Jump to content

Дене-енисейские языки

Дене-Енисейский
(предложенный)
Географический
распределение
северо-запад Северной Америки и центральная Сибирь
Лингвистическая классификация Предлагаемая языковая семья
Подразделения
глоттолог Никто
Распространение дене-енисейских языков в Северной Азии и Северной Америке. Полосатые области указывают на ареал прежнего распространения языков.

Дене-енисейский язык — предполагаемая языковая семья, состоящая из енисейских языков центральной Сибири и языков на-дене северо-запада Северной Америки.

Прием среди экспертов был несколько благоприятным; таким образом, дене-енисейский язык был назван «первой демонстрацией генеалогической связи между языковыми семьями Старого и Нового Света, отвечающей стандартам традиционного сравнительно - исторического языкознания ». [ 1 ] Главную причину скептицизма среди других лингвистов, генетиков и исследователей из смежных областей можно объяснить важностью убедительно доказанной значимости такой связи, поскольку предпринимались многочисленные попытки установить определенные лингвистические отношения между языками, на которых говорят по всей Евразии , и языками коренных народов. народов Америки, и большинство из них были широко отвергнуты из-за того, что они в основном основаны на поверхностных, если не ошибочных , фонологических , лексикологических и морфологических сходствах. [ 2 ] Следовательно, ден-енисейский язык большинство ученых-лингвистов считают только «правдоподобным». [ 3 ]

Ранние работы

[ редактировать ]
Енисейский район Центральной Сибири.

Исследователи исторической лингвистики уже давно пытаются связать различные известные языковые семьи по всему миру в макросемьи . Предполагаемая связь между семьями На-Дене и енисейскими семьями была впервые предложена Альфредо Тромбетти в 1923 году. [ 4 ] Большая часть представленных ранних свидетельств носила типологический характер ; в частности, обе семьи имеют сложную структуру агглютинативного префиксного глагола, которая отличается от большинства других языков Азии и — в меньшей степени — Северной Америки.

Первая рецензируемая публикация, в которой предлагается существование отдельной денско-енисейской семьи, была написана сторонником макросемьи Мерриттом Руленом (1998) в Трудах Национальной академии наук США. [ 5 ] Однако Вайда (2010a :34) утверждает, не уточняя, какие из них, что 26 из 34 наборов слов, предложенных Руленом, являются случайными двойниками, тогда как 8 наборов слов Рулена следуют правилам звуковых соответствий Вайды.

Майкл Фортескью независимо предположил возможное существование дене-енисейской семьи в своей книге 1998 года « Языковые отношения через Берингов пролив» . [ 6 ] Он пишет: «Я все время пытался найти золотую середину между бесцеремонным оптимизмом « болванов » и пессимизмом ортодоксальных «раскольников» в вопросах глубокого генетического родства между континентами». [ 7 ]

Как упоминается в комментарии Фортескью, научные исследования дальних языковых семейных связей осложняются идеологическим спором между так называемыми «сборщиками» и «расщепителями» , при этом «сборщики» карикатурно изображаются как неуклюжие любители, желающие объединиться в разрозненные группы. неродственные семьи, основанные на случайном сходстве [ 8 ] и «раскольники», карикатурно изображаемые как жесткие поборники ортодоксальности, готовые «кричать» на исследователей, которые не согласны с их убеждением, что установить дальние связи невозможно. [ 9 ]

Предложение Вайды

[ редактировать ]

На симпозиуме на Аляске в 2008 году Эдвард Вайда из Университета Западного Вашингтона подвел итог десятилетних исследований, основанных на вербальной морфологии и реконструкциях протоязыков , указав, что енисейские семьи и семьи На-Дене могут быть родственными. Итоги исследования Вайды были опубликованы в июне 2010 года в журнале «Дене-Енисейская связь» в антропологических статьях Университета Аляски .

Этот 369-страничный том, отредактированный Джеймсом Кари и Беном Поттером, содержит статьи симпозиума, состоявшегося 26–29 февраля 2008 г., а также несколько представленных статей. К руководящей статье Вайды прилагаются первичные данные Джеффа Лира об исторической фонологии На-Дене , а также критические анализы нескольких специалистов-лингвистов и статьи по ряду тем ( археология , предыстория , этногеография , генетика , родство и фольклор ) экспертов в этих областях. .

Доказательства, предложенные Вайдой, включают более 110 предложенных родственных морфем и около десяти гомологичных префиксных и суффиксальных позиций глаголов. Вайда сравнил существующие реконструкции протоенисейского и прото-на-дене, дополнил реконструкции, основанные на очевидном родстве между ними, и предложил звуковые изменения, связывающие их в предполагаемый прото-дене-енисейский язык. Он предположил, что енисейские тоновые различия возникли из-за присутствия или отсутствия голосовых согласных в слоговой коде , которые до сих пор присутствуют в языках на-дене.

Вайда и другие также отмечают, что не было найдено убедительных доказательств связи Хайды ни с На-Дене, ни с Енисеем. [ 10 ] [ 11 ] Что касается более широкой дене-кавказской гипотезы (см. ниже), то хотя Вайда и не обнаружил таких морфологических соответствий с этими другими семьями, как он нашел с енисейскими и на-дене, он не исключил возможности существования таких свидетельств, и призывает провести дополнительную работу. [ 12 ]

В 2011 году Вайда опубликовал краткую аннотированную библиографию по дене-енисейским языкам. [ нужна ссылка ] 24 марта 2012 года Центр коренных языков Аляски провел Дене-Енисейский семинар в Университете Аляски в Фэрбенксе. Было девять статей, это первые новые статьи по Дене-Енисейскому региону с момента публикации тома 2010 года. По состоянию на июль 2012 г. публикация статей не планируется, но доступно видео с семинара.

Презентации Вайды на семинаре 2012 г. [ 13 ] дополнил свое предложение дополнительными лингвистическими и нелингвистическими доказательствами. Он обсудил исследование, которое он провел с Джоанной Николс, изучая историю сложных префиксных глагольных структур в различных семьях, обладающих такой морфологией. Его вывод заключался в том, что, вопреки преобладающему мнению, такие структуры часто сохраняются нетронутыми с небольшими изменениями в течение нескольких тысяч лет и в результате могут фактически быть более сильным доказательством генетической связи, чем лексические отношения, которые традиционно ищут.

В результате он согласился с общепринятым мнением о том, что лексические свидетельства генетического родства становятся практически необнаружимыми примерно через 8000–10 000 лет лингвистического разделения, но предположил, что определенные виды сложной морфологии могут оставаться стабильными и после этого периода времени. Дополнительные доказательства существования дене-енисейского периода можно найти у Вайды (2013a) .

Вайда представляет сравнение древнего дене-енисейского притяжательного соединительного префикса (возможно, *ŋ), который идиосинкразическим образом появляется в дене (или атабаскских), эякских, тлинкитских и енисейских существительных, послелогах, направлениях и указательных словах. Вайда также предлагает один новый лексический родственный: PA направленный *ñəs-d «вперед», «на открытой воде» и енисейский корень *es «открытое пространство». С точки зрения разделов статьи Вайды 2010 года, эту статью 2013 года можно рассматривать как дополнение к его §2 (который заканчивается на стр. 63). В последующей статье Vajda (2013b) Вайда обсуждает особенности кетского языка, возникшие из-за длительного ареального контакта с суффиксальными агглютинирующими языками.

В своей презентации 2012 года Вайда также обратился к нелингвистическим данным, включая анализ Y-хромосомы и митохондриальной ДНК гаплогрупп , которые передаются в неизмененном виде по мужской и женской линиям соответственно, за исключением мутаций. Его наиболее убедительным доказательством ДНК является субклад гаплогруппы Q1 Y-хромосомы , который, как он отмечает, возник ок. 15 000 лет назад и встречается почти у всех коренных американцев и почти у всех енисейских кетов (90%), но почти нигде в Евразии, за исключением селькупов ( 65%), которые на протяжении веков вступали в брак с кетами.

Используя это и другие свидетельства, он предполагает, что прото-дене-енисейская родина располагалась в Восточной Сибири в районе рек Амур и Алдан . Эти люди были бы охотниками-собирателями , как и современные енисейцы, но в отличие от почти всех других сибирских групп (за исключением некоторых палеосибирских народов, проживающих вокруг Тихоокеанского региона Дальнего Востока Сибири, которые, по-видимому, генетически не связаны с енисейцами). В конечном итоге все потомки Евразии были уничтожены распространением оленеводческих скотоводческих народов (например, носителей так называемых алтайских языков ), за исключением современных енисейцев, которые смогли выжить в болотистых убежищах далеко на западе вдоль реки Енисей. потому что здесь слишком много комаров, чтобы олени могли легко выжить. Напротив, карибу (североамериканская популяция оленей) никогда не была одомашнена, и поэтому современный народ На-Дене не подвергался такой же угрозе. [ 13 ] На самом деле оленеводство распространилось по Сибири сравнительно недавно, и в новейшее время в Сибири проживало немало других народов-охотников-собирателей.

В своем ответе Георгию Старостину в 2012 году Вайда поясняет, что денско-енисейский язык «в его нынешнем виде является гипотезой языкового родства, но еще не полноценной гипотезой языковой таксономии». Он оставляет «открытой возможность того, что либо Енисейский, либо НД (или оба) могут иметь более близкого родственника в другом месте Евразии». [ 14 ]

На момент публикации предложения Вайды были положительно оценены несколькими специалистами по на-дене и енисейским языкам — хотя порой и с осторожностью, — в том числе Майклом Крауссом , Джеффом Лиром , Джеймсом Кари и Генрихом Вернером , а также рядом других уважаемые лингвисты, такие как Бернард Комри , Джоанна Николс , Виктор Голла , Майкл Фортескью , Эрик Хэмп и Билл Позер . [ 15 ] [ 16 ]

Одним существенным исключением является критический обзор сборника статей Лайла Кэмпбелла. [ 17 ] и ответ Вайды [ 18 ] опубликованные в конце 2011 года, которые подразумевают, что это предложение не урегулировано в настоящее время. Другие обзоры и уведомления о томе появились в 2011 и 2012 годах Керен Райс , Джаредом Даймондом и Майклом Данном. Сиколи и Холтон 2014, применив байесовский анализ к типологическим данным денских и енисейских языков, построили филогении, которые предполагают, что денско-енисейская связь «скорее представляет собой излучение из Берингии с обратной миграцией в Среднюю Азию , чем миграцию из Центральной Азии или От Западной Азии до Северной Америки ». [ 19 ] [ 20 ]

В 2012 году Георгий Старостин поставил под сомнение обоснованность макросемьи, сославшись на тот факт, что «регулярные соответствия Вайды не являются ... собственно« регулярными »в классическом сравнительно-историческом смысле этого слова». Он также отмечает, что «трактовка вербальной морфологии» Вайды включает в себя «небольшую горстку интригующих изоморфизмов... окруженных непроницаемым морем предположений и весьма противоречивых внутренних реконструкций, которые создают иллюзию системной реконструкции там, где ее на самом деле нет». Тем не менее Старостин признает, что работа Вайды «безусловно является шагом вперед» и что она «может в конечном итоге указать путь к исследованию путей грамматизации в енисейском языке и на-дене». [ 21 ]

Старостин считает, что вместо того, чтобы образовывать отдельную семью, и енисейцы, и на-дене являются частью гораздо более крупной группировки, называемой дене-кавказской . Старостин утверждает, что эти две семьи во многом родственны, но между ними нет особого родства, которого было бы достаточно для создания отдельной семьи между этими двумя языковыми семьями.

В 2015 году Пол Кипарски поддержал дене-енисейский язык, заявив, что «морфологический параллелизм и фонологическое сходство между соответствующими аффиксами наиболее показательны, но наиболее убедительные доказательства фактического родства исходят из тех звуковых соответствий, которые можно объяснить независимо мотивированными регулярными звуковыми изменениями». . [ 22 ]

Кэмпбелл (2024: 365) сомневается в достоверности дене-енисейского языка, говоря, что «ни лексические свидетельства с предполагаемыми звуковыми соответствиями, ни приведенные морфологические доказательства не оказались достаточными для подтверждения генеалогической связи между на-дене и енисейским языком». [ 23 ]

хорошо Сами кеты восприняли денско-енисейскую гипотезу, зная о схожих особенностях, которые они наблюдают в документальных фильмах по телевидению. [ 24 ]

Классификация

[ редактировать ]

Дене-енисейский горизонт обычно классифицируют следующим образом:

Дене-Енисейский 

Сиколи и Холтон (2014)

[ редактировать ]

Используя вычислительные филогенетические методы, Сиколи и Холтон (2014) предположили, что ден-енисейский век разделился не на две первичные ветви На-дене и енисейский, а скорее на четыре первичные ветви. Енисейский считается единой ветвью, тогда как На-Дене считается парафилетической и вместо этого делится на несколько основных ветвей. Основываясь на этой новой классификации, они предполагают, что енисейцы представляют собой обратную миграцию из Берингии обратно в Азию. [ 25 ]

Однако Янович (2020) раскритиковал это филогенетическое исследование как методологически ошибочное, поскольку в нем не использовалось достаточно входных данных для создания надежного дерева, которое не зависит от первоначального выбора «априорного дерева», то есть модели дерева. поколение. [ 26 ] Кроме того, Уилсон (2023) утверждал, что группа родственных технологических слов в протоатабаскском и енисейском языках предполагает языковой континуум между двумя континентами, который простирался вплоть до нашей эры , затуманивая любые убедительные доказательства модели обратной миграции. [ 27 ]

Пары слов кетов и навахо

[ редактировать ]

Ниже представлена ​​таблица Кета [ 28 ] и навахо слова .

Слово Является Навахо Вайда 2010a цитата
камень ты’сь ( təˀs ) це ср. Вайда 2010a:83
ступня ки ( ки ) (а)ки' [ а ] ср. Вайда 2010a:88
старый синь ( sīn ) всасывание ср. Вайда 2010a:84
змея тиг, тих ( tìɣ ) это ср. Вайда 2010a:93
  1. ^ навахо Неотчуждаемые существительные присоединяются с приставкой а- , что означает «чей-то».

Предлагаемые внешние классификации

[ редактировать ]

в Китайско-Тибетском регионе

[ редактировать ]

Как отмечает Тайлер [ 29 ] и Вернер, [ 30 ] Некоторые из самых ранних предложений о генетических связях енисейского языка, сделанные М. А. Кастреном (1856 г.), Джеймсом Бирном (1892 г.) и Г. Дж. Рамстедтом (1907 г.), предполагали, что енисейский язык был северным родственником китайско-тибетских языков. Этим идеям много позже последовал Кай Доннер. [ 31 ] и Карл Боуда. [ 32 ] Исследование 2008 года обнаружило дополнительные доказательства возможной связи между енисейским и китайско-тибетским языками, указав на несколько возможных родственников . [ 33 ] Гао Цзинъи (2014) выделил двенадцать общих этимологий синитского и енисейского языков, которые принадлежали к основному словарю, и утверждал, что эти китайско-енисейские этимологии не могут быть заимствованы из одного языка в другой. [ 34 ]

« Китайско-кавказская » гипотеза Сергея Старостина утверждает, что енисейские языки образуют кладу с сино-тибетскими, которую он назвал сино-енисейскими . Китайско-кавказская гипотеза была расширена другими до « дене-кавказской », включив в нее языки на-дене Северной Америки, бурушаски , баскский и, иногда, этрусский языки . В последнее время хорошо принята более узкая бинарная денско-енисейская семья. Однако достоверность остальной части семейства рассматривается как сомнительная или отвергаемая почти всеми лингвистами-историками . [ 35 ] [ 36 ] [ 37 ] Обновленное дерево Георгия Старостина теперь группирует На-Дэне с китайско-тибетским, а енисейский с Бурушаским ( гипотеза Карасука ). [ 38 ]

Связь между языками на-дене и сино-тибетскими языками, известными как сино-дене, также была предложена Эдвардом Сепиром . Примерно в 1920 году Сапир пришел к убеждению, что На-Дене была более тесно связана с китайско-тибетскими семьями, чем с другими американскими семьями. [ 39 ] Предложение Эдварда Ваджи о дене-енисейском языке возобновило интерес среди лингвистов, таких как Джеффри Кавени (2014), к поиску поддержки гипотезы китайско-дене. Кавени считал связь между сино-тибетским, на-дене и енисейским языками правдоподобной, но не поддерживал гипотезу о том, что сино-тибетский и на-дене были связаны с кавказскими языками (сино-кавказским и денэ-кавказским). [ 40 ]

Анализ, проведенный Дэвидом Брэдли в 2023 году с использованием стандартных методов сравнительной лингвистики, подтверждает отдаленную генетическую связь между сино-тибетскими, на-дене и енисейскими языковыми семьями. Брэдли утверждает, что любые сходства китайско-тибетского языка с другими языковыми семьями региона Восточной Азии, такими как хмонг-миен , алтайский (который на самом деле является sprachbund ), австроазиатский , кра-дайский и австронезийский, возникли в результате контакта; но поскольку в последнее время не было контактов между сино-тибетскими, на-дене и енисейскими языковыми семьями, то любое сходство, разделяющее эти группы, должно быть остаточным. [ 41 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Бернард Комри (2008) «Почему ден-енисейская гипотеза интересна». Фэрбенкс и Анкоридж, Аляска: Дене-Енисейский симпозиум.
  2. ^ «Дене-енисейские языки | Центр коренных языков Аляски» . www.uaf.edu . Проверено 17 июня 2024 г.
  3. ^ Старостин, Георгий (01 февраля 2012 г.). «Дене-Енисей: критическая оценка» . Журнал языковых отношений . 8 (1): 117–138. дои : 10.31826/jlr-2012-080109 . ISSN   2219-4029 .
  4. ^ см. Вайду (2010a : 34), который цитирует Тромбетти, Альфредо. 1923. Элементы глоттологии . Болонья. стр.486, 511
  5. ^ Рулен (1998)
  6. ^ Фортескью (1998 : 213–215)
  7. ^ Фортескью (1998 : 1)
  8. ^ Лайл Кэмпбелл, Историческая лингвистика: Введение (2-е издание), MIT Press, 2004.
  9. ^ Мерритт Рулен, Происхождение языка: прослеживание эволюции родного языка , Wiley, 1994.
  10. ^ Вайда (2010b : 115)
  11. ^ Кари и Поттер (2010 : 4)
  12. ^ Войда (2010b)
  13. ^ Перейти обратно: а б Вайда, Эдвард. «География, демография и временная глубина: объяснение того, как возможен Дене-Енисейский регион». Презентация на Дене-Енисейском семинаре 2012 г. Архивировано 10 сентября 2012 г. в Wayback Machine , Центр родного языка Аляски, Университет Аляски в Фэрбенксе, 24 марта 2012 г. Доступно онлайн .
  14. ^ Вайда, Эдвард (2012). «Дено-енисейская связь: ответ Г. Старостину» . Журнал языковых отношений . 8 (1): 138–152. дои : 10.31826/jlr-2012-080110 .
  15. ^ Кари и Поттер (2010 :12)
  16. ^ Билл Позер. « Языки Кавказа ». Языковой журнал , 25 августа 2008 г. По состоянию на 22 июля 2017 г.
  17. ^ Лайл Кэмпбелл, 2011, «Обзор денско-енисейской связи (Кари и Поттер)», Международный журнал американской лингвистики 77: 445-451. «Подводя итог, можно сказать, что предложенная денско-енисейская связь в настоящее время не может быть принята. Гипотеза действительно является стимулирующей, выдвинутой серьезным ученым, пытающимся использовать соответствующие процедуры. К сожалению, ни лексические доказательства (с предполагаемыми звуковыми соответствиями), ни морфологические доказательства, представленные достаточно, чтобы поддержать отдаленное генетическое родство между На-Дене и Енисеем». (стр. 450).
  18. ^ Вайда, Эдвард Дж. (2011). «Ответ Кэмпбеллу». Международный журнал американской лингвистики . 77 (3): 451–452. дои : 10.1086/660978 . п. 452: На сторонниках гипотезы DY по-прежнему лежит обязанность предоставить решения, по крайней мере, некоторых из нерешенных проблем, выявленных в обзоре Кэмпбелла или в самом DYC. Я считаю, что каждый из них требует убедительного решения, прежде чем отношения между Енисеем и На-Дене можно будет считать урегулированными.
  19. ^ «В заселении континента наблюдается пауза» . Нью-Йорк Таймс . 13 марта 2014 г.
  20. ^ «Древние модели миграции в Северную Америку скрыты в языках, на которых говорят сегодня» . Смитсоновский журнал .
  21. ^ Старостин, Георгий (2012). «Дене-Енисей: критическая оценка». п. 137
  22. ^ Кипарский, Пол (2015). «Новые перспективы в исторической лингвистике». В: Справочник по исторической лингвистике Routledge под ред. К. Бауэрн и Б. Эванс. стр. 65–67.
  23. ^ Кэмпбелл, Лайл (2024). Языки коренных народов Америки . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-767346-1 .
  24. ^ Крюкова, Елена (2013). «Кетский язык: от описательной лингвистики к междисциплинарным исследованиям» (PDF) . Томский журнал лингвистики и антропологии . 1:39 .
  25. ^ Сиколи, Марк А.; Холтон, Гэри (2014). «Лингвистические филогении поддерживают обратную миграцию из Берингии в Азию» . ПЛОС ОДИН . 9 (3): е91722. Бибкод : 2014PLoSO...991722S . дои : 10.1371/journal.pone.0091722 . ПМЦ   3951421 . ПМИД   24621925 .
  26. ^ Янович, Игорь (2020). «Филогенетические лингвистические данные и Дене-Енисейская родина». Диахроника . 37 (3): 410–446. дои : 10.1075/dia.17038.yan . S2CID   209542004 .
  27. ^ Уилсон, Джозеф (2023). «Технологические слова позднеголоцена на прото-атабаскском языке: значение для истории дене-енисейской культуры» . Люди . 3 (3): 177–192. дои : 10.3390/humans3030015 . S2CID   260154176 .
  28. ^ Вайда, Эдвард; Нефедов Андрей. «Словарный запас и » Получено 0 сентября 2022 г.
  29. ^ См. Тейлор, 1994 г.
  30. ^ См. Вернер 1994.
  31. ^ См. Доннер 1930.
  32. ^ См. Боуда 1963 и Боуда 1957.
  33. ^ Седлачек, Камил (2008). «Енисейские языки XVIII века и сопоставление кетских и сино-тибетских слов » Центральноазиатский журнал . 52 (2): 219–305. дои : 10.13173/CAJ/2008/2/6 . ISSN   0008-9192 . JSTOR   41928491 . S2CID   163603829 .
  34. ^ Гао Цзинъи, Цзинъи Гао (2017). языки ся и кет принадлежат к общей этимологии китайской и енисейской семей» . Ся и кет, идентифицированные по синитской и енисейской общей этимологии // Выявлено, что « 1–2): 51–58. doi : centasiaj.60.1-2.0051 . ISSN   0008-9192 . JSTOR   10.13173/centasiaj.60.1-2.0051 . /   10.13173 (
  35. ^ Годдард, Айвз (1996). «Классификация коренных языков Северной Америки». В изд. Айвса Годдарда «Языки». Том. 17 изд. Уильяма Стёртеванта, « Справочник североамериканских индейцев» . Вашингтон, округ Колумбия: Смитсоновский институт. стр. 318
  36. ^ Траск, Р.Л. (2000). Словарь исторического и сравнительного языкознания . Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета. стр. 85
  37. ^ Санчес-Масас, Алисия; Бленч, Роджер; Росс, Малкольм Д.; Пейрос, Илия; Лин, Мари (2008). Прошлые миграции людей в Восточной Азии: сопоставление археологии, лингвистики и генетики . Рутледж. ISBN  9781134149629 .
  38. ^ Предварительное генеалогическое древо Евразии (короткий вариант)
  39. ^ Рулен 1998 .
  40. ^ Кавени, Джеффри (2014). «Китайско-тибетский ŋ- и На-Дене *kw- / *gw- / *xw-: местоимения 1-го лица и лексические родственные наборы». Журнал китайской лингвистики . 42 (2): 461–487. JSTOR   24774894 .
  41. ^ Брэдли, Дэвид (24 июля 2023 г.). «Древние связи Синитика» . Языки . 8 (3): 176. doi : 10.3390/languages8030176 . ISSN   2226-471X .

Библиография

[ редактировать ]
Первичные дене-енисейские исследования Эдварда Вайды
  • Вайда, Эдвард Дж. (2001). Енисейские народы и языки: история енисеведения: с аннотированной библиографией и источниковедением . Лондон: Керзон. ISBN  978-0700712908 .
  • Вайда, Эдвард Дж. (2010a). «Сибирская связь с языками на-дене». Ин Кари, Дж.; Поттер, Б. (ред.). Связь Дене и Енисея . Антропологические статьи Университета Аляски, новая серия. Том. 5. Фэрбенкс: Университет Аляски в Фэрбенксе, факультет антропологии. стр. 33–99. ISBN  9781555001124 .
  • Вайда, Эдвард Дж. (2010b). «Енисейское, На-Дэне и историческое языкознание». Ин Кари, Дж.; Поттер, Б. (ред.). Связь Дене и Енисея . Антропологические статьи Университета Аляски, новая серия. Том. 5. Фэрбенкс: Университет Аляски в Фэрбенксе, факультет антропологии. стр. 100–118. ISBN  9781555001124 .
  • Вайда, Эдвард Дж. (2011). «Дене-енисейские языки» . Оксфордские библиографии в Интернете . Проверено 5 ноября 2018 г.
  • Вайда, Эдвард Дж. (2013a). «Рудиментарная притяжательная морфология в На-Дене и Енисее». (PDF) . В Харгусе, Шэрон; Вайда, Эдвард; Хибер, Дэниел (ред.). Рабочие документы на атабаскских (денских) языках 2012 . Рабочие документы Центра коренных языков Аляски. Том. 11. Фэрбенкс, АК: ANLC. стр. 79–91 . Проверено 5 ноября 2018 г.
  • Вайда, Эдвард Дж. (2013b). «Метатезис и реанализ в Кете» . Современные и классические языки . 1 (66): 14–16 . Проверено 5 ноября 2018 г.
  • Вайда, Эдвард Дж. (2017). «Модели инноваций и удержания в темплатическом полисинтезе». В Оксфордском справочнике по полисинтезу , М. Фортескью, М. Митхун и Н. Эванс (ред.), стр. 363–391. Издательство Оксфордского университета, Оксфорд.
  • Вайда, Эдвард (2019). « Морфология в дене-енисейских языках ». В Оксфордской исследовательской энциклопедии лингвистики . Проверено 7 декабря 2021 г.
Отзывы, сопутствующие работы и т.д.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: adb5fdb617db6c4643994f653f908fb8__1724455620
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ad/b8/adb5fdb617db6c4643994f653f908fb8.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Dene–Yeniseian languages - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)