Тувинское горловое пение
-тувинское горловое пение , основная техника которого известна как хоомей ( тувинский : ей , : xöömej , монгольский : мий خو латинизированный Монголо ; خوم [ 1 ] русский : хоомей , китайский:呼麦, пиньинь: хумай ), — стиль пения, практикуемый народами Тувы и Монголии . Он известен включением обертонов в пение . В 2009 году он был включен в Репрезентативный список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО . человечества Термин хёмей / комей означает горло и гортань в разных тюркских языках . [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] Это слово может быть заимствовано из монгольского khooloi , что также означает горло, происходящего от протомонгольского слова *koɣul-aj . [ 5 ]
Обзор
[ редактировать ]В тувинском языке [горловое пение] исполнитель напевает основную высоту звука и одновременно манипулирует принадлежащими этой основной высоте обертонами, создавая мелодию. [ 6 ] История тувинского горлового пения уходит корнями в далекое прошлое. Многие пастухи-мужчины умеют горловое пение, но женщины тоже начали практиковать эту технику. Популярность горлового пения среди тувинцев, видимо, возникла в результате географического положения и культуры. Открытый ландшафт Тувы позволяет звукам разноситься на большие расстояния. Этномузыкологи, изучающие горловое пение в этих регионах, отмечают хоомей как неотъемлемую часть древнего пасторального анимизма, который практикуется до сих пор. Часто певцы отправляются далеко в сельскую местность в поисках нужной реки или поднимаются в степи на склонах гор, чтобы создать подходящую среду для горлового пения. [ 7 ]
Анимистическое мировоззрение этого региона определяет духовность объектов природы не только в их форме или расположении, но и в их звучании. [ 8 ]
Обычно мелодии создаются путем выделения 6-й, 7-й, 8-й, 9-й, 10-й, 12-й и 13-й частичных в соответствии с гармоническим рядом . Таким образом, если бы основной частотой была C3, обертоны были бы G5, B♭5, C6, D6, E6, G6, A6. Тем не менее, можно достичь как 2-го, так и намного выше 16-го. [ нужна ссылка ] Основная высота звука обычно находится примерно в районе E и G ниже средней C , и это влияет на диапазон частичных звуков, которые может достичь певец, при этом более высокие части звука легче достигаются на более низких нотах, и наоборот.
Жители Тувы обладают широким диапазоном вокализаций горлового пения и являются пионерами шеститональных гармоник. [ 9 ] Существует несколько различных схем классификации тувинского горлового пения. В одном из трёх основных стилей — хоомей , каргыраа и сыгыт , а к подстилям относятся борбангнадыр , чыландык , думчуктаар , эзенгилер и канзып . В другом — пять основных стилей: хоомей , сыгыт , каргыраа , борбаннадыр и эзенгилер . Опалицы включают Чиландайк , Десг -Борбанг , Опей Хомей , Буга Хуомей , Канзип , Хову Каргьрази , Кожагар Каргьрази , Даг Карграджи , Ойдупаа -Каргьрази , Уьянгилаар , Дамирактаар , Киширер , Серлененедер и уренанна ираленан . [ 10 ] Все эти схемы используют тувинскую терминологию.
Правильный
[ редактировать ]Хоректеер означает «грудной голос». Это голос, который горловые певцы используют при использовании хоомей , каргыраа или любого другого стиля, вызывающего гармонию. Этот термин также можно использовать для обозначения всех стилей тувинского горлового пения, во многом похожего на хоомей . Это также может относиться к ощущению резонанса в груди или давления, которое человек испытывает при горловом пении. Хоректеэр часто используется как стартовая площадка для освоения хоомей , сыгыт или каргыраа стилей горлового пения .
Хоомей
[ редактировать ]Самый популярный стиль горлового пения известен как хоомей (или хёёмей , на кириллице : хөөмей ). Хоомей традиционно представляет собой более мягкий стиль звучания, с основным звуком (или гулом ), обычно находящимся в диапазоне от низкого до среднего до среднего диапазона обычного голоса певца. В этом стиле обычно можно услышать две или три гармоники на одну-две октавы выше основной. В хоомэй живот достаточно расслаблен, а напряжение гортани меньше, чем в других стилях. Высота звука регулируется посредством комбинации движений губ, горла, языка или челюсти.
Пение в этом стиле создает впечатление ветра, кружащегося среди скал. [ 11 ]
Термин хоомей также используется как общий термин для обозначения всех техник горлового пения в этом регионе.
Сыгыт
[ редактировать ]Сыгыт (на кириллице : сыгыт ), буквально «свистящий», имеет основную основу среднего диапазона и характеризуется сильными, похожими на флейту или, скорее, пронзительными гармониками, напоминающими свист. Также описано [ по мнению кого? ] как подражание нежному летнему ветерку, пению птиц идеальный звук для гармоник называется Чистый звук — по-русски чистый звук .
Чтобы выполнить сыгыт , язык поднимается и прижимается к деснам сразу за зубами. За молярами слева или справа остается небольшое отверстие. Затем звук направляется между зубами в переднюю часть рта. Губы имеют колоколообразную форму, обычно с гласной «и», и звук направляется через это маленькое отверстие. Высота звука регулируется точно так же, как и в стиле хоомей . [ 12 ]
Каргыраа
[ редактировать ]Более глубокий стиль горлового пения известен как каргыраа (на кириллице : каргыраа ). Каргыраа имеет глубокий, почти рычащий звук и технически связан с сардинским басовым пением в теноровых хорах Канту. Он одновременно использует голосовые и вестибулярные складки (также известные как «ложные голосовые связки»), создавая два связанных источника звука.
Сжимая гортань , вестибулярные складки могут сближаться (приводиться) и при определенных условиях вибрировать. Он может производить полутон ровно вполовину меньшей частоты основного звука, производимого голосовыми связками. Следовательно, за каждую секунду колебания голосовых связок вестибулярная складка совершает целый цикл колебаний. В то время как гортань генерирует такой богатый звук, полость рта может иметь такую форму, как и при манипуляциях с гласными, для выбора определенных гармоник, в результате чего звук может восприниматься как имеющий одновременно разные высоты.
Этот вокальный механизм был выяснен и показал, что он такой же, как в сардинском бассу , который является одним из четырех голосов сардинских хоров канто-а-тенора . Оно также похоже на пение, практикуемое в Тибете монастырем Гьюто и другими буддийскими орденами, хотя техника сильно отличается. В битбоксе звук каргыраа известен как «Горловой бас». [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ]
Существует два типа каргыраа : даг (горный) и хову (степной). Стиль даг более глубокий, а ксову более хриплый и поется на более высоком тоне, с большим напряжением горла и меньшим резонансом в груди. [ 17 ] [ 18 ] Существуют также характерные каргыраа стили Владимира Ойдупаа и Альберта Кувезина , последний также носит название канзат . Иногда это описывается [ по мнению кого? ] как завывания зимних ветров или жалобные крики верблюдицы, потерявшей теленка.
Эффекты и другие стили
[ редактировать ]Из следующего списка два эффекта, которые обычно используются в стилях хоомей , сыгыт и каргыраа : Борбаннадыр и Эзенгилер .
- Борбангнадыр ( Борбаңнадыр ) — трель, напоминающая пение птиц и бегущие ручьи, издаваемая быстрыми движениями языка и губ. Еще один эффект, который обычно добавляют к этому стилю, — легкое дрожание губ, называемое «бырланг». [ 19 ]
- Эзенгилер ( Эзеңгилээр ) — это пульсирующий стиль, пытающийся имитировать ритмы верховой езды. Он назван в честь тувинского слова «эзенги», обозначающего стремя . Его получают путем открытия и закрытия небной занавески, отделяющей полость носа от полости рта.
- Чиландык ( Чыландык ) – это одновременно сыгыт и каргыраа . Это создает необычное звучание низких полутонов, смешанное с высоким сыгытским свистом. Его также называют «стрекотанием сверчков». Внимательный слушатель может разделить этот стиль на Даг Чыландык и Хову Чыландык.
- Думчуктаар ( Думчуктаар ) лучше всего можно охарактеризовать как «горловое жужжание». Звук, похожий на сыгыт, певец создает, используя только носовой ход. Это слово означает петь в нос ( думчук ). Рот не обязательно закрывать, но это, конечно, лучше демонстрирует суть. [ нужна ссылка ]
Тувинские женщины горлового пения
[ редактировать ]В истории Тувы было несколько горловых певиц, хотя считалось, что женщина, исполняющая горловое пение, могла вызвать бесплодие. [ 20 ] Чолдак-Кара Оюн, мать известного горлового певца Сорукту Кыргыс и бабушка мужа известной тувинской актрисы Кара-Кыс Намзатовны Мунзук, горло пело всю жизнь, пока доила коров, пела колыбельные своим детям, а иногда и когда пила. Тувинская арага (кисломолочный спирт). Близкие родственники известных певцов, такие как племянница Хунаштаар-оола (в 1960-е годы) и дочь Комбу (в 1940-е или 1950-е годы), не раз публично исполняли хоомей (горловое пение). Жена горлового пения шамана Билек-оола из Манчурека Алдинсова Тортоявна рассказала, что она всегда пела хоомей, «потому что это было врождено [её] от рождения». Она не могла удержаться от пения хоомей после того, как вышла замуж и родила детей, а также пела хоомей публично в 1950-х и 1960-х годах. Но ее сестра, которая в детстве тоже пела хомей, сдалась, когда другие неоднократно напоминали ей о предполагаемых опасностях.
Валентина Салчак публично исполнила горловое пение в 1979 году. Валентина Чулдум из Монгун-Тайги (1960 - осень 2002) в начале 1990-х гастролировала по европейским странам в качестве горловой певицы. С началом Международного симпозиума Хоомей женщины смогли петь там публично.
Тыва Кызы (Тыва Кызы, произносится [tɯˈva kɯˈzɯ] ) («Дочери Тувы», на тувинском языке), основанный в 1998 году, представляет собой женский фольклорный ансамбль, исполняющий тувинское горловое пение под руководством Чодураа Тумат. Это первый и единственный женский коллектив в Туве, исполняющий все стили тувинского горлового пения. [ 21 ]
В популярной культуре
[ редактировать ]- Ричард Фейнман , лауреат Нобелевской премии по физике, заинтересовался тувинским горловым пением и попытался поехать в Туву в 1980-х годах, ближе к концу своей жизни, когда он тяжело заболел раком. Хотя Фейнман так и не побывал в Туве, его дочь побывала там в 2009 году и во время поездки встретилась с тувинскими горловыми певцами. [ 22 ]
- «В поисках Танну Тувы» — документальный фильм 1988 года о поисках Фейнмана, снятый для BBC сериала «Горизонт» ; он также был переиздан с американским повествованием и назван «Последнее путешествие гения» для PBS сериала «Нова» в 1989 году.
- Тува или Бюст! — книга, изданная в 1991 году Ральфом Лейтоном , биографом и давним другом Фейнмана, который пытался поехать с ним в Туву. В книгу включена гибкая дискета с записью тувинского горлового пения.
- «Ять-Ха» — группа, основанная в 1991 году под руководством тувинского горлового певца Альберта Кувезина , исполняющая смесь тувинской традиционной музыки и рока.
- Показан в iPhone 15 Pro рекламе [1] . «Карангайлыг Кара Ховаа (Дынгылдай) » Ят-Ха.
- Хуун-Хуур-Ту - группа, образованная в 1992 году, которая включает в свои выступления тувинское горловое пение и вскоре после своего создания выступает на международном уровне.
- «Чиргильчин» — тувинский музыкальный коллектив, образованный в 1996 году под руководством Игоря Кошкендея, завоевавшего Гран-при Международного конкурса горлового пения в 1998, 2000 и 2002 годах.
- K-Space — британско-сибирский экспериментальный ансамбль импровизационной музыки, образованный в 1996 году, в состав которого входит тувинский горловой певец Гендос Чамзырын.
- «Тыва кызы» — женский фольклорный ансамбль, созданный в 1998 году, исполняющий тувинское горловое пение и выступающий на международном уровне.
- «Чингисский блюз» — документальный фильм 1999 года, получивший приз зрительских симпатий кинофестиваля «Сандэнс» за документальный фильм и номинированный на премию «Оскар» за лучший документальный полнометражный фильм . В центре сюжета — путешествие слепого американского певца Пола Пенья в Туву, где он заинтересовался тувинским горловым пением. .
- «Алаш» — ансамбль тувинских музыкантов и горловых певцов, образованный на базе Кызылского колледжа искусств в 1999 году и выступающий на международном уровне с 2006 года.
- Тувинский национальный оркестр , образованный в 2003 году, часто использует тувинское горловое пение и включает выступления всемирно известных артистов, в том числе участников групп «Алаш», «Чиргильчин», «Хун-Хуур-Ту» и «Тыва кызы».
- Батзориг Ваанчиг , участник группы Khusugtun , занявшей второе место на Asia’s Got Talent в 2015 году, — монгольский горловой певец с десятками миллионов просмотров на YouTube. [ 23 ]
- The Hu — группа, образованная в 2016 году. Родом из Монголии, группа сочетает рок и хэви-метал с традиционными монгольскими инструментами, включая монгольское горловое пение и морин хуур (также известный как скрипка с конской головой). [ 24 ] Ху называют свой стиль музыки «хунну-рок», причем ху - это монгольское корневое слово, означающее «человек». [ 25 ] В 2018 году группа дебютировала на фестивале Download Festival в Донингтоне. Песня Ху «Black Thunder» была создана для видеоигры 2019 года Star Wars Jedi: Fallen Order . [ 26 ] Затем Ху перевел и записал другую версию песни с оригинального монгольского на новый вымышленный язык «Звездных войн» , созданный группой под руководством разработчиков игры. Эта версия, «Сугаан Эссена», использовалась в игре. [ 27 ] [ 28 ]
- Сория /Угер Хан — американский обертон-певец , артист-перформанс , мультиинструменталист и шаманский ритуалист со штаб-квартирой в Портленде , Орегоне и Республике Тувине . Его музыка представляет собой синтез традиционных форм, таких как тувинское горловое пение, шаманская музыка , рага и доколумбовая мексика музыка и язык ; с авангардными музыкальными стилями, такими как Industrial , Ambient , Noise и Goth . его живое выступление представляет собой сплав костюмов и ритуалов Тувы Мексики , Точно так же , коренных народов Северной Америки и традиций западной церемониальной магии; а также магия хаоса , буто и современные примитивные движения 20 века. [ 29 ]
Аудио примеры
[ редактировать ]- Kargyraa.mp3
- Khoomei.mp3
- Sygyt.mp3 См. https://www.alashensemble.com/ для получения точного списка аудиосэмплов.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Монгольская этимология: Результат запроса» . starlingdb.org . Проверено 4 апреля 2022 г.
- ^ «Хоми» .
- ^ «Звук природы: турецкая горловая музыка» . www.trthaber.com (на турецком языке). 12 февраля 2021 г. Проверено 23 мая 2021 г.
- ^ Малкоч, Тюлюн; Челик, Сибель (15 сентября 2020 г.). «СКАЗАНИЕ ХЁМЕЙ У ТУВИНСКИХ ТУРКОВ» . Евразийский журнал международных исследований (на турецком языке). 8 (23): 58–74. дои : 10.33692/avrasyad.735271 . hdl : 11424/259944 . ISSN 2147-2610 .
- ^ «Протомонгольское значение горла» . starling.rinet.ru . Проверено 9 июня 2021 г.
- ^ Аксенов, А.Н. (1973). «Тувинская народная музыка». Азиатская музыка . 4 (2): 7–18. дои : 10.2307/833827 . JSTOR 833827 .
- ^ Слобин, Марк (1992). «Обзор: [Без названия]». Этномузыкология . 36 (3, Специальный выпуск: Музыка и общественный интерес). Издательство Университета Иллинойса: 444–446. дои : 10.2307/851883 . JSTOR 851883 .
- ^ Левин, Теодор (2006). Когда поют реки и горы . Блумингтон, Индиана : Издательство Университета Индианы . ISBN 0-253-34715-7 .
- ^ Левин, Теодор К.; Эдгертон, Майкл Э. (сентябрь 1999 г.). «Горловые певцы Тувы» . Научный американец . 281 (3): 80–87. Бибкод : 1999SciAm.281c..80L . doi : 10.1038/scientificamerican0999-80 . JSTOR 26058408 . ПМИД 10467751 .
- ^ «Международный научный центр «Хоомей» » . Khoomei.narod.ru . Проверено 27 ноября 2008 г.
- ^ «Видео, демонстрирующее стиль хомейи» . Хоомей.com .
- ^ Неизвестный . [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ «Горловой бас» . ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ БИТБОКС . 22 марта 2017 г. Проверено 16 марта 2023 г.
- ^ Леонардо., Фукс (1999). От воздуха к музыке: акустические, физиологические и перцептивные аспекты игры на язычковом духовом инструменте и фонации голосово-желудочковых складок . КТН (Королевский технологический институт). OCLC 44025655 .
- ^ Фукс, Л; Хаммарберг, Б; Сундберг, Дж (1998). «Самоподдерживающийся голосово-желудочковый режим фонации: акустические, аэродинамические и глоттографические доказательства» . КТХ ТМХ-QPSR (3). Стокгольм: 49–59.
- ^ Линдестад, Пенсильвания; Содерстен, М.; Меркер, Б.; Гранквист, С. (март 2001 г.). «Характеристики источника голоса в монгольском горловом пении изучены с помощью метода высокоскоростной визуализации, акустических спектров и обратной фильтрации» . Журнал голоса . 15 (1): 78–85. дои : 10.1016/S0892-1997(01)00008-X . ISSN 0892-1997 .
- ^ Алден-оол Севек (1995). «Даг (Гора)Каргыраа» . (видео МОВ). khoomei.com.
- ^ Кайгал-оол. «Плач сироты» . (видео МОВ). khoomei.com. «Кайгал-оол от души поет в нескольких стилях хоомей».
- ^ «Отличный образец Борбаннадыра» .
- ^ «folkways.si.edu» . Folkways.si.edu/ .
- ^ «ТЫВАКЫЗИ.КОМ» . www.tyvakyzy.com .
- ^ Оюн, Дина (14 июня 2009 г.). "Дочь нобелевского лауреата Ричарда Фейнмана посещает Туву" . Тува Онлайн . Проверено 17 июня 2021 г.
- ^ «Бацориг Ваанчиг» . youtube.com .
- ^ «Степные перемены: как монгольская рок-группа Ху покорила мир» . Хранитель . 22 октября 2019 г. Проверено 23 февраля 2020 г.
- ^ «Ху: монгольские фолк-металлические сенсации стремятся покорить мир» . Револьвер . 13 сентября 2019 года . Проверено 23 февраля 2020 г.
- ^ Мерканте, Алисса (19 ноября 2019 г.). «Звездные войны: Джедай: Падший Орден только что стал каноном монгольской рок-группы» . игровой радар . Проверено 26 февраля 2020 г.
- ^ Архивировано в Ghostarchive и Wayback Machine : «Звездные войны: Джедаи: Падший орден – Интервью с Ху» . Ютуб .
- ^ «Как монгольская группа HU написала песню для «Звездных войн» на инопланетном языке» . 18 февраля 2020 г.
- ^ Микенс, Ной. «Сория Постмировой шаман» . Музыкальные новости Орегона. Архивировано из оригинала 30 ноября 2009 года . Проверено 5 марта 2018 г.
- Библиография и дальнейшее чтение
- Эмори, Майкл (7 марта 2007 г.). «Хомейи-Как и почему» . Архивировано из оригинала 13 июня 2023 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Khoomei.com — сайт горлового пения, обертонового пения, гармонического пения, пения, онлайн-уроков и многого другого.
- Майкл Эмори. Архивировано 13 июня 2023 г. в Wayback Machine — руководство по началу горлового пения.
- Друзья Тувы. Архивировано 12 мая 2023 г. на Wayback Machine — общая информация, а также ссылки на исполнителей и записи.
- Демонстрация горлового пения (YouTube)
- Тувинское горловое пение (YouTube)
- Искусство горлового пения Тувы, радио On Point, эфир 13 января 2006 г.
- Аудио и видео образцы тувинских стилей горлового пения