Богоматерь с Младенцем и Святой Анной (Леонардо)
Богородица с Младенцем и Святой Анной | |
---|---|
Художник | Леонардо да Винчи |
Год | в. 1501–1519 гг. |
Середина | масло Дерево , |
Предмет | Богородица с Младенцем и Святой Анной |
Размеры | 130 см × 168,4 см (51 × 66,3 дюйма) |
Расположение | Лувр , Париж |
Присоединение | ИНВ 776 |
«Мадонна с младенцем и Святой Анной» — незаконченная картина маслом художника Высокого Возрождения Леонардо да Винчи , датированная ок. 1501–1519 . [n 1] На нем изображена Святая Анна , ее дочь Дева Мария и младенец Иисус . [1] Христос изображен сражающимся с жертвенным агнцем, символизирующим его Страсти , в то время как Богородица пытается его удержать. Картина была заказана в качестве главного алтаря церкви Сантиссима Аннунциата во Флоренции , и ее тема давно волновала Леонардо. [ нужна ссылка ]
История
[ редактировать ]Вполне вероятно, что картина была заказана французским королем Людовиком XII после рождения его дочери в 1499 году, но так и не была ему доставлена. [1] Леонардо попытался объединить эти фигуры, нарисовав карикатуру на Берлингтонский дом (Национальная галерея). [1] В 2008 году куратор Лувра обнаружил на оборотной стороне картины несколько слабых эскизов, предположительно сделанных Леонардо. [2] [3] [4] Инфракрасная рефлектография была использована, чтобы выявить «рисунок головы лошади размером 7 на 4 дюйма», который имел сходство с эскизами лошадей, которые Леонардо сделал ранее перед тем, как нарисовать «Битву при Ангиари» . Также был обнаружен второй эскиз 6. 1 ⁄ на 4 Изображение половины черепа размером дюйма. На третьем эскизе был изображен младенец Иисус, играющий с ягненком, и этот эскиз был похож на тот, что нарисован на лицевой стороне. [2] Представитель Лувра заявил, что эскизы «весьма вероятно» были сделаны Леонардо и что это первый случай, когда какой-либо рисунок был найден на «обратной стороне одной из его работ». В ходе реставрации картины рисунки будут дополнительно изучены группой экспертов. [2]
Содержание и состав
[ редактировать ]Картина Леонардо одновременно приятна и спокойна, но при ближайшем рассмотрении сбивает с толку. Композиция трех фигур довольно плотная: Дева Мария явно взаимодействует с младенцем Иисусом. При ближайшем рассмотрении становится ясно, что Мария сидит на коленях у Святой Анны. Неясно, какой смысл это могло иметь и какой смысл Леонардо намеревался передать этой позой. В других произведениях искусства нет явных параллелей, а женщины, сидящие на коленях друг у друга, не являются явным культурным или традиционным ориентиром, который может быть понятен зрителю. Кроме того, хотя точные размеры ни Богородицы, ни Святой Анны неизвестны, из картины можно экстраполировать, что Святая Анна - значительно более крупный человек, чем Мария. Это тонкое, но заметное искажение размера было использовано Леонардо, чтобы подчеркнуть отношения матери и дочери между двумя женщинами, несмотря на очевидное отсутствие визуальных признаков более старшего возраста Святой Анны, которые в противном случае идентифицировали бы ее как мать. Ребенок держит ягненка. Мы также видим, что Мария смотрит в глаза своему ребенку, а Святая Анна смотрит на Марию. Поскольку Мария сидит у нее на коленях, а Святая Анна смотрит на нее, возможно, Леонардо пытался подчеркнуть их отношения и личности.
Интерпретация Фрейда
[ редактировать ]Зигмунд Фрейд провел психоаналитическое исследование Леонардо в своем эссе 1910 года « Леонардо да Винчи, Воспоминания о его детстве» . По мнению Фрейда, на одеянии Богородицы, если смотреть сбоку, виден стервятник . Фрейд утверждал, что это было проявлением «пассивной гомосексуальной» детской фантазии, о которой Леонардо писал в « Атлантическом кодексе» , в которой он рассказывает, как на него в младенчестве в кроватке напал хвост стервятника. Фрейд перевел этот отрывок так:
«Кажется, мне всегда было суждено так сильно интересоваться стервятниками, ибо одним из самых ранних моих воспоминаний является то, что, когда я был в колыбели, ко мне спустился стервятник, открыл мне хвостом пасть и ударил меня много раз, прижимая хвост к моим губам».
К несчастью для Фрейда, слово «стервятник» было неправильно переведено немецким переводчиком Кодекса, а птица, которую вообразил Леонардо, на самом деле была коршуном , хищной птицей, которая также иногда является падальщиком . Это разочаровало Фрейда, поскольку, как он признался Лу Андреас-Саломе , он считал Леонардо «единственной прекрасной вещью, которую я когда-либо писал». Однако некоторые ученые-фрейдисты предприняли попытки исправить эту теорию, включив в нее воздушного змея.
Другая теория, предложенная Фрейдом, пытается объяснить любовь Леонардо изображать Деву Марию со Святой Анной. Леонардо сначала воспитывала кровная мать, а затем его «усыновила» жена его отца сир Пьеро. Идея изображения Богоматери с собственной матерью была поэтому особенно близка сердцу Леонардо, ведь у него самого в каком-то смысле было «две матери». Стоит отметить, что в обоих вариантах композиции (луврской картине и лондонской карикатуре) трудно различить, является ли Святая Анна на целое поколение старше Марии.
Споры об уборке в 2011 году
[ редактировать ]7 октября 2011 года парижское художественное издание Le Journal des arts сообщило, что реставрация представляет для картины большую опасность, чем ожидалось ранее. [5] В конце декабря 2011 года и начале января 2012 года появились сообщения о том, что Сеголен Бержон Лангле, бывший директор по консервации Лувра и национальных музеев Франции, и Жан-Пьер Кюзен, бывший директор отдела картин Лувра, оба входят в консультативный комитет, курирующий реставрация картины, подал в отставку [6] из-за спора по поводу чистки картины: критики утверждали, что картина была повреждена в результате чистки, поэтому она стала ярче, чем когда-либо предполагал художник. [7] Другие эксперты высказались в пользу очищающей обработки. [8]
См. также
[ редактировать ]- Список работ Леонардо да Винчи
- Богородица с младенцем и святой Анной – тип иконографии.
- Богородица с Младенцем, святой Анной и Иоанном Крестителем.
- Исследования младенца
- Голова Богородицы в три четверти, обращенная вправо.
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Ученые датируют картину 1501–1519 гг.:
- Кемп (2019 , стр. 161): ок. 1508–1516 гг.
- Марани (2003 , стр. 340): ок. 1510–1513 гг.
- Сайсон и др. (2011 , стр. 70): c. 1501 и далее
- Зёлльнер (2019 , стр. 244): ок. 1503–1519 гг.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с «Богоматерь с младенцем и святой Анной» . Лувр .
- ^ Перейти обратно: а б с Солтис, Энди (19 декабря 2008 г.). «Удивительные зарисовки с обратной стороны Да Винчи» . Нью-Йорк Пост . Проверено 19 декабря 2008 г.
- ^ [1] Архивировано 21 декабря 2008 г. в Wayback Machine.
- ^ Сэмюэл, Генри (19 декабря 2008 г.). « В Лувре обнаружены «Три эскиза да Винчи» . Телеграф.co.uk . Лондон . Проверено 19 декабря 2008 г.
- ^ Бетар, Даф (7 октября 2011 г.). «Святая Анна» да Винчи под угрозой» . Журнал искусств (354) . Проверено 4 января 2012 г.
- ^ «BBC News – Эксперты Лувра «уволились из-за работы Леонардо да Винчи» » . BBC.co.uk. 29 декабря 2011 года . Проверено 31 декабря 2011 г.
- ^ Сциолино, Элейн (3 января 2012 г.). «Реставрация картины Леонардо вызывает горькие разногласия среди искусствоведов» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 4 января 2012 г.
- ^ Монтанари, Лаура (3 января 2012 г.). «Реставрация картины Леонардо вызывает горькие разногласия среди искусствоведов» . Курьер Международный . Архивировано из оригинала 19 января 2013 года . Проверено 8 января 2012 г.
Источники
[ редактировать ]- Кемп, Мартин (2019). Леонардо да Винчи: 100 вех . Нью-Йорк: Стерлинг . ISBN 978-1-4549-304-26 .
- Марани, Пьетро К. (2003) [2000]. Леонардо да Винчи: Полное собрание картин . Нью-Йорк: Гарри Н. Абрамс . ISBN 978-0-8109-3581-5 .
- Сайсон, Люк ; Кейт, Ларри; Галансино, Артуро; Маццотта, Антони; Незерсол, Скотт; Румберг, Пер (2011). Леонардо да Винчи: художник при миланском дворе . Лондон: Национальная галерея . ISBN 978-1-85709-491-6 .
- Зёлльнер, Франк (2019) [2003]. Леонардо да Винчи: Полное собрание картин и рисунков (Юбилейное издание). Кёльн: Сумки . ISBN 978-3-8365-7625-3 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с Богородицей с Младенцем и Святой Анной (картина Винчи) на Викискладе?
- Фрейд, писатель Леонардо. Архивировано 3 марта 2016 года в Wayback Machine.