Космическая индустрия
Космическая промышленность — это экономическая деятельность, связанная с производством компонентов, которые отправляются в космическое пространство (орбита Земли или за его пределы), доставкой их в эти регионы и соответствующими услугами. [1] [2] Из-за известности деятельности, связанной со спутниками, в некоторых источниках термин «спутниковая индустрия» используется как синоним термина « космическая индустрия» . [3] термин «космический бизнес» . Также использовался [4] Узкое определение охватывает только поставщиков оборудования (в первую очередь, связанных с ракетами-носителями и спутниками ). [2] Это определение не исключает определенные виды деятельности, такие как космический туризм . [5] Таким образом, в более широком смысле космическую отрасль можно охарактеризовать как компании, участвующие в космической экономике и предоставляющие товары и услуги, связанные с космосом. [2] Космическая экономика определяется как «все государственные и частные субъекты, участвующие в разработке и предоставлении космических продуктов и услуг. Она включает в себя длинную цепочку создания добавленной стоимости , начиная с участников исследований и разработок и производителей космического оборудования и заканчивая поставщиками космического оборудования». космических продуктов и услуг конечным пользователям». [6]
Сегменты и доходы
[ редактировать ]Тремя основными секторами космической отрасли являются: производство спутников , производство вспомогательного наземного оборудования и индустрия запуска. Сектор производства спутников состоит из производителей спутников и их подсистем. Сектор наземного оборудования состоит из таких изделий, как мобильные терминалы, шлюзы, станции управления, VSAT , спутниковые антенны прямого вещания и другое специализированное оборудование. Сектор запуска состоит из услуг по запуску, производства транспортных средств и производства подсистем. [3] , каждый евро, потраченный в космической отрасли, возвращает экономике около шести евро По данным Европейского космического агентства . Это делает его критически важным сектором для экономического развития , конкурентоспособности и создания высокотехнологичных рабочих мест. [7] [8]
Что касается доходов мировой спутниковой индустрии, то в период с 2002 по 2005 год они оставались на уровне 35–36 миллиардов долларов США. [3] При этом большая часть доходов была получена сектором наземного оборудования, а наименьшая — сектором запуска. [9] Космические услуги оцениваются в 100 миллиардов долларов США. [10] В промышленности и смежных отраслях занято около 120 000 человек в странах ОЭСР . [10] в то время как в космической отрасли России занято около 250 000 человек. [11] По оценкам акционеров капитала, стоимость 937 спутников на орбите Земли в 2005 году составляла от 170 до 230 миллиардов долларов США. [10] В 2005 году страны ОЭСР заложили в бюджет около 45 миллиардов долларов США на космическую деятельность; доход от космических продуктов и услуг оценивается в 110–120 миллиардов долларов США в 2006 году (по всему миру). [12]
История и тенденции
[ редактировать ]Космическая отрасль начала развиваться после Второй мировой войны , когда ракеты, а затем и спутники поступили в военные арсеналы, а позже нашли и гражданское применение. [1] Он сохраняет значительные связи с правительством. В частности, индустрия запуска характеризуется значительным участием государства, при этом некоторые стартовые платформы (например, « Спейс шаттл ») находятся в ведении правительств. [3] [13] [14] Однако в последние годы частные космические полеты становятся реалистичными, и даже крупные правительственные агентства, такие как НАСА , начали полагаться на частные пусковые службы. [15] [16] Некоторые будущие разработки космической отрасли, которые все чаще рассматриваются, включают новые услуги, такие как космический туризм . [5]
С 2004 по 2013 год общее количество орбитальных запусков по странам/регионам составило: Россия: 270, США: 181, Китай: 108, Европа: 59, Япония: 24, Индия: 19 и Бразилия: 1. [17]
Соответствующие тенденции в космической отрасли в 2008–2009 годах описываются следующим образом:
- появление новых спутниковых операторов;
- растущий спрос на спутники фиксированной службы и развивающийся рынок мобильных спутниковых услуг ;
- стабильный объем заказов на коммерческие спутники;
- стабильная работа стартового сектора;
- устойчивость к финансовому кризису;
- развивающиеся рынки таких услуг, как Ka-диапазон и дистанционное зондирование . [2]
По оценкам космического доклада за 2019 год , в 2018 году общая глобальная космическая деятельность составила 414,75 миллиарда долларов. Из этой суммы, по оценкам отчета, 21%, или 87,09 миллиарда долларов, поступило из космического бюджета правительства США. [18]
В отчете, посвященном глобальным космическим расходам в 2021 году, глобальные расходы оцениваются примерно в 92 миллиарда долларов. [19]
В отчете о космосе за четвертый квартал 2023 года 2023 год назван самым загруженным годом в истории космической деятельности: было совершено 223 попытки запуска и 212 успешных запусков. [20] На орбиту было выведено более 2800 спутников, что на 23% больше, чем в 2022 году, а активность коммерческих запусков выросла на 50% по сравнению с 2022 годом. [20]
См. также
[ редактировать ]- Коммерциализация космоса
- Космическая промышленность на страну
- Космическое право
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Джоан Лиза Бромберг (октябрь 2000 г.). НАСА и космическая индустрия . Джу Пресс. п. 1. ISBN 978-0-8018-6532-9 . Проверено 10 июня 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с д Кай-Уве Шрогль (2 августа 2010 г.). Ежегодник космической политики 2008/2009: Установление новых тенденций . Спрингер. п. 49. ИСБН 978-3-7091-0317-3 . Проверено 10 июня 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с д Клэр Джолли; Гоар Рази; Организация экономического сотрудничества и развития (2007 г.). Космическая экономика вкратце: 2007 год . Издательство ОЭСР. п. 48. ИСБН 978-92-64-03109-8 . Проверено 9 июня 2011 г.
- ^ Джоан Лиза Бромберг (октябрь 2000 г.). НАСА и космическая индустрия . Джу Пресс. п. 13. ISBN 978-0-8018-6532-9 . Проверено 10 июня 2011 г.
- ^ Jump up to: а б Димитриос Бухалис; Карлос Коста (2006). Границы туристического бизнеса: потребители, продукты и промышленность . Баттерворт-Хайнеманн. п. 160. ИСБН 978-0-7506-6377-9 . Проверено 10 июня 2011 г.
- ^ Клэр Джолли; Гоар Рази; Организация экономического сотрудничества и развития (2007 г.). Космическая экономика вкратце: 2007 год . Издательство ОЭСР. п. 13. ISBN 978-92-64-03109-8 . Проверено 10 июня 2011 г.
- ^ Банк, Европейские инвестиции (27 января 2022 г.). Отчет о деятельности ЕИБ за 2021 год . Европейский инвестиционный банк. ISBN 978-92-861-5108-8 . Архивировано из оригинала 11 октября 2022 года . Проверено 25 июня 2023 г.
- ^ «СОЗДАВАЯ ЦЕННОСТЬ ДЛЯ ЕВРОПЫ» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 25 мая 2022 года . Проверено 25 июня 2023 г.
- ^ Клэр Джолли; Гоар Рази; Организация экономического сотрудничества и развития (2007 г.). Космическая экономика вкратце: 2007 год . Издательство ОЭСР. п. 49. ИСБН 978-92-64-03109-8 . Проверено 9 июня 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с Клэр Джолли; Гоар Рази; Организация экономического сотрудничества и развития (2007 г.). Космическая экономика вкратце: 2007 год . Издательство ОЭСР. п. 15. ISBN 978-92-64-03109-8 . Проверено 10 июня 2011 г.
- ^ Ионин Андрей. «Российская космическая программа в 2006 году: некоторый прогресс, но нет четкого направления» . Обзор обороны Москвы (2(#8)). Центр анализа стратегий и технологий . Архивировано из оригинала 27 августа 2007 года . Проверено 10 июня 2011 г.
- ^ Клэр Джолли; Гоар Рази; Организация экономического сотрудничества и развития (2007 г.). Космическая экономика вкратце: 2007 год . Издательство ОЭСР. п. 14. ISBN 978-92-64-03109-8 . Проверено 10 июня 2011 г.
- ^ Джоан Лиза Бромберг (октябрь 2000 г.). НАСА и космическая индустрия . Джу Пресс. п. 4. ISBN 978-0-8018-6532-9 . Проверено 10 июня 2011 г.
- ^ Уолтер Эдвард Хаммонд (1999). Космический транспорт: системный подход к анализу и проектированию . АААА. п. 157. ИСБН 978-1-56347-032-5 . Проверено 10 июня 2011 г.
- ^ Крис Даббс; Эмелин Паат-Дальстрем; Чарльз Д. Уокер (1 июня 2011 г.). Осознавая завтрашний день: путь к частному космическому полету . Университет Небраски Пресс. п. 192. ИСБН 978-0-8032-1610-5 . Проверено 10 июня 2011 г.
- ^ Крис Даббс; Эмелин Паат-Дальстрем; Чарльз Д. Уокер (1 июня 2011 г.). Осознавая завтрашний день: путь к частному космическому полету . Университет Небраски Пресс. п. 249. ИСБН 978-0-8032-1610-5 . Проверено 10 июня 2011 г.
- ^ Пастор, Энди (17 сентября 2015 г.). «Американский поставщик ракет надеется разорвать «короткий поводок» » . Уолл Стрит Джорнал . Архивировано из оригинала 16 октября 2015 года . Проверено 11 марта 2017 г.
Закрытая компания Маска изменила уравнение, отчасти оказав давление на своего конкурента, взимая примерно четверть средней цены United Launch в 220 миллионов долларов за запуск. В мае ВВС США официально разрешили SpaceX участвовать в запусках в целях национальной безопасности.
- ^ «Космический отчет 2015» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 22 марта 2016 г. Проверено 11 мая 2016 г.
- ^ Бергер, Эрик (6 января 2022 г.). «В докладе говорится, что на долю США приходится более половины мировых космических расходов» . arstechnica.com . Архивировано из оригинала 30 апреля 2023 года . Проверено 6 января 2022 г.
- ^ Jump up to: а б «КОСМИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ ЗА ЧЕТВЕРТЫЙ КВАРТАЛ 2023 ГОДА ПОКАЗЫВАЕТ РЕКОРДНОЕ КОЛИЧЕСТВО ЗАПУСКОВ ТРЕТЬИЙ ГОД ПОДРЯД, ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПЕРВЫЕ И ПОВЫШЕННОЕ ВНИМАНИЕ НА ПОЛИТИКУ» . Космический фонд . 23 января 2024 г. Проверено 22 марта 2024 г.