Jump to content

Франсуа Фенелон

(Перенаправлено с Франсуа Фенелона )
Его Преосвященство , Высокопреосвященнейший

Франсуа Фенелон

Архиепископ Камбре
Церковь Римско-католический
Архиепископия Камбре
Видеть Старый собор Камбре
Установлено 30 мая 1695 г.
Срок закончился 7 января 1715 г.
Предшественник Жак-Теодор де Бриа
Преемник Жан д'Эстре
Личные данные
Рожденный ( 1651-08-06 ) 6 августа 1651 г.
Умер 7 января 1715 г. ( 1715-01-07 ) (63 года)
Камбре , Франция
Занятие Богослов, писатель, педагог
Альма-матер Плесси Колледж

Франсуа де Салиньяк де ла Мот-Фенелон , PSS ( Французский: [fʁɑ̃swa saliɲak la mɔt fenəlɔ̃] ), более известный как Франсуа Фенелон (6 августа 1651 — 7 января 1715), был французским католическим архиепископом , богословом , поэтом и писателем. Сегодня его помнят главным образом как автора «Приключений Телемаха» , впервые опубликованных в 1699 году. Он был членом « Сульпицианских отцов» .

Детство и образование, 1651–75 гг.

[ редактировать ]

Фенелон родился 6 августа 1651 года в замке Фенелон в Сент-Мондане , Перигор , Аквитания , в долине реки Дордонь, он был вторым из трёх детей Понса де Салиньяка, графа де Ла Мот-Фенелон, от его жены Луизы де Ла Кропт. Понижен до статуса «безденежного старого дворянина». [ 1 ] ко времени Франсуа Ла Мот-Фенелоны произвели на свет лидеров как церкви, так и государства. Его дядя Франсуа в настоящее время служил епископом соседнего Сарла, кафедры, в которой пятнадцать поколений семьи Фенелон занимали епископское кресло. «Фактически, это положение занимало так много членов семьи, что его начали рассматривать практически как семейный удел, на который Салиньяк-Фенелоны имели право как сеньоры местности» [ 2 ]

Раннее образование Фенелону давали в замке Фенелон частные репетиторы, которые дали ему глубокие знания языка и литературы греческих и латинских классиков. В 1663 году, в возрасте 12 лет, его отправили в Каорский университет, где он изучал риторику и философию под влиянием иезуитского Ratio studiorum . Когда молодой человек проявил интерес к карьере в церкви, его дядя, маркиз Антуан де Фенелон (друг Жан-Жака Олье и Винсента де Поля ) организовал для него обучение в Коллеж дю Плесси в Париже, где -теологи студенты следовал той же учебной программе, что и студенты богословия в Сорбонне . Там он подружился с Антуаном де Ноаем , который позже стал кардиналом и архиепископом Парижа . Фенелон продемонстрировал настолько большой талант в Коллеж дю Плесси, что в 15 лет его попросили произнести публичную проповедь. Около 1672 года (то есть примерно в то время, когда ему был 21 год) дяде Фенелона удалось зачислить его в семинарию Сен-Сюльпис. Сульпицианская семинария в Париже . [ нужна ссылка ]

Ранние годы священника, 1675–1685 гг.

[ редактировать ]

Около 1675 года (когда ему было бы 24 года) Фенелон был рукоположен в священники . Первоначально он мечтал стать миссионером на Востоке, но вместо этого, по наущению друзей, проповедовал в Сульпицианских приходах и выполнял рутинную пастырскую работу, поскольку его репутация красноречия начала расти.

В начале 1679 года Франсуа Арле де Шампваллон, архиепископ Парижа , выбрал Фенелона директором Nouvelles-Catholiques , общины в Париже для молодых девушек-гугеноток, которые были разлучены со своими семьями и собирались присоединиться к Римской церкви. [ 3 ] В 1687 году он опубликовал педагогический труд « об образовании девочек Трактат » , который привлек к нему большое внимание не только во Франции, но и за рубежом. [ 4 ]

С 1681 по 1695 год Фенелон был настоятелем укреплённого монастыря в Кареннаке . [ 5 ]

Миссионер среди гугенотов, 1686–87 гг.

[ редактировать ]

В этот период Фенелон подружился со своим будущим соперником Жаком-Бенинь Боссюэ . Когда Людовик XIV отменил Нантский эдикт в 1685 году, Церковь начала кампанию по отправке величайших ораторов страны в регионы Франции с наибольшей концентрацией гугенотов , чтобы убедить их в ошибках протестантизма . По предложению Боссюэ в эту группу был включен Фенелон. [ 4 ] наряду с такими великими ораторами, как Луи Бурдалу и Эспри Флешье .

Следующие три года он провел во французском регионе Сентонж , проповедуя протестантам. Он убедил короля вывести войска из региона и старался избегать откровенных проявлений религиозного притеснения. Но, в конце концов, он был готов прибегнуть к силе, чтобы заставить протестантов прислушаться к его посланию. Он считал, что «обязанность делать добро — это всегда преимущество и что еретики и раскольники, когда их заставляют приложить свой ум к рассмотрению истины, в конце концов отбрасывают свои ошибочные убеждения, тогда как они никогда бы не исследовали эти вопросы, если бы не авторитет». сковывал их». [ нужна ссылка ]

Важные друзья, 1687–1689 гг.

[ редактировать ]

В этот период Фенелон помогал Боссюэ во время его лекций по Библии в Версале . Вероятно, именно по настоянию Боссюэ он теперь написал свое «Опровержение системы Мальбранша на природе и на благодати» , работу, в которой он подверг критике Николя Мальбранша взгляды на оптимизм , творение и воплощение . Эта работа не была опубликована до 1820 года, спустя много времени после смерти Фенелона.

Фенелон также подружился с герцогом де Бовилье и герцогом де Шеврез , которые были женаты на дочерях министра финансов Людовика XIV Жана-Батиста Кольбера . Он написал « Трактат о существовании Бога» .

В 1688 году Фенелон впервые встретил свою кузину Жанну Мари Бувье де ла Мотт Гийон , обычно известную просто как мадам Гийон. В то время она была хорошо принята в обществе Бовилье и Шеврёзов. Фенелон был глубоко впечатлен ее благочестием и активно обучал ее. Позже он стал преданным и защитил ее разновидность квиетизма . [ 6 ]

Королевский наставник, 1689–1697 гг.

[ редактировать ]
Фенелон и герцог Бургундский, Невиль

В 1689 году Людовик XIV назначил друга Фенелона, герцога Бовилье, губернатором королевских внуков. По рекомендации Бовилье Фенелон был назначен наставником старшего сына дофина , семилетнего герцога Бургундского , который был вторым в очереди на престол. Это принесло ему большое влияние при дворе. [ 4 ]

В качестве наставника Фенелону было поручено руководить формированием характера будущего короля Франции . Он написал несколько важных работ специально для своего молодого подопечного. К ним относятся его «Басни» и «Диалоги смерти» .

Но, безусловно, самым запоминающимся из его произведений, сочиненных Фенелоном для герцога, были его «Приключения Телемака» («Приключения Телемаха, сына Улисса»), написанные в 1693–1694 годах. На первый взгляд « Приключения Телемаха» были романом о Улисса сыне Телемахе . На другом уровне это стало резкой атакой на божественное право абсолютной монархии , которая была доминирующей идеологией Франции Людовика XIV. В отличие от Боссюэ, который, будучи наставником дофина, написал «Политику святых книг» , в которой подтверждались божественные основы абсолютной монархии, а также призывался к будущему королю проявлять сдержанность и мудрость при осуществлении своей абсолютной власти, Фенелон пошел вплоть до написания: «Хорошие короли редки, а монархи в большинстве своем плохие». [ 7 ]

Французский историк литературы Жан-Клод Бонне называет Телемака «истинным ключом к музею воображения восемнадцатого века». [ 8 ] Одно из самых популярных произведений века, оно сразу же стало бестселлером как во Франции, так и за рубежом, выдержало множество изданий и было переведено на все европейские языки и даже на латинские стихи (сначала в Берлине в 1743 году, затем в Париже Этьеном Вилем [ 1737-87]). аббата Жана Террассона Это вдохновило на многочисленные подражания, такие как роман «Жизнь Сетоса» (1731), который, в свою очередь, вдохновил Моцарта на создание «Волшебной флейты» . Это также более непосредственно послужило сюжетом для Идоменей оперы Моцарта « » (1781). сцены из «Телемака» На обоях появились . Американский президент Эндрю Джексон оклеил обоями вестибюль своей рабской плантации «Эрмитаж» в Теннесси сценами из Телемаха на острове Калипсо. [ 9 ]

Большинство считало, что наставничество Фенелона привело к резкому улучшению поведения молодого герцога. Даже мемуарист Луи де Рувруа, герцог де Сен-Симон , который вообще не любил Фенелона, признавал, что, когда Фенелон стал наставником, герцог был избалованным и жестоким ребенком; Когда Фенелон покинул его, герцог усвоил уроки самообладания, а также был полностью впечатлен осознанием своих будущих обязанностей. Таким образом, Телемах широко рассматривается как наиболее тщательное изложение реформизма в кругу Бовилье-Шеврёза, который надеялся, что после смерти Людовика XIV его разновидность автократии может быть заменена монархией, менее централизованной и менее абсолютной, с большей роль для таких аристократов, как Бовилье и Шеврез.

В 1693 году Фенелон был избран на 34-е место Французской академии .

В 1694 году король назначил Фенелона аббатом Сен-Валери , получив прибыльную должность с доходом в 14 000 ливров в год.

Период с начала до середины 1690-х годов знаменателен тем, что именно в этот период г-жа де Ментенон ( квазиморганатическая жена Людовика XIV примерно с 1684 года) начала регулярно консультироваться с Фенелоном по вопросам совести. Кроме того, поскольку Фенелон имел репутацию эксперта по образованию девочек, она обратилась к нему за советом по поводу дома Сен-Сира , который она основала для девочек.

В феврале 1696 года король назначил Фенелона архиепископом Камбре , одновременно попросив его остаться на посту наставника герцога Бургундского. Фенелон согласился, и в августе он был посвящен в сан своим старым другом Боссюэ.

Квиетистская полемика, 1697–1699 гг.

[ редактировать ]

Как уже отмечалось, Фенелон познакомился с мадам Гийон в 1688 году и стал поклонником ее творчества.

В 1697 году, после визита г-жи Гийон в школу г-жи де Ментенон в Сен-Сире, Поль Годе де Марэ , епископ Шартра (Сен-Сир находился в пределах его епархии г-жи Гийон ), выразил обеспокоенность по поводу ортодоксальности по отношению к г-же де Ментенон. Епископ отметил, что взгляды мадам Гийон поразительно схожи с Мигеля де Молиноса » «Квиетизмом , который Папа Иннокентий XI осудил в 1687 году. Боссюэ и де Ноай, а также глава ордена Сульпицианов членом которого был Фенелон. Комиссия заседала в Исси и после шести месяцев обсуждений представила свое мнение в « Статьях Исси» , 34 статьях, в которых кратко осуждались некоторые мнения г-жи Гийон, а также излагалось краткое изложение католического взгляда на молитву . И Фенелон, и епископ Шартрский подписали статьи, как и все три члена комиссии. Г-жа Гийон немедленно подчинилась этому решению.

В Исси комиссия попросила Боссюэ дополнить статьи экспозицией. Таким образом, Боссюэ приступил к написанию Инструкции sur les états d'oraison , которую он представил членам комиссии, а также епископу Шартра и Фенелона, попросив их подписи перед ее публикацией. Фенелон отказался подписывать, аргументируя это тем, что г-жа Гийон уже признала свои ошибки и нет смысла дальше ее осуждать. Более того, Фенелон не согласился с интерпретацией Боссюэ «Артикулов д'Исси», как он писал в Explication des Maximes des Saints (работа, которую часто считают его шедевром - English: Maximes of the Saints ). Фенелон интерпретировал «Статьи д'Исси» гораздо более сочувственно квиетистской точке зрения, чем предлагал Боссюэ.

Людовик XIV отреагировал на спор, отчитав Боссюэ за то, что тот не предупредил его ранее о мнениях Фенелона, и приказал Боссюэ, де Ноаю и епископу Шартра ответить на « Максимы святых» . Потрясенный тем, что наставники его внука придерживались таких взглядов, король отстранил Фенелона от должности королевского наставника и приказал Фенелону оставаться в пределах архиепархии Камбре.

Это положило начало двухлетней войне брошюр, в ходе которой обе стороны обменивались мнениями. 12 марта 1699 года инквизиция официально осудила «Максимы святых» , а Папа Иннокентий XII назвал 23 конкретных положения неортодоксальными.

Фенелон немедленно заявил, что подчиняется власти папы и отказывается от собственного мнения. На этом дело о квиетистах было прекращено.

Однако в том же году «Приключения Телемаха» были опубликованы . Эта книга также привела в ярость Людовика XIV, поскольку она, казалось, ставила под сомнение самые основы его режима. Таким образом, даже после того, как Фенелон отказался от своих квиетистских взглядов, король отказался отменить свой приказ, запрещавший Фенелону покидать свою архиепископию.

Спустя годы

[ редактировать ]
Бюст Франсуа Фенелона в Кареннаке , Франция

Будучи архиепископом Камбре , Фенелон проводил большую часть своего времени в архиепископском дворце, но также проводил несколько месяцев в году, посещая церкви и другие учреждения своей архиепархии. Он проповедовал в своем соборе в праздничные дни и проявлял особый интерес к семинарскому обучению и экзаменам кандидатов на священство перед их рукоположением.

Во время войны за испанское наследство испанские войска расположились лагерем в его архиепархии (территория, которую Франция только недавно отвоевала у Испании), но они никогда не мешали осуществлению его архиепископских обязанностей. Однако война привела к появлению беженцев, и Фенелон открыл свой дворец для беженцев, спасающихся от продолжающегося конфликта.

Для Фенелона все войны были гражданскими войнами. Человечество было единым обществом, и все войны внутри него были величайшим злом, поскольку он утверждал, что обязательства человека перед человечеством в целом всегда превышают долг перед конкретной страной. [ 10 ]

В эти последние годы Фенелон написал ряд антиянсенистских произведений . Толчком послужила публикация Cas de Conscience , которая возродила старое янсенистское различие между вопросами права и вопросами факта и утверждала, что, хотя церковь имела право осуждать определенные мнения как еретические, она не имела права обязывать можно поверить, что эти мнения на самом деле содержатся в Корнелиуса Янсена «Августине» . Трактаты, проповеди и пастырские письма, которые Фенелон написал в ответ, занимают семь томов его собрания сочинений. Фенелон особенно осудил книгу Паскье Кенеля « Моральные размышления о новом завете» . Его сочинения способствовали волне научных мнений, которая привела к появлению Папы Климента XI в 1713 году буллы Unigenitus , осуждающей мнения Кенеля.

Хотя в последние годы своей жизни Фенелон был ограничен архиепархией Камбре, он продолжал выступать в качестве духовного наставника мадам де Ментенон, а также герцогов де Шеврез и де Бовилье, герцога Бургундского и других выдающихся личностей.

Последние годы Фенелона были омрачены смертью многих его близких друзей. Незадолго до своей смерти он попросил Людовика XIV заменить его человеком, настроенным против янсенизма и верным ордену Сульпицианов. Он умер 7 января 1715 года.

Фенелон как реформатор и защитник прав человека

[ редактировать ]

Фенелон писал об опасностях власти в правительстве. Историк Пол Хазард отмечает, что автор поставил перед своим вымышленным героем Телемахом непростые вопросы Идоменею, царю Саленты:

... те же вопросы, тем же скорбным тоном, Фенелон задает своему ученику, герцогу Бургундскому, по поводу того дня, когда ему придется принять королевскую власть: понимаете ли вы конституцию королевской власти? Знакомы ли вы с моральными обязательствами королей? Искали ли вы способы принести утешение людям? Зло, порожденное абсолютной властью, некомпетентным управлением, войной, как вы защитите от них своих подданных? А когда в 1711 году тот же герцог Бургундский стал дофином Франции, Фенелон представил ему целый ряд реформ, готовясь к его воцарению.

- Пол Хазард, Европейский разум, 1680–1715 , перевод Дж. Льюиса Мэя (Кливленд, Огайо: Meridian Books [1935] [1963], 1967), с. 282.

Фенелон защищал всеобщие права человека и единство человечества. Он написал:

Народ является членом человеческого рода, который представляет собой общество в целом, не в меньшей степени, чем семья является членом определенной нации. Каждый человек несравненно больше обязан роду человеческому, являющемуся великим отечеством, чем той конкретной стране, в которой он родился. Что семья для нации, то и нация для всеобщего блага; поэтому нация несравненно более вредна для неправильной нации, чем семья для неправильной семьи. Отказаться от чувства человечности — это не просто отказаться от цивилизации и снова впасть в варварство, это значит разделить слепоту самых жестоких разбойников и дикарей; это значит быть уже не человеком, а каннибалом.

- Фенелон, «Сократ и Алкивиада», «Диалог смертей » (1718), цитируется в Поле Азаре, «Европейский разум», 1680–1715 (1967), стр. 282–83.

Он также писал о женском образовании как средстве против ереси.

Мир — это не абстракция; это сумма семей; и кто может цивилизовать его более эффективно, чем женщины? . . . [Заботы женщин] едва ли менее важны для общества, чем заботы мужчин, поскольку у женщин есть домашнее хозяйство, которым нужно управлять, муж, которого нужно делать счастливым, и дети, которых нужно хорошо воспитывать. . . . Короче говоря, надо учитывать не только то добро, которое делают женщины, когда они хорошо воспитаны, но и то зло, которое они причиняют миру, когда у них нет образования, вдохновляющего их на добродетель...»

- Х.К. Барнард, Фенелон об образовании: перевод «Traité de l'education des filles» и других документов, иллюстрирующих образовательные теории и практику Фенелона, вместе с введением и примечаниями (Кембридж: Cambridge University Press, 1966), 2-3 ., цитируется в Расель, Масако Н. Диссертация (2011). В поисках своего места в мире: интеллектуалы Мэйдзи и японское построение бинарной системы Восток-Запад, 1868-1912 (Диссертация). Государственный университет Джорджии.

Работает

[ редактировать ]

Фенелона Внутренняя жизнь и Тозер

[ редактировать ]

Преподобный А. В. Тозер высоко оценивает книгу Франсуа Фенелона « Внутренняя жизнь (христианское совершенство)», ценя ее глубокие духовные прозрения и практические рекомендации для углубления отношений с Богом. [ 11 ] Тозер считает ее важным чтением для тех, кто серьезно ведет благочестивую христианскую жизнь, подчеркивая ее вневременное значение. [ 11 ]

Фенелона Тозер глубоко дорожил христианским совершенством , никогда не раскрывая его. [ 12 ] и считал это беспримерным подспорьем для духовной жизни. [ 11 ]

Более позднее упоминание Уильяма Годвина

[ редактировать ]

Уильям Годвин ссылался на Фенелона в книге II, главе II своего «Исследования о политической справедливости» как на пример человека, чья жизнь и дальнейшее авторство важных произведений были настолько ценны для общества в целом, что, если бы его дворец горел, а кто-то находился в Чтобы спасти Фенелона или его камердинера (в некоторых изданиях говорится, что горничная ), мы должны спасти Фенелона, даже если слуга был нашим близким родственником.

Биография

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Луи Конье, «Фенелон», Духовный словарь, 5:151. Эд М. Виллер и др. Париж: Бошен, 1964.
  2. ^ Чад Хелмс, изд. и тр., Фенелон: Избранные сочинения. Классика западной духовности. Нью-Йорк и Махва, Нью-Джерси: Paulist Press, 2006, стр. 6ф.
  3. ^ Кардинал де Боссе, История Фенелона, архиепископа Камбре , 3-е изд., I, стр. 45ф. (Версаль: Лебель, 1817).
  4. ^ Перейти обратно: а б с Профиль Франсуа Фенелона , CCEL.org. По состоянию на 8 июня 2024 г.
  5. ^ ООО, ДК (2012). Путеводитель DK Eyewitness: Дордонь, Бордо и юго-западное побережье: Дордонь, Бордо и юго-западное побережье . Дорлинг Киндерсли Лимитед. п. 119. ИСБН  9781409384373 . Проверено 29 июля 2018 г.
  6. ^ Письма барона Ван Хугеля племяннице, отредактированные с предисловием Гвендолен Грин, впервые опубликованные в 1928 году, стр. 110
  7. ^ Телемах, Книга XIV. «Так что хорошие короли очень редки, а большинство из них такие злые…». См. например: Фенелон, Франсуа, Тр. Хоксворт (1872 г.). Приключения Телемаха . Херд и Хоутон / Riverside Press. п. 462 . Проверено 11 марта 2019 г. {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  8. ^ Рождение Пантеона: Очерк культа великих людей (Париж Файяр, 1998).
  9. ^ Уинтерер, Кэролайн. Зеркало древности: американские женщины и классическая традиция, 1750–1900 (Итака: издательство Корнеллского университета, 2007), стр. 39.
  10. ^ Сильвана Томаселли , «Дух наций», в книге Марка Голди и Роберта Воклера , ред., Кембриджская история политической мысли восемнадцатого века (Кембридж: Cambridge University Press, 2006), стр. 9–39. Цитата на стр. 11.
  11. ^ Перейти обратно: а б с > «Еженедельник Альянса, том 82, 10 мая 1947 г., номер 19» (PDF) .
  12. ^ Распятая жизнь: как пережить более глубокий христианский опыт . Бетани Хаус. 2011. ISBN  978-0830759224 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • «Франсуа де Салиньяк де ла Мот Фенелон». Энциклопедия мировой биографии, 2-е изд . Гейл Исследования, 1998.
  • Сабина Мельхиор-Бонне, Фенелон . Париж; Издания Перрин, 2008 г.
  • Питер Гордей, Франсуа Фенелон, Биография: Апостол чистой любви . Брюстер, Массачусетс; Параклет Пресс, 2012.
  • Кантер, Сэнфорд Б. «Политическая деятельность архиепископа Фенелона: средоточие власти в династицизме». Французские исторические исследования 4, вып. 3 (1966): 320–34. [1] .
  • Мэнсфилд, Эндрю. «Политические принципы Фенелона». В «Идеи монархической реформы: Фенелон, якобитизм и политические произведения шевалье Рамзи», 83–104. Издательство Манчестерского университета, 2015. [2] .
  • Рэндалл, Кэтрин. «ОСЛАБЛЕНИЕ СТЯГОВ: ТИШИНСКАЯ ПРОТИВОПОЗИЦИЯ Г-ЖИОН АБСОЛЮТИЗМУ». Mystics Quarterly 26, вып. 1 (2000): 8–30. [3] .
  • Кристоф Шмитт-Маас, Стефани Стокхорст и Духван Ан (ред.). «Фенелон в эпоху Просвещения: традиции, адаптации и вариации». Амстердам – Нью-Йорк, Родопи, 2014.
  • Норткот, Стаффорд Генри (1911). «Фенелон, Франсуа де Салиньяк де ла Мот» . В Чисхолме, Хью (ред.). Британская энциклопедия . Том 10 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 252–254.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f8673e9cb192d16c37503b8871547d10__1724212860
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f8/10/f8673e9cb192d16c37503b8871547d10.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
François Fénelon - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)