Мартин PBM Mariner
PBM Mariner | |
---|---|
![]() Моряк в флоте США PBM-5 | |
Общая информация | |
Тип | Патрульный бомбардировщик летающий лодка |
Национальное происхождение | Соединенные Штаты |
Производитель | Glenn L. Martin Company |
Основные пользователи | ВМС США |
Номер построен | 1,366 |
История | |
Производится | 1940–1949 [ 1 ] |
Дата введения | Сентябрь 1940 года |
Первый полет | 18 февраля 1939 года |
Ушедший на пенсию | 1964 ( Уругвай ) |
Превратился в | Мартин P5M Marlin |
Martin PBM Mariner с двумя двигателями, -это летающая бомбардировка летающая бомбардировщика во Второй мировой войне и ранняя эра холодной войны . Он был разработан, чтобы дополнить консолидированную PBY Catalina и PB2Y Coronado . В общей сложности было построено 1366 PBM, с первым примером полета 18 февраля 1939 года, а тип вступил в службу в сентябре 1940 года, причем последний тип был вышел на пенсию в 1964 году.
Моряк, иначе известный своим Второй мировой войной и послевоенной службой, был тип, который исчез, поиск рейса 19 . Полет 19 исчез в Бермудском треугольнике, он и моряк, который искал его, никогда не встречался с его 14 командой, хотя, как считалось, он пострадал в воздухе. Другой известной аварией была авария Antarctica PBM Mariner 1946 года в декабре 1946 года.
Дизайн и разработка
[ редактировать ]
В 1937 году компания Glenn L. Martin разработала новую летающую лодку с двумя двигателями, Model 162 , чтобы сменить свою более раннюю Martin P3M и дополнить PBY Catalina и PB2Y Coronado . он получил заказ на один прототип XPBM-1 . 30 июня 1937 года [ 2 ]
Чтобы проверить планировку PBM, Мартин построил полевую модель в масштабе три восьмого масштаба, зажигатель головастика Martin 162a с экипажем из одного и питался на одном 120 л.с. (89 кВт) двигателя Chevrolet, управляющего двумя воздушными стеклами через V-бельсы; Это было пролетано в декабре 1937 года. [ 3 ] [ 4 ] За этим последовал первоначальный производственный заказ на 21 самолета PBM-1 28 декабря 1937 года. [ 5 ] Первый подлинный PBM, XPBM-1, вылетел 18 февраля 1939 года. [ 2 ]
Самолет имел несколько позиций оружия , включая отдельные крепления на каждом луче среднего костюма и корму над хвостовым конусом. Дополнительные орудия были расположены в носу и дорсальных башнях, каждая из которых оснащена двумя оружием . Бомбардировки были двигателя в гонках . Крыло чайки было консольного дизайна и имело чистую аэродинамику с необычным двойным хвостом . PBM-1 был оснащен выдвижными посадочными посадками крыла , которые были накрыты подвесными подвесной, с однопользовыми плаваниями, которые убирались внутрь, чтобы отдохнуть под крылом, с килями поплавков, находящихся в стороне от каждой из гонкелей двигателя. У PBM-3 были фиксированные поплавки, а фюзеляж был на три фута длиннее, чем у PBM-1. Мартин также разработал еще более крупный 4-двигательный Мартин Мартин Марс в этот период. [ 6 ]
Оперативная история
[ редактировать ]



Первый PBM-1 поступил на службу с патрульной эскадрой пятьдесят пять (VP-55) 1 военно-морского флота США сентября 1940 года. [ 5 ] До вступления в США во Второй мировой войны использовались PBM (вместе с PBY) для проведения нейтралитетных патрулей в Атлантике , включая операции из Исландии . После на нападения Японии Перл-Харбор были использованы ПБМ в антилокоренных погрузила свою первую немецкую подводную лодку , U-158 . патрулях, что 30 июня 1942 года [ 7 ] ПБМ были ответственны, полностью или частично, за то, что они погрузили в общей сложности десять подводных лодок во время Второй мировой войны. [ 7 ] ПБМ также широко использовались в Тихоокеанской войне , работающих с баз в Сайпане , Окинаве , Иво -Джиме и юго -западной части Тихого океана . [ 8 ]
Береговая охрана Соединенных Штатов приобрела 27 самолетов Martin PBM-3 в течение первой половины 1943 года. В конце 1944 года услуга приобрела 41 модели PBM-5, и больше было предоставлено во второй половине 1945 года. Десять все еще были в эксплуатации в 1955 году. Хотя к 1958 году все были ушли из активной инвентаря береговой охраны (когда последний пример был выпущен из CGAS San Diego и вернулся в военно -морской флот США). Эти летающие лодки стали основой долгосрочных воздушных и спасательных усилий Береговой охраны в первые послевоенные годы, пока не вытесняли Marlin P5M и Hu-16 Albatross в середине 1950-х годов. [ 9 ]
PBMS продолжила службу в военно -морском флоте США после окончания Второй мировой войны, выполняя длинные патрульные миссии во время Корейской войны . [ 10 ] Он продолжался в передней линии, пока не заменил его преемник, P5M Marlin. Последняя военно-морская эскадрилья, оснащенная PBM, патрульная эскадрилья Fifty (VP-50) , удалила их в июле 1956 года. [ 11 ]
Британские Королевские ВВС приобрели 32 моряка, но они не использовались оперативно, а некоторые вернулись в военно -морской флот Соединенных Штатов. [ 12 ] Еще 12 PBM-3R были переведены в Королевские ВВС Австралии для транспортировки войск и груза . [ 13 ] [ 14 ]
Военно-морской флот Королевского Нидерланда приобрел 17 моряков PBM-5A в конце 1955 года для службы в Нидерландах Новой Гвинеи . [ 15 ] PBM-5A был амфибией с выдвижным шасси . Двигатели Pratt & Whitney составляли 2100 л.с. (1600 кВт) R -2800 -34. После серии аварий голландцы сняли свои оставшиеся самолеты из использования в декабре 1959 года. [ 16 ]
5 декабря 1945 года моряк PBM вылетел из Восточной Флориды, чтобы искать пропавший рейс 19 (пять Мстителей TBM на учебном полете), и его больше не услышали. Через двадцать минут после взлета самолет исчез из радара. Судно в этом районе сообщило, что увидел огненный шар и обнаружил нефтяной гладкий, но остановки экипажа или самолета не было найдено. Самолет и экипаж пропали без вести, но подозревается, что он пострадал от взрыва воздуха. [ 17 ] [ 18 ]
Авария Antarctica PBM Mariner 1946 года произошла 30 декабря 1946 года на острове Терстон , Антарктида, когда военно-морской флот Соединенных Штатов Martin PBM-5 разбился во время метель. [ 19 ] [ 20 ] Buno 59098 был одним из 4 самолетов, потерянных во время операции Highjump . [ 20 ]
Одним из его замены в службе США был Martin P5M Marlin .
Варианты
[ редактировать ]
- XPBM-1 (модель 162)
- Прототип. 1600 л.с. (1194 кВт) R-2600-6 Приведено в действие два двигателя . [ 3 ]
- PBM-1 (модель 162)
- Первоначальная производственная версия. 5 × 0,50 дюйма (12,7 мм) Пулеметы. Два двигателя R-2600-6; 21 построен. [ 3 ]
- XPBM-2 (модель 162)
- Преобразование одного PBM-1 в качестве экспериментального стратегического катапультного бомбардировщика . [ 21 ]
- PBM-3 (модель 162B)
- Улучшенная версия. 1700 л.с. (1270 кВт) двигатели R-2600-12; 32 построено. [ 21 ]
- PBM-3R (модель 162B)
- Невооруженная транспортная версия PBM-3. 18 Новая сборка плюс 31 конвертирован из PBM-3. [ 21 ]
- PBM-3C (модель 162C)
- Улучшенная патрульная версия с двойным .50 в пулеметах в носу и дорсальных турелях, а также отдельные орудия в задней башне и положениях талии. Радар/APS-15 в Радоме за кабиной ; 274 построено. [ 22 ]
- PBM-3B (модель 162C)
- Обозначение бывшего RAF Mariner GR.1A после возвращения в ВМС США. [ 22 ]
- PBM-3S (модель 162c)
- Выделенные антилово-сабмарные самолеты с уменьшенным вооружением и весом для улучшения диапазона. Шесть были прототипированы из PBM-3C с радаром и стандартным вооружением, менее дорсальной башней. Позже было установлено вооружение с легким весом (2 × зафиксировано 0,50 в пулеметах в носу. Удерживаемое было однонаправленное пулемет в положении порта.; 62 преобразования плюс 94, построенные как новый плюс. [ 23 ] [ 24 ]
- PBM-3D (Model 162D)
- Патрульный бомбардировщик с повышенной мощностью (два 1900 л.с. (1417 кВт) R-2600-22S) и повышенное вооружение (двойное 0,50 в пулеметах в носу, дорсальном и хвостовом туре, плюс два орудия талии). 259 построено. [ 23 ]
- PBM-4 (модель 162E)
- Предлагаемая версия с двумя 2700 л.с. (2 015 кВт) Right R-3350 двигателями ; несчастный. [ 25 ]
- PBM-5 (модель 162F)
- Версия с 2100 л.с. (1566 кВт) Pratt & Whitney R-2800 ; двигателей [ 26 ] 628 построено. [ 25 ]
- PBM-5E
- Вариант PBM-5 с улучшенным радаром . [ 26 ]
- PBM-5S
- Облегченный анти-субмаренский вариант PBM-5. [ 25 ]
- PBM-5S2
- Улучшенные анти-подключенные самолеты с пересмотренной радиолокационной установкой. [ 25 ]
- PBM-5A (модель 162G)
- Амфибийская версия PBM-5 с выдвижным трехколесным ходом; 36 построено плюс четыре преобразования. [ 25 ]
- Моряк я
- Британское обозначение для 32 PBM-3B Поставлено в Королевские ВВС.
Операторы
[ редактировать ]



- Аргентинский флот приобрел девять PBM в течение 1950 -х годов для Аргентинской военно -морской авиации , ушел в отставку своего последнего моряка в мае 1962 года. [ 27 ]
- Нидерландская военно -морская авиационная служба
- VSQ 321, базирующаяся на авиабазе BIAK , Голландская Новая Гвинея управляла 15 PBM-5AS в период с 1955 по 1960 год после ухода на пенсию своих PBY .
- Национальная гвардия
- 5 PBM-5s [ 28 ]
- Королевские ВВС заказали 33 самолета, но только 28 были доставлены. [ 29 ]
- 524 Эскадрилья управляла 28 Mariner с октября по декабрь 1943 года. [ 30 ] Под командованием № 15 Группа Coastal Command.
- Национальный флот Уругвая приобрел три PBM-5S2 в 1956 году, а последняя вышла на пенсию 3 февраля 1964 года. [ 33 ]
Выживший самолет
[ редактировать ]
- ВМС США PBM-5A ( номер бюро (BUNO) 122071 ) является единственным выжившим моряком. Он находится в аренде от Национального музея воздушного и космического космоса в Вашингтоне, округ Колумбия , и в настоящее время выставлен в Музее Pima Air & Space, рядом с базой ВВС Дэвис -Мон в Тусоне, штат Аризона. [ 34 ] Управляемый USN между 1948 и 1956 годами, он окрашен в маркировку транспортной эскадрильи 21 (VR-21) и кодированный RZ 051 начала 1950-х годов. [ 34 ]
- PBM-5 Buno 59172 лежит вверх ногами под озером Вашингтон . Он разбился 6 мая 1949 года, и после ряда неудачных попыток восстановить крушение в течение следующих десятилетий, теперь он используется в качестве учебного сайта для дайверов . [ 35 ] [ 36 ]
- Модель 162A ( зарегистрированная NX19168 ), пилотируемый тестовый самолет масштаб с тремя восьмыми, выставлен в Музее промышленности в Балтиморе . [ 37 ]
Несчастные случаи и инциденты
[ редактировать ]
- 16 июня 1944 года в ВМС-5 ВМС США взорвался и потерпел крушение в заливе Сан-Франциско, штат Калифорния, убив пилота, лейтенанта Уильяма Хесса и восемь других членов экипажа военно-морского флота. [ Цитация необходима ]
- 30 ноября 1944 года военно-морской флот США ВМС-5 врезался в гору Тамальпаис в Северной Калифорнии, в результате чего погибли восемь военно-морских авиаторов и военно-морских летчиков . Самолет вылез с военно -морской авиационной станции Аламеда и был частью более крупного рейса, направленного на Гавайи, когда у него возникли проблемы с двигателем вскоре после взлета. [ Цитация необходима ]
- года военно-морской флот США PBM-5 (Buno 59225), базирующаяся на морской авиационной станции Банана , штат 5 декабря 1945 Флорида - военно Отсутствует TBM Мстители полета 19 от военно -морской авиационной станции Форт -Лодердейл , штат Флорида.
- 30 декабря 1946 года , флот США в флоте США потерпел крах на острове Терстон , Антарктида , поддерживая операцию Highjump .
- 10 сентября 1958 года Mariner P-303 переправлялся в Нидерланды из Биака, штат Индонезия. , была проведена принудительная посадка Из -за технических проблем в Абадане, Иран . Примерно через две недели ремонт был совершен, и самолет взлетел. Вскоре после взлета на двигателе была наблюдалась утечка масла. Находясь на окончательном подходе к приземлению в аэропорту Абадана , самолет внезапно потерял высоту и потерпел крах, убив все на борту. Оказалось, что оставшийся пропеллер отменил тягу , в результате чего экипаж потерял контроль. [ 38 ]
- 9 ноября 1958 года моряк PBM-5 (CS-THB, названный «Porto Santo») из португальской авиакомпании Artop (Aero-Topográfica), пилотируемой Гарри Фрэнк Бродбентом и соучастником Томаса Роуэлла, несущего еще четыре экипажа и 30 Пассажиры исчезли на запланированном пассажирском рейсе из Кабо Руиво , Лиссабон , Португалия в Фанчал , Мадейра . Последним сообщением от самолета (когда было около 13 ° w) было код радиосвязи «qug», что означает «я вынужден немедленно приземлиться». Никаких следов никогда не было обнаружено ни в самолете, ни его шести команде или 30 пассажирах. [ 39 ] [ 40 ]
Технические характеристики (PBM-1)
[ редактировать ]
Данные из боевого самолета Джейн во Второй мировой войне [ 41 ]
Общие характеристики
- Экипаж: семь
- Длина: 79 футов 10 дюймов (23,50 м)
- Размах крыльев: 118 футов 0 в (36 м)
- Высота: 27 футов 6 дюймов (5,33 м)
- Область крыла: 1408 кв. Футов (131 м. 2 )
- Пустой вес: 33 175 фунтов (15 048 кг)
- Валовой вес: 56 000 фунтов (25 425 кг)
- Силовая установка: 2 × Wright R-2600 -6 14-цилиндровые радиальные двигатели , 1600 л.с. (1194 кВт) каждый
Производительность
- Максимальная скорость: 178 кН (205 миль в час, 330 км/ч)
- Диапазон: 2600 нм (3000 миль, 4,800 км)
- Потолок обслуживания: 19 800 футов (6040 м)
- Скорость подъема: 800 футов/мин (4,1 м/с)
Вооружение
- Оружие: 8 × .50 в (12,7 мм) М2 -пистолеты (по два в носу, дорсальном и хвостовом туреле, по одному в волдырях на мидерах)
- Бомбы: 4000 фунтов (1800 кг) бомб или глубины или 2 × отметка 13 торпед
Смотрите также
[ редактировать ]Связанная разработка
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
- Бериев БЕ-6
- Boeing Xpbb Sea Ranger
- Консолидированная PBY Catalina
- Консолидированный PB2Y Coronado
- Консолидированный XP4Y Corregidor
- Короткий Сандерленд
- Сикорский XPBS-1
- H6K "Mavis"
- H8K "Эмили"
Связанные списки
- Список самолетов бомбардировщика
- Список обозначений самолетов ВМС США (до 1962 года)
- Список военных самолетов Соединенных Штатов
- Список летающих лодок и плавучих пластин
- Список самолетов Второй мировой войны
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ "PBM Mariner в действии". [ Постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Jump up to: а беременный в Дорр 1997, с. 122
- ^ "Martin Model 162a" головастика Clipper "| Национальный музей воздуха и космоса" .
- ^ Jump up to: а беременный Зеленый 1968, с. 177.
- ^ «Мартин Маринер, Марс и Марлин Летающие лодки» . www.airvectors.net . Получено 2023-11-26 .
- ^ Jump up to: а беременный Дорр 1997, с. 115.
- ^ Дорр 1987, с. 116
- ^ «1943: Береговая охрана приобретает Мартин PBM-3/-5 летающие лодки». Береговая охрана США. Получено: 8 декабря 2018 года.
- ^ Дорр 1987, с. 118
- ^ Робертс 2000, Приложение 1, с. 671.
- ^ Март 1998 г., с. 172.
- ^ A70 Martin Mariner Archived 2009-06-30 на машине Wayback . Музей RAAF: Raaf Point Cook . Получено: 24 мая 2009 г.
- ^ Грэм, Виннум. "RAAF PBM-3S Mariners" . www.adf-serials.com . Архивировано из оригинала 10 мая 2013 года . Получено 16 мая 2013 года .
- ^ Хоффманн 2002, с. 74
- ^ Хоффман 2002, с. 76–77.
- ^ «Авария ASN авиационная авария Martin PBM-5 Mariner 59225 Кейп Канаверал, Флорида, США» . Aviation-sfeepety.net . Получено 2023-11-26 .
- ^ «Загадочное исчезновение полета 19 Все 14 летчиков, вовлеченных в рейс 19, никогда не видели и не слышали снова. Фрэнки Витценбург октябрь 2021 г. Журнал« Военно -морской истории » .
- ^ «Десять лет назад Сарасотан отправился в Антарктиду» . Sarasota Herald-Tribune . 30 декабря 1956 года. Архивировано с оригинала 3 августа 2021 года . Получено 3 августа 2021 года .
- ^ Jump up to: а беременный «Потери самолетов США в Антарктиде» . Антарктический журнал Соединенных Штатов . 9 : 3–4. 1974. Архивировано из оригинала 2021-08-03 . Получено 2021-08-03 .
- ^ Jump up to: а беременный в Дорр 1997, с. 123.
- ^ Jump up to: а беременный Дорр 1997, с. 124
- ^ Jump up to: а беременный Дорр 1997, с. 125
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и Дорр 1997, с. 126
- ^ Jump up to: а беременный Дональд 1995, с. 184.
- ^ Хоффман 2003, с. 29–31.
- ^ Бланкард, Венделл (1972). Альманак мировой военной власти (второе изд.). Александр Баркер Лтд. с. 37, 38. ISBN 0835205878 .
- ^ Хоффман 2003, с. 33.
- ^ Jefford 1988, p. 96
- ^ "Mariner/Marlin - в любом месте, в любое время" 1993 Turner Publishing Company 1993.
- ^ "PBM-3/5 Mariner". Береговая охрана Соединенных Штатов. Получено: 27 мая 2009 г.
- ^ Хоффман 2003, с. 31–32.
- ^ Jump up to: а беременный «Мартин PBM-5A Mariner». Архивированный 2010-01-08 в музее Air and Space Machine Pima Air and Space. Получено: 2 августа 2009 г.
- ^ 5 в озере Вашингтон. " выставлена в Музее Air Martin Mariner PBM - and Pima Space . Хвостовая часть в настоящее время
- ^ "Martin PBM Mariner Patrol Bomber-Buno 59172." Архивировано 2008-12-07 на машине Wayback ВМС США , 29 марта 2009 г. Получено: 7 августа 2009 года.
- ^ "Мартин 162a nx19168". Airliners.net. Получено: 7 августа 2009 года.
- ^ Рантер, Харро. «Авария ASN авиационная авария Martin PBM-5A Mariner P-303 Аэропорт Абадан (ABD)» . Aviation-sfeepety.net . Архивировано из оригинала 2012-11-09.
- ^ Рантер, Харро и Фабиан И. Луджан. «Авария ASN Artain Martin PBM-5 Mariner CS-THB North Atlantic Ocean». Архивированный 2012-11-04 в The Wayback Machine Aviation Network, 2005. Получено: 28 июня 2011 года.
- ^ 1958 / ноябрь / 09 - Авария с гидросамолетом - CS -THB - исчез между окончательным отчетом Лиссабона и Funchal GIAA (по португальским) архив 2015-04-02 на машине Wayback
- ^ Бриджмен 1946, с. 245
Библиография
[ редактировать ]- Бриджмен, Леонард. «Martin Model 162 Mariner». Боевой самолет Джейн во Второй мировой войне. Лондон: Студия, 1946. ISBN 1-85170-493-0 .
- Дональд, Дэвид, изд. Американские войны Второй мировой войны . Лондон: аэрокосмическая публикация, 1995. ISBN 1-874023-72-7 .
- Дорр, Роберт Ф. «Брифинг варианта: Мартин Летающие лодки: моряк, Марс и Марлин». Крылья славы , том 7, 1997, с. 114–133. Лондон: аэрокосмическая публикация, ISBN 1-874023-97-2 .
- Грин, Уильям. Военные самолеты Второй мировой войны: пять летающих лодок . Лондон: Макдональд, 1968. ISBN 0-356-01449-5 .
- Хоффман, Ричард А. "Голландские моряки: PBMS в службе в военно -морском флоте Нидерландов". Энтузиаст воздуха , № 97, январь/февраль 2002 г., с. 73–77. Стэмфорд, Великобритания: Key Publishing. ISSN 0143-5450.
- Хоффман, Ричард А. Боевая летающая лодка: история Martin PBM Mariner. Аннаполис, Мэриленд: издательство военно -морского института США, 2004. ISBN 978-1-59114-375-8 .
- Хоффман, Ричард А. «Южноамериканские моряки: Мартин ПБМС в Аргентине и Уругвай». Энтузиаст воздуха , № 104, март/апрель 2003 г., с. 29–33. Стэмфорд, Великобритания: Key Publishing. ISSN 0143-5450.
- Джеффорд, эскадрильи CG RAF . Рамсбери, Великобритания: Airlife Publishing, Великобритания, первое издание, 1988. ISBN 1-85310-053-6 .
- Март, Даниэль Дж. Британские войны Второй мировой войны . Лондон: аэрокосмическая публикация, 1998. ISBN 1-874023-92-1 .
- Martin PBM-3C Руководство пилота ВМС США (MTPBM3C-POH-C) . Вашингтон, округ Колумбия: Бюро аэронавтики, военно -морской департамент, 1944.
- Martin PBM-3d 1943 Руководство пилота по инструкциям по эксплуатации полета (01-35QF-1) . Вашингтон, округ Колумбия: Бюро аэронавтики, военно -морской департамент, 1944.
- Martin PBM-3d 1945 Руководство пилота по инструкциям по эксплуатации полета (01-35EE-1) . Вашингтон, округ Колумбия: Бюро аэронавтики, военно -морской департамент, 1944.
- Martin PBM-5 1947 Руководство пилота модели ВМС (01-35ED-1) . Вашингтон, округ Колумбия: Бюро аэронавтики, военно -морской департамент, 1944.
- PBM-3S PNM-3D Справочник по модели структурного ремонта ВМС (01-35QG-3). Вашингтон, округ Колумбия: Бюро аэронавтики, военно -морской департамент, 1944.
- Робертс, Майкл Д. Словарь американских военно -морских авиационных эскадронов: Том 2: История вице -президента, VPB, VP (HL) и вице -президента (AM). Вашингтон, округ Колумбия: Военно -морской исторический центр, 2000.
- Смит, Боб. PBM Mariner в действии - Самолет № 74 . Кэрроллтон, Техас: эскадрилья/сигнальные публикации, 1986. ISBN 978-0-89747-177-0 .
- Сванборо, Гордон и Питер М. Бауэрс. Самолет ВМС США с 1911 года . Лондон: Путнэм, 1976. ISBN 0-370-10054-9 .
- Сладкий, Дональд Х. и соавт. Забытые герои: история спасенной эскадрильи VH-3 во Второй мировой войне. Ho-Ho-Kus, Нью-Джерси: Dogo, 2000. ISBN 0-9679889-8-5 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Гинтер, Стив (2013). Мартин PBM Mariner . Военно -морские бойцы. Тол. Nº97 (первое изд.). Калифорния, Соединенные Штаты: Ginter Books. ISBN 978-0-9892583-1-9 Полем Получено 31 января 2015 года .
- Нуньес Падин, Хорхе Феликс (2009). Нуньес Падин, Хорхе Феликс (ред.). JRF GOOSE, PBY CATALINA, PBM MARINER & HU-16 Albatros . Серия Aeronaval (на испанском). Vol. ISBN 9789872055745 Полем Архивировано с оригинала 2016-03-03 . Получено 2015-01-26 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- США военные самолеты
- Музей авиации Мэриленда
- Летающие лодки Martin Mariner, Mars и Marlin на сайте Грега Гебеля
- PBM История с ВМС США
- Патрульный самолет ВМС США
- RAAF PBMS ARACHIVE 2014-10-06 в The Wayback Machine
- RAF Mariner GR I Air Classics статья
- PBM Launch & In Flight (кадры с цветной пленкой)
- Университет PBM потоплен в лагуне Кваджальена