Фенрир



Фенрир ( старый скандинав [ 3 ] или fenrisúlfr Фенрира (старый норвежский « Волк », часто переводил «Fenris-Wolf»), [ 4 ] Также упоминается как Hróðvitnir (старая норвежская «слава») [ 5 ] и ванагандр (старый норвежский «монстр из [реки] ван»), [ 6 ] это чудовищный волк в скандинавской мифологии . В старых норвежских текстах Фенрир играет ключевую роль во время событий Рагнарёка , где он предсказал помочь в том, чтобы установить мир, что приводит к краху человечества и общества и убить Бога Одина .
Фенрир вместе с Хель и Мировым Змеем - ребенок Локи и женщины Йотунн Ангрбоды . Он засвидеживается в поэтической Эдде , составленной в 13 -м веке из более ранних традиционных источников, и прозы Эдда и Хеймскрингла , составленные в 13 -м веке. Как в поэтической Эдде , так и в прозе Эдда , Фенрир является отцом Волков Скол и Хати Хродар , сын Локи и предсказал убить Бога Одина во время событий Рагнарёка , но, в свою очередь, будет убит сыном Одина Видрр. Полем
В прозе Edda дана дополнительная информация о Фенрире, в том числе из -за знания богов о пророчествах, предсказывающих большие проблемы со стороны Фенрира и его быстрый рост, богав Тип . Изображения фенрира были идентифицированы по различным объектам, и были предложены научные теории относительно отношения Фенрира к другим собачьим существам в скандинавской мифологии. Фенрир был предметом художественных изображений, и он появляется в литературе.
Сертификаты
[ редактировать ]Поэтическая Эдда
[ редактировать ]

Фенрир упоминается в трех строфах стихотворения Völuspá и в двух строфах стихотворения Vafþrúðnismál . В строфе 40 стихотворения Völuspá , Völva разглашается Одину , что на востоке старуха сидела в лесу Járnviðr »и разводилась там выводки Фенрира. -snatcher в тролля ". коже [ 7 ] Далее в стихотворение Верва предвещает, что Один будет поглощен Фенриром в Рагнарёке:
Тогда выполняется Hlín 's
Вторая печаль,
Когда Один идет
бороться с волком,
и убийца Бели ,
Яркий, против Суртра .
Тогда Фригг
милый друг падает.
В строфе, которая следует за Вольвой, описывает, что «высокий ребенок Одина из отца Триумфа» (сын Одина Видрр) придет к «ударусь по зверям бойни», и с руками он вставит меч в сердце « Хвелрунгр » Сын », отомстив за смерть своего отца. [ 8 ]
В первом из двух строф упоминается Фенрир в случае с царапином, Один ставит вопрос для мудрых Jötunn VöðÞrúðnir :
Много я путешествовал, много я попробовал,
Многое ли я проверил силы;
откуда наступит солнце в гладкое небеса
Когда Фенрир атакует это?
В строфе, которая следует за Вафрудом, отвечает, что Сол (здесь называемый Алфрёлдом ) будет нести дочь, прежде чем Фенрир нападет на нее, и что эта дочь будет продолжать путь ее покойной матери через небеса. [ 9 ]
Проза Эдда
[ редактировать ]В прозе Edda Фенрир упоминается в трех книгах: Gylfaginning , вымышленный и халатал .
Главы Гилфагиннинга 13 и 25
[ редактировать ]В главе 13 edda «Просы -книги gylfaginning» Фенрир впервые упоминается в строфе, цитируемой из Völuspá . [ 10 ] Фенрир впервые упоминается в прозе в главе 25, где выдвинутая фигура Хай говорит Ганглери (описанный как замаскированный царь Гилфи ) о Боге Тир . Хай говорит, что один из примеров храбрости Тира заключается в том, что когда Эсир заманивал Фенрира (называемый здесь как Фенрисульфр ), чтобы поместить Глейпнир Фетертера на волка, Тайр положил руку во рту волка в качестве залога. Это было сделано по собственной просьбе Фенрира, потому что он не верил, что Эсир отпустит его. В результате, когда Эсир отказался освободить его, он откусил руку Тира в месте «теперь называется волчьей суставой» (запястье ) , заставляя Тир быть одной рукой и «не считается промоутером поселений между людьми ". [ 11 ]
Gylfaginning Глава 34
[ редактировать ]

В главе 34 Хай описывает Локи и говорит, что у Локи были трое детей с женщиной по имени Ангбоды , расположенная в земле Йотунхеймра ; Fenrisúlfr, змея Йормунгандр и женщина, являющиеся Хель . Высокий продолжает, что, как только боги обнаружили, что эти трое детей воспитывались в земле Йотунхеймра , и когда боги «проследили пророчества, что из этих братьев и сестер великое вред и катастроф Трое детей, частично из -за природы матери детей, но еще хуже из -за природы их отца. [ 12 ]
Хай говорит, что Один послал богов, чтобы собрать детей и привести их к нему. По прибытии Один бросил Йормунгандра в «Тот глубокий море, которое лежит вокруг всех земель», а затем бросил Хель в Нифльхейм и даровал своей власти в течение девяти миров . Тем не менее, Эсир поднял волк «дома», и только Тир имел смелость подойти к Фенриру и дать пищу Фенрира. Боги заметили, что Фенрир быстро расти каждый день, и, поскольку все пророчества предсказали, что Фенриру суждено причинить им вред, боги сформировали план. Боги подготовили три огне : первая, очень сильная, называлась Лейдинг. Они принесли Лейдину Фенриру и предположили, что Волк попробует свою силу с ним. Фенрир судил, что это не было за пределами его силы, и поэтому пусть боги делают то, что они хотели с этим. На первом ударе Фенрира привязка сломалась, и Фенрир ослабился от Лейдинга. Боги сделали второй господ, в два раза сильнее, и назвали его Дроми. Боги попросили Фенрира попробовать новый фиттер, и что если он нарушит этот подвиг инженерии, Фенрир достигнет большой славы за свою силу. Фенрир считал, что, хотя Фетер был очень сильным, его сила выросла с тех пор, как он сломал Лейдинг; А также, что ему придется рискнуть, если он станет знаменитым. Фенрир позволил им поместить кражи. [ 13 ]
Когда Эсир воскликнул, что они были готовы, Фенрир встряхнул себя, сбил фиттер на землю, сильно напрягся и ударил ногами, сломал кражек - разбив его на кусочки, которые улетели далеко вдаль. Хай говорит, что в результате «освободиться от Лейдинга» или «ударить из Дроми», стали высказываниями, когда что -то достигается с большими усилиями. что они не смогут связывать Фенрира, и поэтому Один отправил Фрейра посланника Эсир начал бояться , вниз в землю Свартальфахаймра «некоторые гномы » и заставили их сделать кра в Глейпнире. Гномы построили Gleipnir из шести мифических ингредиентов. После обмена между ганглери и высоким, Хай продолжает то, что кражек был гладким и мягким, как шелковая лента, но сильная и твердая. Посланник принес ленту в Эсир, и они от всей души поблагодарили его за выполнение задачи. [ 14 ]
Эсир отправился на озеро Амсвартнир, посланный в Фенрир, чтобы сопровождать их, и продолжил до острова Лингви (старый норвежский «место, заросшее вереской »). [ 15 ] Боги показали Фенрира шелковицу Глейпнир, сказали ему разорвать его, заявил, что он был намного сильнее, чем он казался, передал его между собой, использовали свои руки, чтобы потянуть его, и все же он не разрывался. Однако они сказали, что Фенрир сможет разорвать его, на что Фенрир ответил:
Мне кажется, что с этой лентой, как будто я не получу от нее славы, если я разрываю такую тонкую группу, но если она сделана из искусства и обмана, даже если она выглядит тонкой, эта группа не идет на моих ногах. [ 14 ]
Эсир сказал, что Фенрир быстро разорвал тонкую шелковую полосу, отметив, что Фенрир ранее сломал великие железные связы быть освобожденным. Фенрир ответил:
Если вы связываете меня так, чтобы я не смог освободить себя, то вы будете стоять таким образом, что мне придется долго ждать, прежде чем я получу какую -либо помощь от вас. Я не хочу, чтобы эта группа надевала меня. Но вместо этого вы ставите под сомнение мою смелость, пусть кто -то положит руку мне в рот как обещание, что это сделано добросовестно. [ 16 ]
С этим утверждением все Эсир смотрит друг на друга, оказавшись в дилемме. Все отказались положить руку во рту Фенрира, пока Тар не выпустил правую руку и не положил ее в челюсти волка. Когда Фенрир пнул, Глипнир плотно поймал, и чем больше Фенрир боролся, тем сильнее росла группа. При этом все смеялись, кроме Тира, который потерял правую руку. Когда боги знали, что Фенрир был полностью связан, они взяли шнур под названием Гелджа (старый скандинавский «питтер») [ 17 ] Вися от Глейпнира, вставил шнур через большую каменную плиту под названием Гьёль (старый скандинавский «крик»), [ 18 ] и боги прикрепили каменную плиту глубоко в землю. После того, как боги взяли великий камень под названием Thviti (старый норвежский нападающий, Batterer »), [ 19 ] и погрузите его еще дальше в землю как колышки. Фенрир отреагировал сильно; Он очень широко открыл свои челюсти и попытался укусить богов. Затем боги вложили меч в рот. Его рукоять коснулся нижней челюсти, а его точка верхняя; С помощью этого челюсти волка были разбросаны, а волк заткнулся. Фенрир «ужасно», слюна, слюна бежала изо рта, и эта слюна сформировала реку Вана (старая норвежская «надежда»). [ 20 ] Там Фенрир будет лежать до Рагнарука. Ганглери комментирует, что Локи создал «довольно ужасную семью», хотя и важна, и спрашивает, почему Эсир не просто убил там Фенрира, поскольку они ожидали от него великой злобы. Высокие отвечают, что «так сильно, Боги уважали свои святые места и места святилища, что они не хотели осквернить их кровью волка, хотя пророчества говорят, что он станет смертью Одина». [ 21 ]
Главы Gylfaginning 38 и 51
[ редактировать ]
В главе 38, Хай говорит, что много мужчин в Вальхалле , и многие другие, кто прибудет, но они будут «кажутся слишком мало, когда придет волк». [ 22 ] В главе 51 высокие предсказания, которые в рамках событий Рагнарука, после того, как сын Фенрира Сколл проглотил солнце , а его другой сын Хати Хрохивитниссон проглотил Луну , звезды исчезнут с неба. Земля сильно встряхнет, деревья будут вырваны, горы упадут, и все привязки будут защелкиваться - Fenrisúlfr будет свободен. Фенрисульфр пойдет с широко открытым ртом, его верхняя челюсть касается неба, а нижняя челюсть - земля, и пламя будет гореть от его глаз и ноздрей. [ 23 ] Позже, Фенрисульфс прибудет на поле Vígríðr со своим братом Jörmungandr. С собранными там силами, произойдет огромная битва. Во время этого Один будет ездить, чтобы сражаться с Фенрисульфром. Во время битвы Фенрисульфр в конечном итоге проглотит Одина, убив его, а сын Одина Видарр будет двигаться вперед и пьет одну ногу в нижнюю челюсть волка. Эта нога будет нести легендарную обувь, «для которой материал собирался за все время». Одним из рук Видрр займет верхнюю челюсть волка и разрывает его рот, убив Фенрисулфра. [ 24 ] HIGS следует за этим описанием прозы, цитируя различные цитаты от Völuspá в поддержку, в некоторых из которых упоминается Fenrir. [ 25 ]
Художественная литература и история
[ редактировать ]В разделе «Эпилог» прозы Эдда Книга Skáldskaparmál , эухемесоцированный монолог приравнивает Фенрисулфра к Пиррусу , пытаясь рационализировать, что «он не убил Одина, и Пиррус можно сказать святилище, когда он убил короля в храме перед алтарем Тора ". [ 26 ] В главе 2 «враг Вольфа» называется Кеннинг для Одина, используемого Скальдом Эгиллом Эгиллом Эгиллом Эгиллом Эгиллом Эгиллом Эгиллом Эгиллом . [ 27 ] В главе 9 «Фидер волка» дается как кеннинг для Тира, а в главе 11 «Убийца Фенрисулфра» представлен как кеннинг для Виарра. [ 28 ] раздел Рагнарсапа от 9 -го века Скальда Браги Боддасон В главе 50 цитируется , который относится к Хел , существом, как «сестра чудовищного волка». [ 29 ] имена Wargs и Wolves, в том числе «Hróðvitnir» и «fenrir». В главе 75 перечислены [ 30 ] «Фенрир» дважды появляется в стихе как обычное существительное для «волка» или «варга» в главе 58 Skáldskaparmál и в главе 56 книги Háttatal . [ 31 ] Кроме того, название «Fenrir» можно найти в списке Jötnar в главе 75 Skáldskaparmál . [ 32 ]
Во всем мире
[ редактировать ]

В конце саги Хеймскрингла сага Hákonar Saga Góða , стихотворение Hákonarmál 10 -го века Скальд Эйвиндр Скальдаспиллир . Стихотворение о падении короля Хаакон I из Норвегии ; Хотя он христианин, его достают два валькирия в Валхаллу , и там есть ли один из Эйнхержар. К концу стихотворения, строфа будет рассказать о том, что у связи Фенрира есть, чем столь же добрый король, как и Хаакон, будет стоять на его месте:
Беспроживление будет надеть волка Fenris
и разрушил сферу мужчин,
что это приписывает царского принца
Как хорошо, стоять вместо него. [ 33 ]
Археологическая запись
[ редактировать ]Крест Торвальдс
[ редактировать ]
Крест Торвальда , частично выживший Рунстоун, построенный в Кирке Андреасе на острове человека , изображает бородатого человека, держащего копье вниз у волка, его правая нога во рту, в то время как большая птица сидит у его плеча. [ 34 ] Rundata датируется 940, [ 35 ] в то время как плюсковски датируется его 11 веком. [ 34 ] Это изображение было истолковано как Один, с вороном или орлом на плече, который был поглощен Фенриром в Рагнарёке. [ 34 ] [ 36 ] На обратной стороне камня находится еще одно изображение, параллельное ему, которое было описано как Христос, одержавший победу над сатаной. [ 37 ] Эти комбинированные элементы привели к тому, что крест описывается как « синкретическое искусство »; смесь языческих и христианских убеждений. [ 34 ]
Госфорт Крест
[ редактировать ]середины 11-го века Госфорт-крест , расположенный в Камбрии , Англия, был описан как изображающий сочетание сцен из христианского суждения и языческого Рагнарёка. [ 34 ] На кресте изображены различные фигуры, изображенные в стиле Борре , в том числе человек с копье, обращенным к чудовищной головке, одна из ног, ноги, втянутые в раздвоенный язык зверя и на нижнюю челюсть, в то время как рука накладывается на его верхнюю челюсть, сцена Интерпретируется как Видрр, борьба с Фенриром. [ 34 ] Это изображение было теоретизировано как метафора поражения Христа сатаны. [ 38 ]
Ледберг Стоун
[ редактировать ]
Стоун 11-го века Ледберг в Швеции , аналогично Кресту Торвальда, показывает фигуру с ногой в устье четвероногих зверя, и это также может быть изображение Одина, поглощенного Фенриром в Рагнарёке. [ 36 ] Ниже зверя и человек - изображение безгливого человека с шлемом, с его руками в положении в простратной. [ 36 ] Младшая надпись Футхарк на камне несет обычно видную мемориальную посвящение, но сопровождается закодированной рунической последовательности, которая была описана как «таинственная», [ 39 ] и «интересная магическая формула, которая известна со всего древнего скандинавского мира». [ 36 ]
Другой
[ редактировать ]Если изображения на Tullstorp Runestone правильно идентифицируются как изображающие Рагнарёк , то фенрир показан над кораблем Наглфар . [ 40 ]
Мейер Шапиро предполагает связь между « ртом ада », которая появляется в средневековой христианской иконографии и фенрире. По словам Шапиро, «англосаксонский вкус к адским рту, возможно, был под влиянием северного языческого мифа о трещине гибели и битвы с волком, который пожрал Одина». [ 41 ]
Ученые предлагают, чтобы различные объекты из археологической записи изображают TýR. Например, периоде миграционного периода золото в Швеции, в срочном , из Trollhättan , Швеция, есть укус на руке у зверя, который может изображать TýR и Fenrir. [ 42 ] Викинг эпоха Hogback в Сокберне , графство Дарем , Северо -Восточная Англия, может изобразить Тир и Фенрир. [ 43 ]
Теории
[ редактировать ]
Что касается презентации Фенрира в прозе Эдда , Энди Орчард теоретизирует, что «Собака (или Волк)» Гармр , Сколл и Хати Хродарвитниссон изначально были просто все Фенрир, заявляя, что «Снорри, характерно, осторожно, чтобы отличить, приписывая Волки, которые пожирают солнце и луну как Сколл и Хати, и описывая встречу между Гарм и Тир (кто, подумал бы, мог бы получить руку на Фенрира) в Рагнарёке ». [ 44 ]
Джон Линдоу говорит, что неясно, почему боги решают поднять фенрира, в отличие от его братьев и сестер Хел и Йормунгандра в Главе 35 Гилфагиннинг , теоретизируя, что это может быть «потому что Один имел связь с Волками? Потому что Локи был кровью Одина?» Ссылаясь на одну и ту же главу, Линдоу комментирует, что ни одна из фраз, которые привязывают Фенрира, не оставила любые другие следы. Линдоу сравнивает роль Фенрира с отцом Локи и сестрой Фенрира Джормунгандр, поскольку все они проводят время с богами, связаны или изгнаны ими, возвращаются »в конце нынешнего мифического порядка, чтобы уничтожить их, только чтобы быть уничтоженным сами Будучи молодым поколением богов, один из них, его убийца, выживает в новом мировом порядке ». [ 45 ] Он также указывает на связывание Фенрира как часть повторяющейся темы связанного монстра , где враг богов связан, но суждено вырваться на свободу в Рагнароке. [ 46 ]
Индоевропейские параллели были предложены между мифами Фенрира и персидским демоном Ариманом . Яшты . относятся к истории, в которой в течение тридцати лет ехал на Ангре Майню в качестве лошади Разработка этого намека встречается только в позднем комментарии Парси. Правителю Taxmoruw (Taxma Urupi) удалось Лассо Ариман (Angra Mainyu) и держать его связанным, когда он проезжал три раза в день. Через тридцать лет Ариман переиграл и проглотил Taxmoruw. В сексуальной встрече с Ариманом Джамшид , брат Taxmoruw, вставил руку в задний проход Аримана и вытащил труп своего брата. Его рука засохла от контакта с диаболическими внутренностями. Предлагаемые параллели с мифами Фенрира являются обязательством злого существа с линейкой фигурой и последующим глотанием фигуры линейки с помощью злого существо (Один и Фенрир), обманывая, связанная с толчкой руки в отверстие монстра и болезнь Вставленная конечность (TýR и Fenrir). [ 47 ]
Этулог Валериус Гейст писал, что искажение и окончательное убийство Фенрира, которое ранее воспитывало его, вероятно, основано на истинном опыте Вольф-Бихавиура, видя, что волки генетически закодированы, чтобы подняться в иерархии и, по случаю, Записано, чтобы восстать против и убить их родителей. Гейст заявляет, что «очевидно, даже древние знали, что волки могут включить своих родителей и братьев и сестер и убить их». [ 48 ]
Современное влияние
[ редактировать ]Фенрир появляется в современной литературе в стихотворении «о Fenriswolf и Tyr» (1819) Адамом Готтлобом Оэленшлягером (собранным в Гуджи ), романе Der Fenriswolf от KH Strobl, и для борьбы с Death Bide (1974) от EK Полем [ 4 ]
Фенрир был изображен в произведении искусства Один и Фенрис (1909) и привязка Фенрис (около 1900 года) Дороти Харди, Один и Фенрисвольф и Фесселунг Дес Фенрисвольф (1901) Эмиль Доплер , и является предметом металла Фенрира Фенриром Арне Винье Гуннеруд расположен на острове Аскай , Норвегия . [ 4 ]
Fenrir - очень долговечный вариант MECH в Pixonic Game роботах War (выпущен как «роботы для ходьбы» в 2014 году). [ 49 ]
Фенрир появляется в качестве антагониста в видеоигры 2020 года Ассасина Valhalla , с историей, адаптированной из событий, найденных в Prose Edda . [ 50 ]
Фенрир появляется в игре 2022 года «Бог войны Рагнарёк» . [ 51 ]
Смотрите также
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Когда Фенрир получил цветной архив 30 января 2021 года на машине Wayback , Магнус Келлстрём, главный рунилог в Шведском национальном совете наследия .
- ^ Анализ, поддерживаемый как убедительный в «Bite Me» Runestones, архивировал 30 января 2021 года на машине Wayback Хенриком Уильямсом , профессором северо Германских языков в Университете Уппсала .
- ^ Orchard (1997: 42).
- ^ Jump up to: а беременный в Симек (2007: 81).
- ^ Симк (2007: 160).
- ^ Симк (2007: 350).
- ^ Пьяный (1997: 17).
- ^ Пьяный (1997: 21-22).
- ^ Ларрингтон (1999: 47).
- ^ Фолкс (1995: 15).
- ^ Фолкс (1995: 25).
- ^ Фолкс (1995: 26–27).
- ^ Фолкс (1995: 27).
- ^ Jump up to: а беременный Фолкс (1995: 28).
- ^ Симк (2007: 198).
- ^ Фолкс (1995: 28–29).
- ^ Orchard (1997: 54).
- ^ Orchard (1997: 57).
- ^ Симк (2007: 334).
- ^ Симк (2007: 350)
- ^ Фолкс (1995: 29).
- ^ Фолкс (1995: 32).
- ^ Фолкс (1995: 53).
- ^ Фолкс (1995: 54).
- ^ Фолкс (1995: 55–57).
- ^ Фолкс (1995: 65–66).
- ^ Фолкс (1995: 68).
- ^ Фолкс (1995: 76).
- ^ Фолкс (1995: 123).
- ^ Фолкс (1995: 164).
- ^ Фолкс (1995: 136 и 199).
- ^ Фолкс (1995: 157).
- ^ Холландер (2007: 127).
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон Pląskowski (2004: 158).
- ^ Вход Бр Олсен;
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый Янссон (1987: 152)
- ^ Ричардс (1999: 200).
- ^ Шапиро (1942: 211, примечание 66).
- ^ Macleod, Man (2006: 145).
- ^ Merrony (2004: 136); Crumlin-Pedersen & Thye (1995: 170).
- ^ Шапиро (1942: 211).
- ^ См. Обсуждение, например, Дэвидсон (1993: 39–41).
- ^ МакКиннелл (2005: 16).
- ^ Orchard (1997: 43).
- ^ Линдоу (2001: 111–114).
- ^ Линдоу (2001: 82–83).
- ^ Puhvel (1988: 118–119).
- ^ "Когда волки становятся опасными для людей?" (PDF) . 29 сентября 2007 года. Архивировал (PDF) из оригинала 25 августа 2014 года . Получено 5 января 2015 года .
- ^ «Фенрир - военные роботы» . verobots.com . Архивировано из оригинала 13 марта 2022 года . Получено 13 марта 2022 года .
- ^ «Переявляющая судьба - Гид Ассасина Валхалла Вики -гид» . Магнитный 30 апреля 2020 года. Архивировано из оригинала 31 мая 2022 года . Получено 31 мая 2022 года .
- ^ Лебланк, Уэсли (6 июля 2022 года). «Новый God of War: Ragnarok Trailer раскрывает дату выпуска ноября» . Игра информатор . Архивировано из оригинала 6 июля 2022 года . Получено 6 июля 2022 года .
Общие и цитируемые ссылки
[ редактировать ]- Crumlin-Pedersen, Ole & Thye, Birgitte Munch (Eds.) (1995). Корабль как символ в доисторической и средневековой скандинавии: документы с международного исследовательского семинара в Датском национальном музее, Копенгаген, 5–7 мая 1994 года . NationalMuseet. ISBN 87-89384-01-6
- Дэвидсон, Хильда Эллис . 1993. Потерянные убеждения Северной Европы . Routledge . ISBN 9780415049368
- Дронке, Урсула (транс.) (1997). Поэтическая Эдда: Том II: мифологические стихи . Издательство Оксфордского университета . ISBN 0-19-811181-9 .
- Фолкс, Энтони (транс.) (1995). Эдда каждый ISBN 0-460-87616-3
- Холландер, Ли Милтон (пер.) (2007). Heimskringla: История королей Норвегии Архивировал 23 апреля 2023 года на машине Wayback . Университет Техасской прессы ISBN 978-0-292-73061-8
- Ларрингтон, Каролина (транс.) (1999). Поэтическая Эдда . Оксфордская мировая классика . ISBN 0-19-283946-2 .
- Линдоу, Джон (2001). Норс -мифология: руководство по богам, героям, ритуалам и убеждениям . Издательство Оксфордского университета . ISBN 0-19-515382-0 .
- Маклеод, Минди; Mees, Bernard (2006). Рунические амулеты и магические объекты . Бойделл Пресс . ISBN 1-84383-205-4 Полем Архивировано с оригинала 19 апреля 2023 года . Получено 23 сентября 2016 года .
- МакКиннелл, Джон . 2005. Встреча с другим в скандинавском мифе и легенде . DS Brewer . ISBN 9781843840428
- Merrony, Mark (2004). Викинги: завоеватели, трейдеры и пираты . Периплас. ISBN 1-902699-54-8 .
- Orchard, Andy (1997). Словарь норвежского мифа и легенды . Касселл . ISBN 0-304-34520-2 .
- Pluskowski, Aleks (2004). «Апокалиптические монстры: вдохновение животных для иконографии средневековых северных пожирателей». В Билдхауэре, Беттина; Миллс, Роберт (ред.). Чудовищные средние века . Университет Торонто Пресс . С. 155–176. ISBN 0-8020-8667-5 Полем Архивировано из оригинала 2 мая 2023 года . Получено 23 сентября 2016 года .
- Puhvel, Jaan (1998). Сравнительная мифология . Издательство Университета Джона Хопкинса. ISBN 0-8018-3413-9 .
- Ричардс, Джулиан Д. (1999). «Скандинавское присутствие». В Охотнике, Джон; Ральстон, Ян (ред.). Археология Британии: введение от верхнего палеолита до промышленной революции . Routledge . С. 194–209. ISBN 0-415-13587-7 Полем Архивировано из оригинала 2 мая 2023 года . Получено 23 сентября 2016 года .
- Круглые данные 2.0 для Windows .
- Шапиро, Мейер (1942). « Челевая косточка Каина, которая сделала первое убийство» . Художественный бюллетень . 24 (3): 205–212. doi : 10.2307/3046829 . JSTOR 3046829 .
- Симек, Рудольф (2007). Словарь северной мифологии . Перевод Анжелы Холл. DS Brewer . ISBN 978-0-85991-513-7 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Myndir (My Norse Digital Image Repository) иллюстрации фенрира из рукописей и ранних печатных книг.