Юмор
Юмор ( англ. Commonwealth English ) или юмор ( американский английский ) — это склонность переживаний вызывать смех и развлекать . Этот термин происходит от гуморальной медицины древних греков , которые учили, что баланс жидкостей в человеческом организме, известный как юмор ( лат . юмор , «жидкость тела»), контролирует здоровье и эмоции человека.
Люди всех возрастов и культур реагируют на юмор. Большинство людей способны испытывать чувство юмора – веселиться, улыбаться или смеяться над чем-то забавным (например, каламбуром или шуткой) – и поэтому считаются обладателями чувства юмора . Гипотетический человек, лишенный чувства юмора, скорее всего, сочтет свое поведение необъяснимым, странным или даже иррациональным. Хотя в конечном итоге это определяется субъективным личным вкусом , степень, в которой человек находит что-то юмористическим, зависит от множества переменных, включая географическое положение , культуру, зрелость , уровень образования, интеллект и контекст . Например, маленькие дети могут предпочитать фарс, такой как кукольные спектакли «Панч и Джуди» , или мультфильмы, такие как «Том и Джерри» или «Looney Tunes» , физическая природа которых делает их доступными для них. Напротив, более сложные формы юмора, такие как сатира, требуют понимания его социального значения и контекста и, таким образом, имеют тенденцию привлекать более зрелую аудиторию.
Теории
Существует множество теорий о том, что такое юмор и какую социальную функцию он выполняет. Преобладающие типы теорий, пытающихся объяснить существование юмора, включают психологические теории, подавляющее большинство из которых считают поведение, вызванное юмором, очень здоровым; духовные теории, которые, например, могут считать юмор «даром от Бога»; и теории, которые считают юмор необъяснимой тайной, очень похожей на мистический опыт . [ 1 ]
Теория доброкачественных нарушений, поддержанная Питером МакГроу , [ 2 ] попытки объяснить существование юмора. Теория гласит: «Юмор возникает только тогда, когда что-то кажется неправильным, тревожным или угрожающим, но одновременно кажется нормальным, приемлемым или безопасным». [ 3 ] Юмор можно использовать как метод, позволяющий легко участвовать в социальном взаимодействии, устраняя неловкое, неудобное или неприятное чувство социального взаимодействия.
Другие считают, что «правильное использование юмора может облегчить социальное взаимодействие». [ 4 ] [ 5 ]
Просмотры
Некоторые утверждают, что юмор не следует объяснять. Автор Э. Б. Уайт однажды сказал: «Юмор можно препарировать, как лягушку, но в процессе он умирает, а внутренности разочаровывают любого, кроме чистого научного ума». [ 6 ] Вопреки этому аргументу, протесты против «оскорбительных» карикатур вызывают критику юмора или его отсутствие со стороны обиженных людей и сообществ. Этот процесс анализа юмора не обязательно изгоняет чувство юмора, но направляет внимание на его политику и предполагаемую универсальность. [ 7 ]
Артур Шопенгауэр посетовал на неправильное использование юмора (немецкого заимствования из английского) для обозначения любого типа комедии. Однако как юмор , так и комикс при выдвижении теорий на эту тему часто используются коннотации юмора , в отличие от комического, . Говорят, что - это коннотации реакции и стимула. Кроме того, считалось, что юмор включает в себя сочетание нелепости и остроумия в человеке; образцовым примером является шекспировский сэр Джон Фальстаф. Французы не спешили принять термин «юмор» ; во французском языке юмор и юмор человека по-прежнему остаются двумя разными словами: первое относится к настроению или к архаичной концепции четырех юморов . [ нужна ссылка ]
Несатирический юмор можно назвать забавным юмором или развлекательной шуткой . [ 8 ] [ 9 ]
Социологические факторы
Как и в случае с любой формой искусства, принятие определенного стиля или уровня юмора зависит от социологических факторов и варьируется от человека к человеку. На протяжении всей истории комедия использовалась как форма развлечения по всему миру, будь то при дворах западных королей или в деревнях Дальнего Востока. И социальный этикет, и определенный интеллект могут проявляться посредством остроумия и сарказма . Немецкий писатель восемнадцатого века Георг Лихтенберг сказал, что «чем больше вы знаете юмор, тем более требовательными к утонченности вы становитесь». [ 10 ]
Древняя Греция
Западная теория юмора начинается с Платона , который приписывал Сократу (как персонажу полуисторического диалога) в «Филебе» (стр. 49b) точку зрения, согласно которой сущность смешного — это невежество слабых, которые, таким образом, неспособны ответить, когда высмеивали. Позже, в греческой философии, Аристотель в «Поэтике» (1449a, стр. 34–35) предположил, что уродство, которое не вызывает отвращения, является фундаментальным для юмора.
Индия
В древней драме санскритской » Бхараты Муни юмор « Натья-шастра ) определялся ( хасьям как одна из девяти нава-рас , или основных рас (эмоциональных реакций), которые могут вызывать у зрителей бхавы , имитации эмоций, которые исполняют актеры. . Каждая раса ассоциировалась с определенной бхавой, изображаемой на сцене.
В арабской и персидской культуре
Термины «комедия» и «сатира» стали синонимами после того, как «Поэтика» Аристотеля была переведена на арабский язык в средневековом исламском мире , где она была развита арабскими писателями и исламскими философами, такими как Абу Бишр , его ученик Аль-Фараби , персидский Авиценна и Аверроэс . Из-за культурных различий они отделили комедию от греческого драматического представления и вместо этого отождествили ее с арабскими поэтическими темами и формами, такими как хиджа (сатирическая поэзия). Они рассматривали комедию просто как «искусство осуждения» и не упоминали о легких и веселых событиях или тревожных началах и счастливых концах, связанных с классической греческой комедией. После латинских переводов XII века термин комедия приобрел новое значение в средневековой литературе . [ 11 ]
Карибский бассейн
«Менто Звезда » Лорд Фли заявил в интервью 1957 года, что, по его мнению, « жители Вест-Индии обладают лучшим чувством юмора в мире. Даже в самой торжественной песне, такой как Las Kean Fine [«Lost and Can Not Be Found»]», в котором рассказывается о взрыве котла на сахарной плантации, в результате которого погибли несколько рабочих, однако их природное остроумие и юмор сияют». [ 12 ]
Китай
Конфуцианская и неоконфуцианская ортодоксия, с ее упором на ритуалы и приличия, традиционно смотрела на юмор свысока как на подрывной и неподобающий подход. Юмор воспринимался как ирония и сарказм. [ 13 ] Однако в самих «Конфуцианских Аналектах » Учитель изображается склонным к юмористическому самоуничижению, однажды сравнив свои странствия с существованием бездомной собаки. [ 14 ] Ранние даосские философские тексты, такие как «Чжуанцзы», демонстративно высмеивают конфуцианскую серьезность и превращают самого Конфуция в тупого шутника. [ 15 ] Сборники анекдотов, содержащие смесь игры слов, каламбуров, ситуационного юмора и игры на табуированные темы, такие как секс и копрология, оставались популярными на протяжении веков. Местное исполнительское искусство, рассказывание историй, народная художественная литература и поэзия предлагают широкий выбор юмористических стилей и чувств.
Среди известных китайских юмористов древние шуты Чунь Юй Кун и Дунфан Шо ; писатели династий Мин и Цин, такие как Фэн Мэнлун , Ли Юй, [ 16 ] и У Цзинцзы , а также современных авторов комиксов, таких как Лу Синь , Линь Ютан , Лао Шэ , Цянь Чжуншу , Ван Сяобо и Ван Шуо , и таких исполнителей, как Гэ Ю , Го Дэган и Чжоу Либо .
Современный китайский юмор находится под сильным влиянием не только местных традиций, но и иностранного юмора, циркулирующего через печатную культуру, кино, телевидение и Интернет. [ 17 ] В 1930-е годы ; юмор) Линь Ютана стала фоносемантическая транслитерация «юмо» ( 幽默 новым термином для обозначения юмора, вызвав увлечение юмористической литературой, а также страстные дебаты о том, какой тип юмористической чувствительности лучше всего подходит Китаю. бедная, слабая страна под частичной иностранной оккупацией. [ 18 ] [ 19 ] [ 20 ] Хотя некоторые виды комедии были официально санкционированы во время правления Мао Цзэдуна, подход партийного государства к юмору в целом был репрессивным. [ 21 ] Социальная либерализация в 1980-е годы, коммерциализация культурного рынка в 1990-е годы и появление Интернета — несмотря на агрессивный аппарат государственной цензуры — позволили новым формам юмора процветать в Китае в последние десятилетия. [ 22 ]
Модель социальной трансформации
Модель социальной трансформации юмора предсказывает, что определенные характеристики, такие как физическая привлекательность, взаимодействуют с юмором. [ 23 ] Эта модель предполагает связь между юмористом , аудиторией и предметом юмора. [ 23 ] Две трансформации, связанные с этой конкретной моделью, включают в себя предмет юмора и изменение восприятия аудиторией юмористического человека, тем самым устанавливая отношения между юмористическим оратором и аудиторией. [ 23 ] Модель социальной трансформации рассматривает юмор как адаптивный, поскольку он передает как нынешнее желание быть юмористическим, так и будущие намерения быть юмористическими. [ 23 ] Эта модель используется с намеренным самоуничижительным юмором , когда человек общается с желанием быть принятым в чью-то конкретную социальную группу. [ 23 ] Хотя самоуничижительный юмор сообщает о слабости и ошибочности стремления завоевать расположение другого человека, на основе модели можно сделать вывод, что этот тип юмора может усилить романтическое влечение к юмористу, когда другие переменные также благоприятны. [ 23 ]
Физическая привлекательность
90% мужчин и 81% женщин, все студенты колледжей, утверждают, что чувство юмора является важнейшей характеристикой, которую ищут в романтическом партнере. [ 24 ] Юмор и честность были признаны двумя наиболее важными качествами значимого друга. [ 25 ] С тех пор было зафиксировано, что юмор становится более очевидным и значительно более важным по мере увеличения уровня обязательств в романтических отношениях. [ 26 ] Недавние исследования показывают, что выражение юмора в отношении физической привлекательности является двумя основными факторами желания будущего взаимодействия. [ 23 ] Женщины менее высоко оценивают физическую привлекательность по сравнению с мужчинами, когда дело касается свиданий, серьезных отношений и полового акта. [ 23 ] Однако женщины считают юмористических мужчин более желательными для серьезных отношений или брака, чем неюмористических, но только тогда, когда эти мужчины были физически привлекательны. [ 23 ]
Более того, юмористические люди воспринимаются окружающими как более жизнерадостные, но менее интеллектуальные, чем люди, не обладающие чувством юмора. самоуничижительный юмор повышает желанность и физическую привлекательность человека для других в серьезных отношениях. Было обнаружено, что [ 23 ] Результаты исследования, проведенного Университетом Макмастера, показывают, что юмор может положительно повлиять на желательность конкретного партнера по отношениям, но этот эффект наиболее вероятен только тогда, когда мужчины используют юмор и оцениваются женщинами. [ 27 ] Не было обнаружено никаких доказательств того, что мужчины предпочитают женщин с чувством юмора в качестве партнеров, а женщины предпочитают других женщин с чувством юмора в качестве потенциальных партнеров. [ 27 ] Когда женщинам в исследовании предлагался вариант принудительного выбора, они выбирали забавных мужчин в качестве потенциальных партнеров для отношений, хотя и оценивали их как менее честных и умных. [ 27 ] Апостериорный анализ не выявил связи между качеством юмора и благоприятными суждениями. [ 27 ]
Психологическое благополучие
Общеизвестно, что юмор способствует повышению субъективного благополучия (как физического, так и психологического). [ 28 ] Предыдущие исследования юмора и психологического благополучия показывают, что юмор на самом деле является основным фактором в достижении и поддержании более высокого психологического благополучия. [ 28 ] [ 29 ] Эта гипотеза известна как общая вспомогательная гипотеза юмора. [ 28 ] То есть позитивный юмор ведет к положительному здоровью. Однако не все современные исследования подтверждают предыдущее утверждение о том, что юмор на самом деле является причиной более здорового психологического благополучия. [ 30 ] Некоторые из ограничений предыдущих исследований заключаются в том, что они склонны использовать одномерный подход к юмору, поскольку всегда предполагалось, что юмор считается позитивным. Они не рассматривали другие типы юмора или стили юмора . Например, саморазрушительный или агрессивный юмор. [ 31 ] Исследования предложили 2 типа юмора, каждый из которых состоит из 2 стилей, всего 4 стиля. Эти два типа — адаптивный и неадаптивный юмор. [ 31 ] Адаптивный юмор состоит из вспомогательного и самоподдерживающего юмора, а неадаптивный — это саморазрушительный и агрессивный юмор. Каждый из этих стилей может по-разному влиять на психологическое и общее субъективное благополучие человека. [ 31 ]
- Юмор в дружеском стиле. Люди с этим аспектом юмора склонны использовать шутки как средство укрепления отношений, развлечения других и снижения напряжения. [ 31 ]
- Юмор в стиле самоусиления. Люди, подпадающие под это измерение юмора, склонны смотреть на жизнь с юмором. Люди с самоусиливающимся юмором склонны использовать его как механизм борьбы со стрессом . [ 31 ]
- Агрессивный юмор. Расистские шутки, сарказм и унижение личности с целью развлечения. Этот вид юмора используют люди, которые не задумываются о последствиях своих шуток и в основном ориентированы на развлечение слушателей. [ 31 ]
- Саморазрушительный юмор. Люди с таким стилем юмора склонны развлекать других самоуничижительными шутками, а также склонны смеяться вместе с другими, когда над ними насмехаются. Предполагается, что люди пытаются использовать этот стиль юмора как средство социального признания, но часто безуспешно. [ 32 ] Также упоминается, что у этих людей может возникнуть скрытое чувство негатива. Поэтому они используют этот юмор как средство скрыть свое внутреннее негативное чувство. [ 31 ]
В исследовании юмора и психологического благополучия пришли к выводу, что высокий уровень юмора адаптивного типа (аффилированный и самоподдерживающий) связан с лучшей самооценкой, положительным аффектом, большей самооценкой, а также контролем тревоги и социальные взаимодействия. [ 33 ] Все это является составляющими психологического благополучия. Кроме того, адаптивные стили юмора могут помочь людям сохранить чувство благополучия, несмотря на психологические проблемы. [ 29 ] Напротив, неадаптивные типы юмора (агрессивные и саморазрушительные) связаны с ухудшением общего психологического благополучия. [ 33 ] акцент на более высокий уровень тревоги и депрессии. Следовательно, юмор может оказывать пагубное воздействие на психологическое благополучие только в том случае, если этот юмор имеет отрицательные характеристики. [ 33 ]
Физиологические эффекты
Юмор часто используется, чтобы осветить трудные или стрессовые ситуации и скрасить социальную атмосферу в целом. Многие считают это приятным и позитивным опытом, поэтому было бы разумно предположить, что это может оказать некоторое положительное физиологическое воздействие на организм.
Исследование, призванное проверить положительное физиологическое воздействие юмора, в частности взаимосвязь между воздействием юмора и терпимостью к боли, было проведено в 1994 году Карен Цвайер, Барбарой Велкер и Виллибальдом Рухом. Чтобы проверить влияние юмора на толерантность к боли, испытуемым сначала показали короткий юмористический видеоролик, а затем провели холодовой прессорный тест . Чтобы определить аспекты юмора, которые могут способствовать повышению болевой терпимости, в исследовании приняли участие пятьдесят шесть женщин-участниц, разделенных на три группы: жизнерадостность, воодушевление и юмор. В дальнейшем испытуемые были разделены на две группы: с высокой чертой жизнерадостности и высокой чертой серьезности в соответствии с опросником состояний жизнерадостности. Инструкции для трех групп были следующими: группе веселья было сказано воодушевляться фильмом, не смеясь и не улыбаясь, группе веселья было сказано смеяться и чрезмерно улыбаться, преувеличивая свои естественные реакции, группе юмориста было сказано делать юмористические комментарии к видеоклипу во время просмотра. Чтобы убедиться, что участники действительно нашли фильм юмористическим и что он произвел желаемый эффект, участники провели опрос по этой теме, в результате которого средний балл составил 3,64 из 5. Результаты холодного пресс-теста показали, что участники во всех три группы испытали более высокий болевой порог и более высокую терпимость к боли, чем до просмотра фильма. Результаты не показали существенной разницы между тремя группами. [ 34 ]
Существует также потенциальная связь между юмором и здоровой иммунной системой. SIgA — это тип антител, который защищает организм от инфекций. В методе, аналогичном предыдущему эксперименту, участникам показывали короткий юмористический видеоролик, а затем проверяли эффекты. Участники показали значительное увеличение уровней SIgA. [ 35 ]
Были утверждения, что смех может быть дополнением к упражнениям на сердечно-сосудистую систему и может повысить мышечный тонус. [ 36 ] Однако раннее исследование Паскинда Дж. показало, что смех может привести к снижению тонуса скелетных мышц, поскольку за короткими интенсивными мышечными сокращениями, вызванными смехом, следуют более длительные периоды мышечного расслабления. Польза смеха для сердечно-сосудистой системы также кажется всего лишь плодом воображения, поскольку исследование, предназначенное для проверки уровня насыщения кислородом, вызываемого смехом, показало, что, хотя смех вызывает спорадические эпизоды глубокого дыхания, уровень насыщения кислородом не изменяется. [ 37 ]
Поскольку юмор часто используется для снятия напряжения, возможно, то же самое можно сказать и о тревоге. Исследование Йоветича Н., Дейла А. и Худака М. было проведено с целью проверить влияние юмора на снижение тревожности. Испытуемым сказали, что через определенный период времени их подвергнут удару электрическим током. Одной группе был представлен юмористический контент, а другой — нет. Уровни тревоги измерялись с помощью самоотчетов, а также частоты сердечных сокращений. Субъекты с высоким рейтингом чувства юмора сообщили о меньшей тревоге в обеих группах, в то время как субъекты с более низким рейтингом чувства юмора сообщили о меньшей тревоге в группе, которая подвергалась воздействию юмористического материала. Однако существенной разницы в частоте сердечных сокращений между испытуемыми не было. [ 38 ]
На рабочем месте
Юмор — это вездесущий, глубоко укоренившийся и во многом значимый аспект человеческого опыта, и поэтому он определенно актуален в организационном контексте, например на рабочем месте. [ 39 ]
Значительная роль, которую смех и веселье играют в организационной жизни, рассматривается как социологический феномен и все чаще признается как создающая чувство вовлеченности и возможного товарищества среди рабочих. [ 40 ] Распространение юмора на работе не только помогает избавиться от скуки, но и может также выстраивать отношения, улучшать дух товарищества между коллегами и создать положительный эффект . [ 39 ] Юмор на рабочем месте также может снять напряжение и использоваться в качестве стратегии преодоления трудностей . [ 39 ] Фактически, одно из наиболее согласованных ключевых последствий того, что юмор на рабочем месте влияет на благополучие людей, является ли использование юмора в качестве стратегии преодоления трудностей помощь в преодолении ежедневных стрессов, невзгод или других трудных ситуации. [ 39 ] Посмеявшись с несколькими коллегами, вы можете улучшить настроение, а это доставляет удовольствие, и люди воспринимают это как положительно влияющее на их способность справляться. [ 39 ] Веселье и удовольствие имеют решающее значение в жизни людей, а также способность к коллеги, чтобы иметь возможность смеяться во время работы, подшучивая или иным образом, способствует гармонии и чувству сплоченности. [ 39 ]
Юмор также можно использовать, чтобы компенсировать негативные чувства по поводу какого-либо человека. задаче на рабочем месте или для уменьшения использования ненормативной лексики или других способов преодоления трудностей. стратегии, с которыми в противном случае нельзя было бы мириться. [ 39 ] Юмор на рабочем месте не только помогает разрядить негатив. эмоции, но его также можно использовать как выход для обсуждения личных болезненные события в более легком контексте, что в конечном итоге снижает тревогу и позволяет выйти на поверхность более счастливым и позитивным эмоциям . [ 39 ] Кроме того, юмор может использоваться как инструмент смягчения авторитарный тон руководителей при отдаче распоряжений подчиненным. Менеджеры могут использовать самоуничижительный юмор, чтобы прослыть плохими. более человечными и «настоящими» со стороны своих сотрудников. [ 39 ] Привязанность современных компаний к идее развлечения привело к тому, что руководство рабочих мест пришло к осознанию потенциально положительные эффекты «рабочей игры» и осознать, что это не обязательно подрывают производительность работников. [ 40 ]
Смех и игра могут раскрыть творческий потенциал, тем самым поднимая моральный дух . поэтому в интересах поощрения согласия сотрудников с суровыми условиями трудовой процесс руководство зачастую игнорирует, терпит и даже активно поощрять игровые практики с целью содействия организационные цели. [ 40 ] По сути, развлечения на рабочем месте больше не считаются легкомысленными. [ 40 ] Самый современный подход к управляемому веселью и смеху на рабочем месте зародился в Северной Америке, где он получил такое распространение, что здесь процветают консультанты по юмору, как это происходит в некоторых штатах. ввел официальный день «развлечений на работе». [ 40 ] В результате были заявлены о повышении благосостояния работников, улучшении качества обслуживания клиентов и повышении производительности, которой в результате могут наслаждаться организации. [ 40 ] Другие изучали результаты этого движения, уделяя особое внимание науке о счастье, касающейся психического здоровья , мотивации , построение сообщества и национальное благополучие — и обратил внимание на способность достигать «потока» через игру и стимулировать «за пределами коробка» мышления. [ 40 ] Параллельно этому движению « позитивная возникла в психологии » наука , стремящаяся эмпирически теоретизировать оптимизацию человеческого потенциала . [ 40 ] Это движение за счастье предполагает, что инвестировать в развлечения в рабочее место, позволяя смеяться и играть, не только принесет удовольствие и чувство благополучия, но также повысит энергию, производительность и целеустремленность работников. [ 40 ]
В школе
Использование юмора играет важную роль в развитии молодежи. [ 41 ] Исследования показали, что юмор особенно важен в социальном взаимодействии со сверстниками. [ 32 ] Поступление в школу – это время, когда значимость родителей отходит на второй план и все большее значение приобретает социальное взаимодействие со сверстниками. Конфликты присущи этим взаимодействиям. Использование юмора играет важную роль в разрешении конфликтов и, в конечном итоге, в успехе в школе и психологической адаптации. [ 42 ] [ 43 ] Использование социально приемлемого юмора снижает вероятность стать жертвой издевательств, тогда как использование самоуничижительного юмора приводит к более высокой вероятности подвергнуться издевательствам. [ 32 ] Когда над учащимися издеваются, использование самоуничижительного юмора может привести к усугублению негативных последствий для психологической адаптации учащегося к школе. [ 32 ]
Исследования
Смех
Одним из основных направлений современной теории и исследований психологического юмора является установление и выяснение взаимосвязи между юмором и смехом. Основные эмпирические выводы заключаются в том, что смех и юмор не всегда имеют однозначную ассоциацию. В то время как большинство предыдущих теорий предполагали связь между ними почти до такой степени, что они были синонимами, психология смогла научно и эмпирически исследовать предполагаемую связь, ее последствия и значение.
В 2009 году Диана Самейтат провела исследование по изучению дифференциации эмоций при смехе. Они наняли актеров и предложили им смеяться с одной из четырех различных эмоциональных ассоциаций, используя аутоиндукцию, при которой они фокусировались исключительно на внутренних эмоциях, а не на выражении самого смеха. Они обнаружили, что общий уровень узнавания составляет 44%, причем радость правильно классифицируется как 44%, щекотка — 45%, злорадство — 37% и насмешка — 50%. [ 44 ] : 399 Их второй эксперимент проверял поведенческое распознавание смеха во время вызванного эмоционального состояния, и они обнаружили, что разные типы смеха действительно различаются по эмоциональным аспектам. [ 44 ] : 401–402 Кроме того, четыре эмоциональных состояния демонстрировали полный диапазон высокого и низкого возбуждения и валентности отправителя. [ 44 ] : 403 Это исследование показало, что смех может коррелировать как с положительными (радость и щекотка), так и с отрицательными (злорадство и насмешка) эмоциями с различной степенью возбуждения у испытуемого.
Тогда это ставит под сомнение определение юмора. Если его определять когнитивными процессами, вызывающими смех, то юмор сам по себе может включать в себя множество как отрицательных, так и положительных эмоций. Однако, если юмор ограничивается положительными эмоциями и вещами, вызывающими положительный аффект, его необходимо отделить от смеха и определить их взаимосвязь.
Здоровье
Использование адаптивного юмора доказало свою эффективность в повышении устойчивости к стрессам, а также в буферизации или устранении негативных последствий. Напротив, неадекватное использование юмора может усилить потенциальные негативные последствия. [ 32 ]
Мадлен Стрик, Роб Холланд, Рик ван Баарен и Ад ван Книппенберг (2009) из Университета Радбауд провели исследование, которое показало, что шутка отвлекает людей, потерявших близких. [ 45 ] : 574–578 Испытуемым был представлен широкий спектр негативных картинок и предложений. Их результаты показали, что юмористическая терапия ослабляет негативные эмоции , возникающие после представления негативных картинок и предложений. Кроме того, юморная терапия была более эффективной в снижении негативного аффекта, поскольку степень аффекта увеличивалась по интенсивности. [ 45 ] : 575–576 Юмор сразу же помог справиться с бедой. Эскапистская природа юмора как механизма преодоления трудностей предполагает, что он наиболее полезен при борьбе с кратковременными стрессами. Более сильные негативные стимулы требуют другого терапевтического подхода. [ нужна ссылка ]
Юмор — это основная черта характера, связанная с положительными эмоциями, используемая в расширяй и развивай» теории когнитивного развития « .
Исследования, например, проверяющие гипотезу уничтожения , [ 46 ] : 313 продемонстрировали несколько положительных результатов использования юмора как основной положительной черты веселья и игривости. Несколько исследований показали, что положительные эмоции могут восстановить вегетативное спокойствие после негативного аффекта. Например, Фредериксон и Левинсон показали, что люди, которые выражали улыбки Дюшенна во время негативного пробуждения печального и тревожного события, оправлялись от негативного воздействия примерно на 20% быстрее, чем люди, которые не улыбались. [ 46 ] : 314
Разумное использование юмора может оказать положительное влияние на лечение рака. [ 47 ] Эффективность юмористических вмешательств у пациентов с шизофренией сомнительна в Кокрейновском обзоре. [ 48 ]
Юмор может служить мощным механизмом дистанцирования в преодолении невзгод. В 1997 году Келтер и Бонанно обнаружили, что смех Дюшенна коррелирует со снижением осознания страдания. [ 49 ] Позитивные эмоции способны ослабить влияние негативных эмоций на мышление людей. Дистанцирование мыслей приводит к дистанцированию односторонних реакций, которые люди часто испытывают на негативное возбуждение. Параллельно с ролью дистанцирования в преодолении стресса, это поддерживает теорию расширения и построения того, что положительные эмоции приводят к расширению многостороннего когнитивного пути и созданию социальных ресурсов.
Старение
Доказано, что юмор улучшает и помогает процессу старения в трех областях. Направления улучшают физическое здоровье, улучшают социальные коммуникации и помогают достичь чувства удовлетворения жизнью.
Исследования показали, что постоянный юмор в процессе старения приносит пользу здоровью людей. Такие преимущества, как более высокая самооценка , более низкий уровень депрессии, тревоги и воспринимаемого стресса , а также более позитивная самооценка, а также другие преимущества для здоровья, которые были зафиксированы и признаны в ходе различных исследований. [ 50 ] [ 51 ] Даже пациенты с определенными заболеваниями показали улучшение с возрастом, используя юмор. [ 52 ] В целом существует сильная корреляция между постоянным юмором в старении и улучшением здоровья людей.
Еще один способ, которым исследования показывают, что юмор помогает в процессе старения, — это помощь человеку в создании и поддержании прочных социальных отношений в переходные периоды его жизни. [ 52 ] Одним из таких примеров является размещение людей в домах престарелых или других учреждениях по уходу. При этом переходе некоторые социальные взаимодействия с друзьями и семьей могут быть ограничены, что вынуждает человека искать эти социальные взаимодействия в другом месте. Было доказано, что юмор облегчает переход, поскольку юмор снижает стресс, облегчает социализацию и служит функцией социальных связей. [ 53 ] Юмор также может помочь в переходном периоде, помогая человеку сохранять позитивные чувства по отношению к тем, кто вносит изменения в его жизнь. Эти новые социальные взаимодействия могут иметь решающее значение для этих переходов в их жизни, а юмор поможет осуществить эти новые социальные взаимодействия, облегчив эти переходы.
Юмор также может помочь пожилым людям сохранить чувство удовлетворенности своей жизнью. В процессе старения произойдет множество изменений, например, потеря права водить автомобиль. Это может стать причиной снижения удовлетворенности жизнью человека. Юмор помогает смягчить это снижение удовлетворения, позволяя юмору снять стресс и беспокойство, вызванные изменениями в жизни человека. [ 52 ] Смех и юмор могут заменить снижение удовлетворенности, позволяя людям лучше чувствовать себя в своих ситуациях за счет облегчения стресса. [ 50 ] Это, в свою очередь, может помочь им сохранить чувство удовлетворения своим новым и меняющимся образом жизни.
Физиология
В статье, опубликованной в журнале Nature Reviews Neuroscience , сообщается, что результаты исследования показывают, что юмор коренится в лобной доле коры головного мозга . В исследовании, в частности, говорится:
«Похоже, что юмор задействует основную сеть корковых и подкорковых структур, включая височно-затылочно-теменные области, участвующие в обнаружении и разрешении несоответствия (несоответствия между ожидаемыми и предъявляемыми стимулами); а также мезокортиколимбическую дофаминергическую систему и миндалевидное тело , ключевые структуры для вознаграждения и обработка значимости ». [ 54 ]
Формула
Юмор может быть словесным, визуальным или физическим. Невербальные формы общения, например, музыка или изобразительное искусство, также могут быть юмористическими.
Корневые компоненты
- Отражение или подражание реальности
- Неожиданность / неверное направление , противоречие / парадокс , двусмысленность .
Методы
Поведение, место и размер
Роуэн Аткинсон объясняет в своей лекции в документальном фильме « Забавный бизнес». [ 55 ] что предмет или человек могут стать смешными тремя способами:
- ведя себя необычным образом,
- находясь в необычном месте,
- из-за неправильного размера.
Большинство приколов относятся к одной или нескольким из этих категорий.
Преувеличение
Некоторые теоретики комического считают преувеличение универсальным комическим приемом. [ 56 ] В разных жанрах это может принимать разные формы, но все они полагаются на тот факт, что самый простой способ сделать вещи смешными — это преувеличить до абсурда их характерные черты. [ 57 ]
Таксономия
Существует множество классификаций юмора; Следующее используется для классификации юмористических твитов (Rayz 2012). [ 58 ]
- Анекдоты
- Фантастика
- Оскорблять
- Ирония
- Шутки
- наблюдательный
- Цитировать
- Ролевые игры
- Самоуничижение
- Пошлость
- Игра слов
- Другой
Культура
В разных культурах существуют разные типичные ожидания от юмора, поэтому комедийные шоу не всегда оказываются успешными, если их перенести в другую культуру. Например, в статье BBC News 2004 года обсуждается стереотип среди британских комиков о том, что американцы и немцы не понимают иронии , и поэтому британские ситкомы ими не ценятся. [ 59 ]
См. также
Ссылки
- ^ Раймонд Смалльян , «Планета без смеха», этой книге не нужно название
- ^ МакГроу, А. Питер; Уоррен, Калеб; Уильямс, Лоуренс Э.; Леонард, Бриджит (октябрь 2012 г.). «Слишком близко для комфорта или слишком далеко, чтобы заботиться? Найдите юмор в далеких трагедиях и близких несчастьях». Психологическая наука . 23 (10): 1215–1223. дои : 10.1177/0956797612443831 . ISSN 0956-7976 . ПМИД 22941877 . S2CID 2480808 .
- ^ Макгроу, Питер; Уорнер, Джоэл (2014). "Введение". Кодекс юмора: глобальный поиск того, что делает вещи забавными . Нью-Йорк: Саймон и Шустер. п. 10. ISBN 978-1-4516-6541-3 .
- ^ Койпер, Николас А.; Эйкен, Одри; Паунд, Мария Соль (2014). «Использование юмора, реакция на социальные комментарии и социальная тревога». Юмор . 27 (3): 424. doi : 10.1515/humor-2014-0072 . S2CID 146821665 со ссылкой на:
- Койпер, Николас А. (2012). «Юмор и устойчивость: к модели процесса преодоления трудностей и роста» . Европейский журнал психологии . 8 (3): 475–491. дои : 10.5964/ejop.v8i3.464 .
- Самсон, Андреа К.; Лакнер, Гельмут Карл; Вайс, Элизабет М.; Папоусек, Илона (2012). «Восприятие психических состояний других людей влияет на юмор при социальной тревоге» . Журнал поведенческой терапии и экспериментальной психиатрии . 43 (1): 625–631. дои : 10.1016/j.jbtep.2011.08.007 . ПМИД 21946039 .
- ^ Николас Койпер , «Пруденс и расовый юмор: тревожные эпитеты» [ нужна полная цитата ]
- ^ «Страница котировок: Цитата Э. Б. Уайта» . Проверено 26 августа 2018 г.
- ^ Риту Гайрола Хандури. 2014. Карикатурная культура Индии: карикатуры и история современного мира . Кембридж: Издательство Кембриджского университета .
- ^ Сет Бенедикт Грэм Культурный анализ русско-советского анекдота 2003 с. 13
- ^ Бахтин, Михаил. Рабле и его мир [1941, 1965]. Пер. Элен Исвольски. Блумингтон: Издательство Университета Индианы, стр. 12
- ^ Форс, Николь; Рид, Массачусетс (17 мая 2016 г.). «Путь комика» . psychcentral.com . Проверено 25 октября 2019 г.
- ^ Уэббер, Эдвин Дж. (январь 1958 г.), «Комедия как сатира в латино-арабской Испании», Hispanic Review , 26 (1): 1–11, doi : 10.2307/470561 , JSTOR 470561
- ^ Майкл Гарнис (11 марта 2012 г.). «Менто Мьюзик Лорд Фли» . Проверено 14 апреля 2013 г.
- ^ Сяо, Дун Юэ (2010). «Исследование китайского юмора: исторический обзор, эмпирические выводы и критические размышления». Юмор . 23 (3). дои : 10.1515/HUMR.2010.018 . S2CID 201056950 .
- ^ К. Харбсмайер, «Конфуций-Риденс, Юмор в Аналектах». Гарвардский журнал азиатских исследований 50. 1: 131–61.
- ^ Джоселин Чей и Джессика Милнер Дэвис, ред. «Юмор в китайской жизни и литературе: классические и традиционные подходы» (HKUP, 2011).
- ^ «Изобретение Ли Ю - Патрик Ханан - Издательство Гарвардского университета» . www.hup.harvard.edu . Проверено 26 августа 2018 г.
- ^ «Комические образы современного Китая» (PDF) . u.osu.edu . Архивировано (PDF) из оригинала 26 октября 2015 г.
- ^ Кристофер Ри, « Эпоха непочтительности : новая история смеха в Китае» (Калифорнийский университет Press, 2015)
- ^ Суоцяо, Цянь (2011). «Открытие юмора в современном Китае: запуск двухнедельного журнала «Аналиты» и «Год юмора» (1933)» . Ин Чей, Дж.; Милнер Дэвис, Дж. (ред.). Юмор в китайской жизни и литературе: классические и традиционные подходы . Издательство Гонконгского университета. стр. 191–218, 251–254. ISBN 978-9888083527 .
- ^ «Исследования – Школа современных языков – Университет Ньюкасла» . Архивировано из оригинала 2 октября 2016 года . Проверено 30 сентября 2016 г.
- ^ Дэвид Мозер. «Сдавленный смех» . www.danwei.org .
- ^ Джессика Милнер Дэвис; Джоселин Чей (2013). «Юмор в китайской жизни и культуре: сопротивление и контроль в наше время» . www.hkupress.org .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Ланди, Тан, Каннингем (1998). «Гетеросексуальные романтические предпочтения: важность юмора и физической привлекательности для разных типов отношений». Личные отношения . 5 (3): 311–325. дои : 10.1111/j.1475-6811.1998.tb00174.x .
{{cite journal}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Хьюитт, Л. (1958). «Восприятие студентами качеств, желаемых в себе как партнерах по свиданиям и браку». Брак и семейная жизнь . 20 (4): 344–349. дои : 10.2307/348256 . JSTOR 348256 .
- ^ Гудвин, Р. (1990). «Половые различия в предпочтениях партнеров: действительно ли полы очень похожи?». Сексуальные роли . 23 (9–10): 501–513. дои : 10.1007/bf00289765 . S2CID 145748159 .
- ^ Кенрик, Садалла, Грот, Трост (1990). «Эволюция, особенности и этапы родительской инвестиционной модели». Журнал личности . 58 (1): 97–116. дои : 10.1111/j.1467-6494.1990.tb00909.x . ПМИД 23750377 .
{{cite journal}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Перейти обратно: а б с д Бресслер, Балшайн (2006). «Влияние юмора на желательность». Эволюция и поведение человека . 27 (1): 29–39. Бибкод : 2006EHumB..27...29B . doi : 10.1016/j.evolhumbehav.2005.06.002 . S2CID 44859626 .
- ^ Перейти обратно: а б с Койпер и Мартин (1993). «Юмор и самооценка». Юмор: Международный журнал исследований юмора . 6 (3): 251–270. дои : 10.1515/humr.1993.6.3.251 . S2CID 145015804 .
- ^ Перейти обратно: а б Бос, Э.Х.; Сниппе, Э.; де Йонге, П.; Иероним, Б.Ф. (2016). «Сохранение субъективного благополучия перед лицом психопатологии: буферные эффекты личных сильных сторон и ресурсов» . ПЛОС ОДИН . 11 (3): e0150867. Бибкод : 2016PLoSO..1150867B . дои : 10.1371/journal.pone.0150867 . ПМЦ 4786317 . ПМИД 26963923 .
- ^ Койпер и Мартин (1998). «Смех и стресс в повседневной жизни: отношение к положительному и отрицательному аффекту». Мотивация и эмоции . 22 (2): 133–153. дои : 10.1023/А:1021392305352 . S2CID 141287941 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Мартин, Пулик-Дорис, Ларсен, Грей и Вейр (2003). «Индивидуальные различия в использовании юмора и их связь с психологическим благополучием: разработка опросника стилей юмора». Журнал исследований личности . 37 : 48–75. дои : 10.1016/s0092-6566(02)00534-2 . S2CID 143841188 .
{{cite journal}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Перейти обратно: а б с д и Бургер, К. (2022). «Стили юмора, виктимизация издевательств и психологическая адаптация школы: посредничество, модерация и личностно-ориентированный анализ» . Международный журнал экологических исследований и общественного здравоохранения . 19 (18): 11415. doi : 10.3390/ijerph191811415 . ISSN 1661-7827 . ПМЦ 9517355 . ПМИД 36141686 .
- ^ Перейти обратно: а б с Койпер, Гримшоу, Лейте и Кирш (2004). «Юмор не всегда лучшее лекарство: Специфические составляющие чувства юмора и психологического благополучия». Юмор: Международный журнал исследований юмора . 17 (1–2). дои : 10.1515/humr.2004.002 .
{{cite journal}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ «Умеряет ли бодрость, воодушевление и юмор толерантность к боли? Исследование FACS» . Исследовательские ворота . Проверено 11 августа 2015 г.
- ^ Беннетт, Мэри Пейн; Ленгачер, Сесиль (2009). «Юмор и смех могут повлиять на здоровье IV. Юмор и иммунная функция» . Доказательная дополнительная и альтернативная медицина . 6 (2): 159–164. дои : 10.1093/ecam/nem149 . ПМЦ 2686627 . ПМИД 18955287 .
- ^ Беннетт, Мэри Пейн; Ленгачер, Сесиль (2008). «Юмор и смех могут влиять на здоровье: III. Смех и последствия для здоровья» . Доказательная дополнительная и альтернативная медицина . 5 (1): 37–40. дои : 10.1093/ecam/nem041 . ПМК 2249748 . ПМИД 18317546 .
- ^ Фрай, ВФ; Стофт, ЧП (1971). «Уровень насыщения кислородом периферической крови». Психотерапия и психосоматика . 19 (1): 76–84. дои : 10.1159/000286308 . ПМИД 5146348 .
- ^ Йоветич, Н.А.; Дейл, Дж.А.; Худак, Массачусетс (1990). «Преимущества юмора в уменьшении тревоги, вызванной угрозами». Психологические отчеты . 66 (1): 51–58. дои : 10.2466/pr0.1990.66.1.51 . ПМИД 2326429 . S2CID 23636980 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Плестер, Барбара (1 января 2009 г.). «Здоровый юмор: использование юмора, чтобы справиться с работой» . Котуити: Новозеландский журнал социальных наук в Интернете . 4 (1): 89–102. дои : 10.1080/1177083X.2009.9522446 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Болтон, Шэрон К.; Хулихан, Мейв (2 октября 2009 г.). «Нам уже весело? Соображение о веселье и вовлеченности на рабочем месте». Отношения с сотрудниками . 31 (6): 556–568. дои : 10.1108/01425450910991721 . ISSN 0142-5455 .
- ^ Легкаускас В., Магелинскайте-Легкаускене Ш. (2021). «Социальная компетентность в 1-м классе предсказывает школьную адаптацию через два года» . Раннее развитие и уход за детьми . 191 (1): 83–92. дои : 10.1080/03004430.2019.1603149 . ISSN 0300-4430 . S2CID 150567697 .
- ^ Киуру Н., Ван М.-Т., Салмела-Аро К., Каннас Л., Ахонен Т., Хирвонен Р. (2020). «Связь между межличностными отношениями подростков, школьным благополучием и академической успеваемостью во время образовательного перехода» . Журнал молодежи и подросткового возраста . 49 (5): 1057–1072. дои : 10.1007/s10964-019-01184-y . ISSN 0047-2891 . ПМЦ 7182546 . ПМИД 31893326 .
- ^ Сёндергаард, DM (2018). «Острые ощущения от издевательств. Издевательства, юмор и создание сообщества» . Журнал теории социального поведения . 48 (1): 48–65. дои : 10.1111/jtsb.12153 . ISSN 0021-8308 .
- ^ Перейти обратно: а б с Самейтат, Диана П. и др. Дифференциация эмоций при смехе на поведенческом уровне. 2009 Эмоция 9 (3).
- ^ Перейти обратно: а б Стрик, Мадлен; и др. (2009). «В поисках утешения в шутке: утешительный эффект юмора посредством когнитивного отвлечения». Эмоция . 9 (4): 574–578. дои : 10.1037/a0015951 . hdl : 2066/77089 . ПМИД 19653782 . S2CID 14369631 .
- ^ Перейти обратно: а б Фредриксон, Барбара Л. (1998). «Что хорошего в положительных эмоциях?» . Обзор общей психологии . 2 (3): 300–319. дои : 10.1037/1089-2680.2.3.300 . ПМК 3156001 . ПМИД 21850154 .
- ^ «Юмор в лечении рака» . Архивировано из оригинала 19 октября 2018 года . Проверено 22 января 2017 г.
- ^ Цудзимото, Ю.; Накамура, Ю.; и др. (2021). «Юмористические вмешательства для людей, страдающих шизофренией» . Кокрейновская база данных систематических обзоров . 2021 (10): CD013367. дои : 10.1002/14651858.CD013367.pub2 . ПМЦ 8514248 . ПМИД 34644398 .
- ^ Келтнер, Д.; Бонанно, Джорджия (1997). «Исследование смеха и диссоциации: отчетливые корреляты смеха и улыбки во время тяжелой утраты». Журнал личности и социальной психологии . 73 (4): 687–702. дои : 10.1037/0022-3514.73.4.687 . ПМИД 9325589 .
- ^ Перейти обратно: а б Абель, М (2002). «Юмор, стресс и стратегии преодоления трудностей». Международный журнал исследований юмора . 15 (4): 365–381. дои : 10.1515/хумр.15.4.365 . S2CID 35616418 .
- ^ Купьер, Н.А.; Мартин, РА (1993). «Юмор и самооценка». Международный журнал исследований юмора . 6 (3): 251–270. дои : 10.1515/humr.1993.6.3.251 . S2CID 145015804 .
- ^ Перейти обратно: а б с Экипаж Соломон, Дженнифер (январь 1996 г.). «Американский учёный-бихевиорист». Юмор и старение: повод для смеха или повод для смеха? . 3. 39 (3): 249–271. дои : 10.1177/0002764296039003004 . S2CID 143126889 .
- ^ Шелли А. Кроуфорд и Нерина Дж. Кальтабиано (2011): Содействие эмоциональному благополучию посредством использования юмора, Журнал позитивной психологии: посвящен развитию исследований и продвижению передовой практики, 6: 3, 237–252.
- ^ Вртицка, Паскаль; Блэк, Джессика М.; Рейсс, Аллан Л. (30 октября 2013 г.). «Нейронная основа обработки юмора». Обзоры природы Неврология . 14 (12): 860–868. дои : 10.1038/nrn3566 . ПМИД 24169937 . S2CID 12734138 .
- ↑ Роуэн Аткинсон/Дэвид Хинтон, Funny Business (сериал), Эпизод 1 – эфир 22 ноября 1992 года, Великобритания, Tiger Television Productions
- ^ Эмиль Драйцер, Техники сатиры (1994) с. 135
- ^ М. Истман/В. Фрай, «Наслаждение смехом» (2008), с. 156
- ^ «Автоматическая классификация юмора в Твиттере» (PDF) . 2012. Архивировано (PDF) из оригинала 9 октября 2022 года.
- ^ «Американцы понимают иронию?» . Новости Би-би-си . 27 января 2004 года . Проверено 2 апреля 2012 г.
Дальнейшее чтение
- Александр, Ричард (1984), Вербальный юмор и вариации на английском языке: Социолингвистические заметки о различных шутках.
- Александр, Ричард (1997), Аспекты словесного юмора на английском языке
- Басу, С. (декабрь 1999 г.), «Диалогическая этика и добродетель юмора» , Журнал политической философии , 7 (4): 378–403, doi : 10.1111/1467-9760.00082 , получено 6 июля 2007 г. (Аннотация)
- Биллиг, М. (2005). Смех и насмешки: к социальной критике юмора . Лондон: Сейдж. ISBN 1-4129-1143-5
- Брикер, Виктория Рейфлер (зима, 1980 г.) Функция юмора в Зинакантане Журнал антропологических исследований, Vol. 36, № 4, стр. 411–418.
- Буйзен, Монек; Валкенбург, Патти М. (2004), «Разработка типологии юмора в аудиовизуальных средствах массовой информации», Media Psychology , 6 (2): 147–167, doi : 10.1207/s1532785xmep0602_2 , S2CID 96438940 (Аннотация)
- Каррелл, Эми (2000), Исторические взгляды на юмор , Университет Центральной Оклахомы. Проверено 6 июля 2007 г.
- Гарсиа-Барриоканал, Елена; Сицилия, Мигель-Анхель; Паломар, Дэвид (2005), Онтология графического юмора для доступа к современному культурному наследию (PDF) , Мадрид: Университет Алькала, заархивировано из оригинала (PDF) 23 мая 2006 г. , получено 6 июля 2007 г.
- Гольдштейн, Джеффри Х. и др. (1976) «Юмор, смех и комедия: библиография эмпирического и неэмпирического анализа на английском языке». Это забавная вещь, юмор . Эд. Энтони Дж. Чепмен и Хью К. Фут. Оксфорд и Нью-Йорк: Pergamon Press, 1976. 469–504.
- Херли, Мэтью М., Деннетт, Дэниел К. и Адамс, Реджинальд Б. младший (2011), Шутки изнутри: использование юмора для обратного проектирования разума . Кембридж, Массачусетс: MIT Press. ISBN 978-0-262-01582-0
- Холланд, Норман. (1982) «Библиография теорий юмора». Смех; Психология юмора . Итака: Корнелл, UP, 209–223.
- Мартин, Род А. (2007). Психология юмора: интегративный подход. Лондон, Великобритания: Elsevier Academic Press. ISBN 978-0-12-372564-6
- МакГи, Пол Э. (1984) «Современные американские психологические исследования юмора». Ежегодники международных исследований Германии 16.2: 37–57.
- Минц, Лоуренс Э., изд. (1988) Юмор в Америке: Путеводитель по жанрам и темам . Вестпорт, Коннектикут: Гринвуд, 1988. ISBN 0-313-24551-7 ; OCLC 16085479 .
- Моббс, Д.; Грейсиус, доктор медицинских наук; Абдель-Азим, Э.; Менон, В.; Рейсс, А.Л. (2003), «Юмор модулирует мезолимбические центры вознаграждения», Neuron , 40 (5): 1041–1048, doi : 10.1016/S0896-6273(03)00751-7 , PMID 14659102 .
- Нильсен, Дон Л.Ф. (1992) «Сатира в американской литературе». Юмор в американской литературе: избранная аннотированная библиография. Нью-Йорк: Гарленд, 1992. 543–48.
- Погель, Нэнси; и Пол П. Сомерс младший (1988) «Литературный юмор». Юмор в Америке: Путеводитель по жанрам и темам . Эд. Лоуренс Э. Минц. Лондон: Гринвуд, 1988. 1–34.
- Рот, Г.; Яп, Р.; Шорт, Д. (2006). «Изучение юмора в сфере правозащитных услуг с теоретической и практической точек зрения». Международное развитие человеческих ресурсов . 9 (1): 121–127. дои : 10.1080/13678860600563424 . S2CID 143854518 .
- Смэтс, Аарон. "Юмор". Интернет-энциклопедия философии
- Воган, Питер (весна 2006 г.), «Смех при первом контакте », Visual Anthropology Review , 22 (1) (опубликовано 12 декабря 2006 г.): 14–34, doi : 10.1525/var.2006.22.1.14 (Аннотация)
Внешние ссылки
- Словарное определение юмора в Викисловаре
- СМИ, связанные с юмором , на Викискладе?
- Юмор в Керли
- Международное общество исследований юмора (архивировано 11 января 2010 г.)