Славянская исконная вера в России
![]() Свадебная церемония Союза славянских общин коренных народов | |
Общая численность населения | |
---|---|
Миллионы (в России), 5 000–10 000 (в Украине), 7 000–10 000 (в Польше) | |
Основатель | |
Valery Yemelyanov (Velemir) , Alexey Dobrovolsky (Dobroslav) , and others | |
Религии | |
Этническое неоязычество | |
Языки | |
Русский |
Часть серии о |
Славянская Родная Вера |
---|
![]() |
Славянская исконная вера или славянское неоязычество в России по-разному называемое родноверием , православием , славянством и ведизмом ) ( в стране [ 1 ] ) широко распространена, по некоторым оценкам исследовательских организаций, которые считают, что число русских родноверов исчисляется миллионами. Население Родновера, как правило, имеет высокое образование, и многие из его представителей являются интеллектуалами, многие из которых занимаются политической деятельностью как на правом, так и на левом фланге политического спектра. Отдельные движения, возникшие внутри русского родноверия, включают различные доктринальные рамки, такие как анастасианство , аутентизм , бажовизм , ивановизм , кандыбаизм , левашовизм , петербургский ведизм , славяно-горское родноверие , Всеясветная грамота , путь великого совершенства, путь Трояна и инглизм. , а также различные попытки конструирования специфических этнических родноверий, таких как кривичи-родновери , мерянские родновери , вятич-родновери . Родноверие в России также находится под влиянием и, в свою очередь, влияет на движения, уходящие своими корнями в русский космизм и идентифицирующие себя как принадлежащие к той же ведической культуре, такие как рерихизм и благоверие (русский зороастризм).
История
[ редактировать ]Русская диаспора и СССР
[ редактировать ]
В середине 20 века среди белоэмигрантов появились авторы, пишущие неоязычества. Среди них были Александр Куренков (псевдоним — Ал. Кур, 1891—1971) и писатель Юрий Миролюбов (1892—1970), впервые публиковавшийся в 1953—1957 годах в журнале «Жар-птица» ( Сан-Франциско ). Миролюбову принадлежит также ряд псевдоисторических произведений, в том числе книга "Ригведа и язычество", Куренкову - книга "Из истинной истории наших предков". Близким к ним был также биолог Сергей Лесной (настоящее имя С. Я. Парамонов, 1894–1967), автор книг «История русских в неизвращенном виде» (1953–1960) и «Книга Влесова, языческая летопись». ДоОлеговской Руси: История находки, текст и комментарий (1966). [ 2 ] [ 3 ] Нет никакой информации о существовании вокруг них какого-либо неоязыческого движения.
Одним из переводчиков «Книги Велеса» на русский язык был Борис Ребиндер, инженер из города Руа во Франции, уроженец России, также увлекавшийся «предысторией славян». [ 2 ] [ 4 ] Ребиндер отправил произведения Миролюбова Виктору Безверхому, одному из первых идеологов русского неоязычества, и другим российским сторонникам неоязычества. Ребиндер направил материалы по «Книге Велеса» в Отдел древнерусской литературы Института русской литературы Академии наук СССР . [ 2 ] В 1993 году вышла его книга на украинском языке, содержащая апологетику Велесовой книги. [ 4 ]
В СССР «Книга Велеса» получила широкую известность благодаря программной статье «Витязи» (1971) члена «Русской партии» поэта Игоря Кобзева, увлекавшегося русским язычеством и противопоставлявшего его «насильно насаждённому». Христианство, которое якобы нанесло непоправимый вред исконной русской культуре. Статья была направлена против искажений русского языка и русской истории некоторыми недоброжелателями, тогда как на самом деле, по мнению Кобзева, «русский народ, как и русский язык, имеет бесконечно глубокие корни, уходящие в самые туманные дали тысячелетия». автор также призывал к борьбе с сионизмом. Кобзев потребовал публикации текстов «Книги Велеса» (1977 г.) и опубликовал поэтические переводы некоторых ее отрывков (1982 г.). [ 4 ]
Начало полемике в СССР вокруг «Книги Велеса» положила статья неоязычника [ 4 ] авторы Валерий Скурлатов и Н. Николаев (1976), опубликованные в популярном еженедельнике «Неделя». Эти авторы утверждали, что произведение представляет собой «таинственную летопись», позволяющую по-новому взглянуть на время возникновения славянской письменности, пересмотреть научные представления об этногенезе, уровне общественного развития, мифологии славян. Также в 1976 году газета «Неделя» опубликовала подборку восторженных отзывов о «Книге Велеса», в том числе с обвинениями в адрес лиц, которые якобы стремятся молчанием «отстранить» читателей и писателей от выдающегося произведения. [ 5 ]
Современное российское неоязычество оформилось во второй половине [ 6 ] 1970-х годов и связан с деятельностью антисемитских сторонников московского арабиста Валерия Емельянова (неоязыческое имя - Велемир) и бывшего диссидента и неонацистского активиста Алексея Добровольского (неоязыческое имя - Доброслав). [ 4 ]
В 1957 году, под влиянием революции в Венгрии (1956) , Добровольский создал Русскую национал-социалистическую партию и позже был заключен в тюрьму. С 1964 года сотрудничал с Национальным союзом русских солидаристов . 5 декабря 1965 года организовал демонстрацию на Пушкинской площади. В 1968 году он участвовал в «Суде четырёх» . В 1969 году Добровольский купил библиотеку и погрузился в историю, эзотерику и парапсихологию.
В 1989 году вместе с Валерием Емельяновым Добровольский принял участие в создании «Московской славянской языческой общины», которую возглавил Александр Белов (Селидор), и утвердил восьмилучевой «Коловрат» как символ «возрождающегося язычества». " Община была основана при Славяно-Горицком клубе борьбы. В 1990 году Белов исключил Емельянова, Добровольского и их сторонников из общины за политический радикализм. [ 4 ]
С 1990 года Добровольский сотрудничал с неоязыческой Русской партией Корчагина. Добровольский провел первый массовый обряд имянаречения, получивший распространение в Родноверии. Затем он удалился в заброшенное село Весенёво Кировской области , где жил отшельником и проводил летние каникулы Купалы. Возглавил «Русское освободительное движение» (РОД). [ 7 ] [ 8 ]
Функции
[ редактировать ]В русском неоязычестве идея еврейско-хазарского происхождения князя Владимира Великого популярна , объясняющая, почему он ввел христианство , якобы орудие порабощения «ариев» евреями. Роман Шиженский выделяет неоязыческий миф о Владимире и характеризует его как один из самых «одиозных» неоязыческих исторических мифов и один из главных русских неоязыческих мифов по мировоззренческому значению. Автором этого мифа является Валерий Емельянов, один из основоположников российского неоязычества, изложивший его в своей книге «Десионизация» (1970-е).
Владимир был сыном князя Святослава от Малуши, экономки его матери, княгини Ольги. Емельянов рассказал, что имя Малуша происходит от еврейского имени Малка. Он утверждал, что отцом Малуши был «раввин» — раввин, носивший также еврейское имя Малк. «Нестеровская цензура» христианского периода, осуществленная в отношении существовавших дохристианских летописей, по мнению Емельянова, исказила «равбинича» по отношению к Владимиру в «робичича» (сына рабыни – Малуши). Емельянов писал, что Владимир виновен в убийстве брата Ярополка и узурпации власти.
При этом, по словам Емельянова, он прошел «школу узурпатора», когда находился на двухлетней стажировке в странах Западной Европы. В царствование Владимира на Руси впервые появляются идолы и практикуются человеческие жертвоприношения (вопреки «арийской» вере); десять лет идолопоклонства и вызванное этим недовольство народа подготовили почву для крещения.
У Емельянова миф о Владимире позаимствовал другой основоположник русского неоязычества Алексей Добровольский (Доброслав). Добровольский в соответствии со своими взглядами выделил антигероев русской истории. Центральное место в этом черном списке отводилось князю Владимиру Великому. Доброслав повторил без изменений первую часть этого мифа и дополнил новыми подробностями вторую часть мифа о подвигах Владимира. Владимир Истархов, помимо мифа о Владимире, утверждает, что князь уничтожил «Славянскую летопись», «Подробную летопись Российской империи» и ввел запрет на русскую историю до крещения. Процесс крещения Руси представлен христианским геноцидом.
Неоязыческий миф о Владимире с различными изменениями воспроизводился другими неоязыческими авторами. В. М. Демин повторил мысли об огромных человеческих жертвах, с которыми осуществлялась христианизация Руси, и об уничтожении христианами богатства памятников дохристианской письменности . Один из неоязыческих авторов Лев Прозоров, повторяя миф о Владимире, обвинил князя в предательстве веры предков. Миф о Владимире получил распространение среди авторов различных русских неоязыческих статей и сочинений.
С. Мальцев пишет: «Малуша — дочь последнего хазарского царя, женившись на Рогнеде, Владимир совершил тягчайшее расовое преступление» (заключил межрасовый брак ). В художественной литературе миф о Владимире отражен, в частности, в романе писателя-неоязычника Сергея Алексеева «Я знаю Бога!» (1999). Согласно произведению, мать Владимира Малуша была безродной рабыней хазар, которую отбил у последних князь Игорь. Это внедрение хазарского элемента в среду русских князей было заранее спланировано и осуществлено хазарско-еврейской элитой Хазарского каганата. Алексеев изобразил Владимира жадным эгоистом, ростовщиком, мечтающим о мировом еврейском господстве. [ 9 ]
Демография
[ редактировать ]Социальный состав русских родноверов
[ редактировать ]Ученый Каарина Айтамурто заметила, что «значительное количество» русских родноверов, и в частности самые ранние их приверженцы, принадлежали к «технической интеллигенции». [ 10 ] Точно так же ученый Виктор Шнирельман отметил, что основателями русского Родноверия были «хорошо образованные урбанизированные интеллектуалы», разочаровавшиеся в «космополитической городской культуре». [ 11 ] физики Особенно хорошо были представлены ; в этом Айтамурто провел сравнение с большим количеством компьютерных специалистов, которые присутствовали в языческих общинах западных стран. [ 10 ] В движении также участвовало значительное количество людей, имевших опыт службы в Советской или Российской Армии. [ 12 ] [ 13 ] или в полиции и безопасности. [ 13 ] Анкета, распространенная на Купаловском фестивале в Малоярославце, показала, что практикующие «Родную Веру», как правило, имели уровень образования выше среднего, причем значительная часть работала владельцами или менеджерами бизнеса. [ 14 ] Большая часть была также занята в таких специализированных профессиях, как инженерное дело, научные круги или информационные технологии, и большинство из них проживало в городах. [ 15 ] «Подавляющее большинство» русских родноверов были молоды, и среди них было больше мужчин, чем женщин. [ 10 ]
Историк Марлен Ларюэль аналогичным образом отметила, что родноверие в России распространилось в основном среди молодежи и образованного среднего класса, той части российского общества, которая заинтересована в постсоветском возрождении веры, но отвергнута православием, «которое очень институционализировано, моралистический» и «не в ладу с современным миром» и «не привлекает [этих людей], потому что ожидает, что его верующие будут соблюдать нормативные убеждения без места для интерпретации». [ 16 ] Родновери привлекателен своим «парадоксальным соединением» традиций и современности, восстановлением прошлого посредством инновационного синтеза и милленаристских прогнозов, а также своими ценностями, призывающими к новому открытию истинных отношений между человечеством, природой и предками. [ 16 ] Родноверие пустило прочные корни в Северо-Кавказском регионе России, особенно среди казачьих общин и в Ставропольском крае , где, как сообщается, в некоторых районах оно стало доминирующей религией. [ 17 ] Сообщалось также, что даже бывшие священники Русской православной церкви . к родноверскому движению присоединились [ 17 ]
Изучая специфическое родноверское движение анастасианства , организованное в сети «родовых деревень» и «усадьб», ученый Артемий А. Позаненко заметил, что жители изучаемых им анастасианских поселений на три четверти были представителями «городской интеллигенции с высшим образованием». образование», причем 75% из них окончили университеты, большинство получили технические и естественные науки, а другие - гуманитарные науки. [ 18 ] Одинокие люди были крайне редки, так как им часто отказывали в приеме, поскольку они рисковали не продолжить родственную линию, не прижиться и не привязаться к месту, что противоречит центральным ценностям анастасианства. [ 19 ] С другой стороны, многодетность поощряется, и Позаненко отметил, что рождаемость в Анастасийских селах "определенно выше, чем в целом по стране". [ 20 ]
Идеи Родновера распространяются через различные газеты и журналы. [ 21 ] Движение способствовало распространению «исторических тем» — особенно касающихся древней арийской расы — среди населения в целом, даже за пределами самого Родноверия среди православных или нерелигиозных людей. [ 22 ] Ряду субкультур приписывают поддержку подхода молодежи к Родноверию, включая хэви-метал , историческую реконструкцию и поклонников Дж. Р. Р. Толкина . [ 23 ] Многие родноверы являются мастерами боевых искусств , и существует особое движение родноверских боевых искусств, известное как Славяногорицкая борьба . [ 24 ] Родновери также публично поддержали некоторые знаменитости, в том числе певица Мария Архипова , профессиональный боксер Александр Поветкин , [ 25 ] и комик Михаил Николаевич Задорнов (1948–2017). [ 26 ]
Политический состав Российского Родноверия
[ редактировать ]
Исследователи отмечают тесную связь русского неоязычества и русского национализма. [ 27 ] [ 4 ] Шнирельман заметил, что Родноверие в России поддержали многие политически активные философы, как правого, так и левого крыла политики. [ 21 ]
Первую группу представляют Владимир Авдеев, Анатолий Иванов, Павел Тулаев (члены Московской славянской общины и основатели журнала «Новые правые Атеней »), Алексей Трехлебов из Краснодара , Валерий Демин из Омска , а также петербургские журналисты Олег Гусев и Роман. Перин и другие. [ 21 ] Ученый Адриан Ивахив сообщил, что эти интеллектуалы обладают «удивительно обширным» влиянием. [ 28 ] Известный родновер волхв Велимир (Николай Сперанский) — основатель политически нейтрального Круга языческой традиции . Правое крыло представляют Валерий Емельянов, Волхв Доброслав ( Алексей Добровольский ), Владимир Истархов, Игорь Синявин , Союз славянских родных общин, основанный Вадимом Казаковым, и Морское общество Ильи Лазаренко, Антона Платова, Александра Асова и Александра. Хиневич (основатель инглизма ), хотя большая часть их деятельности проходила вне политики. [ 29 ] [ 27 ] [ 4 ]
С 1990-х годов мыслители традиционалистской школы — главным образом Рене Генон и итальянский языческий философ Юлиус Эвола — были переведены и внедрены в самое русло русской мысли философом Александром Дугиным , занимающим влиятельное положение в современной российской академической и политической жизни. [ 30 ] В 1980-е годы Дугин стал членом кружка Южинского. [ 31 ] оккультная Гвидо группа протородноверов, находящаяся под влиянием фон Листа и арийского мистицизма, [ 32 ] основан поэтом Евгением Головиным, прозаиком Юрием Мамлеевым и философом Владимиром Степановым в 1960-х годах. [ 31 ] По мнению ученого Роберта А. Сондерса, некоторые течения Родноверия стали близкими сторонниками и составляющими евразийства , идеологии, наиболее видным современным сторонником которой является сам Дугин. [ 33 ]
Многие родноверы участвуют в русских маршах . 4 ноября 2013 года в «Русском марше» в Санкт-Петербурге приняли участие представители объединения «Схорон еж словен» во главе с их первосвященником Владимиром Голяковым (Богумилом Второй Голяком). По инициативе Голякова в резолюцию марша были включены слова об «освобождении славян от иностранной оккупации ». [ 34 ] Отдельная колонна родноверов впервые присутствовала на Русском марше, который прошел в Москве 4 ноября 2013 года. На Русском марше в Люблино (Москва) доминировала неоязыческая символика. [ 35 ] На мероприятии в Люблино, в частности, присутствовал Владимир Истархов, автор неоязыческой книги "Удар русских богов", и его "Русская правая партия". [ 36 ]
Родноверие — популярная религия среди российских скинхедов . [ 37 ] [ 38 ] Однако эти скинхеды обычно не исповедуют свою религию. [ 39 ]
В России в условиях кризиса и краха коммунистической идеологии некоторые коммунисты обратились к идеям славянского неоязычества, отказавшись от марксизма в пользу национализма. Различные небольшие группы коммунистов приняли неоязыческую идеологию. В апреле 1991 года на втором инициативном съезде Коммунистической партии Российской Федерации член неоязыческого «Союза Венетов» Нина Талдыкина призвала отказаться от учения «еврейского талмудиста» Карла Маркса и «нерусский демагог» Владимир Ленин. Талдыкина стала одним из главных идеологов Ленинградской организации Коммунистической партии. [ 40 ]
В большом количестве трудов члены «Ведического центра» « Внутренний предсказатель СССР » пропагандируют идею о том, что Сталин был антагонистом Ленина и превратил коммунистическое движение, искаженное марксистским интернационализмом, в националистическое и подлинно социалистическое (т.е. , национал-социалистическое ) движение. По мнению этих авторов, Сталин восстановил и расширил Российскую империю путем завоевания других народов и подавления евреев, а неотложной задачей патриотов является возрождение первоначальной языческой веры, сталинизма и сталинского государства. Организованное этим «Ведическим центром» движение «К силе Божией» было зарегистрировано в 70 городах. [ 40 ]
Рязанская община, входящая в Союз славянских общин коренных народов, поддерживает коммунистов. [ 41 ]
Оценки численности русских родноверов
[ редактировать ]Arena Atlas 2012: 1,7 миллиона [ 42 ] [ 43 ]
РПЦ Астрахани 2015: 2+ миллиона [ 44 ]
Циркон 2012: 40% россиян были «язычниками», нехристианами (исключая мусульман) [ 44 ]
Arena Atlas 2012: 750 000 родноверов и 950 000 других язычников [ 45 ] [ 43 ]
Яшин 2001: 3000 инглистов в Омске [ 46 ]
Омский районный суд 2009: 13 тысяч инглистов в Омске [ 47 ]
Прокофьев и др. 2006: 40 000 практикующих Славик-Хилл [ 48 ]
Knorre 2006: 10,000 Ivanovites [ 49 ] [ 50 ]
Tambovtseva 2019: 7,000–10,000 Vseyasvetniks [ 51 ]

В 2000 году Шнирельманн отметил, что Родновери быстро растет в Российской Федерации. [ 54 ] По состоянию на 2003 год Министерство юстиции России зарегистрировало сорок родноверских организаций, хотя их «вероятно, существовало несколько сотен». [ 55 ] Ученый Владимир Яшин сообщил, что в 2001 году конфессии инглизм только в Омске у конкретной было 3000 приверженцев . [ 46 ] а в 2009 году в Омском районном суде сообщили, что число инглистов в городе достигло 13 тысяч. [ 47 ] Славик-Хилл насчитывалось около 40 000 практикующих В 2006 году ученые сообщили, что в движении Родноверских боевых искусств . [ 48 ] В том же году учёный Б. К. Кнорре подсчитал 10 000 практиковавших ивановщину . [ 49 ] [ 50 ] В 2016 году Айтамурто отмечал, что достоверной информации о количестве родноверов в России нет, но вполне вероятно, что в стране действуют несколько десятков тысяч практикующих. [ 56 ] действовало несколько групп Родновера Отчасти это произошло потому, что в социальной сети ВК , в которых насчитывалось более 10 000 участников. [ 56 ] In 2019, the scholar Svetlana Tambovtseva estimated 7,000 to 10,000 adepts of Vseyasvetnaya Gramota (Vseyasvetniks). [ 51 ]
2012 года Атлас Среда Арены , дополняющий перепись населения России 2010 года , выявил 1,7 миллиона человек (1,2% от общей численности населения страны), считающих себя «язычниками» или последователями «традиционных религий, поклонения богам и предкам». [ 42 ] [ 43 ] Из этих 1,7 миллиона человек 44% или 750 000 были этническими русскими, исповедовавшими религии своих предков, а остальные 950 000 были язычниками других типов (включая осетин после ассианства , сибирские народы после тенгризма и других религий). [ 45 ] [ 43 ] Помимо славянского родноверия, среди этнических русских есть также последователи язычества (германская религия), друидизма (кельтская религия), эллинизма (греческая религия), а также викки и других традиций. [ 57 ] [ 58 ]
В полемической статье под названием Adversus paganos , опубликованной в 2015 году в журнале Вознесенского собора Астрахани , приводились социологические данные о том, что Родноверие уже формально поддержали «более 2 миллионов россиян», тогда как число людей, затронутых родноверскими идеями, составило несколько раз больше. [ 44 ] Это основано на данных, предоставленных в 2012 году Игорем Задориным, директором научно-исследовательского института «Циркон», который заявил, что в России пропорции атеистов, православных и «язычников» были сопоставимы по численности, а их население перекрывалось: православные христиане были 30% от общей численности населения; люди, имевшие какую-то «языческую», нехристианскую духовность, составляли 40% населения, а оставшееся население состояло из 20% атеистов и 10% верующих других религий (4–7 % этнических меньшинств, исповедующих ислам ). [ 44 ]
Движение анастасианцев ведет официальные учеты количества анастасийских деревень и их жителей. [ 53 ] Ученый Анна Ожиганова сообщила, что в 2015 году в России, спустя более десяти лет после основания первых анастасианских поселений, в 981 семье насчитывалось 2264 человека в 981 семье, являвшихся землевладельцами родового поместья, и еще 8725 человек в 4725 семьях, находившихся при разные этапы строительства собственной родовой усадьбы. [ 52 ] Ученый Артемий Позаненко сообщил о аналогичном количестве жителей села Анастасия, 12 000, в 2016 году, отметив, что это число увеличилось более чем вдвое в период с 2013 по 2015 год, но оно было «невольно занижено», учитывая, что, хотя статистика была основана на официальные регистры движения, они не обновлялись своевременно, и многие поселения и поселенцы не регистрировались намеренно, так что участник межанастасийских событий оценивал их число ближе к 50 000. [ 53 ] было в среднем 5-6 родовых поселений Позаненко также сообщил, что в каждом регионе Европейской России и Западной Сибири , причем в некоторых регионах их число выражалось двузначными числами (например, 30 в Краснодарском крае ); наиболее крупные поселения обнаружены в Московской области , в Краснодарском крае, на Южном и Среднем Урале , в Новосибирской области . [ 59 ]
В 2019 году ученые Анна А. Коноплева и Игорь О. Кахута заявили, что «популярность неоязычества в России очевидна». [ 60 ] По мнению ученого Андрея Бескова, число родноверов и вообще современных язычников в России может быть больше, чем свидетельствуют опросы, поскольку многие из тех людей, которые идентифицируют себя как «православные», на самом деле могут быть родноверами, как показывают взгляды двух религиозных групп. граничат друг с другом, [ 61 ] или «плавно перетекают одно в другое, соединяясь в мировоззрении современного россиянина». [ 62 ] Некоторые ученые определили, что многие самоидентифицирующие себя «православные» явно являются язычниками и что в русском мышлении принято идентифицировать «русское православие» как родноверие, отличное от христианства и даже противоположное ему. [ 63 ] Многие родноверы называют себя «православными», потому что русский термин «православие» ( Православие) означает «славить Правь» , понятие, которое также принадлежит родноверскому богословию и космологии . [ 64 ] [ 1 ] и который идентифицирует небесный план богов света и порядок вселенной. [ 65 ] По мнению Бескова, в современной России «интерес к восточнославянскому язычеству очень велик и не ослабевает с начала 1990-х годов», а также происходит «тектонический сдвиг в общественном мышлении, характеризующийся возвращением к русской культуре языческого наследия». и общественное признание значительного вклада восточнославянского язычества в формирование национальной культуры». [ 61 ] Однако верования такого сообщества очень разнообразны и могут быть описаны как иецизм ( неопределенная вера в неопределенную трансцендентную силу), характеризующийся славянской окраской. [ 61 ] или как славянская «духовность» или «спиритизм». [ 66 ]
Русские родноверы и война на Донбассе
[ редактировать ]Родноверы сыграли значительную роль в войне на Донбассе : многие родноверы присоединились к пророссийским вооруженным силам в Донецке и Луганске. В 2014 году Донецкая Народная Республика приняла «конституцию», в которой говорилось, что Русская Православная Церковь Московского Патриархата является официальной религией самопровозглашенного государства. Ситуация была изменена с обнародованием закона «О свободе совести и религиозных организациях», поддержанного тремя депутатами, исповедующими Родноверие , члены которого организовали пророссийский батальон «Сварожич» (бригады «Восток») и роту «Русич». [ 67 ] [ 68 ]
Донбасс документально подтвержден как оплот русских групп родноверов, которые реорганизуют местные деревни и общество в соответствии с традиционным индоевропейским трифункционализмом (согласно которому мужчины рождаются, чтобы играть одну из трех ролей в обществе, будь то священники, воины или фермеры). . [ 69 ]
В состав российских родноверов на Донбассе входили формирования «Сварог», «Варяг» и «Русич», а также родноверы в составе Русской Православной Армии . [ 70 ] Наблюдатели подчеркнули, что русские родноверы занимались прозелитизмом в регионе при поддержке России под именем «православие» и проповедовали концепцию нового «русского мира», и что их верования даже проникли в православную христианскую церковь. [ 70 ]
С началом войны, хотя и не обязательно в связи с ней, в российской столице Москве также возникли родноверские и православно-христианские военные группы , которые, как сообщается, разделили столицу на соответствующие зоны влияния, «города в городе» со своими собственными вооруженными силами. силами при поддержке местных силовиков. [ 71 ] Солдаты Родновера часто помогают местному населению противостоять планам православной иерархии построить новые церкви по всему городу. [ 71 ]
Русское родноверское изобразительное искусство.
[ редактировать ]Возникновение Родноверия и его быстрый рост как многомерного явления привели к созданию художественной сцены как части такой многомерности. [ 72 ] Многие профессиональные художники, многие из которых сами являются откровенными родноверами, а некоторые даже священники, появились с работами, обсуждающими темы истории, мифологии и повседневной жизни. [ 72 ] Их работы высоко ценятся и отмечаются в сообществе Родновера. [ 72 ] Исследования родноверского искусства установили, что Святослав I Киевский является одним из предпочтительных сюжетов среди других исторических тем, эпических героев и других человеческих прототипов (даже включая присвоение святых Русской Православной Церкви). [ 72 ]
Russian artists of Rodnover themes include Aleksandr Borisovich Uglanov, Andrey Alekseyevich Shishkin, Andrey Guselnikov, Andrey Klimenko, Boris Olshansky, Igor Ozhiganov, Leo Khao, Maksim Kuleshov, Maksim Sukharev, Maximilian Presnyakov, Nella Genkina, Nikolay Speransky, Valery Semochkin, Viktor Korolkov, Vladimir Pingachov, Vsevolod Ivanov. [ 72 ] Еще одним художником, чьи работы получили широкое признание в родноверской среде, был Константин Васильев (1942–1976). [ 73 ]
-
Zhiva , by Andrey Shishkin
-
Путь воина , Андрей Шишкин.
-
Белобог и Чернобог , Максим Сухарев.
-
Мать героя Алтая , Лола Лонли .
-
Thunder Horse , by Lola Lonli.
-
Картина Анастасии на фестивале в Белгороде .
См. также
[ редактировать ]- Религия в России
- Религия в Европе
- Славянская родная вера в Польше
- Славянская исконная вера в Украине
- Протоиндоевропейская религия
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Бесков 2020б , с. 310.
- ^ Перейти обратно: а б с д Tvorogov 2004 .
- ^ Tvorogov 1990 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Шнирельманн 2015 , с. [ нужна страница ] .
- ^ Kozlov, Vladimir (2004). " "Дощечки Изенбека», или Умершая «Жар-птица" " . pp. 148–175. (Глава 7 книги: Козлов В. П. Обманутая, но торжествующая Клио: Подлоги письменных источников по российской истории в XX веке. — М., 2001. — С. 87–105, 215–217). «Велесова книга» — глава из книги «Обманутая, но торжествующая Клио».
- ^ Shizhensky, Roman (2020). "Современное «родноверие»: реперные точки" . Доклад на круглом столе: «Славянское язычество XXI века: проблемы генезиса и развития», прошедшем 15 февраля 2020 года в Нижегородском государственном педагогическом университете имени Козьмы Минина.
- ^ Шиженский Роман Витальевич (2021). «Неоязычество и средний класс» . Аудитория «Крапивенский 4». 02.03.2021.
- ^ Pribylovsky, Vladimir (1999). "Неизвестные грани национал-экстремизма: русские язычники". G2W .
- ^ Шиженский, Роман (2009). «Неоязыческий миф о князе Владимире» . Вестник Бурятского государственного университета. Философия, социология, политология, культурология (на русском): 250-256.
- ^ Перейти обратно: а б с Айтамурто 2016 , стр. 64.
- ^ Шнирельманн 2017 , с. 88.
- ^ Айтамурто и Гайдуков 2013 , с. 147.
- ^ Перейти обратно: а б Шнирельманн 2013 , с. 73.
- ^ Шиженский и Айтамурто 2017 , с. 121.
- ^ Шиженский и Айтамурто 2017 , стр. 121–122.
- ^ Перейти обратно: а б Ларюэль 2012 , стр. 309–310.
- ^ Перейти обратно: а б Kucherov, Nikolai (16 February 2015). "Неоказачество и неоязычество" [Neocossackism and neopaganism]. Kavpolit . Archived from the original on 21 May 2017.
- ^ Позаненко 2016 , с. 140.
- ^ Позаненко 2016 , с. 141.
- ^ Позаненко 2016 , с. 143.
- ^ Перейти обратно: а б с Шнирельманн 2013 , с. 68.
- ^ Ларюэль 2008 , с. 298.
- ^ Айтамурто и Гайдуков 2013 , стр. 158–159.
- ^ Гайдуков 2013 , с. 317.
- ^ Skrylnikov 2016 , passim.
- ^ Гайдуков 2016 , с. 26.
- ^ Перейти обратно: а б Шнирельманн 2012 , с. [ нужна страница ] .
- ^ Ивахов 2005 , с. 216.
- ^ Шнирельманн 2013 , стр. 62–63.
- ^ Айтамурто 2016 , стр. 23.
- ^ Перейти обратно: а б Седжвик 2012 , с. 277.
- ^ Ларюэль 2008 , с. 287.
- ^ Сондерс 2019 , с. 566.
- ^ Не перемещать 2018 .
- ^ Maltsev 2014 .
- ^ "«Русский марш» — 2013 в Москве" [Russian March — 2013 in Moscow]. SOVA Center (in Russian). 2013-11-04.
- ^ Айтамурто 2007 .
- ^ Prokofiev, Filatov & Koskello 2006 , pp. 170–171.
- ^ Айтамурто 2018 .
- ^ Перейти обратно: а б Клейн 2004 , стр. 114.
- ^ Prokofiev, Filatov & Koskello 2006 , p. 192.
- ^ Перейти обратно: а б "Арена: Атлас религий и национальностей" [Arena: Atlas of Religions and Nationalities] (PDF) . Среда (Sreda). 2012. See also the results' main interactive mapping and the static mappings: "Религии в России по субъектам Федерации" (Карта). Огонёк 34 (5243). 27 августа 2012. Архивировано из оригинала 21 апреля 2017 года Атлас Среда Арены был опубликован . в 2010 году в России , Минюсте РФ , Фонде «Общественное мнение» (Рейтер) и представлен, в частности, Аналитическим департаментом. Синодального информационного отдела Русской Православной Церкви. Видеть: "Проект АРЕНА: Атлас религий и национальностей" [Project ARENA: Atlas of religions and nationalities]. Russian Journal . 10 December 2012.
- ^ Перейти обратно: а б с д Бесков 2020б , с. 313.
- ^ Перейти обратно: а б с д Белов, Максим; Гаранов, Юрий (10 февраля 2015 г.). «Против язычников» . astrsobor.ru (на русском языке). Журнал Вознесенского собора. Архивировано из оригинала 23 мая.
- ^ Перейти обратно: а б Филина, Ольга (30 августа 2012 г.). «Картирование религиозного ландшафта России» . Россия за пределами . Архивировано из оригинала 23 апреля 2018 года.
- ^ Перейти обратно: а б Мальцев 2015 , пас.
- ^ Перейти обратно: а б Матыцин 2009 , пасс.
- ^ Перейти обратно: а б Prokofiev, Filatov & Koskello 2006 , p. 170.
- ^ Перейти обратно: а б Кнорре 2006 , с. 257.
- ^ Перейти обратно: а б Прокопюк 2017 , с. 37.
- ^ Перейти обратно: а б Tambovtseva 2019 , p. 52.
- ^ Перейти обратно: а б Ожиганова 2015 , с. 266.
- ^ Перейти обратно: а б с Позаненко 2016 , с. 134.
- ^ Шнирельманн 2000 , с. 18.
- ^ Golovneva 2018 , p. 340.
- ^ Перейти обратно: а б Айтамурто 2016 , стр. 63.
- ^ Prokofiev, Filatov & Koskello 2006 , passim.
- ^ Бесков 2020б , с. 314.
- ^ Позаненко 2016 , с. 133.
- ^ Konopleva & Kakhuta 2019 , p. 223.
- ^ Перейти обратно: а б с Бесков 2018 , аннотация.
- ^ Бесков 2020а , аннотация.
- ^ Бесков 2020a , стр. 111–112.
- ^ Бесков 2020а , с. 110.
- ^ Бесков 2020а , с. 111.
- ^ Бесков 2020а , с. 115.
- ^ Пистоне, Лука (15 августа 2015 г.). «Родноверские язычники также участвуют в украинском конфликте» (на испанском языке). es-us.news.yahoo.com. Архивировано из оригинала 10 декабря 2015 года.
- ^ "Взаперти на Донбассе. Взгляд на массовые аресты и пытки мирного населения в Донецке и Луганске" . Медуза, 7 марта 2016. Дата обращения 18 апреля 2017.
- ^ Гобл, Пол А. (24 июня 2015 г.). «Некоторые жители Донбасса, желающие создать новый «русский мир», возвращаются к дохристианским временам» . Евромайдан Пресс . Проверено 18 апреля 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б Агеев 2015 , пас.
- ^ Перейти обратно: а б «Неоязыческие и православные боевики «делят» российскую столицу» . Переводчик . 6 апреля 2016 г. Архивировано из оригинала 7 июля 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Гизбрехт 2016 , разбросано.
- ^ Айтамурто 2016 , стр. 26.
Источники
[ редактировать ]- Агеев, Вячеслав (27 августа 2015 г.). Неоязычество и православие – гремучая смесь религии и идеологии . XXI Всемирный конгресс Международной ассоциации истории религий (IAHR), 23–29 августа 2015 г. Эрфурт, Германия. Архивировано из оригинала 7 июля 2017 года.
- ——— (2007). «Русское родноверие: переговоры об индивидуальном традиционализме» . Международная конференция 2007 года. Глобализация, иммиграция и изменения в религиозных движениях. 7–9 июня 2007 г. Бордо, Франция. ЦСНУР .
- Айтамурто, Каарина (2016). Язычество, традиционализм, национализм: нарративы русского родноверия . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 9781472460271 .
- ——— (2018). "Родноверие, современное славянское язычество и сложности определения «религии»" (in Russian). Report, October 2018, Second Congress of the Russian Religious Society "Understanding Religion: Historical and Modern Aspects".
- Айтамурто, Каарина; Гайдуков, Алексей (2013). «Русское родноверие: шесть портретов движения». В Каарине Айтамурто; Скотт Симпсон (ред.). Современные языческие и туземные религиозные движения в Центральной и Восточной Европе . Дарем: Проницательность. стр. 146–163. ISBN 9781844656622 .
- Beskov, Andrey (2018). "Восточнославянское язычество в зеркале российской повседневности" [East Slavic Paganism in the Mirror of Everyday Life in Russia]. Kultūras studijas (in Russian). X . Daugavpils: Daugavpils University , Saule: 138–153. ISSN 1691-6026 .
- ——— (2020a). "Этнорелигиозное измерение современной русской идентичности: православие vs неоязычество" [Ethno-Religious Dimension of Modern Russian Identity: Orthodoxy vs Neo-Paganism]. Studia Culturae (in Russian). 3 (45). Saint Petersburg: ANO DPO: 106–122. ISSN 2310-1245 .
- ——— (2020b). "Полезен ли анализ неоязыческих сообществ в соцсетях для оценки численности последователей русского неоязычества?" [Exploring Neo-Pagan Groups in Social Networks as an Indicator of the Numbers of Adherents]. State, Religion, Church in Russia and Abroad (in Russian). 3 (38). Moscow: Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration : 306–330. doi : 10.22394/2073-7203-2020-38-3-306-330 . ISSN 2073-7203 . S2CID 229235113 .
- ——— (2015). "Реминисценции восточнославянского язычества в современной российской культуре (статья первая)" . Nizhny Novgorod: Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after Kozma Minin. p. 6–18.
- Гайдуков, Алексей В. (2013). «Русскоязычный Интернет и родноверие». В Каарине Айтамурто; Скотт Симпсон (ред.). Современные языческие и туземные религиозные движения в Центральной и Восточной Европе . Дарем: Проницательность. стр. 315–332. ISBN 9781844656622 .
- ——— (2016). "Новое язычество, неоязычество, родноверие: проблема терминологии" [New Paganism, Neopaganism, Rodnovery (Native Faith): The problem of terminology]. In Roman V. Shizhensky (ed.). Язычество в современной России: опыт междисциплинарного исследования [ Paganism in modern Russia: Experience of interdisciplinary research ] (in Russian). Nizhny Novgorod: Minin University, Volga Region Printing House. pp. 24–46. ISBN 9785852195012 .
- Gizbrekht, Andrey I. (2016). "Образы деятелей российской истории в дискурсе современного "Языческого искусства" (на материале изобразительного творчества)" [The images of public figures of Russian history in the discourse of modern "Pagan art" (based on fine arts material)] (PDF) (in Russian). Krasnodar National Institute of Culture. UDC : 298.9:7.044/.046.
- Головнева, Елена (2018). «Спасение родной веры: Религиозный национализм в славянском неоязычестве (Древнерусская Инглингская церковь православных старообрядцев-инглингов и сварожичей)» . Степанова, Елена; Круглова, Татьяна (ред.). Конвенция 2017 «Модернизация и множественная современность» . Том. 3. Екатеринбург, Россия: Знания Е. С. 337–347. дои : 10.18502/kss.v3i7.2485 . ISSN 2518-668X . S2CID 56439094 .
- Ивахив, Адриан (2005). «Природа и этническая принадлежность в восточноевропейском язычестве: экологическая этика религиозных правых?». Гранат: Международный журнал языческих исследований . 7 (2): 194–225. дои : 10.1558/pome.2005.7.2.194 .
- Knorre, Boris (2006). "Система Порфирия Иванова: культ и движение" [The system of Porfiry Ivanov: cult and movement]. In Bourdeaux, Michael; Filatov, Sergey (eds.). Современная религиозная жизнь России. Опыт систематического описания [ Contemporary religious life of Russia. Systematic description of experiences ] (in Russian). Vol. 4. Moscow: Keston Institute ; Logos. pp. 244–257. ISBN 5987040574 .
- Клейн, Лео (2004). Воскрешение Перуна: на пути к реконструкции восточнославянского язычества (на русском языке). Санкт-Петербург : Евразия. п. 480. ИСБН 9785444804223 .
- Konopleva, Anna Alekseevna; Kakhuta, Igor Olegovich (2019). "Причины популярности неоязычества в современном российском обществе" [Causes for the popularity of Neopaganism in modern Russian society] (PDF) . Gramota (in Russian). 12 (10): 223–226. doi : 10.30853/manuscript.2019.10.44 . ISSN 2618-9690 . Archived from the original (PDF) on 13 November 2020.
- Ларуэль, Марлен (2008). «Альтернативная идентичность, альтернативная религия? Неоязычество и арийский миф в современной России» . Нации и национализм . 14 (2): 283–301. дои : 10.1111/j.1469-8129.2008.00329.x .
- ——— (2012). «Движение Родноверия: поиск дохристианского происхождения и оккультизма». У Бриджит Мензель; Михаэль Хагемейстер; Бернис Глатцер Розенталь (ред.). Новый век России: оккультные и эзотерические измерения . Кубон и Сагнер. стр. 293–310. ISBN 9783866881976 .
- Лесив, Мария (2017). «Братья по крови или кровные враги: верования украинских язычников и реакция на украинско-российский кризис». В Кэтрин Раунтри (ред.). Космополитизм, национализм и современное язычество . Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан. стр. 133–156. ISBN 9781137570406 .
- Maltsev, Vladislav (2014). "«Сахалинскому стрелку» нашли цель. В Московском Патриархате заявляют об антицерковном терроре со стороны язычников" . Nezavisimaya Gazeta .
- ——— (18 November 2015). "Расизм во имя Перуна поставили вне закона" [Racism in the name of Perun was outlawed]. Nezavisimaya Gazeta (in Russian). Archived from the original on 30 April 2020.
- Matytsin, V. A. (11 June 2009). Wikisource . [ Verdict on the case of Aleksandr Y. Khinevich (year 2009) – case No. 1-18-93/09 ] (in Russian). Omsk: Omsk District Court – via
- Nekhezin, Viktor (2018). "Огнемир, Богумил и царь Путин: как живут неоязычники в России" (in Russian). BBC News Russian . 20.09.2018.
- Ozhiganova, Anna (2015). "Дети New Аgе: утопический проект движения 'Анастасия' ('Звенящие кедры России')" [Children of the New Age: The utopian project of the 'Anastasia' movement ('Ringing Cedars of Russia')]. State, Religion, Church, in Russia and Abroad (in Russian). 2 (33). Moscow: Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration . ISSN 2073-7203 .
- Pozanenko, Artemy Alekseyevich (2016). "Самоизолирующиеся сообщества. Социальная структура поселений родовых поместий" [Self-isolating communities. The social structure of the settlements of ancestral estates]. Universe of Russia (in Russian). 25 (1). Moscow: Higher School of Economics: 129–153. ISSN 1811-038X .
- Prokofiev, A.; Filatov, S.; Koskello, A. (2006). "Славянское и скандинавское язычества. Викканство" [Slavic and Scandinavian Paganism, and Wiccanism]. In Bourdeaux, Michael; Filatov, Sergey (eds.). Современная религиозная жизнь России. Опыт систематического описания [ Contemporary religious life of Russia. Systematic description of experiences ] (in Russian). Vol. 4. Moscow: Keston Institute ; Logos. pp. 155–207. ISBN 5987040574 .
- Prokopyuk, Natalya Valeryevna (2017). Неоязычество в современной России [ Neopaganism in modern Russia ] (Thesis) (in Russian). Tomsk: Tomsk State University .
- Седжвик, Марк (2012). «Оккультная диссидентская культура: дело Александра Дугина». У Бриджит Мензель; Михаэль Хагемейстер; Бернис Глатцер Розенталь (ред.). Новый век России: оккультные и эзотерические измерения . Мюнхен: Кубон и Сагнер. стр. 273–292. ISBN 9783866881976 .
- Шиженский Роман; Айтамурто, Каарина (2017). «Множественные национализмы и патриотизмы среди русских родноверов». В Кэтрин Раунтри (ред.). Космополитизм, национализм и современное язычество . Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан. стр. 109–132. ISBN 9781137570406 .
- Сондерс, Роберт А. (2019). «Родновери». Исторический словарь Российской Федерации (2-е изд.). Роуман и Литтлфилд. стр. 565–567. ISBN 9781538120484 .
- Шнирельманн, Виктор А. (2000). «Перун, Сварог и другие: русское неоязычество в поисках себя». Кембриджский журнал антропологии . 21 (3): 18–36. JSTOR 23818709 .
- ——— (2012). Русское родноверие: неоязычество и национализм в современной России . Moscow: Biblical Theological Institute of St. Andrew the Apostle. ISBN 978-5-89647-291-9 .
- ——— (2013). «Русское неоязычество: от этнической религии к расовому насилию». В Каарине Айтамурто; Скотт Симпсон (ред.). Современные языческие и туземные религиозные движения в Центральной и Восточной Европе . Дарем: Проницательность. стр. 62–71. ISBN 9781844656622 .
- ——— (2015). Арийский миф в современном мире . Новый литературный обзор. ISBN 9785444804223 .
- ——— (2017). «Одержимые культурой: культурный импульс русских неоязычников». В Кэтрин Раунтри (ред.). Космополитизм, национализм и современное язычество . Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан. стр. 87–108. ISBN 9781137570406 .
- Скрыльников, Павел (20 июля 2016 г.). «Церковь против неоязычества» . Пересечение . Архивировано из оригинала 7 июля 2017 года.
- Тамбовцева, Светлана (2019). « Всесветная грамота: каббалистическая герменевтика и утопические сравнительные исследования» . Государство, религия и церковь . 6 (2). Москва: Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации : 48–73. doi : 10.22394/2311-3448-2019-6-2-48-73 (неактивен 31 января 2024 г.). ISSN 2311-3448 .
{{cite journal}}
: CS1 maint: DOI неактивен по состоянию на январь 2024 г. ( ссылка ) - Tvorogov, Oleg (1990). "Влесова книга" . Proceedings of the Department of Old Russian Literature. pp. 170–172.
- ——— (2004). "Что же такое «Влесова книга»?" . pp. 47–85.