Jump to content

Лидия

Координаты : 40 ° с.ш. 30 ° в.д.  /  40 ° с.ш. 30 ° в.д.  / 40; 30
(Перенаправлено из Королевства Лидия )

Королевство Лидия
?–546 г. до н. э.
Карта Лидийского царства в последний период его суверенитета при Крезе, ок. 547 г. до н.э.
Карта Лидийского царства в последний период его суверенитета при Крезе , ок. 547 г. до н.э.
Капитал Сарды
Общие языки лидийский
Религия
Лидийская религия
Правительство Монархия
Короли [а]  
• 680–644 гг. до н.э.
Гигес
• 644–637 гг. до н.э.
Ардис
• 637–635 гг. до н.э.
Sadyattes
• 635–585 гг. до н.э.
Аляттес
• 585–546 гг. до н. э.
Крез
Историческая эпоха Железный век
До 800 г. до н.э.
670–630-е гг. до н.э.
612–600 до н.э.
590–585 до н.э.
546 г. до н.э.
Валюта Перекрещенный
Предшественник
Преемник
хетты
Фригия
Киммерийцы
Трери
Ионическая лига
Империя Ахеменидов

Лидия ( древнегреческий : Λυδία , латинизированный : Lūdia ; латынь : Lşdia ) была железного века королевством , расположенным на западе Малой Азии , на территории современной Турции . Позже он стал важной провинцией империи Ахеменидов , а затем и Римской империи . Ее столицей были Сарды .

В какой-то момент до 800 г. до н.э. лидийский народ достиг некоторой политической сплоченности и к 600-м гг. до н.э. существовал как независимое королевство. В наибольшей степени, в VII веке до нашей эры, он охватывал всю западную Анатолию . В 546 году до нашей эры он стал сатрапией Империи Ахеменидов , известной как Спарда на древнеперсидском языке . В 133 году до нашей эры он стал частью римской провинции Азия .

Лидийские монеты из серебра являются одними из старейших из существующих и датируются примерно VII веком до нашей эры. [1] [2]

География

[ редактировать ]
Храм Артемиды в Сардисе , столице Лидии.
Триполис на Меандре — древний лидийский город в Турции.
Река Бююк Мендерес, также известная как Меандр, — река в Лидии.

Лидия обычно расположена к востоку от древней Ионии в современных западных турецких провинциях Ушак , Маниса и внутренний Измир . [3]

Границы исторической Лидии менялись на протяжении веков. Сначала оно было ограничено Мисией , Карией , Фригией и прибрежной Ионией . Позднее военная мощь Алиатта и Креза расширила Лидию, которая со столицей в Сардисах контролировала всю Малую Азию к западу от реки Галис, кроме Ликии . После персидского завоевания река Меандр считалась его южной границей, а во времена Римской империи Лидия включала страну между Мисией и Карией с одной стороны и Фригией и Эгейским морем с другой.

Лидийский язык был индоевропейским языком. [4] в анатолийской языковой семье , родственной лувийскому [5] и хеттский . Из-за фрагментарной аттестации значения многих слов неизвестны, но большая часть грамматики определена. Подобно другим анатолийским языкам, в нем широко использовались префиксы и грамматические частицы для объединения предложений. [6] Лидиан также перенес обширный обморок , что привело к многочисленным группам согласных, нетипичным для большинства индоевропейских языков. Лидийский язык окончательно вымер в I веке до нашей эры.

Лидийский язык обычно не относят к лювийской подгруппе, в отличие от других близлежащих анатолийских языков лувийского , карийского и ликийского . [7]

Происхождение

[ редактировать ]

Ранняя история Лидии остается окутанной мраком. В эпоху поздней бронзы (1600–1200 гг. до н.э.) территория, которая позже стала Лидией, пересекалась с двумя королевствами под названием Мира и Шеха , которые сами были частью более широкого политического образования под названием Арзава . [8] Как и другие земли Арзавы, эти королевства имели бурные отношения с Хеттской империей , выступая в разные моменты времени как союзники, враги и вассалы. [9]

Примерно к 800 г. до н.э. лидийский народ, по-видимому, утвердился в своем присутствии и достиг некоторой степени политической сплоченности. Однако точные даты и события определить невозможно из-за отсутствия современных письменных источников. Единственное убедительное свидетельство этого раннего периода получено из археологических раскопок в Сардах. Хотя некоторые литературные источники предполагают существование двух ранних лидийских династий, а именно дома Атиса , в честь сына которого Лида предположительно были названы лидийцы, и Гераклидов, которые предположительно правили в течение двадцати двух поколений до 685 г. мифологии и не имеют исторической достоверности. [10]

Королевство Лидия

[ редактировать ]

Лидия была независимым королевством с неизвестного времени до 546 г. до н.э.

Кандаулес

[ редактировать ]

По мнению Геродота, одним из потомков Лида был Иардан , у которого Геракл одно время состоял на службе . У Геракла был роман с одной из рабынь Иардана, и их сын Алкей был первым из династии Гераклидов, который, как говорят, правил Лидией в течение 22 поколений, начиная с Агрона . [11] [ нужен неосновной источник ] В 8 веке до нашей эры Мелес стал 21-м и предпоследним царем Гераклидов, а последним был его сын Кандавл (умер около 687 г. до н.э.). [12] [13]

Империя Мермнад (680-546 до н.э.)

[ редактировать ]
Табличка Гигеса, Британский музей

Гигес — первый царь, существование которого подтверждается современными записями. [8] Согласно полумифическим рассказам о его правлении, он был сыном человека по имени Даскил и пришел к власти, свергнув короля Кандавла с помощью карийского принца из Миласы по имени Арселис. [14] [15] Приход Гигеса к власти произошел в контексте периода беспорядков после вторжения киммерийцев , кочевого народа из понтийских степей , вторгшегося в Западную Азию , которые около 675 г. до н.э. уничтожили предыдущую крупную державу в Анатолии, Фригийское королевство. [16]

Гиг воспользовался вакуумом власти, созданным киммерийскими вторжениями, чтобы консолидировать свое царство и сделать его военной державой. Он связался с неоассирийским двором, отправив дипломатов в Ниневию за помощью в борьбе с киммерийскими вторжениями. [17] и он напал на ионийские греческие города Милет , Смирну и Колофон . [16] Обширные союзы Гигеса с карийскими династами позволили ему нанять карийских и ионийских греческих солдат для отправки за границу на помощь египетскому царю Псамтику I из города Саиса , с которым он установил контакты около 662 г. до н. э. С помощью этих вооруженных сил Псамтик I объединил Египет под своей властью после устранения одиннадцати других царей, с которыми он совместно правил Нижним Египтом . [14] [18] [17] [19]

В 644 году до нашей эры Лидия столкнулась с третьим нападением киммерийцев во главе с их царем Лигдамисом . На этот раз лидийцы были разбиты, Сардис разграблен, а Гиг убит. [18] [17]

Ardys and Sadyattes
[ редактировать ]

Гигеса сменил его сын Ардис , который возобновил дипломатическую деятельность с Ассирией и также должен был столкнуться с киммерийцами. [18] [17] Ардис напал на ионический греческий город Милет и сумел захватить город Приену , после чего Приена оставалась под прямым управлением Лидийского царства до его конца. [20] [21]

Правление Ардиса было недолгим. [22] а в 637 г. до н. э., то есть в седьмой год правления Ардиса, фракийское племя Тререс , мигрировавшее через фракийский Боспор и вторгшееся в Анатолию , [23] под своим царем Кобосом и в союзе с киммерийцами и ликийцами напали на Лидию. [17] Они снова разгромили лидийцев и во второй раз разграбили лидийскую столицу Сарды , за исключением ее цитадели. Вполне вероятно, что Ардис был убит во время нападения киммерийцев. [22] [24]

Ардису наследовал его сын Садьятес, правление которого было еще более недолгим. [22] Садьят умер в 635 г. до н.э., и возможно, что, как и его дед Гигес, а может быть, и его отец Ардис, он погиб, сражаясь с киммерийцами . [22]

В 635 г. до н.э., в условиях крайнего хаоса, Садьятту наследовал его сын Алиатт , который превратил Лидию в могущественную империю. [25] [22]

Вскоре после вознесения Алиатта и в начале его правления, с одобрения ассирийцев. [26] и в союзе с лидийцами, [27] скифы . под предводительством своего царя Мадея вошли в Анатолию, изгнали треров из Малой Азии и разбили киммерийцев так, что они больше не представляли угрозы, после чего скифы распространили свое господство на Центральную Анатолию [28] пока они сами не были изгнаны мидянами из Западной Азии в 590-х годах до нашей эры. [17] Это окончательное поражение киммерийцев было осуществлено совместными силами Мадея, которому Страбон приписывает изгнание треров и киммерийцев из Малой Азии, и Алиатта, который, как утверждают Геродот и Полиэн , окончательно победил киммерийцев. [29] [30]

Могила Аляттеса.

Алиатт повернулся к Фригии на востоке, где лидийское правление распространилось на восток до Фригии. [31] Алиатт продолжал свою экспансионистскую политику на востоке, и из всех народов к западу от реки Галис, которыми, по утверждению Геродота, правил преемник Алиатта Крез, - лидийцы , фригийцы , мизийцы , мариандины , халибы , пафлагонцы , фини и вифины , фракийцы , карийцы , Ионийцы , дорийцы , эолийцы и памфилийцы — вполне вероятно, что часть этих популяций уже была завоевана при Алиатте, и не исключено, что лидийцы могли подчинить себе Ликию, учитывая, что ликийское побережье было бы важно для Лидийцы, потому что они находились недалеко от торгового пути, соединяющего Эгейский регион, Левант и Кипр . [31] [32]

Бин Тепе Королевский погребальный курган (гробница Алиатта, отца Креза), Лидия, VI век до н.э.
Границы Лидии во времена правления Креза

Восточные завоевания Алиатта привели Лидийскую империю к конфликту в 590-х годах до нашей эры с Мидянами . [33] и война, вспыхнувшая между Мидийской и Лидийской империями в 590 г. до н. э., которая велась в восточной Анатолии, продолжалась пять лет, пока в 585 г. до н. э. не произошло солнечное затмение во время битвы (отсюда и названной «Битвой затмения») против лидийской и мидийской армий. , что обе стороны интерпретировали как предзнаменование окончания войны. Вавилонский царь Навуходоносор II и царь Сиеннесис Киликии Астиага выступили посредниками в заключенном мирном договоре, который был скреплен браком сына мидийского царя Киаксара с дочерью Алиатта Ариенисом , а также возможной свадьбой дочери Киаксара с либо Алиаттом. или с его сыном Крезом. [34] [35] [31] [36]

Портрет Креза , последнего царя Лидии, аттическая краснофигурная амфора, написанная ок. 500–490 до н.э.

Алияттес умер вскоре после битвы при затмении, в 585 году до нашей эры. [22] после чего Лидия столкнулась с борьбой за власть между его сыном Панталеоном, рожденным от гречанки, и другим его сыном Крезом , рожденным от карийской дворянки, из которой последний вышел победителем. [37]

Крез поставил Карию под прямой контроль Лидийской империи. [21] и он подчинил себе всю материковую Ионию , Эолиду и Дориду , но отказался от своих планов присоединения греческих городов-государств на островах Эгейского моря и вместо этого заключил с ними договоры о дружбе, которые могли бы помочь ему участвовать в прибыльную торговлю эгейские греки вели с Египтом в Навкратиде . [21] По словам Геродота, Крез правил всеми народами к западу от реки Галис, хотя фактическая граница его царства проходила дальше к востоку от Галиса, в неопределенной точке в восточной Анатолии. [34] [35] [31] [38] [39]

Крез продолжил дружеские отношения с мидянами, заключенные между его отцом Алиаттом и мидийским царем Киаксаром , и эти хорошие отношения с мидянами он продолжил после того, как стал преемником Алиатта, а Астиаг сменил Киаксара. [31] И при правлении Креза Лидия продолжила хорошие отношения, начатые Гигом, с Саитским египетским царством, которым тогда правил фараон Амасис II . [31] установил торговые и дипломатические отношения с нововавилонской империей Набонида Крез также , [31] и он еще больше расширил свои контакты с греками на европейском континенте, установив отношения с городом-государством Спарта . [21]

В 550 году до нашей эры зять Креза, мидийский царь Астиаг, был свергнут собственным внуком, персидским царем Киром Великим , [31] и Крез ответил нападением на Птерию , столицу фригийского государства, вассала лидийцев, которые могли попытаться заявить о своей верности новой Персидской империи Кира. Кир в ответ вторгся в Каппадокию и победил лидийцев в битве при Птерии , а затем снова при Тимбре, прежде чем осадить и захватить лидийскую столицу Сард , тем самым положив конец правлению династии Мермнадов и Лидийской империи. Лидия никогда не восстановит свою независимость и останется частью различных сменяющих друг друга империй. [31]

Хотя даты битв при Птерии и Тимбре и конца Лидийской империи традиционно относят к 547 г. до н. э., [40] более поздние оценки предполагают, что хронологически ненадежный рассказ Геродота о падении Лидии означает, что в настоящее время нет способов датировать конец Лидийского царства; теоретически это могло произойти даже после падения Вавилона в 539 г. до н.э. [40] [41]

Персидская империя

[ редактировать ]
Лидия, включая Ионию, во времена империи Ахеменидов.
Гробница Ксеркса I , лидийского солдата армии Ахеменидов , около 480 г. до н.э.

В 547 г. до н.э. лидийский царь Крез осадил и захватил персидский город Птерию в Каппадокии и поработил его жителей. Персидский царь Кир Великий выступил со своим войском против лидийцев. Битва при Птерии привела к тупику, вынудив лидийцев отступить в свою столицу Сарды. Несколько месяцев спустя персидские и лидийские цари встретились в битве при Тимбре . Кир победил и захватил столицу Сарды к 546 г. до н.э. [42] Лидия стала провинцией ( сатрапией ) Персидской империи.

Эллинистическая империя

[ редактировать ]

Лидия оставалась сатрапией после завоевания Персии македонским царем Александром III (Великим) Македонского .

Когда империя Александра распалась после его смерти, Лидией владела крупнейшая азиатская династия диадохов, Селевкиды , а когда она не смогла удержать свою территорию в Малой Азии, Лидия была приобретена династией Атталидов из Пергама . Ее последний король избежал грабежей и опустошений римской завоевательной войны, оставив королевство по завещанию Римской империи .

Римская провинция Азии

[ редактировать ]
Римская провинция Азии
Фотография карты XV века с изображением Лидии.

Когда римляне вошли в столицу Сарды в 133 г. до н.э., Лидия, как и другие западные части наследия Атталидов, вошла в состав провинции Азия , очень богатой римской провинции , достойной наместника с высоким рангом проконсула . Весь запад Малой Азии очень рано имел еврейские колонии, и вскоре там появилось и христианство. В Деяниях Апостолов 16:14–15 упоминается крещение купчихи по имени «Лидия» из Фиатиры , известной как Лидия Фиатирская , на территории бывшей сатрапии Лидии. Христианство быстро распространилось в III веке нашей эры на базе соседнего Эфесского экзархата.

Римская провинция Лидия

[ редактировать ]
Лидия около 50 г. н. э.

В ходе реформы тетрархии императора Диоклетиана в 296 году нашей эры Лидия была возрождена как название отдельной римской провинции, намного меньшей, чем бывшая сатрапия, со столицей в Сардисе.

Вместе с провинциями Кария , Геллеспонт , Ликия , Памфилия , Фригия прима и Фригия секунда , Писидия (все в современной Турции) и Инсулы ( Ионические острова , в основном в современной Греции) она образовала епархию (под викарием ) Азиатскую. , входившая в состав преторианской префектуры Ориенс вместе с епархиями Понтиана (большая часть остальной части Малой Азии), собственно Ориенс (в основном Сирия), Египта (Египет) и Фракии (на Балканах, примерно Болгария).

Византийская (и крестоносная) эпоха

[ редактировать ]

При византийском императоре Ираклии (610–641) Лидия вошла в состав Анатоликона , одной из первоначальных фемат , а позднее и Фракесиона . Хотя турки-сельджуки завоевали большую часть остальной Анатолии, образовав султанат Иконион (Конья), Лидия оставалась частью Византийской империи. В то время как венецианцы оккупировали Константинополь и Грецию в результате Четвертого крестового похода оставалась частью византийского государства под названием Никейская империя, базирующегося в Никее , Лидия до 1261 года .

Под турецким правлением

[ редактировать ]

В конце концов Лидия была захвачена турецкими бейликами , которые все были поглощены Османским государством в 1390 году. Эта территория стала частью Османского вилайета Айдин ( провинция ) и сейчас находится на территории современной Турецкой республики .

Наследие

[ редактировать ]

Первая чеканка

[ редактировать ]
Лидийская монета из электрума начала VI века до н. э. (номинал в одну треть статера).

По словам Геродота , лидийцы были первыми людьми, которые начали использовать золотые и серебряные монеты , и первыми, кто открыл розничные магазины на постоянных местах. [43] Неизвестно, однако, имел ли в виду Геродот, что лидийцы первыми стали использовать монеты из чистого золота и чистого серебра или вообще первые монеты из драгоценных металлов. [44] Несмотря на эту двусмысленность, это заявление Геродота является одним из наиболее часто приводимых доказательств в пользу того, что лидийцы изобрели чеканку монет, по крайней мере, на Западе, хотя первые монеты (при Алиатте I , царствовавшие около 591–591 гг. 560 г. до н.э.) были не золотом и серебром, а сплавом этих двух металлов, называемым электрумом . [45]

Датировка этих первых чеканных монет является одной из наиболее часто обсуждаемых тем древней нумизматики. [46] с датами от 700 г. до н.э. по 550 г. до н.э., но наиболее распространено мнение, что они были отчеканены в начале правления короля Алиатта (иногда его неправильно называют Алиаттом II) или почти в начале его правления. [47] [48] Первые монеты были изготовлены из электрума , сплава золота и серебра, который встречается в природе, но был еще больше испорчен лидийцами добавлением серебра и меди. [49]

Крестовые походы
Золотая Крезида, отчеканенная царем Крезом около 561–546 гг. до н.э. (10,7 грамм, Сардисская мята).
Серебряная Крозеида, отчеканенная царем Крезом, около 560–546 гг. до н.э. (10,7 грамм, сардийский монетный двор)
Золотые и серебряные Крозеиды образовали первую в мире биметаллическую денежную систему около 550 г. до н.э. [50]

Самые крупные из этих монет обычно называют номиналом 1/3 статера ( банально ) и весят около 4,7 грамма, хотя полных статеров этого типа никогда не было обнаружено, и, вероятно, правильнее было бы называть статер 1/3. как статер, по типу поперечно удерживаемых весов, гири, используемые в таких весах (от древнегреческого ίστημι = стоять), что также означает «стандарт». [51] На этих монетах была отштампована голова льва, украшенная, вероятно, солнечными лучами, которые были символом короля. [52] Самым плодовитым монетным двором для ранних монет из электрума был Сардис, который производил большое количество третей, шестых и двенадцатых частей головы льва, а также фрагментов львиной лапы. [53] В дополнение к самому крупному номиналу были изготовлены дроби, в том числе гекта (шестая), гемигекта (двенадцатая) и так далее до 96-й, при этом статер 1/96 весил всего около 0,15 грамма. Однако существуют разногласия по поводу того, действительно ли дроби ниже двенадцатой являются лидийскими. [54]

Сыном Алиатта был Крез (правил около 560–546 гг. До н. э.), который стал связан с огромным богатством. Крезу приписывают выпуск Croeseid , первых настоящих золотых монет стандартизованной чистоты для общего обращения. [50] и первая в мире биметаллическая денежная система около 550 г. до н.э. [50]

Прошло некоторое время, прежде чем древние монеты стали использовать для коммерции и торговли. Даже самые мелкие монеты из электрума, стоившие, возможно, около дневного прожиточного минимума, были бы слишком ценны для покупки буханки хлеба. [55] Первыми монетами, которые стали использоваться для розничной торговли в крупных масштабах, были, вероятно, мелкие серебряные фракции, гемиоболы, древнегреческие монеты, отчеканенные в Киме (Эолиде) при Гермодике II , а затем ионийскими греками в конце шестого века до нашей эры. [56]

Сардис был известен как красивый город. Около 550 г. до н.э., ближе к началу своего правления, Крез оплатил строительство храма Артемиды в Эфесе , который стал одним из семи чудес древнего мира . Крез потерпел поражение в битве от Кира II Персидского в 546 г. до н.э., при этом Лидийское царство потеряло свою автономию и стало персидской сатрапией .

В греческой мифологии

[ редактировать ]

Для греков Тантал был исконным правителем мифической Лидии, а Ниоба — его гордой дочерью; ее муж Амфион связывал Лидию с Фивами в Греции, а через Пелопса линия Тантала была частью основополагающих мифов Микен второй династии . (Ссылаясь на миф о Беллерофонте , Карл Кереньи заметил в «Героях греков» , 1959, стр. 83. «Поскольку Ликия была таким образом связана с Критом , и как личность Пелопса , герой Олимпии, связывал Лидию с еще одну азиатскую страну, а точнее две, Ликию и Карию царством Пелопоннес, так Беллерофонт соединил с Аргосским ».)

Река Пактол , из которой Лидия получила электрум , соединение серебра и золота.

В греческом мифе Лидия также использовала символ двойного топора, который также встречается в микенской цивилизации, — лабрис . [57] Омфала , дочь реки Иардан, была правительницей Лидии, которой Геракл должен был какое-то время служить. Его приключения в Лидии — это приключения греческого героя в периферийной и чужой стране: во время своего пребывания Геракл поработил итонов; убил Силеуса, заставившего прохожих мотычью его виноградник; убил змея реки Сангариос (который появляется на небесах как созвездие Змееносца ) [58] и поймал обезьяньих обманщиков Церкопов . В отчетах говорится по крайней мере об одном сыне Геракла, который родился либо от Омфалы, либо от рабыни: Геродот ( «История» , I. 7) говорит, что именно Алкей положил начало линии лидийских Гераклид , которая закончилась смертью Кандавла ок. 687 г. до н.э. Диодор Сицилийский (4.31.8) и Овидий ( Героидес 9.54) упоминают сына по имени Ламос, тогда как псевдо-Аполлодор ( Библиотека 2.7.8) дает имя Агелай, а Павсаний (2.21.3) называет Тирсена сыном Геракла « Лидийская женщина». Все три героических предка указывают на лидийскую династию, утверждавшую своим предком Геракла. Геродот (1.7) относится к династии царей Гераклидов, которые правили Лидией, но, возможно, не были потомками Омфалы. Он также упоминает (1.94) легенду о том, что этрусская цивилизация была основана колонистами из Лидии во главе с Тирреном , братом Лида. Дионисий Галикарнасский скептически отнесся к этой истории, указав, что этрусский язык и обычаи, как известно, совершенно не похожи на лидийские. Кроме того, не была известна история «лидийского» происхождения этрусков. Ксанф Лидийский , знаток истории лидийцев. [59]

Более поздние хронологи проигнорировали утверждение Геродота о том, что Агрон был первым Гераклидом, ставшим царем, и включили его непосредственных предков Алкея, Бела и Нина в свой список царей Лидии. Страбон (5.2.2) называет Атиса, отца Лида и Тиррена, потомком Геракла и Омфалы, но это противоречит практически всем другим сообщениям, в которых Атис, Лид и Тиррен упоминаются среди царей и князей Лидии до Гераклида. что залежи золота в реке Пактол , которые были источником пресловутого богатства Креза (последнего царя Лидии), остались там, когда легендарный царь Мидас Фригии Говорят , смыл «прикосновение Мидаса» в своих водах.В Еврипида « трагедии Вакханки » Дионис , сохраняя человеческий облик, объявляет своей страной Лидию. [60]

лидийцы, тирренцы и этруски

[ редактировать ]

Отношения между этрусками северной и центральной Италии и лидийцами долгое время были предметом предположений. Греческий историк Геродот считал, что этруски пришли из Лидии, но Дионисий Галикарнасский , историк I века до нашей эры, утверждал, что этруски были коренными жителями Италии и не имели отношения к лидийцам. [61] Дионисий отметил, что историк V века Ксанф Лидийский , который считался важным источником и авторитетом по истории Лидии, никогда не связывал этрусков с Лидией и не упоминал Тиррена как лидийского правителя. [61]

В современной науке этрускологи в подавляющем большинстве поддерживают коренное происхождение этрусков. [62] [63] отвергая рассказ Геродота как основанный на ошибочной этимологии. [64] Майкл Грант утверждает, что этруски, возможно, распространяли этот рассказ, чтобы облегчить свою торговлю в Малой Азии, когда многие города Малой Азии и сами этруски находились в состоянии войны с греками. [65] Французский ученый Доминик Брикель утверждает, что «история об исходе из Лидии в Италию была преднамеренной политической выдумкой, созданной в эллинизированной среде двора Сард в начале VI века до нашей эры». [66] [67] В конечном счете, эти сообщения греческих авторов об этрусском происхождении являются лишь выражением образа, который союзники или противники этрусков хотели обнародовать, и не должны считаться историческими. [68]

Археологические данные не подтверждают идею миграции лидийцев в Этрурию. [62] [63] Самая ранняя фаза этрусской цивилизации, виллановская культура , возникла около 900 г. до н. э. [69] [70] [71] [72] [73] которая сама развилась из предыдущей протовилланова культуры Италии позднего бронзового века . [74] Эта культура не имеет никаких связей с Малой Азией или Ближним Востоком. [75] Лингвисты определили этрусский язык в множестве надписей на острове Лемнос в Эгейском море. Поскольку этрусский язык был доиндоевропейским языком , а не ни индоевропейским, ни семитским, [76] Этрусский язык не был родственным лидийскому языку , входившему в анатолийскую ветвь индоевропейских языков. [76] Вместо этого этрусский язык считается частью доиндоевропейской тирренской языковой семьи , наряду с лемнийским и ретским языком . [77]

Генетическое исследование 2013 года показало, что материнские линии западных анатолийцев и современных тосканцев были в значительной степени разделены на протяжении 5000–10 000 лет, при этом этрусская мтДНК очень напоминала современных тосканцев и неолитическое Центральной Европы население . Это предполагает, что этруски произошли от виллановской культуры . [78] [79] указывая на их коренные корни и на связь между Этрурией, современной Тосканой и Лидией, восходящую к периоду неолита во время миграции ранних европейских фермеров из Анатолии в Европу. [78] [79] Генетическое исследование 2019 года показало, что этруски (900–600 до н. э.) и латиняне (900–500 до н. э.) из Latium vetus имели генетическое сходство, при этом обе группы имели смесь предков медного века на две трети и предков, связанных со Степью . Это исследование также предположило коренное происхождение этрусков, несмотря на их доиндоевропейский язык. [80]

Исследование 2021 года подтвердило эти результаты, показав, что этруски и латиняне железного века имели схожие генетические профили и были частью европейского кластера. Этрусская ДНК полностью отсутствовала, что свидетельствует о недавнем смешении с Анатолией и Восточным Средиземноморьем. Этруски демонстрировали смесь WHG, EEF и степного происхождения, при этом 75% мужчин принадлежали к R1b , а наиболее распространенной гаплогруппой митохондриальной ДНК была H. гаплогруппе [81]

Культура и общество

[ редактировать ]

Ранняя лидийская религия

[ редактировать ]

Лидийцы в ранней античности придерживались религии, которая остается лишь незначительно засвидетельствованной из-за того, что известные источники, освещающие ее, имеют в основном греческое происхождение, в то время как лидийские надписи, касающиеся религии, немногочисленны. [82] и не обнаружено лидийского корпуса ритуальных текстов, подобного хеттским ритуальным табличкам. [83]

Несмотря на небольшой размер записанного лидийского корпуса, различные надписи, относящиеся к религии, датируются ок. 650 до ок. 330–325 гг. до н. э. , охватывая, таким образом, период, начинающийся с основания династии Мермнад при Гигее и заканчивающийся последствиями македонского завоевания при Александре III и началом эллинистического периода. [84] Судя по ограниченным данным, лидийские религиозные практики были сосредоточены на плодородии природы, как это было распространено среди древних обществ, которые зависели от успешной обработки земли. [83]

Ранняя лидийская религия демонстрировала тесную связь с анатолийскими , а также греческими традициями. [82] и его пантеон состоял из местных лидийских божеств, которые были отражением более ранних эгейско-балканских божеств, а также анатолийских божеств, последние из которых играли меньшую роль. [85]

Хотя Лидия была завоевана Империей Ахеменидов в ок. 547 г. до н.э. местные лидийские традиции не были уничтожены персидским правлением, и большинство лидийских надписей было написано в этот период. [86]

Лидийская религия носила политеистический характер и состояла из ряда божеств: [82]

  • В отличие от традиционно анатолийских пантеонов, но, как и фригийского , лидийский пантеон возглавляла богиня Артим ( 𐤠𐤭𐤯𐤦𐤪𐤰𐤮 ), которая была божеством дикой природы, а также лидийским вариантом более ранней эгейско-балканской богини, другие рефлексы которой включали греческий Артемида ( Αρτεμις ) [87] и фригийская Артимида: [88] Артим - наиболее хорошо засвидетельствованное лидийское божество как в лидийском корпусе, так и археологически; [89] [90]
  • Личность фигуры КаХдана или КаХияна ( 𐤲𐤷𐤣𐤵𐤫𐤮 ) до сих пор неясна и по-разному интерпретируется как лидийский царь богов, [87] или бог Луны, который был главным мужским божеством лидийского пантеона и супругой Артимуса, [91] или лидийский эквивалент греческого бога Аполлона ( Аполлон ), [92] или высокий статус или королевский титул; [92]
  • лидийским эквивалентом греческого бога Зевса ( Ζευς ) и фригийского бога Тивса был Льюс ( 𐤩𐤤𐤥𐤮 ) или Лефс ( 𐤩𐤤𐤱𐤮 ): [87] [91] В отличие от анатолийского бога бури Тархунтаса , Льюс играл менее заметную роль в лидийской религии. [91] хотя его роль как вызывателя дождя соответствовала традиции анатолийского Таркунтаса; [93]
  • богиня Ламетрус ( 𐤩𐤠𐤪𐤶𐤯𐤭𐤰𐤮 ) была лидийским рефлексом более ранней эгейско-балканской богини, чьей греческой версией была Деметер ( Δημητηρ ); [87] [91]
  • бог безумия Пакиш ( 𐤡𐤠𐤨𐤦𐤳 ), которому совершался оргиастический культ , также был лидийским вариантом древнего эгейско-балканского бога, чьим греческим рефлексом был Бакхос ( Βακχος ); [87] [91]
  • богиня Куфавс ( 𐤨𐤰𐤱𐤠𐤥𐤮 ) или Кувавс ( 𐤨𐤰𐤥𐤠𐤥𐤮 ), называемая греками Кубебе ( Κυβηβη ), [94] [95] был молодым [96] богиня божественного безумия , [97] а также выдающееся лидийское божество, владеющее важным храмом в Сардах; [98] [99]
  • существование богини Коре ( Κορη праздник Хрисантины ( Χρυσανθινα ), ) засвидетельствовано только в эллинистический и римский периоды, когда в Сардисе в ее честь отмечался [83] и у нее, по-видимому, были некоторые вегетативные аспекты; [83]
  • бог Сантас ( 𐤮𐤵𐤫𐤯𐤠𐤮 ), чье имя соответствует имени лувийских Шанд ( 𔖶𔖖𔗎𔗏𔑶𔑯𔗔𔖶 ), [100] могла быть супругой Куфавса; [88]
    • Сантаса сопровождали несколько меньших демоноподобных фигур, называемых Маривдас ( 𐤪𐤠𐤭𐤦𐤥𐤣𐤠𐤮 ), [87] [91] которые были лидийским эквивалентом божеств, засвидетельствованных в иероглифических лувийских надписях как Марвайнци ( 𔖖𔗎𔗏𔘅𔖱𔗬𔓯𔖩𔓯𔖶 ); [101]
  • богиня МаХиш ( 𐤪𐤠𐤷𐤦𐤳 ), которая соответствовала анатолийской богине Малии , засвидетельствованной на хеттском языке как Малия ( 𒀭𒈠𒀀𒇷𒅀 ) и ликийском как Малия ( 𐊎𐊀𐊍𐊆𐊊𐊀 ), [102] [103] имел растительный аспект, [83] будучи богиней растительности, особенно вина и кукурузы. [103]

Из-за отсутствия доказательств об организации лидийских культов мало что известно. [104]

Из-за скудных свидетельств существования лидийских религиозных пространств мало что известно об их формах, размерах, управлении и расположении: [104] Лидийские культовые пространства варьировались от небольших культовых сооружений до престижных храмов государственного культа, которые также играли политическую роль. [104] хотя свидетельства о них датируются периодом после окончания независимости Лидии, [82] в то время как представители Лидийской империи известны в первую очередь из греческой литературы, а не из археологических свидетельств. [86]

В ранней лидийской религии было по крайней мере три культовых служителя, в том числе: [105]

  • кавес ( 𐤨𐤠𐤥𐤤𐤮 ), которые были жрецами и жрицами;
  • шивараХми- ( 𐤳𐤦𐤥𐤭𐤠𐤷𐤪𐤦- ), которые были причастны к культу Артимуса;
  • Armτas ( 𐤠𐤭𐤪𐤴𐤠𐤮 ), которые могли быть пророками.

Помимо этих клерикальных должностей, религиозная роль царей среди других анатолийских народов предполагает, что лидийские цари также были религиозными высшими функционерами , которые участвовали в культе как представители божественной силы на земле и заявляли о своей легитимности управлять богами. Анатолийские и эллинистические греческие параллели также предполагают, что лидийские цари могли обожествляться после своей смерти. [92]

христианство

[ редактировать ]

Позже в Лидии возникли многочисленные христианские общины, а после того, как христианство стало официальной религией Римской империи в IV веке, Лидия стала одной из провинций Азиатской епархии Константинопольского Патриархата .

Церковная провинция Лидии имела столичную епархию в Сардис и суфраганские епархии для Филадельфии , Тятира , Триполиса , поселений , Гордус , Траллеса , Силандера , Мейония , Аполлоноса Иерума , Места , Аполлониаса , Атталии , Гирчана , Бейджелэлэлла , Байелэлла , Бейджелэлла . , Акрасс , Далда , Стратоника , Чераса , Габала , Сатала , Аврелиополь и Хелленополь Епископы из различных епархий Лидии были широко представлены на Никейском соборе 325 года и на более поздних вселенских соборах. [106]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ там
  1. ^ «Лидия» в Оксфордском словаре английского языка . Oxford University Press , 2010. Oxford Reference Online. 14 октября 2011 г.
  2. ^ «Истоки чеканки монет» . britishmuseum.org. Архивировано из оригинала 24 сентября 2015 года . Проверено 21 сентября 2015 г.
  3. ^ Родос, П.Дж. История классического греческого мира 478–323 до н.э. 2-е издание. Чичестер: Wiley-Blackwell, 2010, с. 6.
  4. ^ Бонфанте, Джулиано; Бонфанте, Лариса (1983). Этрусский язык: Введение . Издательство Манчестерского университета. п. 50. ...подтверждено анализом лидийского языка, который является индоевропейским..
  5. ^ Мутон, Алиса; Резерфорд, Ян; Якубович, Илья, ред. (2013). Лувийская идентичность: культура, язык и религия между Анатолией и Россией . Брилл. п. 4. Хотя лидийский язык имеет лишь отдаленное родство с лувийским...
  6. ^ «Лидия – Все о Турции» . Allaboutturkey.com .
  7. ^ И. Якубович, Социолингвистика лувийского языка, Лейден: Brill, 2010, с. 6
  8. ^ Перейти обратно: а б Рузвельт, Кристофер (2010). «Лидия перед лидийцами» . Лидийцы и их мир .
  9. ^ Брайс, Тревор (2011). «Поздний бронзовый век на Западе и в Эгейском море». В Стедмане, Шэрон; МакМахон, Грегори (ред.). Оксфордский справочник по Древней Анатолии . Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/oxfordhb/9780195376142.013.0015 .
  10. ^ Пейн, Анник. «Лидийская империя» .
  11. ^ Геродот 1975 , с. 43.
  12. ^ Геродот 1975 , стр. 43–46.
  13. ^ Бери и Мейггс 1975 , с. 82
  14. ^ Перейти обратно: а б Браун 1982 , с. 36.
  15. ^ Меллинк 1991 , стр. 643–655, 663.
  16. ^ Перейти обратно: а б Кук 1988 , с. 196-197.
  17. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Спалинджер, Энтони Дж. (1978). «Дата смерти Гигеса и ее исторические последствия» . Журнал Американского восточного общества . 98 (4): 400–409. дои : 10.2307/599752 . JSTOR   599752 . Проверено 25 октября 2021 г.
  18. ^ Перейти обратно: а б с Спалингер, Энтони (1976). «Псамметих, царь Египта: I» . Журнал Американского исследовательского центра в Египте . 13 : 133–147. дои : 10.2307/40001126 . JSTOR   40001126 . Проверено 2 ноября 2021 г.
  19. ^ Меллинк 1991 , с. 663.
  20. ^ «Милет, украшение Ионии: история города до 400 г. до н.э.», Ванесса Б. Горман (University of Michigan Press), 2001 г.
  21. ^ Перейти обратно: а б с д Лелу, Кевин (2018). Лидия Алиатта и Креза: царство на перекрестке греческих городов и восточных монархий. Исследование его внутренней организации и внешней политики (PDF) (доктор философии). Полет. 1. Льежский университет . Архивировано из оригинала (PDF) 9 октября 2022 года . Проверено 5 декабря 2021 г.
  22. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Дейл, Александр (2015). «ВАЛВЕТ и КУКАЛИМ: легенды о лидийских монетах, династическая преемственность и хронология королей Мермнада» . Кадмос . 54 : 151–166. дои : 10.1515/kadmos-2015-0008 . S2CID   165043567 . Проверено 10 ноября 2021 г.
  23. ^ Дьяконов 1985 , с. 94-55.
  24. ^ Кристенсен, Энн Катрин Гейд (1988). Кем были киммерийцы и откуда они произошли?: Саргон II, и киммерийцы, и Руса I. Копенгаген, Дания: Датская королевская академия наук и литературы.
  25. ^ Геродот 1975 , с. 46.
  26. ^ Груссе 1970 , с. 9
  27. ^ Дьяконов 1985 , с. 126.
  28. ^ Филлипс, ЭД (1972). «Скифское господство в Западной Азии: его записи в истории, Священном Писании и археологии» . Мировая археология . 4 (2): 129–138. дои : 10.1080/00438243.1972.9979527 . JSTOR   123971 . Проверено 5 ноября 2021 г.
  29. ^ Иванчик 1993 , с. 95-125.
  30. ^ Иванчик 2006 , с. 151.
  31. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Лелу, Кевин (2018). Лидия Алиатта и Креза: царство на перекрестке греческих городов и восточных монархий. Исследование его внутренней организации и внешней политики (PDF) (доктор философии). Полет. 2. Льежский университет . Архивировано из оригинала (PDF) 9 октября 2022 года . Проверено 1 мая 2022 г.
  32. ^ Кредитование, Йона (2003). «Аляттес Лидии» . Ливиус . Проверено 7 мая 2022 г.
  33. ^ Сулимирский, Тадеуш ; Тейлор, Т.Ф. (1991). «Скифы». В Бордмане, Джон ; Эдвардс, IES ; Хаммонд, ШФЛУ ; Соллбергер, Э .; Уокер, CBF (ред.). Кембриджская древняя история . Том. 3. Кембридж : Издательство Кембриджского университета . стр. 547–590. ISBN  978-1-139-05429-4 .
  34. ^ Перейти обратно: а б Дьяконов 1985 , с. 125-126.
  35. ^ Перейти обратно: а б Лелу, Кевин (декабрь 2016 г.). «Битва затмения» . Полемос: Журнал междисциплинарных исследований войны и мира . 19 (2). Полемос. hdl : 2268/207259 . Проверено 30 апреля 2019 г.
  36. ^ Роллингер, Роберт (2003). «Западная экспансия Срединной «Империи»: пересмотр» . В Ланфранчи, Джованни Б.; Роаф, Майкл ; Роллингер, Роберт (ред.). Преемственность империи (?) Ассирия, Мидия, Персия . Падуя : Саргон Эдитрис и Библиотека. стр. 1–12. ISBN  978-9-990-93968-2 .
  37. ^ Меллинк 1991 , с. 643-655.
  38. ^ Роллингер, Роберт (2003). «Западная экспансия Срединной «Империи»: пересмотр» . В Ланфранчи, Джованни Б.; Роаф, Майкл ; Роллингер, Роберт (ред.). Преемственность империи (?) Ассирия, Мидия, Персия . Падуя : Саргон Эдитрис и Библиотека. стр. 1–12. ISBN  978-9-990-93968-2 .
  39. ^ Кредитование, Йона (2003). «Аляттес Лидии» . Ливиус . Проверено 7 мая 2022 г.
  40. ^ Перейти обратно: а б Эванс, JAS (1978). «Что случилось с Крезом?» . Классический журнал . 74 (1): 34–40. JSTOR   3296933 . Проверено 11 мая 2022 г.
  41. ^ Роллингер, Роберт (2008). «Срединная «Империя», конец Урарту и поход Кира Великого в 547 г. до н.э.» . Древний Запад и Восток . 7 : 51–66. дои : 10.2143/AWE.7.0.2033252 . Проверено 12 мая 2022 г.
  42. ^ Города Нового Завета в Западной Малой Азии: свет археологии на города Павла и семь церквей Откровения ISBN   1-59244-230-7 стр. 65
  43. ^ Геродот. Истории , I, 94.
  44. ^ «Чеканка» . worldhistory.org .
  45. ^ Каррадис и Прайс, Чеканка монет в греческом мире, Сиби, Лондон, 1988, с. 24.
  46. ^ Н. Кэхилл и Дж. Кролл, «Находки новых архаичных монет в Сардисе», Американский журнал археологии, Vol. 109, № 4 (октябрь 2005 г.), с. 613.
  47. ^ «КРЕЗ – Иранская энциклопедия» . iranicaonline.org . Проверено 28 сентября 2020 г.
  48. ^ А. Рэймидж, «Золотые Сарды», Золото короля Креза: раскопки в Сардисе и история переработки золота, под редакцией А. Рэймиджа и П. Крэддока, издательство Гарвардского университета, Кембридж, 2000, стр. 18.
  49. ^ М. Коуэлл и К. Хайн, «Научное исследование лидийских монет из драгоценных металлов», Золото короля Креза: раскопки в Сардисе и история переработки золота, издательство Гарвардского университета, Кембридж, 2000, стр. 169–174.
  50. ^ Перейти обратно: а б с Меткалф, Уильям Э. (2016). Оксфордский справочник по греческой и римской чеканке . Издательство Оксфордского университета. стр. 49–50. ISBN  9780199372188 .
  51. ^ Л. Бреглиа, «Материал из центрального основания Артемессии Эфесской и лидийских монет», Istituto Italiano di Numismatica Annali , тома 18–19 (1971/72), стр. 9–25.
  52. ^ Робинсон, Э. (1951). «Переосмысление монет из Ефесского Артемисиона». Журнал эллинистических исследований . 71 :159. дои : 10.2307/628197 . JSTOR   628197 . S2CID   163067302 .
  53. ^ КОРРЭЙ КОНАК. «МАЛАЯ АЗИЯ ДО ИОНИЙСКОГО ВОССТАНИЯ» (PDF) . Achemenet.com . Проверено 12 марта 2022 г.
  54. ^ М. Митчинер, Древняя торговля и ранняя чеканка монет, Hawkins Publications, Лондон, 2004, с. 219.
  55. ^ «Клады, мелочь и происхождение чеканки», Журнал эллинистических исследований 84 (1964), стр. 89
  56. ^ М. Митчинер, с. 214
  57. ^ Источники указаны в Карле Кереньи, Герои греков 1959, стр. 192.
  58. ^ Гигин, Astronomica ii.14
  59. ^ Роберт Дрюс , Геродот 1.94, Засуха около 1200 г. до н.э. и происхождение этрусков , в Historia: Zeitschrift für Alte Geschichte , vol. 41, № 1, 1992, стр. 14–39.
  60. ^ Еврипид. Полное собрание греческих трагедий, том IV. , Эд Грена и Латтимора, строка 463.
  61. ^ Перейти обратно: а б Дионисий Галикарнасский . Римские древности . Книга I, главы 30 1.
  62. ^ Перейти обратно: а б Турфа, Джин Макинтош (2017). «Этруски». В Фарни, Гэри Д.; Брэдли, Гэри (ред.). Народы Древней Италии . Берлин: Де Грюйтер. стр. 637–672. дои : 10.1515/9781614513001 . ISBN  978-1-61451-520-3 .
  63. ^ Перейти обратно: а б Де Граммонд, Нэнси Т. (2014). «Этническая принадлежность и этруски». В Макинерни, Джереми (ред.). Спутник этнической принадлежности в Древнем Средиземноморье . Чичестер, Великобритания: John Wiley & Sons, Inc., стр. 405–422. дои : 10.1002/9781118834312 . ISBN  9781444337341 .
  64. ^ Грант, Майкл (1987). Возвышение греков . Сыновья Чарльза Скрибнера. п. 311. ИСБН  978-0-684-18536-1 .
  65. ^ Грант, Майкл (1980). Этруски . Лондон: Вайденфельд и Николсон. ISBN  978-0-9650356-8-2 .
  66. ^ Хорнблауэр, Саймон; Спофорт, Энтони; Эйдинов, Эстер, ред. (2014). Оксфордский спутник классической цивилизации . Oxford Companions (2-е изд.). Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр. 291–292. ISBN  9780191016752 . Убедительная демонстрация Брикеля того, что знаменитая история об исходе Тиррена из Лидии в Италию была преднамеренной политической выдумкой, созданной в эллинизированной среде двора Сард в начале VI века. до сих пор..
  67. ^ Брикель, Доминик (2013). «Этрусское происхождение и древние авторы». В Турфе, Джин (ред.). Этрусский мир . Лондон и Нью-Йорк: Routledge Taylor & Francisco Group. стр. 36–56. ISBN  978-0-415-67308-2 .
  68. ^ Доминик Брикель , Происхождение этрусков: вопрос, обсуждаемый с древности , в М. Торелли (редактор), Gli Etruschi [Каталог выставки, Венеция, 2000], Bompiani, Милан, 2000, стр. 43–51 (итальянский).
  69. ^ Диана Нери (2012). «1.1 Вилланованский период в западной Эмилии». Этруски между 8 и 7 веками до нашей эры на территории Кастельфранко Эмилия (Миссури) (на итальянском языке). Флоренция: В знаке Лилии. п. 9. ISBN  978-8878145337 . Термин «виллановский» вошел в археологическую литературу, когда в середине 19 века граф Гоццадини обнаружил первые кремационные гробницы на своей территории в Вилланова-ди-Кастеназо, в районе Казелле (БО). Культура Вилланована совпадает с самым древним периодом этрусской цивилизации, в частности, с 9-м и 8-м веками до нашей эры, а термины Вилланован I, II и III, используемые археологами для обозначения эволюционных фаз, представляют собой условные разделы ранней Железной культуры. Возраст
  70. ^ Джильда Бартолони (2012) [2002]. Культура Вилланова. В начале этрусской истории (на итальянском языке) (III изд.). Рим: издательство Кароччи. ISBN  9788843022618 .
  71. ^ Джованни Колонна (2000). «Первоначальные персонажи этрусской цивилизации». В Марио Торелли (ред.). Ги Этруски (на итальянском языке). Милан: Бомпиани. стр. 25–41.
  72. ^ Доминик Брикель (2000). «Происхождение этрусков: вопрос, обсуждаемый с древних времен». В Марио Торелли (ред.). Ги Этруски (на итальянском языке). Милан: Бомпиани. стр. 43–51.
  73. ^ Джильда Бартолони (2000). «Происхождение и распространение виллановской культуры». В Марио Торелли (ред.). Ги Этруски (на итальянском языке). Милан: Бомпиани. стр. 53–71.
  74. ^ Мозер, Мэри Э. (1996). «Происхождение этрусков: новые доказательства старого вопроса» . В Холле, Джон Франклин (ред.). Этрусская Италия: этрусское влияние на цивилизации Италии от античности до современности . Прово, Юта: Художественный музей Университета Бригама Янга. стр. 29–43 . ISBN  0842523340 .
  75. ^ Бартолони, Гильда (2014). «Мастера-металлурги и процесс обучения в «Происхождении» этрусков». «Происхождение»: пути исследования этнической идентичности в древней Италии . Mélanges de l'École française de Rome: Antiquité (на итальянском языке). Том 126–2. Рим: Французская школа Рима. ISBN  978-2-7283-1138-5 .
  76. ^ Перейти обратно: а б Бонфанте, Джулиано ; Бонфанте, Ларисса (2002). Этрусский язык: введение (2-е изд.). Манчестер, Великобритания: Издательство Манчестерского университета. п. 50.
  77. ^ Рикс, Хельмут (2004). «Этрусский». В Вудард, Роджер Д. (ред.). Кембриджская энциклопедия древних языков мира . Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета. стр. 943–966. ISBN  9780521562560 .
  78. ^ Перейти обратно: а б Сильвия Гиротто; Франческа Тасси; Эрика Фумагалли; Винченца Колонна; Анна Сандиониджи; Мартина Лари; Стефания Вай; Эммануэле Петити; Джорджо Корти; Эрманно Рицци; Джанлука Де Беллис; Дэвид Карамелли; Гвидо Барбуджани (6 февраля 2013 г.). «Происхождение и эволюция мтДНК этрусков» . ПЛОС ОДИН . 8 (2): e55519. Бибкод : 2013PLoSO...855519G . дои : 10.1371/journal.pone.0055519 . ПМК   3566088 . ПМИД   23405165 .
  79. ^ Перейти обратно: а б Франческа Тасси; Сильвия Гиротто; Дэвид Карамелли; Гвидо Барбуджани; и др. (2013). «Генетические данные не подтверждают этрусское происхождение в Анатолии». Американский журнал физической антропологии . 152 (1): 11–18. дои : 10.1002/ajpa.22319 . ПМИД   23900768 .
  80. ^ Антонио, Маргарет Л.; Гао, Зиюэ; М. Мутс, Ханна (2019). «Древний Рим: генетический перекресток Европы и Средиземноморья» . Наука . 366 (6466). Вашингтон, округ Колумбия: Американская ассоциация содействия развитию науки (опубликовано 8 ноября 2019 г.): 708–714. Бибкод : 2019Sci...366..708A . дои : 10.1126/science.aay6826 . hdl : 2318/1715466 . ПМК   7093155 . ПМИД   31699931 . Интересно, что, хотя люди железного века были отобраны как из этрусского (n=3), так и из латинского (n=6) контекстов, мы не обнаружили каких-либо существенных различий между двумя группами со статистикой f4 в форме f4(RMPR_Etruscan, RMPR_Latin; test популяция, Онге), что позволяет предположить общее происхождение или обширный генетический обмен между ними.
  81. ^ Пост, Козимо; Заро, Валентина; Спиру, Мария А. (24 сентября 2021 г.). «Происхождение и наследие этрусков через 2000-летний археогеномный разрез времени» . Достижения науки . 7 (39). Вашингтон, округ Колумбия: Американская ассоциация содействия развитию науки: eabi7673. Бибкод : 2021SciA....7.7673P . дои : 10.1126/sciadv.abi7673 . ПМЦ   8462907 . ПМИД   34559560 .
  82. ^ Перейти обратно: а б с д Пейн 2019 , с. 231.
  83. ^ Перейти обратно: а б с д и Пейн 2019 , с. 236.
  84. ^ Пейн 2019 , с. 231-231.
  85. ^ Орешко 2021 , с. 137.
  86. ^ Перейти обратно: а б Пейн 2019 , с. 232.
  87. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Нейман 1990 , с. 186.
  88. ^ Перейти обратно: а б Орешко 2021 , с. 154.
  89. ^ Пейн 2019 , с. 240.
  90. ^ Орешко 2021 , с. 156.
  91. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Орешко 2021 , с. 138.
  92. ^ Перейти обратно: а б с Пейн 2019 , с. 237.
  93. ^ Пейн 2019 , с. 243.
  94. ^ Орешко 2021 , с. 139.
  95. ^ Орешко 2021 , с. 158.
  96. ^ Орешко 2021 , с. 155-156.
  97. ^ Орешко 2021 , с. 158-159.
  98. ^ Нейман 1990 , с. 185.
  99. ^ Орешко 2021 , с. 153-154.
  100. ^ Орешко 2021 , с. 138-139.
  101. ^ Хаттер 2017 , с. 118.
  102. ^ Орешко 2021 , с. 133.
  103. ^ Перейти обратно: а б Пейн 2019 , с. 242.
  104. ^ Перейти обратно: а б с Пейн 2019 , с. 244.
  105. ^ Пейн 2019 , с. 235.
  106. ^ Ле Куин, Христианский Восток , т.е. 859–98

Источники

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]

Iranicaonline.org

[ редактировать ]

40 ° с.ш. 30 ° в.д.  /  40 ° с.ш. 30 ° в.д.  / 40; 30

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a0425fb14f45433530afbf9bec5c1352__1722891780
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a0/52/a0425fb14f45433530afbf9bec5c1352.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Lydia - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)