Фенрир



Фенрир ( древнескандинавское « житель болот») [ 3 ] или Фенрисульфр (древнескандинавский « волк Фенрира », часто переводится как «Фенрис-волк»), [ 4 ] также называемый Хродвитнир (древнескандинавский «волк славы»). [ 5 ] и Ванагандр (древнескандинавское «монстр [реки] Ван»), [ 6 ] чудовищный волк в скандинавской мифологии . В древнескандинавских текстах Фенрир играет ключевую роль во время событий Рагнарёка , где ему предсказано, что он поможет поджечь мир, что приведет к краху человечества и общества, и убьет бога Одина .
Фенрир, наряду с Хель и Мировым Змеем , является ребенком Локи и женщины-йотуна Ангрбоды . Он засвидетельствован в « Поэтической Эдде» , составленной в 13 веке из более ранних традиционных источников, а также в «Прозаической Эдде» и «Хеймскрингле» , составленных в 13 веке. И в « Поэтической Эдде» , и в «Прозаической Эдде» Фенрир — отец волков Скёлля и Хати Хродвитниссон , сын Локи, и ему предсказано, что он убьет бога Одина во время событий Рагнарёка , но, в свою очередь, будет убит сыном Одина Видарром. .
В « Прозаической Эдде » о Фенрире приводятся дополнительные сведения, в том числе о том, что благодаря знанию богами пророчеств, предсказывающих большие беды от Фенрира и его быстрый рост, боги связали его и в результате Фенрир откусил правую руку бога Тир . Изображения Фенрира были обнаружены на различных объектах, и были предложены научные теории относительно отношений Фенрира с другими собачьими существами в скандинавской мифологии. Фенрир был объектом художественных изображений и появляется в литературе.
Сертификаты
[ редактировать ]Поэтическая Эдда
[ редактировать ]

Фенрир упоминается в трёх строфах поэмы «Völuspá» и в двух строфах поэмы «Vafþrúðnismál» . В 40-й строфе поэмы «Вёлуспа » вёльва рассказывает Одину сидела старуха , что на востоке в лесу Ярнвидр «и разводила там выводки Фенрира. Из них всех произойдёт один из этого числа, чтобы стать луной». -похититель в тролля ." шкуре [ 7 ] Далее в стихотворении вёльва предсказывает, что Один будет поглощен Фенриром в Рагнарёке:
исполняется Хлин Тогда
вторая печаль,
когда Один уйдет
сразиться с волком,
и убийца Бели ,
яркий, против Сурта .
Тогда Фригг
милый друг, осень.
В строфе, которая следует за вёльвой, описывается, что «высокий ребенок отца Триумфа» (сын Одина Видарра) затем придет, чтобы «нанести удар по зверю-убийце», и своими руками вонзит меч в сердце «Хведрунгра » . сын», мстя за смерть отца. [ 8 ]
В первой из двух строф, упоминающих Фенрира в Vaftrúðnismál, Один задаёт вопрос мудрому великану Вафтрудниру :
Много я путешествовал, многое перепробовал,
много я испытал Силы;
откуда солнце войдет в гладкое небо
когда Фенрир напал на этого?
В следующей строфе Вафруднир отвечает, что Соль (здесь ее называют Альфрёдуллом ) родит дочь до того, как Фенрир нападет на нее, и что эта дочь продолжит путь своей умершей матери по небесам. [ 9 ]
Проза Эдда
[ редактировать ]В «Прозаической Эдде» Фенрир упоминается в трёх книгах: Gylfaginning , Skáldskaparmál и Háttatal .
Гильфагиннинг, главы 13 и 25
[ редактировать ]В главе 13 «Прозаическая Эдда» книги «Gylfaginning» Фенрир впервые упоминается в строфе, цитируемой из «Völuspá» . [ 10 ] Фенрир впервые упоминается в прозе в главе 25, где восседающая на троне фигура Хай рассказывает Ганглери (описанному как замаскированный король Гюльфи ) о боге Тире . Хай говорит, что одним из примеров храбрости Тира является то, что, когда Асы заманивали Фенрира (называемого здесь Фенрисульфром ), чтобы тот наложил на волка оковы Глейпнира , Тир вложил свою руку в пасть волка в качестве залога. Это было сделано по собственной просьбе Фенрира, потому что он не верил, что асы его отпустят. В результате, когда асы отказались освободить его, он откусил Тиру руку в месте, «теперь называемом волчьим суставом» (запястье ) , в результате чего Тир стал одноруким и «не считался сторонником поселений». между людьми». [ 11 ]
Гилфагиннинг Глава 34
[ редактировать ]

В главе 34 Хай описывает Локи и говорит, что у Локи было трое детей от женщины по имени Ангрбода, проживающей в земле Ётунхейм ; Фенрисульфр, змей Ёрмунганд и женщина- Хель . Хай продолжает, что, как только боги обнаружили, что эти трое детей воспитывались в земле Ётунхейм , и когда боги «нашли пророчества о том, что от этих братьев и сестер для них возникнут великие беды и бедствия», боги ожидали много неприятностей от трое детей, частично из-за характера матери детей, но еще хуже из-за характера их отца. [ 12 ]
Хай говорит, что Один послал богов собрать детей и привести их к нему. По их прибытии Один бросил Ёрмунганда в «то глубокое море, что лежит вокруг всех земель», а затем бросил Хель в Нифльхейм и даровал ей власть над девятью мирами . Однако асы вырастили волка «дома», и только Тиру хватило смелости подойти к Фенриру и дать Фенриру еду. Боги заметили, что Фенрир с каждым днем быстро растет, и поскольку все пророчества предсказывали, что Фенриру суждено причинить им вред, боги составили план. Боги приготовили три оковы : первые, очень сильные, назывались Лейдинг. Они привели Лейдинга к Фенриру и предложили волку попробовать с ним свои силы. Фенрир решил, что это не выше его сил, и поэтому пусть боги делают с ним все, что хотят. При первом ударе Фенрира веревка разорвалась, и Фенрир высвободился из Лейдинга. Боги сделали вторые оковы, вдвое прочнее, и назвали их Дроми. Боги попросили Фенрира испытать новые оковы, и что, если он сломает этот инженерный подвиг, Фенрир достигнет великой славы благодаря своей силе. Фенрир считал, что, хотя оковы были очень крепкими, его сила возросла с тех пор, как он сломал Лейдинг; а также то, что ему придется пойти на некоторый риск, если он хочет стать знаменитым. Фенрир позволил им наложить оковы. [ 13 ]
Когда асы воскликнули, что они готовы, Фенрир встряхнулся, сбил оковы на землю, сильно напрягся и, ударив ногой, разорвал оковы – разбив их на куски, улетевшие далеко вдаль. Хай говорит, что в результате «выйти из Лейдинга» или «выбить из Дроми» стали поговорками, когда что-то достигается большими усилиями. Асы начали опасаться, что они не смогут связать Фенрира, и поэтому Один послал Скирнира посланника Фрейра в землю Свартальфахеймра к «некоторым гномам » и приказал им сделать оковы под названием Глейпнир. Гномы построили Глейпнир из шести мифических ингредиентов. После разговора между Ганглери и Хай Хай продолжает, что оковы были гладкими и мягкими, как шелковая лента, но при этом прочными и крепкими. Посланник принес ленту асам, и они сердечно поблагодарили его за выполнение задания. [ 14 ]
Асы вышли к озеру Амсвартнир, послали за Фенриром, чтобы тот сопровождал их, и продолжили путь к острову Люнгви (древнескандинавское «место, заросшее вереском »). [ 15 ] Боги показали Фенриру шелковые оковы Глейпнира, велели разорвать их, заявили, что они гораздо прочнее, чем кажутся, передали их между собой, руками потянули, и все же они не разорвались. Однако они сказали, что Фенрир сможет его порвать, на что Фенрир ответил:
Мне кажется, что с этой лентой я не получу от нее славы, если разорву такую тонкую ленту, но если она сделана с искусством и хитростью, то, даже если она и выглядит тонкой, эта лента не собирается на моих ногах. [ 14 ]
Асы сказали, что Фенрир быстро разорвал бы тонкую шелковую полоску, отметив, что Фенрир ранее разорвал огромные железные оковы, и добавили, что, если Фенрир не смог разорвать тонкий Глейпнир, то Фенриру нечего бояться богам, и в результате быть освобожденным. Фенрир ответил:
Если ты свяжешь меня так, что я не смогу освободиться, тогда ты будешь стоять рядом, так что мне придется долго ждать, прежде чем я получу от тебя какую-либо помощь. Я не хочу, чтобы на меня надели эту группу. Но вместо того, чтобы подвергать сомнению мою смелость, пусть кто-нибудь сунет мне руку в рот в качестве залога, что это сделано добросовестно. [ 16 ]
С этим заявлением все асы переглянулись друг с другом, оказавшись перед дилеммой. Все отказывались положить руку Фенриру в рот, пока Тир не протянул правую руку и не вложил ее в пасть волка. Когда Фенрир ударил ногой, Глейпнир крепко поймал его, и чем больше Фенрир боролся, тем сильнее становилась группа. При этом все засмеялись, кроме Тюра, потерявшего там правую руку. Когда боги узнали, что Фенрир полностью связан, они взяли веревку под названием Гельгья (древнескандинавские «оковы»). [ 17 ] свисающий с Глейпнира, вставил шнур через большую каменную плиту под названием Gjöll (древнескандинавский «крик»), [ 18 ] и боги закрепили каменную плиту глубоко в земле. После этого боги взяли огромную скалу под названием Твити (древнескандинавское «нападающий, нападающий»), [ 19 ] и воткнул его еще глубже в землю в качестве анкерного колышка. Фенрир отреагировал бурно; он широко раскрыл пасть и попытался укусить богов. Тогда боги вонзили ему в рот меч. Его рукоять касалась нижней челюсти, а острие — верхней; с помощью него челюсти волка были раздвинуты и волку заткнули рот. Фенрир «ужасно выл», изо рта у него текла слюна, и эта слюна образовала реку Ван (древнескандинавское «надежда»). [ 20 ] Там Фенрир будет лежать до Рагнарёка. Ганглери комментирует, что Локи создал «довольно ужасную семью», хотя и важную, и спрашивает, почему асы просто не убили там Фенрира, поскольку они ожидали от него великой злобы. Высокий отвечает, что «боги так уважали свои святые места и места святилища, что не хотели осквернять их волчьей кровью, хотя в пророчествах и говорится, что он станет смертью Одина». [ 21 ]
Gylfaginning главы 38 и 51
[ редактировать ]
В главе 38 Хай говорит, что много людей в Валгалле , и еще больше тех, кто прибудет, но их «покажется слишком мало, когда придет волк». [ 22 ] В главе 51 Хай предсказывает, что в рамках событий Рагнарёка, после того как сын Фенрира Скёлль проглотил солнце , а другой его сын Хати Хродвитниссон проглотил луну , звёзды исчезнут с неба. Земля сильно содрогнется, деревья будут вырваны с корнем, горы упадут, и все путы разорвутся – Фенрисульфр будет свободен. Фенрисульфр выйдет с широко раскрытой пастью, его верхняя челюсть коснется неба, а нижняя — земли, и пламя выгорит из его глаз и ноздрей. [ 23 ] Позже Фенрисульфр прибудет на поле Вигрида со своим братом и сестрой Ёрмунгандром. Собрав там силы, произойдет грандиозная битва. Во время этого Один отправится сражаться с Фенрисульфом. Во время битвы Фенрисульфр в конце концов проглотит Одина, убив его, а сын Одина Видарр двинется вперед и ударит одной ногой в нижнюю челюсть волка. На этой ноге будет легендарная обувь, «материал для которой собирался во все времена». Одной рукой Видарр схватит волка за верхнюю челюсть и разорвет ему пасть, убив Фенрисульфра. [ 24 ] Хай следует этому прозаическому описанию, цитируя в поддержку различные цитаты из «Вёлуспа» , в некоторых из которых упоминается Фенрир. [ 25 ]
Художественная литература и речь
[ редактировать ]В разделе «Эпилог» «Прозаическая Эдда» книги Skáldskaparmál эвгемеризованный , пытаясь объяснить , монолог приравнивает Фенрисульфра к Пирру что «он убил Одина, а Пирра можно назвать волком, согласно их религии, поскольку он не уважал места святилище, когда он убил царя в храме перед . алтарем Тора» [ 26 ] В главе 2 термин «враг волка» упоминается как кеннинг Одина, используемый скальдом 10-го века Эгиллом Скаллагримссоном . [ 27 ] В главе 9 «кормушка волка» дается как кеннинг Тюра, а в главе 11 «убийца Фенрисульфра» представлен как кеннинг Видарра. [ 28 ] отрывок из Рагнарсдрапы скальда 9-го века Браги Боддасона В главе 50 цитируется , в котором Хель , существо, упоминается как «сестра чудовищного волка». [ 29 ] В главе 75 имена варгов и волков, включая «Хродвитнир» и «Фенрир». перечислены [ 30 ] «Фенрир» дважды появляется в стихах как нарицательное существительное для «волка» или «варга» в главе 58 Skáldskaparmál и в главе 56 книги Háttatal . [ 31 ] Кроме того, имя «Фенрир» можно найти в списке йотнаров в главе 75 « Скальдскапармала » . [ 32 ]
Мировые крендели с солью
[ редактировать ]

В конце о Хеймскрингле саги Hákonar saga goða поэма Hákonarmál X века скальда Эйвиндра скальдаспиллира представлена . Стихотворение повествует о падении короля Норвегии Хокона I ; уносят его хотя он христианин, две валькирии в Валгаллу и там принимают как одного из Эйнхерий. Ближе к концу стихотворения есть строфа, в которой говорится, что скорее узы Фенрира порвутся, чем такой хороший король, как Хокон, встанет на его место:
Фенрис Волк будет свободен.
и опустошил царство людей,
прежде чем придет царственный принц
как хорошо, встать на его место. [ 33 ]
Археологические данные
[ редактировать ]Крест Торвальда
[ редактировать ]
Крест Торвальда , частично сохранившийся рунный камень, установленный в Кирк-Андреас на острове Мэн , изображает бородатого человека, держащего копье вниз, направленного на волка, его правая нога в пасти, в то время как большая птица сидит у него на плече. [ 34 ] Рундата датирует его 940 годом. [ 35 ] а Плюсковский датирует его 11 веком. [ 34 ] Это изображение интерпретируется как Один с вороном или орлом на плече, которого пожирает Фенрир в Рагнарёке. [ 34 ] [ 36 ] На обратной стороне камня находится еще одно параллельное ему изображение, описываемое как победа Христа над сатаной. [ 37 ] Эти объединенные элементы привели к тому, что крест стал называться « синкретическим искусством »; смесь языческих и христианских верований. [ 34 ]
Госфорт Кросс
[ редактировать ]середины XI века Крест Госфорта , расположенный в Камбрии , Англия, описывается как изображение комбинации сцен христианского Судного дня и языческого Рагнарека. [ 34 ] На кресте изображены различные фигуры, изображенные в стиле Борре , в том числе человек с копьем, обращенный к чудовищной голове, одна из ног которого воткнута в раздвоенный язык зверя и на его нижнюю челюсть, а рука приложена к его верхней челюсти, сцена интерпретируется как Видарр, сражающийся с Фенриром. [ 34 ] Это изображение было предложено как метафора победы Христа над сатаной. [ 38 ]
Ледбергский камень
[ редактировать ]
XI века На Ледбергском камне в Швеции , как и на Кресте Торвальда, изображена фигура, стоящая ногой у пасти четвероногого зверя, и это также может быть изображение Одина, пожираемого Фенриром в Рагнарёке. [ 36 ] Под зверем и человеком изображен безногий человек в шлеме с распростертыми руками. [ 36 ] Надпись Младшего Футарка на камне содержит обычно встречающееся памятное посвящение, но за ней следует закодированная руническая последовательность, которую описывают как «таинственную». [ 39 ] и «интересная магическая формула, известная во всем древнескандинавском мире». [ 36 ]
Другой
[ редактировать ]Если изображения на Рунном камне Таллсторпа правильно идентифицированы как изображения Рагнарёка , то Фенрир показан над кораблем Нагльфар . [ 40 ]
Мейер Шапиро выдвигает теорию связи между « Адской пастью », которая появляется в средневековой христианской иконографии, и Фенриром. По словам Шапиро, «на пристрастие англосаксов к Адской пасти, возможно, повлиял северный языческий миф о Судной трещине и битве с волком, сожравшим Одина». [ 41 ]
Ученые предполагают, что Тир изображен на различных объектах из археологических источников. Например, на периода миграции золотом брактеате из Тролльхеттана , Швеция, изображен человек, укушенный за руку зверем, который может изображать Тюра и Фенрира. [ 42 ] эпохи викингов Хогбек в Сокберне , графство Дарем , северо-восточная Англия, может изображать Тюра и Фенрира. [ 43 ]
Теории
[ редактировать ]
Ссылаясь на представление Фенрира в « Прозаической Эдде» , Энди Орчард выдвигает теорию, что «собака (или волк)» Гармр , Скёлль и Хати Хродвитниссон изначально были просто Фенрирами, заявляя, что «Снорри, как правило, старается проводить различия, называя волки, пожирающие солнце и луну, как Скёлль и Хати, и описывающие встречу Гарма и Тир (который, как можно было подумать, хотел бы заполучить Фенрира) в Рагнарёке». [ 44 ]
Джон Линдоу говорит, что неясно, почему боги решили воспитать Фенрира, а не его братьев и сестер Хель и Ёрмунганда в главе 35 «Gylfaginning» , предполагая, что это может быть «потому, что у Одина была связь с волками? Потому что Локи был кровным братом Одина?» Ссылаясь на ту же главу, Линдоу комментирует, что ни одна из фраз, к которым привела связь Фенрира, не оставила никаких других следов. Линдоу сравнивает роль Фенрира со своим отцом Локи и братом Фенрира Ёрмунгандром в том смысле, что все они проводят время с богами, связаны или изгнаны ими, возвращаются «в конце текущего мифического порядка, чтобы уничтожить их, только для того, чтобы быть уничтоженным сам». как молодое поколение богов, один из которых его убийца, выживает в новом мировом порядке». [ 45 ] Он также указывает на связывание Фенрира как на часть повторяющейся темы связанного монстра , где связан враг богов, но ему суждено вырваться на свободу во время Рагнарока. [ 46 ]
индоевропейские Были предложены параллели между мифами о Фенрире и персидском демоне Аримане . Яшты . ссылаются на историю, в которой Таксма Урупи ездил на Ангра-Майнью на лошади в течение тридцати лет Развитие этого намека можно найти только в позднем парсийском комментарии. Правителю Таксмору (Такшма Урупи) удалось заарканить Аримана (Ангра-Майнью) и держать его связанным, катая его три раза в день. Спустя тридцать лет Ариман перехитрил и проглотил Таксмору. Во время сексуального контакта с Ариманом Джамшид , брат Таксморува, вставил руку в анус Аримана и вытащил труп своего брата. Его рука засохла от контакта с дьявольскими внутренностями. Предлагаемые параллели с мифами о Фенрире - это связывание злого существа фигурой правителя и последующее проглатывание фигуры правителя злым существом (Одином и Фенриром), обман, включающий просовывание руки в отверстие монстра и причинение вреда вставленная конечность (Тир и Фенрир). [ 47 ]
Этолог Валериус Гейст писал, что нанесение увечий и окончательное убийство Фенриром Одина, который ранее его воспитал, вероятно, было основано на истинном опыте волчьего поведения, поскольку волки генетически запрограммированы подниматься в иерархии стаи и иногда были записано, что они восстали против своих родителей и убили их. Гейст утверждает, что «по-видимому, даже древние знали, что волки могут напасть на своих родителей, братьев и сестер и убить их». [ 48 ]
Современное влияние
[ редактировать ]Фенрир появляется в современной литературе в поэме «Om Fenrisulven og Tyr» (1819) Адама Готтлоба Оленшлегера (собран в Nordens Guder ), романе «Fenriswolf» К. Х. Штробла и « Til kamp mod dødbideriet» (1974) Е. К. Райха и Э. Ларсен. [ 4 ]
Фенрир был изображен в работах «Один и Фенрис» (1909) и «Связывание Фенриса» (около 1900) Дороти Харди, «Один и Фенрисвольф» и «Fesselung des Fenriswolfe» (1901) Эмиля Доплера , а также является предметом металлической скульптуры «Фенрир » работы Арне Винье Гуннеруд расположен на острове Аскёй , Норвегия . [ 4 ]
Фенрир — очень прочный вариант меха в Pixonic от игре War Robots (выпущенной как «Walking War Robots» в 2014 году). [ 49 ]
Фенрир появляется как антагонист в видеоигре Assassin's Creed Valhalla 2020 года , история которой адаптирована на основе событий, найденных в Прозе Эдде . [ 50 ]
Фенрир появляется в игре God of War Ragnarök 2022 года . [ 51 ]
См. также
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ↑ Когда Фенрир стал цветным. Архивировано 30 января 2021 года в Wayback Machine Магнусом Келлстрёмом, главным рунологом Шведского совета по национальному наследию .
- ↑ Анализ подтвержден как убедительный в рунических камнях «Укуси меня». Архивировано 30 января 2021 года в Wayback Machine Хенриком Уильямсом , профессором северогерманских языков в Уппсальском университете .
- ^ Фруктовый сад (1997:42).
- ^ Jump up to: а б с Симек (2007:81).
- ^ Симек (2007:160).
- ^ Симек (2007:350).
- ^ Дронке (1997:17).
- ^ Дронке (1997: 21–22).
- ^ Ларрингтон (1999:47).
- ^ Фолкс (1995:15).
- ^ Фолкс (1995:25).
- ^ Фолкс (1995: 26–27).
- ^ Фолкс (1995:27).
- ^ Jump up to: а б Фолкс (1995:28).
- ^ Симек (2007:198).
- ^ Фолкс (1995: 28–29).
- ^ Орчард (1997:54).
- ^ Орчард (1997:57).
- ^ Симек (2007:334).
- ^ Симек (2007:350)
- ^ Фолкс (1995:29).
- ^ Фолкс (1995:32).
- ^ Фолкс (1995:53).
- ^ Фолкс (1995:54).
- ^ Фолкс (1995: 55–57).
- ^ Фолкс (1995: 65–66).
- ^ Фолкс (1995:68).
- ^ Фолкс (1995:76).
- ^ Фолкс (1995:123).
- ^ Фолкс (1995:164).
- ^ Фолкс (1995: 136 и 199).
- ^ Фолкс (1995:157).
- ^ Холландер (2007:127).
- ^ Jump up to: а б с д и ж Плюсковский (2004:158).
- ^ Запись Бр Олсен; 185A в Rundata 2.0.
- ^ Jump up to: а б с д Янссон (1987:152)
- ^ Ричардс (1999:200).
- ^ Шапиро (1942:211, примечание 66).
- ^ Маклауд, Человек (2006:145).
- ^ Меррони (2004:136); Крамлин-Педерсен и Тай (1995:170).
- ^ Шапиро (1942:211).
- ^ См. обсуждение, например, у Дэвидсона (1993:39–41).
- ^ МакКиннелл (2005:16).
- ^ Орчард (1997:43).
- ^ Линдоу (2001: 111–114).
- ^ Линдоу (2001: 82–83).
- ^ Пухвель (1988: 118–119).
- ^ «Когда волки становятся опасными для человека?» (PDF) . 29 сентября 2007 г. Архивировано (PDF) из оригинала 25 августа 2014 г. . Проверено 5 января 2015 г.
- ^ «Фенрир – Боевые роботы» . warrobots.com . Архивировано из оригинала 13 марта 2022 года . Проверено 13 марта 2022 г.
- ^ «Связывание судьбы – Путеводитель по Assassin's Creed Valhalla Wiki» . ИГН . 30 апреля 2020 года. Архивировано из оригинала 31 мая 2022 года . Проверено 31 мая 2022 г.
- ^ ЛеБлан, Уэсли (6 июля 2022 г.). «Новый трейлер God Of War: Ragnarok раскрывает ноябрьскую дату выхода» . Игровой информер . Архивировано из оригинала 6 июля 2022 года . Проверено 6 июля 2022 г.
Общие и цитируемые ссылки
[ редактировать ]- Крамлин-Педерсен, Оле и Тай, Биргитте Мунк (ред.) (1995). Корабль как символ в доисторической и средневековой Скандинавии: материалы международного исследовательского семинара в Датском национальном музее, Копенгаген, 5–7 мая 1994 г. Национальный музей. ISBN 87-89384-01-6
- Дэвидсон, Хильда Эллис . 1993. Утраченные верования Северной Европы . Рутледж . ISBN 9780415049368
- Дронке, Урсула (Пер.) (1997). Поэтическая Эдда: Том II: Мифологические стихи . Издательство Оксфордского университета . ISBN 0-19-811181-9 .
- Фолкс, Энтони (Пер.) (1995). прошлом В Обыватель . ISBN 0-460-87616-3
- Холландер, Ли Милтон (Пер.) (2007). Хеймскрингла: История королей Норвегии. Архивировано 23 апреля 2023 года в Wayback Machine . Техасский университет Пресс ISBN 978-0-292-73061-8
- Ларрингтон, Кэролайн (Пер.) (1999). Поэтическая Эдда . Оксфордская мировая классика . ISBN 0-19-283946-2 .
- Линдоу, Джон (2001). Скандинавская мифология: Путеводитель по богам, героям, ритуалам и верованиям . Издательство Оксфордского университета . ISBN 0-19-515382-0 .
- Маклауд, Минди; Мес, Бернард (2006). Рунические амулеты и магические предметы . Бойделл Пресс . ISBN 1-84383-205-4 . Архивировано из оригинала 19 апреля 2023 года . Проверено 23 сентября 2016 г.
- Маккиннелл, Джон . 2005. Встреча с другим в скандинавских мифах и легендах . Д.С. Брюэр . ISBN 9781843840428
- Меррони, Марк (2004). Викинги: завоеватели, торговцы и пираты . Перипл. ISBN 1-902699-54-8 .
- Орчард, Энди (1997). Словарь скандинавских мифов и легенд . Касселл . ISBN 0-304-34520-2 .
- Плюсковский, Алекс (2004). «Апокалиптические монстры: животные вдохновения для иконографии средневековых северных пожирателей». В Билдхауэре, Беттина; Миллс, Роберт (ред.). Чудовищное средневековье . Университет Торонто Пресс . стр. 155–176. ISBN 0-8020-8667-5 . Архивировано из оригинала 2 мая 2023 года . Проверено 23 сентября 2016 г.
- Пухвель, Яан (1998). Сравнительная мифология . Издательство Университета Джонса Хопкинса. ISBN 0-8018-3413-9 .
- Ричардс, Джулиан Д. (1999). «Скандинавское присутствие». В Хантере, Джон; Ралстон, Ян (ред.). Археология Британии: введение от верхнего палеолита к промышленной революции . Рутледж . стр. 194–209. ISBN 0-415-13587-7 . Архивировано из оригинала 2 мая 2023 года . Проверено 23 сентября 2016 г.
- Рундата 2.0 для Windows .
- Шапиро, Мейер (1942). « Челюсть Каина, совершившая первое убийство» . Художественный вестник . 24 (3): 205–212. дои : 10.2307/3046829 . JSTOR 3046829 .
- Симек, Рудольф (2007). Словарь северной мифологии . перевод Анжелы Холл. Д.С. Брюэр . ISBN 978-0-85991-513-7 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- MyNDIR (My Norse Digital Image Repository) Иллюстрации Фенрира из рукописей и ранних печатных книг.