Шакти
Шакти ( Деванагари : शक्ति, IAST : Шакти; букв. «Энергия, способность, сила, усилие, мощь, мощь, способность») [ 1 ] в индуизме — это «Универсальная Сила», лежащая в основе и поддерживающая все существование. С точки зрения индуистской теологии , Шакти — это «чистое сознание» и энергетическая сила индуистских богов . Задуманная как женская по своей сути, Шакти обычно персонифицируется как жена определенного индуистского божества , особенно Шивы .
Шакти и Шива считаются женским и мужским началами, дополняющими друг друга. Шакти, как пракрити Считается, что («природа»), породила первичного мужчину ( пурушу ). Женская Шакти возникает как часть лилы ( «божественной игры») с мужским началом (Шивой), которое считается пассивным дополнением всемогущей активной женственности. Бог Шива является «неактивированной Вечностью», тогда как Шакти « активирует Время ». «Говорят, Шива без Шакти — всего лишь труп». Бог Шива говорит: «О Богиня, я — тело ( деха ), а ты — сознательный дух внутри тела ( дехин )». С психологической точки зрения Юнга концепция Анимы/анимуса , которая оживляет всех людей, считается «духовным эквивалентом» Шакти.
В индуистской деноминации шактизма Шакти поклоняются исключительно как Брахману . Понятие Брахмана в индуизме считается тем же, что и Шакти, говорится: «Брахман — это статическая Шакти, а Шакти — это динамический Брахман». Термин Шакта используется для описания людей и обычаев, связанных с поклонением Шакти. Шакта -питхи — это святилища, которые считаются священными местами Шакти.
Этимология
[ редактировать ]Согласно словарю Монье-Вильямса , Шакти ( Шакти ) — это санскритский термин женского рода, означающий «энергия, способность, сила, усилие, мощь, мощь, способность» и «способность» или «власть над». [ 1 ] [ 2 ]
Хотя термин Шакти имеет широкое значение, в основном он означает «силу или энергию». [ 2 ] Метафизически Шакти относится к «энергетическому принципу» фундаментальной реальности, называемому «изначальной силой». [ 2 ]
Шакти главным образом отождествляется с женским началом и многочисленными индуистскими богинями , которые рассматриваются как осязаемые выражения — видимые персонификации неосязаемой Шакти. [ 2 ] Формулирование такой идеи Шакти происходило на протяжении многих столетий. [ 2 ]
Соответственно, термин Шакта ( санскрит : शक्त , Шакта ) используется для обозначения людей и обычаев, связанных с поклонением Шакти. [ 3 ] Термин Шакта стал популярным начиная с девятого века, до этого термин Кула или Каула , который относился к кланам женского происхождения, помимо менструальных и сексуальных выделений женщин, использовался для описания последователей Шакти. [ 3 ]
Истоки и развитие
[ редактировать ]Истоки концепции Шакти преведические . [ 4 ] Обычай поклонения Шакти был обнаружен в контексте палеолита в долине реки Сон треугольный камень, известный как камень Багхор , который, по оценкам, был создан около 9 000–8 000 лет до нашей эры . , где был найден [ 5 ] Изображение Шакти в камне считается ранним примером янтры . [ 6 ] Кенойер , член команды, раскопавшей камень, считал весьма вероятным, что камень был связан с Шакти. [ 7 ]
Поклонение Шакти отступило в ведический период , но стало заметным в классический период индуизма, во время которого она персонифицировалась как Деви , богиня. [ 4 ] Библейские тексты, такие как Деви Бхагавата Пурана , Калика Пурана , Маркандейя Пурана , и Махабхагавата Пурана считали Шакти верховной над всеми божествами и поощряли поклонение ей. [ 4 ]
Верования и традиции
[ редактировать ]В индуизме Шакти ( Шакти ), санскритское слово, означающее «энергия» или «сила», является «энергизирующей материальной силой» индуистских богов. [ 8 ] Как энергия, соответствующая Вишну , она — Лакшми . Как Богиня или Деви , Шакти является «Универсальной Силой». [ 9 ] Шакти обычно персонифицируется как жена конкретного индуистского бога, в частности Шивы , для которого она приняла формы Дурги , Кали и Парвати . [ 10 ] [ 11 ] По индуистским обычаям жена мужчины считается его Шакти. В Рамаяне , Сита жена Рамы , была его Шакти; в Махабхарате Драупади . Шакти Пандавов была [ 9 ]
Маркандейа -пурана представляла Шакти как «чистое сознание », контролирующее творение, сохранение и разрушение; и отождествил Шакти с природой или пракрити . [ 4 ] Считается, что как пракрити (природа) Шакти породила первичного мужчину ( пурушу ). [ 9 ] Считается, что женское начало (шакти) возникает как часть « лилы » (божественной игры) с мужским началом (шива). [ 12 ] Шакти и Шива считаются взаимодополняющими принципами. [ 12 ] Шакти — это « активированное Время », а Шива — это «неактивированная Вечность». [ 9 ]
С точки зрения индуистской тантры Шакти соотносится с энергией Кундалини . [ 13 ] Шакти считается «творческой динамической энергией», которая пронизывает и «оживляет» все существование. [ 14 ] [ 15 ] В Бриханнила-тантре Бог Шива говорит: «О Богиня, я — тело ( деха ), а ты — сознательный дух внутри тела ( дехин )». [ 16 ] «Говорят, Шива без Шакти — всего лишь труп». [ 17 ] В юнгианской аналитической психологии концепция Анимы/анимуса , которая оживляет всех людей, считается «духовным эквивалентом» Шакти. [ 9 ]
Деви Бхагавата Пурана рассматривает природу Шакти как состоящую из трех экзистенциальных качеств: Саттвы (спокойного и уравновешенного), Раджаса (страстного и активного) и Тамаса (вялого и неактивного). [ 4 ]
Одушевленным и неодушевленным объектам, таким как реки, камни, деревья, горы, поклоняются как воплощениям Шакти. [ 17 ] Считается, что женщины по своей сути божественны; Слияние менструального цикла с лунным циклом Луны считается важным. [ 17 ] Менструальная кровь ( Кула ) почитается и предлагается в ритуалах умилостивления божеств. В некоторых случаях жертвоприношения животных заменяли приношения менструальной крови, однако самок животных не приносят в жертву. [ 17 ]
Шакта -питхи , расположенные по всему Индийскому субконтиненту , считаются священными местами Шакти. На алтарях в этих святилищах Шакти часто поклоняются в форме камня, окрашенного в красный цвет, считающегося цветом Шакти, и украшенного антропоморфными чертами, такими как глаза. [ 18 ]
Шактизм
[ редактировать ]Шактизм рассматривает Шакти как Верховного Брахмана . [ 19 ] По словам В. Р. Рамачандры Дикшитара (профессора истории Индии), в теологии шактизма : «Брахман — это статичная Шакти, а Шакти — это динамичный Брахман». [ 20 ] Шакта Упанишады и Шакта Тантры приравнивали Брахмана к Шакти и считали их неразделимыми. [ 4 ]
В деталях своей философии и практики шактизм напоминает шиваизм. Однако шакты сосредотачивают большую часть или все поклонение на Шакти как динамическом женском аспекте Высшего Божества. [ 21 ] Согласно этой традиции, все индуистские богини являются проявлениями одной и той же богини Махадеви , также называемой Ади Парашакти, Ади Шакти и Абхая Шакти. Вайшнавы считают ее Лакшми ; тогда как Шайвы считают ее Парвати , Дургой , Лалитой и Кали ; А шакты считают ее Дургой , Трипура Сундари , Бхуванешвари и Кали . [ 22 ]
От Деви-Махатмьи :
Тобою рождена эта вселенная,
Тобою этот мир создан,
О Дэви, тобой она защищена. [ 23 ]
Из Шактисангама-тантры :
Женщина – творец Вселенной,
вселенная — ее форма;
женщина – основа мира,
она — истинная форма тела.
В женщине форма всех вещей,
всего, что живет и движется в мире.
Нет драгоценности более редкой, чем женщина,
нет состояния лучше, чем состояние женщины. [ 24 ]
Умная Адвайта
[ редактировать ]В традиции Смарта Адвайты Шакти — одна из пяти равноправных личностных форм Бога, как и в системе панчадева , которую отстаивает Ади Шанкара . [ 25 ] Традиция смарта , также называемая смартизмом, развивалась и расширялась вместе с Пурана литературным жанром . Оно отражает синтез четырёх философских направлений: мимамсы , адвайты , йоги и теизма . Традиция Смарта отвергает теистическое сектантство и отличается домашним поклонением пяти святыням с пятью божествами, к которым все относятся как к равным — Ганеше , Шиве , Ади Парашакти , Вишну и Сурье . Традиция Смарта контрастировала с более старой традицией Шраута , которая была основана на тщательно продуманных ритуалах и обрядах. Идеи и практики традиции смарта во многом совпадают с идеями и практиками других конфессий индуизма, а именно шиваизма , брахманизма , вайшнавизма и шактизма . [ 26 ] [ 27 ] [ 28 ]
См. также
[ редактировать ]- Аммавару - индуистская богиня
- Ичча-шакти – санскритский термин, обозначающий силу воли.
- Мариамман – индуистская богиня погоды
- Мохини – индуистская богиня волшебства, единственная женщина-аватар Вишну.
- Тридеви – Троица главных богинь в индуизме.
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Монье-Вильямс 2017 .
- ^ Jump up to: а б с д и Фулстон 2008 , с. 725.
- ^ Jump up to: а б Джонс и Райан 2007 , с. 397.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Джонс и Райан 2007 , с. 399.
- ^ Инсолл 2002 , с. 36.
- ^ Харпер и Браун 2012 , с. 39.
- ^ Кенойер и др. 1983 , с. 93.
- ^ Лиминг 2014 , с. 1646.
- ^ Jump up to: а б с д и Лиминг 2014 , с. 1647.
- ^ Розен 2006 , с. 166.
- ^ Лиминг 2014 , с. 1646-1647.
- ^ Jump up to: а б Джонс и Райан 2007 , стр. 398–399.
- ^ Лиминг 2014 , с. 1777.
- ^ Лиминг 2014 , с. 546.
- ^ Датта и Ловитц 2005 , с. 111.
- ^ Бернацкий 2006 , стр. 202.
- ^ Jump up to: а б с д Джонс и Райан 2007 , с. 398.
- ^ Джонс и Райан 2007 , с. 401.
- ^ Субрамуниясвами, с. 1211 [ нужна полная цитата ]
- ^ Дикшитар 1999 , стр. 77–78.
- ^ Субрамуниясвами, с. 1211 [ нужна полная цитата ]
- ^ Товарищ 2021 , с. 30.
- ^ Клостермайер 1989 , стр. 261, 473 сноска [1].
- ^ Бозе 2000 , с. 115.
- ^ Смарт 2008 .
- ^ Наводнение 1996 , стр. 113, 134, 155–161, 167–168.
- ^ Сандерсон 2009 , стр. 276–277.
- ^ Шепард 2009 , с. 186.
Цитированные источники
[ редактировать ]Книги
[ редактировать ]- Бозе, Мандакранта (2000). Лица женственности в древней, средневековой и современной Индии . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0195352777 . OCLC 560196442 .
- Бурсье, Хелен Т., изд. (2021). Справочник Роумана и Литтлфилда по женским исследованиям в области религии . Роуман и Литтлфилд. ISBN 978-1538154458 .
- Фулстон, Линн (2008). Куш, Дениз; Робинсон, Кэтрин; Йорк, Майкл (ред.). Энциклопедия индуизма . Великобритания, США, Канада: Routledge. ISBN 978-0-7007-1267-0 .
- Датта, Рима; Ловиц, Лиза (2005). Священные санскритские слова . Беркли, Калифорния: Stonebridge Press.
- Дикшитар, В.Р. Рамачандра (1999) [1942]. Культ Лалиты . Дели: Мотилал Банарсидасс .
- Флуд, Гэвин (1996). Введение в индуизм . Издательство Кембриджского университета. ISBN 9780521438780 .
- Харпер, Кэтрин Энн; Браун, Роберт Л. (2012). Корни Тантры . СУНИ Пресс. ISBN 9780791488904 . Архивировано из оригинала 5 мая 2022 года . Проверено 3 октября 2020 г. .
- Инсолл, Тимоти (2002). Археология и мировая религия . Рутледж. ISBN 9781134597987 . Архивировано из оригинала 5 мая 2022 года . Проверено 3 октября 2020 г. .
- Джонс, Констанс; Райан, Джеймс Д. (2007). Энциклопедия индуизма . Энциклопедия мировых религий. Нью-Йорк: Издательство информационной базы. ISBN 9780816054589 .
- Клостермайер, Клаус К. (1989). Обзор индуизма . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: SUNY Press.
- Лиминг, Дэвид А. (2014). Лиминг, Дэвид А. (ред.). Энциклопедия психологии и религии (второе изд.). Нью-Йорк: Спрингер. ISBN 9781461460855 .
- Розен, Стивен (2006). Основополагающий индуизм . Вестпорт, Коннектикут: Издательство Praeger.
- Сандерсон, Алексис (2009). «Эпоха Шайвы: рост и доминирование шиваизма в период раннего средневековья». В Эйноо, Шинго (ред.). Возникновение и развитие тантризма . Институт восточной культуры Токийского университета.
- Шепард, Джон (2009). Ниниан Смарт о мировых религиях . Эшгейт. ISBN 978-0754666387 .
Журналы
[ редактировать ]- Бернацкий, Лорилиай (2006). «Разговоры о сексе и гендерные обряды: женщины и тантрический сексуальный обряд». Международный журнал индуистских исследований . 10 (2): 185–206. дои : 10.1007/sll407-006-9022-4 . JSTOR 20106970 .
- Кенойер, Дж. М.; Кларк, доктор медицинских наук; Пал, Дж. Н.; Шарма, Г. Р. (1983). «Святилище верхнего палеолита в Индии?». Античность . 57 (220): 88-94. дои : 10.1017/S0003598X00055253 . S2CID 163969200 .
Веб-сайты
[ редактировать ]- Монье-Вильямс, Монье . «Санскритско-английский словарь Монье-Вильямса» . факультет.washington.edu . Университет Вашингтона. Архивировано из оригинала 25 августа 2017 года . Проверено 8 октября 2017 г.
- «Что такое универсалистская секта смарта?» . Гималайская академия . Архивировано из оригинала 13 марта 2009 года . Проверено 4 августа 2008 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Авалон, Артур ; Авалон, Эллен (1913). Гимны Богине . Лондон: Luzac & Co. – через Интернет-архив.
- Авалон, Артур (1953) [1922]. Гимн Кали: Карпуради Стотра . Мадрас: Ганеш и компания. – через Интернет-архив.
- Хариш, Ранджана; Харишанкар, В. Бхарати (2003). Шакти: междисциплинарные перспективы расширения прав и возможностей женщин в Индии . Нью-Дели, Индиана: Рават. ISBN 81-7033-793-3 .
- Макдэниел, июнь (2004 г.). Предложение цветов, кормление черепов: популярное поклонение богине в Западной Бенгалии . Издательство Оксфордского университета.
- Вудрофф, Джон (1918). Шакти и Шакта: Очерки и обращения к Шакта-Тантрашастре . Лондон: Luzac & Co. – через Интернет-архив.
Внешние ссылки
[ редактировать ]