Константин Нойка
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( апрель 2014 г. ) |
Константин Нойка (англ. Румынский: [konstantin ˈnojka] ; 25 июля [ OS 12 июля] 1909 — 4 декабря 1987) — румынский философ , эссеист и поэт . Его интересы охватывали всю философию, от эпистемологии , философии культуры, аксиологии и философской антропологии до онтологии и логики , от истории философии до систематической философии, от древней до современной философии, от перевода и интерпретации до критики и творчества. В 2006 году по результатам общенационального опроса он был включен в список 100 величайших румын всех времен.
Биография
[ редактировать ]Нойка родилась в Витэнешть , уезд Телеорман .
Он учился в лицеях Димитрия Кантемира и Спиру Харет в Бухаресте . В Спиру Харет его учителем математики был Дэн Барбилиан ( псевдоним Ион Барбу, поэт и математик). Его дебют состоялся в Vlăstarul журнале университета в 1927 году. В период с 1928 по 1931 год он посещал курсы факультета литературы и философии Бухарестского , который окончил в 1931 году (диссертация: «Проблема lucrului în sine la Kant» / «Дело вещи в себе в Канта философии »). Здесь он познакомился с учителем-философом Наэ Ионеску .
Он работал библиотекарем на семинаре по истории философии и в течение года (1933) посещал курсы математического факультета. Он был членом Ассоциации «Критерий» (1932–1934). Вместе со своими тамошними друзьями, в том числе Мирчей Элиаде , Михаилом Полихрониадой и Хейгом Актерианом , он позже поддержал фашистскую Железную гвардию .
После посещения курсов во Франции в 1938–1939 годах по стипендии французского правительства он вернулся в Бухарест, где в 1940 году получил степень доктора философии (диссертация: « Очерк истории того, как происходит что-то новое» , опубликованная в том же году). ). После того, как генерал Ион Антонеску установил свою диктатуру в сотрудничестве с Железной гвардией в сентябре 1940 года, Нойка занимал должность главного редактора Buna Vestire , официальной газеты Железной гвардии. В своих статьях того периода он превозносил организацию и ее лидера Хорию Симу . По словам историка Зигу Орнеа , его преданность фашистской организации продолжалась и после того, как Железная гвардия была подавлена после неудавшегося восстания . [1]
В октябре 1940 года он уехал в Берлин в качестве рецензента в Секстиля Пушкариу Румынско-немецкий институт .
После войны Советская армия осталась в Румынии, поддерживая установление коммунистического режима. Нойка подвергался преследованиям со стороны нового режима.
В 1949 году он был приговорен коммунистическими властями к 10 годам принудительного проживания в Кымпулунг-Мюшеле , оставаясь там до 1958 года. В декабре того же года, после обнародования книги История и утопия» « Эмиля Чорана (уехавшего во Францию), он был приговорен к 25 годам принудительных работ в тюрьме Джилава как политический заключенный, все его имущество конфисковано. Он был помилован через 6 лет по всеобщей амнистии и освобожден в августе 1964 года.
С 1965 года жил в Бухаресте, где был главным научным сотрудником Румынской академии Центра логики . В своей двухкомнатной квартире, расположенной в Западном Друмул-Таберее , он проводил семинары по Гегеля , Платона и Канта философии . Среди участников были Сорин Виеру (его коллега по Центру логики), Габриэль Лийчану и Андрей Плешу .
В 1975 году он вышел на пенсию и переехал жить в Пэлтиниш , недалеко от Сибиу , где оставался в течение следующих 12 лет, до своей смерти 4 декабря 1987 года. [2] Он был похоронен в соседнем ските, оставив после себя множество философских сочинений.
В 1988 году Константин Нойка был посмертно награжден премией Гердера , а в 1990 году, после падения коммунизма в Румынии , он был посмертно избран членом Румынской академии .
Философия
[ редактировать ]Считается, что в XX веке доминирует наука . Модель научного познания , означающая преобразование действительности в формальные и абстрактные понятия, применяется при оценке всей окружающей среды. Этот тип мышления Нойка называет «логикой Ареса», поскольку рассматривает индивидуума как простую переменную в Целом. При таком научном взгляде на вещи существование является статистическим фактом.
Чтобы восстановить индивидуальные чувства, смысл существования, Нойка предлагает, в противовес «логике Ареса», «логике Гермеса», способ мышления, который рассматривает индивидуума как отражение Целого. Логика Гермеса означает понимание Целого через часть, она означает выявление в едином существовании общих принципов реальности. Такой образ мышления позволяет понять смысл жизни человека, угнетенного сиюминутным моментом настоящего.
Нойка ценил греческих и немецких философов, а также нескольких румынских писателей. Он рекомендовал читать философию, изучать классические языки, особенно древнегреческий, и современные языки, особенно немецкий. [3]
Книги
[ редактировать ]- 1934 – Mathesis или простые удовольствия («Mathesis sau bucuriile simple»)
- 1936 — Открытые концепции в истории философии у Декарта , Лейбница и Канта («Открытые концепции в истории философии у Декарта, Лейбница и Канта»)
- 1937 – Де Каэло. Эссе о знании и личности («De caelo. Эссе о знании и личности»)
- 1937 – Жизнь и философия Рене Декарта («Жизнь и философия Рене Декарта»)
- 1940 — Очерк к истории «Как случилось что-нибудь новое».
- 1943 — Два введения и переход к идеализму («Два введения и переход к идеализму»)
- 1944 – Философский журнал.
- 1944 – Страницы румынской души («Страницы о румынской душе»).
- 1962 - « Феноменология духа » Г.В.Ф. Гегеля в рассказе Константина Нойки (« Феноменология духа Г.В.Ф. Гегеля в рассказе Константина Нойки»)
- 1969 — Двадцать семь уровней настоящего («Двадцать семь уровней настоящего»)
- 1969 – Платон: Лисий
- 1970 – Румынское философское высказывание [4] («Румынская философская речь»)
- 1973 – Созидание и красота в румынском языке. [4] («Созидание и красота в румынском произношении»)
- 1975 - Эминеску , или Мысли о целостном человеке румынской культуры («Эминеску, или Мысли о целостном человеке румынской культуры»)
- 1976 – Расставание с Гете («Расставание с Гете»)
- 1978 - Румынское чувство бытия («Румынское чувство бытия») - переведено на английский язык в 2022 году. [5]
- 1978 – Шесть болезней современного духа. Румынский дух в конъюнктуре времени («Шесть болезней современного духа. Румынский дух в условиях времени»)
- 1980 – Повествования о человеке по мотивам » Гегеля « Феноменологии духа («Povestiri despre om»).
- 1981 – Становление в Бытие , [6] т. 1: Очерк традиционной философии , т. 2: Трактат об онтологии («Становление», т. 1: «Очерк традиционной философии», т. 2: «Трактат об онтологии»)
- 1984 – Три введения в становление в бытие [6] («Три вступления в становление»)
- 1986 – Письма о логике Гермеса («Scrisori despre logica lui Hermes»)
- 1988 — Достоинство Европы (на немецком языке )
- 1990 – Молитесь за брата Александра! («Молитесь за брата Александра»)
- 1991 – идей. Журнал
- 1992 – Воскресные очерки («Воскресные очерки»)
- 1992 – Простые знакомства с добротой нашего времени («Простые знакомства с добротой нашего времени»)
- 1992 – Знакомство с Эминесским чудом («Введение в Эминесское чудо»)
- 1997 - Рукописи Кымпулунга («Рукописи из Кымпулунга»).
- 1998 – Духовное равновесие. Этюды и очерки (1929–1947) («Духовное равновесие. Этюды и очерки (1929–1947)»)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Орнеа, Зигу (2016). Тридцатые годы. Румынские крайне правые . Румынская книга. стр. 173–176. ISBN 978-973-46-5906-7 .
- ^ "Константин Нойка (р. 1909 - ум. 1987). С Охраной на последнем пути" [Константин Нойка (р. 1909 - ум. 1987). С Секуритатеа на последнем пути] (на румынском языке). Культурная информация. 12 декабря 2021 . Проверено 18 декабря 2021 г.
- ^ Ицу, Мирсия, «Conceptul de Spirit la Constantin Noica rapportat la Mircea Eliade» («Концепция духа в видении Константина Нойки и Мирчи Элиаде »), в Маноле, Георгикэ (2010), Lumină lină , Luceafărul , Botogani [1] . Проверено 7 июня 2016. ISSN 2065-4200: «Нойка говорил со мной о греческой философии, особенно об Аристотеле и Платоне , и о немецкой философии, особенно об Иммануиле Канте и Георге Вильгельме Фридрихе Гегеле . Я помню, что философ Нойка подчеркивал, что у человека не может быть личности. Если кто-то не читает этих авторов, он сказал это, то имел в виду Иоганна Вольфганга фон Гете . Его лицо просветлело, когда я упомянул его имя. как: Михай Эминеску , Титу Майореску и Лучиан Блага , и особенно авторам, которым было запрещено во время коммунистического режима, таким как следующие: Мирча Элиаде , Эмиль Чоран и Мирча Вулканеску . Он настаивал на необходимости изучения языков, подчеркивая изучение классических языков и особенно древнегреческого, а также современных языков, из которых он горячо рекомендовал немецкий».
- ^ Jump up to: а б Название построено на игре слов: «рост» = смысл , значение , а «а рости» = произносить , здесь переводится как произнести .
- ^ «Константин Нойка: Румынское чувство бытия» . Феноменологические обзоры . 30 сентября 2022 г. Проверено 9 декабря 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Нойка использует старое румынское слово «într» (<лат. intro ), которое сейчас используется редко и заменяется в нынешнем использовании языка на «în» (= англ. in ). Посмотрите здесь, как Noica объясняет его использование:
«Если бы на румынской земле выросло питательное растение, которого мы не можем найти больше нигде, нам пришлось бы за это ответить. Если бы слова и значения, которые могут обогатить душу человека, появились в нашем языке, но не появились в других речи или мысли, нам тоже придется за них отвечать.
Такое слово — интру ; таким смыслом, по-видимому, является смысл бытия. На самом деле, наше своеобразное понимание бытия, возможно, является результатом своеобразных значений întru , которые, по-видимому, выражают бытие изнутри , предполагая, что «быть» означает «быть в/ intru /чем-то», то есть быть, но не полностью, в чем-то, отдыхать, но и стремиться, закрываться, но и открываться. Таким образом бытие было вырвано из неподвижности и потрясено. Но если бы оно не тряслось, было бы оно по-настоящему? Что это за бытие, в котором нет места ни вибрации, ни движению?».
Внешние ссылки
[ редактировать ]- (на румынском языке) Страница Нойки в издательстве Humanitas [2]
- (на румынском языке) Изабела Василиу-Скраба, Философия Ноики между фантазией и осознанностью , Ed. E&B, 1992.
- (на румынском языке) Изабела Василиу-Скраба, В лабиринте преступлений. Наэ Ионеску через своих учеников: Петре Цутеа, Эмиля Чорана, Константина Нойку, Мирчу Элиаде, Мирчу Вулкэнеску и Василе Бэнчилэ , с предисловием Иона Папука, Слобозия, 2000 г., ISBN 973-8134056
- (на румынском языке) Изабела Василиу-Скраба, Паломничество в Пэлтиниш-луй-Нойка
- (на румынском языке) Изабела Василиу-Скраба, кимерская ученица из Пэлтиниша, повод для тонкой иронии со стороны Нойки
- Изабела Василиу-Скраба, Приключение, за пределами которого возможно все, кроме повторения
- Время выполнения . Антология произведений Нойки «в интересах студентов, которых Нойке никогда не разрешалось иметь», с томом «Брат Александр», переведенным на английский его женой Кэтрин Мастон, и вступительным эссе ( Atitudinea Noica ) К. Джорджа Сандулеску , Издательство современной литературы (Бухарестский университет) [3]
- Антология Нойки. Том второй: Общая философия , под редакцией К. Джордже Сандулеску , Contemporary Literature Press (Бухарестский университет) [4]
- Антология Нойки. Том третий: Rostirea romaneasca de la Eminescu cetire , под редакцией К. Джордже Сандулеску , издательство современной литературы (Бухарестский университет) [5]
- Подделка Нойки! Спорная Нойка снова восстает! , под редакцией К. Джордже Сандулеску , Contemporary Literature Press (Университет Бухареста) [6]
- 1909 рождений
- 1987 смертей
- Люди из округа Телеорман
- Выпускники Национального колледжа Спиру Харет (Бухарест)
- Члены Железной гвардии
- Заключенные тюрьмы Джилава
- Румынские философы
- Румынские эссеисты
- Румынские философы ХХ века
- Эпистемологи
- Румынские логики
- Онтологи
- Философская антропология
- эссеисты 20-го века
- Лауреаты премии Гердера
- Члены Румынской академии избраны посмертно