Вариация (музыка)
В музыке прием , вариация — это формальный при котором материал повторяется в измененной форме. Изменения могут включать мелодию , ритм , гармонию , контрапункт , тембр , оркестровку или любую их комбинацию.
Вариацию часто противопоставляют музыкальному развитию , которое является несколько иным средством достижения той же цели. Вариации зависят от одного типа представления в каждый момент времени, в то время как развитие осуществляется на основе частей материала, обрабатываемых во многих различных представлениях и комбинациях одновременно. [1]
Техники вариаций
[ редактировать ]вариаций Моцарта Двенадцать на тему «Ah vous dirai-je, Maman» (1785), известные в англоязычном мире как « Мерцай, мерцай, маленькая звездочка », иллюстрируют ряд распространенных техник вариаций. Вот первые восемь тактов темы:
Мелодическая вариация
[ редактировать ]Первая вариация Моцарта украшает и развивает простую мелодическую линию:
Ритмическая вариация
[ редактировать ]Пятая вариация разбивает устойчивый пульс и создает синкопированные нестандартные доли:
Гармоническая вариация
[ редактировать ]Седьмая вариация вводит новые мощные аккорды , которые заменяют простые гармонии, изначально подразумеваемые темой, продолжительной серией нисходящих квинт:
Второстепенный режим
[ редактировать ]В тщательно продуманной восьмой вариации Моцарт переходит от мажорного лада к параллельному минорному , сочетая при этом три приема: контрапункт , приостановку и имитацию :
Полную версию выступления можно послушать, пройдя по этой ссылке: Слушайте.
Другие примеры
[ редактировать ]Техники вариаций часто используются в произведениях, которые сами по себе не являются темой и вариациями. Например, когда вступительная двухтактовая фраза Ноктюрна фа минор Шопена возвращается позже в произведении, она мгновенно повторяется как элегантная мелодическая переработка:
Фортепианная пьеса Дебюсси «Reflets dans l'Eau» (1905) открывается последовательностью аккордов:
Эти аккорды переходят в арпеджио, когда они возвращаются позже в произведении:
По этой ссылке можно увидеть полное исполнение «Reflets dans l'Eau» .Иногда мелодическая вариация возникает одновременно с оригиналом. В « фортепианной сонате Бетховена Вальдштейн» основная тема второй темы вступительной части, представленная в сонатной форме , слышится в левой руке пианиста, а правая рука играет декорированную версию. (См. также гетерофония .)
Хотя большинство вариантов, как правило, развивают данную тему или идею, есть исключения. В 1819 году Антон Диабелли поручил венским композиторам создать вариации на сочиненный им вальс:
Бетховен представил на эту тему внушительный набор из 33 вариаций . Тринадцатая из них выделяется своей, казалось бы, умышленной эксцентричностью и решимостью свести данный материал к минимуму:
Уилфрид Меллерс описывает этот вариант как «комично разрушительный... Исходная тональная последовательность телескопируется, двухтактовые последовательности поглощаются паузой » . [3]
Подобным же образом первая из 24 вариаций « Рахманинова » Рапсодии на тему Паганини для фортепиано с оркестром представляет собой краткое изложение Паганини оригинальной темы .
Вариации на материал других композиторов.
[ редактировать ]Многие композиторы брали за основу сочинения других композиторов. Джона Дауленда часто «Лакримы» использовались другими композиторами в качестве основы для множества вариаций в 17 веке . Написанная в 1700 году последняя часть Арканджело Корелли скрипичной сонаты соч. 5 № 9 открывается довольно скудной мелодической строкой:
Соратник Корелли и бывший ученик Франческо Джеминиани создал «игровую версию». [4] следующее:
По словам Николаса Кука , в версии Джеминиани «все ноты скрипичной линии Корелли… поглощены совершенно новой мелодической организацией. С характерным ритмическим рисунком вступление Джеминиани представляет собой мелодию, в отличие от мелодии Корелли… тогда как в оригинальной версии первые четыре такта состоят из недифференцированного потока четвертных нот и составляют одну фразу, версия Джеминиани имеет три последовательных повторения характерной однотактной фразы и контрастной заключительной фразы, создавая сильно акцентированную сильную долю. качество." [5]
Джазовые аранжировщики часто разрабатывают вариации на темы других композиторов. Например, аранжировка Джила Эванса 1959 года на Джорджа Гершвина песню « Summertime » из оперы «Порги и Бесс» является примером вариации посредством изменения оркестрового тембра . Вначале Эванс представляет одну вариацию, которая повторяется пять раз в слегка различающихся инструментальных комбинациях. Они создают убедительный фон, постоянно меняющееся звуковое полотно, на котором трубач Майлз Дэвис свободно импровизирует свой собственный набор вариаций . Уилфрид Меллерс (1964) писал, что «[я] требовал импровизатора такого типа и качества, как Дэвис, чтобы исследовать через аранжировку Гила Эванса нежную хрупкость, присущую мелодии« Лето »... Между ними сольная линия и гармоничный цвет создают музыку, одновременно невинную и напряженную от опасений». [6]
Форма вариации
[ редактировать ]Формы вариаций включают бас-гитару , пассакалью , чакону и тему-вариации. [7] Граунд-бас, пассакалия и чакона обычно основаны на кратких мотивах остинато, обеспечивающих повторяющуюся гармоническую основу, а также обычно представляют собой непрерывно развивающиеся структуры. Темно-вариационные формы, однако, основаны именно на мелодической вариации, в которой основная музыкальная идея, или тема , повторяется в измененной форме или сопровождается иным образом. Структура темы и вариаций обычно начинается с темы (которой иногда предшествует вступление), длина которой обычно составляет от восьми до тридцати двух тактов; каждая вариация, особенно в музыке восемнадцатого века и ранее, будет иметь ту же длину и структуру, что и тема. [8] Эта форма могла частично возникнуть из-за практической изобретательности музыкантов; «Придворные танцы были длинными, а сопровождавшие их мелодии короткими. Их повторение становилось невыносимо утомительным и неизбежно заставляло исполнителя прибегать к импровизированным вариациям и орнаментам»; [9] однако формат танца требовал, чтобы эти вариации сохраняли ту же продолжительность и форму мелодии.
Формы вариаций могут быть написаны как отдельные пьесы для сольных инструментов или ансамблей или могут представлять собой часть более крупного произведения. Большая часть джазовой музыки построена по базовому шаблону тем и вариаций. [10]
Примеры включают » Джона Булля « Спаситель мира , Баха » на тему «Vom Himmel hoch da komm' ich her» , «Пассакалья и фуга до минор» , «Скрипичная чакона » и ( сюита для скрипки соло ре минор ), Корелли » «Ла Фолиа «Канонические вариации Бетховена . , Вариации Диабелли , Финалы Третьей «Героической» и Девятой «Хоральной» симфоний, Финал Брамса Четвертой симфонии , Вариации на тему Гайдна , соч. 56, Элгара Загадочные вариации , Франка . Вариации Симфонические оркестры и Рихарда Штрауса » « Дон Кихот . [11] И «Смерть Шуберта » , и «Девичий квартет» , и «Форельный квинтет» взяли свои названия из его песен, используемых в качестве вариаций. [11]
Шопена Берсеза для фортепиано, соч. 57, сначала назывался Variantes и состоит из 16 непрерывных вариаций граунд-баса.
История вариаций
[ редактировать ]Хотя первый изолированный образец появился в 14 веке, произведения в форме темы и вариаций впервые появились в начале шестнадцатого века. [12] Возможно, самым ранним опубликованным примером являются различия для виуэлы Луиса де Нарваэса (1538 г.). [8] Излюбленной формой вариаций в музыке эпохи Возрождения были дивизии — тип, при котором основная ритмическая доля последовательно делится на меньшие и меньшие значения. Основной принцип начинать с простых вариаций и переходить к более сложным всегда присутствовал в истории вариационной формы, поскольку он дает возможность придать общую форму набору вариаций, а не позволять ему просто образовывать произвольную форму. последовательность.
Клавишные произведения в вариационной форме были написаны рядом английских композиторов 16-го века, в том числе Уильямом Бердом , Хью Астоном и Джайлсом Фарнеби . Выдающимися примерами вариаций раннего барокко являются «чакконе» Клаудио Монтеверди и Генриха Шютца . [13] Два знаменитых набора вариаций эпохи барокко, оба изначально написанные для клавесина , — это » Георга Фридриха Генделя и «Гармоничный кузнец « Гольдберг-вариации» Иоганна Себастьяна Баха , BWV 988 .
В эпоху классическую Вольфганг Амадей Моцарт написал большое количество вариаций, таких как первая часть его фортепианной сонаты ля ля, К. 331 или финал его кларнетового квинтета . Йозеф Гайдн специализировался на наборах двойных вариаций , в которых две связанные темы, обычно минорная и мажорная, представлены, а затем чередуются; выдающимися примерами являются медленная часть его Симфонии № 103 , «Барабанная дробь» и Вариации фа минор для фортепиано, H XVII:6. [8]
Людвиг ван Бетховен за свою карьеру написал множество вариаций. Некоторые из них были независимыми наборами, например, « Вариации Диабелли» , соч. 120 и «Героические вариации» ми ♭ мажор, соч. 35 . Другие образуют отдельные части или части частей в более крупных произведениях, например, первая часть Сонаты для фортепиано № 12, соч. 26 , или вариации в заключительной части Третьей симфонии ( Героической ) . Наборы вариаций также встречаются в некоторых из его поздних произведений, таких как медленная часть его струнного квартета № 12, соч. 127 , вторая часть его последней сонаты для фортепиано № 32, соч. 111 , и медленная третья часть Девятой симфонии, соч.125 .
Франц Шуберт написал пять наборов вариаций, используя в качестве тем свою собственную песню . Среди них медленная часть его струнного квартета « Смерть и дева» D. 810, интенсивный набор вариаций на его мрачную ложь (D. 531) с тем же названием. , D. 667) Шуберта Фортепианный квинтет ля ля ( «Форель» также включает вариации на тему его песни «Форель» D. 550. Вторая часть «Фантазии » до мажор включает в себя набор вариаций на тему «Странник» ; действительно, произведение в целом получило свое популярное название от лжи.
В эпоху романтизма вариационная форма получила дальнейшее развитие. В 1824 году Карл Черни представил свои Вариации для фортепиано с оркестром на тему Австрийского национального гимна Gott erhalte Franz der Kaiser , соч. 73. [14] Фредерик Шопен написал четыре сета для фортепиано соло, а также вариации на тему «La ci Darem la mano» из « оперы Моцарта Дон Жуан» , соч. 2, для фортепиано с оркестром (1827). Шарль-Валентен Алкан написал множество вариаций своих ранних произведений. Еще одним примером формы являются Феликса Мендельсона » «Серийные вариации .
Иоганнес Брамс написал ряд вариаций; некоторые из них основаны на темах старых композиторов, например, « Вариации и фуга на тему» Генделя (1861; фортепиано) и « Вариации на тему» Гайдна (1873; оркестр). Последнее произведение считается первым набором вариаций для оркестра, которое было самостоятельным произведением, а не частью симфонии, сюиты или другого более крупного произведения. [15] Карла Гольдмарка ( «Деревенская свадебная симфония» 1875) начинается с набора вариаций в качестве первой части. » Антонина Дворжака ( «Симфонические вариации 1877) и Элгара Эдварда «Загадочные вариации» Другими известными примерами являются Антона Аренского ( (1899). «Вариации на тему Чайковского» 1894) — одно из самых популярных его произведений.
Наборы вариаций также были составлены известными композиторами двадцатого века, в том числе
- Сергей Рахманинов ( «Рапсодия на тему Паганини для фортепиано с оркестром» и его вариации для фортепиано соло на темы Шопена и Корелли ),
- Чарльз Айвз ( Вариации на тему «Америка» , 1891),
- Эрно Донаньи ( Вариации на тему детской мелодии для фортепиано с оркестром, соч. 25, 1914),
- Арнольд Шенберг ( Вариации для оркестра , соч. 31 и Тема с вариациями, соч. 43а и 43б),
- Стравинский ( «Пульчинелла» Игорь : II Tema con variazioni, 1922; Ebony Concerto: III, 1945; and Variations: Aldous Huxley in memoriam:
- Альбан Берг (Акт 1, сцена 4 и начало акта 3, сцена 1 « Воццека » , интерлюдия к третьему акту в «Лулу» )
- Оливье Мессиан ( Тема и вариации для скрипки и фортепиано, 1932),
- Рожа Миклош , Тема, вариации и финал (1933),
- Джордж Гершвин ( Вариации на тему «I Got Rhythm» для фортепиано с оркестром, 1934),
- Антон Веберн ( Вариации , соч. 27 для фортепиано и Вариации, соч. 30 для оркестра),
- Рейнхольд Глиер ( Концерт для арфы ми ♭ : II, 1938),
- Пауль Хиндемит ( «Симфонические метаморфозы тем Карла Марии фон Вебера» , 1943),
- Бенджамин Бриттен (включая Вариации на тему Фрэнка Бриджа , 1937, и Путеводитель по оркестру для молодежи [Вариации и фуга на тему Перселла], 1946),
- Уильям Уолтон (вторая часть Сонаты для скрипки и фортепиано, 1947–49, и Вариации на тему Хиндемита , 1963),
- Леонард Бернстайн (первая часть его Симфонии № 2: Эпоха тревоги , 1949, представляет собой пролог и 14 вариаций),
- Луиджи Ноно ( Канонические вариации на тему соч. 41 А. Шенберга , 1950),
- Джон Кейдж , Вариации I–VIII (1958–67), Гимны и вариации , для двенадцати усиленных голосов (1979),
- Бен Джонстон , струнный квартет № 4 «Восхождение» (Вариации на тему «Удивительная грация», 1973),
- Фредерик Ржевски : «Объединённый народ никогда не потерпит поражение!» (1975),
- Франс Гейзен , Большая вариация для органа (1975),
- Кристобаль Хальфтер , Вариации на тему резонанса крика , для 11 инструментов, кассеты и живой электроники (1976–77),
- Эндрю Ллойд Уэббер , Вариации для виолончели и рок-группы (1977),
- Стив Райх ( Вариации для духовых, струнных и клавишных , 1979),
- Джон МакГуайр , «Сорок восемь вариаций» для двух фортепиано (1976–80) и
- Джон Уильямс , Вариации на тему «Happy Birthday» для оркестра (1995).
- Сергей Прокофьев , Концерт для виолончели с оркестром, соч. 58 (и частично Концертная симфония, соч. 125), заключительная часть
Необычный вариант был принят в 1952 году с « Вариациями на елизаветинскую тему» — набором из шести вариаций на тему «Рунда Селленджера» для струнного оркестра, в которых каждая вариация была написана разными композиторами: Ленноксом Беркли , Бенджамином Бриттеном , Артуром Олдэмом , Хамфри Сирлом , Майкл Типпетт и Уильям Уолтон .
Грэм Уотерхаус сочинил трио «Жестовые вариации» в 1997 году и «Вариации для соло виолончели» в 2019 году, а Хельмут Лахенманн сочинил трио «Sakura-Variationen» на японскую песню в 2000 году.
Значительная часть вышеперечисленного состоит из вариаций на тему другого композитора .
Импровизированные вариации
[ редактировать ]Опытные музыканты часто могут импровизировать с вариациями на тему. Это было обычным явлением в эпоху барокко , когда ария да капо , особенно в медленном темпе, требовала от певца возможности импровизировать вариацию во время возвращения основного материала. В этот период, по словам Николаса Кука, часто «ответственность за наиболее сложный этап композиционного процесса падала не на композитора, а на исполнителя. В своих инструментальных сонатах такие композиторы, как Корелли, Джеминиани и Гендель, иногда снабжал исполнителя только скелетом музыки, которую нужно было сыграть; орнамент, который имеет решающее значение для музыкального эффекта, должен был быть обеспечен исполнителем». Кук цитирует разработку Корелли Джеминиани (см. выше) как пример случая, «когда композитор или исполнитель записал версию одного из этих движений так, как оно должно было быть исполнено». [4]
Музыканты классической эпохи также могли импровизировать вариации; и Моцарт (см. композиционный метод Моцарта ), и Бетховен произвели сильное впечатление на публику, когда импровизировали. Современные слушатели могут получить представление о том, как звучали эти импровизированные вариации, прослушав опубликованные произведения, которые, очевидно, представляют собой письменные транскрипции импровизированных исполнений, в частности «Фантазию соль минор» Бетховена , соч. 77, [16] и Вариации Моцарта на тему арии Глюка , К. 455. [17]
Импровизация сложных вариаций на популярную тему — один из основных жанров джаза . По словам Уильяма Остина, практика джазовых музыкантов «больше напоминает вариации популярных песен, сочиненных для клавишных в конце XVI века Бердом, Буллом, Свелинком и Фрескобальди, чем совокупные вариации Бетховена и Брамса». [18] Как правило, используемая тема четко обозначена с самого начала. Однако некоторые джазовые музыканты используют более косвенный подход. По словам Гэмбла, « Чарли Паркером исполнение Embraceable You можно полностью оценить только в том случае, если мы знакомы с мелодией, поскольку в отличие от многих джазовых представлений, в которых тема заявляется в начале, а затем следуют импровизации на эту тему, Паркер начинает почти сразу же перешел к импровизации , изложив лишь фрагмент мелодии в конце произведения». [19] Коулмана Хокинса Знаменитая интерпретация книги «Тело и душа» демонстрирует аналогичный подход. «11 октября 1939 года Коулман Хокинс отправился в нью-йоркскую студию RCA с оркестром из восьми человек, чтобы записать композицию 1930 года «Body and Soul». Она уже была фаворитом среди джазовых музыкантов, но никто никогда не играл ее так . Пианист Джин Роджерс играет прямое вступление из четырех тактов, прежде чем Хокинс нападает, солируя в течение трех минут, не играя ни одной ноты мелодии, скользя по сменам аккордов с такой гармонической логикой, что в конечном итоге изобретает бибоп ». [20]
Импровизация посредством спонтанных вариаций, украшений, украшений и/или изменений мелодии является основой большинства музыки стран Африки к югу от Сахары (традиционной и поп-музыки), простирающейся от мелодии и гармонии до форм и ритмических украшений.
См. также
[ редактировать ]- Дань уважения композитору (классическая музыка)
- Разработка вариаций
- Инверсия
- Матрица (музыка)
- Строфическая форма
- Традиционная гармония стран Африки к югу от Сахары
- Tune-семейство
Примечания
[ редактировать ]- ^ Веннерстрем, Мэри (1975). «Форма в музыке двадцатого века» (гл. 1), «Аспекты музыки двадцатого века» . Виттлих, Гэри (ред.). Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси: Прентис-Холл. ISBN 0-13-049346-5 .
- ^ Уайт 1976 , с. 63.
- ^ Меллерс 1983 , с. 386.
- ^ Перейти обратно: а б Кук 1990 , с. 189.
- ^ Кук 1990 , с. 190.
- ^ Меллерс 1964 , с. 356.
- ^ Копленд 2002 , с. 115.
- ^ Перейти обратно: а б с Сисман 2001 .
- ^ Раймар 1931 , с. 5.
- ^ Ходейр и Паутрот 2006 , с. 8.
- ^ Перейти обратно: а б Уайт 1976 , с. 64–65.
- ^ Апелляция 1962 г. , стр. 784.
- ^ Дребес 1992 , с. 25–55.
- ^ Бывает .
- ^ МакКорккл 1976 , с. 5.
- ^ Ирмер 1985 , стр. 4.
- ^ Браунберенс 1990 , с. 198.
- ^ Остин 1966 , с. 185.
- ^ Гэмбл 1984 , с. 13.
- ^ Льюис 2011 .
Ссылки
[ редактировать ]- Апель, Вилли (1962), Гарвардский музыкальный словарь .
- Остин, Уильям (1966), Музыка в 20 веке , Лондон: Дент .
- Биба, Отто, Американский симфонический оркестр: Диалоги и расширения , заархивировано из оригинала 5 марта 2009 г. , получено 21 декабря 2008 г.
- Браунберенс, Фолькмар (1990), Моцарт в Вене , Нью-Йорк: Гроув Вайденфельд, ISBN 0-8021-1009-6 .
- Кук, Н. (1990), Музыка, воображение и культура , Оксфорд: Clarendon Press .
- Копленд, Аарон (2002), «Что слушать в музыке» , исправленное издание авторизованного переиздания издания в твердом переплете, опубликованного McGraw-Hill Book Company, Нью-Йорк: Signet Classic., ISBN 0-451-52867-0 .
- Дребес, Джеральд (1992), «Шюц, Монтеверди и «Совершенство музыки» - «Бог восстает» из «Symphoniae Sacrae» II (1647)» , Schütz-Ежегодник , 14 : 25–55, заархивировано с оригинала на 3 марта 2016 г.
- Гэмбл, Т. (1984), «Воображение и понимание в музыкальной учебной программе», Британский журнал музыкального образования , 1 (1), Cambridge University Press .
- Ходейр, Андре (2006), Потро, Жан-Луи (редактор), Читатель джаза Андре Ходейра , Анн-Арбор: University of Michigan Press, ISBN 978-0-472-09883-5 .
- Ирмер, Отто фон (1986), «Предисловие», Бетховен: Фортепианные пьесы , Мюнхен: Г. Генле .
- Льюис, Дж. (17 июня 2011 г.), «Коулман Хокинс записывает Body and Soul: номер 14 в нашей серии из 50 ключевых событий в истории джазовой музыки», The Guardian .
- МакКоркл, Дональд М., Вариации на тему Йозефа Гайдна (изд. Norton Scores), ISBN 0-393-09206-2 .
- Меллерс, Уилфрид (1964), Музыка на новой земле: темы и события в истории американской музыки , Лондон: Барри и Роклифф .
- Меллерс, Уилфрид (1983), Бетховен и Голос Божий , Лондон: Фабер .
- Раймар, Обин (1931), «Предисловие», в Боуэне, Йорк (ред.), Моцарт: Разные пьесы для фортепиано , Лондон: Ассоциированный совет Королевских музыкальных школ .
- Сисман, Элейн (2001), «Вариации», в Сэди, Стэнли ; Тиррелл, Джон (ред.), Словарь музыки и музыкантов New Grove (2-е изд.), Лондон: Macmillan Publishers .
- Уайт, Джон Дэвид (1976), Анализ музыки , Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси: Прентис-Холл, ISBN 0-13-033233-Х .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Эрхардт, Дэмиен (1998), Вариация Роберта Шумана. Форма и эволюция (Диссертация Сорбонны, 1997) , Лилль: Presses Universitaires du Septentrion, ISBN 2-284-00573-Х
- Нельсон, Роберт У. (1948), Техника вариаций; Исследование инструментальной вариации от Антонио де Кабесона до Макса Регера , Публикации Калифорнийского университета по музыке, том. 3, Беркли: Издательство Калифорнийского университета .