Национал-социалистический блэк-метал
Национал-социалистический блэк-метал | |
---|---|
Стилистическое происхождение | |
Культурное происхождение | 1990-е, Европа |
Другие темы | |
Часть серии о |
Неофашизм |
---|
![]() |
![]() |
Часть серии о |
нацизм |
---|
![]() |
Национал-социалистический блэк-метал (также известный как NSBM , NS black metal или радикальный блэк-метал ) — политическое движение на музыкальной сцене блэк-метала , пропагандирующее неонацизм , неофашизм и идеологии превосходства белой расы . [1] Художники NSBM обычно сочетают неонацистские образы и идеологию с этническим европейским язычеством , сатанизмом или нацистским оккультизмом или их комбинацией и яростно выступают против христианства , ислама и иудаизма с расистской точки зрения. NSBM рассматривается не как отдельный жанр, а как народное движение в рамках блэк-метала. По словам Маттиаса Гарделла , музыканты NSBM рассматривают эту идеологию как «логическое продолжение политического и духовного инакомыслия, присущего блэк-металу». [2]
Артисты NSBM не всегда открыто выражают свои политические убеждения в своей музыке, вместо этого они выражают свои убеждения за сценой. [3] Артисты, которые придерживаются крайне правых или белых националистических убеждений, но не выражают их в своей музыке, не считаются артистами NSBM артистами, участвующими в большой блэк-метал-сцене, но сторонние аналитики могут считать их артистами NSBM. [4] Некоторые блэк-метал-группы также упоминали нацистскую Германию исключительно ради шока , как и некоторые панк-рок- и хэви-метал- группы. В то время как некоторые блэк-металлисты бойкотируют артистов NSBM, многие относятся к ним безразлично или заявляют, что ценят музыку, но не поддерживают музыкантов. [5]
Появление NSBM совпало с подъемом ранней норвежской блэк-металлической сцены в начале 1990-х годов, особенно благодаря группе Burzum , единственный участник которой, Варг Викернес , развил свои антихристианские убеждения во все более белую националистическую и неонацистскую форму. Язычество . Немецкая группа Absurd развила растущую сцену явно неонацистскими текстами и художественными темами. Американские группы Judas Iscariot и Grand Belial's Key также стали участвовать в уже ставшем международным движением NSBM (первые с тех пор дистанцировались от этого движения). По мере того как движение выросло на международном уровне, оно начало пересекаться с существующими музыкальными формами белой власти, такими как Rock Against Communism , Hatcore и крайне правая фракция Oi! . Неонацистский лейбл Resistance Records начал выпускать записи NSBM и даже купил лейбл Викернеса Cymophane Records. Ассоциированная политическая организация США, Национальный альянс, сторонник превосходства белой расы Уильям Лютер Пирс также заинтересовался движением и помогал фронтмену Absurd Хендрику Мёбусу, когда он бежал в Соединенные Штаты, чтобы избежать ареста в Германии. В 2012 году фестиваль NSBM Asgardsrei был основан в Москве , Россия, а затем в 2014 году переехал в Киев , Украина.
Черный металл
[ редактировать ]Блэк-метал зародился в 1980-х годах в результате творчества таких трэш-метал- групп, как Venom (чей альбом 1982 года Black Metal ввёл этот термин), Mercyful Fate , Bathory , Slayer , Hellhammer , Celtic Frost и Sodom . [6] [7] [8] [9] Эти группы не сформировали собственной сцены и не имели общего музыкального стиля. [10] Лирическая направленность, которая является антихристианской, сатанистской, неоязыческой или их комбинацией, часто считается предпосылкой для этого жанра, и первоначально термин «блэк-метал» был синонимом «сатанинского металла». [7] [9] [11] Более строгое определение по-прежнему требует сатанизма, чтобы группу можно было отнести к блэк-металу. Несатанинские группы из того же окружения изначально использовали другие термины для своей музыки, такие как языческий металл или викинг-метал . В конце 1980-х и начале 1990-х годов ранняя норвежская блэк-метал-сцена , развивавшаяся такими группами, как Mayhem , Thorns , Immortal , Darkthrone , Burzum , Emperor , Satyricon и Ulver , установила более конкретный звуковой шаблон, который стал определять норвежский язык. черный металл [6] [7] [9] и, следовательно, большая часть блэк-метала в целом, хотя другие стили блэк-метала, такие как вар-метал, все еще существуют. Общие черты норвежского блэк-метала включают быстрый темп , [12] бластбиты и игра на контрабасе , [9] [13] тонкий, пронзительный вокал [7] [9] [12] [13] [14] сильно искаженные гитары, играемые с использованием тремоло и пауэр-аккордов , [7] [9] [12] [13] либо lo-fi, либо хорошо спродюсированные записи, [6] [7] [9] акцент на атмосферу, [9] [12] и «нечестивая» эстетика. [12] Иногда используются клавишные, а также элементы неоклассической , фолк- и эмбиент-музыки . [7] [13] Артисты часто появляются в корпейнте и берут псевдонимы. Многие исполнители блэк-метала предпочитают находиться в андерграунде , недоступны для мейнстрима и даже намеренно отталкивают публику и демонстрируют антисоциальное поведение . [7] [15]
История
[ редактировать ]Истоки норвежской блэк-метал-сцены
[ редактировать ]В начале 1990-х годов ранняя норвежская блэк-метал сцена превратила блэк-метал в отдельный жанр. [6] Участники сцены были ярыми антихристианами — чаще всего они представляли себя человеконенавистническими дьяволопоклонниками , которые хотели сеять ненависть, печаль и зло, хотя некоторые писали о дохристианской Скандинавии и ее мифологии . Среди некоторых членов сцены антагонизм по отношению к христианству принял жестокий характер, и в период с 1992 по 1995 год были совершены поджоги и попытки поджогов ряда церквей. Среди преступников были Варг Викернес из Burzum и Mayhem , [16] [10] Евронимус из Mayhem, [17] Самот из «Ты будешь страдать» и «Император» , [18] Фауст из Шипов [19] и Йорн Инге Тунсберг из Old Funeral , Immortal и Hades Almighty , [20] некоторые из них входят в число самых выдающихся музыкантов сцены. В январе 1993 года Викернес беседовал с журналистом Bergens Tidende . Чердак, где проводилось интервью, был заполнен сатанистской и нацистской атрибутикой, а также оружием, и Викернес заявил, что находится в состоянии войны с христианством, уже сжег восемь церквей и продолжит свой терроризм . [10]
Насилие и человеконенавистничество на этой сцене также включали убийства. В августе 1992 года Фауст убил гея — Магне Андреассена, который сделал ему предложение в Лиллехаммере . [10] [21] [22] [23] Фауста не поймали в течение года, несмотря на то, что его действия были секретом Полишинеля, известным многим на месте происшествия. [10] Многие связывают убийство с гомофобией ; [24] [25] однако Гаал , вокалист группы Gorgoroth , теперь является открытым геем, который был признан геем года в 2010 году в Бергене. [26] и считает, что убийство Андреассена Фаустом не имело ничего общего с сексуальностью Андреассена. [24] Точно так же сам Фауст вместе с товарищем по группе Ихсаном утверждали, что сексуальность Андреассена не имела значения, а у Фауста просто был убийственный импульс. [27] В августе 1993 года Викернес вместе со Снорре Рухом из Thorns and Mayhem в качестве сообщника убил своего товарища по группе Евронимуса и вскоре был арестован. [28] Викернес был осужден весной 1994 года за поджог, убийство и незаконное хранение оружия. [10] Викернес утверждает, что убил Евронимуса в целях самообороны. [29] хотя, находясь в тюрьме, он утверждал, что это произошло еще и потому, что Евронимус был геем и коммунистом . [23] Евронимус интересовался коммунизмом, [30] даже заявив, что он сталинский в 1992 году, [31] а в 1980-х годах участвовал в марксистско-ленинской молодёжной группе Rød Ungdom , от которой позже отрекся. [32] но нет никаких доказательств того, что он был геем. [23] Несмотря на более поздние заявления Викернеса, убийство не считается политически мотивированным, как сначала утверждал даже Викернес, и обычно считается, что оно произошло из-за личного спора. [30]
В блэк-метале присутствует скрытая тенденция этнического национализма . [2] [33] и расизм не является редкостью на сцене, хотя большинство музыкантов блэк-метала и другого экстремального металла отрекаются от неонацизма и расистской идеологии. [34] [35] На скандинавской сцене несколько музыкантов делали расистские заявления и использовали нацистский язык и атрибутику – тем не менее, блэк-метал также очень перформативен, намеренно противоречив и художественно трансгрессивен, и многие из его музыкантов культивируют злой, ультраправый образ как эстетичный. [23] [36] Многие из художников, заигрывавших с фашизмом, тоталитаризмом и насилием в своих художественных темах, не находили политической связи с этими образами. [35] Тем не менее, меньшинство на сцене, в своем противостоянии христианству и почтении к дохристианскому прошлому, вмешалось в фашистские и расистские идеи, особенно в нацистский оккультизм . [34] Евронимус в личном письме в начале 1990-х годов сделал решительное заявление: «Почти ВСЕ норвежские группы являются более менее нацистскими [sic]. Burzum, Mayhem, Emperor, Arcturus , Enslaved , вы их называете». [22] Точно так же ученый Кирстен Дайк назвала норвежский « Черный круг » неонацистским. По ее словам, «Черный круг» объединил нацистский оккультизм, антисемитизм и теорию заговора еврейского заговора с целью мирового господства , гомофобию и ксенофобию с ницшеанской философией , сатанизмом и скандинавским неоязычеством, что затем способствовало насилию, совершаемому некоторыми из музыканты. [25] [37]
В 1994 году Хеллхаммер , барабанщик норвежской группы Mayhem , сказал о связи этого жанра с расизмом: «Я скажу так: нам здесь не нравятся чернокожие. Чёрный металл — для белых». [38] Когда после смерти Евронимуса Mayhem вновь сформировались, они начали выпускать товары с нацистской символикой времен Второй мировой войны . [39] Однако в более позднем интервью Хеллхаммер сказал: «Мне плевать, белые ли фанаты, черные, зеленые, желтые или синие. Для меня музыка и политика не идут рука об руку». [40] В 1995 году Гаал назвал «негров» и «мулатов» «недочеловеками» и выразил свое восхищение Викернесом и Адольфом Гитлером. Однако с тех пор он тоже дистанцировался от этих заявлений. [41] Викернес также написал несколько текстов для альбома Transilvanian Hunger группы Darkthrone , еще одной ключевой группы на норвежской сцене. Он был выпущен в 1994 году с надписью Norsk Aris Black Metal («Норвежский арийский блэк-метал») на задней обложке и выпустил пресс-релиз, в котором говорилось: «Если кто-либо попытается критиковать эту пластинку, ему следует полностью покровительствовать за его явно еврейский характер». поведение." [22] [42] После последовавшего спора Darkthrone заявили, что «еврей» - это просто норвежское слово, означающее «глупый», и что они «не нацистская группа и не политическая группа». [43] [42] В документальном фильме 2007 года участник группы Фенриз утверждал, что однажды его арестовали во время участия в демонстрации против апартеида , а позже у него была «фаза настоящего гнева на... другие расы», прежде чем он «полностью отошел от [политического] дерьма». [44] Ученый Кейт Кан-Харрис утверждает, что почти невозможно поверить в то, что Darkthrone не знал, что уничижительное использование слова «еврей» было оскорбительным, а отрицание со стороны Darkthrone того, что у участников были расистские или фашистские симпатии, было неискренним, учитывая заявления сделал. [42] Но Кан-Харрис также отмечает, что Фенриз делал более шутливые ссылки на расизм и фашизм и хорошо взаимодействовал с энтузиастами блэк-метала из Израиля, поэтому Кан-Харрис считает, что действия Darkthrone были намеренно противоречивыми как форма трансгрессивного художественного дискурса. а не выражение искренней идеологии. [42] Эксл Розенберг с сайта MetalSucks отмечает, что после этих оскорбительных действий со стороны группы в середине 1990-х Darkthrone больше не демонстрировали расистское поведение. Он полагает, что участники группы сейчас намного старше и что «вполне возможно, что их мировоззрение изменилось; вполне возможно, что они вели себя провокационно ради провокации, когда снимали Hunger , и с тех пор увидели ошибку такого второкурсного поведения». [22] После освобождения из тюрьмы Фауст заявил относительно совершенного им поджога и убийства: «Я никогда не был сатанистом или фашистом, но я оставил позади ненависть и негатив. Эти чувства просто съедают тебя изнутри». [22] [45]
Подобные заявления высказали и участники сцены из других стран. Майкл В. Форд из американской группы Black Funeral упомянул, что нацистский оккультизм был для него очень важен: [46] назвал свою бывшую группу Sorat своим «старым отрядом смерти СС». [47] и заявил, что «чтобы играть блэк-метал, нужно быть белым». [48] Мы были американским лидером Cymophane, организации, основанной Викернесом. [48] Позже он отмежевался от нацизма. [49] [50] По мнению авторов Lords of Chaos , в 1995 году трое шведских блэк-металлистов (в том числе Мика «Belfagor» Хакола из группы Nefandus ) отправились на «охоту на негров» в Линчёпинге . Вооружившись топором и двумя мачете, они «терроризировали» чернокожего мужчину. [51] Позже Нефандуса «считали сторонниками нацизма», хотя Белфагор объяснил: «Это очень далеко от истины, но я думаю, это связано с некоторыми противоречивыми комментариями, которые я делал в различных журналах в юности, когда я еще стремился играть в самой ненавистной группе в мире. Тогда я использовал много провокационной лексики. Но чтобы разобраться: я общаюсь с людьми всех вероисповеданий и цветов кожи... Так что меня можно назвать нацистом или расистом. меня очень оскорбляет». [52]
Викернес и его проект Burzum обычно рассматриваются как главный катализатор развития движения NSBM, хотя Burzum никогда не был явно политическим. [30] Хотя Викернес утверждал, что не является неонацистом, он участвовал в неонацистской деятельности, и его заявления выражали неонацистские взгляды и антагонизм по отношению к мусульманам и евреям. [16] [53] Согласно интервью журналу Blood & Honor , Викернес связался с неонацистской организацией Zorn 88 в 1992 году. [54] и присоединился к Белому Арийскому Сопротивлению, прежде чем убить Евронимуса. [55] Находясь в тюрьме, «Викернес начал формулировать свою националистическую языческую идеологию». [56] и написал манифест под названием Варгсмол . Он стал доступен в Интернете на некоторое время в 1996 году. [57] а в 1997 году его напечатало норвежское издательство. [58] Попав в тюрьму, Викернес отказался от блэк-металлической сцены и начал рекламировать неонацистскую разновидность язычества . [10] По словам Викернеса, он перестал играть металлическую музыку из-за того, что она возникла как «негритянская музыка», и утверждал, что «металлисты» склонны вести себя, так сказать, как кучка «белых негров», с их сексом, наркотиками и рок-н-ролльная культура». [59] Викернес также заявил, что эта сцена началась «как националистическое (норвежскоцентричное), расистское и антихристианское восстание», но было «захвачено» «музыкальной индустрией, в которой доминируют евреи». [60] Он утверждает, что индустрия превратилась в еще один инструмент разрушения Европы, продвигая группы, которые охватывают «все отвратительное и антиевропейское на этой планете, от порнографии и распущенности до наркотиков и гомосексуализма». [60]
Развитие национал-социалистического блэк-метала
[ редактировать ]Одним из первых явно NSBM-релизов стало демо Thuringian Pagan Madness немецкой группы Absurd в 1995 году . Это было записано, когда участники находились в тюрьме за убийство мальчика из своей школы. На обложке демо-версии находится фотография его надгробия, а на вставке — пронацистские высказывания. [61] Участник группы Хендрик Мёбус заявил, что NSBM является «логическим завершением» норвежского блэк-метал-движения, и интерпретировал поджоги церквей как «культурный атавизм ». [62] Другие группы, считающиеся частью ранней сцены NSBM, включают Graveland и Infernum из Польши . [63] Роб Даркен из Graveland, в частности, сыграл центральную фигуру в развитии NSBM в Польше. [63] Растущая блэк-метал-сцена в Польше была гораздо более явно расистской, и The Temple of Fullmoon, членами которой были несколько польских групп, превратились в крайне правую организацию. [64] Подобно тому, что произошло в Норвегии, ситуация становилась все более жестокой, и трое из четырех участников группы NSBM Thunderbolt были заключены в тюрьму за поджог и убийство. [65] [66] По словам Гуннара Зауэрмана, в 1990-х годах некоторые из первых американских блэк-металлических групп, такие как Grand Belial's Key и Judas Iscariot, присоединились к международной организации NSBM под названием Pagan Front, хотя единственный участник Иуды Искариота Эхнатон покинул организацию. [67] Телемнар, барабанщик немецкой группы Secrets of the Moon , сказал, что узнал его «только как умного человека и никогда как нациста». [67] Американский проект «Я стану» стал еще одним пионером на зарождающейся сцене NSBM. [68] NSBM стали доминировать на блэк-метал сценах в Польше, Украине и России. [5]
В 2012 году фронтмен группы M8l8th Алексей Левкин вместе с другими открыл музыкальный фестиваль NSBM Asgardsrei в Москве . [69] [70] Мероприятие названо в честь одноименного альбома Absurd 1999 года. [71] Фестиваль был перенесен в Киев в 2014 году, когда Левкин и другие организаторы переехали в Украину, чтобы присоединиться к штурмовой бригаде «Азов» . [70]
Идеология
[ редактировать ]НСБМ обычно сочетает в себе неонацистские убеждения (такие как фашизм , превосходство белой расы , белый сепаратизм , белый национализм , правый экстремизм , антисемитизм , ксенофобия и этнический сепаратизм , с некоторыми национал-анархистскими тенденциями и восхищением Адольфом Гитлером ) с враждебностью к иностранные» религии. Группы часто пропагандируют этническое европейское язычество , оккультизм или сатанизм . Хендрик Мёбус из Absurd описал нацизм как «наиболее совершенный (и единственно реалистичный!) синтез сатанинской/ люциферианской воли к власти , элитарного социального дарвинизма , связанного с арийским германским язычеством ». [72] Члены группы Der Stürmer (названной в честь антисемитской газеты, которую редактировал Юлиус Штрайхер ) придерживаются эзотерического нацизма , опираясь на произведения Савитри Деви и Юлиуса Эволы . [73] Famine of Peste Noire заявил в интервью, что в качестве идеологии предпочитает нацизму итальянский . фашизм [74]
Антихристианство и антисемитизм
[ редактировать ]Обычно музыканты NSBM рассматривают христианство как продукт предполагаемого еврейского заговора с целью подорвать арийскую расу путем уничтожения их Artglauben и их «оригинальной» культуры. [75] Эти музыканты обычно отвергают легитимность христианского антисемитизма , а также движения немецких христиан , которое прославляло и пропагандировало нацистскую идеологию в контексте неортодоксальной христианской теологической структуры. Хьярулв Хенкер из группы Der Stürmer сказал:
Я не думаю, что такая догма, как христианство, имеет место в арийском мире. Невозможно вписать христианство в мировоззрение арийского сверхчеловека . Христианство учит смирению, утрате национальной и расовой идентичности и равенству, вещам, чуждым нашей космотеории. Вы не можете сочетать Иисуса с персонажами, которые представляют арийскую этику. ... Христианство — это христианство, и оно еврейское по самому своему зарождению и зачатию, оно является средством еврейского мирового господства и задумано как таковое. [73]
Превосходство белых
[ редактировать ]Музыканты NSBM, такие как Варг Викернес из Burzum и Famine из Peste Noire, выразили обеспокоенность сторонников превосходства белой расы по поводу « смешения рас » и сохранения чистоты белой расы и традиционных культур белых европейских наций. [59] [76] [77] Несколько озадачивает тот факт, что NSBM была популярна в Польше и других славянских странах, несмотря на тот факт, что исторически немецкие нацисты считали славянских людей недочеловеческими расовыми низшими существами и намеревались их уничтожить. [78] Это противоречие либо маскируется, либо релятивизируется, либо оправдывается исторической ошибкой. Теория заговора утверждает, что евреи помешали бы союзу между нацистской Германией и другими странами Восточной Европы. [79] Князь Варггот , певец и гитарист украинской группы Nokturnal Mortum , дает следующее объяснение противоречия: «Горут из русской группы «Темнозор» рассматривает славян и немцев как часть гиперборейской арийской расы, которая в настоящее время отличается из-за своего вырождения».
Вьетнамско -американская группа Vothana. [80] необычен тем, что его участники не являются этническими европейцами, однако тексты группы (исполняемые на вьетнамском языке ) по-прежнему выражают расистские и фашистские взгляды, и группа выступала на фестивалях вместе с группами NSBM. [81] [1]
Язычество
[ редактировать ]В рамках своей антихристианства, антисемитизма и идеи о том, что белые европейцы должны вернуться к своему «родному» образу жизни, большинство групп NSBM пропагандируют этническое европейское язычество. Бенджамин Хедж Олсон утверждает, что NSBM «неразрывно связана с Асой Тру и противостоит сатанизму, что придает ему « кровную и почвенную » привлекательность для многих молодых неонацистов, ищущих идентичность в своем далеком, наследственном прошлом». [5] Хендрик Мёбус интерпретировал поджоги церквей в Норвегии как:
[А] культурный атавизм, внезапное и необъяснимое погружение обратно в дохристианские, средневековые условия во всем, кроме внешней реальности. Как сказал бы швейцарский психолог Карл Густав Юнг : Древние архетипы всплыли на поверхность из нашего коллективного бессознательного и вновь захваченных восприимчивых умов, которые, как правило, все еще развивались и поэтому особенно впечатляли. Пострадавшие таким образом подростки оказались в архаичном состоянии ума и, подобно массовой истерии, навязывали свое состояние другим. Само собой разумеется, что, скажем, 18-летнему подростку, который внезапно почувствовал себя не в ладу со своим окружением, не хватило проницательности для самоанализа. [62]
Он утверждает, что позже они осознали бы значение этих эмоций, начали бы отождествлять себя с язычеством и проявили бы «активный интерес к националистической политике, направленной на сохранение и развитие этого самого наследия». [62] В буклете Absurd EP Asgardsrei изображены рыцари-тамплиеры , Тевтонский орден и Ваффен-СС как воины « Асгардсрей », который банды определяют как термин для предполагаемой благочестивой и германской группы воинов.
Сатанизм
[ редактировать ]Помимо языческих верований, часть НСБМ придерживается интерпретации сатанизма . Сатанизм является распространенной темой даже в аполитичном блэк-метале, но в NSBM Сатана изображен как древний арийский аналог ЯХВЕ , бога евреев и христиан. Эту точку зрения часто называют « народным сатанизмом». [82] или «арийский сатанизм». Кресвелгорон из «Настоящего Мороза» рассматривает нацизм как политическое проявление сатанизма и коллективное обожествление человека как социального животного, как благочестие вместо гуманности. [83] Его коллега по группе Садорасс называет ту же идеологию развитием идеологии крови и почвы , разнообразных оккультных учений и идей Фридриха Ницше в связи с дарвинизмом . [84] Греческий блэк-металлический музыкант Магус Вампир Даолот (из Necromantia и Thou Art Lord ) сказал в интервью Lords of Chaos : «Если учесть, что фашизм и сатанизм имеют много общего, поскольку они оба пропагандируют власть, духовное и физическое совершенство, ответственность, выживание сильнейших, элитизм и т. д., вполне логично, что некоторые группы защищают и то, и другое». [85] Однако многие языческие и крайне правые группы рассматривают сатанизм как часть христианства или иудаизма. [86]
Связи с более широкими белыми националистическими движениями
[ редактировать ]Многие белые националисты тепло приняли НСБМ за ее лирическое содержание и идеалы. Однако некоторые этого не сделали из-за музыкального стиля, а также из-за предполагаемой связи жанра с рок-н-ролльным образом жизни. [87] Однако Lords of Chaos отмечают, что алкоголь и запрещенные наркотики никогда не играли большой роли на норвежской блэк-метал сцене. [88] Борд Г. Эйтун , с другой стороны, заявил, что многие в ранней сцене «были почти алкоголиками». [10] Некоторые также отвергают музыкантов и поклонников блэк-метала, поскольку у многих из них длинные волосы, которые ассоциируются у них с хиппи и левыми. Дайал Паттерсон пишет, что «NSBM превратилось в самостоятельное движение», которое достигло Западной Европы и Америки и перекликается с поклонниками более традиционных крайне правых музыкальных жанров, таких как Oi! и Рок против коммунизма . [89]
Лейбл Resistance Records , канадский лейбл, пропагандирующий белый национализм и белый сепаратизм, приобрел Cymophane Records Викернеса и начал выпускать записи блэк-метала, многие из которых через дочерний лейбл Unholy Records. [89] Уильям Лютер Пирс , основатель белого националистического Национального альянса , стремился продвигать НСБМ, а также другие формы белой националистической музыки через Сопротивление, полагая, что музыка «сделает Национальный альянс богатым и наиболее эффективно распространит его послание». [90] С этой целью он разместил фронтмена Absurd Хендрика Мёбуса, в то время как последний бежал в Соединенные Штаты, скрываясь от немецких властей. Хотя Пирс ценил идеологический настрой NSBM и Resistance Records, а также финансовую выгоду, музыка лично его не привлекала, и он критиковал «секс, наркотики и рок-н-ролл» и то, что он называл «негроидным». влияния. [91]
Фестиваль Асгардсрей, который зарекомендовал себя как главный фестиваль НСБМ, был отмечен аналитиками и журналистами как место встреч и общеевропейский и транснациональный сетевой центр для неонацистов, сторонников превосходства белой расы и других крайне правых экстремистов. [70] [92] [93] Помимо связей организаторов концерта с украинской националистической штурмовой бригадой «Азов», украинской крайне правой политической партией «Национальный корпус» и российско-украинским неонацистским движением «Вотанюгенд», [70] [93] [94] члены немецкой неонацистской партии III. Path , базирующаяся в США неонацистская террористическая организация Atomwaffen Division , итальянское неофашистское движение и бывшая политическая партия CasaPound , а также греческая неонацистская партия Golden Dawn . В фестивале приняли участие [70] [92] [93] Участники неонацистских форумов и чатов, таких как Iron March , Stormfront и неонацистских чат-серверов на Discord, посещали Асгардсрей и хвалили его. [92] а американский белый националист Грег Джонсон опубликовал обзор фестиваля 2019 года в своем альтернативно-правом издании Counter Currents. [70]
Связь с блэк-метал-сценой
[ редактировать ]По словам Маттиаса Гарделла, артисты NSBM составляют меньшинство в блэк-метале. [2] Их также отвергли или подвергли резкой критике многие выдающиеся блэк-метал-музыканты, в том числе Джон Нёдтвейдт , [95] Мучитель , [96] Король ада , [97] Infernusад [98] Лорд Ариман , [44] Император Маг Калигула , [44] [99] Защитник , [100] Эрик Дэниелссон из Watain , [101] [102] [103] и члены Архона Инфауста . [44] Некоторые блэк-металлисты сравнивают нацизм с христианством в том смысле, что он авторитарный , коллективистский и предполагает « стадный менталитет ». [95] [96] Это также противоречит человеконенавистническим взглядам многих художников; Бенджамин Хедж Олсон пишет, что избегание нацизма на сцене «не имеет ничего общего с понятиями о «универсальной человечности» или отказом от ненависти», но что нацизма избегают, «потому что его ненависть слишком конкретна и исключительна». [104] Йоаким из Craft сказал: «Я не думаю, что национал-социализм каким-то образом смешивается с идеологией настоящего Black Metal, но это не идет дальше ярлыков. Я только думаю, что NS Black Metal — неподходящий ярлык для музыка". [105] В то время как некоторые блэк-металлисты бойкотируют группы и лейблы NSBM, другие проводят грань между музыкой и музыкантами, поскольку их волнует только музыка. Некоторые раскритиковали это как пассивную поддержку НСБМ. Крупные печатные металлические журналы склонны игнорировать пластинки групп NSBM. [75] Книга Кристиана Дорнбуша и Ханса-Питера Киллгусса « Unheilige Allianzen » 2005 года вызвала короткую дискуссию, в результате которой журнал Legacy прекратил печатать рекламу этикеток NSBM. Еще одна дискуссия произошла в разделе «Письма» журнала Rock Hard после статьи Der rechte Rand im Black Metal ( Крайне правая граница блэк-метала ). [106] По словам Unheilige Allianzen , völkisch pagan metal и неонацизм были текущими тенденциями в блэк-метале и, в свою очередь, влияли на более широкую металлическую сцену. [107] Стюарт Фогтлин также написал для Stylus в 2006 году, что «с «националистической» волной насилия и ненависти, распространяющейся из Скандинавии и проникающей во Францию и Германию, неудачные подвиги некоторых, вероятно, будут продолжать вытеснять саму музыку». [6]
Отказ в идентификации
[ редактировать ]Некоторые группы отрицают, что их называют NSBM, и утверждают, что они либо язычники, либо вместо этого предпочитают ярлык «националистический блэк-метал». Официальные заявления против этого лейбла были сделаны такими группами, как Graveland. [108] Акица, группа, которую иногда называют НСБМ, выступила с резкими заявлениями против нацистской идеологии и всего жанра НСБМ. [109] Украинская группа Nokturnal Mortum приложила усилия, чтобы дистанцироваться от этого движения, но все же продолжает время от времени принимать участие в некоторых практиках NSBM, например, выступать на фестивалях, проводимых в этом жанре. [110] [111]
В то время как некоторые группы делали заявления, которые сцена и критики восприняли как искренние, осуждающие нацизм, заявления других групп рассматривались многими критиками просто как тактика, позволяющая давать живые концерты или не подвергать свою музыку запрету. случай с Грейвлендом, среди прочих, который продолжал открыто поддерживать организаторов сторонников превосходства белой расы после заявлений о том, что они «аполитичны». [30]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Бюснель, Райан Дэвид (ноябрь 2020 г.). «Национал-социалистический блэк-метал: пример долговечности крайне правых идеологий в субкультурах хэви-метала» . Образцы предрассудков . 54 (3): 393–408. дои : 10.1080/0031322X.2020.1800987 . S2CID 229466327 — через ResearchGate .
- ^ Перейти обратно: а б с Маттиас Гарделл, Боги крови (2003) , стр.307
- ^ Дайк, Кирстен (2016). Reichsrock: Международная сеть белой музыки и неонацистской музыки ненависти . Нью-Брансуик: Издательство Университета Рутгерса . стр. 58–61. ISBN 9780813574738 . Проверено 9 января 2017 г.
- ^ «Правый фестиваль Нойхайден с нацистскими рунами в «СО 36» » (на немецком языке). БИФФ...
- ^ Перейти обратно: а б с Олсон 2008 , с. 99.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Фогтлин, Стюарт (9 января 2006 г.). Ли, Космо (ред.). «В пустоту: Путеводитель по металлу: блэк-метал для начинающих от журнала Stylus» . Журнал «Стилус» . Архивировано из оригинала 9 сентября 2006 года . Проверено 17 мая 2010 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Калис, Квентин (31 августа 2004 г.). «CoC: Rant: Black Metal: Краткое руководство» . Хроники Хаоса . Проверено 10 апреля 2020 г.
- ^ Мойнихан и Содерлинд, 2009, с. 10
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Венкатеш, Вивек; Подошен, Джеффри С.; Перри, Дэвид; Урбаниак, Кэтрин (28 февраля 2014 г.). «21: От гордости и предубеждения к стыду: многочисленные аспекты блэк-метал-сцены в онлайн-среде и за ее пределами» . В Венкатеше — Вивек; Валлин, Джейсон; Кастро, Хуан Карлос; Льюис, Джейсон Эдвард (ред.). Образовательные, психологические и поведенческие аспекты в нишевых интернет-сообществах . Херши: IGI Global . п. 368. ИСБН 978-1-4666-5207-1 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Кэмпион, Крис (20 февраля 2005 г.). «Крис Кэмпион о самом безумном металле: Mayhem» . Наблюдатель . ISSN 0029-7712 . Проверено 10 апреля 2020 г.
- ^ Хокинс, Стэн; Нильсен, Нина (2020). «Гал — монстр или постмодернистский Прометей? Мужественность, класс и норвежский блэк-метал» . В Педди, Ян (ред.). Справочник Блумсбери по популярной музыке и социальному классу . Лондон: Издательство Блумсбери . п. 193. ИСБН 9781501345388 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Паттерсон, Даял, 2013, с. 151
- ^ Перейти обратно: а б с д Хаген, Росс (27 декабря 2011 г.). «Музыкальный стиль, идеология и мифология норвежского блэк-метала». В Уоллахе, Джереми; Бергер, Харрис М.; Грин, Пол Д. (ред.). Металл правит миром: хэви-метал музыка во всем мире . Дарем, Северная Каролина: Издательство Университета Дьюка . стр. 183-186 . ISBN 978-0-8223-4733-0 .
- ^ О'Хагар, Сэмми (8 ноября 2012 г.). «Сатанинская кровь Фона: Черный Черный Черный Черный № 1» . Метал-отстой . Проверено 8 мая 2013 г.
- ^ Venkatesh; Podoshen; Perri; Urbaniak, 2014, p. 371-372
- ^ Перейти обратно: а б Диксон, Э.Дж. (11 апреля 2019 г.). «Спровоцировала ли норвежская блэк-метал-группа поджоги церкви в Луизиане?» . Роллинг Стоун . Проверено 10 апреля 2020 г.
- ^ Мартин Леданг (режиссер), Пол Осдал (режиссер) (2007). Однажды в Норвегии (кинофильм). Другой мир развлечений.
- ^ Повелители Хаоса , с. 100.
- ^ Повелители Хаоса , с. 94ф.
- ^ Груде, Торстейн (режиссер) (1998). Сатана едет на СМИ (кинофильм). Норвегия: Груде, Торстейн.
- ^ Мойнихан и Содерлинд 2003 , стр. 111.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Розенберг, Эксл (5 января 2017 г.). «Редакционная статья: Относительно заявления Евронимуса о том, что «почти ВСЕ норвежские группы являются более или менее нацистами» » . Метал-отстой . Проверено 10 апреля 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Клиффорд-Наполеоне, Эмбер Р. (24 марта 2015 г.). Странность в хэви-метале: Metal Bent . Абингдон-он-Темз : Рутледж . п. 88. ИСБН 978-1-317-91655-0 .
- ^ Перейти обратно: а б Клиффорд-Наполеоне, Эмбер Р. 2015. с. 88-89
- ^ Перейти обратно: а б Дайк, Кирстен, 2017. с. 59
- ^ «Интервью с Гаалем» . Архивировано из оригинала 16 апреля 2013 года . Проверено 29 августа 2017 г.
- ^ Мойнихан и Содерлинд 2003 , стр. 111, 114
- ^ Повелители Хаоса (издание 2003 г.), с. 125-130.
- ^ Свенсон, Ингрид (2003). «Мойнихан, Родриго». Оксфордское искусство онлайн . Издательство Оксфордского университета. дои : 10.1093/gao/9781884446054.article.t060090 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Хаген, Фредди (12 декабря 2019 г.). «Сейчас правые экстремисты со всего мира собираются на фестиваль в Киеве • POV» . Pov (на датском языке) . Проверено 9 апреля 2020 г.
- ^ Паттерсон, Даял, 2013, с. 367
- ^ Повелители Хаоса (издание 2003 г.), с. 74.
- ^ Траффорд, Саймон; Плюсковский, Алекс (2007). Маршалл, Дэвид В. (ред.). «Суперзвезды Антихриста: Викинги в хард-роке и хэви-метале» . Средневековье для массового рынка: очерки средневековья в массовой культуре . МакФарланд и компания : 64. ISBN. 978-0-7864-2922-6 .
- ^ Перейти обратно: а б Кан-Харрис, Кейт (2011). « Вы из Израиля, и этого достаточно, чтобы ненавидеть вас вечно»: расизм, глобализация и игра на глобальной экстремальной металлической сцене». В Уоллахе, Джереми; Бергер, Харрис М.; Грин, Пол Д. (ред.). Металл правит миром: хэви-метал музыка во всем мире . Дарем, Северная Каролина: Издательство Университета Дьюка. стр. 203 . ISBN 978-0-8223-4733-0 .
- ^ Перейти обратно: а б Тромп, Карлайн (2019). «Апокалипсис сегодня: скандинавские боги и конец нации». В Халинке, Саймоне (ред.). Северные мифы, современные идентичности: национализация северных мифологий с 1800 года . Национальное культивирование культуры. Том. 19. Лейден и Бостон: Издательство Brill . п. 233. ИСБН 978-90-04-39843-6 .
- ^ Venkatesh; Podoshen; Perri; Urbaniak, 2014, p. 379-380
- ^ Дайк, Кирстен (2020). « Они отнимут у нас право первородства»: как музыканты, выступающие за власть белых, внушают страх перед вымиранием белой расы» . В Бойсе, Трэвис Д.; Чунну, Уинсом М. (ред.). Историзация страха: невежество, поношение и прочее . Луисвилл, Колорадо : Университетское издательство Колорадо . п. 113. ИСБН 978-1-64642-003-2 .
- ^ Повелители Хаоса , с. 351.
- ↑ Фронтмен Mayhem говорит, что Варг Викернес «очень вежлив и добр» . Блаббермут.нет . 26 января 2010 г.
- ^ «ThyDoom.com» . ThyDoom.com. Архивировано из оригинала 2 октября 2010 г. Проверено 6 октября 2011 г.
- ^ «BLABBERMOUTH.NET – Фронтмен GORGOROTH откровенен о своей сексуальной ориентации: «Я никогда не скрывал этого » . Roadrunnerrecords.com. Архивировано из оригинала 21 ноября 2011 г. Проверено 10 февраля 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Кан-Харрис, Кейт (2007). Экстрим-метал: музыка и культура на грани . Оксфорд и Нью-Йорк: Издательство Berg Publishers . п. 152. ИСБН 978-1-84520-399-3 .
- ^ «MusicMight :: Исполнители :: Darkthrone» . МузыкаМожет . Архивировано из оригинала 11 августа 2011 года . Проверено 23 сентября 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Зебуб, Билл (2007). Блэк-метал: документальный фильм .
- ^ Бауэр, Чад (nd). «Интервью Фауста — разговор с легендарным блэк-металлическим барабанщиком» . п. 2. Архивировано из оригинала 3 мая 2009 года . Проверено 12 апреля 2020 г.
- ^ Лахденпера, Эса (1995). «Примите звуки мрачного средневекового вампирического блэк-метала...» Убей себя!!! Журнал . № 4. с. 37. Архивировано из оригинала 14 марта 2013 г. Проверено 12 февраля 2023 г.
- ^ Лахденпера, Эса (1995). «Примите звуки мрачного средневекового вампирического блэк-метала...» Убей себя!!! Журнал . № 4. с. 35. Архивировано из оригинала 14 марта 2013 г. Проверено 12 февраля 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б Лахденпера, Эса (1995). «Примите звуки мрачного средневекового вампирического блэк-метала...» Убей себя!!! Журнал . № 4. с. 36. Архивировано из оригинала 14 марта 2013 г. Проверено 12 февраля 2023 г.
- ^ Эосфорос. Шипы (ред.). «Интервью с Майклом Фордом» . Полнолуние Продакшн . Проверено 12 февраля 2023 г.
- ^ Блаженная фиалка. «Чёрные похороны» . Архивировано из оригинала 4 июля 2007 г. Проверено 12 февраля 2023 г.
- ^ Лорды Хаоса , стр. 308–309.
- ^ Терри Деметра: Ofermod . Дыхание Дракона . В: Журнал Unrestrained , вып. 39, с. 74.
- ^ Venkatesh; Podoshen; Perri; Urbaniak, 2014, p. 383
- ^ Нечестивые союзы , с. 277.
- ^ «Актуэлл» . www.berlinonline.de . Архивировано из оригинала 23 июля 2012 года . Проверено 29 августа 2017 г.
- ^ Гудрик-Кларк, с. 204.
- ^ Повелители Хаоса , с. 159.
- ^ Кристе, Ян (2003). Звук зверя: полная история хедбенга в хэви-метале . Нью-Йорк: HarperCollins Publishers Inc., с. 279.
- ^ Перейти обратно: а б БГ (12 августа 2004 г.). «Интервью с Варгом Викернесом» . www.burzum.org . Проверено 29 августа 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б Викернес, Варг. «Как бунтовать на практике II. Архивировано 11 марта 2013 г. в Wayback Machine ». Тулеанская перспектива. 7 марта 2013 г.
- ^ Николас Гудрик-Кларк : Черное солнце: арийские культы, эзотерический нацизм и политика идентичности . Нью-Йоркский Университет Пресс, 2003. с. 206.
- ^ Перейти обратно: а б с Хендрик Мёбус: Национал-социалистический блэк-метал , отражение на Archive.org .
- ^ Перейти обратно: а б Хорсли, Джонатан (13 мая 2013 г.). «ИНТЕРВЬЮ: Автор Дайал Паттерсон о блэк-метале: эволюция культа» . Децибел . Проверено 9 апреля 2020 г.
- ^ Паттерсон, Даял, 2013. с. 362-364
- ^ Дайк, Кирстен, 2016. с. 62
- ^ Паттерсон, Даял, 2013. с. 364
- ^ Перейти обратно: а б Гуннар Зауэрманн: Специальное предложение: Black Metal в США . Черная Америка . В: Metal Hammer Germany , август 2007 г., стр. 88.
- ^ ДеПальма, Т. (9 января 2007 г.). «Из прошлого приходят бури 06» . Хроники Хаоса . Проверено 12 апреля 2020 г.
- ^ "ASGARDSREI 2017 – Absurd, Peste Noire, Goatmoon, Naer Mataron, M8L8TH, Burshtyn (Киев, 16.12.2017) | Militant Zone" . Retrieved 2020-04-08 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Колборн, Майкл (2 января 2020 г.). «Послания из Асгардсрея: Ежегодный украинский неонацистский музыкальный фестиваль» . Беллингкэт . Проверено 8 апреля 2020 г.
- ^ Мойнихан, Колин (19 февраля 2019 г.). «Металл противостоит нацистской проблеме» . Житель Нью-Йорка . Проверено 17 июля 2019 г.
- ^ Stormblast, № 2–3, 1999. Цитируется по: ak - анализ и критика - газета для левых дебатов и практики / № 428 / 8 июля 1999 г. Архивировано 16 апреля 2015 г. на Wayback Machine.
- ^ Перейти обратно: а б «Интервью Der Stürmer, опубликованное в журнале LEGONES» . Проверено 29 августа 2017 г.
- ^ Cercle Non Conforme (22 июля 2014 г.). «La Mesnie Herlequin» английский перевод интервью PESTE NOIRE для Cercle Non Conforme» . Перевод MDL и L'Atrabilaire . Проверено 9 апреля 2020 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Перейти обратно: а б «ak 428: Unheilige Allianz» . www.akweb.de . Архивировано из оригинала 16 апреля 2015 года . Проверено 29 августа 2017 г.
- ^ Стюарт, Гвинед (28 марта 2019 г.). «ОБНОВЛЕНИЕ: Бар DTLA отменяет выступление крайне правой блэк-метал-группы» . Журнал Лос-Анджелеса . Проверено 9 апреля 2020 г.
- ^ Дайк, Кирстен, 2017. стр. 59-60.
- ^ Паттерсон, Даял (25 ноября 2013 г.). Блэк-метал: эволюция культа . Дикий дом. п. 362. ИСБН 978-1-936239-76-4 .
- ↑ Нечестивые союзы, стр. 239.
- ^ По-вьетнамски слово «атеист»
- ^ «Неонацистские музыкальные шоу возвращаются в Европу» . 12 февраля 2024 г.
- ↑ Winter Night Nonstop/Aenaon Skotos Anosion, опубликовано около 2000 года: Frost/Sadorass [Интервью с Садорассом]. Цитируется по: Unheilige Allianzen , с. 202.
- ^ Альманах сцен 1998, стр. 48; Сила в войне, выпуск 4, лето 2003 г., OS: Frost. На интервью ответил Крейсвелгорон. Цитируется по: Нечестивые союзы , с. 202.
- ^ Бичевание, нет. 2, 2001, стр. 29. Цитируется по: Unholy Alliances , с. 203.
- ^ Повелители Хаоса , с. 308.
- ^ Гаммадион, нет. 1, 1997, ОС: Козерог. Цитируется по: Нечестивые Альянсы , с. 241.
- ↑ Нечестивые союзы , стр.280.
- ^ Лорды Хаоса , стр.327
- ^ Перейти обратно: а б Паттерсон, Даял, 2013. с. 365
- ^ "НАС" . Independent.co.uk . Архивировано из оригинала 4 декабря 2008 года . Проверено 29 августа 2017 г.
- ^ «Журнал Децибел» . Архивировано из оригинала 8 февраля 2008 года . Проверено 29 августа 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Колборн, Майкл (12 декабря 2019 г.). «Большинство неонацистских музыкальных фестивалей тщательно охраняются – только не этот в Украине» . Гаарец . Проверено 8 апреля 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Хьюм, Тим (13 декабря 2019 г.). «Фестиваль блэк-метала в Украине на этих выходных станет неонацистским сетевым событием года» . Порок . Проверено 9 апреля 2020 г.
- ^ Колборн, Майкл; Кузьменко, Окесий (04.09.2019). «Хардкорная» российская неонацистская группа, называющая Украину своим домом . Беллингкэт . Проверено 9 апреля 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б Толовий, атаман. «Журнал МЕТАЛЛ ЦЕНТР: новости, галерея, обзоры, интервью и т.д. - 29.08.2017» . www.metalcentre.com . Проверено 29 августа 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б Металлическое Сердце 2/00
- ^ «Интервью с JOTUNSPOR :: Maelstrom :: Выпуск №50» . www.maelstromzine.com . Архивировано из оригинала 29 июля 2017 года . Проверено 29 августа 2017 г.
- ^ «Страница записей Roadrunner не найдена» . Официальный сайт Roadrunner Records . Проверено 29 августа 2017 г.
{{cite web}}
: Cite использует общий заголовок ( справка ) - ^ «Ютуб» . www.youtube.com . Архивировано из оригинала 30 октября 2013 г. Проверено 29 августа 2017 г.
- ^ «Политические заявления Защитника (Вызова)» . Архивировано из оригинала 30 июня 2012 года . Проверено 29 августа 2017 г.
- ^ Doomsdayzach: Watain - Эрик Дэниелссон (первый). Архивировано 24 октября 2008 г. в Wayback Machine , 24 июля 2007 г., доступ осуществлен 31 марта 2013 г.
- ^ Зоргдрагер, Брэдли (29 марта 2018 г.). «Ватайн обращается к своей идеологии после разногласий по поводу нацистских приветствий» . Восклицайте! . Проверено 10 апреля 2020 г.
- ↑ Рональд Зиглер: Товарный блуд , по состоянию на 31 марта 2013 г.
- ^ Олсон 2008 , с. 123.
- ↑ Томас Легро: Craft. Архивировано 9 июня 2016 г. на Wayback Machine , по состоянию на 31 марта 2013 г.
- ^ Мюльманн, Вольф-Рюдигер: Правая бахрома из черного металла . В: Rock Hard , No. 241, июнь 2007 г., стр. 58–61.
- ^ Нечестивые союзы , с. 290. ISBN 3-89771-817-0
- ^ Даркен, Роб. «ГРЕЙВЛЕНД — НЕ НСБМ!» . www.graveland.org . Проверено 24 сентября 2017 г.
- ^ Весин, Франсуа (29 мая 2015 г.). «Акица -« великие тираны »: интервью об их истории, чистоте блэк-метала и подавлении слухов о NSBM» . Порок . Проверено 9 апреля 2020 г.
- ^ «А также человек, обладающий многогранностью... — Nokturnal Mortum» . Facebook.com . Архивировано из оригинала 26 февраля 2022 г. Проверено 22 марта 2020 г.
- ^ «В ответ на нашу статью Spotify удаляет неонацистские группы ненависти» . Digitalmusicnews.com . 16 августа 2017 года . Проверено 12 февраля 2022 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]Английский
[ редактировать ]- Николас Гудрик-Кларк : Белый шум и блэк-метал в: Черное солнце: арийские культы, эзотерический нацизм и политика идентичности (S. 193–213). Издательство Нью-Йоркского университета, 2002 г., ISBN 0-8147-3124-4
- Маттиас Гарделл : Слава Локи! Слава Сатане! Слава Гитлеру! Дарксайд Асатру, сатанизм и оккультный национал-социализм в: Боги крови: языческое возрождение и белый сепаратизм . (стр. 284–324). Издательство Университета Дьюка, 2003 г., ISBN 0-8223-3071-7
- Мойнихан, Майкл ; Содерлинд, Дидрик (2003) [1998]. Повелители Хаоса: Кровавый подъем сатанинского метал-андеграунда (переработанное и расширенное издание). Дикий дом.
- Олсон, Бенджамин Хедж (май 2008 г.). Я — черные волшебники: множественность, мистика и идентичность в блэк-метал-музыке и культуре . Государственный университет Боулинг-Грин. Архивировано из оригинала 11 апреля 2020 г. Проверено 11 апреля 2020 г.
немецкий
[ редактировать ]- Кристиан Дорнбуш, Ханс-Петер Киллгусс: Нечестивые союзы. Блэк-метал между сатанизмом, язычеством и неонацизмом . Мюнстер, Unrast Verlag, 2005 г., ISBN 3-89771-817-0
- Йоханнес Ломанн, Ханс Вандерс: Ученики Эволы и воины Одина — крайне правые идеологии на сцене дарквейва и блэк-метала в: Кристиан Дорнбуш, Ян Раабе: RechtsRock — подведение итогов и контрстратегии . (стр. 287–311) Гамбург/Мюнстер, Unrast Verlag, 2002 г., ISBN 3-89771-808-1 .