Jump to content

Тувинское горловое пение

(Перенаправлено с Чиландык )
Ансамбль «Алаш» — ансамбль горлового пения из Тувы.

-тувинское горловое пение , основная техника которого известна как хоомей ( тувинский : ей , : xöömej , монгольский : мий خو латинизированный Монголо ; خوم [ 1 ] русский : хоомей , китайский:呼麦, пиньинь: хумай ), — стиль пения, практикуемый народами Тувы и Монголии . Он известен включением обертонов в пение . В 2009 году он был включен в Репрезентативный список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО . человечества Термин хёмей / комей означает горло и гортань в разных тюркских языках . [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] Это слово может быть заимствовано из монгольского khooloi , что также означает горло, происходящего от протомонгольского слова *koɣul-aj . [ 5 ]

В тувинском языке [горловое пение] исполнитель напевает основную высоту звука и одновременно манипулирует принадлежащими этой основной высоте обертонами, создавая мелодию. [ 6 ] История тувинского горлового пения уходит корнями в далекое прошлое. Многие пастухи-мужчины умеют горловое пение, но женщины тоже начали практиковать эту технику. Популярность горлового пения среди тувинцев, видимо, возникла в результате географического положения и культуры. Открытый ландшафт Тувы позволяет звукам разноситься на большие расстояния. Этномузыкологи, изучающие горловое пение в этих регионах, отмечают хоомей как неотъемлемую часть древнего пасторального анимизма, который практикуется до сих пор. Часто певцы отправляются далеко в сельскую местность в поисках нужной реки или поднимаются в степи на склонах гор, чтобы создать подходящую среду для горлового пения. [ 7 ]

Анимистическое мировоззрение этого региона определяет духовность объектов природы не только в их форме или расположении, но и в их звучании. [ 8 ]

Обычно мелодии создаются путем выделения 6-й, 7-й, 8-й, 9-й, 10-й, 12-й и 13-й частичных в соответствии с гармоническим рядом . Таким образом, если бы основной частотой была C3, обертоны были бы G5, B♭5, C6, D6, E6, G6, A6. Тем не менее, можно достичь как 2-го, так и намного выше 16-го. [ нужна ссылка ] Основная высота звука обычно находится примерно в районе E и G ниже средней C , и это влияет на диапазон частичных звуков, которые может достичь певец, при этом более высокие части звука легче достигаются на более низких нотах, и наоборот.

Иллюстрация гармонического ряда в нотной записи. Цифры над гармоникой указывают на количество центов отличия от равнотемперированного (округляется до ближайшего цента ). Синие ноты плоские, красные – острые.

Жители Тувы обладают широким диапазоном вокализаций горлового пения и являются пионерами шеститональных гармоник. [ 9 ] Существует несколько различных схем классификации тувинского горлового пения. В одном из трёх основных стилей — хоомей , каргыраа и сыгыт , а к подстилям относятся борбангнадыр , чыландык , думчуктаар , эзенгилер и канзып . В другом — пять основных стилей: хоомей , сыгыт , каргыраа , борбаннадыр и эзенгилер . Опалицы включают Чиландайк , Десг -Борбанг , Опей Хомей , Буга Хуомей , Канзип , Хову Каргьрази , Кожагар Каргьрази , Даг Карграджи , Ойдупаа -Каргьрази , Уьянгилаар , Дамирактаар , Киширер , Серлененедер и уренанна ираленан . [ 10 ] Все эти схемы используют тувинскую терминологию.

Правильный

[ редактировать ]

Хоректеер означает «грудной голос». Это голос, который горловые певцы используют при использовании хоомей , каргыраа или любого другого стиля, вызывающего гармонию. Этот термин также можно использовать для обозначения всех стилей тувинского горлового пения, во многом похожего на хоомей . Это также может относиться к ощущению резонанса в груди или давления, которое человек испытывает при горловом пении. Хоректеэр часто используется как стартовая площадка для освоения хоомей , сыгыт или каргыраа стилей горлового пения .

Самый популярный стиль горлового пения известен как хоомей (или хёёмей , на кириллице : хөөмей ). Хоомей традиционно представляет собой более мягкий стиль звучания, с основным звуком (или гулом ), обычно находящимся в диапазоне от низкого до среднего до среднего диапазона обычного голоса певца. В этом стиле обычно можно услышать две или три гармоники на одну-две октавы выше основной. В хоомэй живот достаточно расслаблен, а напряжение гортани меньше, чем в других стилях. Высота звука регулируется посредством комбинации движений губ, горла, языка или челюсти.

Пение в этом стиле создает впечатление ветра, кружащегося среди скал. [ 11 ]

Термин хоомей также используется как общий термин для обозначения всех техник горлового пения в этом регионе.

Сыгыт (на кириллице : сыгыт ), буквально «свистящий», имеет основную основу среднего диапазона и характеризуется сильными, похожими на флейту или, скорее, пронзительными гармониками, напоминающими свист. Также описано [ по мнению кого? ] как подражание нежному летнему ветерку, пению птиц идеальный звук для гармоник называется Чистый звук — по-русски чистый звук .

Чтобы выполнить сыгыт , язык поднимается и прижимается к деснам сразу за зубами. За молярами слева или справа остается небольшое отверстие. Затем звук направляется между зубами в переднюю часть рта. Губы имеют колоколообразную форму, обычно с гласной «и», и звук направляется через это маленькое отверстие. Высота звука регулируется точно так же, как и в стиле хоомей . [ 12 ]

Каргыраа

[ редактировать ]

Более глубокий стиль горлового пения известен как каргыраа (на кириллице : каргыраа ). Каргыраа имеет глубокий, почти рычащий звук и технически связан с сардинским басовым пением в теноровых хорах Канту. Он одновременно использует голосовые и вестибулярные складки (также известные как «ложные голосовые связки»), создавая два связанных источника звука.

Сжимая гортань , вестибулярные складки могут сближаться (приводиться) и при определенных условиях вибрировать. Он может производить полутон ровно вполовину меньшей частоты основного звука, производимого голосовыми связками. Следовательно, за каждую секунду колебания голосовых связок вестибулярная складка совершает целый цикл колебаний. В то время как гортань генерирует такой богатый звук, полость рта может иметь такую ​​форму, как и при манипуляциях с гласными, для выбора определенных гармоник, в результате чего звук может восприниматься как имеющий одновременно разные высоты.

Этот вокальный механизм был выяснен и показал, что он такой же, как в сардинском бассу , который является одним из четырех голосов сардинских хоров канто-а-тенора . Оно также похоже на пение, практикуемое в Тибете монастырем Гьюто и другими буддийскими орденами, хотя техника сильно отличается. В битбоксе звук каргыраа известен как «Горловой бас». [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ]

Существует два типа каргыраа : даг (горный) и хову (степной). Стиль даг более глубокий, а ксову более хриплый и поется на более высоком тоне, с большим напряжением горла и меньшим резонансом в груди. [ 17 ] [ 18 ] Существуют также характерные каргыраа стили Владимира Ойдупаа и Альберта Кувезина , последний также носит название канзат . Иногда это описывается [ по мнению кого? ] как завывания зимних ветров или жалобные крики верблюдицы, потерявшей теленка.

Эффекты и другие стили

[ редактировать ]

Из следующего списка два эффекта, которые обычно используются в стилях хоомей , сыгыт и каргыраа : Борбаннадыр и Эзенгилер .

  • Борбангнадыр ( Борбаңнадыр ) — трель, напоминающая пение птиц и бегущие ручьи, издаваемая быстрыми движениями языка и губ. Еще один эффект, который обычно добавляют к этому стилю, — легкое дрожание губ, называемое «бырланг». [ 19 ]
  • Эзенгилер ( Эзеңгилээр ) — это пульсирующий стиль, пытающийся имитировать ритмы верховой езды. Он назван в честь тувинского слова «эзенги», обозначающего стремя . Его получают путем открытия и закрытия небной занавески, отделяющей полость носа от полости рта.
  • Чиландык ( Чыландык ) – это одновременно сыгыт и каргыраа . Это создает необычное звучание низких полутонов, смешанное с высоким сыгытским свистом. Его также называют «стрекотанием сверчков». Внимательный слушатель может разделить этот стиль на Даг Чыландык и Хову Чыландык.
  • Думчуктаар ( Думчуктаар ) лучше всего можно охарактеризовать как «горловое жужжание». Звук, похожий на сыгыт, певец создает, используя только носовой ход. Это слово означает петь в нос ( думчук ). Рот не обязательно закрывать, но это, конечно, лучше демонстрирует суть. [ нужна ссылка ]

Тувинские женщины горлового пения

[ редактировать ]
Член Тыва Кызы.

В истории Тувы было несколько горловых певиц, хотя считалось, что женщина, исполняющая горловое пение, могла вызвать бесплодие. [ 20 ] Чолдак-Кара Оюн, мать известного горлового певца Сорукту Кыргыс и бабушка мужа известной тувинской актрисы Кара-Кыс Намзатовны Мунзук, горло пело всю жизнь, пока доила коров, пела колыбельные своим детям, а иногда и когда пила. Тувинская арага (кисломолочный спирт). Близкие родственники известных певцов, такие как племянница Хунаштаар-оола (в 1960-е годы) и дочь Комбу (в 1940-е или 1950-е годы), не раз публично исполняли хоомей (горловое пение). Жена горлового пения шамана Билек-оола из Манчурека Алдинсова Тортоявна рассказала, что она всегда пела хоомей, «потому что это было врождено [её] от рождения». Она не могла удержаться от пения хоомей после того, как вышла замуж и родила детей, а также пела хоомей публично в 1950-х и 1960-х годах. Но ее сестра, которая в детстве тоже пела хомей, сдалась, когда другие неоднократно напоминали ей о предполагаемых опасностях.

Валентина Салчак публично исполнила горловое пение в 1979 году. Валентина Чулдум из Монгун-Тайги (1960 - осень 2002) в начале 1990-х гастролировала по европейским странам в качестве горловой певицы. С началом Международного симпозиума Хоомей женщины смогли петь там публично.

Тыва Кызы (Тыва Кызы, произносится [tɯˈva kɯˈzɯ] ) («Дочери Тувы», на тувинском языке), основанный в 1998 году, представляет собой женский фольклорный ансамбль, исполняющий тувинское горловое пение под руководством Чодураа Тумат. Это первый и единственный женский коллектив в Туве, исполняющий все стили тувинского горлового пения. [ 21 ]

[ редактировать ]
Игорь Кошкендей из Чиргильчина
Выступление The Hu в Rock im Park 2019
  • Ричард Фейнман , лауреат Нобелевской премии по физике, заинтересовался тувинским горловым пением и попытался поехать в Туву в 1980-х годах, ближе к концу своей жизни, когда он тяжело заболел раком. Хотя Фейнман так и не побывал в Туве, его дочь побывала там в 2009 году и во время поездки встретилась с тувинскими горловыми певцами. [ 22 ]
    • «В поисках Танну Тувы» — документальный фильм 1988 года о поисках Фейнмана, снятый для BBC сериала «Горизонт» ; он также был переиздан с американским повествованием и назван «Последнее путешествие гения» для PBS сериала «Нова» в 1989 году.
    • Тува или Бюст! — книга, изданная в 1991 году Ральфом Лейтоном , биографом и давним другом Фейнмана, который пытался поехать с ним в Туву. В книгу включена гибкая дискета с записью тувинского горлового пения.
  • «Ять-Ха» — группа, основанная в 1991 году под руководством тувинского горлового певца Альберта Кувезина , исполняющая смесь тувинской традиционной музыки и рока.
    • Показан в iPhone 15 Pro рекламе [1] . «Карангайлыг Кара Ховаа (Дынгылдай) » Ят-Ха.
  • Хуун-Хуур-Ту - группа, образованная в 1992 году, которая включает в свои выступления тувинское горловое пение и вскоре после своего создания выступает на международном уровне.
  • «Чиргильчин» — тувинский музыкальный коллектив, образованный в 1996 году под руководством Игоря Кошкендея, завоевавшего Гран-при Международного конкурса горлового пения в 1998, 2000 и 2002 годах.
  • K-Space — британско-сибирский экспериментальный ансамбль импровизационной музыки, образованный в 1996 году, в состав которого входит тувинский горловой певец Гендос Чамзырын.
  • «Тыва кызы» — женский фольклорный ансамбль, созданный в 1998 году, исполняющий тувинское горловое пение и выступающий на международном уровне.
  • «Чингисский блюз» — документальный фильм 1999 года, получивший приз зрительских симпатий кинофестиваля «Сандэнс» за документальный фильм и номинированный на премию «Оскар» за лучший документальный полнометражный фильм . В центре сюжета — путешествие слепого американского певца Пола Пенья в Туву, где он заинтересовался тувинским горловым пением. .
  • «Алаш» — ансамбль тувинских музыкантов и горловых певцов, образованный на базе Кызылского колледжа искусств в 1999 году и выступающий на международном уровне с 2006 года.
  • Тувинский национальный оркестр , образованный в 2003 году, часто использует тувинское горловое пение и включает выступления всемирно известных артистов, в том числе участников групп «Алаш», «Чиргильчин», «Хун-Хуур-Ту» и «Тыва кызы».
  • Батзориг Ваанчиг , участник группы Khusugtun , занявшей второе место на Asia’s Got Talent в 2015 году, — монгольский горловой певец с десятками миллионов просмотров на YouTube. [ 23 ]
  • The Hu — группа, образованная в 2016 году. Родом из Монголии, группа сочетает рок и хэви-метал с традиционными монгольскими инструментами, включая монгольское горловое пение и морин хуур (также известный как скрипка с конской головой). [ 24 ] Ху называют свой стиль музыки «хунну-рок», причем ху - это монгольское корневое слово, означающее «человек». [ 25 ] В 2018 году группа дебютировала на фестивале Download Festival в Донингтоне. Песня Ху «Black Thunder» была создана для видеоигры 2019 года Star Wars Jedi: Fallen Order . [ 26 ] Затем Ху перевел и записал другую версию песни с оригинального монгольского на новый вымышленный язык «Звездных войн» , созданный группой под руководством разработчиков игры. Эта версия, «Сугаан Эссена», использовалась в игре. [ 27 ] [ 28 ]
  • Сория /Угер Хан — американский обертон-певец , артист-перформанс , мультиинструменталист и шаманский ритуалист со штаб-квартирой в Портленде , Орегоне и Республике Тувине . Его музыка представляет собой синтез традиционных форм, таких как тувинское горловое пение, шаманская музыка , рага и доколумбовая мексика музыка и язык ; с авангардными музыкальными стилями, такими как Industrial , Ambient , Noise и Goth . его живое выступление представляет собой сплав костюмов и ритуалов Тувы Мексики , Точно так же , коренных народов Северной Америки и традиций западной церемониальной магии; а также магия хаоса , буто и современные примитивные движения 20 века. [ 29 ]

Аудио примеры

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Монгольская этимология: Результат запроса» . starlingdb.org . Проверено 4 апреля 2022 г.
  2. ^ «Хоми» .
  3. ^ «Звук природы: турецкая горловая музыка» . www.trthaber.com (на турецком языке). 12 февраля 2021 г. Проверено 23 мая 2021 г.
  4. ^ Малкоч, Тюлюн; Челик, Сибель (15 сентября 2020 г.). «СКАЗАНИЕ ХЁМЕЙ У ТУВИНСКИХ ТУРКОВ» . Евразийский журнал международных исследований (на турецком языке). 8 (23): 58–74. дои : 10.33692/avrasyad.735271 . hdl : 11424/259944 . ISSN   2147-2610 .
  5. ^ «Протомонгольское значение горла» . starling.rinet.ru . Проверено 9 июня 2021 г.
  6. ^ Аксенов, А.Н. (1973). «Тувинская народная музыка». Азиатская музыка . 4 (2): 7–18. дои : 10.2307/833827 . JSTOR   833827 .
  7. ^ Слобин, Марк (1992). «Обзор: [Без названия]». Этномузыкология . 36 (3, Специальный выпуск: Музыка и общественный интерес). Издательство Университета Иллинойса: 444–446. дои : 10.2307/851883 . JSTOR   851883 .
  8. ^ Левин, Теодор (2006). Когда поют реки и горы . Блумингтон, Индиана : Издательство Университета Индианы . ISBN  0-253-34715-7 .
  9. ^ Левин, Теодор К.; Эдгертон, Майкл Э. (сентябрь 1999 г.). «Горловые певцы Тувы» . Научный американец . 281 (3): 80–87. Бибкод : 1999SciAm.281c..80L . doi : 10.1038/scientificamerican0999-80 . JSTOR   26058408 . ПМИД   10467751 .
  10. ^ «Международный научный центр «Хоомей» » . Khoomei.narod.ru . Проверено 27 ноября 2008 г.
  11. ^ «Видео, демонстрирующее стиль хомейи» . Хоомей.com .
  12. ^ Неизвестный . [ постоянная мертвая ссылка ]
  13. ^ «Горловой бас» . ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ БИТБОКС . 22 марта 2017 г. Проверено 16 марта 2023 г.
  14. ^ Леонардо., Фукс (1999). От воздуха к музыке: акустические, физиологические и перцептивные аспекты игры на язычковом духовом инструменте и фонации голосово-желудочковых складок . КТН (Королевский технологический институт). OCLC   44025655 .
  15. ^ Фукс, Л; Хаммарберг, Б; Сундберг, Дж (1998). «Самоподдерживающийся голосово-желудочковый режим фонации: акустические, аэродинамические и глоттографические доказательства» . КТХ ТМХ-QPSR (3). Стокгольм: 49–59.
  16. ^ Линдестад, Пенсильвания; Содерстен, М.; Меркер, Б.; Гранквист, С. (март 2001 г.). «Характеристики источника голоса в монгольском горловом пении изучены с помощью метода высокоскоростной визуализации, акустических спектров и обратной фильтрации» . Журнал голоса . 15 (1): 78–85. дои : 10.1016/S0892-1997(01)00008-X . ISSN   0892-1997 .
  17. ^ Алден-оол Севек (1995). «Даг (Гора)Каргыраа» . (видео МОВ). khoomei.com.
  18. ^ Кайгал-оол. «Плач сироты» . (видео МОВ). khoomei.com. «Кайгал-оол от души поет в нескольких стилях хоомей».
  19. ^ «Отличный образец Борбаннадыра» .
  20. ^ «folkways.si.edu» . Folkways.si.edu/ .
  21. ^ «ТЫВАКЫЗИ.КОМ» . www.tyvakyzy.com .
  22. ^ Оюн, Дина (14 июня 2009 г.). "Дочь нобелевского лауреата Ричарда Фейнмана посещает Туву" . Тува Онлайн . Проверено 17 июня 2021 г.
  23. ^ «Бацориг Ваанчиг» . youtube.com .
  24. ^ «Степные перемены: как монгольская рок-группа Ху покорила мир» . Хранитель . 22 октября 2019 г. Проверено 23 февраля 2020 г.
  25. ^ «Ху: монгольские фолк-металлические сенсации стремятся покорить мир» . Револьвер . 13 сентября 2019 года . Проверено 23 февраля 2020 г.
  26. ^ Мерканте, Алисса (19 ноября 2019 г.). «Звездные войны: Джедай: Падший Орден только что стал каноном монгольской рок-группы» . игровой радар . Проверено 26 февраля 2020 г.
  27. ^ Архивировано в Ghostarchive и Wayback Machine : «Звездные войны: Джедаи: Падший орден – Интервью с Ху» . Ютуб .
  28. ^ «Как монгольская группа HU написала песню для «Звездных войн» на инопланетном языке» . 18 февраля 2020 г.
  29. ^ Микенс, Ной. «Сория Постмировой шаман» . Музыкальные новости Орегона. Архивировано из оригинала 30 ноября 2009 года . Проверено 5 марта 2018 г.
Библиография и дальнейшее чтение
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 5fb3fdc77019dce4d185b27b69ddfdf2__1718911800
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/5f/f2/5fb3fdc77019dce4d185b27b69ddfdf2.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Tuvan throat singing - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)