Jump to content

Евгенический феминизм

(Перенаправлено из Евгенического феминизма )
Мари Стоупс в своей лаборатории, 1904 год.

Евгенический феминизм был течением женского избирательного движения , которое пересекалось с евгеникой . [ 1 ] Первоначально предложенный ливано-британским врачом и активным евгенистом Калебом Салеби , [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] с тех пор этот термин стал применяться для обобщения взглядов видных феминисток Великобритании и Соединенных Штатов . Некоторые первые суфражистки в Канаде , особенно группа, известная как «Знаменитая пятерка» , также выступали за различные евгенические политики.

Евгенические феминистки утверждали, что если бы женщинам было предоставлено больше прав и равенства, можно было бы предотвратить ухудшение характеристик данной расы.

Когда Фрэнсис Гальтон впервые сформулировал евгенику, он рассматривал женщин как простой канал передачи желаемых качеств от отца к сыну. Позже евгеники стали рассматривать женщин в более активной роли, уделяя все больше внимания женщинам как «матерям расы». В частности, новые исследования в области науки о наследственности и изучении деторождения , воспитания детей и воспроизводства человека привели к изменениям в евгенической мысли, которая начала признавать важность женщин в этих частях жизненного цикла человека. Это изменение акцентов в конечном итоге привело к тому, что евгеник Калеб Салиби ввел термин «евгенический феминизм» в своей книге «Женщина и женственность: поиск принципов» (1911). [ 2 ] [ 3 ] Салиби писал:

Отличительной чертой следующих страниц является то, что они исходят из принципа того, что мы можем назвать евгеническим феминизмом, и пытаются сформулировать его развитие. Мое дело — знакомиться с литературой как по евгенике, так и по феминизму, и я знаю, что до сих пор евгенисты были склонны противостоять притязаниям феминизма [...]

Деверо характеризует создание Салиби евгенического феминизма как «по крайней мере частично обманчивую риторическую стратегию», цель которой заключалась в том, чтобы «вернуть активистов за права женщин из среднего класса обратно домой и к своим обязанностям». [ 5 ]

В 1930-х годах евгенический феминизм начал приходить в упадок, поскольку евгенические феминистки начали расходиться с основными евгениками и в значительной степени не смогли повлиять на общественное мнение. [ 6 ] [ 7 ]

В Великобритании

[ редактировать ]

Дело Мари Стоупс

[ редактировать ]

В своей биографии Мари Стоупс Джун Роуз утверждала, что «Мари была элитисткой, идеалисткой, заинтересованной в создании общества, в котором должны выжить только самые лучшие и красивые». [ 8 ] [ 9 ] точку зрения, которую поддержал Ричард А. Солоуэй в лекции Гальтона 1996 года : «Если общий интерес Стоупс к контролю над рождаемостью был логическим следствием ее романтической озабоченности совместимостью сексуальности в блаженном браке, то ее конкретные усилия по обеспечению контроля над рождаемостью для бедных имели гораздо большее значение. связано с ее евгеническими опасениями по поводу надвигающейся «расовой тьмы», которую обещало осветить принятие контрацепции». [ 10 ]

Что касается угрозы дисгении , она говорила о « том невыносимом потоке страданий, который всегда выходит из берегов». [ 11 ]

Энтузиазм Стоупса по поводу евгеники и улучшения расы разделялся со многими интеллектуалами и общественными деятелями того времени: например, Хэвлоком Эллисом , Сирилом Бертом и Джорджем Бернардом Шоу . Евгенические симпатии проявлялись как среди левых, так и среди правых политиков, включая лейбористских политиков, таких как Эллен Уилкинсон . [ 12 ] В детстве Стоупс через своего отца познакомилась с Фрэнсисом Гальтоном , одним из основателей современной евгеники. Она присоединилась к Обществу евгенического образования в 1912 году. [ 13 ] и стал спутником жизни в 1921 году. [ 14 ] Клэр Дебенхэм [ 15 ] В своей биографии Стоупс в 2018 году в девятой главе утверждается, что она была независимым евгеником, которого избегало ближайшее окружение Евгенического общества. В 1934 году она размышляла: «Я - пожизненный товарищ, и у меня был бы гораздо больший интерес к Евгеническому обществу, если бы я не была хладнокровной». [ 16 ]

Цели Общества конструктивного контроля над рождаемостью и расового прогресса выражали евгенические цели Клиники матерей: [ 17 ] резюмировано в Принципе 16:

«Короче говоря, мы глубоко и фундаментально являемся организацией, выступающей за детей, выступающей за рождение как можно большего количества здоровых, счастливых детей без ущерба для матери и с минимальной потерей младенцев в результате преждевременной смерти. В этой связи наш девиз была «Дети в правильном месте», и целью Конструктивного контроля над рождаемостью является обеспечение зачатия у тех женатых людей, которые здоровы, бездетны и желают иметь детей, а также обеспечение безопасности от зачатия. тем, кто расово болен, уже перегружен детьми или каким-либо образом не приспособлен к родительству». [ 18 ]

«Расовые заболевания» включали такие состояния, как инфекционные заболевания (например, туберкулез ) или вызванные факторами окружающей среды (такими как плохие условия жизни и недоедание).

В 1918 году [ 19 ] и 1920 г., [ 20 ] Стоупс выступала за принудительную стерилизацию тех, кого она считала непригодными для родительских обязанностей.

В главе XX своей книги «Сияющее материнство» 1920 года Стоупс обсуждала расовую принадлежность и говорила, что «одна центральная реформа» заключалась в следующем: «Сила матери, сознательно проявляемая в добровольном деторождении и радостном вынашивании своих детей, является величайшей силой в мире». ". [ 21 ] Она добавила, что на пути стоят две «главные опасности». Первой из них было невежество, а второй — «врожденная неспособность, которая заключается в огромном и постоянно растущем количестве выродившихся, слабоумных и неуравновешенных людей, которые сейчас находятся среди нас и разрушают социальные обычаи. увеличиваться, и они подобны паразиту на здоровом дереве, истощающему его жизненные силы». [ 22 ] Затем Стоупс заявил, что «несколькими довольно простыми актами парламента» можно справиться с «этой плодовитой развращенностью» путем стерилизации рентгеновскими лучами, и заверил читателя, что «когда будут приняты законопроекты, обеспечивающие стерильность безнадежно гнилых и расово больных, и Чтобы обеспечить образование женщины, рожающей ребенка, чтобы она воспитывала своих детей здоровыми, наша раса быстро подавит поток порочной, безнадежной и несчастной жизни, которая в настоящее время увеличивается в пропорции среди нас». [ 23 ]

Стоупс продвигала свои евгенические идеи среди политиков. В 1920 году она отправила копию своей книги «Сияющее материнство» — возможно, самой явно евгенической из ее книг — секретарю (и любовнице) премьер-министра Фрэнсис Стивенсон и призвала ее прочитать их Дэвиду Ллойд Джорджу . [ 24 ] В ноябре 1922 года, незадолго до всеобщих выборов, она разослала кандидатам в парламент анкету с просьбой подписать декларацию, в которой говорилось: «Я согласна с тем, что нынешняя ситуация размножения в основном из популяции C3 и обременения и обескураживания популяции A1 прискорбна в национальном масштабе, и Если меня изберут в парламент, я буду оказывать давление на Министерство здравоохранения, чтобы оно предоставляло такую ​​научную информацию через женские консультации, центры социального обеспечения и другие учреждения, находящиеся под его контролем, что сократит C3 и увеличит А1». Она получила 150 ответов. [ 25 ]

В июле 1931 года Гильдия женских кооперативов на своей конференции приняла резолюцию, пропагандирующую обязательную стерилизацию умственно или физически неполноценных людей. [ 26 ]

Письмо Стоупса другу в 1933 году выявило разочарование в евгенике: «Я не думаю, что хочу написать книгу о евгенике. Некоторые люди настолько запятнали это слово, что они не собираются ставить на него мое имя». [ 27 ] Несмотря на это, она посетила Международный конгресс по народонаселению в Берлине в 1935 году. [ 28 ] После посещения этой конференции она подверглась нападкам со стороны некоторых из своих бывших сторонников, таких как Гай Олдред и Хэвлок Эллис. [ 29 ] а после своей смерти в 1958 году она завещала свои клиники Евгеническому обществу. [ 30 ]

В 1934 году в интервью, опубликованном в « Австралийском женском еженедельнике» , она раскрыла свои взгляды на смешанные расовые браки: она отговаривала корреспондентов от них и считала, что все полукровки должны быть стерилизованы при рождении... «таким образом, безболезненно и никоим образом не мешая жизнь человека, несчастная судьба того, кто не черный и не белый, не может быть передана еще нерожденным младенцам». [ 31 ]

В августе 1939 года она отправила копию своей «Песни о любви для юных влюбленных» Адольфу Гитлеру, потому что «Любовь - величайшая вещь в мире». Она хотела, чтобы ее стихи распространялись через немецкие клиники по контролю над рождаемостью. Однако, по словам Роуз, всякая симпатия, которую она могла иметь к Гитлеру, рассеялась, когда он закрыл эти клиники. [ 25 ] 12 июля 1940 года она написала Уинстону Черчиллю с лозунгом «Сражайтесь в битве за Британию в воздухе Берлина». [ 25 ]

В Канаде

[ редактировать ]
Нелли МакКлунг , суфражистка и MLA из канадской провинции Альберта , выступала за евгеническую феминистскую политику. [ 5 ]

В Канаде все члены группы суфражисток, известной как « Знаменитая пятерка ». ( Генриетта Мьюир Эдвардс , Нелли МакКлунг , Луиза МакКинни , Эмили Мерфи и Ирен Парлби ) одобряли евгенику. [ 32 ] Они поддержали Закон о сексуальной стерилизации Альберты 1928 года и сексуальной стерилизации 1933 года. Закон Британской Колумбии о [ 1 ] Эммелин Панкхерст , лидер британских суфражисток, выступала в пользу евгеники по всей Западной Канаде в 1920-х годах, утверждая, что Канада как часть Британской империи должна стремиться к «расовому улучшению». Выступая перед представителями Канадского национального комитета по борьбе с венерическими заболеваниями, она часто выступала вместе с Мерфи. [ 33 ]

В Соединенных Штатах

[ редактировать ]

Виктория Вудхалл

[ редактировать ]
Виктория Вудхалл, 1860 г.

Виктория Вудхалл была видным сторонником евгеники. У Вудхалл также был жестокий, алкоголик и нелояльный муж, что, по ее мнению, могло способствовать умственной отсталости ее сына Байрона. [ 7 ] В связи с недавно возникшим интересом к евгенике Вудхалл продвигала свои взгляды, выступая с обращениями и публикуя различные книги. В сентябре 1871 года было сделано важное обращение под названием « Дети: их права и привилегии» , в котором она заявила, что «совершенное человечество должно происходить из совершенных детей». [ 34 ]

Более того, она упомянула о важности наличия «лучшего семени», чтобы иметь возможность иметь детей, которые могут вырасти в функциональных взрослых, о заботе родителей о детях и о порочности абортов. Благодаря усилиям Вудхалла по продвижению евгеники, часть феминисток также начала выступать за евгенику. Эти женщины считали, что детей слишком много, и поддерживали семьи, у которых их было меньше. В речи 1876 года в Нью-Джерси Вудхалл придал большое значение евгенике , а не важности получения права голоса для женщин, отметив, что избирательное право женщин не имеет значения по сравнению с созданием более превосходной человеческой расы. [ 34 ]

Версия евгеники Вудхалла, согласно которой соблюдение преобладающих в то время сексуальных норм приводило к вырождению потомства, резко расходилась с господствующей евгеникой 1890-х годов. Ее взгляды со временем менялись, никогда полностью не совпадая с мейнстримом евгеники, особенно в отношении контроля над рождаемостью. [ 6 ]

Шарлотта Перкинс Гилман

[ редактировать ]
Шарлотта Перкинс Гилман, 3 июля 1860 г.

Будучи ведущей писательницей-феминисткой своего времени, Шарлотта Перкинс Гилман опубликовала различные феминистские литературные произведения, в том числе стихи, статьи по евгенике для «Предтечи» и такие романы, как: «Женщины и экономика» , «Герланд» , «С ней на нашей земле» и «Его религия и ее» . [ 7 ] [ 35 ] [ 36 ] В Херланде Гилман защищает евгенический феминизм, представляя себе утопическое общество, состоящее исключительно из женщин, состоящее из женщин, которые каким-то образом смогли размножаться бесполым путем. Все они произошли от одной матери-одиночки, поэтому смешанные браки не были проблемой в ее воображаемом обществе, и, по-видимому, не было и наследования нежелательных генов, поскольку тех, кого считали непригодными для размножения, отговаривали от этого. [ 35 ] Аргументы Гилман, по сути, продвигали феминизм, «представляя евгеническую идеологию как источник» помощи. [ 36 ] Она выступала за равные сексуальные права для мужчин и женщин и выступала за легализацию контроля над рождаемостью для женщин. [ 7 ]

Отклонить

[ редактировать ]

В 1940-е годы евгенический феминизм начал приходить в упадок. Между феминизмом и евгеникой существовали непримиримые различия, которые не могли примириться друг с другом. Феминистки отказались от своих евгенических идей и мнений, когда стало труднее заручиться поддержкой и объединить два движения. Кроме того, поддержка евгенического движения в целом начала ослабевать, поскольку общественность сравнивала американскую практику стерилизации с законами о стерилизации нацистской Германии , которые считались «тоталитарными». [ 7 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б Росарио, Эстер (13 сентября 2013 г.). «Феминизм» . Архив евгеники . Архивировано из оригинала 9 сентября 2019 г. Проверено 27 октября 2018 г.
  2. ^ Jump up to: а б Салиби, CW (Калеб Уильямс) (1911). «Первые принципы» . Женщина и женственность: поиск принципов (1-е изд.). Восточная 24-я улица, Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США: JJ Little & Ives Co. МИТЧЕЛЛ КЕННЕРЛИ. п. 7 . Проверено 31 октября 2018 г. Отличительной чертой следующих страниц является то, что они предполагают принцип того, что мы можем назвать евгеническим феминизмом. {{cite book}}: CS1 maint: местоположение ( ссылка )
  3. ^ Jump up to: а б «Избирательное право женщин, евгеника и евгенический феминизм в Канаде «Избирательное право женщин и за его пределами» . сайт Womensuffrage.org . Архивировано из оригинала 28 апреля 2017 г. Проверено 27 октября 2018 г. .
  4. ^ Гиббонс, С. «Избирательное право женщин» . Архив евгеники . Проверено 31 октября 2018 г. Доктор Калеб Салиби, акушер и активный член Британского евгенического образовательного общества, выступал против своих современников, таких как сэр Фрэнсис Гальтон, которые занимали решительные антифеминистские позиции в своей евгенической философии. Воспринимая феминистское движение как потенциально «губительное для расы», если оно продолжит игнорировать евгеническое движение, он ввел термин «евгенический феминизм» в своем тексте 1911 года «Женщина и женственность: поиск принципов».
  5. ^ Jump up to: а б Деверо, Сесили (2006). Рост расы: Нелли Л. МакКлюнг и фантастика евгенического феминизма . Издательство Университета Макгилла-Куина . ISBN  9780773573048 . ОСЛК   243600906 .
  6. ^ Jump up to: а б Зиглер, Мэри (2008). «Евгенический феминизм: психическая гигиена, женское движение и кампания за евгеническую правовую реформу, 1900-1935». Гарвардский журнал права и гендера . 31 :211. ССНН   1646393 . В период с 1890 по 1930 годы было сформулировано несколько различных представлений о евгеническом феминизме, но каждое из них нашло общее в аргументе о том, что евгенический упадок расы можно предотвратить только в том случае, если женщинам будет предоставлено большее политическое, социальное, сексуальное и экономическое равенство. Этот аргумент связывал гендерное равенство с расовым улучшением: евгеническая наука и право должны были гарантировать некоторую форму реального гендерного равенства, чтобы улучшить расу. Таким образом, в период между 1915 и 1935 годами евгенический феминизм существовал отдельно от основной евгенической науки и политики и находился в возрастающем противоречии с ними. В конечном итоге ведущие евгенические феминистки не смогли ни изменить мнение большинства членов евгенической коалиции, ни разрешить противоречия, присущие их собственным евгеническим теориям. Хотя они часто утверждали, что их реформы следует поддерживать прежде всего как средство достижения евгенических целей, каждый лидер придерживался тех самых прав и аргументов, основанных на равенстве, которые отвергали основные евгеники. Это противоречие в значительной степени способствовало упадку и исчезновению евгенического феминизма в начале и середине 1930-х годов.
  7. ^ Jump up to: а б с д и Зиглер, Мэри (2008). «Евгенический феминизм: психическая гигиена, женское движение и кампания за евгеническую правовую реформу» . Гарвардский журнал права и гендера . 31 : 213.
  8. ^ Роуз, июнь (1992). Мари Стоупс и сексуальная революция . Фабер и Фабер. п. 134.
  9. ^ Фридленд, Джонатан (17 февраля 2012 г.). «Евгеника: скелет, который громче всего гремит в шкафу левых | Джонатан Фридланд» . Хранитель . ISSN   0261-3077 . Проверено 15 июня 2020 г.
  10. ^ Солоуэй, Ричард (1997). Мари Стоупс Евгеника и английское движение за контроль над рождаемостью . Лондон: Институт Гальтона. п. 54. ИСБН  0950406627 .
  11. ^ Стоупс, Мари К. (1921). Стенограмма заседания городской администрации . 27 октября 1921 года. Нью-Йорк: Лига добровольных родителей.
  12. ^ Джонатан Фридленд (1 мая 2019 г.). «Евгеника и господствующая раса левых – архив, 1997» . Хранитель .
  13. ^ Сирл, Греция (1976). Евгеника и политика в Великобритании 1900–1914 гг . Нидерланды: Международное издательство Leyden Noordhoff. п. 102. ИСБН  9028602364 .
  14. ^ Кэри, Джейн (2012). «Расовые императивы секса: контроль над рождаемостью и евгеника в Великобритании, США и Австралии в межвоенные годы». Обзор женской истории . 21 (5). Университет Монаша: 733–752. дои : 10.1080/09612025.2012.658180 . S2CID   145199321 .
  15. ^ Дебенхэм, Клэр (2018). Сексуальная революция Мари Стоупс и движение за контроль над рождаемостью . Пэлгрейв Макмиллан. стр. 121–132.
  16. Архивное письмо Коре Хадсон от 24 марта 1934 г. (Британская библиотека, Лондон, документы Мари С. Стоупс)
  17. ^ «Принципы CBC» Холлидей Сазерленд . 15 мая 2018 г.
  18. ^ Мод, Эйлмер (1924). Авторизованная жизнь Мари С. Стоупс . Лондон: Williams & Norgate Ltd., стр. 222–226.
  19. ^ Проблемы народонаселения и родительства: второй отчет Национальной комиссии по рождаемости за 1918–20 годы . Чепмен и Холл. 1920. с. 133.
  20. ^ Стоупс, Мари К. (1921). Сияющее материнство: книга для тех, кто творит будущее . Сыновья ГП Патнэма. стр. 230 и 233.
  21. ^ Стоупс, Мари (1920). Сияющее материнство . GP Putnam's Sons Ltd. с. 226.
  22. ^ Стоупс, Мари К. (1921). Сияющее материнство: книга для тех, кто творит будущее . Сыновья ГП Патнэма. стр. 228–229.
  23. ^ Стоупс, Мари К. (1921). Сияющее материнство: книга для тех, кто творит будущее . Сыновья ГП Патнэма. п. 233.
  24. ^ Роуз, июнь (1992). Мари Стоупс и сексуальная революция . Фабер и Фабер. п. 138.
  25. ^ Jump up to: а б с Роуз, июнь (1992). Мари Стоупс и сексуальная революция . Фабер и Фабер. п. 161.
  26. ^ Поттер, Марк (14 июля 2021 г.). «Ключ к пониманию социального дарвинизма лежит в политической борьбе, происходящей в этом обществе» . КМХДЖ . Проверено 10 марта 2023 г.
  27. ^ Британская библиотека, Лондон. Документы Мари С. Стоупс.
  28. ^ Пол, Дайан (1995). Управление наследственностью человека . Книги о человечности. стр. 84–91.
  29. ^ «Мари Стоупс» . Спартак Образовательный . Проверено 7 февраля 2021 г.
  30. ^ Роуз, июнь (1992). Мари Стоупс и сексуальная революция . Фабер и Фабер. п. 244.
  31. ^ Холл, Рут (1995). Страстный крестоносец: Жизнь Мари Стоупс . Харкорт Брейс Йованович. стр. 182 . ISBN  0-15-171288-3 .
  32. ^ «Феминизм» . Архив евгеники . Архивировано из оригинала 9 сентября 2019 года . Проверено 31 октября 2018 г. Вся знаменитая пятерка также участвовала в движении за расовую гигиену и поддержала принятие Закона Альберты о сексуальной стерилизации.
  33. ^ Картер, Сара (2017). « Развивайте великую имперскую расу»: Эммелин Панкхерст, Эмили Мерфи и их продвижение «улучшения расы» в Западной Канаде в 1920-е годы» . В поисках направления на запад: материалы, которые обнаруживают и перемещают прошлое Западной Канады . Издательство Университета Калгари: 133–150. дои : 10.2307/j.ctv64h781.11 . Проверено 14 февраля 2021 г.
  34. ^ Jump up to: а б Вудхалл, Виктория; Перри, Майкл В. (2005). Леди Евгенистка: Феминистская евгеника в речах и произведениях Виктории Вудхалл . Инклинговые книги. п. 331. ИСБН  978-1587420429 .
  35. ^ Jump up to: а б Надкарни, Аша (весна 2006 г.). «Евгенический феминизм: азиатское воспроизведение в национальных образах США». Роман: Форум художественной литературы . 39 (2): 221–226. дои : 10.1215/ddnov.039020221 . JSTOR   40267654 .
  36. ^ Jump up to: а б Зайтлер, Дана (март 2003 г.). «Неестественный отбор: матери, евгенический феминизм, рассказы о возрождении Шарлотты Перкинс Гилман». Американский ежеквартальный журнал . 55 (1): 63–66. дои : 10.1353/aq.2003.0001 . JSTOR   30041957 . S2CID   143831741 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Аллен, Энн Тейлор (2000). «Феминизм и евгеника в Германии и Великобритании, 1900-1940: сравнительная перспектива». Обзор немецких исследований . 23 (3): 477–505. дои : 10.2307/1432830 . JSTOR   1432830 .
  • Деверо, Сесили. «Развитие расы: Нелли Л. МакКлюнг и фантастика евгенического феминизма». Монреаль и Кингстон: McGill-Queen's UP, 2005.
  • Эрика Дайк, «Стерилизация и контроль над рождаемостью в тени евгеники: замужние женщины среднего класса в Альберте, 1930-1960-е годы», CBMH/BCHM 31, № 1, 2014 г.
  • Хадден, Уолтер Дж; Робинсон, Чарльз Х; Меленди, Мэри Райс (1914). Наука евгеника и половая жизнь, возрождение человеческого рода . Филадельфия, Пенсильвания: Национальная издательская компания.
  • Лесли, Р. Мюррей (1911). « Прогресс женщины в отношении евгеники » Евгений Преподобный Январь; 2 (4): 282-98. ПМИД 21259504; PMCID: PMC2986732.
  • Мосс, Эрин Л.; Стам, Хендерикус Дж.; Каттевилдер, Дайан (2013). «Стерилизация: евгеника и женское движение в Альберте 20-го века». Канадская психология . 54 (2): 105–14. дои : 10.1037/a0032644 .
  • Рэйвенхилл, Алиса (1910). « Евгенические идеалы женственности » Евгений Преподобный . Янв;1(4):265-74. ПМИД 21259480; PMCID: PMC2986703.
  • Солоуэй, Ричард А. (1995). «Идеальный контрацептив: исследования евгеники и контроля над рождаемостью в Великобритании и Америке в межвоенные годы». Журнал современной истории . 30 (4): 637–664. дои : 10.1177/002200949503000404 . S2CID   159808391 .
  • Вейт, Уолтер и Браунинг, Хизер (2024). « Феминизм и улучшение », в Справочнике Routledge по феминизму и технологиям . Лондон: Рутледж, стр. 37–55. https://doi.org/10.4324/9781003275992-4
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b376ce45f49b037ad5517b28674c4a43__1720879320
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b3/43/b376ce45f49b037ad5517b28674c4a43.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Eugenic feminism - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)