Техноромантизм
Стефан Баррон был первым, кто разработал концепцию техноромантизма в период с 1991 по 1996 год для своей докторской диссертации в Университете Парижа VIII. [1] Основной темой его исследований является то, что он называет «Техноромантизмом/Техноромантизмом», неологизм, который он создал и который был принят другими англоязычными исследователями. Техноромантизм — это теория связей между искусством и новыми технологиями в контексте угроз, которые представляют для природы технонаука и экономическое развитие. Техноромантизм также стремится проанализировать возвращение человеческого тела в технологические искусства, формулируя гипотезу о том, что технологическое общество нуждается в телесном перебалансировании восприятий. , отложенная по редакционным причинам, Его книга «Техноромантизм» была опубликована издательством l'Harmattan в 2003 году. [2] Техноромантизм — это термин, используемый для обозначения тех аспектов современной культуры, которые приписывают передовым технологиям способность развивать силу воображения, восстанавливать роль гения и обеспечивать единство; другими словами, которые возрождают и увековечивают наследие художественного и философского движения восемнадцатого и девятнадцатого веков, известного как романтизм , [3] но технологическими средствами. Этот термин был использован в 1999 году в книге под названием «Техноромантизм». [4] излагая свидетельства романтизма во многих комментариях о цифровых технологиях того времени.
Таким образом, техноромантизм приписывает технологии способность избавить человечество от его проблем и создать техноутопии . Согласно этому тезису, техноромантизм идеалистичен , он также смотрит назад, видя в передовых технологиях возможность вернуться к ремесленным ценностям, аналогичный роману Уильяма Морриса со средневековыми гильдиями. Он апеллирует к нарративам целостности, а не к рационализму , который якобы является редуктивным. Движется к использованию цифровых сетей как средства возвращения человеческого общества и мира к органическому целому. [5] можно рассматривать как техноромантический, а также как предполагаемый религиозно-искупительный аспект цифровых технологий. [6]
Полемический характер
[ редактировать ]Термин «техноромантизм», кажется, вызывает резонанс в своей оппозиции концепции техно- рационализма , на которую нацелены критические теоретики , такие как Теодор В. Адорно и Герберт Маркузе . [7] Одной из причин описания некоторых аспектов цифровой культуры как «техноромантических» может быть сигнал о том, что то, что многие люди утверждают о передовых сетевых вычислениях, старомодно и укоренено в традиционном образе мышления, какими бы инновационными ни были технологии. Этот термин также используется в дебатах в рамках движения за методы дизайна о рационализме и романтизме или в философии между объективизмом и субъективизмом , особенно в том виде, в котором он сформулирован философом Ричардом Дж. Бернштейном . [8] Этот термин может также стимулировать критику некоторых комментаторов, которые, кажется, утверждают, что принимают постмодернистский образ мышления. [9] хотя на самом деле они могут ссылаться на романтизм или впадать в то, что Джордж Лакофф и Марк Джонсон негативно называют «кабинетной феноменологией». [10]
Критика термина
[ редактировать ]Таким образом, техноромантизм – это преимущественно уничижительный термин, обозначающий наивное отношение к тому, чем являются цифровые технологии и чего они могут достичь. По существу, этот ярлык может искажать глубокие аспекты философского движения романтизма, выдвинутого Шлегелем и Шеллингом и на которое опирались многие радикальные мыслители двадцатого века, особенно Мартин Хайдеггер . Есть те, кто сознательно называет свою деятельность техноромантической, например, художник Стефан Бэррон, который использовал это слово в позитивном смысле для классификации своего искусства. [11]
Оппозиции техноромантизму
[ редактировать ]Самая мощная оппозиция техноромантизму, похоже, исходит не столько из возврата к рационализму, сколько из аргументов, выдвинутых с позиций воплощения , ситуативного познания , прагматизма , феноменологии и стратегии деконструкции , как это изложено в контексте цифровых вычислений Виноградом и Флоресом. [12] Кларк, [13] Дрейфус [14] и Койн. [15] [16]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Термин «техноромантизм» несколько раз цитируется в докторской диссертации Бэррона «Планетарное искусство и техноэкологический романтизм», Парижский университет VIII, 1997 г. http://www.technoromanticism.com/theorie/TEXTES_THESE_HDR/these.html
- ^ Техноромантизм , Ред. Л'Харматтан, Париж, 2003 г.
- ^ Ферст, Л.Р. 1969. Романтизм в перспективе: сравнительное исследование аспектов романтических движений в Англии, Франции и Германии . Лондон: Макмиллан.
- ^ Койн, Ричард. 1999. Техноромантизм: цифровое повествование, холизм и романтика реального . Кембридж, Массачусетс: MIT Press
- ^ Моравец, Ханс П. 1988. Дети разума: будущее роботов и человеческого интеллекта . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета.
- ^ Вертхайм, Маргарет. 1999. Жемчужные врата киберпространства: история космоса от Данте до Интернета . Лондон: Вираго.
- ^ Маркузе, Герберт. 1991. Одномерный человек: исследования идеологии развитого индустриального общества . Лондон: Рутледж.
- ^ Бернштейн, Ричард Дж. 1983. За пределами объективизма и релятивизма . Оксфорд: Бэзил Блэквелл.
- ^ Теркл, Шерри. 1995. Жизнь на экране: идентичность в эпоху Интернета . Лондон: Вайденфельд и Николсон.
- ^ Лакофф, Джордж и Марк Джонсон. 1980. Метафоры, которыми мы живем . Чикаго, Иллинойс: Издательство Чикагского университета.
- ^ Техноромантизм
- ^ Виноград, Терри и Фернандо Флорес. 1986. Понимание компьютеров и познания: новый фундамент дизайна . Ридинг, Массачусетс: Эддисон Уэсли.
- ^ Кларк, Энди. 1997. Быть там: снова объединить мозг, тело и мир . Кембридж, Массачусетс: MIT Press.
- ^ Дрейфус, Хьюберт Л. 1972. Чего не могут компьютеры: пределы искусственного интеллекта. Нью-Йорк: Харпер и Роу.
- ^ Койн, Ричард. 1995. Проектирование информационных технологий в эпоху постмодерна: от метода к метафоре . Кембридж, Массачусетс: MIT Press.
- ^ Койн, Ричард. 2005. Cornucopia Limited: Дизайн и инакомыслие в Интернете . Кембридж, Массачусетс: MIT Press.