Каирская декларация о правах человека в исламе
Части этой статьи (относящиеся к CDHRI 2020 года) необходимо обновить . ( февраль 2022 г. ) |
Подписано | 5 августа 1990 г. |
---|---|
Расположение | Каир |
Подписавшиеся | 45 членов ОИК |
Язык | арабский |
Полный текст | |
Каирская декларация о правах человека в исламе в Wikisource |
Часть серии о исламизм |
---|
Политический портал |
Каирская декларация о правах человека в исламе ( CDHRI ) — это декларация государств-членов Организации исламского сотрудничества (ОИС), впервые принятая в Каире , Египет, 5 августа 1990 года. [1] (Конференция министров иностранных дел , 9–14 мухаррама 1411 года хиджры по исламскому календарю. [2] ), а затем пересмотрено в 2020 году. [3] и принят 28 ноября 2020 года (Совет министров иностранных дел на своей 47-й сессии в Ниамее, Республика Нигер). [4] В нем представлен обзор исламского взгляда на права человека . Версия 1990 года подтверждает исламский шариат в качестве единственного источника, тогда как версия 2020 года конкретно не ссылается на шариат. В центре внимания данной статьи находится версия CDHRI 1990 года.
CDHRI заявляет, что его целью является «общее руководство для государств-членов [ОИК] в области прав человека». ООН Эта декларация широко признана как исламский ответ на Всеобщую декларацию прав человека (ВДПЧ), принятую в 1948 году. Она гарантирует некоторые, но не все, ВДПЧ и служит живым документом руководящих принципов в области прав человека, предписанных для все члены ОИК должны следовать ему, но ограничивают их рамками, установленными шариатом. Из-за этого ограничения CDHRI подвергался критике как попытка оградить государства-члены ОИК от международной критики за нарушения прав человека, а также за неспособность гарантировать свободу религии , оправдывать телесные наказания и допускать дискриминацию в отношении немусульман и женщин.
История
[ редактировать ]Различные мусульманские страны критиковали Всеобщую декларацию прав человека 1948 года за неспособность принять во внимание культурный и религиозный контекст незападных стран . [5] В 1981 году Саид Раджаи-Хорассани — постреволюционный представитель Ирана в ООН — сформулировал позицию своей страны в отношении Всеобщей декларации прав человека, заявив, что это релятивистское « светское понимание иудео -христианской традиции», которое не может быть реализуются мусульманами без нарушения исламского закона. [6]
CDHRI была принята в 1990 году членами Организации Исламская конференция . По состоянию на 2012 год его подписали 45 государств . [7] В 1992 году CDHRI был представлен Комиссии ООН по правам человека , где он был решительно осужден Международной комиссией юристов .
Содержание
[ редактировать ]Декларация [2] начинается со слов: «Все люди образуют одну семью, члены которой объединены своим подчинением Аллаху и происхождением от Адама», и запрещается «дискриминация по признаку расы , цвета кожи , языка , убеждений , пола , религии , политической принадлежности , социального положения». статус или другие соображения». Далее он провозглашает святость жизни и объявляет «сохранение человеческой жизни» «обязанностью, предписанной шариатом». CDHRI также гарантирует невоюющим сторонам, таким как старики, женщины и дети , раненые и больные, а также военнопленные , право на питание , кров и доступ к безопасности и медицинской помощи во время войны.
CDHRI предоставляет женщинам «равное человеческое достоинство», «собственные права пользоваться», «обязанности выполнять действия», «собственное гражданское право», «финансовую независимость» и «право сохранять свое имя и родословную». И мужчинам, и женщинам предоставлено «право на брак» независимо от их расы, цвета кожи или национальности. Декларация обязывает обоих родителей защищать ребенка как до, так и после рождения, подчеркивая при этом, что муж несет ответственность за социальную и финансовую защиту своей семьи, включая детей и жен.
Декларация признает права на собственность и неприкосновенность частной жизни отдельных лиц. [8] [9] В статье 18 (b) говорится, что «Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни при ведении своих личных дел, в своем доме, среди своей семьи, в отношении своего имущества и своих отношений. поставить его под наблюдение или запятнать его доброе имя. Государство защитит его от произвольного вмешательства». [10] Он запрещает снос и конфискацию жилища любой семьи, а также выселение семьи. [9] Более того, если семья будет разлучена во время войны обязано , государство «организовать посещения или воссоединения семей».
Статья 10 Декларации гласит: «Ислам — это религия нетронутой природы. Запрещается применять любую форму принуждения к человеку или использовать его бедность или невежество с целью обратить его в другую религию или в атеизм ». Поскольку в исламском обществе все причины отказа от ислама считаются, по сути, либо принуждением, либо невежеством, это фактически запрещает обращение от ислама. [2]
Декларация защищает каждого человека от произвольного ареста , пыток , жестокого обращения или унижения. Кроме того, ни одно лицо не может быть использовано для медицинских или научных экспериментов без его согласия или с риском для его здоровья или жизни. Он также запрещает захват заложников любого человека «для каких бы то ни было целей». Более того, CDHRI гарантирует презумпцию невиновности ; вина должна быть доказана только в ходе судебного разбирательства, «в ходе которого ему [обвиняемому] будут предоставлены все гарантии защиты». Декларация также запрещает обнародование «чрезвычайных законов, которые предоставят исполнительную власть для таких действий». Статья 19 предусматривает, что не существует других преступлений и наказаний, кроме тех, которые указаны в шариате . Шариат допускает телесные наказания (порка, ампутация) и смертную казнь в виде забивания камнями или обезглавливания . [11] Право занимать государственные должности может осуществляться только в соответствии с шариатом. [12]
В Декларации также подчеркивается «полное право на свободу и самоопределение », а также противодействие порабощению , угнетению, эксплуатации и колониализму . CDHRI провозглашает верховенство закона , устанавливая «равенство и справедливость для всех», с ограничениями, предусмотренными исламским правом . CDHRI также гарантирует всем людям «право участвовать, прямо или косвенно, в управлении общественными делами своей страны». CDHRI также запрещает любое злоупотребление властью «в соответствии с исламским шариатом».
Статья 22(а) Декларации гласит: «Каждый имеет право свободно выражать свое мнение таким образом, чтобы это не противоречило принципам шариата». Статья 22(b) гласит: «Каждый имеет право защищать то, что правильно, пропагандировать добро и предостерегать от неправильного и зла в соответствии с нормами исламского шариата». Статья 22(c) гласит: «Информация является жизненной необходимостью для общества. Ее нельзя эксплуатировать или использовать не по назначению таким образом, чтобы это могло нарушить святыни и достоинство Пророков, подорвать моральные и этические ценности или разрушить, развратить или нанести вред обществу». или ослабить его веру». Это явное ограничение свободы делать любые заявления, которые могут быть расценены как кощунственные, наказанием за которые может быть смерть, и поэтому формулировка этого пункта допускает смертную казнь за богохульство, что явно противоречит ВДПЧ. Статья 22(d) гласит: «Не разрешается разжигать националистическую или доктринальную ненависть или делать что-либо, что может быть подстрекательством к любой форме расовой дискриминации». [13]
Религиозные особенности
[ редактировать ]Хотя CDHRI использует универсалистский язык, аналогичный Всеобщей декларации прав человека, «достаточно много [ее] особенностей выражают исламскую особенность». [1] Преамбула представляет собой в основном религиозную риторику, а детали CDHRI содержат многочисленные ссылки на Коран , шариат и аспекты исламской веры, которые не встречаются ни в одном другом подобном международном списке. [1] CDHRI приходит к выводу в статьях 24 и 25, что все упомянутые права и свободы подчиняются исламскому шариату, который является единственным источником декларации. [14] CDHRI заявляет, что истинная религия является «гарантией повышения такого достоинства на пути к человеческой целостности ». Он также возлагает ответственность за защиту этих прав на всю Умму .
Критика
[ редактировать ]CDHRI подвергался критике за то, что его реализовали ряд государств с совершенно разной религиозной политикой и практикой, которые «были заинтересованы в обезоружении международной критики в отношении их внутренней ситуации с правами человека». [1]
Статья 24 декларации гласит: «Все права и свободы, предусмотренные настоящей Декларацией, подчиняются исламскому шариату». Статья 19 также гласит: «Не может быть никакого преступления или наказания, кроме предусмотренных шариатом». [15]
CDHRI подвергался критике за неспособность гарантировать свободу религии , в частности право каждого человека менять свою религию , как «фундаментальное и не допускающее отступлений право». [15] В совместном письменном заявлении, представленном Международным гуманистическим и этическим союзом (IHEU), неправительственной организацией со специальным консультативным статусом , Ассоциацией всемирного образования (AWE) и Ассоциацией граждан мира (AWC), был выражен ряд опасений. заявил, что CDHRI ограничивает права человека, свободу вероисповедания и свободу выражения мнений. В заявлении делается вывод, что «Каирская декларация прав человека в исламе явно является попыткой ограничить права, закрепленные во Всеобщей декларации прав человека и Международных пактах. Ее ни в каком смысле нельзя рассматривать как дополнение ко Всеобщей декларации». [16] В сентябре 2008 года в статье, опубликованной в Организации Объединенных Наций, Центр расследований пишет, что CDHRI «подрывает равенство людей и свободу выражения мнений и религии, вводя ограничения почти на все права человека, основанные на законах исламского шариата». [17]
Рона Смит пишет, что из-за ссылки CDHRI на шариат это подразумевает присущую мужчинам степень превосходства. [18]
Адама Диенг — член Международной комиссии юристов — также раскритиковал CDHRI. Он заявил, что декларация серьезно угрожает межкультурному консенсусу, на котором основаны международные инструменты по правам человека; что он вводит нетерпимую дискриминацию в отношении немусульман и женщин. Он также утверждал, что CDHRI демонстрирует намеренно ограничительный характер в отношении некоторых фундаментальных прав и свобод до такой степени, что некоторые основные положения не соответствуют правовым стандартам, действующим в ряде мусульманских стран; он использует прикрытие «исламского шариата (Закона)» для оправдания легитимности таких практик, как телесные наказания, которые посягают на целостность и достоинство человека. [6] [19]
См. также
[ редактировать ]- Арабская хартия прав человека
- Права человека в исламе
- Права человека в Африке
- Права человека в Азии
- Ислам и демократия
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Бремс, Э. (2001). «Исламские декларации прав человека». Права человека: универсальность и разнообразие: Том 66 Международных исследований в области прав человека . Издательство Мартинуса Нийхоффа. стр. 241–84 . ISBN 90-411-1618-4 .
- ^ Jump up to: а б с «Библиотека по правам человека Университета Миннесоты» . hrlibrary.umn.edu .
- ^ Организация исламского сотрудничества. «Каирская декларация прав человека в исламе, 2021 г.» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 13 июля 2021 г.
- ^ Организация исламского сотрудничества (28 ноября 2020 г.). «Резолюция № 63/47-POL: О Каирской декларации ОИК по правам человека» . Архивировано из оригинала 25 ноября 2021 г.
- ↑ National Review Online, Права человека и нарушения прав человека. Архивировано 16 августа 2016 г. в Wayback Machine , Дэвид Г. Литтман, 19 января 2003 г., получено 30 мая 2012 г.
- ^ Jump up to: а б «Всеобщие права человека и «права человека в исламе» » . Мидстрим .
- ^ Анвер М. Эмон, Марк Эллис, Бенджамин Глан: исламское право и международное право прав человека, с. 113. Издательство Оксфордского университета, 2012.
- ^ Рул, Джеймс Б.; Гринлиф, GW (1 января 2010 г.). Глобальная защита конфиденциальности: первое поколение . Издательство Эдварда Элгара. п. 45. ИСБН 978-1-84844-512-3 .
- ^ Jump up to: а б Бадерин, Масхуд А. (11 сентября 2003 г.). Международные права человека и исламское право . ОУП Оксфорд. п. 141. ИСБН 978-0-19-102182-4 .
- ^ «Библиотека по правам человека Университета Миннесоты» . Университет Миннесоты . Проверено 4 апреля 2016 г.
- ^ Не должно быть никаких преступлений или наказаний, кроме предусмотренных шариатом.
- ^ Смит (2003), с. 195
- ^ Шах, Зия Х. (27 мая 2012 г.). «Всеобщая декларация прав человека, а не Каирская декларация!» . Мусульманские времена . Проверено 4 октября 2023 г.
- ↑ Каирская декларация о правах человека в исламе, 5 августа 1990 г., GAOR ООН. Архивировано 3 июня 2010 г. в Wayback Machine , World Conf. на Хуме. Rts., 4-я сессия, пункт 5 повестки дня, Док.A/CONF.157/PC/62/Add.18 (1993 год)
- ^ Jump up to: а б Каземи, Ф (2002). «Перспективы ислама и гражданского общества». В Хашми С.Х. (ред.). Исламская политическая этика: гражданское общество, плюрализм и конфликты . Издательство Принстонского университета . п. 50 . ISBN 0-691-11310-6 .
- ^ «Каирская декларация и универсальность прав человека» . Архивировано из оригинала 31 октября 2008 г.
- ^ «CFI защищает свободу выражения мнений в Совете ООН по правам человека» . 17 сентября 2008 г.
- ^ Рона, Смит. Учебник по международным правам человека , Oxford University Press, 2003 г., ISBN 1-84174-301-1 , с. 195
- ^ Дэвид Литтман , Всеобщие права человека и «Права человека в исламе» , dhimmitude.org, заархивировано из оригинала 13 ноября 2002 г. , получено 24 февраля 2006 г. (статья опубликована в журнале Midstream (Нью-Йорк), февраль/март 1999 г.). )