Agustawestland AW109
AW109 | |
---|---|
![]() AW109E ранее управлял эскадрилья № 32 RAF в 2012 году | |
Общая информация | |
Тип | Поиск и спасение / утилита Helicopter |
Производитель | Август Агуставестленд Леонардо |
Статус | В производстве |
Основные пользователи | Итальянская армия |
История | |
Производится | 1971 -Present |
Дата введения | 1976 |
Первый полет | 4 августа 1971 г. |
Варианты | Agustawestland AW109S Grand |
Превратился в | Agustawestland Aw119 Koalak |
Agustawestland AW109 , первоначально The Agusta A109 , представляет собой легкий многоцелевой вертолет с восьми мест, разработанный и первоначально производимый производителем итальянского роторного производителя Agusta . Это был первый все-итальянский вертолет, который был создан массой. [ 1 ] Его производство было продолжено в результате преемников Агусты, в настоящее время Леонардо (ранее Агуставестленд , объединившись в новую Finmeccanica с 2016 года). [ 2 ]
Разработка A109 началась в конце 1960 -х годов в качестве коренного роторного края, подходящего для коммерческих операций. В ответ на рыночный интерес был проведен договоренность о двух двигателях, в то время как работа по гражданской модели была приоритетов в отношении военно-ориентированного проекта A109B . 4 августа 1971 года первый из трех прототипов совершил свой первый полет . 1 июня 1975 года тип получил сертификацию от Федеральной авиационной администрации (FAA), разрешающего его вступление в услуги в 1976 году. A109 использовался в самых разных ролях, включая световую коммунальную службу, VIP -транспорт, аэроменцинский , правоохранительные органы , поиск и спасение (SAR) и несколько военных ролей. Выделенные военные модели были произведены как для земельных, так и для морских операций. Было произведено несколько моделей с альтернативными двигателями, расширенными фюзеляжами и альтернативным оборудованием. Некоторые AW109 имеют конвертируемый интерьер для быстрого адаптации роторного края между ролями. Различные сторонние компании также предлагают адаптации и услуги для этого типа.
После слияния Agusta и британской компании Westland Helicopters сформировали Agustawestland , A109 был переименован в AW109 . Международное участие в программе также было продолжено; Компания установила окончательные сборочные линии на участках как в Италии, так и в США. Кроме того, сотни фюзеляжей AW109 были изготовлены польской аэрокосмической компанией Pzl-świdnik с середины 1990-х годов. Agustawestland сформировал совместное предприятие с Changhe Aircraft Industries Corporation в 2004 году, которая производит и поддерживает AW109, включает в себя окончательную ассамблею в Китае. AW109 находится в непрерывном производстве в течение 40 лет. Agustawestland AW119 является производной от AW109, основным отличием является то, что он оснащен одним двигателем и имеет фиксированную шарику.
Разработка
[ редактировать ]Происхождение
[ редактировать ]
Работа над тем, что стало бы AW109 , началась в конце 1960 -х годов в итальянском производителе вертолета Agusta , который стремился спроектировать коренное роторное растение, подходящее для коммерческой деятельности. Известный как A109 , ранние дизайны были одномоторным вертолетом. [ 3 ] Тем не менее, команда дизайнеров пришла к выводу, что рынок обнаружил, что роторное растение с двумя двигателями является более привлекательным, поэтому проект был переориенен, чтобы выполнить это в 1969 году, решив снабжать его парой Allison 250-C14 двигателей турбошафта . В то время как ранние соображения были сделаны для милитаризированной модели, которую компания, внутренне называемая A109B , Агуста намеренно уделял низкий приоритет работы для этого варианта в пользу других секторов рынка. из восьми мест В частности, проектные усилия были сосредоточены на модели A109C . [ 4 ]
типа 4 августа 1971 года первый из трех прототипов выполнил первый полет . [ 5 ] A109 подвергался затяжной фазе летных испытаний, которая была в значительной степени связана с обнаружением динамической нестабильности, которая заняла примерно один год, чтобы разрешить модифицированную конструкцию передачи. [ 6 ] Почти четыре года спустя первый производственный вертолет был официально завершен в течение апреля 1975 года. 1 июня 1975 года тип получил сертификацию для визуальных правил полета (VFR) от Федеральной авиационной администрации (FAA), что позволило эксплуатировать A109 в Северной Америке. Полем [ 3 ]
В течение 1976 года поставки производства A109 начались для гражданских клиентов. Тип предлагал несколько преимуществ по сравнению с на рынке ведущим Bell 206 , включая его большую максимальную скорость, избыточность с двумя двигателями и повышенную пропускную способность. [ 3 ] В 1975 году команда дизайнеров Агуста пересмотрела концепцию военной версии; Чтобы поддержать их работу, в период с 1976 по 1977 год проводилась серия летных испытаний с участием в общей сложности пять A109A, которые были оснащены самолетами Hughes, построенными ракетами для буксировки . Из этих усилий появились две разные военные версии A109, одна предназначенная для легких миссий по атаке/закрытию авиации, в то время как другая была оптимизирована для операций на корабле. [ 7 ]
Дальнейшее развитие
[ редактировать ]
Вскоре после запуска первоначальной производственной модели Агуста начала работать над дополнительными моделями, в первую очередь для гражданского сектора. В течение 1981 года операторам был предоставлен A109A MK2 , который имел расширенную каюту. [ 8 ] В 1993 году была введена модель A109 K2 , которая была основана на альтернативном двигателе в виде Turbomeca Arriel 1K1 . В течение 1996 года была запущена мощность A109 , которая была в целом аналогична K2, за исключением принятия еще одной силовой установки, двигателя Pratt & Whitney Canada PW206 . [ 3 ] К 2008 году, по данным Agustawestland, власть A109 работала в 46 странах. В 2006 году был введен увеличенный вариант, A109S Grand . [ 3 ]
A109 был переименован в AW109 в результате слияния в июле 2000 года Finmeccanica и GKN PLC соответствующих дочерних компаний вертолета Agusta и Westland Helicopters сформировать Agustawestland . С середины 1990-х годов фюзеляжи для AW109 были изготовлены Pzl-świdnik , которая стала дочерней компанией Agustawestland в 2010 году. В июне 2006 года 500-й фюзеляж был доставлен польской аэрокосмической компанией Pzl-świdnik, отметив 10 лет. Сотрудничество на AW109 между двумя компаниями. [ 9 ] В 2004 году Агуставестленд сформировал совместное предприятие с корпорацией авиационной промышленности Changhe для поддержки и производства AW109 в Китае; К 2009 году совместное предприятие было способно выполнить окончательную сборку AW109 в дополнение к независимому производству основных участков, таких как фюзеляж. [ 10 ]
В феврале 2014 года Agustawestland объявила о разработке Trekker, обновленной модели AW109. парой Pratt & Whitnead Он оснащен скидным шасси (первым вертолетом с двумя двигателями, созданным компанией, который имеет эту функцию) и оснащен Canada Canada, PW207C двигателей ; Его авионика поставляется Genesys Aerospace , которая была разработана для операций с одним пилотом. [ 11 ] Треккер, как сообщается, расширяет коммунальные возможности стандартного AW109. [ 12 ] Сродни предыдущим моделям, окончательная сборка Trekker AW109 проводится на участках как в США, так и в Италии. [ 3 ] [ 13 ]
Дизайн
[ редактировать ]
AW109-это легкий вертолет с двумя двигателями, известный своей скоростью, элегантным внешним видом и легкостью контроля. [ 3 ] [ 14 ] [ 15 ] С момента вступления в коммерческое обслуживание было сделано несколько изменений и итераций, часто вводя новые авионики и двигатели. Agustawestland продвигает этот тип для своих мультирольных возможностей и обслуживаемости. Этот тип оказался очень популярной среди VIP /корпоративных клиентов; По словам Агуставестленда, 50% всего варианта мощности AW109 были проданы в таких конфигурациях. Другие роли для AW109 включали в себя службы неотложной медицинской помощи , правоохранительные органы , по национальной безопасности миссии , управление пилотом гавани, поиск и спасение , морские операции и военное использование. [ 3 ] В 2008 году Агуставестленд заявил, что AW109 является «одним из самых продаваемых вертолетов отрасли». [ 3 ]
Ряд силовых установок турбоссафта был использован для питания многочисленных вариантов AW109, от оригинальных двигателей Allison 250-C14 до Turbomeca 1K1 и Pratt & Whitney Canada PW206 . более современных самолетов [ 3 ] Силовые установки могут быть заменены или заменены во время пересмотра планера , что приводит к увеличению подъемной способности и другим изменениям производительности. В случае сбоя с одним двигателем AW109 предназначен для того, чтобы иметь щедрый резерв электроэнергии даже на одном двигателе. [ 8 ] Двигатели управляют полностью сформулированной системой ротора с четырьмя лезвиями . [ 16 ] Со временем более продвинутые конструкции лезвия ротора были последовательно приняты для главных и хвостовых роторов AW109, таких как композитные материалы, используемые для замены связанного металла, [ 17 ] Эти улучшения обычно делались с целью снижения эксплуатационных расходов и шумовой подписи. Согласно Rotor & Wing, тип хорошо относится к его «высокой, горячей и тяжелой» производительности. [ 3 ]


Согласно Agustawestland, мощность AW109 обладает различными современными системами авионики, они включают в себя трех осевой автопилот, систему посадки с автоматической связью, интегрированной GPS , дисплей движущейся карты, погодный радар и система оповещения о трафике. [ 18 ] Эти системы предназначены для снижения рабочей нагрузки на пилот (AW109 можно летать в соответствии с правилами полета для прибора для одного или с двумя пилотами (IFR)) и позволить использовать очки ночного видения (NVG) для проведения операций на дневные или ночи. [ 19 ] AW109 имеет принудительную систему отделки , которая может быть легко и выборочно активирована управляющим пилотом, используя триггеры, расположенные на циклическом и коллективном , который удерживает управляющие входы в последнем положении, если активируется. [ 3 ] [ 16 ] Все критические системы преднамеренно избыточны для безопасных операций; Гидравлическая система, гидравлические приводы и электрическая система-все это двойное восстановление, в то время как мощные инверторы с тройным восстановлением. [ 8 ] AW109 также имеет снижение требований к техническому обслуживанию из -за акцента на надежности в диапазоне используемых компонентов. [ 19 ]
Некоторые модели AW109 оснащены «быстрым кабриолетным интерьером», конфигурацией салона, предназначенной для гибкой переосмысления, чтобы позволить роторному приспособлению быть быстро адаптированы для различных ролей, таких как установка или удаление консолей миссии или медицинских носителей. Оборудование для специфичного для миссии также может быть установлено в отдельном отдельном багажном отсеке, который можно расширить. Дополнительное оборудование для салона включает в себя звукоизоляцию , кондиционер и нагрев воздуха . [ 19 ] Конфигурации кабины вторичного рынка предлагаются третьими лицами; Pininfarina и Versace предлагали дизайнерские интерьеры для AW109, в то время как Aerolite Max Bucher разработал легкий интерьер скорой медицинской помощи. [ 3 ] Большинство AW109 оснащены выдвижным колесным ходом на колесах, обеспечивающих больший комфорт, чем сбои и возможности для такси. [ 14 ] [ 15 ] Для эксплуатации на корабельных пассажирах подкрепляется колесо на колесных шариках, точки швартовки закреплены по всему нижнему фюзеляжу, и обычно применяется обширная защита от коррозии. [ 20 ]
Дополнительное оборудование для миссии для AW109 включает в себя двойное управление, тормоз ротора , стеклоочистители, фиксированный грузовой крючок, снежные лыжи, внешние громкоговорители , систему защиты от проводки, сепаратор частиц двигателя, огнетушители двигателя, тупики DataLink и Rappelling . [ 19 ] На AW109 можно установить ряд вооружений, в том числе пистолетом с пулеметы , пулеметы , 20-миллиметровые пушки , ракетные стручки, противотанковые ракеты и ракеты с воздухом-воздушным. [ 20 ] [ 21 ] управляемые Береговой охраной США , позже обозначенной как MH-68A , установило следующее оборудование: спасательный подъем, аварийные поплавки, FLIR , Spectrolab Nightsun Search Light, 7,62 мм M240D пулем - Те AW109 , ММ (.50 калибр) антиматериальная винтовка с лазерным зрением. [ 22 ]
Оперативная история
[ редактировать ]
Различные филиалы итальянских военных управляли вариантами AW109; Guardia di Finanza управляла своим собственным вариантом AW109 с 1980-х годов для пограничного патруля и таможенных обязанностей, к 2010 году он был в процессе замены своего первоначального AW109 на новое поколение AW109S. [ 1 ]
В 1982 году Авиация Аргентинской армии развернула три A109A на Фолклендских островах во время войны с Фолклендами . Они работали с флотом на вертолете (9 UH-1H, 2 CH-47C и 2 Pumas) в ролях разведки и связи. Один из вертолетов был уничтожен на земле нападением британского Харриера ; Другие были захвачены и отправлены в Европу на борту HMS Fearless . Воздушный корпус Британской армии решил использовать эти вертолеты на внутренних операциях (пролетал 8 полетом AAC для поддержки развертывания полка SAS в Великобритании), а также два дополнительных A109, которые были приобретены позже после благоприятного использования первых двух; Все были на пенсии в 2009 году. [ 23 ] [ 24 ] Улучшенные версии AW109E и SP - грандиозные версии также управлялись эскадрой № 32 Королевских ВВС для перевозки членов британской королевской семьи . [ 25 ] [ 26 ]
В 1988 году 46 A109 были проданы бельгийским вооруженным силам ; Позже утверждалось, что Агуста дал фламансской социалистической партии более 50 миллионов бельгийских франков в качестве взятки для обеспечения продажи. Полученный скандал привел к отставке, а затем осуждению генерального секретаря НАТО Вилли Клаеса . [ 27 ] Бельгия управляла командой A109 Aerial Display. [ 28 ] , была развернута пара бельгийских AW109 В начале 2013 года в Севаре , Мали для выполнения медицинской миссии по эвакуации французской эксплуатации в поддержку службы эксплуатации . [ 29 ] В июне 2013 года бельгийская газета La Libre Belgique утверждала, что несколько бывших бельгийских военных вертолетов были проданы через частную компанию в Южный Судан в нарушение Европейского Союза эмбарго по продажам оружия. [ 30 ] [ 31 ]

В течение 1990 -х годов береговая охрана США , стремящаяся заняться незаконным оборотом наркотиков на небольших скоростных лодках через вооруженные вертолеты воздушного запрета , оценила несколько вариантов и выбрала AW109 в качестве победителя. В течение ряда лет восемь вооруженных AW109, обозначенных MH-68A Sting Ray , были сданы в аренду из Агуставестленда и развернуты на площадках береговой охраны и на бортовых катериях . Позитивный опыт работы с AW109 привел к тому, что береговая охрана решила вооружить все его вертолеты, и после адаптации их существующих активов AW109 были возвращены после истечения срока аренды. [ 3 ]
В сентябре 1999 года ВВС Южной Африки (SAAF) разместили заказ на 30 AW109; [ 3 ] 25 из 30 Rotorcraft были собраны локально Denel Aviation , начиная с 2003 года. [ 32 ] [ 33 ] В ходе патрулирования, коммунальной и медицинской эвакуации были развернуты целых 16 миссий SAAF AW109 во время чемпионата мира по футболу 2010 года . [ 34 ] В июле 2013 года SAAF сообщил, что 18 AW109 были эффективно основаны на отсутствии финансирования, и эти роторные корпуса были лишь изредка активируются, но не проводят рейсы; В 2013 году только 71 летный часов был выделен на весь флот AW109. Тип может быть сведен к летающим VIP, а не к операционно -способности; Южная Африка также рассматривает возможность продажи ряда AW109 и может вообще прекратить операции вертолета. [ 35 ]
В 2001 году было заказано 20 AW109 для шведских вооруженных сил , [ 3 ] Получение шведского военного обозначения HKP 15 . В 2010 году было сообщено, что значительные требования были предъявлены на флоте AW109, отчасти из -за отсроченной доставки Nhindustries NH90 . [ 36 ] была развернута Королевского военно-морского В начале 2015 года на борту военно-морского корабля корабля HNLMS HNLMS HNLMS HNLMS , что их первое в мире развертывание на борту иностранного судна в поддержку многонациональной анти- пиратской миссии у побережья Сомали ; По сообщениям, AW109 достигает 100% доступности в течение трех месяцев. [ 37 ]
В период с 2007 по 2012 год три вертолета AW109E работали в аренду Королевским флотом Австралии (RAN) для обучения военно -морского экипажа. [ 38 ]
В мае 2008 года Королевские ВВС Новой Зеландии (RNZAF) разместили заказ на пять AW109LUH Rotorcraft, чтобы заменить их стареющий Bell 47 Sioux в учебную способность; Они также используются в коммунальной роли, чтобы дополнить более крупные Nhindustries NH90 и наблюдали ограниченное использование в VIP -миссиях. [ 39 ]
В течение августа 2008 года Скотт Каспрович и Стив Шейк побили рекорд скорости в круглом мире, используя заводской стандарт Agustawestland AW109S Grand , со временем 11 дней, 7 часов и 2 минут. The Aw109s также записан как самый быстрый вертолет от Нью -Йорка в Лос -Анджелес . [ 40 ] [ 41 ]
В 2013 году и ВВС Филиппин (PAF) и Филиппинский флот независимо упорядочили партии роторного роторного ротора AW109; Дополнительные AW109 были заказаны в 2014 году. [ 42 ] PAF AW109 используются в качестве вооруженных боевых кораблей, в то время как как вооруженные, так и невооруженные AW109 управляются филиппинским флотом. [ 43 ] Во время битвы при Марави , связанной с ИГИЛ несколько PAF AW109, участвовавших в борьбе с группой Maute . [ 44 ] В течение ноября 2020 года PAF AW109 был вовлечен в совместную операцию Филиппин вооруженных сил совместной целевой группы (JTF) - Сулу против похитителей Абу Сайяфа в северной части Минданао, стреляя по лодке совместно с пожаром от Филиппинского военно -морского флота. Полем [ 45 ]
Варианты
[ редактировать ]
- A109A
- Первая производственная модель, основанная на двух двигателях Allison Model 250 -C20 турбоссафта. Он совершил свой первый рейс 4 августа 1971 года. Первоначально A109 продавался под названием «Хирундо» (латынь для ласточки ), но это было сброшено в течение нескольких лет.
- A109A EOA
- Военная версия для итальянской армии .
- A109A MK.II
- Обновленная гражданская версия A109A.
- A109A MK.II Макс
- Версия аэроменной эвакуации на основе A109A MK.II с очень широкими дверцами добычи и доступа к сверху и снизу, а не на одной стороне.
- A109B
- Несовершенная военная версия.
- A109BA
- Версия создана для бельгийской армии . Основанный на A109C, но оснащенный неподвижным шасси, раздвижными дверями и хвостовым ротором вместо нижнего хвостового плавника.
- A109C
- Восемь местная гражданская версия, основанная на двух двигателях турбоссафта Model Model Allison 250-C20R-1. [ 15 ]
- A109C Макс
- Версия аэроменной эвакуации на основе A109C с очень широкой кабиной и дверей доступа к верхней и снизу, а не на одной стороне. [ 46 ]
- A109d
- Только один прототип
- A109E Power
- Обновленная гражданская версия, первоначально работающая двумя двигателями Turbomeca Arrius 2K1. Позже производитель представил опцию для двух двигателей Pratt & Whitney PW206C, которые будут использоваться - обе версии остаются известными как A109E. Продается как AW109E и Power.
- A109E Power Elite
- Растянутая версия кабины A109E Power. Оснащен стеклянной кабиной с двумя полными наборами пилотных инструментов и навигационных систем, включая трех осевой автопилот, автоматическую систему посадки приборов и GPS . [ 18 ]
- A *99
- Военный вариант Luh "Light Utility Helicopter" на основе власти A109E. Операторы включают в себя ВВС Южной Африки , ВВС Шведы , Королевские ВВС Новой Зеландии , Нигерийские ВВС , а также Алжир и Малайзию. Известный как HKP15A (вариант утилиты) и 15B (судопроизводный поисковый и спасательный вариант) со шведскими ВВС.

- MH-68A Stingray
- Восемь силовых самолетов A109E использовались Береговой охраны Соединенных Штатов тактической эскадрилья Береговой охраны в качестве вертолетов с коротким воздействием с 2000 по 2008 год, когда они были заменены дельфинами MH-65C . [ 47 ] Агуста назвал этот тип «Мако», пока Береговая охрана США официально не назвала его Stingray MH-68A в 2003 году. [ 22 ] Вертолеты были вооружены винтовками M-16 , пулеметом M-240 и винтовкой MC-50 с лазерным прицелом; Кроме того, ночные операции были поддержаны очками Night Vision Anvis-9, связанных с системой дисплея Head-Up Anvis-7. [ 48 ]
- A109K
- Военная версия.
- A109K2
- Высокие и высокотемпературные операции с фиксированными колесами, а не выдвижными колесами большинства вариантов A109. Обычно используется полиция, поиск и спасение, а также операторы скорой помощи.
- A109M
- Военная версия.
- A109 км
- Военная версия для высоких и высоких температурных операций.
- A109KN
- Военно -морская версия.

- A109см
- Стандартная военная версия.
- A109GDIF
- Версия для Guardia di Finanza , итальянского финансового охранника .
- A109S Grand
- Маркетинг как AW109 Grand , это удлиненная гражданская версия, а также два двигателя Pratt & Whitney Canada, PW207 и удлиненные лопасти с основным ротором с различной конструкцией наконечника из версии Power.
- AW109SP
- AW109 Grandnew
- Единый пилотный IFR , Taws и EV , особенно для EMS .
- AW109 тянет
- Вариант грандиозного AW109 с фиксированными посадочными полосами. [ 49 ]
- CA109
- Китайская модель AW109E для китайского материкового рынка Jiangxi Changhe Agusta Helicopter Co., Ltd., подразделение Helicopter Leonardo (ранее Agustawestland) и Changghe Aviation Industries Company, созданные в 2005 году. [ 50 ]
Операторы
[ редактировать ]AW109 летает ряд операторов, включая частные компании, военные услуги, аварийные службы и авиационные компании.
Военные и правительственные операторы
[ редактировать ]
- Бельгийский воздушный компонент [ 53 ] Закупки испорчены скандалом с взятками социалистических политиков в Бельгии.

- Государственная полиция [ 60 ]
- Карабиньери [ 61 ] [ 62 ]
- Guardia di Finanza [ 63 ]
- Итальянская армия [ 53 ]
- Пожарные [ 64 ]
- Государственный лесной корпус [ 65 ]


Бывшие военные и правительственные операторы
[ редактировать ]- Аргентинская армия управляла 9 самолетами (1979–2007) [ 75 ]
- Королевский австралийский флот управлял 3 самолетами (2007–2012 гг.) [ 76 ] [ 77 ]
- Итальянские ВВС управляли 3 самолетами [ 78 ]


Несчастные случаи
[ редактировать ]- 20 ноября 2009 года, во время посадки AW109E Сила воздушных машин скорой помощи в Польше разбилась во время посадки [ 80 ] [ 81 ]
- 16 января 2013 г. авария вертолета Vauxhall , AW109 на хартии, подрезал строительный кран, прикрепленный к : башне Святого Джорджа Уорф в Воксхолле , Лондон , перед тем, как врезаться в землю и ворвался в пламя, убив Пилот и человек на земле. Вертолет был полностью уничтожен, и кран также был серьезно поврежден. [ 86 ]
- 24 декабря 2018 года в аварии в Helicopter Puebla 2018 года AW109, взлетевший из аэропорта на окраине : Пуэблы на рейсе в Мехико, потерпел крушение примерно в 3,5 милях к северу от аэропорта. Губернатор Марта Эрика Алонсо и бывший гул. Рафаэль Морено Вэлли умер в этом инциденте. [ 87 ] [ 88 ]
- 10 июня 2019 г. в аварии на вертолете в Нью-Йорке 2019 года AW109E разбился примерно в 13:43 по восточному времени на крыше : справедливого центра AXA на 787 Седьмой авеню в Нью-Йорке, убив Пилот и создание огня. [ 89 ]
Отображается
[ редактировать ]- A109A из Corpo Forestale, демонстрируясь в зоопарке Рима.
- A109A в музее Air Arm Fleet , Йовил , Англия . Бывший AE-331 Авиации Аргентинской армии , захваченный в войне Фолклендс . [ 90 ]
Технические характеристики (AW109 Power с PW206C) 2850 км версии
[ редактировать ]

Данные от '' leonardo '' "AW109 Power" . Леонардо.
Общие характеристики
- Экипаж: 1 или 2
- Емкость: 6 или 7 пассажиров
- Длина: 11,448 м (37 футов 7 дюймов) фюзеляж
- Высота: 3,50 м (11 футов 6 дюймов)
- Пустой вес: 1590 кг (3505 фунтов)
- Максимальный вес взлета: 2850 кг (6 283 фунта)
- Силовая установка: 2 × Pratt & Whitney Canada PW206C Engine Turboshaft, 418 кВт (560 л.с.) каждый
- Главный диаметр ротора: 11,00 м (36 футов 1 дюйма)
Производительность
- Максимальная скорость: 311 км/ч (193 миль в час, 168 кН)
- Скорость круиза: 285 км/ч (177 миль в час, 154 кН)
- Никогда не превышайте скорость : 311 км/ч (193 миль в час, 168 кН)
- Ассортимент пародов: 932 км (579 миль, 503 нми)
- Скорость подъема: 9,8 м/с (1930 футов/мин)
Примечательные выступления в СМИ
[ редактировать ]Смотрите также
[ редактировать ]Связанная разработка
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
- Белл 222/230
- Белл 427
- Bell 429 GlobalRanger
- Белл 430
- Еврокоптер AS365 Дельфин
- Eurocopter EC135
- MD Helicopters MD Explorer
- Sikorsky S-76
- Хэл Дхрув
- HAL Light Utility Helicopter
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а беременный «Правоохранительные органы: Италия». Архивировано 5 марта 2016 года в Уэйкбек» полицейских новостях « , № 175. Ноябрь 2010.
- ^ «Finmeccanica одобряет операции слияния и побочных продуктов для реализации процесса дивизии» . Архивировано с оригинала 8 августа 2016 года . Получено 16 июня 2016 года .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин час я Дж k л м не а п Эрни Стивенс и Джеймс Т. МакКенна. «Отчет операторов: быстрый, красивый пилярь». Архивировано 4 апреля 2016 года в The Wayback Machine Rotor & Wing , 1 мая 2008 года.
- ^ Air International октябрь 1978 г., с. 160–161.
- ^ Air International октябрь 1978, с. 161.
- ^ Молл 1992, с. 68
- ^ «Агуставестленд делает свой след с технологиями и инновациями». Архивировано 23 февраля 2015 года в Machine Machine Wayback профессиональном пилоте , июль 2012 года.
- ^ Jump up to: а беременный в McClellan 1989, p. 38
- ^ «Pzl-świdnik доставляет 500-й планер в Агуставестленд» . Pzl-świdnik sa . Архивировано из оригинала 7 сентября 2006 года.
- ^ Cliff, Ohlandt и 2011, с. 59
- ^ Хубер, Марк. «Агуставестленд видит Латинскую Америку в« Позитивном подъеме ».» Архивировал 8 августа 2015 года на машине Wayback Ain Online , 7 августа 2015 года.
- ^ Тербер, Марк. «Агуставестленд обладает постоянным ростом на европейском рынке». Архивировано 26 июля 2015 года на машине Wayback Ain Online , 20 мая 2014 года.
- ^ Бергквист, Пиа. «Агуставестленд открывает, оборудованную Skid, оснащенным AW109 Trekker». Архивировано 6 августа 2014 года в журнале Wayback Machine Flying , 27 февраля 2015 года.
- ^ Jump up to: а беременный McClellan 1989, p. 34
- ^ Jump up to: а беременный в Молл 1992, с. 70
- ^ Jump up to: а беременный McClellan 1989, p. 37
- ^ Молл 1992, с. 64
- ^ Jump up to: а беременный "RAF - Agusta A 109 E" . Raf.mod.uk. 25 апреля 2012 года. Архивировано с оригинала 4 августа 2009 года . Получено 17 сентября 2012 года .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый «AW109 власть: правоохранительные органы». [ Постоянная мертвая ссылка ] Агуставестленд , Получено: 18 октября 2015 года.
- ^ Jump up to: а беременный «Пн осматривает 2 атакует Чопперы». Архивировано 4 марта 2016 года в Machine Machine Machine Standard , 23 мая 2015 года.
- ^ "Aw109 luh: экономически эффективное множитель силы". Архивировано 16 мая 2017 года на машине Wayback Agustawestland , извлечено: 22 октября 2015 года.
- ^ Jump up to: а беременный Кроуфорд, Стив (2003). Военные вертолеты двадцать первого века: сегодняшние боевые боевые суда . Сент -Пол, Миннесота: издательская компания MBI. п. 85 ISBN 0-7603-1504-3 .
- ^ «Агуста A109A в Аргентине» . helis.com . Архивировано с оригинала 4 марта 2016 года . Получено 21 августа 2016 года .
- ^ «A109 Hirundo - армейский воздушный корпус» . Приземление авиация . Архивировано с оригинала 4 марта 2016 года . Получено 21 августа 2016 года .
- ^ Стиббе, Мэтью. «Королевская эскадрилья». Архивировано 24 октября 2017 года на машине Wayback Forbes , 11 января 2013 года.
- ^ "О A109SP" . Королевские ВВС .
- ^ "Ордер на арест, выданный для Сержа Дассо." Архивировано 18 января 2017 года в The Wayback Machine Flight International , 15 мая 1996 года.
- ^ "A109 Display Team". Facebook , Получено: 18 октября 2015 года.
- ^ Фиоренца, Николас. «Первая бельгийская миссия A109 Medevac в Мали». Архивировано 18 января 2017 года на Wayback Machine неделе авиации , 14 февраля 2013 года.
- ^ «12 Агуста, которую бельгийская армия не могла продать». Архивировано 15 марта 2016 года в The Wayback Machine La Libre Belgique , 25 июня 2013 года.
- ^ «От Бельгии до Южного Судана: спорные продажи 12 вертолетов Агуста». Архивировано 4 марта 2016 года в проекте по расследованию отчетности Wayback Machine Italy , 29 июня 2013 года.
- ^ «Денельская авиация начала окончательную сборку светового вертолета SAAF A109 (LUH)». Агуставестленд , 17 февраля 2003 года.
- ^ «Первый Денел Агуста А109 Вертолет взлетает». Инженерные новости , 13 сентября 2004 года.
- ^ «Агуставестленд проводит первую конференцию AW109 Luh/Loh Operators». Shephard Media , 6 декабря 2010 года.
- ^ «Авиация Южной Африки в кризисе». Архивировано 26 июля 2013 года в The Wayback Machine Timeslive.co.za, 24 июля 2013 года.
- ^ O'Dwyer, Джерард. «Швеция перемещает Helos из Piracy Ops в Battle Group». [ мертвая ссылка ] Defensenews.com , 21 июля 2010 года.
- ^ Хойл, Крейг. «Шведский AW109 хорошо выступает для ЕС у сомалийского побережья». Архивировано 25 сентября 2015 года в The Wayback Machine Flight International , 5 мая 2015 года.
- ^ «RMI военно -морского флота выходит на пенсию A109, готовится к 429». Архивировано 4 марта 2016 года в Machine Machine Australian Aviation, 16 марта 2012 года.
- ^ "A109 Light Utility Helicopter." Архивировано 23 августа 2015 года на Wayback Machine Airforce.mil.nz .
- ^ «История мировых рекордов Rotorcraft, список записей, установленных« A109S Grand » . Fédération Aéronautique Internationale (FAI) . Архивировано из оригинала 29 июля 2010 года.
- ^ «Архив новостей Агуставестленда, август 2008 года» . Agustawestland.com. 18 августа 2008 года. Архивировано из оригинала 22 февраля 2012 года . Получено 17 сентября 2012 года .
- ^ «Филиппинский военно -морской флот контракт на два дополнительных вертолета AW109». Архивировано 18 сентября 2015 года на машине Wayback Agustawestland , 11 февраля 2014 года.
- ^ «Филиппинские вывески ВВС для восьми вертолетов AW109». [ Постоянная мертвая ссылка ] Agustawestland , 6 ноября 2013 года.
- ^ Человек, Фрэнсис (6 ноября 2017 г.). «Пилоты ВВС, команда возвращается домой к« Приветству героев » . Архивировано из оригинала 19 декабря 2018 года.
- ^ «Совместные операции убивают 7 похитителей ASG в море Сулу» . 3 ноября 2020 года.
- ^ Молл 1992, с. 67
- ^ MCH: Описание проекта , Вертолет США Береговой охраны Береговой охраны (SRR).
- ^ "Agusta MH-68" Stingray "(2001)" . История авиации береговой охраны . Получено 24 апреля 2024 года .
- ^ «Агуставестленд раскрывает новый вариант AW109» . shephardmedia.com. Архивировано с оригинала 1 марта 2014 года . Получено 1 марта 2014 года .
- ^ "Jiangxi Changhe Agusta Helicopter Co., Ltd" . Архивировано с оригинала 20 августа 2016 года.
- ^ «Новые вертолеты национального жандармерию взлетают» . Авторские права (C) Секретный диф .3. 26 сентября 2011 года. Архивировано с оригинала 7 сентября 2013 года . Получено 7 февраля 2013 года .
- ^ «Число и тип вертолетов AW в эксплуатации в Алжире» . Авторские права (C) Секретный диф .3. 23 апреля 2015 года. Архивировано с оригинала 28 апреля 2015 года . Получено 23 апреля 2015 года .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин час я Дж k л м не а «Всемирные воздушные силы 2019» . Полезной проницательности. 2019. Архивировано с оригинала 23 января 2019 года . Получено 4 декабря 2018 года .
- ^ «Всемирные воздушные силы 2022» . Flightglobal. 2022 . Получено 30 июня 2022 года .
- ^ «Болгарская пограничная полиция берет на себя свою первую власть AW109» . Авиационные новости. 30 марта 2010 года. Архивировано с оригинала 3 октября 2012 года . Получено 7 февраля 2013 года .
- ^ «Всемирные воздушные силы 2021» . Flightglobal. 4 декабря 2020 года . Получено 5 января 2021 года .
- ^ «Carabineros de Chile расширяет свой флот AW109» . Авиационные новости. 29 марта 2012 года. Архивировано с оригинала 21 июня 2013 года . Получено 7 февраля 2013 года .
- ^ «Всемирные воздушные силы 2021» .
- ^ «Геллические ВВС-A-109 Hirundo» . GH Архивировано с оригинала 15 марта 2014 года . Получено 15 марта 2014 года .
- ^ «Эликоттери Полиция Венеция» . Архивировано с оригинала 4 марта 2016 года . Получено 7 февраля 2013 года .
- ^ "Ccarabinieri a 109e" . Carabinieri.it. Архивировано из оригинала 28 июля 2013 года . Получено 7 февраля 2013 года .
- ^ «Карабинььери-Агуставестленд AW-109N» . Требовать средств массовой информации. Архивировано с оригинала 4 марта 2016 года . Получено 7 февраля 2013 года .
- ^ "Guardia di Finanza 'A109Nexus" . Gdf.gov.it. Архивировано из оригинала 23 апреля 2013 года . Получено 7 февраля 2013 года .
- ^ "AW 109 BDILI DEL FUOCO" . Архивировано из оригинала 18 июня 2013 года . Получено 7 февраля 2013 года .
- ^ Roelofs, Erik (апрель 2012 г.). «Летающие лесники Италии». Air International . Тол. 82, нет. 4. С. 78–81. ISSN 0306-5634 .
- ^ «Токийская столичная полиция выбирает Leonardo-Finmeccanica AW109 Trekker» . Леонардо . 17 июня 2016 года. Архивировано с оригинала 22 июня 2016 года . Получено 19 июня 2016 года .
- ^ «Agustawestland AW109 Power Helicopters, заказанные Министерством внутренних дел Латвии, вступают в службу» . Авиационные новости. Архивировано с оригинала 27 июня 2013 года . Получено 7 февраля 2013 года .
- ^ Barrie Flight International 10–16 сентября 1997 г., с. 62
- ^ «Словения объявляет о закупках одного вертолета A109» . Агуставестленд. Архивировано из оригинала 1 июня 2013 года . Получено 7 февраля 2013 года .
- ^ «Словвенская полицейская вертолетная подразделение» (PDF) . Policija.si. Архивировано (PDF) из оригинала 3 июня 2013 года . Получено 7 февраля 2013 года .
- ^ Мартин, парень (июнь 2019 г.). «AW109SPS на портовых обязанностях». Air International . Тол. 96, нет. 6. с. 117. ISSN 0306-5634 .
- ^ Домингес, Габриэль; Гибсон, Нил (4 августа 2017 г.). «Туркменистан выпускает кадры AW109 Helos, проводящих тренировки живого огня» . IHS Джейн 360 . Архивировано из оригинала 4 августа 2017 года . Получено 4 августа 2017 года .
- ^ «Уганда заказывает W-3A, вертолеты A109» . DefenceWeb . 15 июля 2014 года. Архивировано с оригинала 23 июля 2014 года . Получено 16 июля 2014 года .
- ^ «Полицейская авиационная поддержка» . www.phoenix.gov .
- ^ «Агуста 109 в аргентинской военной службе» . Gacetaeronautica.com. 9 августа 2012 года. Архивировано с оригинала 20 июля 2013 года . Получено 7 февраля 2013 года .
- ^ «Австралийский военно -морской флот выходит на пенсию A109» . shephardmedia.com. Архивировано из оригинала 16 июня 2013 года . Получено 7 февраля 2013 года .
- ^ «Австралийский военно -морской флот выходит на пенсию A109» . Королевский австралийский флот . Получено 22 июля 2022 года .
- ^ «Типы самолетов итальянских воздушных сил» . aeroflight.co.uk . Архивировано с оригинала 10 августа 2017 года . Получено 10 декабря 2014 года .
- ^ «История FAP 90 -е (1990–1999)» . FORCEAEREA.MIL.PY . Получено 7 февраля 2013 года .
- ^ Jump up to: а беременный «Авиационная скорая помощь» авария на вертолете воздуха » (на лаке) . Получено 22 марта 2021 года .
- ^ Jump up to: а беременный «Инцидент Agusta A109E Power SP-HXA, 20 ноября 2009 года» . Aviation-sfeepety.net . Получено 2 мая 2022 года .
- ^ «8 полета Air Air Corps» . eliteukforces.info. Архивировано с оригинала 22 января 2013 года . Получено 7 февраля 2013 года .
- ^ «MH-68A Stingray / Agusta A109E» . Globalsecurity.org. Архивировано с оригинала 2 апреля 2013 года . Получено 7 февраля 2013 года .
- ^ «Авиация армии Венесуэлы» . aeroflight.co.uk. Архивировано из оригинала 28 июля 2013 года . Получено 7 февраля 2013 года .
- ^ Augusa ejercito . Архивировано июня из оригинального 7 2013февраля
- ^ «Лондонский вертолетный авария: двое умирают в аварии Vauxhall Crane» . BBC онлайн . 16 января 2013 года. Архивировано с оригинала 26 марта 2013 года . Получено 20 июня 2018 года .
- ^ «Мексика: вертолетный аварий претендует на губернатор Пуэбла, бывший губернатор» . Fox News . 24 декабря 2018 года. Архивировано с оригинала 25 декабря 2018 года . Получено 25 декабря 2018 года .
- ^ «Мексиканский губернатор и муж политика убили в результате крушения вертолета» . CNN . 24 декабря 2018 года. Архивировано с оригинала 25 декабря 2018 года . Получено 25 декабря 2018 года .
- ^ «Вертолет врезается в здание Нью -Йорка» . CNN . 10 июня 2019 года. Архивировано с оригинала 12 июня 2019 года . Получено 10 июня 2019 года .
- ^ «Выставки-резервные коллекции-Agusta 109a (AE-331)» . Музей воздушной руки флота. Архивировано с оригинала 24 сентября 2015 года . Получено 9 мая 2015 года .
Библиография
[ редактировать ]- «A-109a-Агуста, сеттер». Air International , октябрь 1978 г., вып. 15 № 4. С. 159–166, 198.
- Клифф, Роджер. Чад младший Охленд и Дэвид Ян. Готовы к взлету: продвигающаяся аэрокосмическая промышленность Китая . «Ранд Корпорация», 2011. ISBN 0-8330-5208-X .
- Барри, Дуглас. «Военно -воздушные силы мира». Flight International , 10–16 сентября 1997 г., вып. 152 № 4591. С. 35–71.
- Хойл, Крейг. «Справочник Всемирных воздушных сил». Flight International , 13–19 декабря 2011 г., вып. 180 № 5321. С. 26–52.
- McClellan, J. Mac. "Agusta A109 MK II Plus". Полет , февраль 1989 года. Vol. 116. № 2. ISSN 0015-4806. С. 34–38.
- Молл, Найджел. "Agusta A109A: City Slicker". Полет , апрель 1992 года. Vol. 119. № 4. ISSN 0015-4806. С. 62–70.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- «Эль Агуста A109 из Caecopaz» (на испанском). Авион и Аргентина. 13 июня 2021 года . Получено 17 июля 2022 года .
- " На испанском. Посадочная дистанция. ноября 18 17 2022июля
Внешние ссылки
[ редактировать ]