Персидское вино
Персидское вино , также называемое Май ( персидский : می ), Мул ( персидский : مل ) и Бада ( باده ), является культурным символом и традицией в Иране и имеет значительное присутствие в иранской мифологии , персидской поэзии и персидских миниатюрах .
История
[ редактировать ]Недавние археологические исследования отодвинули дату возникновения виноделия в Персии далеко за рамки того, что предполагали авторы начала 20 века. Раскопки на стоянке Годин-Тепе в горах Загрос (Badler, 1995; McGovern and Michel, 1995; McGovern, 2003) обнаружили керамические сосуды, датируемые ок. 3100–2900 гг. до н.э., содержащий винную кислоту , что почти наверняка указывает на присутствие вина в прошлом. Еще более ранние доказательства были найдены на месте Хаджи Фируз Тепе , также в горах Загрос . Здесь Макговерн и др. (1996) использовали химический анализ остатков неолитического сосуда, датируемого 5400–5000 гг. до н.э., чтобы указать на высокий уровень винной кислоты, что еще раз позволяет предположить, что содержащаяся в нем жидкость была сделана из винограда. [1]
Доисламский период
[ редактировать ]Современный историк Руди Матти объясняет, что в зороастризме вино было символом жидкого золота, а также движущегося огня сияющего солнца. [2] Таким образом, в зороастризме вино выполняло ритуальную функцию, являясь частью ритуала освобождения, в котором оно заменяло кровь. [2] Матти добавляет, что историю иранской элиты древнего и позднеантичного Ирана «можно написать как историю разм ва базм (сражений и пиршеств) с вином в центре». [2]
Исламский период
[ редактировать ]Употребление вина было широко распространено в классическом исламе, от Аль-Андалуса на западе до Хорасана на востоке. [3] Иранские правители Саффаридов и Саманидов , первыми стремившиеся к автономии от своих сюзеренов Аббасидов , были известны, как объясняет Матти, «с удовольствием, с которым они и их окружение предавались распитию вина». [3] XI века В «Кабус-наме» , написанном Кейкавусом из династии Зияридов , прямо записано, что Коран запрещает употребление вина, но также приводятся советы (то же самое касается » Низама аль-Мулька ) «Сиясатнамы о том, как правильно пить вино. при этом считая само собой разумеющимся, что на пирах будут подавать вино. [4]
Английский путешественник и писатель Томас Герберт писал в 1627 году о разнице в потреблении вина османами и иранцами . [5] По словам Герберта, османы, которым по закону было запрещено пить вино, все же пили его тайно. [5] С другой стороны, иранцы, утверждал Герберт, на протяжении длительного периода времени пили вино открыто и в избытке. [5] По словам французского путешественника Жана Шардена , который побывал в Сефевидском Иране 17-го века , питье в основном делалось для того, чтобы быстро напиться, отсюда и любовь иранцев к крепким винам. [6]
Алкогольные напитки обычно употреблялись среди элиты, и мусульмане часто посещали таверны ; однако алкоголь был «формально объявлен вне закона», следовательно, он не мог действовать в реальности повседневной жизни. [7] Таким образом, в свою очередь, как объясняет Матти, распитие вина «стало метафорой пылких чувств влюбленного к любимой в воображаемом мире (мистической) поэзии». [7]
В современном Иране вино не может производиться легально из-за запрета на алкоголь . До Исламской революции 1979 года в Иране было до 300 виноделен; теперь их нет. В целом Иран больше не является страной-производителем вина, но иранским христианам по закону разрешено ферментировать вино. [8]
Легенды и мифы
[ редактировать ]Согласно иранской легенде , вино обнаружила девушка, расстроенная отказом короля. Девушка решила покончить жизнь самоубийством , выпив испорченный остаток, оставленный гниющим столовым виноградом . Вместо того, чтобы отравить девушку, ферментированное сусло заставило ее потерять сознание и проснуться на следующее утро с осознанием того, что жизнь стоит того, чтобы ее прожить. Она сообщила королю о своем открытии опьяняющих свойств испорченного виноградного сока и была вознаграждена за свою находку. [9]
Исторические основы
[ редактировать ]Археологические находки собирались разными способами, включая оборудование для виноделия, здания и сооружения, анализ остатков керамики, остатки фауны, жилища, высеченные в скалах, включая артефакты и художественные сцены пиршеств и торжеств, сосуды для питья, кубки и чашки, а также элитные захоронения. . Здесь перечислены некоторые известные сайты с этими находками. [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17]
• Наскальные рисунки в горах Загрос [18] [19]
• Гандж Даре (ок. 10 000–9 500 до н. э.)
• Чога Миш (ок. 6800–3000 до н. э.)
• Джаме Шуран (ок. 6000–4500 до н. э.)
• Тепе Сиалк (ок. 6000–5500 гг. до н. э.)
• Мейманд III (ок. 6 тыс. до н.э.)
• Землетрясения (ок. 8000–2000 гг. до н.э.)
• Хаджи Фируз Тепе (ок. 5400 г. до н.э.)
• Сиалк (ок. 5500–4500 гг. до н. э.)
• Хуто и Гиссар II (ок. 5000–4500 гг. до н.э.)
• Тепе Хисар (ок. 5500–2500 гг. до н. э.)
• Чешме Али (ок. 4 тыс. до н.э.)
• Бардсир (ок. 4000–3500 до н. э.)
• Тепе Хисар IV (ок. 4000–3500 гг. до н.э.)
• Сараб (ок. 4200–3800 гг. до н. э.).
• Хураб (ок. 4000–3000 гг. до н. э.)
• Нуш-и Джан (ок. 4000–3000 гг. до н.э.)
• Сар Мешхед (ок. 3500–3000 гг. до н. э.)
• Сиах Таппе (ок. 3500–3000 до н. э.)
• Чогха-Голан (ок. 3400–3100 гг. до н. э.)
• Талл-э Бакун А (ок. 3400–3100 до н. э.)
• Хесар Тепе (ок. 3500–2800 гг. до н. э.)
• Туренг Тепе (ок. 3400–2000 гг. до н. э.)
• Годин Тепе (ок. 3200 г. до н. э.)
• Турен Тепе II (ок. 3200–2800 гг. до н. э.)
• Конар Сандал (ок. 3200–2600 гг. до н. э.).
• Шахри Сохта (ок. 2800–2000 гг. до н. э.)
• Дахан-и Голаман (ок. 2800–2300 гг. до н. э.)
• Марлик (ок. 2800–2300 гг. до н. э.)
• Талл-и Бакун (ок. 2500 г. до н. э.)
• Калех Ростам (ок. 2700–2000 гг. до н. э.)
• Шахр-э Сухтех или Сухтех (ок. 3200–1800 гг. до н. э.)
• Тепе Яхья (ок. 2200–1800 гг. до н. э.)
• Хурвин (ок. 2000–1600 гг. до н. э.)
• Заге (ок. 1500–1200 гг. до н. э.)
• Пещеры Камарбанд (ок. 1500–1200 гг. до н. э.).
• Гандхара (ок. 6 век до н.э. – 5 век н.э.)
• Шахре-Сухтех (ок. 3200–1800 гг. до н. э.)
• Гохар Тепе (ок. 2000 г. до н. э. – 1 тысячелетие до н. э.)
• Хосровабад (ок. 1200–1000 гг. до н. э.)
• Гохар Тепе (ок. 3 века н.э.)
• Бишапур (ок. 3 века н. э.)
• Сасанидская империя (224–651 гг. н. э.): археологические находки в Персеполе, Пасаргадах и Сузах (Шуш).
• Исламский период (7-й век и далее): раскопки выявили множество подземных производственных объектов, а также примечательные места, такие как Сираф, древний порт. [20]
• Сельджукский и монгольский периоды (11–13 века): структуры и артефакты, обнаруженные во многих местах, в том числе в Рее, расположенном недалеко от современного Тегерана. Шираз, центр персидской поэзии, литературы и искусства, также был известен своим виноделием, а некоторые известные поэты, такие как Хафез и Саади, восхваляли качество и вкус ширазского вина в своих стихах. Обнаруженные или существующие надписи или украшения, связанные с вином, изобилуют различными артефактами и структурами. [21] [22]
• Династия Сефевидов (1501–1736): несмотря на запреты, существуют убедительные исторические свидетельства разрозненного производства и потребления в таких городах, как Исфахан, Газвин, Тебриз и Чогазанби, например, знаменитый Шах Абас с росписью вина. [23] [24] [25]
• Династия Каджаров (1794–1925): элитный класс, а также наличие таверн и винокуренных заводов в некоторых городах. Основными производственными центрами того периода были Исфахан, Йезд, Шираз, Кашан, Хамадан и Рашт, и некоторые из них производили вино и другие алкогольные напитки, такие как арак (дистиллированный спирт) и буза (ферментированный напиток, приготовленный из ячменя или просо). [26] [27]
• Пехлеви
Изображение в персидских миниатюрах
[ редактировать ]Миниатюрная живопись в Персии превратилась в сложное искусство, в котором самым важным элементом, общим для всех этих картин, являются их сюжеты. Сюжеты, которые в основном выбираются из « «Газалият» Хафеза или Хайяма » Рубайят . Таким образом, персидское вино Мей и персидский винный податель (или виночерпий) Саги являются важными частями большинства этих картин. Обычно стариком на картине является Хафез или Хайям, который, оставив ученую должность и книги, теперь пьян в Харабате (мистическая захудалая таверна, расположенная в отдаленном и бедном уголке города) или в Гольшане (саде). пьём вино из рук великолепной Саги .
В персидской поэзии виноград и вино часто фигурируют в символическом, метафорическом и реальном значениях.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Статья New York Times: «Для вина 5000 г. до н.э. было целым годом», 6 июня 1996 г.»
- ^ Jump up to: а б с Мэтью 2014 , с. 105.
- ^ Jump up to: а б Мэтью 2014 , с. 106.
- ^ Спулер 2015 , с. 512.
- ^ Jump up to: а б с Мэтью 2014 , с. 100.
- ^ Мэтью 2014 , с. 103.
- ^ Jump up to: а б Мэтью 2014 , с. 104.
- ^ vinepair.com
- ^ Г. Хардинг «Винный сборник», стр. 7, Clarkson Potter Publishing, Нью-Йорк, 2005 г. ISBN 0-307-34635-8
- ^ Джонсон, Р. (2015). Древний Иран: всеобъемлющий археологический обзор. Издательство Оксфордского университета.
- ^ Патель, С. (2016). «Последние достижения иранской археологии». Интернет-журнал археологии, 12 (3), 45–60.
- ↑ Харпер, Л. (15 июня 2018 г.). «Новый взгляд на древние методы пивоварения». Археология сегодня, 32–37.
- ^ Смит, Дж. (2000). «Раскопки в Тепе-Хиссаре: взгляд на ранний урбанизм в Иране». Журнал иранской археологии, 25 (3), 123–145.
- ^ Браун, А. (Ред.). (2012). Недавние открытия в иранской археологии. Издательство Кембриджского университета.
- ^ Тернер, Х. (2008). «Пиво и пивоварение в Древней Месопотамии». В книге А. Смита (ред.), «Напитки древнего мира» (стр. 78–92). Издательство Кембриджского университета.
- ^ Дэвис, М. (2005). «Производство пива в Древнем Иране». В С. Джонсоне (ред.), Труды Международного симпозиума по древним технологиям пивоварения (стр. 45-67). Археологические отчеты.
- ^ Уилсон, А. (2010). «Выращивание винограда и виноделие в Древнем Иране». (Магистерская диссертация). Университет Тегерана.
- ^ Кассам, Ашифа; Дэвис, Никола (13 ноября 2017 г.). «Свидетельства самого раннего виноделия в мире, обнаруженные археологами» . Хранитель . ISSN 0261-3077 . Проверено 8 декабря 2023 г.
- ^ https://www.researchgate.net/publication/326013645_Revealing_invisible_brews_A_new_approach_to_the_chemical_identification_of_ancient_beer
- ^ Порт Сираф: предварительный отчет итальянской археологической миссии, MC Gatto, SM Marengo, Vol. 61, № 1/4 (декабрь 2011), стр. 107-193.
- ^ «10 монголов в Иране» . Academic.oup.com . Проверено 8 декабря 2023 г.
- ^ «Иран — Сельджуки, Монголы, Империя | Британская империя» . www.britanica.com . Проверено 8 декабря 2023 г.
- ^ «Династия Сефевидов | История, культура, религия и факты | Британника» . www.britanica.com . 10.10.2023 . Проверено 8 декабря 2023 г.
- ^ «Сефевидская керамика и изразцы» . мини-сайт.louvre.fr . Проверено 8 декабря 2023 г.
- ^ https://whc.unesco.org/uploads/nominations/1372.pdf .
- ^ «Династия Каджаров | Иранская королевская семья и история | Британника» . www.britanica.com . Проверено 8 декабря 2023 г.
- ^ «Добро пожаловать в энциклопедию Ираника» . iranicaonline.org . Проверено 8 декабря 2023 г.
Источники
[ редактировать ]- Матти, Руди (2014). «Алкоголь на исламском Ближнем Востоке: двойственность и двусмысленность». Прошлое и настоящее . 222 (приложение_9): 100–125. дои : 10.1093/pastj/gtt031 .
- Спулер, Бертольд (2015). Хойланд, Роберт Г.; Голдблум, Гвендолин; Вальбург, Беренике (ред.). Иран в ранний исламский период: политика, культура, управление и общественная жизнь между арабскими и сельджукскими завоеваниями, 633–1055 гг . Брилл. ISBN 978-90-04-27751-9 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Виллем Флор , «Культура винопития в домонгольском Иране», в книге «Культура вина в Иране и за его пределами», изд. Берт Г. Фрагнер , Ральф Кауз и Флориан Шварц (Вена: Verlag der Österreichische Akademie der Wissenschaften, 2014), 165-209