Цессна АТ-17 Бобкэт
АТ-17/UC-78 Бобкэт Кран Модель Т-50 | |
---|---|
Роль | Учебно-тренировочный пятиместный легкий транспортно - служебный самолет. |
Производитель | Авиационная компания Cessna |
Первый полет | 26 марта 1939 г. (Т-50) |
Статус | ушедший на пенсию |
Основные пользователи | Военно-воздушные силы армии США Королевские ВВС Канады ВМС США |
Произведено | 1939-1944 |
Количество построенных | 5,422 |
Cessna AT-17 Bobcat или Cessna Crane — это усовершенствованный двухмоторный учебно-тренировочный самолет, разработанный и изготовленный в Соединенных Штатах и использовавшийся во время Второй мировой войны для преодоления разрыва между одномоторными учебно-тренировочными самолетами и более крупными многомоторными боевыми самолетами. Коммерческой версией была Модель Т-50 , на основе которой были разработаны военные версии.
Проектирование и разработка
[ редактировать ]В 1939 году, через три года после того, как Клайд Сессна ушел на пенсию, Cessna T-50 совершил свой первый полет, став первым двухмоторным самолетом компании и ее первым с убирающимся шасси самолетом . Опытный образец Т-50 совершил первый полет 26 марта 1939 года. [1] и получил сертификат утвержденного типа 722 24 марта 1940 года. [2]
AT -8 , AT-17 , C-78 , UC-78 и Crane были военными версиями коммерческого легкого транспорта Cessna T-50 . Компания Cessna Airplane Company впервые произвела Т-50 из дерева и стали с тканевой обшивкой в 1939 году для гражданского рынка как легкий и недорогой двухместный самолет для личного использования, где более крупные самолеты, такие как Beechcraft Model 18, были бы слишком дорогими. с низкорасположенным крылом Консольный моноплан имел убирающееся основное шасси заднего крыла и закрылки , приводимые в движение винтами с цепным приводом. Из-за убранных основных стоек шасси некоторые колеса остались выдвинутыми под мотогондолу для экстренной посадки с поднятыми колесами. Конструкция крыла была построена на основе ламинированных еловых лонжеронов, ферменных еловых и фанерных нервюр, а также фанерных передних кромок и законцовок крыла. Неподвижное хвостовое колесо не является управляемым, но может быть зафиксировано прямо. Металлические гребные винты фиксированного шага Curtiss Reed вскоре были заменены на гребные винты Hamilton Standard 2B-20-213 с гидравлическим приводом и постоянной скоростью , нефлюгируемые. . Мощность обеспечивалась двумя Jacobs L-4MB радиальными двигателями мощностью 225 л.с. (168 кВт) и взлетной мощностью 245 л.с. (183 кВт). Производство началось в декабре 1939 года. [3] : 35–36, 45–46
Операционная история
[ редактировать ]американские военные
[ редактировать ]19 июля 1940 года помощник военного министра США Луи А. Джонсон заказал 33 учебно-тренировочных самолета АТ-8 на базе Т-50 для Воздушного корпуса армии США (USAAC). Модификации включали окна в крыше кабины, более мощные двигатели Lycoming R-680 мощностью 290 л.с. (220 кВт) и военные радиостанции. Первый АТ-8 был поставлен USAAC в декабре 1940 года, а в конце 1941 года армия США заказала еще 450 АТ-17 на базе Т-50. Модификации включали дополнительные окна кабины и двигатели Jacobs R-755-9 мощностью 245 л.с. (183 кВт) . [3] : 36–41 Производство для Воздушного корпуса армии США продолжалось под обозначением AT-17, что отражало изменение типов оборудования и двигателей. В 1942 году ВВС США (преемники авиакорпуса с июня 1941 года) заказали Bobcat в качестве легкого транспорта под названием C-78 , которые были переименованы в UC-78 1 января 1943 года . Во время Второй мировой войны Cessna произвела более 4600 Bobcats для армии США, 67 из которых были переданы ВМС США как JRC-1 . Военно-морской флот использовал этот самолет в основном для перевозки экипажей паромных рейсов на свои базы и обратно. [4] На вооружении США Bobcat получил прозвище «Бамбуковый бомбардировщик». Несколько Bobcats все еще находились на вооружении ВВС США, когда они были сформированы в сентябре 1947 года, а в 1949 году этот тип был объявлен устаревшим. [5]
Королевские ВВС Канады
[ редактировать ]В сентябре 1940 года Королевские ВВС Канады заказали 180 учебно-тренировочных самолетов Crane Mk.I , что стало крупнейшим заказом Cessna на сегодняшний день. Модификации RCAF включали деревянные гребные винты Hartzell с фиксированным шагом, съемные перегородки головки блока цилиндров и масляные обогреватели . Первый Crane Mk.I был доставлен RCAF в ноябре 1940 года, а затем Cessna получила дополнительный заказ от RCAF еще на 460 Crane Mk.I. Еще 182 самолета AT-17A были получены RCAF по ленд-лизу и эксплуатировались под обозначением Crane Mk.IA , в результате чего общее количество произведенных для RCAF самолетов достигло 822, которые эксплуатировались в соответствии с Планом воздушной подготовки Британского Содружества (BCATP). [6]
Другие операторы
[ редактировать ]Помимо военных заказов, Управление гражданской авиации (CAA, предшественник FAA) заказало 13 Т-50, а Pan American Airways заказала 14 Т-50. Самолеты, эксплуатируемые вооруженными силами США и RCAF, были сняты с вооружения вскоре после окончания войны, и многие из них были экспортированы по всему миру, в том числе в Бразилию и китайским националистам .
После войны излишки AT-17 и UC-78 можно было переоборудовать с помощью комплектов, одобренных CAA, в самолеты гражданского стандарта, что позволило бы сертифицировать их в соответствии с первоначальным утвержденным сертификатом типа Т-50. [2] Их использовали небольшие авиакомпании, чартерные и кустарниковые операторы, а также частные пилоты. Некоторых оперировали на поплавках. К 1970-м годам количество годных к полетам самолетов сократилось, поскольку они устарели из-за более современных типов, а также из-за необходимости технического обслуживания из-за стареющих деревянных конструкций крыльев и тканевой обшивки. С тех пор некоторые из них были восстановлены любителями старинных самолетов.
По состоянию на декабрь 2017 года в регистрационной базе данных ФАУ указано 52 Т-50, два АТ-17 и пять UC-78. [7] [8] [9]
Заметные выступления в СМИ
[ редактировать ]Он был показан в популярном телесериале « Небесный король» начала-середины 1950-х годов. [3] : 44–45 В более поздних сериях самолет был заменен преемником Т-50 — цельнометаллической Cessna 310 . Один из них также заменял японские двухмоторные бомбардировщики в сцене атаки с малых высот на лодочную базу США в фильме 1963 года «ПТ-109».
Варианты
[ редактировать ]Обозначения компании
[ редактировать ]- Т-50
- оснащен радиально-поршневыми двигателями Jacobs L-4MB .
- Р-7
- мощностью 300 л.с. (220 кВт) экспериментальный Т-50 с более мощными двигателями Jacobs L-6MB , обшитым фанерой хвостовым оперением и крыльями, один построен, первый полет состоялся 2 июня 1941 года.
- П-10
- Усовершенствованный учебно-тренировочный бомбардировщик 1941 года с модифицированным фюзеляжем, сдвижным фонарем и двигателями Jacobs мощностью 330 л.с. (250 кВт), построен один. [10]
Обозначения USAAC / USAAF
[ редактировать ]- АТ-8
- мощностью 295 л.с. (220 кВт) Усовершенствованный военный учебно-тренировочный самолет с двумя радиально-поршневыми двигателями Lycoming R-680-9 , построено 33 экземпляра.
- АТ-17
- Как и AT-8, но оснащенный двигателями Jacobs R-755-9 (L-4) мощностью 245 л.с. (183 кВт) , построено 450 штук, некоторые позже преобразованы в AT-17E.
- АТ-17А
- Как АТ-17, но с металлическими винтами и уменьшенным весом, построено 223 экземпляра. 182 в Канаду как Crane Mk.IA, а затем преобразованы в AT-17F.
- АТ-17Б
- Как и АТ-17А, но с изменением оборудования, деревянными гребными винтами и уменьшенным весом, построено 466 экземпляров. Последующие самолеты строились как UC-78B.
- АТ-17С
- По типу АТ-17А, но с другим радиооборудованием , построено 60 штук.
- АТ-17Д
- По данным AT-17C с изменениями оборудования, построено 131 экземпляр.
- АТ-17Э
- АТ-17 с полной массой, ограниченной 5300 фунтами (2400 кг).
- АТ-17Ф
- АТ-17А с полной массой, ограниченной 5300 фунтов (2400 кг).
- АТ-17Г
- АТ-17Б с полной массой ограниченной 5300 фунтов (2400 кг).
- С-78
- Транспортный с винтами изменяемого шага, в 1943 году стал UC-78, построено 1354 экземпляра.
- UC-78
- С-78 переименован в 1943 г.
- UC-78A
- 17 гражданских Т-50 впечатлили.
- UC-78B
- АТ-17Б переименован, построен 1806 г.
- UC-78C
- AT-17D переименован, 131 AT-17D переименован и 196 построено.
Обозначение ВМС США
[ редактировать ]- ОИЦ-1
- Легкая транспортная версия UC-78 для ВМФ с двумя двигателями Jacobs -9, поставлено 67 штук.
Обозначения RCAF
[ редактировать ]- Кран Мк.I
- 640 Т-50 с небольшими изменениями оборудования.
- Кран Мк.IA
- 182 АТ-17А поставлены ВВС РФ по ленд-лизу.
Операторы
[ редактировать ]- Бразильские ВВС (с 1943 по 1956 год эксплуатировалось 39)
- Королевские ВВС Канады (с 1941 по 1949 год эксплуатировалось 822)
- Школа служебной летной подготовки № 3 RCAF (SFTS) - Калгари, Альберта [11]
- № 4 SFTS - Станция RCAF Саскатун [11]
- № 10 SFTS — станция RCAF Дофин [11]
- № 11 SFTS — станция RCAF Йорктон [11]
- № 12 SFTS — Станция RCAF Брэндон [11]
- № 15 SFTS — станция RCAF Клерсхольм [11]
- Школа летных инструкторов № 1 — станция RCAF в Трентоне [11]
- Школа летных инструкторов № 2 — станция RCAF Вулкан / станция RCAF Пирс [11]
- Школа летных инструкторов № 3 — станция RCAF Арнприор [11]
- Центральная летная школа - станция RCAF в Трентоне [11]
- Королева Шарлотта Эйрлайнз
- ВВС Коста-Рики (действовал в 1948 г.)
- ВВС Эфиопии (действовали два с 1946 по 1965 год)
- Французские ВВС и ВМС Франции (восемь эксплуатировались с 1943 по 1951 год)
- ВВС Гватемалы (получены в 1949 г.)
- Авиационный корпус Гаити (с 1943 по 1995 год эксплуатировал четыре)
- ВВС Никарагуа (получено два в 1947 г.)
- Йеменские ВВС (эксплуатировали три с 1950 по 1958 год)
- ВВС Китайской Республики (действовало 15 с 1946 по 1950 год)
- Перуанские ВВС (9 с 1945 по 1958 год эксплуатировались)
- LOT Polish Airlines (14 рейсов в 1946-1950 гг.) [12]
- Управление гражданской авиации
- Воздушный корпус армии США / Военно-воздушные силы армии США
- ВМС США
- Северные объединенные авиалинии
- Уиггинс Эйрвэйз [13]
- Висконсин Сентрал Эйрлайнз
- Фридкин Эйрлайнз [14]
Выживший самолет
[ редактировать ]- 7729 Crane Mk.I в Королевском музее авиации Западной Канады, Виннипег, Манитоба [15]
- 7829 Crane Mk.I в Музее западного развития Мус-Джо, Саскачеван [15]
- 7862 Crane Mk.I в Музее наследия канадских военных самолетов , Гамильтон, Онтарио [16] [15]
- 8139 Кран Мк. I N1238N Ser#1632 Музей «Крылья войны» , Пальмира, Пенсильвания [15]
- 8676 Crane Mk.I в Канадском музее авиации и космонавтики, Оттава, Онтарио [17] [15]
- 8778 Кран Мк. И. А. Музей Рейнольдса-Альберты , Ветаскивин, Альберта [15]
- 8841 Крейна Мемориальный военный музей , Кэмпбеллфорд, Онтарио [15]
- UC78B Crane AF42-72074 в Музее командования бомбардировщиков Канады , Нантон, Альберта [15]
- Cessna Crane (серий неизвестен) в Музее плана авиационной подготовки Содружества , Брэндон, Манитоба [15]
- 42-72157 UC-78B Bobcat в Музее авиации и космонавтики Пима , Тусон, Аризона [18]
- 42-71626 UC-78B Bobcat в Национальном музее ВВС США, Дейтон, Огайо [19]
- 43-32549 UC-78 Bobcat в Национальном музее Второй мировой войны WASP на поле Эвенджер в Суитуотере, штат Техас.
Технические характеристики (АТ-17)
[ редактировать ]Общие характеристики
- Экипаж: пилот + четыре
- Длина: 32 фута 9 дюймов (9,98 м)
- Размах крыльев: 41 фут 11 дюймов (12,78 м)
- Высота: 9 футов 11 дюймов (3,02 м)
- Площадь крыла: 295 кв. футов (27,4 м 2 )
- Пустой вес: 3500 фунтов (1588 кг)
- Полная масса: 5700 фунтов (2585 кг)
- Максимальный взлетный вес: 6062 фунта (2750 кг)
- Силовая установка: 2 воздушного охлаждения Jacobs R-755-9 семицилиндровых радиально-поршневых двигателя мощностью по 245 л.с. (183 кВт) каждый.
Производительность
- Максимальная скорость: 195 миль в час (314 км/ч, 169 узлов)
- Крейсерская скорость: 175 миль в час (282 км/ч, 152 узла)
- Скорость сваливания: 63–66 миль в час (101–106 км/ч, 55–57 узлов)
- Диапазон: 750 миль (1210 км, 650 миль)
- Практический потолок: 22 000 футов (6 700 м)
- Скорость набора высоты: 1150 футов/мин (5,8 м/с).
- Разбег: от 650 футов (200 м) до 50 футов (15 м) [примечание 1]
- Разбег: 1400 футов (430 м) с высоты 50 футов (15 м) при скорости захода на посадку 90 миль в час (140 км/ч). [примечание 1]
См. также
[ редактировать ]Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
- Список самолетов Второй мировой войны
- Список самолетов ВВС Канады
- Список самолетов США во время Второй мировой войны
- Список военных самолетов США
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б При полной массе 5200 фунтов (2400 кг)
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Уиксли, 1984, стр.13.
- ^ Jump up to: а б Юптнер, 1994, стр.85-88.
- ^ Jump up to: а б с Шил, 1995, стр.15-16.
- ^ Суонборо и Бауэрс 1976 , с. 418.
- ^ Суонборо, 1989, стр.? [ нужна страница ]
- ^ Филлипс, 1985, стр.? [ нужна страница ]
- ^ «Реестр ФАУ — Самолеты — Запрос на марку/модель» . faa.gov . Архивировано из оригинала 7 августа 2016 года . Проверено 11 июня 2016 г.
- ^ «Реестр ФАУ — Самолеты — Запрос на марку/модель» . faa.gov . Архивировано из оригинала 7 августа 2016 года . Проверено 11 июня 2016 г.
- ^ «Реестр ФАУ — Самолеты — Запрос на марку/модель» . faa.gov . Архивировано из оригинала 7 августа 2016 года . Проверено 11 июня 2016 г.
- ^ «Цессна: П-10» . аэрофили . Проверено 15 сентября 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Милберри, 1990, стр. 456–459.
- ^ Йонька, 1985, стр.12.
- ^ Бриджмен, 1952, стр.28.
- ^ Тринкл, Кевин. «История ПСА» . www.psa-history.org . Проверено 23 марта 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Скааруп, 2020 г.
- ^ «Цессна Крейн Мк. I» . Музей наследия канадских военных самолетов . Проверено 21 декабря 2020 г. .
- ^ «ЦЕССНА КРЕЙН» . Канадский музей авиации и космонавтики . Канадская корпорация музеев науки и техники . Проверено 23 мая 2017 г.
- ^ Музей авиации и космонавтики Пима (2021 г.). «Cessna UC-78B (JRC-1) Bobcat» . pimaair.org . Архивировано из оригинала 2 марта 2021 года . Проверено 21 февраля 2022 г.
- ^ Национальный музей ВВС США . «Цессна UC-78B Бобкэт» . Nationalmuseum.af.mil . Архивировано из оригинала 2 февраля 2022 года . Проверено 21 февраля 2022 г.
Библиография
[ редактировать ]- Бриджмен, Леонард (1952). Самолеты всего мира Джейн, 1952–53 . Лондон, Великобритания: Sampson Low, Marston & Co. ASIN B000S9SYD8 .
- «Цессна Модель Т-50» . Авиация . Том. 39, нет. 1. Январь 1940 г., стр. 46–47.
- Йонька, Адам (1985). гг 1945-1956 Самолеты авиакомпаний . Цвет в польской авиации №4 (на польском языке). Варшава: Издательство связи и коммуникаций. стр. 12. ISBN 8320605296 .
- Юптнер, Джозеф П. (1994). Серия гражданских самолетов США, Том 8 . ТАБ Книги. ISBN 0-816891788 .
- Милберри, Ларри; Холлидей, Хью А. (1990). Королевские ВВС Канады в войне, 1939-1945 гг . Торонто, Онтарио: Книги CANAV. ISBN 978-0921022046 .
- Монди, Дэвид (2006). Американские самолеты Второй мировой войны . Краткое руководство Хэмлина. Лондон, Великобритания: Bounty Books. ISBN 978-0753714614 .
- Филлипс, Эдвард Х (1985). Cessna, выражение мастера . Летающие книги. ISBN 0911139044 .
- Шил, Уолт (1995). Cessna Warbirds, Подробная и личная история участия Cessna в вооруженных силах . Иола, Висконсин: Jones Publishing. ISBN 978-1879825253 .
- Скааруп, Гарольд А. (6 февраля 2020 г.). «Военные самолеты Второй мировой войны, сохранившиеся в Канаде» . www.SilverHawkAuthor.com . Проверено 16 октября 2022 г.
- Суонборо, Гордон; Бауэрс, Питер М. (1989). Военные самолеты США с 1909 года . Патнэм. ISBN 085177816-Х .
- Суонборо, Гордон; Бауэрс, Питер М. (1976). Самолеты ВМС США с 1911 года (2-е изд.). Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-968-5 .
- Уиксли, Кеннет Э. (январь 1984 г.). «Cessna Bobcat: История производства». Иллюстрированные самолеты . Том. 17, нет. 1. С. 13–16. ISSN 0002-2675 .
- самолет Цессна
- Гражданский многоцелевой самолет США 1930-х годов
- Военный учебно-тренировочный самолет США 1940-х годов
- Военный самолет США 1940-х годов
- Низкоплановый самолет
- Учебно-тренировочный самолет США времен Второй мировой войны
- Самолет совершил первый полет в 1939 году.
- Убирающееся обычное шасси
- Двухпоршневой самолет-тягач