нью -Йорк, США: Smithmark Publishing. 1991. ISBN  978-0-8317-9558-0 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 8dfd6002091c60825de5fb6c83f84881__1726837200
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/8d/81/8dfd6002091c60825de5fb6c83f84881.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Lockheed F-117 Nighthawk - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)