варган
Другие имена | Варган, варган, губка, арфа Озарка, соковыжималка, мурчунга, гуимбарда, мунгига, варган, тромбе |
---|---|
Классификация | |
Классификация Хорнбостеля – Сакса | 121.22 (Гетероглотая кимбарда (ламеля прикреплена к рамке)) |
Связанные инструменты | |
Звуковой образец | |
Еврейская арфа , также известная как варган , соковыжималка или губная арфа , [ номер 1 ] Ламеллофонный инструмент, состоящий из гибкого металлического или бамбукового язычка или трости , прикрепленных к рамке. Несмотря на разговорное название, варган, скорее всего, возник в Сибири или вокруг него , а именно в Горном Алтае , и имеет тюркское происхождение. Оно не имеет никакого отношения к еврейскому народу . [ 2 ]
Еврейские арфы можно разделить на идиоглот и гетероглот (независимо от того, являются ли рама и зубец одной деталью); по форме каркаса (стержень или пластинка); по количеству зубцов, а также от того, выщипываются ли они, постукивают по суставам или тянут за веревку.
Характеристики
[ редактировать ]Каркас плотно прижимается к приоткрытым зубам или губам исполнителя (в зависимости от типа), используя рот (плюс горло и легкие при свободном дыхании) в качестве резонатора , значительно увеличивая громкость инструмента. Зубы должны быть раздвинуты настолько, чтобы трость могла свободно вибрировать, а мясистые части рта не должны соприкасаться с тростью во избежание затухания вибраций и возможной боли. Произведенная таким образом нота или тон имеет постоянную высоту , хотя, изменяя форму рта и количество содержащегося в нем воздуха (а в некоторых традициях закрывая голосовую щель ), исполнитель может вызывать разных обертонов звучание и, таким образом, создавать мелодии. .
Согласно Британской энциклопедии одиннадцатому изданию : «Вибрации стального языка производят сложный звук, состоящий из основного звука и его гармоник . Используя полость рта в качестве резонатора , каждую последующую гармонику можно изолировать и усилить, придавая инструмент показанный компас».
«Нижние гармоники серии получить невозможно из-за ограниченной емкости резонирующей полости. Черные ноты на нотоносце показывают гамму, которую можно получить с помощью двух арф, одна из которых настроена на кварту выше другой. Игрок на еврейская арфа, чтобы изолировать гармоники, подставляет рот так, как будто намеревается произнести различные гласные». [ 3 ] См.: шкала горна .
История
[ редактировать ], было обнаружено более 20 варганов В 2018 году в провинции Шэньси , Китай , датируемых около 4000 лет назад. [ 4 ] Самое раннее изображение человека, играющего на еврейской арфе, — это китайский рисунок, датируемый III веком до нашей эры. [ 5 ] Утверждается, что археологические находки сохранившихся экземпляров в Европе почти такого же возраста, но эти даты оспариваются как на основании методов раскопок, так и на основании отсутствия современных письменных источников или изображений, упоминающих этот инструмент.
Хотя этим инструментом пользуются лакеи и люди низшего сословия, это не значит, что он не достоин внимания лучших умов... Козырь берут, зажав его конец между зубами, чтобы сыграть на нем и заставить его звук... Теперь можно ударить по языку указательным пальцем двояким образом, т. е. подняв его или опустив: но легче ударить по нему, подняв его, поэтому конец С слегка изогнут, чтобы палец не травмировался... Многие люди играют на этом инструменте. Когда язык заставляет вибрировать, слышно жужжание, имитирующее жужжание пчел, ос и мух... [если использовать] несколько варганов разных размеров, получается любопытная гармония.
— Марин Мерсенн , «Всеобщая гармония» (1636) [ 6 ]
Этимология
[ редактировать ]Существует множество теорий происхождения названия варган . Очевидная ссылка на еврейский народ особенно вводит в заблуждение, поскольку она «не имеет ничего общего с еврейским народом и не похожа на арфу по своей структуре и внешнему виду». [ 7 ] На сицилийский язык оно переводится как марранзану или мариолу ; оба из них являются уничижительными терминами для еврейского народа, которые также встречаются в итальянском языке. [ 8 ] и испанский. [ 9 ] На немецком языке он известен как Maultrommel , что примерно переводится как «ротовой барабан». [ 7 ] Название «Еврейская арфа» впервые появляется в 1481 году в таможенной учетной книге под названием «Джуарфы». [ 10 ] Вариант «челюсти» засвидетельствован как минимум еще в 1774 году. [ 11 ] и 1809 г., [ 12 ] вариант «сок» появился только в конце 19 и 20 веков.
Также было высказано предположение, что название происходит от французского jeu-trompe, что означает «игрушечная труба». [ 13 ] Нынешнее французское название инструмента — guimbarde . Веджвуд, английский этимолог, писал в 1855 году, что происхождение от jeu harpe противоречит французской идиоме, где «если два существительных соединяются вместе, уточняющее существительное неизменно оказывается последним». [ 14 ] Он ссылается на происхождение jeu harpe , но не на происхождение jeu tromp .
Обе теории — что это название представляет собой искажение челюстей или jeu — описаны Оксфордским словарем английского языка как «не имеющие каких-либо подтверждающих доказательств». [ 15 ] В OED говорится, что «можно предположить более или менее удовлетворительные причины: например, инструмент был действительно изготовлен, продан или импортирован в Англию евреями или якобы таковым; или что он был приписан евреям, что позволяет предположить, что козыри и арфы упоминаются в Библии и, следовательно, считаются хорошим коммерческим названием». [ 16 ] Хотя OED утверждает, что «ассоциация инструмента с еврейским народом происходит, насколько известно, только на английском языке», [ 15 ] термин jødeharpe также используется в датском языке. [ 17 ]
Производство
[ редактировать ]Производство индийского морчанга.
[ редактировать ]Индийские морчанги изготавливаются из многих металлов, но в основном из латуни, железа, меди и серебра. Для строительства Морчанга из каждого металла используются разные виды строительного искусства. [ нужна ссылка ]
Латунь
[ редактировать ]Латунные изделия производятся [ 18 ] от литья латуни в древнеиндийском стиле производства. Литье латуни — это процесс придания латуни желаемой формы с использованием формы. Латунь нагревают до расплавленного состояния, а затем заливают или заливают в форму, где она охлаждается и затвердевает, принимая желаемую форму. Латунное литье часто используется для создания замысловатых или сложных форм.
Использовать
[ редактировать ]Камбоджийская музыка
[ редактировать ]Ангкуоч អ (кхмерский: ង្គួ ច ) — камбоджийская еврейская арфа. [ 19 ] Это народный инструмент, сделанный из бамбука и имеющий вырезанную длинную плоскую форму с отверстием в центре и язычком поперек отверстия. [ 20 ] Существует также металлическая разновидность, более круглая или имеющая форму древесного листа. [ 20 ] К нему также могут быть прикреплены металлические колокольчики. [ 20 ] Инструмент является одновременно духовым и ударным инструментом. [ 19 ] [ 20 ] Как духовой инструмент, его прикладывают ко рту, который действует как резонатор и инструмент для изменения звука. [ 20 ] Хотя в основном это народный инструмент, существуют образцы и получше. [ 20 ] Хотя считалось, что этот инструмент был изобретением детей, пасущих скот, иногда его используют в публичных выступлениях, чтобы сопровождать музыку махори в публичных танцах. [ 20 ]
Индийская музыка
[ редактировать ]Инструмент используется как часть ритм-секции в различных стилях индийской народной и классической музыки. В первую очередь морсинг в карнатической музыке Южной Индии. [ 21 ] или Морчанг в лок гите (народной музыке) Раджастхана .
русская музыка
[ редактировать ]В России инструмент имеет собственную марку под названием «Варган» . [ 22 ] Еврейская арфа была раскопана в кургане IX века в Идельбаеве, Башкортостан . [ 23 ]
Непальская традиция
[ редактировать ]Мурчунга
[ редактировать ]В Непале один тип еврейской арфы называется мурчунга ( непальский : मुर्चुङ्गा ) . [ 24 ] Он очень похож на индийский морсинг или морчанг тем, что язычок (или твангер) выходит за пределы рамы, что придает инструменту больше сустейна. [ 25 ]
построен
[ редактировать ]Бинайо непальский ( музыкальной बिनायो बाजा ) — бамбуковая еврейская арфа, принадлежащая традиции киранти из Малинго. Он популярен в восточно-гималайском регионе Непала , Сиккиме , Дарджилинге и Бутане . Это духовой инструмент, на котором выдувают воздух без настройки узла пальцами. Бинайо имеет длину шесть дюймов и ширину один дюйм. [ 26 ]
Тюркская традиционная музыка
[ редактировать ]Кыргызская музыка
[ редактировать ]Темир комуз изготавливается из железа, обычно длиной 100–200 мм и шириной примерно 2–7 мм. Диапазон инструмента зависит от размера инструмента, но обычно колеблется в пределах октавы . Кыргызский народ исключительно хорошо владеет этим инструментом, и он довольно популярен среди детей, хотя некоторые взрослые продолжают играть на этом инструменте. [ нужна ссылка ] Пьесы «Темир комуз» были записаны Александром Затаевичем в двух-трех частях. остинато пятую , Возможен октавный гул или даже чередующее ступень гаммы с октавой . [ 27 ]
Турецкая музыка
[ редактировать ]По-турецки варган называется агыз копузу. [ 28 ] [ 29 ] Еврейская арфа, традиционно используемая в турецких народных песнях Анатолии, со временем вышла из употребления. [ 30 ] [ 31 ] Современные исполнения турецких народных песен с использованием еврейской арфы были выполнены такими артистами, как Сенем Дийичи в песне «Долама Доламайы» и Раван Юзхан.
Синдхская музыка
[ редактировать ]В музыке синдхи еврейская арфа называется чангу ( چنگُ ). В музыке синдхи это может быть аккомпанемент или основной инструмент. Один из самых известных игроков — Амир Букс Руунжо . [ 32 ]
Сицилийская музыка
[ редактировать ]На Сицилии еврейская арфа широко известна как марранзану, но есть и другие названия: ангаларруни, каларруни, гангаларуни, гангхиларруни, мариолу, мариолу ди фера, марранзана и нганналарруни. [ 33 ] [ 34 ]
Игра на арфе австрийского еврея
[ редактировать ]Музыка австрийских евреев на арфе использует типичную западную гармонию . ЮНЕСКО включила игру на австрийской еврейской арфе в список нематериального культурного наследия . [ 35 ]
В Австрии инструмент известен как Маультроммель (дословный перевод — «ротовой барабан»).
Западная классическая музыка
[ редактировать ]Ранние изображения еврейских арф появились в западных церквях с четырнадцатого века. [ 36 ]
Австрийский композитор Иоганн Альбрехтсбергер , известный сегодня главным образом как учитель Бетховена, в период с 1769 по 1771 год написал семь концертов для еврейской арфы, мандоры и оркестра. Четыре из них сохранились в тональности фа мажор, ми-бемоль мажор, ми. мажор и ре мажор. [ 37 ] [ 38 ] Они основаны на особом использовании варгана в австрийской народной музыке.
В экспериментальный период конца XVIII — начала XIX века были весьма виртуозные инструменталисты, играющие на губках. Так, например, Иоганн Генрих Шайблер смог закрепить на опорном диске до десяти губных варганов. Он назвал инструмент «Аура». Каждая губка была настроена на разные основные тона, что делало возможным даже хроматические последовательности.
- Вальтер Маурер, перевод с немецкого [ 39 ]
Известный исполнитель Франц Кох (1761–1831), открытый Фридрихом Великим , умел играть на двух варганах одновременно, а также известный исполнитель Карл Эйленштейн (1802–1890) «изобрёл систему игры на четырёх одновременно, соединив их шелковыми струнами так, что он мог обхватить губами все четыре и одновременно ударить во все четыре пружины». [ 40 ]
Американский композитор Чарльз Айвз написал партию для еврейской арфы в симфоническом посвященном Дню рождения Вашингтона движении «Симфония: Праздники Новой Англии», . [ 41 ]
Западная музыка
[ редактировать ]Еврейская арфа иногда использовалась в рок-музыке и кантри. Например:
- Canned Heat Многочастная пьеса "Parthenogenic" из их альбома Living the Blues . [ 42 ] [ 43 ]
- Black Sabbath – «Спящая деревня» [ 44 ]
См. также
[ редактировать ]- музыка еврейской арфы
- Музыка Центральной Азии
- Традиционная музыка Сицилии
- Беримбау
- Арфа , еще одна разновидность варгана из Вьетнама.
- Гогона , аналогичный инструмент, на котором ассамцы (особенно женщины) играют и танцуют Биху.
- Кариндинг — суданский традиционный музыкальный инструмент из Индонезии.
- Коусянь , китайская версия
- Кубинг , бамбуковый варган из Филиппин.
- Морсинг , Карнатская еврейская арфа
- Муккури — традиционный бамбуковый инструмент айнов Японии , похожий на еврейскую арфу.
- Музыкальный смычок — однострунная арфа, на которой играют с резонансом во рту.
- Пайперхью , деревня, в которой когда-то изготавливали козыри
Примечания
[ редактировать ]- ^ Другие названия инструмента включают ប្រ្រ копузу (Турция), ангкуоч (Камбоджа), брюмле (Чехословакия), чангу ( Синд ), đạn mại (Вьетнам), доромб (Венгрия), друмла (Польша), дрымба (Украина), безделушка. , гумбард (Франция), гимбарда ( Каталанский ), гогона (Ассам), кариндинг (суданский), хомус (Сибирь), кусянь (Китай), кубинг (Филиппины), маррансано ( Сицилия , Италия), Маультроммель (Австрия и Германия), mondharp/munnharpe (Норвегия), морчанг ( Раджастан ), морсинг (Южная Индия), муккури (Япония), мунгига (Швеция), мурчунга / бинайо (Непал), арфа Озарка (США), пармупилль (Эстония), Трамп (Шотландия) ), беримбау де бока (португальский), [ 1 ] и варган (Россия). [ нужна ссылка ]
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Сандрони, Карлос (2001). «Обзор Португалии и мира: встреча культур в музыке / Португалия и мир: встреча культур в музыке» . Мир музыки . 43 (2/3): 214. ISSN 0043-8774 .
- ^ Кац, Бриджит (23 января 2018 г.). «Эта недавно обнаруженная 1700-летняя губная арфа все еще может держать мелодию» . Смитсоновский журнал . Архивировано из оригинала 5 июля 2023 года . Проверено 18 августа 2023 г.
- ^ Шлезингер 1911 .
- ^ «На северо-западе Китая обнаружены древние музыкальные инструменты» . Синьхуа . 21 мая 2018 г.
- ^ Лармер, Брук (2020). «Таинственные резные изображения и свидетельства человеческих жертвоприношений обнаружены в древнем городе» . Нэшнл Географик. Архивировано из оригинала 7 августа 2020 года.
- ^ Фокс (1988), стр.45-8.
- ^ Перейти обратно: а б «История происхождения варгана | Варганы Глазырина» . Jewishharps.com . 18 апреля 2019 г.
- ^ «Этимология: Маррано» . Etimo.it .
- ^ «ЛЕКСИКОН – ЭТИМОЛОГИИ – ПРОИСХОЖДЕНИЕ СЛОВ – МАРРАНО» . Elalmanaque.com .
- ^ РАЙТ, Майкл (2020). ЕВРЕЙСКИЕ АРФЫ В БРИТАНИИ И ИРЛАНДИИ . [Sl]: РУТЛЕДЖ. ISBN 978-0-367-59749-8 . OCLC 1156990682 .
- ^ Разные и беглые произведения, том. 3, Джонсон и др. 1774 г.
- ^ Пегге Анонимиана , 1818, с. 33
- ^ Тимбс, Джон (1858). Вещи, которые малоизвестны: объяснены и проиллюстрированы популярные ошибки . п. 61 .
- ^ Веджвуд, Хенсли (1855 г.). «О ложных этимологиях» . Труды Филологического общества (6): 63.
- ^ Перейти обратно: а б «Университет Лаваля – Разъединение» . Oed-com.acces.bibl.ulaval.ca .
- ^ «Козырь еврея, козырь еврея». Оксфордский словарь английского языка . Издательство Оксфордского университета. 1989.
- ^ «Еврейская арфа — Датский словарь» . Ordnet.dk .
- ^ «Древний стиль изготовления варганов | морчанг | морсинг | лучший варган | лучший морчанг» . Проверено 27 января 2023 г. - через YouTube .
- ^ Перейти обратно: а б Посс, доктор медицинских наук «Камбоджийские бамбуковые варганы» . Mouthmusic.com . Архивировано из оригинала 8 сентября 1999 года . Проверено 27 октября 2018 г.
... эти бамбуковые варганы легко держать в руках, и они прослужат дольше, поскольку сделаны из более толстого материала, чем многие другие подобные инструменты. Прижимая их к губам, на них легко играть, и они дают такой же полный, ударный звук, как и «Кубинги».
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Хан, Юн; Дориван, Кео; Лина, Ю; Ленна, Мао. Традиционные музыкальные инструменты Камбоджи (PDF) . Королевство Камбоджа: Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры. стр. 146–147.
- ^ (1999). Южная Азия: Индийский субконтинент. Энциклопедия мировой музыки Garland, том 5. Издательство: Routledge; Хар/Ком. ISBN 978-0-82404946-1 .
- ^ Абрашев Б.; Радевский А.; Гаджев, В. (2000). Иллюстрированная энциклопедия музыкальных инструментов: всех эпох и регионов мира . Кенеманн. п. 136. ИСБН 978-3-8290-6079-0 .
- ^ Еврейские арфы в европейской археологии
- ^ «Фотогалерея» . Катманду: Музей непальских народных музыкальных инструментов.
- ^ Николова, Иванка; Дэйви, Лора; Дин, Джеффри, ред. (2000). Иллюстрированная энциклопедия музыкальных инструментов . Кёльн: Könemann Verlagsgesellschaft mbH. стр. 94–101.
- ^ «Народные музыкальные инструменты Непала» . Schoolgk.com . Проверено 27 апреля 2016 г.
- ^ Слобин, Марк (1969). Киргизская инструментальная музыка . Теодор Фронт Музыка. п. 20. ISBN 978-0-614-16459-6 . Проверено 23 февраля 2014 г.
- ^ «Обнадеживающий звук ветра: ротовая арфа» . ru.turktoyu.com . Проверено 19 мая 2022 г.
- ^ Айчил, Серкан; Чубукчу, Гёкчин (30 марта 2022 г.). «ОЦЕНКА ТУРЕЦКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ И ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ В ЦЫМСКОЙ КУЛЬТУРЕ НА ПОЧТОВЫХ МАРКАХ» . Журнал Art Magazine (на турецком языке) (39): 44–57. ISSN 1302-2938 .
- ^ Апель, Вилли (28 ноября 2003 г.). Гарвардский музыкальный словарь: четвертое издание . Издательство Гарвардского университета. ISBN 978-0-674-01163-2 .
- ^ «Искусство раскрытия рта» . Aksaray.ktb.gov.tr . Проверено 19 мая 2022 г.
- ^ синдхи альгозо . Ютуб . 9 июля 2009 г. Архивировано из оригинала 11 ноября 2021 г. Проверено 20 июня 2015 г.
- ^ Ежедневно, Искусство (29 мая 2011 г.). «Сицилийский словарь» . Ежедневно.нет . Проверено 26 декабря 2021 г.
- ^ «Сицилийский предмет дня: Марранцано» . Сицилиамо (блог). 10 августа 2007 г. Проверено 20 февраля 2008 г.
- ^ Нематериальное культурное наследие в Австрии: Игра на еврейской арфе в Австрии (архивная версия в Интернет-архиве от 3 октября 2015 г.)
- ^ «Например, в Базельском Мюнстере есть резное изображение кентавра, играющего на варгане. База данных Musiconis. Université Paris-Sorbonne» . Musiconis.huma-num.fr . Проверено 5 января 2018 г.
- ↑ Альбрехтсбергер: Концерт для еврейской арфы , список компакт-дисков Amazon (Мюнхенский камерный оркестр, 19 декабря 1992 г.)
- ^ [1] [ мертвая ссылка ]
- ^ Маурер, Уолтер (1983). Аккордеон: Справочник по инструменту, его историческое развитие и литература , стр.19. Вена: Издание Гармония.
- ^ Бернли, Джеймс (1886). Романтика изобретений: отрывки из анналов промышленности и науки , стр.335. Касселл. [ISBN не указан].
- ^ Фокс, Леонард (1988). Еврейская арфа: обширная антология . Associated University Presss, Inc. с. 33. ISBN 9780838751169 . Проверено 12 мая 2015 г.
- ^ Грейвс, Том (30 апреля 2015 г.). Луиза Брукс, Фрэнк Заппа и другие чародеи и мечтатели . КнигаBaby. п. 155. ИСБН 978-1-942531-07-4 . Проверено 1 ноября 2018 г.
- ^ Уинтерс, Ребекка Дэвис (2007). Блюз слепой совы . Блюз слепой совы. п. 159. ИСБН 978-0-615-14617-1 . Проверено 1 ноября 2018 г.
- ^ Уэллс, Дэвид (2009). «Блэк Саббат (1970)». Black Sabbath (буклет на компакт-диске). Черная суббота. Группа Sanctuary Records.
Общие и цитируемые ссылки
[ редактировать ]В этом разделе отсутствуют номера ISBN для перечисленных книг . ( февраль 2014 г. ) |
- Alekseev, Ivan, and E. I. [i.e. Egor Innokent'evich] Okoneshnikov (1988). Iskusstvo igry na iakutskom khomuse . IAkutsk: Akademiia nauk SSSR, Sibirskoe otd-nie, IAkutskii filial, In-t iazyka, lit-ry i istorii.
- Баккс, Фонс (1992). Рассеиватель мыслей: история варгана . Мировая музыка Хадевейха. Антверпен: Хадевейх; ISBN 90-5240-163-2 .
- Бун, Юбер и Рене де Майер (1986). Ротовой барабан . Народные музыкальные инструменты Бельгии и Нидерландов. Брюссель: Ренессанс дю Ливр.
- Крейн, Фредерик (1982). «Еврейская (челюстная? jeu? jeugd? gewgaw? сок?) арфа». В: Двадцать четвертый ежегодник Международной ассоциации виртуозов варгана , вып. 1 (1982). С: «Еврейская арфа в колониальной Америке», Брайан Л. Михура.
- Крейн, Фредерик (2003). История Трампа в картинках: Европа и Америка . Специальное приложение к двадцать четвёртому ежегодному изданию Международной ассоциации виртуозов варгана . Маунт-Плезант, Айова: [Фредерик Крейн].
- Дурнон-Таурель, Женевьева и Джон Райт (1978). Джавбарды Музея Человека . Предисловие Жильбера Руже. Издано Национальным музеем естественной истории и Институтом этнологии.
- Эмшаймер, Эрнст (1941). «О возникновении и использовании варгана в Сибири и Средней Азии». В: Этнос (Стокгольм), № 3–4 (1941).
- Эмшаймер, Эрнст (1964). «Еврейские арфы в Сибири и Средней Азии». В: Studia ethnomusicologica eurasiatica (Стокгольм: Musikhistoriska museet, стр. 13–27).
- Фокс, Леонард (1984). Еврейская арфа: обширная антология . Выбрано, отредактировано и переведено Леонардом Фоксом. Чарльстон, Южная Каролина: Л. Фокс.
- Фокс, Леонард (1988). Еврейская арфа: обширная антология . Выбрано, отредактировано и переведено Леонардом Фоксом. Льюисбург: Издательство Бакнеллского университета; Лондон: Издательство Associated University Press; ISBN 0-8387-5116-4 .
- Галлманн, Мэтью С. (1977). Еврейская арфа: избранный список литературы с телефонными номерами Библиотеки Конгресса . Вашингтон, округ Колумбия: Библиотека Конгресса, Архив народной песни.
- Gotovtsev, Innokenty. New Technologies for Yakut Khomus . Yakutsk.
- Коллтвейт, Гьермунд (2006). Еврейские арфы в европейской археологии . Серия BAR International, 1500. Оксфорд: Archaeopress; ISBN 1-84171-931-5 .
- Меркурио, Паоло (1998). Са Трумба. Гармония между Теларзу и Лимедду . Solinas Edition, Нуоро (ИТ).
- Плита, Регина (1992). Культурная история еврейской арфы . Серия публикаций «Орфей» по основным вопросам музыки, Том 64. Бонн: Verlag für Systematic Musikforschung; ISBN 3-922626-64-5 .
- Меркурио, Паоло (2013). The Wind Chimes International, Межкультурные, междисциплинарные музыкальные инструменты гармонии . Милан; ISBN 978-88-6885-391-4 .
- Шлезингер, Кэтлин (1911). . В Чисхолме, Хью (ред.). Британская энциклопедия . Том. 15 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 411.
- Шишигин, С.С. (1994). Играйте на дому . Международный центр хомусной (варганной) музыки. Покровск: С.С. Шишигин/Министерство культуры Республики Саха (Якутия). ISBN 5-85157-012-1 .
- Shishigin, Spiridon. Kulakovsky and Khomus . Yakutia.
- Смек, Рой (1974). Развлечение Мела Бэя с челюстной арфой . ISBN 9780871664495
- Райт, Майкл (2008). «Еврейская арфа в законе, 1590–1825». Журнал народной музыки 9.3 стр. 349–371; ISSN 0531-9684. JSTOR 25654126 .
- Райт, Майкл (2015). Еврейская арфа в Великобритании и Ирландии . Фарнхэм, Суррей: Ашгейт; ISBN 978-1-4724-1413-7 .
- Юань, Бинчан и Цзизэн Мао (1986). Чжунго Шао Шу Мин Цзу Юэ Ци Чжи. Пекин : Синь Ши Цзе Чу Бань Ше: Синь Хуа Шу Дянь Пекин Фа Син Суо Фа Син; ISBN 7-80005-017-3 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Гильдия еврейских арфистов
- Как играть и сделать варган
- Как играть на варгане (инструкция со звуковыми примерами и замечаниями по функционированию варганов)
- Страница о гитарах с сайта бесплатных язычковых инструментов Пэта Миссина.
- Демир-хомус (Тувинский варган) Демо, фотографии, сказки и текст