Jump to content

Русский национализм

Флаг России
Памятник « Тысячелетие России» , построенный в 1862 году в честь тысячелетия российской истории.

Русский национализм ( русский : Русский национализм ) — это форма национализма , которая продвигает российскую культурную идентичность и единство. Русский национализм впервые приобрел известность как панславянское XIX века явление в Российской империи и подвергался репрессиям во время раннего правления большевиков . Русский национализм был ненадолго возрожден благодаря политике Иосифа Сталина во время и после Второй мировой войны , которая имела много общего с мировоззрением ранних евразийских идеологов. [1]

После распада Советского Союза русский национализм стал ассоциироваться с евразийством , получившим новую жизнь благодаря Евразийскому движению российского философа Александра Дугина . Неоевразийская социально-политическая программа получила широкое признание в путинистской России ; книги, трактаты и лекции Дугина пропагандируются в университетах, школах, военных институтах, полицейских академиях и других правительственных организациях как часть принятия правительством Путина авторитаризма и осуждения либеральной демократии . [2] [3]

Определение русской национальной идентичности в русском национализме характеризовалось по-разному. В этническом плане один из них включает утверждение, что те, кого идентифицируют как этнических русских, являются русской нацией, другой — это концепция общероссийской нации, разработанная в Российской империи , согласно которой русские имеют внутри себя три субнациональные группы, включая великороссов (тех, кого обычно называют этнические русские сегодня), малороссы ( украинцы ) и белорусские ( белорусы ). Русские националисты идентифицируют Россию как главного преемника Киевской Руси и обычно рассматривают возникновение отдельных национальных идентичностей белорусов и украинцев как отрыв от русской национальной идентичности. С евразийской точки зрения, Россия представляет собой особую цивилизацию, отдельную как от Европы, так и от Азии, и включает в себя этнических нерусских тюркских и азиатских культур .

Имперский русский национализм

[ редактировать ]
Аллегория триединой общероссийской нации , которая рассматривает российскую нацию как имеющую внутри себя три субнации: великороссов (тех, кого сегодня обычно называют этническими русскими ), малороссов ( украинцев ) и белороссов ( белорусов ) начала 20 века. плакат.

Русский девиз « Православие, самодержавие и народность » был придуман графом Сергеем Уваровым и принят императором Николаем I в качестве официальной идеологии . [4] Тремя компонентами триады Уварова были:

Славянофильское движение стало популярным в России XIX века. Славянофилы выступали против присутствия западноевропейского влияния в России и в результате были полны решимости защитить русскую культуру и традиции. Алексею Хомякову , Ивану Киреевскому и Константину Аксакову приписывают сооснователей движения. [ неправильный синтез? ]

Русский плакат времен Первой мировой войны, призывающий покупать военные облигации

Заметное народное возрождение в русском искусстве было во многом связано со славянофилией. [6] множество работ по русской истории , мифологии и сказкам Появилось . Оперы Николая Римского-Корсакова , Михаила Глинки и Александра Бородина ; картины Виктора Васнецова , Ивана Билибина и Ильи Репина ; и стихи Николая Некрасова , Алексея Константиновича Толстого и других считаются [ кем? ] шедевры русского романтического национализма .

Панславизм , идеал единства всех славянских православных народов, приобрел популярность в середине-конце 19 века. Одним из главных ее идеологов был Николай Данилевский . Панславизм подпитывался и был также топливом для многочисленных войн России против Османской империи , которые Россия вела с целью освобождения православных национальностей, таких как болгары, румыны, сербы и греки, от мусульманского правления. Конечной целью был Константинополь; Российская империя все еще считала себя « Третьим Римом » и считала, что ее долг требует от нее преемника « Второго Рима », завоеванного Османской империей . [7] Панславизм также сыграл ключевую роль во вступлении России в Первую мировую войну , поскольку против Сербии в 1914 году война Австро -Венгрии вызвала ответную реакцию России. [ нужна ссылка ]

Ультранационализм начала 20 века

[ редактировать ]

В начале 20 века в России возникли новые националистические и правые организации и партии, такие как Русское собрание , Союз русского народа , Союз архангела Михаила («Черные сотни») и другие.

Национализм в советское время

[ редактировать ]
Большевистский пропагандистский плакат времен Гражданской войны в России с намеком на Святого Георгия и Дракона , где Красной Армии лидер Лев Троцкий был фигурой Святого Георгия, убивавшей дракона, который олицетворял контрреволюцию . Символ Георгия Победоносца, поражающего дракона, был и остается национальным символом России.
Белый русский антисоветский ок плакат, . 1932 год , изображающее женское олицетворение России, известное как Мать-Россия.

Под взглядами международного коммунизма , которые были особенно сильны в то время, Владимир Ленин отделил патриотизм на то, что он определил как пролетарский , социалистический патриотизм, от буржуазного национализма . [8] Ленин отстаивал право всех наций на самоопределение и право на единство всех трудящихся внутри наций, но он также осуждал шовинизм и утверждал, что существует как оправданное, так и неоправданное чувство национальной гордости. [9] Ленин открыто осудил традиционный русский национализм как « великорусский шовинизм », а его правительство стремилось приспособиться к многочисленным этническим группам страны, создавая республики и субреспубликанские образования, чтобы предоставить нерусским этническим группам автономию и защиту от российского господства. [10] Ленин также стремился сбалансировать этническое представительство в руководстве страны, продвигая нерусских чиновников в Коммунистической партии Советского Союза, чтобы противостоять большому присутствию русских в партии. [10] Однако даже в этот ранний период советской истории советское правительство обращалось к русскому национализму, когда оно нуждалось в поддержке, особенно на советских границах в первые годы существования Советского Союза. [10]

Поскольку русский патриотизм служил легитимирующей опорой старого порядка, большевистские лидеры стремились подавить его проявления и обеспечить его окончательное исчезновение. Они официально осуждали русский национализм и остатки имперского патриотизма, такие как ношение военных наград, полученных до Гражданской войны. Некоторые из их последователей не согласились; на нерусских территориях власть большевиков часто рассматривалась как обновленный российский империализм в период с 1919 по 1921 год. В 1922 году был образован Советский Союз, объединивший его членов, но Россия была самым крупным и густонаселенным членом. После 1923 года, следуя идеям Ленина, была принята политика коренизации , обеспечившая государственную поддержку нерусской культуры и языков внутри нерусских республик. [11] Однако эта политика не соблюдалась строго из-за доминирования русских в Советском Союзе. [12] [13] :  394 [14] :  24 Ленин и другие официально критиковали это господство в царской империи как великорусский шовинизм . [15] [13] :  8 Томас Виндерл писал: «СССР стал в определенном смысле больше тюрьмой наций, чем когда-либо была старая Империя. [...] Центр, в котором доминируют русские, установил несправедливые отношения с этническими группами, которые он добровольно помог построить. " [15] Различные ученые акцентировали внимание на националистических особенностях, существовавших уже в ленинский период. [15] :  43 :  48 [16] [14] :  24 Многонациональное построение коренизации ослабло во время правления Сталина. Политика Сталина привела к явному сдвигу в сторону русского национализма, начиная с идеи о том, что русские были «первыми среди равных» в Советском Союзе, и заканчивая «депортациями национальностей». [13] :  453 [17] По словам ученого Джона К. Чанга, большевики «никогда не отказывались полностью от националистических, популистских и примордиалистских убеждений царской эпохи». [17] : 7  Российский историк Андрей Савин заявил, что в 1930-е годы политика Сталина сместилась от интернационализма к национал-большевизму . В отличие от ликвидации классовых врагов, репрессии по национальному признаку объявляли контрреволюционными врагами целые этнические группы, хотя обычно добавлялись «классовые догмы», объявляющие целевые национальности идеологически противоположными Советам. [18]

Сталин отменил большую часть предыдущей интернационалистской политики своего предшественника, подписав приказы о изгнании нескольких отдельных этнических и языковых групп , которые были заклеймены как «предатели», включая балкарцев , крымских татар , чеченцев , ингушей (см. Депортация чеченцев и ингушей ), карачаевцев , . калмыки », что официально означало , корейцы и турки-месхетинцы , которые были коллективно депортированы в Сибирь или Среднюю Азию, где по закону они были обозначены как « спецпоселенцы что они были гражданами второго сорта с ограниченными правами и также содержались в пределах небольшой периметр. [19] [ нужна страница ] [17] Различные историки рассматривают сталинские депортации национальных меньшинств и диаспоры как свидетельство русского национализма советского государства при Сталине. [19] [ нужна страница ] [13] [ нужна страница ] [20] : 143  Чанг писал, что советские депортации корейцев (и других диаспор, депортированных народов, таких как немцы, финны, греки и многих других) иллюстрируют тот факт, что в целом эссенциализированные взгляды на расу , то есть примордиализм , были перенесены из русского национализма царская эпоха . Эти советские штампы и предубеждения превратили корейцев (и китайцев) в явно немарксистскую советскую « желтую опасность ». Существование расизма заключалось в том, что других иногда можно было рассматривать или судить в соответствии с классовой линией, или их можно было видеть или судить на индивидуальной основе, а корейцев - нет. [17] : 32–34  Норман М. Наймарк считал, что сталинские «депортации национальностей» были формой национально-культурного геноцида. Депортации, по крайней мере, изменили культуру, образ жизни и мировоззрение депортированных народов, поскольку большинство из них было отправлено в советскую Среднюю Азию и Сибирь. [21] По словам историка Джереми Смита , «пока Сталин был жив... национальная политика подвергалась произвольным колебаниям. Самой тревожной особенностью этого периода был рост официального антисемитизма », включая кампанию против « безродных космополитов ». Смит заметил, что «выступления и газетные статьи подняли призрак международного еврейского заговора с целью свержения советской власти», приведшего к чисткам Еврейского антифашистского комитета и заговору врачей , который был связан с преследованием московских врачей-евреев в запланированном шоу. испытания. Если бы Сталин не умер тогда, предполагаемый заговор врачей привел бы к депортации евреев в Сибирь. Между тем, оборона страны во время Второй мировой войны привела к возникновению новой волны национальной гордости в нерусских республиках, что привело к чисткам в этих республиках. [20] : 143–145 

По мнению Евгения Добренко , «Поздний сталинизм» после Второй мировой войны представлял собой трансформацию советского общества от марксизма с целью демонизации идеи космополитизма . Он утверждал, что действия Советского Союза до 1945 года все еще можно в какой-то мере объяснить ленинским интернационализмом, но что Советский Союз в послевоенные годы превратился в российское националистическое образование. Благодаря широкому изучению советской литературы он обнаружил значительный рост националистических тем, культурного пуританства и паранойи в публикациях за этот восьмилетний период, что сделало «сталинизм сердцем советскости» намного позже смерти Сталина. [22] :  9–14 [23] Историк Дэвид Бранденбергер противопоставляет характерный для этой эпохи руссоцентризм русскому национализму. По его мнению, этническая гордость и пропагандируемое чувство русской национальной идентичности не переступали порога национализма, поскольку «партийная иерархия никогда не одобряла идею российского самоопределения или сепаратизма и решительно подавляла всех, кто это делал, сознательно проводя грань между позитивный феномен формирования национальной идентичности и злокачественность полномасштабных националистических амбиций». Чтобы определить «прагматическое» сочетание продвижения русской национальной идентичности в марксистско-ленинской пропаганде и «символически отказавшегося» более раннего пролетарского интернационализма, Бранденбергер описывает сталинский режим термином «национал-большевизм». [24] : 2, 6 

Создание международного коммунистического государства под контролем рабочих воспринималось некоторыми как осуществление русских националистических мечтаний. [25] Поэт Павел Коган так описал свои чувства советского патриотизма накануне Второй мировой войны : [26]

Я патриот. Я люблю русский воздух и русскую землю.
Но мы достигнем реки Ганг,
и мы умрем в боях,
чтобы наша Родина сияла
из Японии в Англию

По словам Николая Бердяева :

Русский народ не осуществил свою древнюю мечту о Москве, Третьем Риме . Церковный раскол 17 века выявил, что Московское царство не является Третьим Римом... Мессианская идея русского народа приняла либо апокалиптическую форму, либо революционную; и тогда произошло удивительное событие в судьбе русского народа. Вместо Третьего Рима в России был создан Третий Интернационал , и многие черты Третьего Рима переходят к Третьему Интернационалу. Третий Интернационал — это тоже священная империя, и он тоже основан на ортодоксальной вере. Третий Интернационал — это не интернациональная, а русская национальная идея. [27]

В 1944 году Советский Союз отказался от своего коммунистического гимна «Интернационал» и принял новый государственный гимн, в первой строфе которого выражалась ориентированная на Россию национальная гордость: «Нерушимый союз свободных республик, Великая Россия скрепила навсегда». [28] [29]

Хотя Хрущев восстал во время сталинизма, его речь «О культе личности и его последствиях и десталинизации» означала отход от официального антисемитизма и великорусского шовинизма. Большинству, хотя и не всем национальностям, депортированным Сталиным, было разрешено вернуться при Хрущеве, и Советский Союз в некоторой степени возобновил политику культивирования местного национального развития. [14] :  46 Среди национальностей, которым не разрешили вернуться, были корейцы. [19] и крымские татары . [20] : 162  Кремль при Хрущеве, в целом поддерживая русификацию, предпринял несколько вариантов национальной политики, отдавая предпочтение коренизации (коренизации) в Центральной Азии, не распространяя привилегии на русских. Однако в Латвии региональные коммунистические элиты пытались восстановить местную коренизацию 1957-1959 годов, но Хрущев подавил эти усилия, выслав Эдуарда Берклавса и расширив привилегии русским в Латвии. [30] Тем не менее, во время относительно более толерантной администрации Хрущева русский национализм превратился в несколько оппозиционное явление внутри советских элит. Александр Шелепин , сторонник жесткой линии Коммунистической партии и председатель КГБ, призвал к возврату к сталинизму и политике, более соответствующей русскому культурному национализму, как и консервативные писатели, такие как Сергей Викулов . Руководство комсомола также приняло у себя нескольких видных националистов, таких как Сергей Павлович Павлов , союзник Шелепина, а « Молодая гвардия» опубликовала многочисленные неосталинистские и националистические произведения. [14] : 52–53 

После распада Советского Союза

[ редактировать ]
Первый « Государственный флаг » Российской империи (1858–1896) используется некоторыми русскими националистами и монархистами.
Марш около 7000 человек, размахивающих националистическими флагами, скандирующих антииммигрантские лозунги и несущих большой баннер с надписью «Вернем Россию русским» ( Вернём России русским ) в Москве, 4 ноября 2011 г.

Многие националистические движения, как радикальные, так и умеренные, возникли после распада Советского Союза . Одной из старейших и самых популярных является Владимира Жириновского правопопулистская « Либерально-демократическая партия Советского Союза , а затем и Либерально-демократическая партия России , которая была членом Государственной Думы с момента ее создания в 1993 году. Родина» была популярной левая националистическая партия под руководством Дмитрия Рогозина , которая в конечном итоге отказалась от своей националистической идеологии и объединилась с более крупной российской социалистической националистической партией «Справедливая Россия» . [ нужна ссылка ]

Одним из наиболее радикальных ультранационалистических движений было «Русское национальное единство » — крайне правая группа, которая организовывала военизированные бригады из своих молодых членов до того, как была запрещена в 1999 году. [31] [32] По оценкам, до распада в конце 2000 года «Русское национальное единство» насчитывало примерно от 20 000 до 25 000 членов. [33] Другие включают БОРН (Воинствующую организацию русских националистов), которая была причастна к убийству Станислава Маркелова , [34] неомонархическая «Память» , Союз православных знаменосцев и Движение против нелегальной иммиграции , возродившие лозунг « Россия для русских ». Эти партии организовали ежегодный митинг под названием « Русский марш» . [ нужна ссылка ]

Экстремистский национализм

[ редактировать ]

Экстремистский национализм в России используется по отношению ко многим крайне правым и некоторым крайне левым ультранационалистическим движениям и организациям. В России термин «национализм» часто используется по отношению к экстремистскому национализму. Однако в России его часто путают с « фашизмом ». Хотя значение этой терминологии не совсем соответствует формальным определениям фашизма , общим знаменателем является шовинизм . Во всем остальном позиции варьируются в широком спектре. Некоторые движения придерживаются политической позиции, согласно которой они считают, что государство должно быть инструментом национализма (например, Национал-большевистская партия , возглавляемая Эдуардом Лимоновым ), тогда как другие (например, Русское национальное единство ) пропагандируют использование тактики бдительности против предполагаемых «врагов России», не участвуя в политике. [ нужна ссылка ]

Антисоветская Русская фашистская партия , вдохновленная итальянским фашизмом , в первой половине 20 века. Лозунг «Получим нашу Родину!» также используется современными крайне правыми в России .

Исторически первыми прообразами таких группировок были « Черная сотня» в императорской России , Русская фашистская организация и Российская фашистская партия (две организации, базировавшиеся в Маньчжоу-Го ). К более поздним антисемитским , организациям, выступающим за превосходство белой расы, неофашистским и неонацистским относится Российская национал-социалистическая партия . [ нужна ссылка ]

По оценкам Московского антифашистского центра в 1997 году, в России действовало 40 (националистических) экстремистских группировок. [35] Тот же источник сообщил о 35 экстремистских газетах, крупнейшей из них является «Завтра» . Несмотря на репрессии со стороны властей, в стране утвердилось крайне правое экстремистское движение. Россия. [36]

Неоязычество и арийский миф

[ редактировать ]

После распада Советского Союза арийский миф получил широкую огласку в России. Издаются многочисленные серии сборников сочинений популяризаторов арийской идеи ( «Тайны земли русской» , «Правдивая история русского народа » и др.). Их можно приобрести в российских книжных магазинах, а также в муниципальных и университетских библиотеках. Эти произведения не маргинальны: они имеют тираж в десятки тысяч экземпляров (или миллионы, например, книг Александра Асова ), их содержание участвует в формировании мировоззренческой основы слоя населения относительно древней истории. .

Авторы, развивающие арийскую тему, зачастую являются сотрудниками новых любительских академий и геополитических институтов. Лишь немногие из них имеют высшее историческое образование. Большинство из них имели образование в области техники и точных наук. [37]

«Арийская» идея в версии славянского неоязычества (происхождение славян от «ариев» из Гипербореи или Средней Азии, называемых также «расой белых богов»; связь славян с Индией; древние до -христианские славянские «рунические» книги; происхождение от «славяно-ариев» древних цивилизаций; неоязыческий символ « Коловрат » как вариант инопланетного происхождения «ариев-гиперборейцев»; популяризирован в «документальных» программах телесети РЕН ТВ , в том числе в передачах Игоря Прокопенко и Олега Шишкина. [38]

В ряде направлений русского национализма «арийская» идея используется для обоснования права на территорию современной России или бывшего Советского Союза, которая объявляется местом обитания древних «славяно-ариев». В ряде постсоветских стран «арийство» культивируется неоязыческими движениями, не удовлетворенными реальной историей своих народов. Дохристианское прошлое идеализируется, что позволяет представить своих предков как великий народ-победитель. Выбор падает на язычество, поскольку, по мнению этих идеологов, оно наделено «арийским героическим принципом» и не отягощено христианской моралью, призывающей к милосердию и игнорирующей идею приоритета «крови и почвы».

Христианство рассматривается неоязычниками как помеха успешной «расовой борьбе». Отказ от христианства и возврат к «этнической религии», «вере предков», по мнению неоязычников, помогут преодолеть раскол нации и вернуть ей утраченные нравственные «арийские» ценности, которые могут привести к это выход из кризиса. Неоязычники призывают вернуться к «арийскому мировоззрению» во имя общественного здравоохранения, разрушаемого современной цивилизацией. лозунги консервативной революции В рамках этого дискурса вновь становятся популярными 1920-х годов. Объявляя себя «арийцами», радикалы стремятся бороться за «спасение белой расы», что приводит к нападениям на «мигрантов» и других представителей нетитульных национальностей . [39] [ нужна страница ]

Во многих областях славянского неоязычества (родноверия) славянам или русским приписывают историческое и культурное или расовое превосходство над другими народами. Эта идеология включает в себя русский мессианизм, при котором русский народ рассматривается как единственная сила, способная противостоять мировому злу и возглавить остальной мир. [39] [ нужна страница ] «Арийская» идея ставит перед Россией задачу построения аналога « Четвертого Рейха », новой «арийской» империи в мировом масштабе. [37] Русско-арийский миф отвергает любые территориальные споры, поскольку русский народ на всей территории Евразии изображается абсолютно автохтонным.

Менее распространенной является модель этнонационального государства, связанная с сепаратизмом отдельных регионов России . раздробленность России на несколько русских национальных государств, лишенных этнических меньшинств Предполагается . В обоих случаях считается, что сплоченность общества в новом государстве должна строиться на единой « родной вере ». [39] [ нужна страница ]

Современное российское неоязычество оформилось во второй половине [40] 1970-х годов и связан с деятельностью антисемитских сторонников московского арабиста Валерия Емельянова (неоязыческое имя - Велемир) и бывшего диссидента и неонацистского активиста Алексея Добровольского (неоязыческое имя - Доброслав). [41] [42]

Современный национализм

[ редактировать ]
Владимира Путина и Владимира Жириновского считают русскими националистами.
Митинг в поддержку Новороссии в Москве 11 июня 2014 г.

Кремль провел кампанию против радикальных националистов в 2010-х годах, и в результате многие из них в настоящее время находятся в тюрьме, по словам российского политолога и старшего приглашенного научного сотрудника Университета Джорджа Вашингтона Института европейских, российских и евразийских исследований Марии Липман . [43] В то же время евразийство стало доминирующим националистическим нарративом в путинистской России . В опросе, проведенном Левада-центром в 2021 году, 64% россиян идентифицируют Россию как неевропейскую страну; в то время как только 29% считали Россию частью Европы. [44]

Социолог Марсель Ван Херпен писал, что «Единая Россия» все чаще опиралась на русский национализм в качестве поддержки после российской военной интервенции в Украину в 2014 году . [45] Националистическая политическая партия «Родина» развивала связи с евроскептиками , крайне правыми и крайне левыми политическими движениями, оказывая им финансовую поддержку и приглашая на евразийские конференции в Крыму и Санкт-Петербурге. [46]

Однако, по словам Липмана, Кремль снизил уровень национализма из-за опасений, что такие видные деятели, как Игорь Гиркин, начали действовать независимо после короткого периода активного активизма, который привел к тому, что российские мужчины добровольно пошли воевать на Донбассе в 2014 и 2015 годах, по словам Липмана. По мнению Липмана, цель Кремля - ​​предотвратить эмоции, которые "могут выйти из-под контроля, и побудить людей действовать самостоятельно". [43]

Академики Роберт Хорват и Антон Шеховцов описали, как Кремль использует крайне правые группы для продвижения русских националистических и антизападных взглядов в России и за рубежом. По словам Хорвата, Кремль культивирует неонацистов, отвергающих демократические институты, и вводит ограничения для основных националистов, которые могут поддерживать свободные выборы. [47] [48] (См. также «Путинизм § Отношение к крайне правым ».)

В ноябре 2018 года Владимир Путин назвал себя «самым эффективным националистом», объяснив, что Россия — многоэтническое и многорелигиозное государство и сохранение его как такового отвечает интересам этнических русских. Он отметил, что русской национальности когда-то не существовало, а сформировали ее многочисленные славянские племена . [49]

По словам Майкла Хирша , старшего корреспондента Foreign Policy :

Грэм и другие эксперты по России заявили, что было бы ошибкой рассматривать Путина просто как разгневанного бывшего КГБ аппаратчика , расстроенного распадом Советского Союза и НАТО вторжением после холодной войны , как его часто изображают западные комментаторы. Сам Путин ясно дал это понять в своей речи 21 февраля, когда он отрекся от советского наследия, обрушившись на ошибки, допущенные бывшими лидерами Владимиром Лениным и Иосифом Сталиным, предоставившими Украине хотя бы частичную автономию. ... Путин - скорее мессианский русский националист и евразийец , чьи постоянные ссылки на историю , восходящую к Киевской Руси , какими бы благовидными они ни были, являются лучшим объяснением его взгляда на то, что Украина должна быть частью сферы влияния России, говорят эксперты. В своем эссе в июле прошлого года Путин даже предположил, что формирование отдельной демократической украинской нации «по своим последствиям сравнимо с применением против нас оружия массового уничтожения ». [50]

Взгляды Путина со временем менялись. В своем выступлении 18 июня 2004 года на международной конференции «Евразийская интеграция: тенденции современного развития и вызовы глобализации» Путин сказал о проблемах, тормозящих интеграцию: «Я бы сказал, что эти проблемы можно сформулировать очень просто. властный шовинизм, это национализм, это личные амбиции тех, от кого зависят политические решения, и, наконец, это просто глупость, глупость обычных пещерных людей». [51]

Послание Путина к нации 24 февраля 2022 года. [52] Через несколько минут после заявления Путина российское вторжение в Украину . началось

Примерно с 2014 года режим Путина принял русский национализм и великодержавный шовинизм в качестве своей основной политики. [53] [54] В июле 2021 года Путин опубликовал эссе « Об историческом единстве русских и украинцев» , в котором заявляет, что белорусы, украинцы и русские должны быть в одной общероссийской нации как части Русского мира и являются «одним народом», который «силы, которые всегда стремились подорвать наше единство», хотели «разделять и властвовать». [55]

В своем выступлении 21 февраля 2022 года , после эскалации российско-украинского кризиса 2021–2022 годов , [56] Путин сделал ряд заявлений об украинской и советской истории, в том числе заявил, что современная Украина была создана большевиками в 1917 году в рамках коммунистического умиротворения национализма этнических меньшинств в бывшей Российской империи , в частности, обвинив Владимира Ленина в «отделении Украины от Россия". [57] Путин говорил об «исторических, стратегических ошибках», которые были допущены, когда в 1991 году СССР «предоставил суверенитет» другим советским республикам на «исторически русской земле», и назвал весь этот эпизод «поистине фатальным». [58] Он назвал Украину превращенной Западом в «антироссию». [59]

Русский национализм и этнические меньшинства

[ редактировать ]
Евразийский идеолог Александр Дугин считается самым влиятельным российским националистическим теоретиком XXI века.
Празднование Дня России в Мирном, Республика Саха , 12 июня 2014 г.

Проблема русского национализма в отношении отношений России с ее этническими меньшинствами широко изучалась со времени быстрого расширения России, начиная с 16 века. [60] Поскольку в русском языке нет английского слова, которое разграничивало бы значение слова «русский», оно используется либо как термин для обозначения этнического народа («Русский» – этнический русский), либо как термин для обозначения жителей. России («Русинин» – гражданин России). [61]

Завоевание русскими мусульманской Казани считается первым событием, превратившим Россию из почти однородной нации в многоэтническое общество. [62] [63] С течением времени и благодаря территориальной базе, полученной в Казани, России удалось завоевать Сибирь и Маньчжурию , а также распространиться на Кавказ . В какой-то момент России удалось аннексировать большую территорию Восточной Европы , Финляндии , Средней Азии , Монголии , а в других случаях она вторгалась на территории Турции, Китая, Афганистана и Ирана. Различные этнические меньшинства становятся все более вирусными и интегрируются в основное российское общество, и в результате они создают неоднозначную картину расовых отношений в современном российском националистическом мышлении. Работу по пониманию различных этнических меньшинств в отношении Российского государства можно проследить до работы Филиппа Йохана фон Страленберга , шведского военнопленного, который поселился в царской России и стал географом.

Эту концепцию хорошо понимают различные меньшинства в России. Волжские татары и башкиры , два основных мусульманских народа в России, уже давно считаются образцовыми меньшинствами в России, и исторически они воспринимались русским националистическим движением более позитивно. Более того, татарские и башкирские имамы работали над распространением русской националистической идеологии в соответствии с их исламской верой. [64] [65]

Карта, показывающая этнические республики Российской Федерации , а также аннексированный Крым , пришедшие на смену национальным территориям РСФСР (до 1990 г.)

На Кавказе Россия получила значительную поддержку со стороны осетин , одного из немногих христианских народов, живущих в этом горном регионе. [66] Была также сильная поддержка России среди армян и греков , и это мнение во многом было связано с тем, что армяне, греки и православное правительство России придерживались схожих религий. [67] [68]

Корё -сарам (корейцы) также считались образцовым меньшинством в России, и в результате их поощряли колонизировать малонаселенные части России. Эта политика была впервые реализована в царскую эпоху и продолжает применяться до сих пор. реализован сегодня, поскольку корейцы не были враждебны русскому национализму. Хотя корейская диаспора на Дальнем Востоке России была лояльна к Советскому Союзу, а также подверглась культурной русификации, корейцы были депортированы в Среднюю Азию советским правительством (1937–1938) на основании ошибочного обвинения в их принадлежности к японцам. Когда Хрущев разрешил депортированным национальностям вернуться на родину, корейцы остались под ограничениями и не были реабилитированы. [69] 26   апреля 1991 года Верховный Совет Российской Социалистической Федеративной Советской Республики под председательством Бориса Ельцина принял закон « О реабилитации репрессированных народов» , статья 2 которого осуждала все массовые депортации как «сталинскую политику диффамации и геноцида ». [70]

Украинцы в России в значительной степени интегрированы, и большинство из них присягнули на верность России, в то время как некоторым украинцам удалось занять значительные позиции в российской истории. Богдан Хмельницкий – один из самых знаменитых деятелей России, который привел Украину в состав Российского Царства на всей территории Переяславской Рады . [71] Украинский князь Александр Безбородко был ответственным за проявление современной дипломатии России во времена правления Екатерины Великой . [72] Советские лидеры Никита Хрущев , Леонид Брежнев , Константин Черненко и Михаил Горбачев также имели некоторые наследственные связи с Украиной. [73] [74] [75] Кроме того, крупнейший оппозиционный лидер России Алексей Навальный также имеет украинское происхождение по отцовской линии и является потенциальным российским националистом. [76]

Главный редактор RT Маргарита Симоньян , армянка по происхождению, выступила против антивоенных протестов 2022 года в России , заявив, что «если вам сейчас стыдно быть русским, не волнуйтесь, вы не русский». [77]

Ахмад Кадыров и его сын Рамзан перешли в Россию во время Второй чеченской войны , поклявшись в лояльности Путину, сохраняя при этом определенную степень автономии Чеченской Республики и используя эту возможность для обеспечения финансирования своего режима из российских федеральных денег. [78] Владислав Сурков , чеченец по происхождению, был главной фигурой, инициировавшей идею российской управляемой демократии , в которой национализм является частью идеологии. [79]

Грузины в России не относятся положительно к русскому национализму, и в результате подавляющее большинство из них придерживаются нейтрального или отрицательного мнения. [80] Однако российская экспансия в Кавказские горы была инициирована грузинскими деятелями, такими как Павел Цицианов , который инициировал завоевание Кавказа. [81] Петр Багратион был еще одним грузином, ставшим впоследствии одним из самых знаменитых героев России. Превращение Советского Союза в сверхдержаву было делом рук еще одного обрусевшего грузина, Иосифа Сталина , у которого были сложные отношения с русским национализмом. [82]

Некоторые из почитаемых деятелей Дагестана уже давно пользуются уважением среди русских националистов, например, Расул Гамзатов , который является одним из самых уважаемых поэтов России, несмотря на свое аварское происхождение. [83] Рост популярности и известности Хабиба Нурмагомедова вызвал разногласия среди россиян и дагестанцев. [84] Сторонник Путина Рамзан Кадыров сделал противоречивые заявления, нападая на легендарного дагестанского лидера Имама Шамиля , который возглавлял вооруженное сопротивление кавказского имамата российскому империализму во время Мюридской войны . Это вызвало волну критики со стороны дагестанцев, которые опасаются, что кадыровцы стремятся контролировать Кизлярский и Ботлихский районы Дагестана. Комментарии Кадырова широко рассматриваются как часть попыток правительства унизить религиозных и национальных лидеров мусульманского меньшинства России, которые защищали свою родину от имперской России . [85]

Немцы в России долгое время пользовались привилегиями при царском правительстве, и многие немцы стали видными в российской политике, образовании и экономике, включая Царский Дом Романовых , в который также входили многие немецкие деятели, в первую очередь Екатерина Великая . [86] [87] [88] Многие немцы участвовали в Гражданской войне в России и считали себя русскими националистами. [ нужна ссылка ] Балтийско -немецкое дворянство было в значительной степени лояльно по отношению к Российской империи, но было устойчиво к национализму до русской революции, идентифицируя себя в основном как представители российского дворянства . [89]

Ряд критиков считают, что подъем русского национализма запоздал. Причина – пассивное отношение россиян к другим народам, населяющим Россию. Пассивность возникла из-за огромного количества народов России, которые по численности были значительно меньше русских. Их было легко доминировать и подчинять. [90] : 251  [91] В то же время рост представительства евреев, узбеков, немцев, армян и других представителей нерусских народов в элитах России порождает недовольство и русский «запоздалый» национализм. [ нужна ссылка ] По мнению Бориса Березовского , русский национализм представляет собой огромную опасность, с которой во все возрастающих масштабах будет сталкиваться все нерусское население России. [92]

Партии и организации

[ редактировать ]
Политическая партия Тип Статус Годы существования
Либерально-демократическая партия России Ультранационалист, Ксенофоб Зарегистрировано, входит в состав Государственной Думы 1989 – настоящее время
Коммунистическая партия Российской Федерации Левый национализм Зарегистрировано, входит в состав Государственной Думы 1993 – настоящее время
Партия национального суверенитета России националист Отказано в регистрации 2000–2012
Великая Россия националист Отказано в регистрации 2007 – настоящее время
Другая Россия Ультранационалист, Ирредентист Отказано в регистрации 2010 – настоящее время
Pamyat Ультранационалист, Монархист Несуществующий 1980–1990-е годы
Фронт национально-революционного действия Неонацисты Несуществующий 1991-1999
Российский Всенародный Союз националист Несуществующий 1991–2001
Русский Национальный Союз Неонацисты Несуществующий 1993–1998
Народная национальная партия Неонацисты Несуществующий 1994–2006
Семья националист Несуществующий 2003–2006
Российская национал-социалистическая партия Неонацисты Несуществующий Н/Д
Русское Национальное Единство Неонацисты Запрещено 1990–2000
Российский общенациональный союз Ультра-националист Запрещено 1990–2011
Фронт национального спасения Левый национализм, Правый национализм Запрещено 1992–1993
Национал-большевистская партия Ультранационалист, Ксенофоб Запрещено 1994–2007
Национально-освободительное движение националист
Славянский Союз Неонацисты Запрещено 1999–2010
Движение против нелегальной иммиграции Неонацисты Запрещено 2002–2011
Национал-социалистическое общество Неонацисты Запрещено 2004–2010
Северное Братство Неонацисты Запрещено 2006–2012
русские Националистический, Ксенофобский Запрещено 2011–2015
Национал-большевистский фронт националист 2006 – настоящее время
Держава (Russian party) националист Запрещено
Партия Евразия националист Запрещено
Трудовая Россия Левый национализм Запрещено
Национально-республиканская партия России националист Запрещено 1991 - 1998
Патриоты России националист Запрещено
Народный Союз (Россия) националист Запрещено

См. также

[ редактировать ]

Библиография

[ редактировать ]
Английский
  • Афзал, Амина. Возрождение русского национализма . Стратегические исследования 27, вып. 4 (2007): 53–65.
  • Айтамурто, Каарина. Язычество, традиционализм, национализм: нарративы русского родноверия . Лондон: Рутледж, 2016.
  • Блан, Эрик. Революционная социал-демократия: политика рабочего класса в Российской империи . Книги Хеймаркет, 2022.
  • Бояновская, Эдита М. Николай Гоголь: между украинским и русским национализмом . Кембридж: Издательство Гарвардского университета, 2007.
  • Бойцун, Марко. Рабочее движение и национальный вопрос на Украине 1897-1918 гг . Лейден: Брилл, 2021.
  • Брудный, Ицхак М. Новое изобретение России: русский национализм и советское государство, 1953–1991 . Кембридж: Издательство Гарвардского университета, 1999.
  • Косгроув, С. (2004). Русский национализм и политика советской литературы: на примере «Нашего Современника», 1981–1991 . Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан.
  • Дружников Юрий. Узник России: Александр Пушкин и политическое использование национализма . Нью-Брансуик: Рутледж, 1999.
  • Дункан, Питер Дж. С. (март 2005 г.). « Современная российская идентичность между Востоком и Западом ». Исторический журнал . 48 (1): 277–294.
  • Данлоп, Дж. Б., Лица современного русского национализма . Принстон: Издательство Принстонского университета, 1983.
  • Данлоп, Дж.Б., Новый русский национализм , Прегер, 1985* Эли, Кристофер, Джонатан Смил и Майкл Меланкон. Русский популизм: история . Нью-Йорк: Bloomsbury Academic, 2022.
  • Фролова-Уокер, Марина. Русская музыка и национализм: от Глинки до Сталина . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета, 2008.
  • Хелмерс, Рутгер. Недостаточно русский?: Национализм и космополитизм в русской опере девятнадцатого века . Рочестер: Издательство Рочестерского университета, 2014.
  • Хиллис, Фейт. Дети Руси: Правобережная Украина и возникновение русской нации . Итака: Издательство Корнельского университета, 2013.
  • Хорват, Роберт. Путинские фашисты: Русский образ и политика управляемого национализма в России . Нью-Йорк: Рутледж, 2020.
  • Колстё, Пол и Хельге Блаккисруд, ред. Новый русский национализм: империализм, этничность и авторитаризм 2000–2015 . Издательство Эдинбургского университета, 2016.
  • Лакер, Уолтер. Русский национализм . Иностранные дела 71, вып. 5 (1992): 103–16.
  • Ларюэль, Марлен. Российское евразийство: идеология империи . Вашингтон, округ Колумбия: Балтимор: Издательство Университета Джонса Хопкинса, 2008.
  • Ларюэль, Марлен. Русский национализм: воображение, доктрины и поля политических сражений . Лондон: Рутледж, 2018.
  • Мотыль, Александр Дж. (2001). Энциклопедия национализма, том II. Академическая пресса. ISBN 0-12-227230-7.
  • Пайпс, Ричард. Образование Советского Союза: коммунизм и национализм, 1917-1923 гг . Кембридж: Издательство Гарвардского университета, 1964.
  • Плохий, Сергей. Затерянное королевство: В поисках империи и становление российской нации . Нью-Йорк: Основные книги, 2017.
  • Рясановский, Николай V. Николай I и официальная национальность в России 1825–1855 гг . Беркли: Калифорнийский университет Press, 1959.
  • Шенфилд, Стивен Д. Русский фашизм: традиции, тенденции, движения . Лондон: Рутледж, 2000.* Саблин, Иван. Взлет и падение Дальневосточной республики России, 1905–1922 годы: национализмы, империализмы и регионализмы в Российской империи и после нее . Лондон: Рутледж, 2018.
  • Саймон, Герхард. Национализм и политика в отношении национальностей в Советском Союзе: от тоталитарной диктатуры к постсталинскому обществу . Перевод Карен Форстер и Освальда Форстера. Лондон: Рутледж, 2019.
  • Синявский, Андрей и Дейл Э. Петерсон. Русский национализм . Массачусетс Обзор 31, вып. 4 (1990): 475–94.
  • Стрикленд, Джон. Создание Святой Руси: Православная церковь и русский национализм до революции . Джорданвилль: Типография преподобного Иова Почаевского, 2013.
  • Туминес, Астрид С. Русский национализм с 1856 года: идеология и формирование внешней политики Лэнхэм: Rowman & Littlefield Publishers, 2000.
  • Верховский, Александр (декабрь 2000 г.). « Ультранационалисты в России в начале правления Путина ». Национальные документы . 28 (4): 707–722.
  • Вегрен, Россия Стивена К. Путина . Восьмое издание. Лэнхэм: Издательство Rowman & Littlefield, 2022.
  • Вегрен, Россия Стивена К. Путина: прошлое несовершенное, будущее неопределенное . Седьмое издание. Лэнхэм: Издательство Rowman & Littlefield, 2018.
Русский
  1. ^ Нуграха, Арианта (февраль 2018 г.). «Неоевразийство во внешней политике России: отголоски прошлого или компромисс с будущим?» . Журнал Global & Strategis . 9 (1): 99–100. дои : 10.20473/jgs.9.1.2015.95-110 . Архивировано из оригинала 6 июля 2023 г. – через Global Strategis.
  2. ^ Гарман, Лиам (26 мая 2022 г.). «Неоевразийство – ставя Россию на путь столкновения с Западом» . Оборонное соединение . Архивировано из оригинала 19 ноября 2022 г.
  3. ^ Льюис, Лалл, Александра, Мари (04 июля 2023 г.). «От деколонизации к авторитаризму: использование деколониальной программы в высшем образовании правыми националистическими элитами в России и Индии» . Высшее образование . дои : 10.1007/s10734-023-01074-0 . {{cite journal}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  4. ^ Рясановский, Николай Васильевич (1959). Николай I и официальное гражданство в России, 1825–1855 гг . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. ISBN  978-0520010659 .
  5. ^ Хатчингс, Стивен К. (2004). Русская литературная культура в эпоху фотоаппарата: Слово как образ . Рутледж. п. 86.
  6. ^ Тэйден, Эдвард К. (1954). «Начало романтического национализма в России». Американское славянское и восточноевропейское обозрение . 13 (4): 500–521. дои : 10.2307/2491619 . JSTOR   2491619 .
  7. ^ Grigorieva, Tatyana. "Откуда пошло выражение "Москва – третий рим"?" [How did the saying "Moscow – the Third Rome" emerge?]. Culture.rf (in Russian) . Retrieved 2022-08-05 .
  8. ^ Текущий дайджест советской прессы, Том 39, выпуски 1-26 . Американская ассоциация содействия развитию славистики, 1987. Стр. 7.
  9. ^ Кристофер Рид. Ленин: революционная жизнь . Издание для цифровой печати. Оксон, Англия, Великобритания; Нью-Йорк, Нью-Йорк, США: Routledge, 2006. Стр. 115.
  10. ^ Перейти обратно: а б с Мотыль, 2001, стр. 501.
  11. ^ Тимо Вихавайнен: Национализм и интернационализм. Как большевики справились с национальными чувствами? в Chulos & Piirainen 2000 .
  12. ^ Закон, Ян. Красный расизм: расизм в коммунистическом и посткоммунистическом контекстах. Спрингер, 2016, с. 19
  13. ^ Перейти обратно: а б с д Мартин, Терри Дин. Империя позитивных действий: нации и национализм в Советском Союзе, 1923–1939 гг . Издательство Корнельского университета, 2001.
  14. ^ Перейти обратно: а б с д О'Коннор, Кевин (2008). Интеллектуалы и аппаратчики: русский национализм и революция Горбачева . Лексингтонские книги. ISBN  978-0739131220 .
  15. ^ Перейти обратно: а б с Бекус, Нелли (2010). «Национализм и социализм: советский случай». Борьба за идентичность: официальная и альтернативная «белорусскость» . Издательство Центральноевропейского университета. стр. 41–50. ISBN  978-9639776685 .
  16. ^ «Советская политика в отношении национальностей, 1920–1930-е годы - приключения в советском воображении: Библиотека Чикагского университета» . www.lib.uchicago.edu . Проверено 31 августа 2022 г.
  17. ^ Перейти обратно: а б с д Чанг, Джон К. «Царская преемственность в советской национальной политике: случай корейской территориальной автономии на советском Дальнем Востоке, 1923–1937» . Журнал Общества евразийских исследований Великобритании и Европы . 3 .
  18. ^ Савин, Андрей (январь 2017 г.). «Этнификация сталинизма? Национальные операции и приказ НКВД № 00447 в сравнительной перспективе» . Этнические и религиозные меньшинства в сталинском Советском Союзе: новые измерения исследований. Под редакцией Андрея Котлярчука и Олле Сундстрема. Стокгольм : 62. Выбор «ненадежных наций» в качестве внутреннего врага и «пятой колонны», а также сдвиг национальной политики сталинского режима 1930-х годов от интернационализма к русификации и «национал-большевизму» в целом согласуется с теорией этнизации сталинизма.
  19. ^ Перейти обратно: а б с Чанг, Джон К. (2018). Утомленные солнцем: корейцы Дальнего Востока России (изд. В мягкой обложке). Гонолулу. ISBN  978-0824876746 . OCLC   1017603651 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  20. ^ Перейти обратно: а б с Смит, Джереми (2013). Красные нации . Издательство Кембриджского университета. ISBN  978-0521111317 .
  21. ^ Наймарк, Норман М. (2010). Сталинские геноциды . Издательство Принстонского университета. п. 135. ИСБН  978-0691152387 .
  22. ^ Добренко, Евгений (2020). Поздний сталинизм: эстетика политики . Издательство Йельского университета. ISBN  978-0300252842 .
  23. ^ Лайт, Феликс (24 октября 2021 г.). «Поздний сталинизм Евгения Добренко: эстетика политики пересматривает историю ХХ века» . Московская Таймс . Проверено 2 сентября 2022 г.
  24. ^ Бранденбергер, Дэвид (2002). Национал-большевизм: сталинская массовая культура и формирование современной российской национальной идентичности, 1931–1956 . Издательство Гарвардского университета. ISBN  978-0674009066 .
  25. ^ Бенедикт Сарнов , Наш советский новояз: Краткая энциклопедия реального социализма. , стр. 446–447. Москва: 2002, ISBN  5856460596 (Наш советский новояз. Маленькая энциклопедия реального социализма.)
  26. ^ Резников, Кирилл (2017). Русская история: мифы и факты. От рождения славян до покорения Сибири . Litres. ISBN  978-5457554610 . [ нужна страница ]
  27. ^ Цитируется из книги Бенедикта Сарнова « Наш советский новояз: Краткая энциклопедия реального социализма». , стр. 446–447. Москва: 2002, ISBN  5856460596 (Наш советский новояз. Маленькая энциклопедия реального социализма.)
  28. ^ «Новый национальный гимн» . Семнадцать мгновений советской истории . 18 июня 2015 г. Проверено 31 августа 2022 г.
  29. ^ «История гимна» . веб-сайт Stanford.edu . Проверено 31 августа 2022 г.
  30. ^ Коммерсио, Мишель Э. (6 июня 2011 г.). Политика русского меньшинства в постсоветской Латвии и Кыргызстане: преобразующая сила неформальных сетей . Издательство Пенсильванского университета. стр. 42–43, 46. ISBN.  978-0-8122-0470-4 .
  31. ^ Сондерс, РА; Струков, В. (2010). Исторический словарь Российской Федерации . Пугало Пресс. п. 69. ИСБН  978-0810874602 . Проверено 9 марта 2022 г.
  32. ^ Екатерина, Иванова; Андрей, Кинякин; Сергей, Степанов (30 мая 2019 г.). «Европейские и российские ультраправые как политические акторы: сравнительный подход» . Журнал политики и права . 12 (2): 86. дои : 10.5539/jpl.v12n2p86 . S2CID   189962172 .
  33. ^ Бламирес, К.; Джексон, П. (2006). Мировой фашизм: А–К . Мировой фашизм: Историческая энциклопедия. АВС-КЛИО. ISBN  978-1576079409 . Проверено 2 апреля 2022 г. РНЕ имело значительную организационную силу до своего распада в конце 2000 года и, по оценкам, накануне распада насчитывало от 20 000 до 25 000 членов.
  34. ^ «Лидера «Кремлёвского проекта» признали виновным в убийствах ультранационалистов BORN :: khpg.org» . khpg.org . Проверено 17 июля 2015 г.
  35. ^ «Хронология событий – НУПИ» . Архивировано из оригинала 30 сентября 2007 г.
  36. Расистское насилие и неонацистские движения в России , Роберт Куше, Дрезден, август 2013 г.
  37. ^ Перейти обратно: а б Laruelle, Marlène (2010). "Арийский миф — русский взгляд / Перевод с французского Дмитрия Баюка. 25.03.2010" . Vokrug sveta .
  38. ^ Beskov, Andrey (2017). "Реминисценции восточнославянского язычества в современной российской культуре (статья третья)" . Colloquium Heptaplomeres (4): 7–19. ISSN  2312-1696 .
  39. ^ Перейти обратно: а б с Шнирельманн, Виктор (2015). Арийский миф в современном мире . Новый литературный обзор. ISBN  9785444804223 .
  40. ^ Shizhensky, Roman (2020). "Современное "родноверие": реперные точки" . Доклад на круглом столе: «Славянское язычество XXI века: проблемы генезиса и развития», прошедшем 15 февраля 2020 года в Нижегородском государственном педагогическом университете имени Козьмы Минина.
  41. ^ Shizhensky, Roman (2021). "Неоязычество и средний класс" (in Russian). Lecture hall "Krapivensky 4". 02/03/2021.
  42. ^ Шнирельманн, Виктор (2015). Арийский миф в современном мире . Новый литературный обзор. ISBN  9785444804223 .
  43. ^ Перейти обратно: а б Чотинер, Исаак (8 июня 2022 г.). «У Путина проблемы с патриотизмом» . Житель Нью-Йорка . Архивировано из оригинала 8 июня 2022 г.
  44. ^ «Россия и Европа» . Левада-центр . 2021-03-22. Архивировано из оригинала 1 мая 2023 г.
  45. ^ Ван Херпен, Марсель Х. (2014). Путинские войны: подъем нового российского империализма . Издательство Rowman & Littlefield. стр. 116–117. ISBN  978-1442231375 .
  46. ^ Макс Седдон (22 марта 2015 г.). «Расисты, неонацисты, ультраправые стекаются в Россию на совместную конференцию» . БаззФид . Проверено 23 марта 2015 г.
  47. ^ Хорват, Роберт (21 марта 2022 г.). «Путинские фашисты: долгая история российского государства по взращиванию доморощенных неонацистов» . Разговор .
  48. ^ Шеховцов, Антон (27.10.2017). «Обычные партнеры: российская пропагандистская машина и западные крайне правые» . Еврозин .
  49. ^ "Путин назвал себя самым эффективным националистом" . RBK Group . 2018-10-18 . Retrieved 2022-04-03 .
  50. ^ «Тысячелетняя война Путина» . Внешняя политика . 2022-03-12.
  51. ^ «Путин: Препятствиями для интеграции являются великодержавный шовинизм, личные амбиции некоторых политиков и просто глупость» . Архивировано из оригинала 14 декабря 2007 г.
  52. ^ «Полный текст: Объявление Путиным войны Украине» . Зритель . 24 февраля 2022 г.
  53. ^ Симпсон, Джеффри (05 марта 2014 г.). «Возвращение великорусского шовинизма» . Глобус и почта .
  54. ^ Кесслер, Марио (26 февраля 2022 г.). «Антибольшевистские фантазии Путина могут стать его крахом» . Якобинец . Проверено 11 марта 2022 г.
  55. ^ Путин, Владимир (12 июля 2021 г.). «Статья Владимира Путина «Об историческом единстве русских и украинцев» » . Кремль . Правительство России . Архивировано из оригинала 25 января 2022 г.
  56. ^ «Путин направляет войска на восток Украины для выполнения «миротворческих обязанностей» » . Хранитель . 21 февраля 2022 г. Архивировано из оригинала 23 февраля 2022 г.
  57. ^ Готев, Георгий (22 февраля 2022 г.). «Мир Путина: Избранные цитаты из тревожной речи –» . Euractiv.com.
  58. ^ ЖОФФРЕ, ЦВИ (09.06.2022). «Российский парламент ставит под сомнение независимость Литвы новым законопроектом» .
  59. ^ «Чего Запад никогда не поймет в одержимости Путина Украиной» . Время . 22 января 2022 г.
  60. ^ «Современный русский национализм между Востоком и Западом | Веб-сайт IWM» .
  61. ^ "What is the difference between "русские" and "россиянин"? "русские" vs "россиянин"?" . 2024-01-11.
  62. ^ Дэвис, Брайан Л. (2014). «Завоевание Московией Казани» . Критика: Исследования по истории России и Евразии . 15 (4): 873–883. дои : 10.1353/kri.2014.0050 . S2CID   159827537 .
  63. ^ «Казань: в поисках рецепта своего плавильного котла | Центр Вильсона» .
  64. ^ Шайхутдинов, Ренат (2019). «Поволжские татары: сохранение устойчивости в эпоху неопределенности». Справочник Пэлгрейва по этнической принадлежности . стр. 315–330. дои : 10.1007/978-981-13-2898-5_148 . ISBN  978-981-13-2897-8 . S2CID   239374960 .
  65. ^ Емельянова, Галина М. (1999). «Волжские татары, русские и Российское государство на рубеже XIX века: взаимоотношения и представления». Славянское и восточноевропейское обозрение . 77 (3): 448–484. JSTOR   4212902 .
  66. ^ «Осетинский неверендум – Европейский совет по международным отношениям» . Сентябрь 2016.
  67. ^ Ованнисян, Ричард Г. (1973). «Армения и Кавказ в генезисе советско-турецкой Антанты». Международный журнал исследований Ближнего Востока . 4 (2): 129–147. дои : 10.1017/S0020743800027409 . JSTOR   162238 . S2CID   162360397 .
  68. ^ Стивен, Ригг (май 2016 г.). Притязания на Кавказ: имперская встреча России с армянами, 1801–1894 гг. (Диссертация). Библиотеки Университета Северной Каролины в Чапел-Хилл. дои : 10.17615/e59p-c227 .
  69. ^ Чанг, Джон К. (2016). Утомленные солнцем: корейцы Дальнего Востока России . Издательство Гавайского университета. ISBN  978-0824856786 .
  70. ^ Перович, Джероним (2018). От завоевания к депортации: Северный Кавказ под властью России . Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0190934675 .
  71. ^ Плохий, Сергей (2001). «Призраки Переяслава: российско-украинские исторические дебаты в постсоветскую эпоху». Европа-Азиатские исследования . 53 (3): 489–505. дои : 10.1080/09668130120045906 . JSTOR   826545 . S2CID   144594680 .
  72. ^ "Как сын украинского писаря стал ближайшим соратником Екатерины II" . 2019-03-19.
  73. ^ Китинг, Джошуа (25 февраля 2014 г.). «Виньте Хрущева в новейшем кризисе в Украине» . Сланец .
  74. ^ «Как украинцы строили коммунизм | Украинская неделя» .
  75. ^ «Международный фонд социально-экономических и политических исследований (Горбачев-Фонд) – Михаил Горбачев – Биография» .
  76. ^ Портников, Виталий (2021-02-09). "Алексей Навальный и украинцы" . Радио Свобода .
  77. ^ Попов, Максим (26 февраля 2022 г.). «Российское антивоенное лобби выходит в Интернет» . Московская Таймс .
  78. ^ Рассел, Джон (сентябрь 2008 г.). «Рамзан Кадыров: коренной ключ к успеху путинской стратегии чеченизации?». Национальные документы . 36 (4): 659–687. дои : 10.1080/00905990802230605 . S2CID   154611444 .
  79. ^ Казула, Филипп (май 2013 г.). «Суверенная демократия, популизм и деполитизация в России: власть и дискурс во время первого президентства Путина» (PDF) . Проблемы посткоммунизма . 60 (3): 3–15. дои : 10.2753/PPC1075-8216600301 . S2CID   152713348 .
  80. ^ Зинам, Олег (1974). «Грузины в царской России и в СССР». Национальные документы . 2 (2): 39–60. дои : 10.1080/00905997408407758 . S2CID   129148706 .
  81. ^ Моршедлоо, Джавад (23 августа 2019 г.). «Двойная идентичность в пользу колониальной стратегии: Павел Цицианов и основание российского колониализма на Южном Кавказе (1803–1806)» . Историческое исследование войны . 3 (2): 129–150.
  82. ^ Рис, Э.А. (1998). «Сталин и русский национализм». Русский национализм в прошлом и настоящем . стр. 77–106. дои : 10.1007/978-1-349-26532-9_6 . ISBN  978-1349265343 .
  83. ^ Данлоп, Джон Б. (2014). Лица современного русского национализма . Издательство Принстонского университета. ISBN  978-1400853861 .
  84. ^ «Очерк: Хабиб Нурмагомедов и роль культурной цензуры в Дагестане» . 05.03.2019.
  85. ^ «Имам Шамиль: спорное наследие, которое до сих пор находит отклик на Кавказе» .
  86. ^ «Любовный роман России с Германией» . 27 августа 2015 г.
  87. ^ «Немцы из Одессы и Черного моря» .
  88. ^ «Музей истории русско-германской культуры – история русских-немцев» .
  89. ^ Брюггеманн, Карстен; Везель, Катя (2019). «Национально безразличные или ярые националисты? О возможностях быть немцами в прибалтийских провинциях России, 1905–17» . Критика: Исследования по истории России и Евразии . 20 (1): 39–62. дои : 10.1353/kri.2019.0002 . ISSN   1538-5000 . S2CID   166388878 .
  90. ^ Se-ho, Zhang (2008). "Предпосылки и причины возникновения современного русского национализма" . Politex . 4 (3): 246–258.
  91. ^ Хо, Чжан Се (2009). Современный русский национализм в условиях глобализации: генезис, характеристика, политическая роль (Thesis).
  92. ^ "за всю свою историю Россия не прошла в полной мере через националистическую идею. Через идею национализма проходила Франция, Англия, Турция (не упоминаемая Березовским), евреи и другие. Березовский утверждал, что Россия будет проходить через националистическую идею, однако он не знает как это ударит для остальных нерусских (по евреям, татарам, кавказским народам). Все нерусское население безусловно столкнется с этим. Утверждал, что нерусские сталкивались с национализмом в 1990ые годы. По словам Березовского националистическая идея это огромная опасность, с которой все нерусское население России столкнется и в возрастающем масштабе будет сталкиватся в дальнешем. (from 41 min 00 se)" . YouTube (in Russian) . Retrieved 2023-01-24 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e49bb15a46accb2c6f5301226e9205e9__1719605280
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e4/e9/e49bb15a46accb2c6f5301226e9205e9.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Russian nationalism - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)