Вместе люди
этой статьи Начальный раздел может быть слишком коротким, чтобы адекватно суммировать ключевые моменты . ( март 2014 г. ) |
Хуэйзў/Дунгганзу | |
---|---|
Дунганки в Сортобе , Казахстан | |
Общая численность населения | |
175,782 | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Кыргызстан (перепись 2021 г.) | 76,573 [ 1 ] |
Казахстан (перепись 2019 г.) | 74,409 [ 2 ] |
Россия (перепись 2021 г.) | 3,028 [ 3 ] |
∟ Алтайский край | 207 (2010) [ 4 ] |
∟ Пензенская область | 53 (2010) [ 4 ] |
∟ Москва | 43 (2010) [ 4 ] |
∟ Санкт-Петербург | 500 (2018) [ 4 ] |
∟ Lipetsk Oblast | 41 (2010) [ 4 ] |
∟ Saratov Oblast | 760 (2010) [ 4 ] |
Таджикистан | 6,000 [ нужна ссылка ] |
Монголия | 5,300 [ нужна ссылка ] |
Узбекистан | 1,900 [ нужна ссылка ] |
Украина | 133 [ 5 ] |
Языки | |
Дунганский или мандаринский китайский Второстепенные языки: | |
Религия | |
Суннитский ислам | |
Родственные этнические группы | |
Хуэй , ханьцы |
вместе [ а ] используемый на территориях бывшего Советского Союза для обозначения группы мусульман хуэйского — термин , происхождения. [ 6 ] Тюркоязычные народы провинции Синьцзян на северо-западе Китая также иногда называют мусульман хуэй дунганами. [ 7 ] Однако как в Китае, так и в бывших советских республиках, где они проживают, члены этой этнической группы называют себя хуэй, поскольку дунгане являются потомками исторических групп хуэй, мигрировавших в Среднюю Азию .
По переписям стран бывшего СССР дунгане (учитываются отдельно от китайцев) встречаются в Казахстане (36,9 тыс. по переписи 1999 г.), Киргизии (58,409 по переписи 2009 г.) и России (801 по переписи 2002 г.). перепись ). [ 8 ] [ 9 ] [ 3 ]
История
[ редактировать ]Миграция из Китая
[ редактировать ]В Ферганской долине первые дунгане, появившиеся в Средней Азии, произошли из Кульджи и Кашгара в качестве рабов, захваченных налетчиками; в основном они служили в частных богатых хозяйствах. После того, как русские завоевали Среднюю Азию в конце 19 века и отменили рабство, большинство рабынь-дунганок остались там, где их первоначально держали в плену. Российский этнограф Владимир Петрович Наливкин и его жена рассказали, что «женщины-рабыни почти все остались на месте, потому что они либо были замужем за рабочими и слугами своих прежних владельцев, либо были слишком молоды, чтобы начать самостоятельную жизнь». [ 10 ] Дунганские женщины-рабыни имели низкий статус и не пользовались большим уважением в Бухаре . [ 11 ]
Тюркские мусульмане-налетчики рабов из Коканда не делали различия между хуэйскими мусульманами и ханьскими китайцами, порабощая хуэйских мусульман в нарушение исламского закона. [ 12 ] [ 13 ] Во время восстаний Афаки Ходжи тюркский мусульманин Ходжа Джахангир Ходжа возглавил вторжение в Кашгар со стороны Кокандского ханства , и силы Джахангира захватили несколько сотен дунганских китайских мусульман (тунганов или хуэй), которые были доставлены в Коканд . Таджики купили двух китайских рабов в Шэньси ; они находились в рабстве в течение года, прежде чем были возвращены таджикским бегом Ку-бу-тэ в Китай. [ 14 ] Всем захваченным дунганам, как купцам, так и 300 солдатам Джанхангира, захваченным в Кашгаре, были очереди при доставке в Коканд и Среднюю Азию в качестве пленных. отрезаны [ 15 ] [ 16 ] [ нужны разъяснения ] Многие из пленников стали рабами. Счета этих рабов в Средней Азии увеличились. [ 17 ] [ 18 ] Очереди снимали с заключенных - дунганских китайских мусульман, а затем продавали или раздавали. Некоторые из них бежали на территорию России, где были репатриированы обратно в Китай, а отчеты об их поимке были зафиксированы в китайских записях. [ 19 ] [ 20 ] Русские зафиксировали инцидент, когда они спасли сбежавших китайских торговцев-мусульман после того, как они были проданы армией Джахангира в Центральной Азии и отправлены обратно в Китай. [ 21 ]
Дунгане в бывших советских республиках - это хуэй, бежавшие из Китая после войны меньшинств хуэй (также известной как «Дунганское восстание») в 19 веке. Согласно Римскому-Корсакову (1992), три отдельные группы народа хуэй бежали в Российскую империю через горы Тянь-Шаня во время исключительно суровой зимы 1877/78 года после окончания войны меньшинств хуэй:
- Первую группу численностью около 1000 человек, родом из Турфана в Синьцзяне , возглавлял Ма Дарен (馬大人, «Великий Человек Ма»), также известный как Ма Да-лао-е (馬大老爺, «Великий Мастер Ма»). '), достиг Оша на юге Кыргызстана .
- Вторая группа, родом из Дидаочжоу в Ганьсу, возглавляемая Ахонгом Ма Юсуфом, [ 22 ] также известные как Ах Е Лаорен (阿爺老人, «Старик О'Дедушка»), поселились весной 1878 года в селе Ырдык ( русский : Ирдык или Ырдык), примерно в 15 км от Каракола в Восточном Кыргызстане. По прибытии их было 1130.
- Третья группа, родом из провинции Шэньси , возглавляемая Бай Яньху (китаец; также пишется Бо Яньху; его последователи часто называют «Тигром», «Великим Человеком Ху (Тигром)», 1829(?)-1882), одним из Лидеры восстания были расселены в селе Каракунуз (ныне Масанчи ), в современной Замбылской области Казахстана. Это в 8 км к северу от города Токмак северо-западе Кыргызстана. на По прибытии эта группа насчитывала 3314 человек. В других латинизациях имя Бай Яньху было Бо-ян-ху или Пай Йен-ху; Другие имена включали Боян-ахуна ( Ахунд или Имам Боян) и Мухаммада Айюба. [ 23 ]
Следующая волна иммиграции последовала в начале 1880-х годов. В соответствии с условиями Санкт-Петербургского договора (1881) , требовавшего вывода русских войск из бассейна Верхнего Или ( район Кульджи ), дунганам (хуэй) и таранчи ( уйгурам ) были допущены в этот регион решил переехать на российскую сторону границы. Многие решили это сделать; по российской статистике, 4682 хуэй перешли в Российскую империю по договору. Они мигрировали многими небольшими группами в период с 1881 по 1883 год, поселившись в селе Сокулук примерно в 30 км к западу от Бишкека , а также в ряде мест между китайской границей и Сокулуком, на юго-востоке Казахстана и на севере Киргизии .
Имя
[ редактировать ]Вместе люди | |||
---|---|---|---|
Китайское имя | |||
Традиционный китайский | Дунгане | ||
Упрощенный китайский | Дунгане | ||
| |||
Дунганское имя | |||
вместе | Гуезв Дунганзо | ||
Сяоэрцзин | Лошадь | ||
Романизация | Хуейзв | ||
Гусь | Хуэй | ||
Русское имя | |||
Русский | Дунгейн |
В Российской империи, Советском Союзе и постсоветских государствах дунгане продолжают называть себя народом хуэй ( китайский : 回族 , Huizú; в кириллице, советской дунганской орфографии, суэйзў).
Имя дунгане имеет неясное происхождение. Согласно одной популярной теории, это слово происходит от тюркского слова «дошан» («тот, кто поворачивается»), которое можно сравнить с китайским 回 (хуи), имеющим аналогичное значение. Другая теория происходит от китайского 东甘 (Донг Ган), «Восточная Ганьсу », региона, из которого многие дунгане могут проследить свою родословную; однако иероглиф ган (干), используемый в названии этнической группы, отличается от иероглифа, используемого в названии провинции (甘).
Термин «дунган» («Тонгган», «Донгган») использовался тюркоязычными и таджикоязычными народами Центральной Азии для обозначения китайскоязычных мусульман на протяжении нескольких столетий. Джозеф Флетчер цитирует тюркские и персидские рукописи, связанные с проповедями кашгарского суфийского мастера 17-го века Мухаммада Юсуфа (или, возможно, его сына Афака Ходжи ) внутри Империи Мин (в сегодняшних Ганьсу и/или Цинхае ), где кашгарскому проповеднику рассказывается: превратить улама-йи Тунганиян (т. е. «дунганских улемов ») в Суфизм . [ 24 ]
Предположительно, именно из тюркских языков термин был заимствован в русский язык (дунгане, дунгане (мн.); дунганин, дунганин (поет.)) и китайский ( упрощенный китайский : 东干族 ; традиционный китайский : 東干族 ; пиньинь) . : Dungganzú ), а также к западноевропейским языкам.
В английском и немецком языках этноним «дунгане» в различных вариантах написания был засвидетельствован еще в 1830-х годах и обычно относился к народу хуэй в Синьцзяне. Например, Джеймс Принсеп в 1835 году упомянул мусульманских «тунганов» в «Китайской Тартарии». [ 25 ] [ 26 ] В 1839 году Карл Эрнст фон Бэр в своем немецкоязычном отчете о Российской империи и прилегающих азиатских землях привел одностраничный отчет о китайскоязычном мусульманине «дунгани» или «тунгани», посетившим Оренбург в 1827 году с караваном из Китая; он также упоминает «Тугеан» как вариант написания, используемый другими авторами. [ 27 ] Р. М. Мартин в 1847 году упоминает купцов-тунгани в Яркенде . [ 28 ]
Это слово (в основном в форме «дунгани» или «тунгани», иногда «дунгены» или «дунгане») приобрело некоторую популярность в английском и других западных языках, когда в ряде книг 1860-1870-х годов обсуждалось дунганское восстание на северо-западе Китая. . В то время европейские и американские авторы применяли термин «тунгани» к народу хуэй как в Синьцзяне, так и в Синьцзяне. [ 29 ] а также в Шэньси сегодняшние Нинся и Цинхай и Ганьсу (которые в то время включали также ). Авторы, зная общую картину распространения ислама в Китае, рассматривали этих «тунгани» лишь как одну из групп мусульман Китая. [ 30 ]
Маршалл Брумхолл , у которого в книге 1910 года есть глава о «Тунганском восстании», вводит «название Тунган или Дунган, которым обозначаются мусульмане этих частей [т. е. северо-восточного Китая] в отличие от китайских буддистов, которые были о котором говорили как о Китае. Упоминание « Хитая » показывает, что он соблюдал эти два термина, используемые тюркоязычными. [ 31 ] Книга Брумхолла также содержит перевод отчета о китайских мусульманах османского писателя Абд-уль-Азиза. Абд-уль-Азиз делит «тунганский народ» на две ветви: «тунаганы собственно Китая» (включая, очевидно, всех хуэйцев « собственно Китая », поскольку он также говорит, например, о тунганах, имеющих 17 мечетей в Пекине), и «тунганцы китайского и русского Туркестана», которые все еще выглядели и говорили по-китайски, но часто также изучали «турецкий» язык . [ 32 ]
Более поздние авторы продолжали использовать термин дунгане (в различных транскрипциях), в частности, для народа хуэй Синьцзяна. Например, Оуэн Латтимор , написавший ок. 1940, сохраняет терминологическое различие между этими двумя родственными группами: «тункан» (т.е. Уэйд-Джайлс для «дунганцев»), описанных им как потомки ганьсу-хуэй, переселившихся в Синьцзян в 17–18 веках, против например, «Мусульмане Ганьсу» или общие «Китайские мусульмане». [ 33 ] Этот термин (обычно как «тунганы») продолжает использоваться многими современными историками, пишущими о Дунганском восстании XIX века (например, Денисом К. Твитчеттом в «Кембриджской истории Китая» , [ 34 ] Джеймс А. Миллуорд в своей экономической истории региона, [ 35 ] или Ким Хо Дон в его монографии [ 36 ] ).
Дунганские села в Казахстане и Киргизии.
[ редактировать ]Сами дунгане называли Каракунуз ( русский : Каракунуз , иногда Караконыз или Караконуз) «Инпань» ( китайский : 營盤 , Инпан; русский : Иньпан ), что означает «стан, лагерь». В 1965 году Каракунуз был переименован в Масанчи (иногда пишется как «Масанчин») в честь Магаза Масанчи или Масанчина (дунганский: Магәзы Масанчын; китайский : 馬三奇 ), дунганского участника Коммунистической революции и государственного деятеля Советского Казахстана. [ 37 ]
В следующей таблице суммировано расположение дунганских деревень в Казахстане и Кыргызстане, альтернативные названия, используемые для них, и их дунганское население, согласно данным Ма Тонга (2003). Кириллическое написание топонимов — как в учебнике Сушанло, Имазова (1988); написание имени китайскими иероглифами такое же, как у Ма Тонга (2003).
Название деревни (и альтернативы) | Местоположение (в современном понимании) | Фундамент | Текущее население дунган (из Ма Танга (2003)) |
---|---|---|---|
Казахстан - всего 48 000 (Ма Тан (2003 г.)) или 36 900 (Казахстанская перепись 1999 г.) | |||
Masanchi ( Russian : Масанчи ; Kazakh : Масаншы ) or Masanchin (Russian: Масанчин; Cyrillic Dungan : Масанчын; 馬三成), prior to 1965 Karakunuz (Каракунуз, Караконыз). Traditional Dungan name is Ingpan (Cyrillic Dungan: Йинпан; Russian: Иньпан; Chinese : 營盤 , Yingpan) | ( 42 ° 55'40 "N 75 ° 18'00" E / 42,92778 ° N 75,30000 ° E км Кордайский район Жамбылской ( 8 области Казахстана к северу от Токмака , Киргизия ) | Весна 1878 года. 3314 провинции Шэньси . человек из | 7,000, current mayor: Iskhar Yusupovich Lou |
Сортобе ( казахский : Сортобе ; русский : Шортюбе , Шортюбе; дунганский : Щортюбе ; китайский : 新渠 , Синьцюй) | ( 42 ° 52'00 "N 75 ° 15'15" E / 42,86667 ° N 75,25417 ° E Кордайский район области Жамбылской . На северном берегу реки Чу напротив и в нескольких км ниже по течению от Токмака; к югу от Масанчи (Каракунуз) | (группа Каракуз) | 9,000 |
Жалпак-тобе , ( казахский : Жалпак-тобе ; китайский : 加爾帕克秋白 , Цзяэрпакэцюбай) | Жамбылский район , Жамбылская область ; возле Гродеково, к югу от Тараза | 3,000 | |
Кыргызстан - всего 50 000 (Ма Тан (2003) | |||
Эрдык ( киргизский : İrdık ; дунганский : Эрде ; китайский : 二道溝 , Эрдаогоу) | ( 42 ° 27'30 "N 78 ° 18'0" E / 42,45833 ° N 78,30000 ° E ) Джети-Огузский район Иссык -Кульской области ; В 15 км к юго-западу от Каракола . | Весна 1878 года. 1130 человек, родом из Дидаочжоу в Ганьсу, во главе с Ма Юсу, он же Ах Елаорен. | 2,800 |
Соколук ( киргизский : Сокулук ; дунганский: Сохолъ; китайский : 梢葫蘆 , Саохулу); может также включать соседнюю Александровку (Александровка). | Сокулукский район области Чуйской ; 30 км к западу от Бишкека | Некоторые из тех 4628 хуэйцев, прибывших в 1881–1883 годах из Илийской котловины (Синьцзян). | 12,000 |
Milyanfan ( Kyrgyz : Милянфан ; Dungan : Милёнчуан ; Chinese : 米糧川 , Miliangchuan) | Ысык-Атинский район области Чуйской . Южный берег реки Чу , примерно в 60 км к западу от Токмака и примерно столько же к северо-востоку от Бишкека. | (группа Каракунун (?)) | 10,000 |
Село Ивановка ( киргизский : Ивановка ; китайский : Ивановка ) | Ысык-Атинский район области Чуйской . Южный берег реки Чу , примерно в 30 км к западу от Токмака. | (группа Каракунун (?)) | 1,500 |
Дунганская община Оша ( киргизский : Ош ; китайский : 奥斯 или欧士, Аоше) | Ошская область | Весной 1878 года 1000 человек, родом из Турфана в Синьцзяне, возглавил Ма Дарен, также известный как Ма Да-лао-йе (ДАИШ). | 800 |
Положение казахстанских сел в административном делении Жамбылской области , а также общую численность населения каждого села можно найти на веб-сайте областного управления статистики. [ 38 ]
Помимо традиционно дунганских сел, многие дунгане проживают в близлежащих городах, таких как Бишкек, Токмок , Каракол .
Советская власть
[ редактировать ]Во время Второй мировой войны некоторые дунгане служили в Красной Армии , одним из которых был Ванахун Мансуза ( кириллица дунган : английский; традиционный китайский : английский ( или китайский) · словарный запас ; упрощенный китайский : английский·王阿洪 ; пиньинь : Мансузи· Вангахонг ) дунганский «герой войны», возглавлявший «минометную батарею». [ 39 ]
Сообщается, что дунгане были «резко антияпонски настроены ». [ 40 ] В 1930-х годах белый русский водитель агента нацистской Германии Георга Васеля в Синьцзяне боялся встретиться с хуэйским генералом Ма Чжунъином , говоря: «Вы знаете, как тунганцы ненавидят русских». Васель выдал русского водителя за немца. [ 41 ]
Сегодняшний день
[ редактировать ]Как отмечает Дин (2005), «дунгане произошли от китайского народа хуэй и в настоящее время живут в основном в Кыргызстане и Казахстане. Их население составляет около 110 000 человек. отношения с народом хуэй в культуре, этнических особенностях и этнической идентичности». Сегодня дунгане играют роль культурных «челноков» и экономических посредников между Центральной Азией и китайским миром. [ 42 ] Хусей Дауров , президент Дунганского центра, [ 43 ] удалось превратить культурный обмен в коммерческое партнерство. [ 42 ]
В феврале 2020 года вспыхнул конфликт в Кордайском районе Казахстана на границе с Киргизией между этническими казахами и дунганами. По официальным казахстанским источникам, 10 человек были убиты и многие получили ранения. В ходе стычки были сожжены автомобили и дома, а также был обстрелян винтовки. 600 человек бежали через границу в Кыргызстан. [ 44 ] [ 45 ]
Язык
[ редактировать ]Дунганский язык, который дунганцы называют «языком хуэй» (Хуэйзў йүян/回族語言 или Huejzw jyian ), подобен чжунъюаньскому диалекту китайского языка , широко распространённому на юге Ганьсу и западе Гуаньчжуна в Шэньси в Китае.
Как и другие разновидности китайского языка , дунганский тональный. Существует два основных диалекта: один с четырьмя тонами, а другой, считающийся стандартным, с тремя тонами в конечной позиции в словах и четырьмя тонами в неконечной позиции.
Некоторая дунганская лексика может показаться китайцам старомодной. Например, они называют президента «Императором » (Хуаңды/皇帝, хуан-ди ) и называют правительственные учреждения ямэнь (ямын/衙門, я-мин ), термином, обозначающим должности мандаринов в древнем Китае. Их язык также содержит много заимствований из русского , арабского , персидского и тюркского языков . С 1940-х годов язык был написан кириллицей , хотя исторически в языке также использовались китайские иероглифы и сяоэрцзин ( арабское письмо, используемое для китайского языка), хотя сейчас они считаются устаревшими.
Дунгане, как правило, многоязычны . Помимо дунганского китайца, более двух третей дунганцев говорят на русском языке и небольшая часть может говорить на кыргызском или других языках, принадлежащих титульным национальностям стран, где они проживают. [ 46 ]
Культура
[ редактировать ]Исследователь девятнадцатого века Генри Лансделл отмечал, что дунгане воздерживались от спиртных напитков и опиума , не курили, не нюхали табак и не нюхали табак .
«среднего роста, склонны к полноте. У них высокие и выступающие лбы, густые и изогнутые брови, глаза довольно запавшие, довольно выступающие скулы, лицо овальное, рот среднего размера, губы толстые, зубы нормальные, подбородок круглый. Уши маленькие и сжатые, волосы черные и гладкие, борода редкая и грубая, кожа гладкая, шея сильная, конечности средних пропорций. Характеристиками дунганов являются доброта, трудолюбие и гостеприимство.
Они занимаются земледелием, садоводством и торговлей. В семейной жизни родительский авторитет очень силен. После рождения ребенка мать не встает в течение пятнадцати дней, и без особого праздника ребенок получает свое имя в присутствии муллы на следующий день после его рождения. Обрезание происходит на восьмой, девятый или десятый день. Когда девушка выходит замуж, она получает приданое . В болезни они прибегают к лекарствам и врачам, но никогда к экзорцизму .
После смерти мулла и старики собираются для чтения молитв; труп заворачивают в белое полотно, а затем хоронят, но никогда не сжигают. По возвращении из погребения мулла и старейшины едят хлеб и мясо. Святым воздвигают памятники, похожие на маленькие мечети, другим — простые холмы. Вдова может повторно выйти замуж через 90 дней, а в третью годовщину смерти устраивают пир». [ 47 ]
Дунгане в основном занимаются земледелием, выращивают рис и овощи, такие как сахарная свекла. Многие также разводят молочный скот. Кроме того, некоторые из них занимаются производством опиума . Дунгане склонны к эндогамии. [ нужна ссылка ] .
Дунгане хорошо известны своим гостеприимством и проводят множество церемоний и банкетов, чтобы сохранить свою культуру. Они тщательно и красочно отмечают дни рождения, свадьбы и похороны. Кроме того, в школах есть музеи, в которых хранятся другие части их культуры, такие как вышивка, традиционная одежда, серебряные украшения, вырезки из бумаги животных, цветов и инструментов. [ нужна ссылка ] .
Дунгане до сих пор практикуют элементы китайской культуры в кухне и одежде, вплоть до 1948 года они также практиковали связывание ног , пока эта практика не была запрещена советским правительством, а затем и китайским правительством. [ 48 ] Консервативные дунгани из провинции Шэньси более крепко придерживаются китайских обычаев, чем дунгани из Ганьсу. [ 49 ]
Дунгане сохранили китайские традиции, исчезнувшие в современном Китае. Традиционные брачные обычаи до сих пор широко распространены среди сватов, браки, проводимые дунганами, аналогичны китайским бракам XIX века, прически и одежда женщин восходят к династии Цин. [ 50 ]
Женская одежда Шэньси по-прежнему китайская, хотя остальные дунгане одеваются в западную одежду. Палочками для еды пользуются дунгане. [ 51 ] Кухня дунган напоминает кухню северо-западного Китая. [ 52 ] [ 53 ] Однако, будучи мусульманами, они не едят свинину, одно из самых популярных видов мяса в китайской кухне, и мясо закупается в соответствии с халяльными требованиями .
Примерно в конце XIX века выкуп за невесту дунганок составлял от 240 до 400 рублей. Известно, что дунгане охотно берут в невесты других женщин, таких как киргизы и татарки, или похищают киргизских девушек. [ 54 ] Дунгане провинции Шэньси консервативны даже при вступлении в брак с другими дунганами; они хотят, чтобы только другие дунгане Шэньси женились на их дочерях, в то время как их сыновьям разрешено жениться на ганьсуйских дунганках, киргизках и казашках. Еще в 1962 году межэтнические браки считались анафемой среди дунган. [ 55 ]
Личность
[ редактировать ]Во времена династии Цин термин Чжунюаньжэнь ( 中原人 ; «человек с центральных равнин Китая ») был синонимом основного китайца, особенно в отношении ханьских китайцев и хуэйских мусульман в Синьцзяне или Центральной Азии.
По религиозным причинам, хотя люди хуэй не считают себя ханьцами и не являются ханьскими китайцами, они считают себя частью более широкой китайской расы и называют себя Чжунюаньжэнь. [ 56 ] Дунгане, потомки Хуэй, бежавшие в Среднюю Азию, называли себя Чжунюаньжэнь в дополнение к стандартным названиям Лао Хуэйхуэй и Хуэйцзы. [ 57 ]
Чжунюаньжэнь обычно использовался тюркскими мусульманами для обозначения китайцев хань и хуэй. Когда среднеазиатские захватчики из Коканда вторглись в Кашгар , кокандский командующий в письме критикует кашгарского тюркского мусульманина Исхака за то, что он якобы не ведет себя как мусульманин тюркского происхождения и хочет быть чжунюаньжэнем. [ 58 ] [ 59 ]
См. также
[ редактировать ]- Дунганское восстание (1862–1877) , восстание различных мусульманских этнических групп в Шэньси и Ганьсу, Китай.
- Дунганское восстание (1895–1896) , восстание различных мусульманских этнических групп в Цинхае и Ганьсу, Китай.
- Тунгистан
Примечания
[ редактировать ]- ^ Дунган : Хуэй) , латинизированный Хуэйцзу , Сяоэрцзин : حُوِ ; упрощенный : Дунган ; китайский : Дунг ; пиньинь : Дунган ظُ зу : Хуэйзў ( 1 может 1 -цу 2 , [tʊ́ŋkán tsǔ] , Сяоэрцзин: دْوقًا ظُ ; Русские : Дунгейн , Дунгейн ; Кыргызские : Дунгандар , Дунгандар , дамгандар; Казахский : Дюнгендер , Дюнгендер , песня
Ссылки
[ редактировать ]- Источники
- ^ «Общая численность населения по национальностям (оценка на начало года, чел.)» . Бюро статистики Кыргызстана . 2021.
- ^ «Население Республики Казахстан по отдельным этносам на начало 2019 года» . Комитет по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан. Архивировано из оригинала 4 июня 2020 года . Проверено 8 января 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б "1. НАЦИОНАЛЬНЫЙ СОСТАВ НАСЕЛЕНИЯ" [1. NATIONAL COMPOSITION OF THE POPULATION] (in Russian). 6 October 2020.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Всероссийская перепись населения 2010 года. Официальные итоги с расширенными перечнями по национальному составу населения и по регионам. Archived 2021-12-09 at the Wayback Machine : см. Archived 2012-10-18 at the Wayback Machine
- ^ «О численности и составе населения Украины по данным Всеукраинской переписи населения 2001 года» . Перепись населения Украины 2001 года . Государственный комитет статистики Украины. Архивировано из оригинала 17 декабря 2011 года . Проверено 17 января 2012 г.
- ^ Дэвид Триллинг (20 апреля 2010 г.). «Кыргызстан ест: Дунганское застолье в Нарыне» . EURASIANET.org .
- ^ «ОННН: Восточный Туркестан: продолжается строгий контроль над китайскими мусульманами-уйгурами» . Организация непредставленных наций и народов. 16 августа 2006 года . Проверено 12 марта 2020 г.
Однако контроль властей над дунганскими мечетями менее строгий, чем над мечетями, используемыми уйгурами, тюркским народом, проживающим в основном в Синьцзяне, а также в государствах Центральной Азии. (Дунгане — китайский мусульманский народ, также проживающий в государствах Центральной Азии.)
- ^ "Демографический ежегодник Кыргызской Республики: 2009–2013.-Б: Нацстатком Кырг. Респ., 2014:-320с. ISBN 978-9967-26-837-1" (PDF) . Bishkek: National Committee on Statistics. 2014. Archived from the original (PDF) on 6 October 2018 . Retrieved 6 December 2014 .
- ^ Aleksandr Nikolaevich Alekseenko (Александр Николаевич Алексеенко), "Republic in the Mirror of the Population Census" («Республика в зеркале переписей населения») Sotsiologicheskie Issledovaniia . 2001, No. 12. pp. 58–62.
- ^ Марианна Камп (2008). Новая женщина в Узбекистане: ислам, современность и раскрытие при коммунизме (переиздание, иллюстрированное издание). Вашингтонский университет Press. п. 25. ISBN 978-0-295-98819-1 . Проверено 30 июля 2010 г.
- ^ Шаил Маярам (2009). Шаил Маярам (ред.). Другой глобальный город (Иллюстрированный ред.). Тейлор и Фрэнсис США. п. 209. ИСБН 978-0-415-99194-0 . Проверено 30 июля 2010 г.
- ^ WG Кларенс-Смит (2006). Ислам и отмена рабства . Издательство Оксфордского университета, США. п. 45 . ISBN 0-19-522151-6 . Проверено 31 октября 2010 г.
Кокандские налетчики, захватившие китайских рабов в Восточном Туркестане, потерпели неудачу в конфликте между хуэйскими мусульманами и ханьцами.
- ^ WG Кларенс-Смит (2006). Ислам и отмена рабства . Издательство Оксфордского университета, США. п. 15 . ISBN 0-19-522151-6 . Проверено 31 октября 2010 г.
ручеек китайцев также достиг Туркестана еще в девятнадцатом веке.
- ^ Миллуорд 1998 , с. 298.
- ^ Миллуорд 1998 , с. 205.
- ^ Миллуорд 1998 , с. 305.
- ^ Лаура Ньюби (2005). Империя и ханство: политическая история отношений Цин с Кокандом ок. 1760–1860 . БРИЛЛ. п. 97. ИСБН 90-04-14550-8 . Проверено 28 ноября 2010 г.
- ^ Фэрбанк, Джон К. , изд. (1978). Кембриджская история Китая, Том 10: Поздний Цинь 1800–1911 гг., Часть 1 . Кембридж: Издательство Кембриджского университета . п. 371. ИСБН 978-0-521-21447-6 .
- ^ Миллуорд 1998 , с. 168.
- ^ Харрисон, Генриетта (2013). Проклятие миссионера и другие истории китайской католической деревни . Том. 26 стран Азии: местные исследования / глобальные темы. Издательство Калифорнийского университета. п. 59. ИСБН 978-0520954724 . Проверено 28 ноября 2010 г.
- ^ Миллуорд 1998 , с. 285.
- ^ Согласно Ма Тонгу (2003)
- ^ М. Че. Хоутсма (1993). Первая энциклопедия ислама Э. Дж. Брилла, 1913–1936 гг . ОЧКИ. стр. 720. ИСБН 90-04-09790-2 . Проверено 28 октября 2010 г.
- ^ Липман, Джонатан Ниман (1998). Знакомые незнакомцы: история мусульман Северо-Западного Китая . Издательство Гонконгского университета. п. 59. ИСБН 962-209-468-6 . . Источник Липмана: Джозеф Флетчер , «Накшбандия на северо-западе Китая», в Беатрис Манц, изд. (1995). Исследования китайской и исламской Внутренней Азии . Лондон: Вариорум.
- ^ Джеймс Принсеп, «Мемуары о Китайской Тартарии и Хотене». Журнал Азиатского общества Бенгалии, № 48, декабрь 1835 г. Стр. 655. В Google Книгах.
- ^ Статья Принсепа также доступна в «Китайском репозитории», 1843, стр. 234 В Google Книгах . Доступна современная (2003 г.) перепечатка. ISBN 1-4021-5631-6 .
- ^ Карл Эрнст фон Бэр , Григорий Петрович Гельмерсен. «Вклад в познание Российской империи и соседних стран Азии». Императорской Академии наук, 1839. с. 91. В Google Книгах (на немецком языке)
- ^ Роберт Монтгомери Мартин, «Китай; политический, коммерческий и социальный; официальный отчет». 1847. с.19. В Интернет-архиве
- ^ Например, Томас Эдвард Гордон пишет о «тунганах» со стенами тайфу (маленькими пушками), охраняющих стены Якуб-бека столицы Кашгара (ныне Западный Синьцзян). в своей книге «Крыша мира: рассказ о путешествии» через высокогорное Тибетское плато до границы с Россией и истоков Окса на Памире . Журналист «Таймс» в статье « Россия и Китай в Центральной Азии » (перепечатанной The Brisbane Courier , среда, 8 января 1879 г.) различает «страну Тунгань» (сегодня восточный Синьцзян) и «Восточный Туркестан» (соответствующий Якуб-бека государству в современный западный Синьцзян). Он говорит о «тунганах, которые создали в различных городах Хамиля , Баркула , Гучена , Урумци и Манаса конфедерацию немалой силы».
- ↑ См., например, анонимную статью « Магометанство в Китае » в журнале «Живой век » , том 145, выпуск 1876 г., 29 мая 1880 г., стр. 515–525. Перепечатано из Edinburgh Review . Используя слово «мусульмане» в качестве общего описания китайских мусульман на протяжении всей статьи (включая, например, пантайцев, недавно восставших в Юньнани ) , автор описывает «восстание , начавшееся в Синган-фу и распространившееся на Кан-су». в 1862 году, в котором тунгани (загадочная раса мусульман, проживающая в этом регионе, предположительно являвшаяся остатком армии Хубилай-хана ) были главными действующими лицами» (с. 524).
- ^ Брумхолл, Маршалл (1910). Ислам в Китае: забытая проблема . Внутренняя миссия Китая. п. 147 . OCLC 347514 . . Доступно переиздание 1966 года издательством Paragon Book Reprint. Соответственно, русское слово, обозначающее Китай, тоже Китай ( Китай ), а по-китайски – китаицы ( китайцы ), ярлык, не применяемый к дунганам ( дунгане в этническом смысле; то есть дунгане и китаицы (китайцы) считались как разные этнические группы или национальности.
- ^ Брумхолл 1910 , с. 260
- ^ Оуэн Латтимор . Внутреннеазиатские границы Китая . Страница 183 в издании 1951 года.
- ^ Твитчетт, Денис Криспин (1978). Кембриджская история Китая, том 11 . Издательство Кембриджского университета. стр. 215–242. ISBN 0-521-22029-7 . . Определение Твитчетта (стр. 215) соответствует мнению авторов 1870–1880-х годов, а не определению более позднего Латтимора: для Твитчетта «тунганцы» включают в себя также хуэй Шэньси и Ганьсу, а не только Синьцзяна.
- ^ Миллуорд, Джеймс А. (1998). За перевалом: экономика, этническая принадлежность и империя в Цинской Средней Азии, 1759-1864 гг . Издательство Стэнфордского университета. стр. 35 и т. д. ISBN 0-8047-2933-6 .
- ^ Ким, Хо-дон (2004). Священная война в Китае: мусульманское восстание и государство в китайской Средней Азии, 1864-1877 гг . Издательство Стэнфордского университета. ISBN 0-8047-4884-5 .
- ^ Хименес-Товар, Соледад (2016). «Антрополог как гриб» (PDF) . Полевые заметки и исследовательские проекты . Институт социальной антропологии Макса Планка. ISSN 2193-987X . Проверено 9 февраля 2020 г.
Сразу после прибытия Би Янху, с 1878 по 1903 год, село называлось «Каракунуз», что на местных тюркских языках означает «черный жук». Дайер (1992) полагает, что это было прозвище, данное дунганам местными тюркоязычными людьми, в связи с тем, что дунганские женщины в то время любили носить черное. В 1903 году название было изменено на «Николаевка» (в честь русского царя) и снова изменилось в 1918 году, когда было вновь принято название «Каракунуз», и не менялось до 1964 года, когда в рамках реабилитации Магаза Масанчи, село было переименовано в его честь: «Масанчи». Помимо этих официальных названий, у Масанчи также есть дунганское имя Иньпан, которое изображено на левом изображении на стене7.
- ^ Данные о населении городов и сел Жамбылской области. Архивировано 1 июля 2007 г. в Wayback Machine (1999–2002 гг.).
- ^ Светлана Римский-Корсакова Дайер (1991). И︠Асыр Шиваза: Жизнь и творчество советского дунганского поэта (иллюстрированное изд.). П. Ланг. п. 205. ИСБН 3-631-43963-6 . Проверено 11 июня 2011 г.
- ^ Форбс (1986) , с. 130
- ^ Георг Васель; Джеральд Гриффин (1937). Мои русские тюремщики в Китае . Херст и Блэкетт. п. 143. Архивировано из оригинала 8 мая 2021 года . Проверено 28 июня 2010 г.
- ^ Перейти обратно: а б Чарльз Э. Зиглер (2014). Гражданское общество и политика в Центральной Азии . Азия в новом тысячелетии. Университетское издательство Кентукки . ISBN 9780813150789 . Проверено 8 февраля 2020 г.
- ^ ДАУРОВ ХУСЕЙ ШИМАРОВИЧ. Архивировано 20 июня 2017 года в Wayback Machine («Лучшие люди», Большая международная энциклопедия).
- ^ «Казахи начинают возвращаться домой из Кыргызстана после этнического насилия в выходные» . РадиоСвободная Европа/РадиоСвобода . Проверено 10 февраля 2020 г.
- ^ «В результате столкновений в Казахстане погибли 10 человек и еще не менее 40 получили ранения» . Евроньюс . 9 февраля 2020 г. Проверено 10 февраля 2020 г.
- ^ «Архивная копия» . Архивировано из оригинала 20 октября 2008 года . Проверено 1 декабря 2009 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) . - ^ Генри Лансделл (1885). Российская Средняя Азия: включая Кульджу, Бухару, Хиву и Мерв . Сэмпсон Лоу, Марстон, Сирл и Ривингтон. стр. 209–10 .
- ^ Турай Атабаки; Санджот Мехендейл (2005). Центральная Азия и Кавказ: транснационализм и диаспора . Психология Пресс. п. 31. ISBN 0-415-33260-5 . Проверено 1 января 2011 г.
- ^ Французский центр исследований современного Китая (2000). Перспективы Китая, вопросы 27–32 . CEFC стр. 68 . Проверено 1 января 2011 г.
- ^ Барбара А. Уэст (2008). Энциклопедия народов Азии и Океании, Том 1 . Издательство информационной базы. п. 195. ИСБН 978-0-8160-7109-8 . Проверено 1 января 2011 г.
- ^ Джеймс Стюарт Олсон; Николас Чарльз Паппас (1994). Этноисторический словарь Российской и Советской империй . Издательская группа Гринвуд. п. 204. ИСБН 0-313-27497-5 . Проверено 1 января 2011 г.
- ^ Светлана Римский-Корсакова Дайер (1979). Советские дунганские колхозы в Киргизской ССР и Казахской ССР . Факультет азиатских исследований АНУ. п. 62. ИСБН 0-909879-11-7 . Проверено 1 января 2011 г.
- ^ Хевра ха-Мизрахит ха-Йишреелит (1983). Азиатские и африканские исследования, Том 16 . Иерусалимская академическая пресса. п. 338 . Проверено 1 января 2011 г.
- ^ Азиатский институт фольклора, Общество азиатского фольклора, Нанзан Дайгаку. Дзинруигаку Кенкюдзё, Нанзан Сюкё Бунка Кенкюдзё (1992). Азиатское фольклористика, Том 51 . Институт антропологии Университета Нанзан. п. 256 . Проверено 28 июня 2010 г.
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Советская социология . Международная пресса по искусству и наукам. 1962. с. 42.
- ^ Ричард В. Уикс (1984). Мусульманские народы: мировой этнографический обзор, Том 1 . Гринвуд Пресс. п. 334. ИСБН 0-313-23392-6 . Проверено 28 ноября 2010 г.
- ^ Джеймс Стюарт Олсон; Николас Чарльз Паппас (1994). Этноисторический словарь Российской и Советской империй . Издательская группа Гринвуд. п. 202. ИСБН 0-313-27497-5 . Проверено 28 ноября 2010 г.
- ^ Джеймс А. Миллуорд (1998). За перевалом: экономика, этническая принадлежность и империя в Цинской Центральной Азии, 1759–1864 гг . Издательство Стэнфордского университета. п. 215. ИСБН 0-8047-2933-6 . Проверено 28 ноября 2010 г.
- ^ Лаура Ньюби (2005). Империя и ханство: политическая история отношений Цин с Кокандом ок. 1760-1860 гг . БРИЛЛ. п. 148. ИСБН 90-04-14550-8 . Проверено 28 ноября 2010 г.
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Форбс, Эндрю Д.В. (9 октября 1986 г.). Полевые командиры и мусульмане в китайской Центральной Азии: политическая история республиканского Синьцзяна 1911–1949 гг . Архив Кубка. ISBN 978-0-521-25514-1 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Аллес, Элизабет. 2005. «Китаеязычные мусульмане (дунгане) Центральной Азии: случай множественной идентичности в меняющемся контексте», Asian Ethnicity 6, № 2 (июнь): 121–134.
- Дин Хонг. 2005. «Сравнительное исследование культур дунган и народа хуэй», Asian Ethnicity 6, № 2 (июнь): 135–140.
- Светлана Римский-Корсакова Дайер. 1979. "Советские дунганские колхозы в Киргизской ССР и Казахской ССР (серия восточных монографий)". Факультет азиатских исследований Австралийского национального университета . ISBN 0-909879-11-7 .
- Светлана Римский-Корсакова Дайер. Каракунуз: Раннее расселение китайских мусульман в России , с английским переводом работы В.Цибузгина и А.Шмакова. «Азиатские фольклорные исследования», Том. 51 (1992), стр. 243–279.
- Ма Тонг, «Мусульманская культура дунганов на лугах Кыргызстана» , Серия «Мусульманские культуры Шелкового пути», 2003 г. – 27 апреля (на китайском языке) (В этой статье есть некоторые дополнительные подробности к Римскому-Корсакову (1992). ).
- Сушанло Мухамед, Имазов Мухаме. "Совет хуэйзў вынщүә". Фрунзе, "Мектеп" чубаншә, 1988. (Mukhamed Sushanlo, Mukhame Imazov. "Dungan Soviet Literature: textbook for 9th and 10th grade". Frunze, 1988). ISBN 5-658-00068-8 .
- http://nirc.nanzan-u.ac.jp/publications/afs/pdf/a916.pdf Архивировано 12 августа 2011 г. в Wayback Machine.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Карта поселения дунган в Киргизии и Казахстане
- Статья о кыргызских дунганах «Очень дунганской свадьбы». Архивировано 17 декабря 2012 г. на Wayback Machine.
- Форум дунган (Россия)
- Chinabroadcast.cn
- Данные советской переписи населения проанализированы по родному и второму языкам на английском языке.
- Ассоциация дунган Кыргызской Республики, на английском и русском языках.
- Образцы дунганской кухни. Архивировано 26 августа 2011 года в Wayback Machine.