Pyotr Chaadayev
Петр или Петр Яковлевич Чаадаев ( русский : Пётр Яковлевич Чаада́ев ; также пишется Чаадаев , или Чаадаев ; 7 июня [27 мая OS ] 1794 — 26 апреля [14 апреля OS] 1856) — русский философ . Он был одним из русских шеллингианцев . [ 1 ]
Чаадаев написал восемь «Философских писем». [ 2 ] о России на французском языке между 1826 и 1831 годами, ходившая среди русской интеллигенции в рукописном виде в течение многих лет. Они представляют собой обвинение русской культуры в ее отставании от лидеров западной цивилизации . Он ставил под сомнение величие русского прошлого и высмеивал православие за то, что оно не смогло обеспечить прочную духовную основу для русского разума. Он превозносил достижения Европы, особенно в области рационального и логического мышления, ее прогрессивный дух, ее лидерство в науке и, по сути, ее лидерство на пути к свободе.
Российское правительство считало его идеи опасными и необоснованными. После того, как некоторые из них были опубликованы, все они были запрещены цензурой. Поскольку предъявить ему обвинение было не в чем, Чаадаев был признан невменяемым и помещен под постоянный медицинский надзор, однако это была скорее формальность, чем настоящее административное злоупотребление. [ 3 ]
Биография
[ редактировать ]Чаадаев родился и умер в Москве . Фамилия Чаадаевых [ вероятно, происходит от тюркского слова Чаадай , [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] с именем, происходящим от Чагатая , второго сына Чингисхана . [ 7 ] (Монгольское имя Чагатай означает «смелый», «благородный» или «истинный». [ 8 ] ) Покинув Московский университет, не окончив курса в 1812 году, он поступил в армию и сражался против французского вторжения в Россию в 1812 году . Наблюдение Чаадаевым из первых рук императора Александра реакции на Семеновский бунт в Семеновском полку (в котором ранее служил Чаадаев) в октябре 1820 года может [ оригинальное исследование? ] привели к его отставке со службы в декабре 1820 года. С 1823 по 1826 год он путешествовал по Европе, поэтому находился за пределами России во время восстания декабристов 1825 года , хотя по возвращении его допрашивали о его связях со многими декабристами. Эти связи, возможно, способствовали тому, что ему не удалось найти место в новой администрации императора Николая I ( годы правления 1825–1855 ).
Чаадаев подружился с Александром Пушкиным (1799–1837) и стал образцом для Чацкого , главного героя Александра Грибоедова пьесы «Горе от ума» (1824). В 1840-е годы Чаадаев был активным участником московских литературных кружков.
Философия
[ редактировать ]Главный тезис его знаменитых «Философских писем» заключался в том, что Россия отстала от западных стран и не внесла никакого вклада в мировой прогресс, и пришел к выводу, что Россия должна начинать заново. В результате они включали критику интеллектуальной изоляции и социальной отсталости России. [ 2 ]
Когда в 1836 году вышло первое издание (и при его жизни вышло только одно) [ 2 ] часть философских писем была опубликована в русском журнале «Телескоп», его редактор был сослан на Крайний Север России. Славянофилы . сначала приняли Чаадаева за одного из них, но позже, осознав свою ошибку, резко обличали и отреклись от него Чаадаев всю свою жизнь боролся со славянофильством. Его первое «Философское письмо» было названо «начальным выстрелом» полемики западников и славянофилов , которая доминировала в русской общественной мысли девятнадцатого века. [ 2 ] В своем «первом письме» он писал:
Мы исключение среди людей. Мы принадлежим к тем, кто не является неотъемлемой частью человечества, а существует только для того, чтобы преподать миру какой-то великий урок.
Поразительно нелестные взгляды на Россию в первом философском письме привели к тому, что их автор был объявлен «клинически сумасшедшим», поскольку он критиковал режим царя Николая I. Считается, что случай Петра 1836 года является первым зарегистрированным случаем использования психиатрии в России. для подавления инакомыслия. [ 9 ]
Находясь под домашним арестом после признания себя невменяемым, следующее произведение Чаадаева было озаглавлено, как и следовало ожидать, «Apologie d'un Fou» [что переводится как « Апология сумасшедшего», но лучше перевести как « Апология сумасшедшего»] (1837). Он открывается цитатой Сэмюэля Кольриджа , в которой говорится: «О, братья мои! Я сказал / Самую горькую правду, но без горечи». [ 10 ] В этой блестящей, но незаконченной работе он утверждал, что Россия должна следовать своим внутренним линиям развития, если она хочет быть верной своей исторической миссии.
Его идеи оказали влияние как на западников (которые поддерживали приведение России в соответствие с развитием событий в Европе посредством различных степеней либеральных реформ), так и на славянофилов (которые поддерживали русское православие и национальную культуру). [ 2 ]
Большинство его работ отредактировал его биограф Михаил Гершензон (два тома, Москва, 1913–14), чье исследование философа было опубликовано в Петербурге в 1908 году.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Философская энциклопедия Routledge (1998): «Шеллингианство, русский» .
- ^ Jump up to: а б с д и Пивир, Ричард; Волохонский, Лариса, ред. (1975), написано в Ленинграде, «Комментарии Федора Достоевского о демонах» , Академия наук СССР , 12 , Нью-Йорк: Alfred A. Knopf, Inc. (опубликовано в 1994 г.): 715 , ISBN 0-679-42314-1
- ^ Юрий Глазов, «Чадаев и судьба России». Исследования восточноевропейской мысли 32.4 (1986): 281-301.
- ^ Джей Джей Сондерс (2001). История монгольских завоеваний . Издательство Пенсильванского университета. п. 247. ИСБН 978-0-8122-1766-7 .
- ^ Чарльз Дж. Гальперин, Россия и Золотая Орда: влияние монголов на средневековую российскую историю , Indiana University Press (1987), стр. 112
- ^ Стефан Бергер и Алексей Миллер, Национализация империй , Central European University Press (2015), стр. 312
- ^ Томас Риха, Чтения по русской цивилизации, Том 1: Россия до Петра Великого, 900-1700 , University of Chicago Press (2009), стр. 191
- ^ Baskakov, Nikolai Aleksandrovich (1993) [1979]. Russkie familii tyurskogo proizkhzhdeniya Русские фамилии тюрского происхождениия [ Русские фамилии тюркского происхождения ] (на русском языке) (2-е изд.). Мишель. стр. 100-1 223–224. ISBN 9785020177574 . Проверено 1 февраля 2023 г.
- ^ Гордон Томас , Путешествие в безумие: медицинские пытки и контролеры разума (1988)
- ^ Peter Iakovlevich Chaadaev, Sochineniia i pis'ma, ed M. Gershenzon, Moscow, 1913
Источники
[ редактировать ]- В эту статью включен текст из Новой международной энциклопедии , произведения, которое сейчас находится в свободном доступе.
- Лазов Юрий. «Чаадаев и судьба России». Исследования восточноевропейской мысли 32.4 (1986): 281-301.
- МакНелли, Раймонд Т. «Значение мировоззрения Чаадаева». Русское обозрение 23.4 (1964): 352-361. онлайн
- М. А. Мендоса, Uno scrittore russo del primo '800: Петр Яковлевич Чаадаев , Мантова: Исследовательский университет, 2014, ISBN 978-88-97683-50-6
Внешние ссылки
[ редактировать ]- (на русском языке) «Философские письма» П. Чаадаева на сайте Runivers.ru в Djvu и PDF . формате
- (на русском языке) «Философские письма», П. Чаадаев .
- (на французском языке) «ФИЛОСОФСКИЕ ПИСЬМА, АДРЕСОВАННЫЕ ДАМЕ». П.Я. Чаадаев.
- (на испанском языке) «Принципы философской хартии а уна дама» , Петр Чаадаев