Традиционная медицина
Эта статья является частью серии, посвящённой |
Альтернативная медицина |
---|
Традиционная медицина (также известная как медицина коренных народов или народная медицина ) включает в себя медицинские аспекты традиционных знаний , которые развивались на протяжении поколений в рамках народных верований различных обществ, включая коренные народы , до эпохи современной медицины . Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) определяет традиционную медицину как «совокупность знаний, навыков и практик, основанных на теориях, убеждениях и опыте, присущих различным культурам, объяснимым или нет, используемых для поддержания здоровья, а также как в профилактике, диагностике, улучшении и лечении физических и психических заболеваний». [ 1 ] Традиционную медицину часто противопоставляют доказательной медицине .
В некоторых странах Азии и Африки до 80% населения полагается на традиционную медицину для удовлетворения своих потребностей в первичной медико-санитарной помощи . Традиционная медицина – это форма альтернативной медицины . Практики, известные как традиционная медицина, включают традиционную европейскую медицину. [ нужна ссылка ] , традиционная китайская медицина , традиционная корейская медицина , традиционная африканская медицина , Аюрведа , медицина Сиддха , Унани , древняя иранская медицина , традиционная иранская медицина , средневековая исламская медицина , Мути , Ифа и Ронгоа . К научным дисциплинам, изучающим традиционную медицину, относятся травоведение , этномедицина , этноботаника , медицинская антропология .
Однако ВОЗ отмечает, что «ненадлежащее использование традиционных лекарств или практик может иметь негативные или опасные последствия» и что « необходимы дальнейшие исследования для подтверждения эффективности и безопасности» таких практик и лекарственных растений , используемых в системах традиционной медицины. [ 1 ] В «Стратегии традиционной медицины на 2014–2023 годы» говорится, что ВОЗ «будет поддерживать государства-члены в разработке активной политики и реализации планов действий, которые усилят роль традиционной медицины в поддержании здоровья населения». [ 2 ]
Использование и история
[ редактировать ]Классическая история
[ редактировать ]В письменных источниках изучение трав восходит к 5000-летнему периоду древних шумеров , которые описали хорошо зарекомендовавшие себя лечебные применения растений. В древнеегипетской медицине папирус Эберса ок. В 1552 г. до н. э. записан список народных средств и магических медицинских практик. [ 3 ] В Ветхом Завете также упоминается использование и выращивание трав в отношении Кашрута .
Многие травы и минералы, используемые в Аюрведе, были описаны древнеиндийскими травниками, такими как Чарака и Сушрута, в первом тысячелетии до нашей эры. [ 4 ] Первой китайской книгой о травах был « Шэннун Бэньцаоцзин» , составленный во времена династии Хань , но датируемый гораздо более ранней датой, который позже был дополнен как « Яосин Лунь» ( «Трактат о природе лекарственных трав ») во времена династии Тан . Ранними признанными греческими компиляторами существующих и нынешних знаний о травах являются Пифагор и его последователи , Гиппократ , Аристотель , Теофраст , Диоскорид и Гален .
Римские источники включали Плиния Старшего » «Естественную историю и Цельса » «О медицине . [ 5 ] Педаний Диоскорид использовал и исправлял более ранних авторов для своей De Materia Medica , добавляя много нового материала; произведение было переведено на несколько языков, и турецкие , арабские и еврейские названия. на протяжении веков к нему добавлялись [ 6 ] Латинские рукописи De Materia Medica были объединены с латинскими травниками Апулея Платоникуса ( Herbarium Apuleii Platonici ) и включены в англосаксонский кодекс Cotton Vitellius C.III . Эти ранние греческие и римские сборники стали основой европейской медицинской теории и были переведены персом Авиценной (Ибн Сина, 980–1037), персом Рази (Рази, 865–925) и евреем Маймонидом . [ 5 ]
Некоторые окаменелости использовались в традиционной медицине с древних времен. [ 7 ]
Средневековье и позже
[ редактировать ]Арабская медицина коренных народов возникла в результате конфликта между магической медициной бедуинов и арабскими переводами греческих и аюрведических медицинских традиций. [ 8 ] Испанская медицина находилась под влиянием арабов с 711 по 1492 год. [ 9 ] Исламские врачи и мусульманские ботаники, такие как ад-Динавари. [ 10 ] и Ибн аль-Байтар [ 11 ] значительно расширил прежние знания о Материи медике. Самым известным персидским медицинским трактатом был «Канон медицины » Авиценны , который представлял собой раннюю фармакопею и вводил клинические испытания . [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] Канон . был переведен на латынь в XII веке и оставался медицинским авторитетом в Европе до 17 века Система Унани традиционной медицины также основана на Каноне . [ 15 ]
Переводы ранних римско-греческих компиляций были сделаны на немецкий язык Иеронимом Боком , чей травник, опубликованный в 1546 году, назывался Kreuter Buch . Книга была переведена на голландский язык как Pemptades Рембертом Додоенсом (1517–1585) и с голландского на английский Каролом Клузиусом (1526–1609) и опубликована Генри Лайтом в 1578 году как A Nievve Herball . Это стало « Джона Джерарда (1545–1612) Травником или общей историей растений» . [ 5 ] [ 6 ] Каждая новая работа представляла собой компиляцию существующих текстов с новыми дополнениями.
Женские народные знания существовали недокументированно параллельно с этими текстами. [ 5 ] Сорок четыре лекарства, разбавители, ароматизаторы и смягчающие средства, упомянутые Диоскоридом, до сих пор числятся в официальных фармакопеях Европы. [ 6 ] Пуритане , привезли работу Джерарда в Соединенные Штаты где она оказала влияние на медицину коренных народов Америки. [ 5 ]
Франсиско Эрнандес , врач Филиппа II Испанского, провел 1571–1577 годы, собирая информацию в Мексике , а затем написал Rerum Medicarum Novae Hispaniae Thesaurus , многие версии которого были опубликованы, в том числе одну Франсиско Хименеса . И Эрнандес, и Хименес адаптировали ацтекскую этномедицинскую информацию к европейским концепциям болезней, таким как «теплая», «холодная» и «влажная», но неясно, использовали ли ацтеки эти категории. [ 16 ] В книге Хуана де Эстейнеффера « Флорилиледжио лекарственный де вседос лас энфермедас» собраны европейские тексты и добавлены 35 мексиканских растений.
Мартин де ла Крус написал травяной сбор на науатле на латынь перевел , который Хуан Бадиано как Libellus de Medicinalibus Indorum Herbis или Codex Barberini, Latin 241 и подарил королю Карлосу V в 1552 году. испанскому [ 17 ] Видимо написано на скорую руку [ 18 ] и под влиянием европейской оккупации предыдущих 30 лет. Фрай Бернардино де Саагун использовал этнографические методы для составления своих кодексов, которые затем стали « Всеобщей историей Испании» (Historia General de las Cosas de Nueva España) , опубликованной в 1793 году. [ 17 ] Касторе Дуранте опубликовал свой Herbario Nuovo в 1585 году, описывая лекарственные растения из Европы, Восточной и Вест-Индии . Он был переведен на немецкий язык в 1609 году, а итальянские издания выходили в следующем столетии.
Колониальная Америка
[ редактировать ]В Америке 17 и 18 веков традиционные народные целители, часто женщины, использовали лечебные травы, банки и пиявки . [ 19 ] Традиционная индейская медицина с использованием трав представила методы лечения малярии, дизентерии, цинги, невенерического сифилиса и зоба. [ 20 ] Многие из этих травяных и народных средств применялись на протяжении 19 и 20 веков. [ 21 ] некоторые растительные лекарства составляют основу современной фармакологии. [ 22 ]
Современное использование
[ редактировать ]Распространенность народной медицины в определенных регионах мира варьируется в зависимости от культурных норм. [ 23 ] Некоторые современные лекарства основаны на растительных фитохимических веществах , которые использовались в народной медицине. [ 24 ] Исследователи заявляют, что многие альтернативные методы лечения «статистически неотличимы от лечения плацебо ». [ 25 ]
Передача и создание знаний
[ редактировать ]Местная медицина обычно передается устно через сообщество, семью и отдельных лиц, пока не будет «собрана». В рамках данной культуры элементы знаний местной медицины могут быть широко известны многим или могут быть собраны и применены теми, кто выполняет конкретную роль целителя, например, шаманом или акушеркой . [ 26 ] Три фактора узаконивают роль целителя – его собственные убеждения, успех его действий и убеждения общества. [ 27 ] Когда требования местной медицины отвергаются культурой, обычно ею по-прежнему пользуются три типа приверженцев: те, кто родился и социализировался в ней и становится постоянными верующими, временные верующие, которые обращаются к ней в кризисные времена, и те, кто верит только в определенные аспекты. , не во всем. [ 28 ] [ нужна проверка ]
Определение и терминология
[ редактировать ]Традиционную медицину иногда можно рассматривать как отдельную от народной медицины и включать формализованные аспекты народной медицины. Согласно этому определению, народная медицина – это давние средства и методы, передаваемые и практикуемые непрофессионалами. Народная медицина состоит из методов лечения тела , идей физиологии и сохранения здоровья , известных некоторым представителям культуры, передаваемых неформально как общие знания и практикуемых или применяемых кем-либо в данной культуре, имеющим предшествующий опыт. [ 29 ]
Народная медицина
[ редактировать ]Во многих странах существует практика, называемая народной медициной, которая может сосуществовать с формализованными, научно обоснованными и институционализированными системами медицинской практики, представленными традиционной медициной . [ 30 ] Примерами традиций народной медицины являются традиционная китайская медицина , иранская традиционная медицина , традиционная корейская медицина , арабская медицина коренных народов , уйгурская традиционная медицина, японская медицина Кампо , традиционная медицина аборигенов, гавайская лаау-лапаау и грузинская народная медицина , среди других. [ 31 ]
Лекарство австралийского кустарника
[ редактировать ]Как правило, лекарственные средства, используемые аборигенами и жителями островов Торресова пролива в Австралии, изготавливаются из растительных материалов, таких как кора, листья и семена, хотя можно также использовать продукты животного происхождения. [ 32 ] Основным компонентом традиционной медицины является фитотерапия , которая представляет собой использование натуральных растительных веществ для лечения или предотвращения болезней. [ 33 ]
Медицина коренных американцев
[ редактировать ]Медицина коренных народов Америки и Аляски — это традиционные формы лечения, существующие уже тысячи лет. В традиционной медицине коренных американцев используется множество этноботанических растений, а некоторые используются до сих пор. Когда дело доходит до традиционной медицины коренных американцев, представления о здоровье и болезнях внутри культуры практически неотделимы от идей религии и духовности. [ 34 ] Целители в общинах коренных народов носят разные имена: от знахарей или женщин до травников и даже шаманов, и считаются духовными или религиозными лидерами в своих племенах. [ 34 ] Когда дело доходит до исцеления, племенные целители изучают характеристики растения, чтобы определить его эффективность в лечении болезней. [ 35 ] Конкретные характеристики растения, такие как форма растения, запах, цвет и вкус, могут помочь определить, как растение можно использовать в качестве лекарственного средства. [ 35 ] Племя мескваки обнаружило, что сок Arum maculatum можно использовать при укусах змей. [ 35 ] Об этом можно было судить по молочному цвету сока растения, которое, как говорят, напоминает змеиный яд, а форма растения напоминала голову змеи. [ 35 ] Коренные американцы использовали траву наперстянки для лечения болезни, которую они называли водянкой или отеком, которая представляет собой скопление жидкости, обычно в голенях, и ее распространенной причиной является сердечная недостаточность. [ 35 ] В современной медицине экстракт наперстянки до сих пор используется под названием наперстянки, и его целью является снижение частоты сердечных сокращений. [ 35 ] Коренные американцы добились успеха в некоторых медицинских практиках, таких как лечение лихорадок, желудочно-кишечных заболеваний, кожной сыпи, вправление костей, а также рождение детей и помощь матерям в исцелении. [ 35 ] Исследование, проведенное в больнице IHS , которое позволяет целителям навахо посещать пациентов, показало, что в больнице 80 процентов успеха в возвращении в сознание пациентов, находящихся в коме, что выше, чем в современных больницах биомедицинского управления. [ 34 ] Семейство растений Asteraceae обычно выбирается для ортопедических и легочных средств, особенно виды Achillea и Artemisia . [ 36 ] Исследование, проведенное среди 14 различных племен Северной Америки, показало, что сложноцветные являются наиболее широко используемым семейством растений благодаря своим лечебным свойствам. [ 36 ]
Наттувидьям
[ редактировать ]Наттувидьям представлял собой набор местных медицинских практик, существовавших в Индии до появления аллопатической или западной медицины. [ 37 ] Эти практики имели разные наборы принципов и идей о теле, здоровье и болезни. В рамках этих практик имели место совпадения и заимствования идей, используемых лекарственных соединений и техник. [ 38 ] Тексты некоторых из этих практик были написаны на местных языках, таких как малаялам, тамильский, телугу и т. д., в то время как другие передавались устно с помощью различных мнемонических устройств. Аюрведа была одним из видов наттувайдьям, практикуемых на юге Индии. [ 39 ] Остальные были каларичикица (связанные с постановкой костей и мускулатурой), [ 40 ] мармачикитса (массаж жизненно важных точек), оттамооливаидьям (однократная доза лекарства или одноразовое лекарство), [ 41 ] чинтаманиваидьям и так далее. Когда в Индии двадцатого века медицинская система была обновлена, многие практики и методы, характерные для некоторых из этих разнообразных наттувидьям, были включены в Аюрведу. [ 42 ]
Домашние средства
[ редактировать ]( Домашнее средство иногда также называемое « бабушкиным лекарством ») — это метод лечения болезни или недомогания, в котором используются определенные специи, травы , овощи или другие распространенные продукты. Домашние средства могут иметь или не иметь лечебные свойства , которые лечат рассматриваемое заболевание или недомогание, поскольку они обычно передаются непрофессионалами (чему в последние годы способствовал Интернет ) . Многие из них используются просто по традиции или привычке , или потому, что они эффективны в вызывании эффекта плацебо . [ 43 ]
Одним из наиболее популярных примеров домашнего средства является использование куриного супа при лечении респираторных инфекций, таких как простуда или легкий грипп . Другие примеры домашних средств включают клейкую ленту, помогающую вправить сломанные кости; клейкая лента или суперклей для лечения подошвенных бородавок ; и Когель Могель для лечения боли в горле. В прежние времена матерям доверяли все, кроме серьезных средств правовой защиты. Исторические кулинарные книги часто полны средств от диспепсии , лихорадки и женских жалоб. [ 44 ] Компоненты растения алоэ вера используются для лечения кожных заболеваний. [ 45 ] Многие европейские ликеры и дижестивы изначально продавались как лекарственные средства. В китайской народной медицине лекарственные отвары (рисовые супы длительного приготовления с травами), продукты питания и супы являются частью лечебной практики. [ 46 ]
Критика
[ редактировать ]Проблемы безопасности
[ редактировать ]Хотя в 130 странах существуют правила в отношении народных лекарств, существуют риски, связанные с их использованием (например, зооноз , главным образом потому, что в некоторых традиционных лекарствах все еще используются вещества животного происхождения). [ 47 ] [ 48 ] ). Часто предполагается, что, поскольку предполагаемые лекарства являются натуральными, они безопасны, но с использованием растительных лекарственных средств связаны многочисленные меры предосторожности. [ 49 ]
Использование исчезающих видов
[ редактировать ]Животных, находящихся под угрозой исчезновения, таких как медленный лори , иногда убивают для изготовления традиционных лекарств. [ 50 ]
Акульи плавники также используются в традиционной медицине, и хотя их эффективность не доказана, они наносят вред популяциям акул и их экосистеме. [ 51 ]
Незаконная торговля слоновой костью частично может быть связана с покупателями средств традиционной китайской медицины . Спрос на слоновую кость является огромным фактором браконьерства в отношении исчезающих видов, таких как носороги и слоны. [ 52 ]
Панголинам угрожает браконьерство из-за их мяса и чешуи, которые используются в традиционной медицине. Они являются наиболее продаваемыми млекопитающими в мире.
См. также
[ редактировать ]- Аюрведа
- Биоразведка
- Люди исцеляются
- Фитотерапия
- Джарра (хирург)
- Лекарственные растения
- Этноботаника коренных американцев
- Рассказ старой жены
- Фармакогнозия
- Традиционная африканская медицина
- Традиционная китайская медицина
- Цифровая библиотека традиционных знаний
- Список форм альтернативной медицины
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Традиционная медицина: Определения» . Всемирная организация здравоохранения . 01.12.2008 . Проверено 20 апреля 2014 г.
- ^ «Стратегия ВОЗ в области традиционной медицины: 2014-2023 гг.» . Всемирная организация здравоохранения . Декабрь 2013 г. Архивировано из оригинала 13 января 2014 г.
- ^ «Папирус Эберса» . Проверено 28 декабря 2014 г.
- ^ Гириш Двиведи, Шридхар Двиведи (2007). История медицины: Сушрута – клиницист – выдающийся преподаватель (PDF) . Национальный центр информатики . Архивировано из оригинала (PDF) 10 октября 2008 г. Проверено 8 октября 2008 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Кей, Массачусетс (1996). Лечение растениями на американском и мексиканском Западе . Тусон: Издательство Университета Аризоны . стр. 19–20 . ISBN 978-0-8165-1646-9 .
- ^ Jump up to: а б с Рафаэль, Сандра; Блант, Уилфрид (1994). Иллюстрированные травы . Лондон: Фрэнсис Линкольн. ISBN 978-0-7112-0914-5 .
- ^ ван дер Гир, Александра; Дермицакис, Майкл (2010). «Ископаемые в аптеке: от «змеиных яиц» до «костей святого»; обзор» (PDF) . Греческий журнал геонаук . 45 : 323–332.
- ^ Сликкервир, ЖЖ (1990). Множественные медицинские системы на Африканском Роге: наследие «шейха» Гиппократа . Лондон: Кеган Пол Интернэшнл. ISBN 978-0-7103-0203-8 .
- ^ Гарсиа Санчес, Э; Карабаса Браво, Ж.М.; Эрнандес Бермехо, JE; Рамирес, Эй Джей (1990). «Деревья и кусты в андалузских сельскохозяйственных текстах (I)». В е Моралесе Руисе Матасе, Калифорния (ред.). Естественные науки в Аль-Андалусе: тексты и исследования (на испанском языке). Высший совет по научным исследованиям . ISBN 978-84-00-07727-3 .
- ^ Фахд, Туфик (1996). «Ботаника и сельское хозяйство». В Рашиде, Рошди; Морелон, Режис (ред.). Энциклопедия истории арабской науки . Рутледж. п. 815. ИСБН 978-0-415-02063-3 .
- ^ Дайан Буланже (2002), «Исламский вклад в науку, математику и технологии», OISE Papers , в STSE Education , Vol. 3.
- ^ Чанц Дэвид В. (2003). «Арабские корни европейской медицины». Виды сердца . 4 : 2.
- ^ Элдридж Джонатан Д. (2003). «Дизайн рандомизированного контролируемого исследования: непризнанные возможности для библиотечного дела в области здравоохранения». Журнал медицинской информации и библиотек . 20 : 34–44 [36]. дои : 10.1046/j.1365-2532.20.s1.7.x . ПМИД 12757434 .
- ^ Блум Бернард С., Ретби Аурелия, Дахан Сандрин, Йонссон Эгон (2000). «Оценка рандомизированных контролируемых исследований дополнительной и альтернативной медицины». Международный журнал оценки технологий в здравоохранении . 16 (1): 13–21 [19]. дои : 10.1017/s0266462300016123 . ПМИД 10815350 . S2CID 30959480 .
{{cite journal}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Хеллер, М.; Эдельштейн, П.; Майер, М. (2001). Традиционная медицина в Азии (PDF) . Всемирная организация здравоохранения. п. 31. ISBN 9789290222248 . Архивировано из оригинала (PDF) 31 июля 2020 г. Проверено 24 апреля 2020 г.
- ^ Ортис де Монтеллано, Б (1975). «Эмпирическая ацтекская медицина». Наука . 188 (4185): 215–20. дои : 10.1126/science.1090996 . ПМИД 1090996 .
- ^ Jump up to: а б Генрих, М; Пьерони, А; Бремнер, П. (2005). «Растения как лекарства». Во Франции G; Несбитт М. (ред.). Культурная история растений . Рутледж . стр. 205–238. ISBN 978-0-415-92746-8 .
- ^ Лозоя, Ксавье (2016). «Книга лекарственных индийских трав (Librito de las yerbas Medicinees de los indios) o Códice Badiano» . археология Мексиканская
- ^ Розалин Фраад Баксандалл, Линда Гордон, Сьюзен Реверб, Работающие женщины Америки: документальная история, с 1600 года по настоящее время, WW Norton & Company, 1995, стр. 50
- ^ Мэдсен, Дебора Л. Спутник Рутледжа по индейской литературе, Routledge, 2015
- ^ Свердлов Дж.Л. Изменения в медицине: конец 19 - начало 20 века. Природная медицина: растения, которые лечат. Вашингтон, округ Колумбия: Национальное географическое общество; 2000. стр. 158–91.
- ^ Евгения М. Фулчер, Роберт М. Фулчер, Кэти Дубеански, Фармакология: принципы и приложения» , Soto Elsevier Health Sciences, 2014, стр. 5
- ^ Баккс Кейт (1991). «Затмение» народной медицины в западном обществе» . Социология здоровья и болезни . 13 :20–38. дои : 10.1111/1467-9566.ep11340307 .
- ^ Гилани, А.Х., (2005) Роль лекарственных растений в современной медицине. Малазийский научный журнал, 24 (1). стр. 1–5». Архивировано 5 августа 2012 г. на archive.today. ISSN 1394-3065
- ^ The Economist , « Альтернативная медицина: думайте о себе лучше », 21 мая 2011 г., стр. 83–84.
- ^ Ачарья, Д; Аньшу С (2008). Лекарственные травы коренных народов: племенные рецептуры и традиционные методы лечения травами . Джайпур : Издательство Аавишкар. ISBN 978-81-7910-252-7 .
- ^ Морис Мву, Эрик Гбодоссу (декабрь 2000 г.). «АЛЬТЕРНАТИВНАЯ МЕДИЦИНА: НИГЕРИЯ. Роль традиционной медицины» (PDF) . Ланцет .
- ^ Лагерр, Мишель С. (1987). Афро-карибская народная медицина . Нью-Йорк: Бергин и Гарви. ISBN 978-0-89789-113-4 .
- ^ Ачарья, Дипак и Шривастава Аншу (2008): Травяные лекарства коренных народов: племенные составы и традиционные методы лечения травами, дистрибьютор Aavishkar Publishers, Джайпур, Индия. ISBN 978-81-7910-252-7 . стр. 440.
- ^ «Традиционная, комплементарная и интегративная медицина» . Всемирная организация здравоохранения. 2018. Архивировано из оригинала 14 октября 2017 года . Проверено 7 мая 2018 г.
- ^ «Стратегия ВОЗ в области традиционной медицины на 2014–2023 гг.» (PDF) . Всемирная организация здравоохранения. 2013 . Проверено 7 мая 2018 г.
- ^ «Традиционная медицина аборигенов Буша» . Искусство аборигенов онлайн. Архивировано из оригинала 25 мая 2013 года . Проверено 26 июня 2013 г.
- ^ «Выберите свою библиотеку — Справочник кредо» . search.credoreference.com . Проверено 17 апреля 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с Джонстон, Сьюзен Л. (2002). «Индейская традиционная и альтернативная медицина» . Анналы Американской академии политических и социальных наук . 583 (1): 195–213. дои : 10.1177/000271620258300113 . ISSN 0002-7162 . S2CID 145332334 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Шалли-Дженсен, Майкл (2019). Альтернативное исцеление в американской истории: энциклопедия от иглоукалывания до йоги . Санта-Барбара, Калифорния. ISBN 978-1-4408-6033-1 . OCLC 1086616314 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б Качура, Александра; Харрис, Кори С. (27 августа 2021 г.). «Этноботанический метаанализ североамериканских лекарственных сложноцветных1» . Ботаника . 100 (2): 207–217. дои : 10.1139/cjb-2021-0079 . hdl : 1807/107638 . S2CID 239650509 .
- ^ КП, Гирия (2016). «Сайты знаний, посвященные избранным системам знаний коренных народов и современному образованию» . Шодганга: резервуар индийских тезисов @ INFLIBNET . hdl : 10603/148255 . Проверено 7 апреля 2021 г.
- ^ Вуястык, Дагмар; Смит, Фредерик М. (9 сентября 2013 г.). Современная и глобальная Аюрведа: плюрализм и парадигмы . СУНИ Пресс. стр. 1–8. ISBN 9780791478165 .
- ^ КП, Гирия (2016). «Реконфигурация Аюрведы как классической традиции». Прагмата: Журнал гуманитарных наук . 3 : 43–62.
- ^ ТНН (22 июля 2019). «Тех, кто пользуется калари марма чикитса, становится все больше» . Таймс оф Индия . Проверено 9 апреля 2021 г.
- ^ Корреспондент (5 июня 2016 г.). «Оттамули (один ингредиент) лекарство от болезней, связанных с образом жизни…» Онманорама . Проверено 9 апреля 2021 г.
{{cite web}}
:|last=
имеет общее имя ( справка ) - ^ Гирия, КП (2021). Картирование истории Аюрведы: культура, гегемония и риторика разнообразия . Группа Тейлор и Фрэнсис. ISBN 9780367273002 .
- ^ «Эффект плацебо: лекарство от разума» . Научный американец . Февраль – март 2009 г.
- ^ Кэтрин Эстер Бичер Домработница и санитарка миссис Бичер , 1874 г. Проверено 5 ноября 2007 г.
- ^ Сиджвик, GP; Макджордж, Д; Баят, А (2015). «Всеобъемлющий научно обоснованный обзор роли местных средств и повязок в лечении рубцов на коже» . Архив дерматологических исследований . 307 (6): 461–477. дои : 10.1007/s00403-015-1572-0 . ПМЦ 4506744 . ПМИД 26044054 .
- ↑ Повар принца Вэнь Хуэя Боб Флоуз и Онора Вульф, 1985
- ^ Растущий риск заболеваний в Африке, передающихся от животных к людям.
- ^ Тем не менее, Дж. (2003). «Использование продуктов животного происхождения в традиционной китайской медицине: воздействие на окружающую среду и опасность для здоровья» . Дополнительные методы лечения в медицине . 11 (2): 118–122. дои : 10.1016/s0965-2299(03)00055-4 . ПМИД 12801499 .
- ^ «Национальная политика в области традиционной медицины и регулирования лекарственных средств растительного происхождения – отчет глобального исследования ВОЗ» . Всемирная организация здравоохранения. Апрель 2016 г. Архивировано из оригинала 24 мая 2009 г.
- ^ Старр, К.; Некарис, КАИ; Штрайхер, У.; Люнг, Л.К.-П. (2011). «Полевые исследования уязвимого карликового медленного лори Nycticebus pygmaeus с использованием местных знаний в провинции Мондулкири, Камбоджа» . Орикс . 45 (1): 135–142. дои : 10.1017/S0030605310001316 .
- ^ «Традиционная медицина продолжает процветать во всем мире» . www.cnn.com . CNN . Проверено 25 апреля 2016 г.
- ^ Гао, Юфан; Кларк, Сьюзен Г. (1 декабря 2014 г.). «Торговля слоновой костью в Китае: тенденции и движущие силы» . Биологическая консервация . 180 : 23–30. Бибкод : 2014BCons.180...23G . doi : 10.1016/j.biocon.2014.09.020 . ISSN 0006-3207 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с традиционной медициной, на Викискладе?