Яйца

Эгир (на английском языке как Эгир ; древнескандинавское «море»), Хлер (древнескандинавское «море») или Гимир (древнескандинавское, менее явно «море, поглощать») — йотунн и олицетворение моря в скандинавской мифологии . В древнескандинавских записях Эгир принимает богов в своих залах и связан с пивоварением. Засвидетельствовано, что Эгир женат на богине Ран , которая также олицетворяет море, и вместе они произвели на свет двух дочерей, олицетворяющих волны, Девять дочерей Эгира и Рана , а сыном Эгира является Снер , олицетворяющий снег. Эгир также может быть отцом прекрасной ётунн Герд , жены бога Фрейра , или это могут быть две отдельные фигуры, носящие одно и то же имя (см. ниже и Гимир (отец Герда) ).
Одно из имен Эгира, Хлер , является тезкой острова Лесё (древнескандинавское Hléysey «остров Хлера») и, возможно, также Лейре в Дании . Ученые уже давно анализируют роль Эгира в древнескандинавском корпусе, и концепция этого образа оказала некоторое влияние на современную массовую культуру.
Имена
[ редактировать ]Древнескандинавское протогерманской имя Эгир («море») может происходить от . формы *āg В и-джаз («река/вода»), [ 1 ] сам по себе является производным от основы *ahwō- («река»; ср. готское aƕa «водоем, река», древнеанглийское ēa «ручей», древневерхненемецкое aha «река»). [ 2 ] Ричард Клисби и Гудбрандур Вигфуссон считали, что его имя происходит от древнего индоевропейского корня. [ 3 ] Лингвист Гус Кроонен утверждает, что германская основа *ahwō-, , имеет протоиндоевропейское (PIE) происхождение, поскольку она может быть родственной латинскому вероятно aqua (через общую форму *h₂ekʷ-eh₂- ) и в конечном итоге происходить от PIE. корень *h₂ep — («вода»; ср. санскритское áp- «вода», тохарское āp- «вода, река»). [ 2 ] Лингвист Мишель де Ваан отмечает, что связь между протогерманским * ahwō - и древнескандинавским Ægir остается неопределенной, и что * ahw- и aqua , если они родственные, также могут быть заимствованными словами из неиндоевропейского языка. [ 4 ]
Имя Эгир идентично существительному слову «море» в скальдической поэзии , которое само по себе является базовым словом во многих кеннингах . Например, корабль описывается как «лошадь Эгира», а волны — как «дочери Эгира». [ 5 ]
Поэтические теории как в Hversu Noregr bygðist («Как была заселена Норвегия»), так и в Skáldskaparmál («Языке поэзии») рассматривают Эгира и морского йотуна Хлера, который живет на Хлесе («остров Хлер», современный Лесё ), как одну и ту же фигуру. [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ]
Значение древнескандинавского имени Гимир неясно. [ 9 ] [ 10 ] Предлагаемые переводы включают «земной» (от древнескандинавского «гуми» ), «зимний» (от «гемла» ) или «защитник», «поглощающий» (от «гейма» ). [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] (Подробнее по этой теме см. обсуждение ниже)
Сертификаты
[ редактировать ]
Эгир упоминается в различных древнескандинавских источниках.
сонаторов
[ редактировать ]Эгир и Ран упоминаются в стихотворении «Сонаторрек», приписываемом исландскому скальду X века Эгиллу Скаллагримссону . В стихотворении Эгиль оплакивает смерть своего сына Бёдвара, который утонул в море во время шторма. В одной трудной строфе скальд выражает боль потери своего сына, вызывая образ убийства олицетворенного моря, олицетворяемого Эгиром (древнескандинавское ? lsmið[r] «кузнец эля») и Раном ( Эгис мужчина «жена Эгира»). :
|
|
Позже скальд ссылается на Эгира, используя теорию «огня Хлера» ( Hlés viti ), что означает золото . [ 14 ]
Поэтическая Эдда
[ редактировать ]В « Поэтической Эдде » Эгир упоминается в эддических поэмах «Grímnismál» , «Hymiskviða» , «Lokasenna» и в прозаическом разделе «Helgakviða Hundingsbana I». [ 15 ] В «Гримнисмале » замаскированный бог Один ссылается на статус Эгира как известного хозяина среди богов:
- «Мимолетные видения я сейчас раскрыл перед сыновьями богов победы,
- теперь пробудится желанная защита;
- всем асам станет известно,
- на скамейках Эгира,
- на пиру у Эгира». [ 16 ]
В «Химисквиде» Эгир играет главную роль. В стихотворении боги испытывают жажду после успешной охоты и хотят отпраздновать это событие выпивкой. Они «потрясли ветками и посмотрели на предсказание » и «обнаружили, что у Эгира был богатый выбор котлов». Один идет к Эгиру, которого находит сидящим в хорошем настроении, и говорит ему, что он «часто будет готовить пир для асов». Ссылаясь на Эгира как на йотуна, в стихотворении описывается, как теперь раздраженный Эгир вынашивает план: он просит Тора принести определенный котел и с его помощью он сможет сварить эль для них всех. Боги не могут найти котел достаточно большого размера, чтобы удовлетворить просьбу Эгира, пока бог Тир не порекомендует тот, который он знает далеко, подготавливая почву для событий остальной части поэмы. [ 17 ]
Согласно прозаическому предисловию к Локасенне , «Эгир, которого также называют Гимиром», устраивал пир «с великим котлом, о котором только что говорилось», на котором присутствовали многие боги и эльфы. В прозаическом предисловии пир описывается как украшенный золотом, которое мерцает, как свет огня, и элем, который служит сам по себе, и что «это было великолепное место мира». Присутствовали также слуги Эгира, Фимафенг и Эльдир . Боги хвалят превосходство своего служения, и, услышав это, Локи убивает Фимафенга, приводя в ярость богов, которые преследуют его в лесу, прежде чем вернуться, чтобы выпить. [ 18 ]
В стихотворении, следующем за прозаическим введением (и в сопроводительной прозе), Локи возвращается в зал и приветствует Эльдира: Он говорит, что прежде чем Эльдир выйдет вперед, он должен сначала рассказать ему, что боги обсуждают в зале. Эльдир говорит, что они обсуждают оружие и войну и не могут сказать ничего хорошего о Локи. Локи говорит, что он войдет в чертоги Эгира и посмотрит на пир, а с собой принесет ссору и раздор. Эльдир сообщает Локи, что, если он войдет и создаст проблемы, он может ожидать, что они вернут его ему. Локи входит в зал, боги видят его и замолкают. [ 19 ]
В «Хельгаквида Хундингсбана I» большая волна упоминается как «ужасная дочь Эгира». [ 20 ]
Проза Эдда
[ редактировать ]Эгир получает многочисленные упоминания в «Прозаическая Эдда» книге Skáldskaparmál , где он сидит на банкете и задает скальдическому богу Браги множество вопросов, а Браги отвечает рассказами о богах. Раздел начинается следующим образом:
|
Был человек по имени Эгир или Хлер; он жил на острове, который сейчас называется Хлейси. Он был очень искусным в магии. Он отправился посетить Асгард, и когда асы поняли, что он идет, ему был оказан радушный прием, хотя многое было не так, как казалось; [ 22 ] |
|
Помимо этой части Скальдскапармала , Эгир получает еще несколько упоминаний в кеннингах . В разделе 25 приведены примеры слова «море», в том числе «посетитель богов», «муж Рана», «отец дочерей Эгира», «земля Рана и дочерей Эгира». Кеннингсы, упоминаемые в этом разделе как скальды, включают «счастливых штормом дочерей Эгира», что означает «волны» (Svein), и кеннинг во фрагменте работы исландского скальда XI века Хофгарда-Рефра Гестссона , где Ран упоминается как ' Гюмира'с ... вёльва ':

Стандартизированный древнескандинавский
- Хорошо, кто сказал Реф :
- Принеси мишку, там есть бар
- Брестр, расстегнуть, застегнуть
- выбрать Ægis kīpta
- * урсул Гимис вёлва . [ 24 ]
Перевод Энтони Фолкса
- И как сказал Реф:
- Холодная от брызг жена Гюмира часто приводит медведя-скрученного веревки [корабль] в пасть Эгира [под волны], где волна разбивается. [ 25 ]
Автор раздела комментирует, что эта строфа «[подразумевает], что они все одинаковые: Эгир, Хлер и Гюмир. [ 26 ]
В главе 33b Skáldskaparmál обсуждается, почему скальды могут называть золото «огнем Эгира». В этом разделе кеннинг восходит к повествованию об Эгире, в котором йотун использует «светящееся золото» в центре своего зала, чтобы зажечь его «как огонь» (который рассказчик сравнивает с пылающими мечами в Валгалле ). В разделе поясняется, что «Ран — это имя жены Эгира, а имена их девяти дочерей такие, как было написано выше… Затем асы обнаружили, что у Ран была сеть, в которую она ловила всех, кто выходил в море… так что это история происхождения золота, называемого огнем, светом или яркостью Эгира, Рана или дочерей Эгира, и из таких кеннингов теперь развилась практика называть золото огнем моря и всего термины для него, поскольку имена Эгира и Рана также являются терминами для обозначения моря, и поэтому золото теперь называется огнем озер или рек и всех названий рек». [ 27 ]
В главе 61 приводится еще больше кеннингов. Среди них автор отмечает, что «Ран, которая, как говорят, была женой Эгира» и что «дочерей Эгира и Ран девять». [ 28 ] В главе 75 Эгир встречается в списке гигантов. [ 29 ]
Тело Саги
[ редактировать ]В норвежской генеалогической традиции Эгир изображается как один из трех элементов среди моря, огня и ветра. В начале «Саги об Оркнейинге» («Сага об Оркнейских островах») и «Хверсу Норегр биггдиск» («Как была заселена Норвегия») рассказывается, что у короля ётуннов Форньота было три сына: Хлер («море»), которого он назвал Эгир, второго звали Логи («огонь»), а третьего — Кари («ветер»). [ 23 ]
Научный прием и интерпретация
[ редактировать ]Банкеты
[ редактировать ]Кэролайн Ларрингтон говорит, что роль Эгира в Химисквиде «может отражать скандинавские королевские практики, в которых король усиливает свою власть над своими подчиненными, посещая их дома и требуя, чтобы его угостили». [ 30 ] По мнению Энди Орчарда , роль Эгира в Skáldskaparmál , где он посещает банкет, а не устраивает его, может быть преднамеренной инверсией традиционного мотива Эгира как хозяина. [ 22 ]
валлийский
[ редактировать ]Имя Гюмир может указывать на то, что Эгир считался отцом прекрасного ётуна Герда ; это также могли быть две разные фигуры с одним и тем же именем (см. Гимир, отец Герда ). И в прозаическом предисловии к «Локасенне» , и в «Скальдскапармале» говорится, что Эгир также известен как Гюмир , отец йотуна Герда . [ 31 ] Рудольф Симек утверждает, что, если понимать это как две разные сущности, это может быть результатом ошибочной интерпретации кеннингов, в которых разные имена йотунов используются как взаимозаменяемые. [ 32 ]
Хлер, Лесё, Лейре и Сноу
[ редактировать ]Как подчеркивалось выше в Skáldskaparmál , название острова Лесё в Дании отсылает к Хлеру (древнескандинавское Hléysey «Остров Хлера»). Симек предполагает, что Хлера, возможно, поэтому считали своего рода предком острова. [ 7 ]
В двух источниках персонифицированный снег, Снер (древнескандинавское «снег»), упоминается как сын Хлера. Девятая книга Саксона Грамматика XII века истории Дании Gesta Danorum содержит упоминание о фигуре по имени Лерус (от древнескандинавского Hlér ), чьим сыном является Снио (от древнескандинавского Snær «Снег»). Датская хроника Лейре, Chronicon Lethrense, также соединяет эти два понятия, и название Лейре может, как и Лесё , происходить от слова jötunn. [ 7 ]
Йотунн
[ редактировать ]Ученые часто обсуждали роль Эгира как хозяина богов и его описание как йотуна. Энтони Фолкс отмечает, что Эгир «часто описывается современными писателями как бог моря», однако он нигде не описывается как бог в Прозаической Эдде и появляется в списке йотнаров в Скальдскапармале . [ 33 ] По словам Джона Линдоу, поскольку его жена Ран указана среди асинджур (богинь) в той же части «Прозаической Эдды» и поскольку у него были близкие и дружеские отношения с асирами (богами), описание Эгира как йотуна кажется сомнительным. [ 5 ] Энди Орчард, напротив, утверждает, что включение Эгира в число асов, вероятно, является поздним событием, поскольку его дочери описываются как йотнары, а в некоторых источниках он упоминается как потомок йотуна Форньота . [ 34 ] По словам Рудольфа Симека , хотя Эгир и засвидетельствован как йотун, он «имеет характеристики» морского бога. [ 35 ]
Современное влияние
[ редактировать ]
Эгир был предметом множества произведений искусства. К ним относятся Нильса Бломмера картина «Нэкен и дочери Эгира» (1850 г.), Йохана Петера Молина (ум. 1874) рельеф фонтана «Эгир» и Эмиля Доплера ( «Эгир» 1901). [ 36 ]
Эгир упоминается по-разному в современной популярной культуре. Например, у Сёто Тодороки из японского аниме «Boku no Hero Academia» есть прием под названием «Великий ледниковый Эгир». Он также является тезкой норвежского корвета 1967 года выпуска ( Ægir ), [ 36 ] корабль береговой обороны Имперского флота Германии и экзопланеты Эпсилон Эридана b . [ 37 ]
См. также
[ редактировать ]
- Лер (мифология) — персонаж ирландского фольклора.
- Ньёрд , скандинавское божество, связанное с морем.
- Трент Эгир , приливная волна на реке Трент.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Хаудри 2017 , стр. 29–30.
- ^ Jump up to: а б Кроонен 2013 , с. 7.
- ^ Клисби, Вигфуссон (1957: 758. Архивировано 18 января 2017 г. в Wayback Machine ).
- ^ де Ваан, Мишель (2018). Этимологический словарь латыни и других курсивных языков . Брилл. ISBN 978-90-04-16797-1 .
- ^ Jump up to: а б Линдоу 2002 , с. 47.
- ^ де Врис 1970 , с. 251.
- ^ Jump up to: а б с Симек 1996 , с. 151.
- ^ Линдоу 2002 , с. 18.
- ^ Jump up to: а б де Врис 1970 , с. 197.
- ^ Jump up to: а б Симек 1996 , с. 127.
- ^ Орчард 1997 , с. 70.
- ^ Эйнарссон 2003 , с. 149.
- ^ Эйнарссон (2004:149). Отформатировано для отображения.
- ^ Эйнарссон 2003 , с. 85.
- ^ Ларрингтон 2014 , с. 324
- ^ Ларрингтон 2014 , стр. 55, 290.
- ^ Ларрингтон 2014 , стр. 74–75.
- ^ Ларрингтон 2014 , с. 80
- ^ Ларрингтон 2014 , с. 81
- ^ Ларрингтон 2014 , с. 114.
- ^ Фолкс 1995 , с. 59.
- ^ Jump up to: а б Орчард 1997 , с. 1.
- ^ Jump up to: а б Линдоу 2002 , с. 48.
- ^ Фолкс 1995 , с. 37.
- ^ Фолкс 1995 , с. 91. Эта строфа, по-видимому, цитируется во второй раз позже в Skáldskaparmál , см. Faulkes 1995 , p. 140.
- ^ Фолкс 1995 , с. 92.
- ^ Фолкс 1995 , с. 95. Глава продолжается обсуждением развития этих кеннингов и концепции аллегории.
- ^ Фолкс 1995 , с. 141.
- ^ Фолкс 1995 , с. 156.
- ^ Ларрингтон 2014 , с. 74.
- ^ Линдоу 2002 , с. 156.
- ^ Симек 1996 , стр. 126–27.
- ^ Фолкс 1995 , с. 299.
- ^ Орчард 1997 , с. 2.
- ^ Симек 1996 , с. 1.
- ^ Jump up to: а б Симек 1996 , с. 2.
- ^ Кэрролл, Майкл (2017), «В центре внимания Земля 2.0», Земли далеких солнц , Спрингер, стр. 79, номер домена : 10.1007/978-3-319-43964-8_5 , ISBN 978-3-319-43963-1 ,
Название планеты: Эгир | Первоначальное обозначение: Эпсилон Эридана b.
Ссылки
[ редактировать ]- Клисби, Ричард , Гудбрандур Вигфуссон (1957). Исландско-английский словарь . 2-е изд. с дополнением Уильяма А. Крейги . Кларендон Пресс . Представитель 1975. ISBN 9780198631033
- де Врис, Ян (1970) [1956]. Древнегерманская религиозная история (на немецком языке). Том 1. Уолтер Де Грюйтер.
- Эйнарссон, Бьярни (2003). Сага об Орлах (PDF) . Общество викингов северных исследований. ISBN 978-0-903521-54-3 . Архивировано (PDF) из оригинала 9 октября 2022 г.
- Фолкс, Энтони, пер. (1995) [1987]. прошлом В Обыватель. ISBN 0-460-87616-3 .
- Одри, Жан (2017). Огонь в индоевропейской традиции (на французском языке). Ковчег. ISBN 978-88-7252-343-8 .
- Кроонен, Гус (2013). Этимологический словарь прагерманского языка . Брилл. ISBN 978-90-04-18340-7 .
- Ларрингтон, Кэролайн (2014). Поэтическая Эдда (переработанная ред.). Оксфордская мировая классика. ISBN 978-0-19-967534-0 .
- Линдоу, Джон (2002). Скандинавская мифология: Путеводитель по богам, героям, ритуалам и верованиям . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-983969-8 .
- Орчард, Энди (1997). Словарь скандинавских мифов и легенд . Касселл. ISBN 978-0-304-34520-5 .
- Симек, Рудольф (1996). Словарь северной мифологии . Д.С. Брюэр. ISBN 978-0-85991-513-7 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- MyNDIR (My Norse Digital Image Repository) Иллюстрации Эгира из рукописей и старопечатных книг.