Епископы в католической церкви
В Католической Церкви епископ , — это рукоположенный служитель обладающий полнотой таинства священного сана и отвечающий за преподавание доктрины. [1] управляя католиками в своей юрисдикции , [2] освящающий мир [3] и представляющий Церковь. [4] [5] Католики возводят истоки должности епископа к апостолам , которые, как полагают, были наделены особой харизмой и должностью Святым Духом в Пятидесятницу . [6] Католики верят, что эта особая харизма и должность передавались через непрерывную преемственность епископов посредством возложения рук при таинстве священного сана. [7]
Епархиальным епископам , известным как епархиальные епископы в Восточно-католических церквях , поручено управлять местными регионами внутри Католической церкви, известными как епархии в Латинской церкви и епархии в восточных церквях. Епископы вместе известны как Коллегия Епископов и могут иметь такие дополнительные титулы, как архиепископ , кардинал , патриарх или папа . По состоянию на 2020 год в Латинской и Восточной церквях Католической церкви насчитывалось около 5600 живых епископов. [8]
Епископы всегда мужчины. [9] Кроме того, канон 180 Кодекса канонического права Восточных Церквей требует, чтобы кандидат в восточное епископство (пункт 1 канона 378 Кодекса 1983 года канонического права устанавливает почти такие же требования):
- проявлять твердую веру, добрые нравы, благочестие, ревность о душе и благоразумие;
- пользоваться хорошей репутацией;
- не быть связанным брачными узами;
- быть не моложе тридцати пяти лет;
- рукоположен в пресвитера не менее чем на пять лет;
- иметь докторскую степень или лицензию в какой-либо священной науке или, по крайней мере, быть экспертом в ней.
Епархиальные или епархиальные архиереи
[ редактировать ]Традиционная роль епископа - действовать как глава епархии или епархии. Епархии значительно различаются по географическому размеру и населению. Множество епархий вокруг Средиземного моря , которые рано приняли христианскую веру, довольно компактны по размеру, в то время как епархии в районах, евангелизированных совсем недавно, например, в некоторых частях Африки к югу от Сахары , Южной Америки и Дальнего Востока , как правило, более крупный и густонаселенный. В своей епархии епископ Латинской церкви может использовать папские облачения и регалии, но не может делать этого в другой епархии без, по крайней мере, предполагаемого согласия соответствующего Ординария. [10]
Встреча
[ редактировать ]Отставка в 75 лет
[ редактировать ]Со времени Второго Ватиканского Собора 1965 года епархиальным архиереям и им равным, «которые стали менее способными исполнять свои обязанности должным образом из-за растущего бремени возраста или по какой-либо другой серьезной причине, настоятельно предлагается подать в отставку с должности либо по собственной инициативе». или по приглашению компетентного органа». Был предложен возраст 75 лет, и Иоанн Павел II включил эти положения в Латинской церкви новый Кодекс канонического права 1983 года . [11]
Статья 401.1 Кодекса канонического права 1983 года гласит: «Епархиальному епископу, достигшему семидесятипятилетнего возраста, предлагается подать в отставку с поста Верховному Понтифику , который, принимая во внимание все обстоятельства, примет меры соответственно". [12] 15 февраля 2018 года Папа Франциск установил такое же правило для некардинальных епископов, служащих в Римской курии , которые ранее автоматически теряли свои должности в возрасте 75 лет. [13] [14]
Роли
[ редактировать ]Примеры и перспективы в этом разделе смещены в сторону одной области (т.е. латинской части Католической церкви) и не отражают полного взгляда на предмет . ( август 2022 г. ) |
«епархиальный архиерей» [15] поручается попечение местной Церкви ( епархии ). [16] Он отвечает за обучение, управление и освящение верующих своей епархии, разделяя эти обязанности со священниками и дьяконами, которые служат под его началом. [17]
«Обучать, освящать и управлять» [18] означает, что он должен (1) контролировать проповедь Евангелия и католическое образование во всех его формах; (2) наблюдать и обеспечивать отправление таинств; и (3) издавать законы, управлять и выступать в качестве судьи по вопросам канонического права в своей епархии. Он служит «главным пастырем » (духовным лидером) епархии и несет ответственность за пастырское окормление всех католиков, живущих в пределах его церковной и ритуальной юрисдикции. [19] Он обязан служить мессу каждое воскресенье и Святой праздник с намерением молиться за тех, кто находится на его попечении, назначать духовенство на должности в различных учреждениях и контролировать финансы. [20] Епископу надлежит проявлять особую заботу о священниках, выслушивать их, использовать их в качестве советников, обеспечивать их всестороннее адекватное обеспечение и защищать их права, изложенные в Кодексе канонического права . [21] Латино-католические епископы также должны регулярно посещать Святой Престол каждые пять лет. [22]
Из-за их функции учителей веры в некоторых англоязычных странах принято добавлять к именам епископов постноминальный титул «DD» ( Доктор богословия ), а также обращаться к ним как «Доктор».
Только епископ имеет право рукополагать таинство священного сана. В Латинской церкви второстепенные ордена были упразднены после Второго Ватиканского Собора. В восточно-католических церквях монашеский архимандрит может постригать и присваивать своим подданным второстепенные ордена; однако постриг и малые саны не считаются частью таинства священнослужения. [23]
Таинство Миропомазания обычно совершается епископом в Латинской Церкви, но епископ может делегировать его священнику. В случае принятия взрослого человека в полное общение с Католической Церковью конфирмацию совершает председательствующий священник. [24] В восточно-католических церквях миропомазание (называемое миропомазанием ) обычно совершается священниками, поскольку оно совершается одновременно с крещением . во власти только епархиального или епархиального архиерея Освятить церкви и алтари , хотя для совершения обряда он может поручить другому епископу или даже священнику. [25]
В Великий Четверг латино-католические епископы возглавляют Мессу Миропомазания . Хотя на этой Мессе освящается Масло Больное для таинства Елеопомазания , в случае необходимости его может освятить и любой священник. Только епископ может освящать миро. В Восточно-Католических Церквах миро освящают исключительно главы церквей sui juris (патриархи и митрополиты), а епархиальные архиереи не могут этого делать.
Только епископ или другой Ординарий может предоставить nihil obstats для богословских книг, удостоверяя, что они свободны от доктринальных или моральных ошибок; это выражение учительской власти и образовательной ответственности епископа.
До Второго Ватиканского Собора прерогативой епископа было также освятить диск и чашу , которые будут использоваться во время Мессы. Одним из изменений, внесенных после Собора, является то, что теперь произносится простое благословение, и оно может даст любой священник.
Канонический авторитет
[ редактировать ]И в западных, и в восточно-католических церквях любой священник может служить мессу или Божественную литургию . Однако для публичного совершения Мессы или Божественной литургии священнику необходимо иметь разрешение местного Ординария — право на это разрешение может быть предоставлено настоятелям приходов на ограниченный период, но для получения долгосрочного разрешения следует обратиться к епархиальному ординарию. обычно требуется епископ. , Путешествующим священникам может быть выдан знаменитый титул чтобы они могли продемонстрировать пасторам и епископам за пределами своей епархии, что у них хорошая репутация. Однако даже если у священника нет такого документа, он может совершать таинства, если местный епископ или пастырь посчитает, что приезжий священник является человеком с хорошей репутацией. [26]
На Востоке на алтаре хранится антиминс, подписанный архиерея, отчасти как напоминание о том, чей это алтарь и под чьим омофором служит священник местного прихода.
Чтобы священники могли законно совершать таинство Покаяния, они должны иметь полномочия (разрешение и полномочия) от местного епископа; [27] однако, когда кающемуся грозит смерть, священник имеет и право, и обязанность выслушать исповедь, где бы он ни находился. [28]
Чтобы председательствовать на церемониях бракосочетания, священники и дьяконы Латинской церкви должны иметь соответствующую юрисдикцию или делегирование полномочий компетентным органом. В латинской ветви католической церкви учат, что благодать причастия совершает сама пара; таким образом, хотя церемонию бракосочетания обычно совершает рукоположенный человек, епископ может поручить мирянину присутствовать при обмене обетами; это будет делаться только в крайних случаях, например, на территориях миссий. В восточной традиции духовенство не только является свидетелем обмена клятвами, но и должно дать благословение на заключение действительного брака. [29]
Если это не запрещено конкретным епископом, любой епископ может проповедовать по всей Католической церкви. [30] и любой священник или дьякон также может проповедовать где угодно (при условии разрешения местного пастора), если только его способность проповедовать не была ограничена или лишена. [31]
В соборе епархии есть особая кафедра, называемая кафедрой , иногда называемая престолом , отведенная в святилище для исключительного использования ее Ординария; оно символизирует его духовный и церковный авторитет.
Дополнительные титулы, статус и роли
[ редактировать ]Епископы могут выполнять дополнительные роли в Католической церкви, в том числе следующие:
(Арка) избранный епископ
[ редактировать ]Священник, назначенный епископом, или епархиальный епископ, назначенный архиепископом, но до вступления в должность или вступления в должность .
Титулярный (архиепископ)
[ редактировать ]( Титулярный епископ или титулярный архиепископ) - это / (архи) епископ, который не является (архи) епископом / (архи) епархии; если (с 1970 года) он не является коадьютором или почетным лицом, он назначается на титулярную кафедру , которая обычно является названием города или области, которая раньше была резиденцией епархии, но чья епископальная кафедра (епархия) больше не функционирует. как таковой. Титулярные (архиепископы) часто служат вспомогательными епископами , должностными лицами в Римской курии , в Патриарших куриях Восточных Церквей, в качестве папских дипломатических посланников (особенно апостольских нунциев или апостольских делегатов ) или возглавляют определенные миссионерские предепархиальные юрисдикции (особенно апостольский викарий , который с 2019 года больше не имеет титульного престола). С 1970 года епископ-коадъютор (или архиепископ) использует титул кафедры, на которую он назначен, а почетный епископ (или архиепископ) использует титул своей последней резиденции.
Суфраганский епископ
[ редактировать ]Епископ -суфражист возглавляет епархию в пределах церковной провинции, отличной от главной епархии, митрополичьей архиепархии . [32]
Вспомогательный епископ
[ редактировать ]– Вспомогательный архиерей это штатный помощник епархиального архиерея или архиепископа. Вспомогательные - это титулярные (архиепископы) без права наследования, которые различными способами помогают епархиальному епископу или архиепископу и обычно назначаются генеральными викариями или епископскими викариями (архи) епархии, в которой они служат. [33]
Коадьютор епископ
[ редактировать ]Епископ -коадьютор - это (архиепископ), которому предоставлены почти равные полномочия с полномочиями епархиального епископа или архиепископа; он имеет особые способности и право стать преемником действующего епархиального епископа или архиепископа. [34] Назначение коадьюторов рассматривается как средство обеспечения преемственности церковного руководства. До недавнего времени существовала возможность того, что епископ-коадъютор не имел права наследования.
Епископ-прелат
[ редактировать ]Епископ, занимающий должность, не требующую епископского рукоположения, в частности, прелат личной прелатуры. [35] или территориальная прелатура. [36]
Почетный (архиепископ)
[ редактировать ]Когда епархиальный епископ, архиепископ или вспомогательный епископ уходит в отставку, ему присваивается почетный титул « почетного епископа » последней кафедры, которой он служил, т. е. почетного архиепископа, почетного епископа или почетного вспомогательного епископа кафедры. «Почетный» не используется для обозначения титульной кафедры, но может использоваться для обозначения (архи)епископа, который перешел на не(арх)епархиальную должность, но фактически не вышел на пенсию. Примеры: Почетный архиепископ (или епископ) Места». Кардинал Луис Антонио Тагле , который был назначен префектом Конгрегации по евангелизации народов , стал почетным архиепископом Манилы . [37]
Традиционно (архиепископы) назначали ординариев или вспомогательных сотрудников пожизненно. Когда произошла редкая отставка, епископу была назначена титульная кафедра. Статус «почетного» возник после Второго Ватиканского Собора , когда (архиепископов) сначала поощряли, а затем требовали подать в отставку в возрасте 75 лет. 31 октября 1970 года Папа Павел VI постановил, что «епархиальные епископы или архиепископы по латинскому обряду те, кто уходит в отставку, больше не передаются титульной церкви, а вместо этого продолжают идентифицироваться по имени кафедры, с которой они подали в отставку». [38] [39] [40]
Кардинал
[ редактировать ]Кардинал — это епископ или архиепископ, назначенный Папой для работы в Коллегии кардиналов . Члены Коллегии в возрасте до 80 лет избирают нового Папу, который на практике всегда является одним из их числа, в случае смерти или отставки действующего президента. Кардиналы также служат папскими советниками и занимают руководящие должности в структуре католической церкви. Согласно каноническому праву, человек, назначенный кардиналом, обычно должен быть (архиепископом) или принять его посвящение, но может попросить папского разрешения отказаться. Большинство кардиналов уже являются архиепископами важных архиепархий или патриархатов, другие уже служат титулярными епископами в Римской курии. Недавние папы назначили нескольких священников, большинство из которых были известными богословами, в Коллегию кардиналов, и им было разрешено отклонить епископское посвящение. Примеры включают Карла Беккера в 2012 году и Эрнеста Симони в 2016 году.
Архиепископ
[ редактировать ]Архиепископ является главой архиепархии или епископом, наделенным титульной кафедрой, которая является архиепархией.
Митрополит архиепископ
[ редактировать ]Митрополит — это архиепископ, обладающий незначительной юрисдикцией над церковной провинцией ; на практике это означает председательствование на собраниях и надзор за епархиями в провинции. [41]
В восточном католицизме митрополит также может быть главой автокефальной , sui juris или автономной церкви, когда число приверженцев этой традиции невелико. В Латинской Церкви митрополиты всегда являются архиепископами; во многих восточных церквях титул «митрополит», причем в некоторых из этих церквей «архиепископ» используется как отдельная должность.
Папа Римский
[ редактировать ]Папа епископ – Рима . Католическая церковь считает, что Коллегия епископов как группа является преемницей Коллегии апостолов. Церковь также считает, что единственным среди святому апостолов Петру , первому епископу Рима, была предоставлена роль лидера и власти, что дало Папе право управлять Церковью вместе с епископами. [42] Следовательно, Церковь считает, что епископ Рима, как преемник Петра, обладает уникальной среди епископов ролью говорить от имени всей Церкви, назначать других епископов и управлять центральной администрацией Церкви, Римской курией . Папские заявления, соответствующие требованиям декрета о папской непогрешимости Первого Ватиканского Собора, являются непогрешимыми.
Почетный Папа
[ редактировать ]После своей отставки с поста Папы (епископа Римского) 28 февраля 2013 года Бенедикт XVI стал Почетным Верховным Понтификом (или, в просторечии, Почетным Папой). Единственный обладатель титула на сегодняшний день, он удерживал его до своей смерти в декабре 2022 года.
Патриарх
[ редактировать ]Титул патриарха в Католической церкви применяется либо к патриарху Восточной церкви sui iuris , либо к второстепенному латинскому патриарху. Патриарх Восточной Церкви sui iuris возглавляет автономную Церковь, избирается Синодом этой Церкви и осуществляет власть на своей патриаршей территории, а также в епархиях и приходах за пределами своей территории. Младший латинский патриарх — это почетный титул над архиепископом, присвоенный некоторым латинским епархиям по историческим причинам.
Католикос
[ редактировать ]Некоторые восточно-католические церкви называют своих глав католиками — историческим титулом главы церкви. Армянская католическая церковь , Халдейская католическая церковь и Сиро-Маланкарская католическая церковь — все они называют свои главы именно так.
Главный архиепископ
[ редактировать ]Главные архиепископы являются главами крупной архиепископской церкви . Полномочия главных архиепископов в их соответствующих церквях sui juris равны полномочиям патриарха, но они получают меньше церемониальных почестей, и их избрание должно быть подтверждено Святым Престолом.
Предстоятель
[ редактировать ]В католической церкви примат обычно является епископом старейшей епархии и/или столицы (нынешней или бывшей) страны ; это звание почетное.
Государственная должность
[ редактировать ]После публикации нового Кодекса канонического права в 1983 году Папой Иоанном Павлом II всем членам католического духовенства запрещено занимать государственные должности без специального разрешения Святого Престола . [43]
Рукоположение епископов
[ редактировать ]Назначение епископов в Католической церкви – сложный процесс, требующий участия нескольких чиновников. В Латинской Церкви местный синод, папский нунций (или апостольский делегат), различные дикастерии принимают участие Римской курии и Папа; с 1970-х годов для нунция стало обычной практикой запрашивать мнение духовенства и мирян в свободной епархии. В патриарших и крупных архиепископских Восточных Церквах роль в выборе епископов также играют постоянный синод, Священный синод и патриарх или главный архиепископ.
Апостольская преемственность и другие церкви
[ редактировать ]Католическая церковь всегда учила, что епископы происходят от непрерывной линии епископов со времен апостолов , что известно как апостольская преемственность . С 1896 года, когда Папа Лев XIII издал буллу Apostolicae curae , Католическая церковь не признавала действительными англиканские ордена из-за изменений в обрядах рукоположения, произошедших в XVI веке, а также расхождения в понимании богословия епископства. и Евхаристия. Однако с тех пор эта точка зрения усложнилась, поскольку старокатолические епископы, чьи приказы полностью признаны Римом действительными, выступали в качестве со-хиротонисов при хиротонии англиканских епископов. По словам церковного историка Тимоти Дюфорта, к 1969 году все епископы англиканской церкви приобрели старокатолические линии апостольской преемственности, полностью признанные Святым Престолом. [44]
Католическая церковь признает действительными, но незаконными рукоположения, совершенные некоторыми независимыми католическими группами, такими как Старокатолическая церковь Утрехтского союза и Польская национальная католическая церковь , при условии, что рукоположение получают крещеные мужчины и действующий обряд используется епископское посвящение, выражающее надлежащие функции и сакраментальный статус епископа. Святой Престол также признает действительными рукоположения восточно-православной , старокатолической , восточно-православной и ассирийской несторианских церквей. Что касается церквей Востока, Второй Ватиканский Собор заявил:
Итак, чтобы устранить всякую тень сомнения, этот святой Собор торжественно провозглашает, что Церкви Востока, помня о необходимом единстве всей Церкви, имеют право управлять собой в соответствии с присущими им дисциплинами, поскольку они лучше соответствуют характеру их верующих и, более того, служат благу их душ. [45]
Платье и облачения
[ редактировать ]Латинская церковь
[ редактировать ]Повседневная одежда епископов Латинской Церкви может состоять из черной (или, в тропических странах, белой) рясы с амарантовая отделка и пурпурная фасция , а также наперсный крест и епископское кольцо . В Инструкции по одежде святителей 1969 года говорилось, что одежда для обычного использования может представлять собой простую рясу без цветной отделки. [46] С 1969 года черный костюм и канцелярская рубашка, уже привычные в англоязычных странах, стали очень распространены и в странах, где ранее они были неизвестны.
епископа Латинской церкви Хоровое платье , которое носят при посещении, но не при совершении литургических функций, состоит из пурпурной рясы с отделкой из амаранта, крючком , фиолетовым цуккетто , фиолетовой биреттой с пучком и наперсным крестом . Каппу магну можно носить, но только в пределах собственной епархии епископа и в особо торжественных случаях. [47]
Митру цуккетто , . и палантин обычно носят епископы во время совершения литургических функций Во время литургических функций, кроме мессы, епископ обычно носит мантию . В пределах своей епархии и при торжественном праздновании в других местах с согласия местного Ординария он также пользуется посохом . [48] При служении мессы епископ, как и священник , носит ризу . Caeremoniale Episcoporum рекомендует, но не обязывает, чтобы во время торжественных торжеств епископ также носил далматик под ризой , который всегда может быть белого цвета, особенно при совершении таинства священного сана , благословении аббата или игуменьи и посвящении церковь или алтарь. [49] В Caeremoniale Episcoporum больше не упоминаются папские перчатки , папские сандалии , литургические чулки (также известные как котурны ), манипула или снаряжение, которое когда-то предписывалось для епископской лошади.
Восточно-католический
[ редактировать ]Повседневная одежда восточно-католических епископов часто такая же, как и у их коллег из Латинской церкви: черный священнический костюм с наперсным крестом или панагией .
Католик византийского обряда
[ редактировать ]Традиционно епископы являются монахами, поэтому их повседневная одежда представляет собой монашескую одежду с панагией, а также, в зависимости от ранга, наперсным крестом и второй панагией.
При посещении литургических служб, на которых он не совершает богослужения, епископ может носить мантию , панагию и энгольпион , если он является патриархом или митрополитом . Он также будет нести пастырский посох в виде трости с навершием наверху . В византийском обряде не существует епископского кольца.
При участии в Божественной литургии епископ носит саккос (Императорский далматик ), омофор , эпигонацию и митру византийского типа, основанную на закрытой императорской короне поздней Византийской империи и выполненную в форме луковичной короны, полностью в комплекте, материал — парча , дамаск или золотая парча . Он может быть вышит и богато украшен драгоценностями, к нему прикреплены четыре иконы : Христос , Богородица , Иоанн Креститель и Крест . Эти митры обычно золотые, но другие литургические цвета могут использоваться и . Митру увенчивает крест, сделанный из металла и стоящий вертикально. Он также носит посох в стиле этого обряда. Возглавляя другие службы, он может носить меньшее облачение, но также и мантью, если только не носит стихарь .
См. также
[ редактировать ]- Иерархия католической церкви
- Исторический список католических епископов США
- Список католических апостольских администраций
- Список католических апостольских префектур
- Список католических апостольских викариатов
- Список католических епархий
- Список католических епархий (в алфавитном порядке)
- Список католических епархий (структурированный вид)
- Список католических военных епархий
- Список католических миссий sui juris
- Список восточно-католических экзархатов
- Список католических епископов США
- Список католических епархий США
- Списки патриархов, архиепископов и епископов
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Катехизис Католической Церкви – Верные Христовы – Иерархия, Миряне, Посвященная жизнь» . Ватикан.ва. 20 февраля 1946 г. Проверено 1 апреля 2014 г.
- ^ «Катехизис Католической Церкви – Верные Христовы – Иерархия, Миряне, Посвященная жизнь» . Ватикан.ва. 20 февраля 1946 г. Проверено 1 апреля 2014 г.
- ^ «Катехизис Католической Церкви – Верные Христовы – Иерархия, Миряне, Посвященная жизнь» . Ватикан.ва. 20 февраля 1946 г. Проверено 1 апреля 2014 г.
- ^ «Катехизис Католической Церкви – Таинство Священства» . Ватикан.ва. Архивировано из оригинала 24 апреля 2014 г. Проверено 1 апреля 2014 г.
- ^ «CCC – ЧАСТЬ 1 РАЗДЕЛ 2 ГЛАВА 3 СТАТЬЯ 9 ПАРАГРАФ 3» . Ватикан.ва. 14 декабря 1975 г. Проверено 1 апреля 2014 г.
- ^ «Катехизис 1556 года» . Проверено 6 октября 2014 г.
- ^ «Катехизис 1555–1556 гг.» . Проверено 6 октября 2014 г.
- ^ «Живые епископы» . Catholic-Hierarchy.org . Дэвид М. Чейни . Проверено 23 января 2015 г.
- ^ «АПОСТОЛЬСКОЕ ПОСЛАНИЕ ORDINATIO SACERDOTALIS ИОАННА ПАВЛА ВТОРОГО ЕПИСКОПАМ КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ О СОХРАНЕНИИ СВЯЩЕСТВЕННОГО ХРОПОНАЦИОНИРОВАНИЯ ТОЛЬКО МУЖЧИН» . Библиотека Эдитрис Ватикана . Проверено 30 мая 2014 г.
- ^ «Канон 390» . Проверено 6 октября 2014 г.
- ^ О'Коннелл, Джерард (5 ноября 2014 г.). «Папа Франциск пересматривает нормы отставки епископов и кардиналов» . Америка, «Иезуитское обозрение» .
- ^ «Свод канонического права: Епархиальные архиереи» . Проверено 6 октября 2014 г.
- ^ МакЭлви, Джошуа Дж. (15 февраля 2018 г.). «Фрэнсис разрешает епископам Ватикана служить после 75 лет по новому принципу «motu proprio » . Национальный католический репортер . Проверено 17 февраля 2018 г.
- ^ Пулелла, Филип (15 февраля 2018 г.). «Папа приказывает отошедшим от дел прелатам жить аскетично и избегать власти» . Рейтер . Проверено 17 февраля 2018 г.
- ^ «Каноны 294-297» . 1983 года Кодекс канонического права . Книжный магазин издательства Ватикана . Проверено 10 февраля 2023 г.
- ^ «Канон 369» . 1983 года Кодекс канонического права . Книжный магазин издательства Ватикана . Проверено 27 июля 2009 г.
- ^ «Канон 381» . 1983 года Кодекс канонического права . Книжный магазин издательства Ватикана . Проверено 27 июля 2009 г.
- ^ «Канон 386.1» . Проверено 6 октября 2014 г.
- ^ «Канон 383.1,2» . Проверено 6 октября 2014 г.
- ^ «Каноны 388,2 и 392,2» . Проверено 6 октября 2014 г.
- ^ «Канон 384» . Проверено 6 октября 2014 г.
- ^ «Канон 399.1» . Проверено 6 октября 2014 г.
- ^ «Катехизис 1554 года» . Проверено 6 октября 2014 г.
- ^ «Канон 883.2» . Проверено 6 октября 2014 г.
- ^ «Канон 1207» . Проверено 6 октября 2014 г.
- ^ «Канон 903» . Проверено 6 октября 2014 г.
- ^ «Канон 966.1» . Проверено 6 октября 2014 г.
- ^ «Каноны 966.1 и 976» . Проверено 6 октября 2014 г.
- ^ «Катехизис Католической Церкви, параграф 1623» . Проверено 6 октября 2014 г.
- ^ «Канон 763» . Проверено 6 октября 2014 г.
- ^ «Канон 764» . Проверено 6 октября 2014 г.
- ^ «Метрополитен» . Католическая энциклопедия . Том. 10. Энциклопедия Пресс. 1911. С. 244–45 . Проверено 6 декабря 2009 г.
- ^ «Каноны 403.1, 406» . Проверено 6 октября 2014 г.
- ^ «Канон 403.3» . Проверено 6 октября 2014 г.
- ^ «Каноны 294-297» . 1983 года Кодекс канонического права . Книжный магазин издательства Ватикана . Проверено 10 февраля 2023 г.
- ^ «Каноны 368, 370» . 1983 года Кодекс канонического права . Книжный магазин издательства Ватикана . Проверено 10 февраля 2023 г.
- ^ «Карточка TAGLE. Луис Антонио Гоким» .
- ^ Родимер, Фрэнк Дж. (22 марта 2010 г.). «Почетный епископ: ушел в отставку, но продолжает служить» . Америка . Проверено 17 октября 2018 г.
- ^ Конгрегация епископов (2008 г.). Почетный епископ (на итальянском языке). Книжный магазин издательства Ватикана. ISBN 978-8820980474 .
- ^ Конфалонери, Карло . «Communicazione del titolo dei Vescovi 'officio renuntiantibus' » (PDF) . Конгрегация духовенства (на итальянском языке). Архивировано (PDF) из оригинала 25 марта 2017 года . Проверено 17 октября 2018 г.
- ^ «Канон 435-36» . Кодекс канонического права . Книжный магазин издательства Ватикана . Проверено 6 декабря 2009 г.
- ^ «Люмен Гентиум 18» . Архивировано из оригинала 6 сентября 2014 года . Проверено 6 октября 2014 г.
- ^ «Канон 285.3» . Проверено 6 октября 2014 г.
- ^ Тимоти Дюфорт, Табличка , 29 мая 1982 г., стр. 536–538.
- ^ «Декрет об экуменизме/Unitatis Redintegratio 16» . Архивировано из оригинала 6 марта 2013 года . Проверено 6 октября 2014 г.
- ↑ Инструкция по одежде, титулам и гербам кардиналов, епископов и младших прелатов, 28 марта 1969 г. , 14
- ^ Церемониал епископов , 64
- ^ Церемониал епископов , 59
- ^ Церемониал епископов , 56