Османская одежда
![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( Июль 2011 г. ) |

Османская одежда или османская мода — это стиль и дизайн одежды , которую носили во времена Османской империи .
Османский период
[ редактировать ]


В то время как обитатели дворца и двора одевались роскошно, простые люди заботились только о том, чтобы прикрыться. Начиная с правления Сулеймана Великолепного , администраторы приняли законы о роскоши, касающиеся одежды мусульман , христиан , еврейских общин, духовенства, торговцев, а также государственных и военных чиновников, которые особенно строго соблюдались во время правления Сулеймана Великолепного.
В этот период мужчины носили верхнюю одежду, такую как «минтан» (жилет или короткая куртка), «зибин», « шалвар » (брюки), « кушак » (пояс), «потур», энтари или кафтан (длинный халат). « калпак », « сарык » на голове и « чарык », чизме (сапоги), « чедик » или «йеменский» на голове. ноги. Администраторы и богатые люди носили кафтаны с меховой подкладкой и вышивкой, тогда как средний класс носил « куббе » (халат средней длины) или « хирка » (короткий халат или туника). Бедняки носили чепкен или елек (жилет) без воротника.
Женской повседневной одеждой были шальвар (брюки), гёмлек (сорочка), доходившая до середины икры или щиколотки, короткая приталенная куртка, называемая зыбин, и пояс или пояс, завязанный на талии или чуть ниже. Для официальных случаев, таких как посещение друзей, женщина добавляла энтари или кафтан, длинную одежду, которая разрезалась, как зибин, за исключением длины. И зыбин, и кафтан застегивались до пояса, оставляя юбки открытыми спереди. Оба предмета одежды также имели пуговицы до горла, но часто застегивались только до нижней части бюста, оставляя одежду открытой над бюстом. Вся эта одежда могла быть яркой расцветки и с рисунком. Однако, когда женщина выходила из дома, она прикрывала свою одежду ферацем — темным, скромного покроя халатом, застегнутым до самого горла. Она также закрыла волосы и лицо парой вуали.
Головной убор был самым мощным индикатором социального статуса мужчины. В то время как простолюдины носили « кулы », покрытые «абани» или «йеменскими», мужчины более высокого ранга носили самые разнообразные тюрбаны.
Политические кризисы 17 века отразились в хаосе в одежде. Чрезмерно роскошная тяга к потреблению и показухе в эпоху тюльпанов продолжалась до 19 века. Попытки модернизации Махмуда II в 1830-х годах сначала оказали влияние на государственный сектор. В то время как « сарык » был заменен « феской », люди, работавшие в Блистательной Порте, стали носить брюки, «сетре» и «потин».
Головной убор
[ редактировать ]Османские головные уборы указывали на статус и род занятий владельца. Королевские тюрбаны могли быть украшены перьями в орнаментальной эгрете . Начиная с XIX века султаны стали носить вместо тюрбанов фески . Дочери султанов при замужестве получали роскошные украшения, в том числе диадемы или вуали со вкрапленными в них драгоценностями. Императорские и знатные дамы также закрывали головы небольшими носовыми платками, а лица – вуалью из брюссельской сетки. [ 1 ]
В то время существует не так много записей о женской одежде, но произведения искусства могут дать некоторое представление. Головные уборы обычно представляли собой высокие остроконечные шляпы с прикрепленной к ним вуалью, которая закрывала лица во время прогулок. На изображениях султан их одежда в основном сфабрикована с небольшими отсылками к тому, что на самом деле носили османские женщины. На портрете Роксоланы она изображена в головном уборе в форме коробочки с декоративными драгоценностями по краю. Хотя ее головной убор иллюстрирует популярные в то время стили османских женских головных уборов, ее одежда остается очень похожей на одежду в европейском стиле. Это был популярный способ изображения женщин, особенно султанш. [ 2 ]
На изменения в османской женской одежде повлияли многие факторы, в том числе стоимость материалов и фирм или королевских деклараций. В начале 18 века женщины из высшего сословия начали носить паранджу — вуаль, закрывавшую лицо при выходе из дома. Со временем чадра стала более прозрачной и широкой, с серебряной вышивкой. По мере того, как в женскую одежду вносилось все больше изменений, чадра и ферасы стали рассматриваться не как одежда, закрывающая тело, а скорее как декоративные и орнаментальные стили.
В 19 веке в женской одежде произошли более радикальные изменения. Йеменцы, или платки, были настолько тонкими, что их волосы были почти полностью видны. Другая традиционная одежда сочетала в себе турецкую и европейскую моду.
Во время Первой мировой войны турецкие женщины начали носить платки, завязанные ниже подбородка, вместо карсафа — платья, похожего на халат, которое закрывало все тело и голову, за исключением глаз. [ 3 ]
Танзимат период
[ редактировать ]В периоды « Танзимат » и «Мешрутиет» в 19 веке простые люди, все еще носившие традиционную одежду, резко контрастировали с администраторами и богатыми, носившими «редингот», куртку, жилет, бойунбаги (галстук), «минтан», острый - туфли с острым носком и на высоком каблуке. Женская одежда османского периода в «особняках» и дворцовых дворах включала «энтари», «кушак», «шалвар», «башёрту» и «фераче» XIX века без особых изменений.
В XVI веке женщины носили на голове двухслойные длинные бархатные шали «энтари» и «тюль». Их верхняя одежда состояла из «фераце» и «йелдирме». Упрощение в 17 веке проявилось во внутреннем «энтари», который носили под одеждой в форме кафтана с короткими рукавами и соответствующим поясом.
Женская одежда становилась все более эффектной и экстравагантной в сочетании с украшенными пучками волос и пошивом одежды. В этот период началось портняжное дело в его настоящем смысле. Ощущение женской одежды в первую очередь зародилось в крупных жилых центрах, таких как Стамбул и Измир, в 19 веке, и женщины постепенно начали участвовать в общественной жизни вместе с движением вестернизации. Пера стала центром моды, а моде Парижа следовали портные греческого и армянского происхождения. В период правления Абдул-Хамида II «фераче» (скрывающая верхняя одежда, имеющая форму скромного варианта домашнего платья) была заменена «чаршафом» разных стилей. Однако жители сельской местности продолжали носить традиционную одежду.
-
Посол Ахмед Фетхи-паша в западной одежде, 1835 год.
-
Дипломат Ахмед Мухтар-бей в западной одежде, 1844 год.
-
Фатма Алие Топуз была одной из первых за права женщин активисток , на протяжении всей своей общественной жизни появлявшейся в западной одежде.
-
Западная одежда была принята администраторами и богатыми людьми в период Танзимата (изображенный человек - Салих Зеки- бей).
Османское влияние на западную женскую одежду
[ редактировать ]
Взаимодействия между османами и британцами происходили на протяжении всей истории, но в 18 веке число европейских посетителей и жителей Османской империи заметно увеличилось, а в 19 веке их число резко возросло. [ 4 ] Таким образом, мода является одним из методов измерения возросшего взаимодействия. Исторически сложилось так, что в одежде европейцев больше разграничивалось мужское и женское платье. Чулки и брюки предназначались для мужчин, а юбки – для женщин. [ 5 ] И наоборот, в Османской империи мужская и женская одежда была более схожей. Обычным предметом одежды, который носили оба, был шальвар, объемное нижнее белье из белой ткани, по форме напоминающее то, что сегодня называют «шаровары». [ 6 ] Для британских женщин, путешествующих по Османской империи, шальвар быстро стал символом свободы, поскольку они заметили, что османские женщины имеют больше прав, чем британские женщины. Леди Мэри Уортли Монтегю (1689–1762), жена британского посла в Константинополе, отметила в своих письмах посольства Турции , что османские женщины «обладают законными правами собственности и защитой, которые намного превосходят права западных женщин». [ 7 ] Эти женщины-путешественницы часто получали более близкое представление об османской культуре, поскольку, будучи женщинами, они имели более легкий доступ к гаремам мусульманской элиты, чем мужчины. [ 8 ] Шальвар успешно распространился в Европе в конце 19 века, когда различные женщины-суфражистки и феминистки использовали Шальвар как символ эмансипации. Другие выдающиеся британские женщины, такие как леди Джейни Арчибальд Кэмпбелл (1845–1923) и леди Оттолайн (Вайолет Энн) Моррелл (1873–1938), носили шальвар «в попытке символизировать их отказ от традиционных британских стандартов и половых различий». [ 9 ] Шальвар также распространился за пределы Европы, когда Амелия Дженкс Блумер модифицировала эти «турецкие брюки», чтобы создать американские « шаровары ». [ 10 ]
Еще одна область, в которой османы повлияли на женскую западную одежду, заключалась в многослойности. Первоначально многослойная одежда имела практическое применение для предков Османской империи, которые были кочевниками-скотоводами и наездниками, которым нужно было носить многослойную одежду, чтобы адаптироваться к изменяющимся температурам. [ 11 ] Когда возникла Османская империя, многослойность одежды определяла пол, класс или ранг человека в определенных общинах, а также демонстрировала множество роскошных тканей, тем самым сигнализируя о богатстве и статусе. Наслоение имело и духовное значение. В исламском искусстве наложение различных узоров представляет собой духовную метафору божественного порядка, который кажется непонятным, но на самом деле запланирован и осмыслен. [ 11 ]
В Европе в 16 веке юбки стали иметь многослойный вид. До 16 века юбки имели разрез только внизу, но теперь разрез делил переднюю часть юбки пополам, обнажая контрастный слой под ней. Часто нижний слой сочетается с многослойным рукавом. [ 12 ] Свисающие рукава также были европейской концепцией, заимствованной у османов, хотя они прибыли в Европу намного раньше, чем многослойные юбки. В XII веке религиозные и ученые народы носили пальто с свисающими рукавами, похожие на внешние кафтаны в турецком стиле. Эти свисающие рукава означали, что под внешним слоем можно было видеть второй слой ткани. [ 12 ] Хотя висячие рукава присутствовали в Европе с XII века, они не избежали восхищения леди Мэри Монтегю в XVIII веке. В письме от 10 марта 1717 года она писала графине Марабут Хафиз (Хафса) Султан, женщине, которая была фавориткой свергнутого султана Мустафы: «Но ее платье было чем-то удивительно богатым, что я не могу удержаться, чтобы описать его она носила жилетку, называемую donalmá, которая отличается от кафтана длинными рукавами и складками по низу. Она была из пурпурного сукна, прямо по ее форме, и плотно посаженная с обеих сторон. до самых ног и вокруг рукавов — жемчуг самой лучшей воды, такого же размера, как обычно бывают пуговицы». [ 13 ]
республиканский период
[ редактировать ]Общие стили одежды, преобладавшие в середине XIX века, навязанные религиозными причинами, вступили в фазу трансформации в республиканский период. В этот период реформа «шапка» и последующая реформа «килык кыафет», реализованная под руководством Мустафы Кемаля Ататюрка в Кастамону в 1925 году, оказала полное влияние на Стамбул. Женские «чаршаф» и «пече» были заменены пальто, шарфом и шалью. Мужчины стали носить шляпы, куртки, рубашки, жилеты, галстуки, брюки и туфли. В процессе индустриализации 1960-х годов женщины вошли в трудовую жизнь, и на смену портным пришла промышленность готовой одежды. проявляется как в социальном, так Концепция современной моды, как и во всем мире, в Турции и в экономическом измерении.
Современное использование
[ редактировать ]Современные турецкие дизайнеры, такие как Рифат Озбек , Джемиль Ипекчи, Вурал Гёкчайлы, Йылдырым Майрук, Садык Кызылагач, Хакан Эльябан и Бахар Корчан, черпают вдохновение в исторических османских проектах, а османские или османские узоры важны для турецкой текстильной промышленности.
Галерея
[ редактировать ]Религиозное облачение (1878 г.)
-
Еврейский раввин
-
Армянский православный патриарх
-
Греческий православный священник
-
Турецкий мусульманский алим
-
Активный дервиш
Обычные люди (1878)
-
турецкий крестьянин
-
Турецкий Зейбек
-
Турецкий мужчина
-
Турецкая женщина дома
-
Завуалированная турчанка
-
Портье
-
турецкий мальчик
-
турецкий мальчик
-
Турецкая девушка
-
Цыганка
-
Мужчины на борту парома
-
Мужчины на борту парома
-
Женщина на открытом воздухе
Народные костюмы 1873 года.
[ редактировать ]-
1. Бюргер из Константинополя
2. Айвас (слуга) -
1. Цайкджи (лодочник)
2. Сакка (водонос)
3. Портер -
1 и 2. Турецкие дамы из Константинополя
3. Турецкий школьник -
1. Армянская невеста
2. Еврейка из Константинополя
3. Греческая девочка
-
1. Мусульманский житель Эдирне
2. Мусульманский всадник из Эдирне
3. Христианский ремесленник из Эдирне
-
1: Болгарин из Софии
2. Болгарка из Софии
- Провинция Призрен; Провинция Скутари
-
1: Ходжа из Шкодера
2. Христианский священник из Шкодера. -
1: Мусульманка из Шкодера
2. Христианка из Шкодера
3. Крестьянка из Малиссора -
1: Мусульманин из Шкодера
2. Мусульманка из Шкодера -
1: Кристиан из Шкодера
2. Христианка из Шкодера -
1: Пастух и крестьянка из Малиссора.
-
1: Арнаут из Янины (средний класс)
2. Арнаут из Янины (низший класс) -
1: Валашская ( Арумынская ) женщина из Янины.
2. Христианка из Превезы
3. Крестьянка из окрестностей Трикалы.
-
1. Жительница христианской деревни из Ханьи.
2. Житель деревни-христианин из Ханьи
3. Жительница Сфакии
-
1. Мужчина и женщина-мусульманин-ремесленник из Чанаккале.
-
1. Женщина Йорук из Биги
2. Христианка с Хиоса
3. Христианка с Лемноса -
1. Мусульманин с Родоса
2. Мусульманка с Родоса -
1. Еврей с Родоса
2. Еврейка с Родоса
-
1. Крестьяне из Бурсы (в свадебной одежде)
2. Шестерка (конюх) -
1. Еврей и еврейка из Бурсы
-
1. Мусульманка из Манисы
2. Мусульманка из Измира
-
1. Armenian Priest from Konya
2. Mullah from Konya
3. Греческий священник из Коньи.
-
1. Башибузук из Анкары
2. Крестьянин-мусульманин из окрестностей Анкары
3. Крестьянка-мусульманка из окрестностей Анкары -
1. Курдка из окрестностей Йозгата
2. Ремесленница-христианка из Анкары.
3. Мусульманка-ремесленница из Анкары.
-
1. Мусульманка из Трабзона (домашнее платье)
2. Мусульманка из Трабзона (верхнее платье)
-
1. Мусульманка из Диярбакыра.
2. Христианка из Диярбакыра
3. Курдка из Палу -
1. Мусульманка из Сента (домашняя одежда)
2. Мусульманка из Сента (верхняя одежда)
3. Курдка из Элязыга
-
1. Христианка из Бейрута (летнее платье)
2. Мусульманка из Бейрута
3. Христианка из Бейрута (зимнее платье) -
1. Мусульманин из Ливана
2. Мусульманка из Ливана -
1. Христианка из Захле (Ливан)
2. Христианка из Згарты (Ливан)
3. Женщина-друза из Ливана -
1. Бедуины из Горного Ливана .
2. Бедуинка из Ливана -
1. Женщина-феллах из Дамаска
2. Женщина-друза из Дамаска
3. Дама из Дамаска -
1. Christian artisan from Belka
2. Artisan woman from Belka
3. Крестьянка-мусульманка из окрестностей Белки. -
1. Shopkeeper from Belka
2. Fellah from around Belka
3. Muslim artisan from Belka -
1. Еврей из Иерусалима
2. Еврейка из Иерусалима -
1. Арабская дама из Иерусалима
2. Феллахи со всего Иерусалима
3. Женщина-феллах из окрестностей Иерусалима.
- Вилайеты Багдада ; Хиджаз ; Йемен ; Триполитания
-
1. Кабилы ( племени Харб окресности Медины)
2. Кабилка из племени Харб (окрестности Медины)
3. Мусульманка из Джедделе (окрестности Мекки)
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Ирепоглу, Гюль (2012). Императорские украшения Османской империи: читаем историю через украшения . Фейза Хауэлл. Стамбул. ISBN 978-605-5488-14-7 . OCLC 815521945 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Мадар, Хизер (2011). «До одалиски: изображения элитных османских женщин эпохи Возрождения» . Женщины раннего Нового времени . 6 : 1–41. дои : 10.1086/EMW23617325 . ISSN 1933-0065 . JSTOR 23617325 . S2CID 164805076 .
- ^ Коч, Фатма; Коджа, Эмине (январь 2007 г.). «Процесс вестернизации османской женской одежды: 18-20 века» . Азиатский журнал женских исследований . 13 (4): 57–84. дои : 10.1080/12259276.2007.11666035 . ISSN 1225-9276 . S2CID 155237364 .
- ^ Шарлотта Йирусек. Османские костюмы: от текстиля к айдентике . С. Фарохи и К. Нойман, изд. Стамбул: Эрен Паблишинг, 2005.
- ^ Инал, Онур. «Женская мода в переходный период: османские пограничья и англо-османский обмен костюмами». Журнал всемирной истории 22.2 (2011): 243–72. Веб. п. 234
- ^ Инал, с. 252
- ^ Йироусек, с. 8
- ^ Инал, с. 264
- ^ Инал, с. 258
- ^ Йироусек, с. 9
- ^ Jump up to: а б Йирусек, г. 2
- ^ Jump up to: а б Йирусек, г. 12
- ^ Инал, с. 253
Ссылки
[ редактировать ]- Фейзи, Мухаррем. Старая турецкая одежда и красивые стили одежды .
- Кочу, Решат Экрем (1967). Словарь турецкой одежды и украшений . Анкара: Шумербанк.
- . Кючукерман, Ондер (1966). . Исторические источники турецкой швейной промышленности . Стамбул: GSD Dış Ticaret AŞ.
- Радуйся, Нуреттин (1990). Взгляд на тринадцать веков истории турецкой одежды . Анкара: Министерство культуры Турции.
- . Туглак, Парс (1985). Женщины Османского дворца . Стамбул: Издательство Cem.