Нортроп А-17
А-17 / Кочевник | |
---|---|
![]() Нортроп А-17 | |
Общая информация | |
Тип | Наземная атака |
Производитель | Нортроп |
Дизайнер | |
Основные пользователи | Воздушный корпус армии США |
Количество построенных | 411 |
История | |
Дата введения | 1935 |
Разработано на основе | Нортроп Гамма |
Варианты | Дуглас А-33 |
Northrop A-17 , также известный как Northrop Model 8 , развитие модели Northrop Gamma 2F, представлял собой двухместный одномоторный - моноплан ударный бомбардировщик , построенный в 1935 году корпорацией Northrop для ВВС США. Корпус . Когда А-17 находился на службе Британского Содружества во время Второй мировой войны , он назывался Nomad .
Разработка и дизайн
[ редактировать ]Northrop Gamma 2F — ударный бомбардировщик, производный от транспортного самолета Northrop Gamma , разрабатывавшийся параллельно с Northrop Gamma 2C. [ а ] обозначены YA-13 и XA-16. У Gamma 2F было измененное хвостовое оперение, фонарь кабины и закрылки по сравнению с Gamma 2C, а также новое полуубирающееся шасси. Он был доставлен в авиакорпус армии США для испытаний 6 октября 1934 года и после модификаций, включавших установку обычного фиксированного шасси, был принят авиакорпусом. [ 1 ] Всего в 1935 году было заказано 110 самолетов А-17. [ 2 ]
Получившийся А-17 был оснащен перфорированными закрылками и имел неубирающееся шасси с частичными обтекателями. Он был оснащен внутренним бомбовым отсеком фюзеляжа, вмещавшим осколочные бомбы, и внешними бомбодержателями.
Компания Northrop разработала новое шасси, на этот раз полностью убирающееся, и выпустила вариант А-17А. Эту версию снова закупил армейский авиакорпус, разместивший заказ на 129 самолетов. [ 3 ] К тому времени, когда они были доставлены, корпорация Northrop была поглощена Douglas Aircraft Company , а экспортные модели были известны как Douglas Model 8. [ 4 ]
Операционная история
[ редактировать ]
Соединенные Штаты
[ редактировать ]А-17 поступил на вооружение в феврале 1936 года и зарекомендовал себя как надежный и популярный самолет. [ 5 ] Однако в 1938 году в авиакорпусе решили, что штурмовики должны быть многомоторными, что сделало А-17 избыточным по потребностям. [ 6 ]
С 14 декабря 1941 года А-17 использовались для прибрежного патрулирования 59-й бомбардировочной эскадрильей (легкой) на тихоокеанской стороне Панамского канала . [ 7 ]
Последние оставшиеся А-17, использовавшиеся в качестве служебных самолетов, были выведены из эксплуатации ВВС США в 1944 году. [ 8 ]
Другие страны
[ редактировать ]Аргентина
[ редактировать ]Аргентина закупила 30 моделей 8А-2 в 1937 году и получила их в период с февраля по март 1938 года; их серийные номера были между 348 и 377. Они оставались на передовой, пока не были заменены I.Ae. 24 Calquin , продолжавшие службу в качестве учебно-тренировочных и разведывательных самолетов до своего последнего полета в 1954 году. [ 9 ] [ 10 ]
Перу
[ редактировать ]Перу заказало десять моделей 8A-3P, поставки которых начались с 1938 года. Эти самолеты использовались Перу в боях в эквадорско-перуанской войне в июле 1941 года. [ 11 ] Уцелевшие эти самолеты были дополнены 13 самолетами Model 8A-5 из Норвегии (см. ниже), доставленными через США в 1943 году (обозначенными A-33 ). Они оставались на вооружении до 1958 года. [ 11 ]
Швеция
[ редактировать ]Правительство Швеции приобрело лицензию на производство версии с двигателем Mercury, построив 63 самолета B 5B и 31 самолет B 5C, производство велось с 1938 по 1941 год. они были заменены на вооружении ВВС Швеции самолетами SAAB 17 . С 1944 года [ 12 ] Шведская версия использовалась в качестве пикирующего бомбардировщика и поэтому заняла видное место в фильме 1941 года Första Divisionen .
Нидерланды
[ редактировать ]Нидерланды, остро нуждавшиеся в современных боевых самолетах, в 1939 году разместили заказ на 18 самолетов модели 8A-3N, и все они были поставлены к концу года. использовавшиеся в качестве истребителей Большинство из них, , для которых они были непригодны, были уничтожены атаками Люфтваффе 10 мая 1940 года, в первый день немецкого вторжения . [ 13 ]
Ирак
[ редактировать ]В 1939 году Ирак закупил 15 моделей 8А-4. [ 14 ] Они прибыли в Ирак в сентябре 1940 года. [ 15 ] Двенадцать из них были уничтожены во время англо-иракской войны в 1941 году, а один из трех оставшихся самолетов разбился в начале 1944 года. [ 16 ]
Норвегия
[ редактировать ]В 1940 году Норвегия заказала 36 самолетов модели 8A-5N. К моменту немецкого вторжения в Норвегию они не были готовы и были переправлены в норвежский тренировочный лагерь в Канаде, который стал известен как Маленькая Норвегия . [ 17 ] Норвегия решила продать 18 таких самолетов в качестве излишков Перу, но на них было наложено эмбарго со стороны США, которые реквизировали эти самолеты, используя их в качестве учебно-тренировочных, назвав их А -33 . Норвегия продала уцелевшие самолеты Перу в 1943 году. [ 18 ]
Великобритания
[ редактировать ]В июне 1940 года 93 самолета бывшего USAAC были закуплены Францией и отремонтированы компанией Douglas, включая установку новых двигателей. [ 19 ] Они не были поставлены до падения Франции , и 61 экземпляр был передан Британской закупочной комиссии для использования Британским Содружеством под названием Northrop Nomad Mk I. [ 19 ]
ЮАР
[ редактировать ]После того, как ВВС Великобритании оценили Northrop Nomad Mk Is как «устаревшие», большая часть Nomads была отправлена в Южную Африку для использования в качестве учебно-тренировочных самолетов и буксиров-мишеней. [ 6 ] [ 20 ] [ 21 ] «Номады» страдали от нехватки запасных частей (особенно двигателей), и с 1942 года их постепенно заменяли « Фейри Баттлс» . Последние кочевники вышли на пенсию в 1944 году. [ 21 ]
Канада
[ редактировать ]Королевские ВВС Канады получили 32 самолета Nomad, входивших в французский заказ на 93 самолета. Когда Франция пала в 1940 году, этот заказ переняла Великобритания, которая передала 32 самолета в Канаду, где они использовались в качестве усовершенствованных учебно-тренировочных самолетов и буксиров-мишеней в рамках Плана воздушной подготовки Британского Содружества . [ 22 ] [ 23 ] Они имели номера с 3490 по 3521; все они были приписаны к учебному командованию № 3 RCAF . [ 9 ]
Варианты
[ редактировать ]
- А-17
- Первоначальное производство для USAAC. Неподвижная передача, оснащенная двигателем Pratt & Whitney R-1535-11 Twin Wasp Jr мощностью 750 л.с. (560 кВт); 110 построено. [ 5 ] [ 24 ]
- А-17А
- Доработанная версия для USAAC с убирающимся редуктором и двигателем Р-1535-13 мощностью 825 л.с. (615 кВт); 129 построено. [ 3 ] [ 25 ]
- А-17АС
- Трехместная версия для перевозки персонала для USAAC. Оснащен двигателем Pratt & Whitney R-1340 Wasp мощностью 600 л.с. (450 кВт); два построено. [ 4 ] [ 26 ]
- Модель 8А-1
- Экспортная версия для Швеции. Фиксированная передача. Два прототипа Douglas построили (шведское обозначение B 5A ), за которыми последовали 63 построенных по лицензии ( ASJA ) самолета B 5B с двигателем Bristol Mercury XXIV мощностью 920 л.с. (690 кВт); 31 аналогичный B 5C производства SAAB . [ 12 ]
- Модель 8А-2
- Версия для Аргентины. Оснащен фиксированным шасси, подфюзеляжным расположением орудия и оснащен двигателем Wright R-1820 -G3 Cyclone мощностью 840 кВт (1130 л.с.); 30 построено. [ 9 ] [ 27 ]
- Модель 8А-3Н
- Версия А-17А для Нидерландов. Оснащен двигателем Pratt & Whitney R-1830 Twin Wasp S3C-G мощностью 1100 л.с. (820 кВт); 18 построено. [ 13 ] [ 28 ]
- Модель 8А-3П
- Версия А-17А для Перу. Оснащен двигателем ГР-1820-Г103 мощностью 1000 л.с. (750 кВт); построено десять (№ от 412 до 421). [ 11 ] [ 29 ]
- Модель 8А-4
- Версия для Ирака с двигателем GR-1820-G103 мощностью 1000 л.с. (750 кВт); 15 построено. [ 19 ] [ 30 ]
- Модель 8А-5Н
- Версия для Норвегии с двигателем GR-1830-G205A мощностью 1200 л.с. (890 кВт); построено 36. Позже поступил на службу в ВВС США как Douglas A-33 . [ 18 ] [ 30 ]
- Кочевник Мк.I
- Обозначение RAF и RCAF для A-17A, отремонтированного для использования во Франции, но доставленного в Великобританию и Канаду.
Операторы
[ редактировать ]
- Аргентинские ВВС
- Группа «А» Школы применения авиации («Группа А, Школа авиационного управления»), авиабаза Эль-Паломар.
- Авиационный полк № 3 легкой бомбардировочной авиации («3-й легкий бомбардировочный авиаполк»), авиабаза Эль-Плумерильо
- Королевские ВВС Канады
- Учебная команда № 3
Выжившие
[ редактировать ]
- А-17А, сер. армии США. № 36-0207 , номер 234 , бывшая 3-я ударная группа (Барксдейл Филд). На выставке в Национальном музее ВВС США на авиабазе Райт-Паттерсон в Дейтоне, штат Огайо. [ 6 ]
- 8А-3П б/н 415 , регистрация ФАП-277. Этот самолет разбился 12 января 1957 года в Сан-Себастьян-де-Сакрака, Аякучо, Перу . Останки сохранились как памятник на главной площади города. [ 31 ]
- 8А-3П б/н 417 , регистрационный ФАП-279, экс-31 тот Ударно-разведывательная эскадрилья. Выставленный рядом с мавзолеем Армандо Реворедо, Grupo Aéreo N°8, Кальяо, Перу , окрашенный как «XXXI-1», чтобы напоминать самолет, которым управлял Реворедо в 1940 году во время рейда «Лос-Зоррос» над Южной Америкой. [ 32 ] [ 33 ]
- RCAF Nomad 3521 разбился на озере Мускока , Онтарио, 13 декабря 1940 года после столкновения в воздухе с другим Nomad во время поиска пропавшего самолета. Обломки были обнаружены в июле 2010 года, и самолет и останки экипажа были обнаружены RCAF. [ 34 ] Останки экипажа, состоящего из лейтенанта Королевских ВВС Питера Кэмпбелла и ведущего летчика RCAF Теодора «Теда» Бейтса, были обнаружены в октябре 2012 года и со всеми воинскими почестями захоронены на кладбище в Гуэлфе, штат Онтарио, в сентябре 2013 года. [ 34 ] Восстановленный самолет будет выставлен в Национальном музее ВВС Канады в Трентоне, Онтарио . [ 35 ]
Технические характеристики (А-17А)
[ редактировать ]Данные McDonnell Douglas Aircraft с 1920 года. [ 36 ]
Общие характеристики
- Экипаж: два (пилот и стрелок)
- Длина: 31 фут 8,6 дюйма (9,67 м)
- Размах крыльев: 47 футов 8,5 дюйма (14,54 м)
- Высота: 11 футов 10,5 дюйма (3,62 м)
- Площадь крыла: 363 кв. футов (33,7 м 2 )
- Пустой вес: 4874 фунтов (2211 кг)
- Полная масса: 7337 фунтов (3328 кг)
- Силовая установка: 1 × Pratt & Whitney R-1535-11 Twin Wasp Jr, двухрядный радиальный двигатель воздушного охлаждения , мощностью 750 л.с. (560 кВт)
Производительность
- Максимальная скорость: 206 миль в час (332 км/ч, 179 узлов)
- Крейсерская скорость: 170 миль в час (274 км/ч, 149 узлов)
- Диапазон: 650 миль (1046 км, 565 миль)
- Практический потолок: 19 400 футов (5 915 м)
- Скорость набора высоты: 1350 футов/мин (6,9 м/с).
Вооружение
- калибра 0,3 дюйма (7,62 мм) 4 фиксированных передних пулемета M1919 Browning
- 1 обучаемый задний пулемет 0,3 дюйма (7,62 мм)
- Внутренний отсек для бомб
- Внешние бомбодержатели крыла (общая бомбовая нагрузка 1200 фунтов/544 кг)
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ Pelletier Air Enthusiast, май – июнь 1998 г., стр. 63–64.
- ^ «Легкий штурмовик А-17/8А» . Боинг . Архивировано из оригинала 26 января 2008 г. Проверено 11 февраля 2008 г.
- ^ Jump up to: а б Pelletier Air Enthusiast , май – июнь 1998 г., с. 65.
- ^ Jump up to: а б Pelletier Air Enthusiast , май – июнь 1998 г., с. 66.
- ^ Jump up to: а б Pelletier Air Enthusiast , май – июнь 1998 г., стр. 64–65.
- ^ Jump up to: а б с «Информационный бюллетень – А-17А» . Национальный музей ВВС США . Архивировано из оригинала 24 апреля 2014 г. Проверено 16 июля 2017 г.
- ^ Конэуэй, Уильям. «История VI бомбардировочного командования». Самолеты и пилоты Второй мировой войны. Проверено: 6 августа 2011 г.
- ^ Pelletier Air Enthusiast, май – июнь 1998 г., стр. 67.
- ^ Jump up to: а б с Pelletier Air Enthusiast , сентябрь/октябрь 1998 г., с. 2.
- ^ Бонтти 2003, с. 21.
- ^ Jump up to: а б с Pelletier Air Enthusiast , сентябрь/октябрь 1998 г., с. 6.
- ^ Jump up to: а б Pelletier Air Enthusiast , сентябрь/октябрь 1998 г., стр. 12–13.
- ^ Jump up to: а б Pelletier Air Enthusiast , сентябрь/октябрь 1998 г., стр. 3–4.
- ^ Купер и Сипос 2020 , с. 20
- ^ Купер и Сипос 2020 , с. 22
- ^ Купер и Сипос 2020 , с. 33
- ^ Pelletier Air Enthusiast , сентябрь/октябрь 1998 г., стр. 4.
- ^ Jump up to: а б с Pelletier Air Enthusiast , сентябрь/октябрь 1998 г., стр. 4, 6.
- ^ Jump up to: а б с д Pelletier Air Enthusiast , сентябрь/октябрь 1998 г., с. 3.
- ^ Дональд 1995, с. 212.
- ^ Jump up to: а б Pelletier Air Enthusiast , сентябрь/октябрь 1998 г., с. 12.
- ^ «Информационный бюллетень – А-17А» . Национальный музей ВВС США . Архивировано из оригинала 17 декабря 2014 г. Проверено 16 июля 2017 г.
- ^ «Нортроп А-17» . сайт HistoryofWar.org . Проверено 16 октября 2013 г.
- ^ Франсильон 1979, стр. 212–213.
- ^ Франсильон 1979, стр. 213–214.
- ^ Франсильон 1979, с. 215.
- ^ Франсильон 1979, с. 218.
- ^ Франсильон 1979, стр. 219–220.
- ^ Франсильон 1979, стр. 218–219.
- ^ Jump up to: а б Франсильон 1979, с. 220.
- ^ «Сан-Себастьян-де-Сакрака: Туристические достопримечательности» . cronicasdepauza.blogspot.com (на испанском языке) . Проверено 22 августа 2021 г.
- ^ «Музей ФАП 8А-3П» . Фланкеры-site.co.uk . Проверено 17 ноября 2013 г.
- ^ «8А-3П на дисплее» . geocities.com . Архивировано из оригинала 2 августа 2001 г. Проверено 6 августа 2011 г.
- ^ Jump up to: а б «Восстановление самолета Nomad завершено» . Связи с общественностью Королевских ВВС Канады. Архивировано из оригинала 29 ноября 2014 г. Проверено 22 ноября 2014 г.
- ^ Оливейра, Майкл (28 октября 2014 г.). «Сбитый самолет времен Второй мировой войны извлечен из озера Мускока» . Торонто Стар . Канадская пресса.
- ^ Франсильон 1979, с. 222.
- ^ Был построен только один.
Библиография
[ редактировать ]- Андерссон, Леннарт (март – апрель 1999 г.). «Закругление». Любитель авиации (80): 80. ISSN 0143-5450 .
- Андраде, Джон М. . Обозначения и серийные номера военных самолетов США с 1909 года . Лестер: Публикации округа Мидленд, 1979. ISBN 0-904597-22-9 .
- Бонтти, Серхио и Хорхе Нуньес Падин, ред. «Нортроп 8А-2 (на испанском языке)». Серия № 8 ВВС Аргентины, октябрь 2003 г.
- Дональд, Дэвид, изд. Американские военные самолеты Второй мировой войны . Лондон: Аэрокосмическая промышленность, 1995. ISBN 1-874023-72-7 .
- Франсильон, Рене Дж. МакДоннелл Дуглас Самолеты с 1920 года . Лондон: Патнэм, 1979. ISBN 0-370-00050-1 .
- Гердессен, Ф. «Завершение». Air Enthusiast , № 79, январь/февраль 1999 г. с. 79. ISSN 0143-5450 .
- Лоуренс, Джозеф (1945). Книга самолетов наблюдателя . Лондон и Нью-Йорк: Фредерик Уорн и компания.
- Пеллетье, Ален Дж. «Связь Нортропа: невоспетый штурмовик А-17 и его наследие - Часть 1». Air Enthusiast , № 75, май – июнь 1998 г., стр. 62–67. ISSN 0143-5450 .
- Пеллетье, Ален Дж. «Связь Нортропа: невоспетый штурмовик А-17 и его наследие - Часть 2». Air Enthusiast , № 77, сентябрь/октябрь 1998 г., стр. 2–15. ISSN 0143-5450 .
- Видфельдт, Бо и Оке Холл. Б 5 Эпоха сбрасываемых бомб (на шведском языке). Нэссё, Швеция: Air Historic Research AB UB, 2000. ISBN 91-971605-7-1 .
- Сипос, Милош; Купер, Том (2020). Крылья Ирака, Том 1: ВВС Ирака, 1931–1970 гг . Уорик, Великобритания: Издательство Helion & Company. ISBN 978-1-913118-74-7 .
- Суонборо, ФГ и Питер М. Бауэрс. Военный самолет США с 1909 года . Лондон: Патнэм, 1963, 1971, 1989. ISBN 0-85177-816-X .
Внешние ссылки
[ редактировать ]