Jump to content

Вместе люди

(Перенаправлено с Тунганов )

Вместе люди
Хуэйзў/Дунгганзу

Дунганки в Сортобе , Казахстан
Общая численность населения
175,782
Регионы со значительной численностью населения
 Кыргызстан (перепись 2021 г.) 76,573 [ 1 ]
 Казахстан (перепись 2019 г.) 74,409 [ 2 ]
 Россия (перепись 2021 г.) 3,028 [ 3 ]
 Алтайский край 207 (2010) [ 4 ]
 Пензенская область 53 (2010) [ 4 ]
 Москва 43 (2010) [ 4 ]
 Санкт-Петербург 500 (2018) [ 4 ]
 Lipetsk Oblast 41 (2010) [ 4 ]
 Saratov Oblast 760 (2010) [ 4 ]
 Таджикистан 6,000 [ нужна ссылка ]
 Монголия 5,300 [ нужна ссылка ]
 Узбекистан 1,900 [ нужна ссылка ]
 Украина 133 [ 5 ]
Языки
Дунганский или мандаринский китайский
Второстепенные языки:
Религия
Суннитский ислам
Родственные этнические группы
Хуэй , ханьцы

вместе [ а ] используемый на территориях бывшего Советского Союза для обозначения группы мусульман хуэйского — термин , происхождения. [ 6 ] Тюркоязычные народы провинции Синьцзян на северо-западе Китая также иногда называют мусульман хуэй дунганами. [ 7 ] Однако как в Китае, так и в бывших советских республиках, где они проживают, члены этой этнической группы называют себя хуэй, поскольку дунгане являются потомками исторических групп хуэй, мигрировавших в Среднюю Азию .

По переписям стран бывшего СССР дунгане (учитываются отдельно от китайцев) встречаются в Казахстане (36,9 тыс. по переписи 1999 г.), Киргизии (58,409 по переписи 2009 г.) и России (801 по переписи 2002 г.). перепись ). [ 8 ] [ 9 ] [ 3 ]

Миграция из Китая

[ редактировать ]
Ворота дунганской мечети в Караколе , Кыргызстан. Верхний текст на знаке представляет собой частично уйгуризированный перевод кыргызского названия мечети на уйгурский арабский алфавит : Isiq-köl oblasttiq Qaraqol sharindaghi Ibrahim Haji atindaghi borborduq mäsjid. Нижний текст на кыргызском языке кириллицей: Ысык-Кёль областтык Каракол шаарындагы Ибрахим ажы атындагы борбордук мечит — Центральная мечеть имени Ибрагима-хаджи в городе Караколе области Кульской Ысык- .

В Ферганской долине первые дунгане, появившиеся в Средней Азии, произошли из Кульджи и Кашгара в качестве рабов, захваченных налетчиками; в основном они служили в частных богатых хозяйствах. После того, как русские завоевали Среднюю Азию в конце 19 века и отменили рабство, большинство рабынь-дунганок остались там, где их первоначально держали в плену. Российский этнограф Владимир Петрович Наливкин и его жена рассказали, что «женщины-рабыни почти все остались на месте, потому что они либо были замужем за рабочими и слугами своих прежних владельцев, либо были слишком молоды, чтобы начать самостоятельную жизнь». [ 10 ] Дунганские женщины-рабыни имели низкий статус и не пользовались большим уважением в Бухаре . [ 11 ]

Тюркские мусульмане-налетчики рабов из Коканда не делали различия между хуэйскими мусульманами и ханьскими китайцами, порабощая хуэйских мусульман в нарушение исламского закона. [ 12 ] [ 13 ] Во время восстаний Афаки Ходжи тюркский мусульманин Ходжа Джахангир Ходжа возглавил вторжение в Кашгар со стороны Кокандского ханства , и силы Джахангира захватили несколько сотен дунганских китайских мусульман (тунганов или хуэй), которые были доставлены в Коканд . Таджики купили двух китайских рабов в Шэньси ; они находились в рабстве в течение года, прежде чем были возвращены таджикским бегом Ку-бу-тэ в Китай. [ 14 ] Всем захваченным дунганам, как купцам, так и 300 солдатам Джанхангира, захваченным в Кашгаре, были очереди при доставке в Коканд и Среднюю Азию в качестве пленных. отрезаны [ 15 ] [ 16 ] [ нужны разъяснения ] Многие из пленников стали рабами. Счета этих рабов в Средней Азии увеличились. [ 17 ] [ 18 ] Очереди снимали с заключенных - дунганских китайских мусульман, а затем продавали или раздавали. Некоторые из них бежали на территорию России, где были репатриированы обратно в Китай, а отчеты об их поимке были зафиксированы в китайских записях. [ 19 ] [ 20 ] Русские зафиксировали инцидент, когда они спасли сбежавших китайских торговцев-мусульман после того, как они были проданы армией Джахангира в Центральной Азии и отправлены обратно в Китай. [ 21 ]

Дунгане в бывших советских республиках - это хуэй, бежавшие из Китая после войны меньшинств хуэй (также известной как «Дунганское восстание») в 19 веке. Согласно Римскому-Корсакову (1992), три отдельные группы народа хуэй бежали в Российскую империю через горы Тянь-Шаня во время исключительно суровой зимы 1877/78 года после окончания войны меньшинств хуэй:

  1. Первую группу численностью около 1000 человек, родом из Турфана в Синьцзяне , возглавлял Ма Дарен (馬大人, «Великий Человек Ма»), также известный как Ма Да-лао-е (馬大老爺, «Великий Мастер Ма»). '), достиг Оша на юге Кыргызстана .
  2. Вторая группа, родом из Дидаочжоу в Ганьсу, возглавляемая Ахонгом Ма Юсуфом, [ 22 ] также известные как Ах Е Лаорен (阿爺老人, «Старик О'Дедушка»), поселились весной 1878 года в селе Ырдык ( русский : Ирдык или Ырдык), примерно в 15 км от Каракола в Восточном Кыргызстане. По прибытии их было 1130.
  3. Третья группа, родом из провинции Шэньси , возглавляемая Бай Яньху (китаец; также пишется Бо Яньху; его последователи часто называют «Тигром», «Великим Человеком Ху (Тигром)», 1829(?)-1882), одним из Лидеры восстания были расселены в селе Каракунуз (ныне Масанчи ), в современной Замбылской области Казахстана. Это в 8 км к северу от города Токмак северо-западе Кыргызстана. на По прибытии эта группа насчитывала 3314 человек. В других латинизациях имя Бай Яньху было Бо-ян-ху или Пай Йен-ху; Другие имена включали Боян-ахуна ( Ахунд или Имам Боян) и Мухаммада Айюба. [ 23 ]

Следующая волна иммиграции последовала в начале 1880-х годов. В соответствии с условиями Санкт-Петербургского договора (1881) , требовавшего вывода русских войск из бассейна Верхнего Или ( район Кульджи ), дунганам (хуэй) и таранчи ( уйгурам ) были допущены в этот регион решил переехать на российскую сторону границы. Многие решили это сделать; по российской статистике, 4682 хуэй перешли в Российскую империю по договору. Они мигрировали многими небольшими группами в период с 1881 по 1883 год, поселившись в селе Сокулук примерно в 30 км к западу от Бишкека , а также в ряде мест между китайской границей и Сокулуком, на юго-востоке Казахстана и на севере Киргизии .

Вместе люди
Китайское имя
Традиционный китайский Дунгане
Упрощенный китайский Дунгане
Транскрипции
Standard Mandarin
Hanyu PinyinDōnggānzú
Дунганское имя
вместе Гуезв
Дунганзо
Сяоэрцзин Лошадь
Романизация Хуейзв
Гусь Хуэй
Русское имя
Русский Дунгейн

В Российской империи, Советском Союзе и постсоветских государствах дунгане продолжают называть себя народом хуэй ( китайский : 回族 , Huizú; в кириллице, советской дунганской орфографии, суэйзў).

Имя дунгане имеет неясное происхождение. Согласно одной популярной теории, это слово происходит от тюркского слова «дошан» («тот, кто поворачивается»), которое можно сравнить с китайским (хуи), имеющим аналогичное значение. Другая теория происходит от китайского 东甘 (Донг Ган), «Восточная Ганьсу », региона, из которого многие дунгане могут проследить свою родословную; однако иероглиф ган (干), используемый в названии этнической группы, отличается от иероглифа, используемого в названии провинции (甘).

Термин «дунган» («Тонгган», «Донгган») использовался тюркоязычными и таджикоязычными народами Центральной Азии для обозначения китайскоязычных мусульман на протяжении нескольких столетий. Джозеф Флетчер цитирует тюркские и персидские рукописи, связанные с проповедями кашгарского суфийского мастера 17-го века Мухаммада Юсуфа (или, возможно, его сына Афака Ходжи ) внутри Империи Мин (в сегодняшних Ганьсу и/или Цинхае ), где кашгарскому проповеднику рассказывается: превратить улама-йи Тунганиян (т. е. «дунганских улемов ») в Суфизм . [ 24 ]

Предположительно, именно из тюркских языков термин был заимствован в русский язык (дунгане, дунгане (мн.); дунганин, дунганин (поет.)) и китайский ( упрощенный китайский : 东干族 ; традиционный китайский : 東干族 ; пиньинь) . : Dungganzú ), а также к западноевропейским языкам.

Подпись: «Стрелковые учения тайфурчи [артиллеристов]. Дунгане и кашгарские китайцы». Французская гравюра Якуб-бека. государственного периода

В английском и немецком языках этноним «дунгане» в различных вариантах написания был засвидетельствован еще в 1830-х годах и обычно относился к народу хуэй в Синьцзяне. Например, Джеймс Принсеп в 1835 году упомянул мусульманских «тунганов» в «Китайской Тартарии». [ 25 ] [ 26 ] В 1839 году Карл Эрнст фон Бэр в своем немецкоязычном отчете о Российской империи и прилегающих азиатских землях привел одностраничный отчет о китайскоязычном мусульманине «дунгани» или «тунгани», посетившим Оренбург в 1827 году с караваном из Китая; он также упоминает «Тугеан» как вариант написания, используемый другими авторами. [ 27 ] Р. М. Мартин в 1847 году упоминает купцов-тунгани в Яркенде . [ 28 ]

Это слово (в основном в форме «дунгани» или «тунгани», иногда «дунгены» или «дунгане») приобрело некоторую популярность в английском и других западных языках, когда в ряде книг 1860-1870-х годов обсуждалось дунганское восстание на северо-западе Китая. . В то время европейские и американские авторы применяли термин «тунгани» к народу хуэй как в Синьцзяне, так и в Синьцзяне. [ 29 ] а также в Шэньси сегодняшние Нинся и Цинхай и Ганьсу (которые в то время включали также ). Авторы, зная общую картину распространения ислама в Китае, рассматривали этих «тунгани» лишь как одну из групп мусульман Китая. [ 30 ]

Маршалл Брумхолл , у которого в книге 1910 года есть глава о «Тунганском восстании», вводит «название Тунган или Дунган, которым обозначаются мусульмане этих частей [т. е. северо-восточного Китая] в отличие от китайских буддистов, которые были о котором говорили как о Китае. Упоминание « Хитая » показывает, что он соблюдал эти два термина, используемые тюркоязычными. [ 31 ] Книга Брумхолла также содержит перевод отчета о китайских мусульманах османского писателя Абд-уль-Азиза. Абд-уль-Азиз делит «тунганский народ» на две ветви: «тунаганы собственно Китая» (включая, очевидно, всех хуэйцев « собственно Китая », поскольку он также говорит, например, о тунганах, имеющих 17 мечетей в Пекине), и «тунганцы китайского и русского Туркестана», которые все еще выглядели и говорили по-китайски, но часто также изучали «турецкий» язык . [ 32 ]

Более поздние авторы продолжали использовать термин дунгане (в различных транскрипциях), в частности, для народа хуэй Синьцзяна. Например, Оуэн Латтимор , написавший ок. 1940, сохраняет терминологическое различие между этими двумя родственными группами: «тункан» (т.е. Уэйд-Джайлс для «дунганцев»), описанных им как потомки ганьсу-хуэй, переселившихся в Синьцзян в 17–18 веках, против например, «Мусульмане Ганьсу» или общие «Китайские мусульмане». [ 33 ] Этот термин (обычно как «тунганы») продолжает использоваться многими современными историками, пишущими о Дунганском восстании XIX века (например, Денисом К. Твитчеттом в «Кембриджской истории Китая» , [ 34 ] Джеймс А. Миллуорд в своей экономической истории региона, [ 35 ] или Ким Хо Дон в его монографии [ 36 ] ).

Дунганские села в Казахстане и Киргизии.

[ редактировать ]

Сами дунгане называли Каракунуз ( русский : Каракунуз , иногда Караконыз или Караконуз) «Инпань» ( китайский : 營盤 , Инпан; русский : Иньпан ), что означает «стан, лагерь». В 1965 году Каракунуз был переименован в Масанчи (иногда пишется как «Масанчин») в честь Магаза Масанчи или Масанчина (дунганский: Магәзы Масанчын; китайский : 馬三奇 ), дунганского участника Коммунистической революции и государственного деятеля Советского Казахстана. [ 37 ]

В следующей таблице суммировано расположение дунганских деревень в Казахстане и Кыргызстане, альтернативные названия, используемые для них, и их дунганское население, согласно данным Ма Тонга (2003). Кириллическое написание топонимов — как в учебнике Сушанло, Имазова (1988); написание имени китайскими иероглифами такое же, как у Ма Тонга (2003).

Дунганские села в Казахстане и Киргизии.
Название деревни (и альтернативы) Местоположение (в современном понимании) Фундамент Текущее население дунган (из Ма Танга (2003))
Казахстан - всего 48 000 (Ма Тан (2003 г.)) или 36 900 (Казахстанская перепись 1999 г.)
Masanchi ( Russian : Масанчи ; Kazakh : Масаншы ) or Masanchin (Russian: Масанчин; Cyrillic Dungan : Масанчын; 馬三成), prior to 1965 Karakunuz (Каракунуз, Караконыз). Traditional Dungan name is Ingpan (Cyrillic Dungan: Йинпан; Russian: Иньпан; Chinese : 營盤 , Yingpan) ( 42 ° 55'40 "N 75 ° 18'00" E  /  42,92778 ° N 75,30000 ° E  / 42,92778; 75,30000  ( Масанчи ) км Кордайский район Жамбылской ( 8 области Казахстана к северу от Токмака , Киргизия ) Весна 1878 года. 3314 провинции Шэньси . человек из 7,000, current mayor: Iskhar Yusupovich Lou
Сортобе ( казахский : Сортобе ; русский : Шортюбе , Шортюбе; дунганский : Щортюбе ; китайский : 新渠 , Синьцюй) ( 42 ° 52'00 "N 75 ° 15'15" E  /  42,86667 ° N 75,25417 ° E  / 42,86667; 75.25417  ( Сортобе ) Кордайский район области Жамбылской . На северном берегу реки Чу напротив и в нескольких км ниже по течению от Токмака; к югу от Масанчи (Каракунуз) (группа Каракуз) 9,000
Жалпак-тобе , ( казахский : Жалпак-тобе ; китайский : 加爾帕克秋白 , Цзяэрпакэцюбай) Жамбылский район , Жамбылская область ; возле Гродеково, к югу от Тараза 3,000
Кыргызстан - всего 50 000 (Ма Тан (2003)
Эрдык ( киргизский : İrdık ; дунганский : Эрде ; китайский : 二道溝 , Эрдаогоу) ( 42 ° 27'30 "N 78 ° 18'0" E  /  42,45833 ° N 78,30000 ° E  / 42,45833; 78,30000  ( Ырдык ) ) Джети-Огузский район Иссык -Кульской области ; В 15 км к юго-западу от Каракола . Весна 1878 года. 1130 человек, родом из Дидаочжоу в Ганьсу, во главе с Ма Юсу, он же Ах Елаорен. 2,800
Соколук ( киргизский : Сокулук ; дунганский: Сохолъ; китайский : 梢葫蘆 , Саохулу); может также включать соседнюю Александровку (Александровка). Сокулукский район области Чуйской ; 30 км к западу от Бишкека Некоторые из тех 4628 хуэйцев, прибывших в 1881–1883 ​​годах из Илийской котловины (Синьцзян). 12,000
Milyanfan ( Kyrgyz : Милянфан ; Dungan : Милёнчуан ; Chinese : 米糧川 , Miliangchuan) Ысык-Атинский район области Чуйской . Южный берег реки Чу , примерно в 60 км к западу от Токмака и примерно столько же к северо-востоку от Бишкека. (группа Каракунун (?)) 10,000
Село Ивановка ( киргизский : Ивановка ; китайский : Ивановка ) Ысык-Атинский район области Чуйской . Южный берег реки Чу , примерно в 30 км к западу от Токмака. (группа Каракунун (?)) 1,500
Дунганская община Оша ( киргизский : Ош ; китайский : 奥斯 или欧士, Аоше) Ошская область Весной 1878 года 1000 человек, родом из Турфана в Синьцзяне, возглавил Ма Дарен, также известный как Ма Да-лао-йе (ДАИШ). 800

Положение казахстанских сел в административном делении Жамбылской области , а также общую численность населения каждого села можно найти на веб-сайте областного управления статистики. [ 38 ]

Помимо традиционно дунганских сел, многие дунгане проживают в близлежащих городах, таких как Бишкек, Токмок , Каракол .

Советская власть

[ редактировать ]
музей Ванахуна
Тунганские генералы Тунганистана , в Хотане .

Во время Второй мировой войны некоторые дунгане служили в Красной Армии , одним из которых был Ванахун Мансуза [ ru ] ( кириллица дунган : английский; традиционный китайский : английский ( или китайский) · словарный запас ; упрощенный китайский : английский·王阿洪 ; пиньинь : Мансузи· Вангахонг ) дунганский «герой войны», возглавлявший «минометную батарею». [ 39 ]

Сообщается, что дунгане были «резко антияпонски настроены ». [ 40 ] В 1930-х годах белый русский водитель агента нацистской Германии Георга Васеля в Синьцзяне боялся встретиться с хуэйским генералом Ма Чжунъином , говоря: «Вы знаете, как тунганцы ненавидят русских». Васель выдал русского водителя за немца. [ 41 ]

Сегодняшний день

[ редактировать ]
В селе Милянфан Чуйской области Кыргызстана.

Как отмечает Дин (2005), «дунгане произошли от китайского народа хуэй и в настоящее время живут в основном в Кыргызстане и Казахстане. Их население составляет около 110 000 человек. отношения с народом хуэй в культуре, этнических особенностях и этнической идентичности». Сегодня дунгане играют роль культурных «челноков» и экономических посредников между Центральной Азией и китайским миром. [ 42 ] Хусей Дауров , президент Дунганского центра, [ 43 ] удалось превратить культурный обмен в коммерческое партнерство. [ 42 ]

В феврале 2020 года вспыхнул конфликт в Кордайском районе Казахстана на границе с Киргизией между этническими казахами и дунганами. По официальным казахстанским источникам, 10 человек были убиты и многие получили ранения. В ходе стычки были сожжены автомобили и дома, а также был обстрелян винтовки. 600 человек бежали через границу в Кыргызстан. [ 44 ] [ 45 ]

Дунганский язык, который дунганцы называют «языком хуэй» (Хуэйзў йүян/回族語言 или Huejzw jyian ), подобен чжунъюаньскому диалекту китайского языка , широко распространённому на юге Ганьсу и западе Гуаньчжуна в Шэньси в Китае.

Как и другие разновидности китайского языка , дунганский тональный. Существует два основных диалекта: один с четырьмя тонами, а другой, считающийся стандартным, с тремя тонами в конечной позиции в словах и четырьмя тонами в неконечной позиции.

Некоторая дунганская лексика может показаться китайцам старомодной. Например, они называют президента «Императором » (Хуаңды/皇帝, хуан-ди ) и называют правительственные учреждения ямэнь (ямын/衙門, я-мин ), термином, обозначающим должности мандаринов в древнем Китае. Их язык также содержит много заимствований из русского , арабского , персидского и тюркского языков . С 1940-х годов язык был написан кириллицей , хотя исторически в языке также использовались китайские иероглифы и сяоэрцзин ( арабское письмо, используемое для китайского языка), хотя сейчас они считаются устаревшими.

Дунгане, как правило, многоязычны . Помимо дунганского китайца, более двух третей дунганцев говорят на русском языке и небольшая часть может говорить на кыргызском или других языках, принадлежащих титульным национальностям стран, где они проживают. [ 46 ]

Культура

[ редактировать ]
Many restaurants in Bishkek advertise "Dungan cuisine" (Дунганская кухня)
Дунганская мечеть в Караколе , Кыргызстан.

Исследователь девятнадцатого века Генри Лансделл отмечал, что дунгане воздерживались от спиртных напитков и опиума , не курили, не нюхали табак и не нюхали табак .

«среднего роста, склонны к полноте. У них высокие и выступающие лбы, густые и изогнутые брови, глаза довольно запавшие, довольно выступающие скулы, лицо овальное, рот среднего размера, губы толстые, зубы нормальные, подбородок круглый. Уши маленькие и сжатые, волосы черные и гладкие, борода редкая и грубая, кожа гладкая, шея сильная, конечности средних пропорций. Характеристиками дунганов являются доброта, трудолюбие и гостеприимство.

Они занимаются земледелием, садоводством и торговлей. В семейной жизни родительский авторитет очень силен. После рождения ребенка мать не встает в течение пятнадцати дней, и без особого праздника ребенок получает свое имя в присутствии муллы на следующий день после его рождения. Обрезание происходит на восьмой, девятый или десятый день. Когда девушка выходит замуж, она получает приданое . В болезни они прибегают к лекарствам и врачам, но никогда к экзорцизму .

После смерти мулла и старики собираются для чтения молитв; труп заворачивают в белое полотно, а затем хоронят, но никогда не сжигают. По возвращении из погребения мулла и старейшины едят хлеб и мясо. Святым воздвигают памятники, похожие на маленькие мечети, другим — простые холмы. Вдова может повторно выйти замуж через 90 дней, а в третью годовщину смерти устраивают пир». [ 47 ]

Дунгане в основном занимаются земледелием, выращивают рис и овощи, такие как сахарная свекла. Многие также разводят молочный скот. Кроме того, некоторые из них занимаются производством опиума . Дунгане склонны к эндогамии. [ нужна ссылка ] .

Дунгане хорошо известны своим гостеприимством и проводят множество церемоний и банкетов, чтобы сохранить свою культуру. Они тщательно и красочно отмечают дни рождения, свадьбы и похороны. Кроме того, в школах есть музеи, в которых хранятся другие части их культуры, такие как вышивка, традиционная одежда, серебряные украшения, вырезки из бумаги животных, цветов и инструментов. [ нужна ссылка ] .

Дунгане до сих пор практикуют элементы китайской культуры в кухне и одежде, вплоть до 1948 года они также практиковали связывание ног , пока эта практика не была запрещена советским правительством, а затем и китайским правительством. [ 48 ] Консервативные дунгани из провинции Шэньси более крепко придерживаются китайских обычаев, чем дунгани из Ганьсу. [ 49 ]

Дунгане сохранили китайские традиции, исчезнувшие в современном Китае. Традиционные брачные обычаи до сих пор широко распространены среди сватов, браки, проводимые дунганами, аналогичны китайским бракам XIX века, прически и одежда женщин восходят к династии Цин. [ 50 ]

Женская одежда Шэньси по-прежнему китайская, хотя остальные дунгане одеваются в западную одежду. Палочками для еды пользуются дунгане. [ 51 ] Кухня дунган напоминает кухню северо-западного Китая. [ 52 ] [ 53 ] Однако, будучи мусульманами, они не едят свинину, одно из самых популярных видов мяса в китайской кухне, и мясо закупается в соответствии с халяльными требованиями .

Примерно в конце XIX века выкуп за невесту дунганок составлял от 240 до 400 рублей. Известно, что дунгане охотно берут в невесты других женщин, таких как киргизы и татарки, или похищают киргизских девушек. [ 54 ] Дунгане провинции Шэньси консервативны даже при вступлении в брак с другими дунганами; они хотят, чтобы только другие дунгане Шэньси женились на их дочерях, в то время как их сыновьям разрешено жениться на ганьсуйских дунганках, киргизках и казашках. Еще в 1962 году межэтнические браки считались анафемой среди дунган. [ 55 ]

Личность

[ редактировать ]

Во времена династии Цин термин Чжунюаньжэнь ( 中原人 ; «человек с центральных равнин Китая ») был синонимом основного китайца, особенно в отношении ханьских китайцев и хуэйских мусульман в Синьцзяне или Центральной Азии.

По религиозным причинам, хотя люди хуэй не считают себя ханьцами и не являются ханьскими китайцами, они считают себя частью более широкой китайской расы и называют себя Чжунюаньжэнь. [ 56 ] Дунгане, потомки Хуэй, бежавшие в Среднюю Азию, называли себя Чжунюаньжэнь в дополнение к стандартным названиям Лао Хуэйхуэй и Хуэйцзы. [ 57 ]

Чжунюаньжэнь обычно использовался тюркскими мусульманами для обозначения китайцев хань и хуэй. Когда среднеазиатские захватчики из Коканда вторглись в Кашгар , кокандский командующий в письме критикует кашгарского тюркского мусульманина Исхака за то, что он якобы не ведет себя как мусульманин тюркского происхождения и хочет быть чжунюаньжэнем. [ 58 ] [ 59 ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Дунган : Хуэй) , латинизированный Хуэйцзу , Сяоэрцзин : حُوِ ; упрощенный : Дунган ; китайский : Дунг ; пиньинь : Дунган ظُ зу : Хуэйзў ( 1 может 1 -цу 2 , [tʊ́ŋkán tsǔ] , Сяоэрцзин: دْوقًا ظُ ; Русские : Дунгейн , Дунгейн ; Кыргызские : Дунгандар , Дунгандар , дамгандар; Казахский : Дюнгендер , Дюнгендер , песня
Источники
  1. ^ «Общая численность населения по национальностям (оценка на начало года, чел.)» . Бюро статистики Кыргызстана . 2021.
  2. ^ «Население Республики Казахстан по отдельным этносам на начало 2019 года» . Комитет по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан. Архивировано из оригинала 4 июня 2020 года . Проверено 8 января 2019 г.
  3. ^ Перейти обратно: а б "1. НАЦИОНАЛЬНЫЙ СОСТАВ НАСЕЛЕНИЯ" [1. NATIONAL COMPOSITION OF THE POPULATION] (in Russian). 6 October 2020.
  4. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Всероссийская перепись населения 2010 года. Официальные итоги с расширенными перечнями по национальному составу населения и по регионам. Archived 2021-12-09 at the Wayback Machine : см. Archived 2012-10-18 at the Wayback Machine
  5. ^ «О численности и составе населения Украины по данным Всеукраинской переписи населения 2001 года» . Перепись населения Украины 2001 года . Государственный комитет статистики Украины. Архивировано из оригинала 17 декабря 2011 года . Проверено 17 января 2012 г.
  6. ^ Дэвид Триллинг (20 апреля 2010 г.). «Кыргызстан ест: Дунганское застолье в Нарыне» . EURASIANET.org .
  7. ^ «ОННН: Восточный Туркестан: продолжается строгий контроль над китайскими мусульманами-уйгурами» . Организация непредставленных наций и народов. 16 августа 2006 года . Проверено 12 марта 2020 г. Однако контроль властей над дунганскими мечетями менее строгий, чем над мечетями, используемыми уйгурами, тюркским народом, проживающим в основном в Синьцзяне, а также в государствах Центральной Азии. (Дунгане — китайский мусульманский народ, также проживающий в государствах Центральной Азии.)
  8. ^ "Демографический ежегодник Кыргызской Республики: 2009–2013.-Б: Нацстатком Кырг. Респ., 2014:-320с. ISBN 978-9967-26-837-1" (PDF) . Bishkek: National Committee on Statistics. 2014. Archived from the original (PDF) on 6 October 2018 . Retrieved 6 December 2014 .
  9. ^ Aleksandr Nikolaevich Alekseenko (Александр Николаевич Алексеенко), "Republic in the Mirror of the Population Census" («Республика в зеркале переписей населения») Sotsiologicheskie Issledovaniia . 2001, No. 12. pp. 58–62.
  10. ^ Марианна Камп (2008). Новая женщина в Узбекистане: ислам, современность и раскрытие при коммунизме (переиздание, иллюстрированное издание). Вашингтонский университет Press. п. 25. ISBN  978-0-295-98819-1 . Проверено 30 июля 2010 г.
  11. ^ Шаил Маярам (2009). Шаил Маярам (ред.). Другой глобальный город (Иллюстрированный ред.). Тейлор и Фрэнсис США. п. 209. ИСБН  978-0-415-99194-0 . Проверено 30 июля 2010 г.
  12. ^ WG Кларенс-Смит (2006). Ислам и отмена рабства . Издательство Оксфордского университета, США. п. 45 . ISBN  0-19-522151-6 . Проверено 31 октября 2010 г. Кокандские налетчики, захватившие китайских рабов в Восточном Туркестане, потерпели неудачу в конфликте между хуэйскими мусульманами и ханьцами.
  13. ^ WG Кларенс-Смит (2006). Ислам и отмена рабства . Издательство Оксфордского университета, США. п. 15 . ISBN  0-19-522151-6 . Проверено 31 октября 2010 г. ручеек китайцев также достиг Туркестана еще в девятнадцатом веке.
  14. ^ Миллуорд 1998 , с. 298.
  15. ^ Миллуорд 1998 , с. 205.
  16. ^ Миллуорд 1998 , с. 305.
  17. ^ Лаура Ньюби (2005). Империя и ханство: политическая история отношений Цин с Кокандом ок. 1760–1860 . БРИЛЛ. п. 97. ИСБН  90-04-14550-8 . Проверено 28 ноября 2010 г.
  18. ^ Фэрбанк, Джон К. , изд. (1978). Кембриджская история Китая, Том 10: Поздний Цинь 1800–1911 гг., Часть 1 . Кембридж: Издательство Кембриджского университета . п. 371. ИСБН  978-0-521-21447-6 .
  19. ^ Миллуорд 1998 , с. 168.
  20. ^ Харрисон, Генриетта (2013). Проклятие миссионера и другие истории китайской католической деревни . Том. 26 стран Азии: местные исследования / глобальные темы. Издательство Калифорнийского университета. п. 59. ИСБН  978-0520954724 . Проверено 28 ноября 2010 г.
  21. ^ Миллуорд 1998 , с. 285.
  22. ^ Согласно Ма Тонгу (2003)
  23. ^ М. Че. Хоутсма (1993). Первая энциклопедия ислама Э. Дж. Брилла, 1913–1936 гг . ОЧКИ. стр. 720. ИСБН  90-04-09790-2 . Проверено 28 октября 2010 г.
  24. ^ Липман, Джонатан Ниман (1998). Знакомые незнакомцы: история мусульман Северо-Западного Китая . Издательство Гонконгского университета. п. 59. ИСБН  962-209-468-6 . . Источник Липмана: Джозеф Флетчер , «Накшбандия на северо-западе Китая», в Беатрис Манц, изд. (1995). Исследования китайской и исламской Внутренней Азии . Лондон: Вариорум.
  25. ^ Джеймс Принсеп, «Мемуары о Китайской Тартарии и Хотене». Журнал Азиатского общества Бенгалии, № 48, декабрь 1835 г. Стр. 655. В Google Книгах.
  26. ^ Статья Принсепа также доступна в «Китайском репозитории», 1843, стр. 234 В Google Книгах . Доступна современная (2003 г.) перепечатка. ISBN   1-4021-5631-6 .
  27. ^ Карл Эрнст фон Бэр , Григорий Петрович Гельмерсен. «Вклад в познание Российской империи и соседних стран Азии». Императорской Академии наук, 1839. с. 91. В Google Книгах (на немецком языке)
  28. ^ Роберт Монтгомери Мартин, «Китай; политический, коммерческий и социальный; официальный отчет». 1847. с.19. В Интернет-архиве
  29. ^ Например, Томас Эдвард Гордон пишет о «тунганах» со стенами тайфу (маленькими пушками), охраняющих стены Якуб-бека столицы Кашгара (ныне Западный Синьцзян). в своей книге «Крыша мира: рассказ о путешествии» через высокогорное Тибетское плато до границы с Россией и истоков Окса на Памире . Журналист «Таймс» в статье « Россия и Китай в Центральной Азии » (перепечатанной The Brisbane Courier , среда, 8 января 1879 г.) различает «страну Тунгань» (сегодня восточный Синьцзян) и «Восточный Туркестан» (соответствующий Якуб-бека государству в современный западный Синьцзян). Он говорит о «тунганах, которые создали в различных городах Хамиля , Баркула , Гучена , Урумци и Манаса конфедерацию немалой силы».
  30. См., например, анонимную статью « Магометанство в Китае » в журнале «Живой век » , том 145, выпуск 1876 г., 29 мая 1880 г., стр. 515–525. Перепечатано из Edinburgh Review . Используя слово «мусульмане» в качестве общего описания китайских мусульман на протяжении всей статьи (включая, например, пантайцев, недавно восставших в Юньнани ) , автор описывает «восстание , начавшееся в Синган-фу и распространившееся на Кан-су». в 1862 году, в котором тунгани (загадочная раса мусульман, проживающая в этом регионе, предположительно являвшаяся остатком армии Хубилай-хана ) были главными действующими лицами» (с. 524).
  31. ^ Брумхолл, Маршалл (1910). Ислам в Китае: забытая проблема . Внутренняя миссия Китая. п. 147 . OCLC   347514 . . Доступно переиздание 1966 года издательством Paragon Book Reprint. Соответственно, русское слово, обозначающее Китай, тоже Китай ( Китай ), а по-китайски – китаицы ( китайцы ), ярлык, не применяемый к дунганам ( дунгане в этническом смысле; то есть дунгане и китаицы (китайцы) считались как разные этнические группы или национальности.
  32. ^ Брумхолл 1910 , с. 260
  33. ^ Оуэн Латтимор . Внутреннеазиатские границы Китая . Страница 183 в издании 1951 года.
  34. ^ Твитчетт, Денис Криспин (1978). Кембриджская история Китая, том 11 . Издательство Кембриджского университета. стр. 215–242. ISBN  0-521-22029-7 . . Определение Твитчетта (стр. 215) соответствует мнению авторов 1870–1880-х годов, а не определению более позднего Латтимора: для Твитчетта «тунганцы» включают в себя также хуэй Шэньси и Ганьсу, а не только Синьцзяна.
  35. ^ Миллуорд, Джеймс А. (1998). За перевалом: экономика, этническая принадлежность и империя в Цинской Средней Азии, 1759-1864 гг . Издательство Стэнфордского университета. стр. 35 и т. д. ISBN  0-8047-2933-6 .
  36. ^ Ким, Хо-дон (2004). Священная война в Китае: мусульманское восстание и государство в китайской Средней Азии, 1864-1877 гг . Издательство Стэнфордского университета. ISBN  0-8047-4884-5 .
  37. ^ Хименес-Товар, Соледад (2016). «Антрополог как гриб» (PDF) . Полевые заметки и исследовательские проекты . Институт социальной антропологии Макса Планка. ISSN   2193-987X . Проверено 9 февраля 2020 г. Сразу после прибытия Би Янху, с 1878 по 1903 год, село называлось «Каракунуз», что на местных тюркских языках означает «черный жук». Дайер (1992) полагает, что это было прозвище, данное дунганам местными тюркоязычными людьми, в связи с тем, что дунганские женщины в то время любили носить черное. В 1903 году название было изменено на «Николаевка» (в честь русского царя) и снова изменилось в 1918 году, когда было вновь принято название «Каракунуз», и не менялось до 1964 года, когда в рамках реабилитации Магаза Масанчи, село было переименовано в его честь: «Масанчи». Помимо этих официальных названий, у Масанчи также есть дунганское имя Иньпан, которое изображено на левом изображении на стене7.
  38. ^ Данные о населении городов и сел Жамбылской области. Архивировано 1 июля 2007 г. в Wayback Machine (1999–2002 гг.).
  39. ^ Светлана Римский-Корсакова Дайер (1991). И︠Асыр Шиваза: Жизнь и творчество советского дунганского поэта (иллюстрированное изд.). П. Ланг. п. 205. ИСБН  3-631-43963-6 . Проверено 11 июня 2011 г.
  40. ^ Форбс (1986) , с. 130
  41. ^ Георг Васель; Джеральд Гриффин (1937). Мои русские тюремщики в Китае . Херст и Блэкетт. п. 143. Архивировано из оригинала 8 мая 2021 года . Проверено 28 июня 2010 г.
  42. ^ Перейти обратно: а б Чарльз Э. Зиглер (2014). Гражданское общество и политика в Центральной Азии . Азия в новом тысячелетии. Университетское издательство Кентукки . ISBN  9780813150789 . Проверено 8 февраля 2020 г.
  43. ^ ДАУРОВ ХУСЕЙ ШИМАРОВИЧ. Архивировано 20 июня 2017 года в Wayback Machine («Лучшие люди», Большая международная энциклопедия).
  44. ^ «Казахи начинают возвращаться домой из Кыргызстана после этнического насилия в выходные» . РадиоСвободная Европа/РадиоСвобода . Проверено 10 февраля 2020 г.
  45. ^ «В результате столкновений в Казахстане погибли 10 человек и еще не менее 40 получили ранения» . Евроньюс . 9 февраля 2020 г. Проверено 10 февраля 2020 г.
  46. ^ «Архивная копия» . Архивировано из оригинала 20 октября 2008 года . Проверено 1 декабря 2009 г. {{cite web}}: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) .
  47. ^ Генри Лансделл (1885). Российская Средняя Азия: включая Кульджу, Бухару, Хиву и Мерв . Сэмпсон Лоу, Марстон, Сирл и Ривингтон. стр. 209–10 .
  48. ^ Турай Атабаки; Санджот Мехендейл (2005). Центральная Азия и Кавказ: транснационализм и диаспора . Психология Пресс. п. 31. ISBN  0-415-33260-5 . Проверено 1 января 2011 г.
  49. ^ Французский центр исследований современного Китая (2000). Перспективы Китая, вопросы 27–32 . CEFC стр. 68 . Проверено 1 января 2011 г.
  50. ^ Барбара А. Уэст (2008). Энциклопедия народов Азии и Океании, Том 1 . Издательство информационной базы. п. 195. ИСБН  978-0-8160-7109-8 . Проверено 1 января 2011 г.
  51. ^ Джеймс Стюарт Олсон; Николас Чарльз Паппас (1994). Этноисторический словарь Российской и Советской империй . Издательская группа Гринвуд. п. 204. ИСБН  0-313-27497-5 . Проверено 1 января 2011 г.
  52. ^ Светлана Римский-Корсакова Дайер (1979). Советские дунганские колхозы в Киргизской ССР и Казахской ССР . Факультет азиатских исследований АНУ. п. 62. ИСБН  0-909879-11-7 . Проверено 1 января 2011 г.
  53. ^ Хевра ха-Мизрахит ха-Йишреелит (1983). Азиатские и африканские исследования, Том 16 . Иерусалимская академическая пресса. п. 338 . Проверено 1 января 2011 г.
  54. ^ Азиатский институт фольклора, Общество азиатского фольклора, Нанзан Дайгаку. Дзинруигаку Кенкюдзё, Нанзан Сюкё Бунка Кенкюдзё (1992). Азиатское фольклористика, Том 51 . Институт антропологии Университета Нанзан. п. 256 . Проверено 28 июня 2010 г. {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  55. ^ Советская социология . Международная пресса по искусству и наукам. 1962. с. 42.
  56. ^ Ричард В. Уикс (1984). Мусульманские народы: мировой этнографический обзор, Том 1 . Гринвуд Пресс. п. 334. ИСБН  0-313-23392-6 . Проверено 28 ноября 2010 г.
  57. ^ Джеймс Стюарт Олсон; Николас Чарльз Паппас (1994). Этноисторический словарь Российской и Советской империй . Издательская группа Гринвуд. п. 202. ИСБН  0-313-27497-5 . Проверено 28 ноября 2010 г.
  58. ^ Джеймс А. Миллуорд (1998). За перевалом: экономика, этническая принадлежность и империя в Цинской Центральной Азии, 1759–1864 гг . Издательство Стэнфордского университета. п. 215. ИСБН  0-8047-2933-6 . Проверено 28 ноября 2010 г.
  59. ^ Лаура Ньюби (2005). Империя и ханство: политическая история отношений Цин с Кокандом ок. 1760-1860 гг . БРИЛЛ. п. 148. ИСБН  90-04-14550-8 . Проверено 28 ноября 2010 г.

Цитируемые работы

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f017b9a0bdcb373e28dfed7b5945d35a__1719441420
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f0/5a/f017b9a0bdcb373e28dfed7b5945d35a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Dungan people - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)