Католическая церковь в Шотландии
Католическая церковь в Шотландии | |
---|---|
Шотландский гэльский язык : Католическая церковь в Шотландии. | |
Классификация | Католик |
Ориентация | латинский |
Писание | Библия |
Теология | Католическое богословие |
Политика | епископальный |
Управление | БСОС |
Папа Римский | Фрэнсис |
Президент | Хью Гилберт |
Апостольский нунций | Мигель Мори Буэндиа |
Область | Шотландия |
Язык | английский , латынь |
Основатель | Святой Ниниан , Святой Мунго , Святой Колумба |
Источник | в. 200-е годы: христианство в римской Британии в. 400-е годы: Средневековое христианство |
Разделения | Церковь Шотландии |
Члены | 841,053 (2011) [1] |
Официальный сайт | bcos.org.uk |
Часть серии о |
Католическая церковь по странам |
---|
Портал католицизма |
Религия в Шотландии |
---|
Католическая церковь в Шотландии ( шотландский гэльский : An Eaglais Chaitligeach ann Alba ; шотландский : католический Кирк в Шотландии ), находящаяся под контролем Конференции шотландских епископов , является частью всемирной католической церкви , возглавляемой Папой. была введена через аббатство Иона и прочно обосновалась в Шотландии После того, как католическая церковь почти на тысячелетие, она была объявлена вне закона после Шотландской Реформации в 1560 году. На протяжении почти трех столетий религиозных преследований в нескольких районах Шотландии сохранялось значительное дореформационное католическое население, в том числе Банфшир , Гебриды и более северные части Хайленда , Галлоуэй в Терреглс -Хаусе , Манчес-Хаусе, Киркконнелл-Хаусе, Нью-Эбби и Партон-Хаусе , а также в Тракуэре в Пиблшире.
В то время как многие студенты священства, такие как Джон Огилви , Ангус Бернард Макихерн и Александр Кэмерон , уехали учиться за границу, другие остались в Шотландии и посещали строго нелегальные семинарии. После того, как первая семинария на острове Эйлен-Бан в Лох-Мораре была разрушена правительственными войсками во время восстания якобитов в 1715 году , Скаланская семинария в Гленливете была основана в 1716 году и перестроена в 1760-х годах епископом Джоном Геддесом , который позже стал апостольским викарием Лоулендского округа и известный деятель эдинбургской интеллигенции эпохи шотландского Просвещения . Когда национальный шотландский поэт Роберт Бернс , который также подарил епископу книгу, ныне известную как «Геддес Бернс» , написал корреспонденту, что «первым [то есть лучшим] священнослужителем, которого я когда-либо видел, был католик», он имел в виду епископу Джону Геддесу. [2]
Католическая эмансипация в 1793 и 1829 годах помогла католикам восстановить свободу вероисповедания и гражданские права. В 1878 году католическая иерархия была формально восстановлена . [3] По мере того, как Церковь медленно восстанавливала свое присутствие в Gàidhealtachd , многие римско-католические священнослужители, в том числе епископ Ангус Макдональд и отец Аллан Макдональд , стали лидерами кампании прямого действия своих прихожан по сопротивлению Хайленд-Клиренс , аренде стоек , религиозной дискриминации и другим действиям. широко рассматривается как злоупотребление властью со стороны англо-шотландских землевладельцев и их сословных факторов .
Многие шотландские католики в Лоулендах являются потомками ирландских иммигрантов и шотландских гэльскоязычных мигрантов из Хайленда и островов , которые переехали в города и промышленные поселки Шотландии в 19 веке, особенно во время Хайлендских расчисток, Хайлендского картофельного голода и и аналогичный голод в Ирландии . Однако есть также значительное количество шотландских католиков итальянского , литовского , [4] Украинского и польского происхождения, а более поздние иммигранты снова увеличили число континентальных католиков восточноевропейского происхождения в Шотландии. из-за иммиграции (преимущественно белых европейцев ) в 2009 году в стране с населением 5,1 миллиона человек проживало около 850 000 католиков. По оценкам, [5]
В наше время Gàidhealtachd . был одновременно католическим и протестантским Ряд шотландско-гэльскоязычных территорий, в том числе Барра , Бенбекула , Саут-Уист , Эрискей и Мойдарт , в основном католические. (См. также « Религия Желтой палки ».)
Подобно культовым шотландским поэтам и писателям дореформации, таким как Анейрин , Слепой Гарри , Уолтер Кеннеди , Гектор Боэс , Уильям Эльфинстон и Уильям Данбар , многие из наиболее важных фигур в шотландской гэльской литературе были католиками, которые часто писали о своей католической вере. в своей работе. В их число входили шотландский гэльский национальный поэт Аласдер Мак Мхайстир Аласдер , о. Аллан Макдональд , Аллан Ридж Макдональд , Иэн Лом , Домналл Иэн Доннчайд , Силеас на Чепаич и Ангус Питер Кэмпбелл . Кроме того, шотландский националист и литературовед Джон Лорн Кэмпбелл и его жена, американский этномузыковед Маргарет Фэй Шоу , которые вместе помогли заложить основу для современного возрождения шотландского гэльского языка , оба были обращенными из протестантизма в католицизм.
По данным переписи 2011 года , 16% населения Шотландии назвали себя католиками по сравнению с 32%, принадлежащими к Шотландской церкви . [6] В период с 1994 по 2002 год посещаемость католиков в Шотландии снизилась на 19% до чуть более 200 000 человек. [7] По оценкам Конференции католических епископов Шотландии, к 2008 году мессу регулярно посещали 184 283 человека. [8]
История
[ редактировать ]Учреждение
[ редактировать ]Христианство, вероятно, было принесено на территорию нынешней низменной Шотландии от римских солдат, дислоцированных на севере провинции Британия . [9] Предполагается, что он сохранился среди британских анклавов на юге современной Шотландии, но отступил по мере продвижения языческих англосаксов. [10] Шотландия была в основном обращена в христианство ирландско-шотландскими миссиями, связанными с такими фигурами, как святой Колумба, жившими в пятом-седьмом веках. Эти миссии, как правило, основывали монашеские учреждения и коллегиальные церкви, которые обслуживали большие территории. [11] Частично в результате этих факторов некоторые учёные выделили особую форму кельтского христианства , в которой аббаты были более значимыми, чем епископы, отношение к духовному безбрачию было более мягким, и существовали некоторые существенные различия в практике с римским обрядом , особенно с римским обрядом. форма пострига и способ исчисления Пасхи , хотя большая часть этих вопросов была решена к середине VII в. [12] [13] После реконверсии скандинавской Шотландии в десятом веке христианство под властью папы стало доминирующей религией королевства. [14]
Средневековый католицизм
[ редактировать ]В нормандский период шотландская церковь претерпела ряд реформ и преобразований. Под покровительством королевской семьи и мирян была разработана более четкая приходская структура, основанная на местных церквях. [15] Стало преобладать большое количество новых фондов, которые следовали континентальным формам реформированного монашества, а шотландская церковь установила свою независимость от Англии и разработала более четкую епархиальную структуру, став «особой дочерью Римского престола», но не имея лидерства в форме из архиепископов. [16] В позднем средневековье , как и в других европейских странах, споры об инвестициях и Великий раскол Запада позволили шотландской короне получить большее влияние на высшие назначения в иерархии, и, соответственно, к концу пятнадцатого века были созданы два архиепископства. век. [17] Хотя некоторые историки отмечают упадок монашества в позднем средневековье, нищенствующие ордена монахов росли, особенно в расширяющихся городах , для удовлетворения духовных потребностей населения. Распространялись также новые святые и культы преданности. Несмотря на проблемы с численностью и качеством духовенства после Черной смерти в четырнадцатом веке, а также некоторые свидетельства ереси в этот период, церковь в Шотландии оставалась относительно стабильной до Реформации в шестнадцатом веке. [17]
Шотландская Реформация
[ редактировать ]Так продолжалось до Шотландской Реформации в середине 16 века, когда Церковь в Шотландии порвала с папством и приняла кальвинистское исповедание в 1560 году. В этот момент служение католической мессы было объявлено вне закона. [18] Хотя католическая церковь официально незаконна, она сохранилась в некоторых частях Шотландии. Иерархия церкви играла относительно небольшую роль, и инициатива оставалась за мирянами. Там, где дворяне или местные лорды предлагали защиту, оно продолжало процветать, как в случае с Кланранальдом на Южном Уисте или на северо-востоке, где граф Хантли был самой важной фигурой. В этих регионах католические таинства и обычаи сохранялись с относительной открытостью. [19] Представители знати, вероятно, не хотели преследовать друг друга по вопросам религии из-за сильных личных и социальных связей. В английском отчете 1600 года говорилось, что треть дворян и дворян по-прежнему придерживались католических взглядов. [20] На большей части Шотландии католицизм стал подпольной религией в частных домах, связанных родственными узами. Такая зависимость от домашнего хозяйства означала, что женщины часто становились важными носителями и носителями веры, как, например, в случае с леди Фернихерст в Бордерс. безопасные места Они превратили свои дома в центры религиозной деятельности и предоставили священникам . [19]
Поскольку реформированный кирк взял на себя существующие структуры и активы Церкви, любая попытка восстановления со стороны католической иерархии была чрезвычайно трудной. После краха дела Марии в гражданских войнах 1570-х годов и всякой надежды на национальное восстановление старой веры иерархия начала рассматривать Шотландию как территорию миссии. Ведущий орден Контрреформации , недавно основанный иезуит , поначалу проявлял относительно мало интереса к Шотландии как к объекту миссионерской работы. Их эффективность была ограничена соперничеством между различными орденами в Риме. Инициативу взяла на себя небольшая группа шотландцев, связанная с семьей Крайтон , которая снабжала епископов Данкельда . Они присоединились к ордену иезуитов и вернулись, чтобы предпринять попытку обращения. Их внимание было в основном сосредоточено на суде, что привело их к участию в ряде сложных политических заговоров и запутанных ситуаций. Большинство выживших шотландских последователей-мирян в значительной степени игнорировались. [19]
Некоторые, в том числе представители шотландской знати , обратились в католическую церковь, несмотря на связанные с этим риски. Например, из Банфшира аристократ Джон Огилви (1569–1615) был рукоположен в священники Общества Иисуса в 1610 году. Он был арестован архиепископом Джоном Споттисвудом и повешен за отказ принести присягу превосходства на Глазго-Кросс 10 марта. 1615. Огилви, канонизированный Папой Павлом VI 17 октября 1976 года, часто считается единственным шотландским католическим мучеником эпохи Реформации. [21] Тем не менее незаконный статус Католической церкви оказал разрушительное воздействие на число последователей Церкви. Несмотря на это, значительная часть католического населения, обслуживаемая объявленными вне закона «вересковыми священниками», [22] продолжали существовать, особенно на дорическом языке Северо-Востока и в более отдаленных районах Гайдхельтахда в Хайленде и на островах . [23]
Упадок с 17 века
[ редактировать ]Численность, вероятно, сократилась в семнадцатом веке, а организация ухудшилась. [24]
В 1694 году Папа назначил Томаса Николсона первым апостольским викарием миссии. [25] Страна была разделена на округа, и к 1703 году в ней насчитывалось тридцать три католических священнослужителя. [26] В 1733 году он был разделен на два викариата: один для Хайленда и один для Лоуленда, каждый из которых подчинялся епископу. Католическая семинария в Скалане в Гленливете была предварительным центром обучения католических священников в этом районе. Это было незаконно, и несколько раз его сжигали дотла солдаты в красных мундирах, посланные из-за пределов Хайленда. [27] Помимо Скалана, в период с 1732 по 1838 год было предпринято шесть попыток основать семинарию в Хайленде, и все они пострадали в финансовом отношении из-за нелегального статуса католицизма. [25] Духовенство въезжало в страну тайно, и хотя службы были незаконными, они продолжались. [26]
Последствия неудавшихся восстаний якобитов в 1715 и 1745 годах еще больше усилили преследования католиков в Шотландии. [24] Репрессии были особенно интенсивными во время ( шотландский гэльский : Bliadhna nan Creach, букв. «год грабежей»). [28] это последовало за битвой при Каллодене . [29]
По словам епископа Джона Геддеса : «Рано весной 1746 года несколько военных кораблей подошли к побережью острова Барра и высадили на берег несколько человек, которые угрожали опустошить весь остров, если им не доставят священника. Отец Джеймс Грант , который тогда был миссионером, а затем епископом, узнав об угрозах в безопасном убежище, где он находился на маленьком острове, сдался и был доставлен в плен в замок Мингарри на западном побережье (т.е. Арднамурчан ) . где он содержался под стражей несколько недель». [30]
После долгого и жестокого заключения вместе с другими католическими священниками в Инвернессе и в тюремном корпусе, стоящем на якоре на реке Темзе , Грант был депортирован в Нидерланды и предупрежден никогда не возвращаться на Британские острова . Как и другие сосланные вместе с ним священники, о. Грант почти сразу вернулся в Шотландию. Его товарищу по заключению, отцу Александру Кэмерону , объявленному вне закона «вересковому священнику» клана Фрейзер из Ловата и клана Чисхолм , бывшему военному капеллану и младшему брату Дональда Кэмерона из Лохиела , вождя клана Кэмерон , повезло меньше. о. Кэмерон умер на борту тюремного корабля из-за тягот своего заключения 19 октября 1746 года. [29] [31] В XXI веке рыцари Св. Колумбы в Университете Глазго начали кампанию по канонизации о. Кэмерон «с надеждой, что он станет великим святым для Шотландии и что наша нация заслужит его заступничество». [32] Они установили небольшую книгу прошений у своего алтаря Святого Иосифа в университетской католической часовне Тернбулл-холла. Одной из необходимых предпосылок канонизации в Католической Церкви является наличие культа почитания святого. [32]
Однако, по словам историка Дэниела Сечи, негативная реакция правительства после Каллодена была сосредоточена на католическом духовенстве и мирянах Хайлендского округа, в то время как гораздо более крупный и лучше организованный Лоулендский округ остался практически невредимым. [33]
По словам Маркуса Таннера, «поскольку реформатская церковь терпела неудачу в городских и все более промышленно развитых Лоулендах, пресвитерианство совершило большой прорыв среди гэльских горцев, фактически разорвав культурные связи, которые связывали их с Ирландией со времен господства Далриады . Высокогорье, за пределами крошечного Католические анклавы, такие как Саут-Уист и Барра , приобрели контуры, которые они с тех пор сохранили - регион, отмеченный сильной традицией субботника и пуританским отвращением к инструментальной музыке и танцам, которые лишь недавно вновь обрели народное признание». [34]
У пионера викторианской эпохи фольклориста и кельтиста Джона Фрэнсиса Кэмпбелла с острова Айлей ( шотландский гэльский : Iain Òg Ìle ) и его многочисленных помощников-коллекционеров были совершенно разные причины критиковать то, что они считали ненужными крайностями кальвинизации горной местности и островов . В начале своего новаторского сборника « Популярные сказки Западного Хайленда » Кэмпбелл и его помощники подробно жаловались, что из-за боязни вызвать недовольство местных священников, старейшин и учителей приходских школ стало почти невозможно собирать шотландскую мифологию. или фольклор шончайдов в гэльскоязычных регионах, которые недавно обратились в пресвитерианство из католицизма или Шотландской епископальной церкви . [35]
Точное количество причастников неизвестно, учитывая незаконный статус католицизма. В 1755 году было подсчитано, что причастников было около 16 500, в основном на севере и западе. [26] В 1764 году «общая численность католического населения Шотландии составляла около 33 000, или 2,6% от общей численности населения. Из них 23 000 проживали в Хайленде». [36] По другой оценке, на 1764 год в Хайленде проживало 13 166 католиков, возможно, четверть из которых эмигрировала к 1790 году. [37] а другой источник оценивает католиков примерно в 10% населения. [37]
Несмотря на то, что он признает жизненно важную роль решимости не допустить, чтобы землевладельцы-дворяне назначали и смещали служителей Шотландской церкви во время чисток в Хайленде и Лоуленде, сыгранных в возникновении беспорядков 1843 года , Маркус Таннер также пишет: «Распад и Свободная церковь пришли В последние годы их обвиняют в том, что они прививают ультракальвинистский пессимизм и политическую пассивность, а также поощряют их зацикливаться на движением за христианстве. В этом обвинении есть что-то, что подражало католическому духовенству Ирландии, которое руководило отмену в 1830-х и 1840-х годах и земельными кампаниями несколько десятилетий спустя. Католическое духовенство в волнующихся ирландских графствах, таких как Типперэри, возглавляло аграрных боевиков с фронта, чего нельзя сказать о большинстве духовенства подрыва или их преемниках. Евангелическое пресвитерианство советовало подчиняться и принимать несчастья. Но эта вера была выбрана людьми совершенно добровольно, и если она не смогла заставить их восстать против несправедливости, то, безусловно, придала им достоинство». [38]
Влияние разрешений
[ редактировать ]Хотя большинство арендодателей, ответственных за « вырубки Хайленда», не преследовали людей по этническим или религиозным мотивам, [39] есть свидетельства антикатолицизма . среди некоторых из них [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] В частности, большое количество католиков эмигрировало из Западного Хайленда в период с 1770 по 1810 год, и есть свидетельства того, что антикатолические настроения (наряду с голодом, бедностью и арендой квартир ) сыграли свою роль в этот период. [47] [48]
В письме Мойдарта в апреле 1787 г. Конгрегации пропаганды в Риме о. Остин Макдональд писал: «Из-за эмиграции жителей Нойдарта в Канаду вместе с их священником мне выпало осенью заботиться о тех, кто остался, а зимой — о людях Мойдарта (так в оригинале). ) также, хотя не менее 600 католиков уехали в Америку, тем не менее я совершил Таинства более чем 500 душам, которые остались. Перенаселенность этих районов вместе с притеснением землевладельцев являются основными причинами отъезда столь многих людей. не только среди католиков, но и среди протестантов». [49]
В графстве Гленгарри стараниями в Верхней Канаде было основано поселение пионеров, говорящих на канадском гэльском языке, военного британской армии капеллана и будущего католического епископа Александра Макдоннелла для шотландских католиков . Жители поселения состояли из членов Glengarry Fencibles , расформированного католического подразделения Highland Fencible Corps , и их семей. [50] [51]
Помимо епископа Макдоннелла, было много других «вересковых священников», таких как Уильям Фрейзер , Ангус Бернард Макихерн и Ранальд Рэнкин, композитор знаменитого гэльского рождественского гимна «Талад Хриосда» , которые аналогичным образом последовали за своими выселенными и добровольными прихожанами-эмигрантами в Шотландская диаспора во время разоблачений.
Получив свой пост после Восстановления Иерархии 1878 года и в течение последнего десятилетия Клиренсов, епископ Ангус Макдональд из епархии Аргайл и островов подавал пример в разгар волнений в Хайлендской земельной лиге . Епископ и его священники стали ведущими и грозными активистами за гарантии права арендаторов, разумную арендную плату, владения , свободные выборы , а также против политического боссизма , чрезмерной арендной платы и религиозной дискриминации , которые удерживали большинство католического и протестантского населения Хайленд и острова критически обеднели. [52] [53]
По словам Роджера Хатчинсона, решение епископа Макдональда назначить гэльскоязычных священников с материковой Шотландии в приходы на Гебридских островах не было случайностью. Примерно в то время, когда епископ и его священники были лидерами прямых действий , арендных забастовок и других акций сопротивления англо-шотландским помещикам, о. Майкл Макдональд с тех пор прокомментировал: «Я думаю, что одна из вещей, которая могла повлиять на смелость священников в то время, заключалась в том, что у них не было на островах родственников, на которых могло бы попасться поместье Фактор или другие». [54]
Масштабная католическая иммиграция
[ редактировать ]В течение 19 века ирландская иммиграция существенно увеличила количество католиков в стране, особенно в Глазго и его окрестностях, а также в других промышленных общинах на западе Шотландии. [55] но также и во многих сельских общинах, где ирландские мигранты работали землекопами и сельскохозяйственными рабочими. [56]
Первоначально священнослужители из непокорных округов северо-восточной Шотландии. важную роль в оказании поддержки сыграли [55]
В Думбартоне , где в 1820 году проживало всего две или три католические семьи, население увеличивалось за счет миграции ирландцев и горцев, пока в 1830 году не была построена первая приходская церковь, посвященная Святому Патрику. По словам местного историка ИММ Макфейла, «до 1830 года несколько католиков собирались в руинах старой дореформационной приходской церкви Кардросс в полисе Левенгроув, а позже, незадолго до того, как их церковь была построена, преподобный Джон Гордон из Гринока проводил службы в старом магазине на Колледж-стрит. В 1837 году было подсчитано, что в Дамбартоне проживало 284 католика». [57]
В том же сообществе происходили регулярные вспышки насилия в пабах в дни зарплат местных ирландских военнослужащих и первые из многих серьезных антиирландских беспорядков, которые негативно повлияли на репутацию Дамбартона после того, как протестантские корабелы слушали проповедь приезжего антикатолического проповедника и полемиста Джона Сэйерса. Орр в октябре 1855 года. [58] [59] Очень похожий бунт ранее был спровоцирован Орром, которого Тим Пэт Куган сравнил с преподобным Яном Пейсли , в Гриноке 12 июля 1851 года. Когда Орр был брошен в тюрьму, его последователи также взбунтовались. [60] Были также предприняты попытки обратить ирландских мигрантов в пресвитерианство путем набора миссионеров, таких как преподобный Патрик Макменеми, носитель ирландского языка Ольстера из Гленс-оф-Антрим , но чья министерская репутация рухнула после обвинений в распутстве в 1885 году. [61]
Католическая иерархия была восстановлена в 1878 году Папой Львом XIII и было создано шесть новых епархий: пять из них были объединены в единую провинцию с митрополитом Сент-Эндрюсским и Эдинбургским ; Епархия Глазго оставалась отдельной и подчинялась непосредственно Апостольскому Престолу.
Однако по мере того, как католическое присутствие в Лоулендах увеличивалось и возрождалось, регулярно возникали случаи конфликтов между хайлендскими мигрантами и ирландскими иммигрантами как по поводу культурных различий, так и по поводу контроля над католическими приходами, школами и кварталами. Ирландские католики часто жаловались Святому Престолу , особенно после восстановления Шотландской Иерархии в 1878 году, что ирландские священники использовались только для организации приходов и школ, а затем немедленно заменялись епископами дороязычными пасторами из Банфшира и других непокорных округов. на северо-востоке Шотландии. ассимилировать ирландских католиков в шотландскую культуру , Несмотря на то, что это было сделано для того, чтобы как можно быстрее [62] Успех Иерархии в этой политике в конечном итоге оказался неоднозначным.
Позже итальянские, польские и литовские иммигранты еще больше увеличили численность. после Второй мировой войны Прибытие большого количества украинских перемещенных лиц привело к тому, что в 1965 году был основан первый шотландский приход восточно-католических церквей : Украинская католическая церковь Святого Андрея в Лейте , Эдинбург .
Сектантская напряженность
[ редактировать ]Массовая иммиграция в Шотландию привела к возникновению межконфессиональной напряженности. Хотя католическая община Шотландии в межвоенный период состояла в основном из рабочего класса и находилась под угрозой бедности и экономического кризиса, она смогла справиться с Великой депрессией . [63] Этот относительный иммунитет был вызван Законом об образовании (Шотландия) 1918 года, согласно которому католические школы полностью финансировались государством. Майкл Джон Рози утверждает, что помимо финансируемого государством образования именно природа шотландского католицизма «сделала его менее уязвимым перед экономическими потрясениями»:
Можно утверждать, что католическая церковь была наиболее подготовленной конфессией в борьбе с неблагоприятными последствиями экономической депрессии и, похоже, не понесла серьезных потерь, вызванных периодами рецессии. Католическая вера часто рассматривается как укрепляющаяся в результате совокупного воздействия бедности и дискриминации; священники, как правило, были выходцами из рабочего класса и хорошо относились к экономическим трудностям своих прихожан. Хотя в этот период католики все чаще переходили на квалифицированную работу и работу в качестве «белых воротничков», католическая община сохраняла однородность, которая предотвращала возникновение серьезного социального раскола между практикующей католической буржуазией и устаревшим пролетариатом.
- Майкл Джон Рози, Религия и сектантство в современной Шотландии , (2001), стр. 142.
Эта относительная экономическая стабильность позволила католической общине войти в политическую и общественную жизнь Шотландии, что вызвало возмущение среди антикатолических и профсоюзных кругов, особенно среди Оранжистов Ордена Великой Ложи . Сектантское насилие в Шотландии достигло своего пика в начале 1930-х годов, и католические религиозные процессии часто подвергались нападениям со стороны антикатолической и оранжевой толпы. Орден Оранжистов также часто и намеренно устраивал провокационные марши по католическим кварталам.
Эскалация насилия и стычек, особенно между про- и антикатолическими бандами бритв из Глазго , оказали глубокое влияние на Шотландию в целом; Рози отметила, что «уровень и масштаб насилия, проявившегося между 1931 и 1935 годами, имели гораздо более серьезный и согласованный характер, чем в любой период после возобновления оранжевых парадов в 1870-х годах». [64] Насилие на религиозной почве было настолько жестоким, что привело к увеличению расходов на полицейскую деятельность, а местные советы испытали искушение полностью запретить все «религиозные и псевдорелигиозные шествия». Хотя в конечном итоге такого запрета не произошло, были введены ужесточения ограничений, чтобы свести к минимуму антикатолическое насилие. [65] Уровень насилия той эпохи больше не наблюдался до тех пор, пока взрывы в пабах в Глазго , последствия беспорядков в Северной Ирландии не осуществили 17 февраля 1979 года Ольстерские добровольческие силы , против пабов, часто посещаемых католиками. Подразделение, ответственное за взрывы, было арестовано, осуждено и заключено в тюрьму. [66] [67] [68] Несмотря на это, эксперты теперь полагают, что только вето руководства Временной Ирландской республиканской армии на бомбардировки Шотландии, которые считались контрпродуктивными по сравнению со многими другими полезными тайными операциями там, предотвратило дальнейшее распространение беспорядков и дальнейшую эскалацию. [69]
В 1923 году Церковь Шотландии подготовила (сейчас отвергнутый) отчет под названием «Угроза ирландской расы нашей шотландской национальности» , в котором католическое население, состоящее в основном из иммигрантов, обвинилось в подрыве пресвитерианских ценностей и распространении пьянства, преступности и финансовой неосторожности. Преподобный Джон Уайт , один из высших руководителей Шотландской церкви в то время, призывал к «расовой чистоте» Шотландии, заявляя: «Сегодня во всем мире наблюдается движение в сторону отказа от неместных членов и кристаллизации национальная жизнь из родных элементов». [70]
Такое официально враждебное отношение начало значительно ослабевать с 1930-х и 1940-х годов, особенно когда руководство Шотландской церкви узнало о том, что происходило в евгенике сознательной нацистской Германии , и об опасностях создания «расово чистой» национальной церкви ; особенно потому, что немцы , которые имели хотя бы частично славянское или еврейское происхождение, не считались «истинными» членами Народа . [71] [72]
Социальные изменения и общественные разногласия
[ редактировать ]В 1986 году Генеральная ассамблея Шотландской церкви категорически отвергла разделы Вестминстерского исповедания, прямо критикующие католическую церковь. [73] В 1990 году и Церковь Шотландии, и Католическая церковь стали членами-учредителями экуменических организаций « Совместные церкви» в Великобритании и Ирландии и «Действие церквей вместе» в Шотландии ; отношения между лидерами конфессий сейчас очень сердечные. Однако, в отличие от отношений между иерархиями различных церквей, некоторая межобщинная напряженность сохраняется.
Связь между футболом и проявлением сектантского поведения со стороны некоторых болельщиков стала источником смущения и беспокойства для руководства некоторых клубов. Ожесточенное соперничество между «Селтиком» и «Рейнджерс» в Глазго, известное как « Старая фирма» , известно во всем мире своим сектантским подтекстом. «Селтик» был основан ирландскими иммигрантами-католиками , а «Рейнджерс» традиционно поддерживали юнионисты и протестанты. Межрелигиозная напряженность все еще может быть вполне реальной, хотя, возможно, и уменьшилась по сравнению с прошлыми десятилетиями. Возможно, величайший психологический прорыв произошел, когда «Рейнджерс» подписали Мо Джонстона (католика) в 1989 году. Селтик, с другой стороны, никогда не придерживался политики отказа от подписания контрактов с игроками из-за их религии, а некоторые из величайших фигур клуба были протестантами. [74] [75]
С 1980-х годов правительство Великобритании приняло несколько законов, содержащих положения, касающиеся насилия на религиозной почве. К ним относятся Закон об общественном порядке 1986 года , который вводит преступления, связанные с разжиганием расовой ненависти, и Закон о преступлениях и беспорядках 1998 года , который вводит преступления, связанные с проведением поведения, отягчающего расовую принадлежность, которое равносильно преследованию человека. Закон 1998 года также требовал, чтобы суды при вынесении приговора учитывали преступления, совершенные на расовой почве. В двадцать первом веке шотландский парламент принял законы против сектантства. Это включало положение о преступлениях, отягчающих религию, в Законе об уголовном правосудии (Шотландия) 2003 года . Закон об уголовном правосудии и лицензировании (Шотландия) 2010 года как на расовой, так и на религиозной почве ужесточил отягчающие положения за преступления на почве ненависти . Закон о оскорбительном поведении в футболе и угрожающих коммуникациях (Шотландия) 2012 года предусматривает уголовную ответственность за угрожающее, разжигающее ненависть или иным образом оскорбительное поведение во время регламентированного футбольного матча, включая оскорбительное пение или скандирование. Он также ввел уголовную ответственность за распространение угроз серьезного насилия и угроз, направленных на разжигание религиозной ненависти. [76]
57% католической общины принадлежат к рабочему классу . [77] Хотя к 1980-м годам структурные проблемы в значительной степени исчезли, шотландские католики чаще сталкиваются с бедностью и лишениями, чем их протестантские коллеги. [78] Сейчас можно найти гораздо больше католиков в так называемых профессиях, некоторые из которых занимают посты в судебной системе или в национальной политике. В 1999 году член парламента достопочтенный Джон Рид стал первым католиком, занявшим пост государственного секретаря Шотландии . Его смена депутатом достопочтенной Хелен Лидделл в 2001 году вызвала гораздо больше комментариев в СМИ о том, что она была первой женщиной, занявшей этот пост, чем о том, что она была второй католичкой. Также примечательным было назначение Луизы Ричардсон в Университете Сент-Эндрюс его директором и вице-канцлером. Сент-Эндрюс – третий старейший университет в англосфере . Ричардсон, католик, родился в Ирландии и является натурализованным гражданином США. Она первая женщина, занявшая этот пост, и первая католичка, занявшая его со времен шотландской Реформации. [79]
Католическая церковь признает отдельные идентичности Шотландии, Англии и Уэльса . Церковь в Шотландии управляется собственной иерархией и конференцией епископов, а не под контролем английских епископов. В последние годы, например, были времена, когда именно шотландские епископы выступали в Соединенном Королевстве, выступая за католическое социальное и моральное учение. Президенты конференций епископов Англии и Уэльса, Шотландии и Ирландии встречаются официально, чтобы обсудить «взаимные проблемы», хотя они являются отдельными национальными образованиями. "Более тесное сотрудничество между президентами может только помочь работе Церкви", - отметил представитель. [80]
решительно поддерживали Лейбористскую партию Шотландские католики в прошлом , а лейбористские политики открыто обхаживали избирателей-католиков и обвиняли своих оппонентов, таких как Шотландская национальная партия, в противодействии существованию католических школ . Шотландские католики все чаще начали идентифицировать себя с шотландским национализмом в 1970-х и 1980-х годах и перешли на ШНП как на свою предпочтительную партию. [78] Шотландские католики также стали стойкой группой, выступающей за независимость: согласно опросу 2020 года, 70% шотландских католиков поддержали независимость Шотландии . [78] В 2013 году шотландский социолог Майкл Рози отметил, что «католики на самом деле были той религиозной подгруппой, которая, скорее всего, поддержала независимую Шотландию в 1999 году. Это остается верным и в 2012 году». [81] Шотландские католики также с большей вероятностью выступают за независимость Шотландии и поддерживают SNP, чем нерелигиозные избиратели. [81]
Организация
[ редактировать ]Есть четыре образования, которые охватывают Шотландию, Англию и Уэльс.
- Епископство Сил обслуживает всех военнослужащих британских вооруженных сил по всему миру, в том числе тех, кто дислоцируется на базах в Шотландии.
- Личный Ординариат Богоматери Уолсингемской представляет собой юрисдикцию, эквивалентную епархии для бывших англикан, получивших полное общение с Католической церковью. Он имеет возможность праздновать особый вариант римского обряда, основанный как на Тридентской мессе , так и на Сарумском обряде , но с диалектом елизаветинского английского языка , основанным на Книге общих молитв , который используется в качестве литургического языка .
- Украинская католическая епархия Святого Семейства в Лондоне обслуживает членов Украинской католической церкви, ритуальной церкви sui juris византийского обряда, которая является частью более крупной католической церкви.
- Сиро -Малабарская католическая епархия Великобритании обслуживает членов Сиро-Малабарской церкви .
есть две католические архиепархии и шесть епархий В Шотландии ; общее количество членов составляет 841 000: [82]
Епископство Сил и Личный Ординариат Богоматери Уолсингемской непосредственно подчиняются Святому Престолу. Украинская католическая епархия Святого Семейства в Лондоне и Сиро-Малабарская католическая епархия Великобритании подчинялись своим митрополитам, главным архиепископам и крупным архиепископским синодам.
21 век
[ редактировать ]В период с 1982 по 2010 год доля шотландских католиков снизилась на 18%, количество крещений снизилось на 39%, а число браков в католической церкви сократилось на 63%. Уменьшилось и число священников. [91] Между переписью населения Великобритании 2001 года и переписью населения Великобритании 2011 года доля католиков оставалась стабильной, в то время как доля других христианских конфессий, особенно Шотландской церкви, снизилась. [92] [93] [94]
В 2001 году католики составляли меньшинство в каждом из 32 муниципальных районов Шотландии, но в некоторых частях страны их численность была близка к численности официальной церкви Шотландии. Самая католическая часть страны состоит из западных муниципальных районов Центрального пояса недалеко от Глазго. В Инверклайде 38,3% людей, принявших участие в переписи населения Великобритании 2001 года, назвали себя католиками по сравнению с 40,9% как приверженцами Шотландской церкви. В Северном Ланаркшире также уже проживало большое католическое меньшинство - 36,8% по сравнению с 40,0% в Шотландской церкви. Следом по порядку шли Западный Данбартоншир (35,8%), Глазго-Сити (31,7%), Ренфрушир (24,6%), Восточный Данбартоншир (23,6%), Южный Ланаркшир (23,6%) и Восточный Ренфрушир (21,7%).
В 2011 году католики превосходили по численности приверженцев Шотландской церкви в нескольких муниципальных округах, включая Северный Ланаркшир, Инверклайд, Западный Данбартоншир и самый густонаселенный город: Глазго-Сити. [95]
Между двумя переписями число жителей Глазго, не имеющих религии, значительно выросло, в то время как число тех, кто отметил свою принадлежность к Шотландской церкви, значительно упало, так что последние упали ниже тех, кто идентифицировал себя как принадлежность к католической церкви. [96]
В меньшем географическом масштабе можно обнаружить, что двумя наиболее католическими частями Шотландии являются: (1) самые южные острова Западных островов , особенно Барра и Саут-Уист, населенные давними шотландцами, говорящими на гэльском языке; и (2) восточные пригороды Глазго, особенно вокруг Коатбриджа , населенные в основном потомками ирландских иммигрантов-католиков. [97]
Согласно переписи населения Великобритании 2011 года, католики составляют 16% от общей численности населения, что делает ее второй по величине церковью после Церкви Шотландии (32%). [98]
По этническому или расовому признаку шотландский католицизм был в прошлом и остается в настоящее время преимущественно белым или светлокожим, как и другие ветви христианства в Шотландии. Среди респондентов переписи населения Великобритании 2011 года, которые идентифицировали себя как католики, 81% - белые шотландцы, 17% - другие белые (в основном другие британцы или ирландцы), 1% - азиаты, азиаты-шотландцы или азиаты-британцы, а еще 1% - либо представители смешанной расы или разных национальностей; африканский; карибский или черный; или из других этнических групп. [99]
В последние годы Католическая церковь в Шотландии подверглась негативной огласке в основных средствах массовой информации из-за заявлений епископов в защиту традиционной христианской морали и критики светской и либеральной идеологии. Джозеф Дивайн , епископ Мазервеллский, подвергся критике после того, как заявил, что «гей-лобби» готовит «гигантский заговор» с целью полного уничтожения христианства . [100] Критика также высказывалась по поводу непримиримости совместных религиозных школ и угроз отозвать согласие, если не будут выполнены гарантии того, что представители разных полов будут иметь разные комнаты для персонала, туалеты, спортивные залы, входы для посетителей и учеников. [101]
В 2003 году представитель католической церкви назвал половое воспитание «порнографией», а ныне опальный кардинал Кит О'Брайен заявил, что планы по преподаванию полового воспитания в дошкольных учреждениях равносильны «спонсируемому государством сексуальному насилию над несовершеннолетними». [102]
Сексуальное насилие над несовершеннолетними также получило еще худшую огласку. В 2016 году директор и воспитатель приюта Святого Ниниана в Фолкленде, Файф, были осуждены за жестокое обращение в приюте с 1979 по 1983 год, когда им управляла Конгрегация христианских братьев . Отец Джон Фаррелл, последний директор школы, был приговорен к пяти годам тюремного заключения. Пол Келли, учитель, был приговорен к десяти годам заключения. В отношении детского дома, закрытого в 1983 году, было предъявлено более 100 обвинений против 35 мальчиков. [103] В 2019 году выяснилось, что настоятель рекомендовал организации «Христианские братья» одобрил размещение Фаррелла в школе Святого Ниниана, несмотря на предыдущие сообщения о вмешательстве в дела мальчиков в южноафриканской школе-интернате, где африканский провинциал никогда не помещать Фаррелла в в будущем школа-интернат. [104]
Примерно половина католических приходов на западе Шотландии была закрыта или объединена из-за нехватки священников, а более половины закрылись в архиепархии Сент-Эндрюс и Эдинбурге . [105] [106]
В начале 2013 года самый высокопоставленный священнослужитель Шотландии кардинал Кейт О'Брайен подал в отставку после того, как против него были выдвинуты и частично признаны обвинения в сексуальных домогательствах . [107] Впоследствии были выдвинуты обвинения в том, что имело место еще несколько случаев предполагаемых сексуальных домогательств с участием других священников. [108]
В христианском паломническом храме «Богоматери Горной», на территории Римско-католической церкви Непорочного Зачатия недалеко от деревни Уайтбридж ( шотландский гэльский : Ан Дрохайд Бхан ) и на озере Лох-Несс новый камень для мессы , епископ освятил под открытым небом. Хью Гилберт из Римско-католической епархии Абердина в марте 2017 года. [109]
В статье, опубликованной в журнале The Lamp в 2021 году , Университета Глазго студент и эссеист Джейми Макгоуэн отметил «Эффект Чужестранки», коренящийся в огромной популярности Гэблдон Дианы серии их любовных романов и телеадаптации , с созданием римского католицизма . не только социально приемлемым, но даже превратившимся в модный элемент шотландской национальной идентичности и культурного национализма . [110] Это иронично, поскольку исторически неточное и якобы негативное изображение в телесериале католических «вересковых священников» и протестантских священников XVIII века ранее вызывало обвинения в антихристианстве . [111]
Данные полиции Шотландии за 2024 год показали, что 33% всех антирелигиозных преступлений на почве ненависти в Шотландии направлены против католиков, при этом католики составляют лишь 13% населения. [112]
В 2020 году шотландские епископы обвинили SNP в «открытой и злобной враждебности» по отношению к христианам в своих рядах, таким как Лиза Кэмерон , которые не согласны с желаемой платформой партийного руководства о легализации абортов. [113] В 2023 году шотландские католические епископы объединились с Шотландской церковью и Шотландской ассоциацией мечетей, чтобы выразить обеспокоенность по поводу недавних нападок ШНП на религиозные убеждения Кейт Форбс , партийного депутата от Ская , Лочабера и Баденоха . Форбс, которая является членом Свободной церкви Шотландии , подвергалась резким нападкам за выражение своей веры в христианскую мораль в отношении абортов , однополых браков , добрачного секса и других вопросов. Представитель шотландских епископов заявил, что нападения на Forbes рискуют «нанести непоправимый ущерб способности верующих заниматься политикой» и дополнительно иллюстрируют «упадок толерантности к религиозным взглядам». [114]
См. также
[ редактировать ]- Епископские войны
- Грот Карфин
- Католическая церковь по странам
- Католическая церковь в Англии и Уэльсе
- Католическая церковь в Ирландии (включая Северную Ирландию)
- Католическая церковь в Соединенном Королевстве
- Католические школы в Соединенном Королевстве
- Католицизм на Западных островах
- Иерархия католической церкви
- Список католических церквей в Шотландии
- Список монастырских домов в Шотландии
- Списки пап, патриархов, предстоятелей, архиепископов и епископов
- Шотландский католический обозреватель
- «Мир, плоть и отец Смит» — роман о жизни шотландского католического священника.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Перепись 2011 года: основные результаты версий 2A–2D» . Перепись Шотландии .
- ↑ Майкл Мартин, «Саэ, да будет благодарен Господу», The Tablet , 27 июня 2009 г., стр. 20.
- ↑ Эдинбургская архиепископия . Архивировано 6 августа 2018 года на сайте Wayback Machine www.archdiocese-edinburgh.com. Проверено 21 февраля 2009 г.
- ^ «Иммиграция и эмиграция – Шотландия – Стратклайд – литовцы в Ланаркшире» . Би-би-си . Проверено 18 декабря 2011 г.
- ^ «Уверенные католики Шотландии» Эндрю Коллиер Табличка от 10 января 2009 г., стр. 16
- ^ «Перепись выявила огромный рост числа нерелигиозных шотландцев (из Herald Scotland)» . Heraldscotland.com. 27 сентября 2013 года . Проверено 17 декабря 2015 г.
- ^ Тад Турски (1 февраля 2011 г.). «Статистика» . Dioceseofaberdeen.org. Архивировано из оригинала 29 ноября 2011 года . Проверено 18 декабря 2011 г.
- ^ «Сколько католиков в Британии?» . Новости Би-би-си. 15 сентября 2010 г. Проверено 6 марта 2013 г.
- ^ Б. Канлифф, Древние кельты (Оксфорд, 1997), ISBN 0-14-025422-6 , с. 184.
- ^ О. Дэвис, Кельтская духовность (Paulist Press, 1999), ISBN 0-8091-3894-8 , с. 21.
- ^ О. Клэнси, «Шотландское происхождение «неннийской» редакции Historia Brittonum и Lebor Bretnach» в: С. Тейлор (ред.), Пикты, короли, святые и хроники: праздничный сборник для Марджори О. Андерсон (Дублин) : Four Courts, 2000), стр. 95–6 и AP Smyth, Warlords and Holy Men: Scotland 80–1000 AD (Эдинбург: Edinburgh University Press, 1989), ISBN 0-7486-0100-7 , стр. 82–3.
- ^ К. Эванс, «Кельтская церковь в англосаксонские времена», в Дж. Д. Вудсе, Д. А. Пельтерете, Англосаксы, синтез и достижения (Wilfrid Laurier University Press, 1985), ISBN 0-88920-166-8 , стр. 77–89.
- ^ К. Корнинг, Кельтские и римские традиции: конфликт и консенсус в церкви раннего средневековья (Macmillan, 2006), ISBN 1-4039-7299-0 .
- ^ А. Маккуорри, Средневековая Шотландия: родство и нация (Трупп: Саттон, 2004), ISBN 0-7509-2977-4 , стр. 67–8.
- ^ А. Маккуорри, Средневековая Шотландия: родство и нация (Трупп: Саттон, 2004), ISBN 0-7509-2977-4 , стр. 109–117.
- ^ П. Дж. Боукатт и Дж. Х. Уильямс, Спутник средневековой шотландской поэзии (Вудбридж: Брюэр, 2006), ISBN 1-84384-096-0 , стр. 26–9.
- ^ Перейти обратно: а б Дж. Вормальд, Корт, Кирк и сообщество: Шотландия, 1470–1625 (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 1991), ISBN 0-7486-0276-3 , стр. 76–87.
- ^ Дж. Вормальд, Корт, Кирк и сообщество: Шотландия, 1470–1625 (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 1991), ISBN 0-7486-0276-3 , стр. 120–1.
- ^ Перейти обратно: а б с JEA Доусон, Реформированная Шотландия, 1488–1587 (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 2007), ISBN 0-7486-1455-9 , стр. 232.
- ^ Дж. Вормальд, Корт, Кирк и сообщество: Шотландия, 1470–1625 (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 1991), ISBN 0748602763 , с. 133.
- ^ Джеймс Бакли, Фредерик Кристиан Бауэршмидт, Трент Помплан, редакторы, The Blackwell Companion to католицизм (Лондон: John Wiley & Sons, 2010), ISBN 1444337327 , с. 164.
- ^ «План первого этажа Скалана» . www.scalan.co.uk .
- ^ Джон Преббл, Каллоден (Пимлико: Лондон, 1961), стр. 50.
- ^ Перейти обратно: а б Дж. Т. Кох, Кельтская культура: историческая энциклопедия, тома 1–5 (Лондон: ABC-CLIO, 2006), ISBN 1-85109-440-7 , стр. 416–7.
- ^ Перейти обратно: а б М. Линч, Шотландия: новая история (Лондон: Пимлико, 1992), ISBN 0712698930 , с. 365.
- ^ Перейти обратно: а б с Дж. Д. Маки, Б. Ленман и Г. Паркер, История Шотландии (Лондон: Penguin, 1991), ISBN 0140136495 , стр. 298–9.
- ^ Дж. Преббл, (1961) Каллоден (Лондон: Пимлико, 1963), с. 50.
- ^ Майкл Ньютон (2001), Мы уверены, что мы индейцы: наследие шотландских горцев в Соединенных Штатах , Saorsa Media. Страница 32.
- ^ Перейти обратно: а б Чарльз Макдональд (2011), Мойдарт: Среди кланранальдов , Birlinn Press . Страницы 176-177.
- ^ Чарльз Макдональд (2011), Мойдарт: Среди Кланранальдов , Birlinn Press . Страница 176.
- ^ Томас Винн (2011), Забытый Кэмерон 45-го: Жизнь и времена Александра Кэмерона, SJ , Принт Смит, Форт-Уильям, Шотландия . Страницы 57–94.
- ^ Перейти обратно: а б «Совет рыцарей Святого Колумбы № 1 - Университет Глазго» . Проверено 24 марта 2020 г. - через Facebook.
- ^ Дэниел Сечи, доктор философии, Защита истинной веры: Кирк, штат и католические миссионеры в Шотландии, 1653-1755 гг ., Католический исторический обзор , июль 1996 г., том 82, № 3. стр. 397-411.
- ^ Таннер 2004 , с. 34.
- ^ Джон Фрэнсис Кэмпбелл (1994), Популярные сказки Западного Хайленда. Том I , Бирлинн Лимитед . стр. 2-90.
- ^ Туми, Кэтлин (1991). Эмиграция из католических границ Шотландии, 1770-1810 гг. и роль духовенства (Диссертация). Школа богословия Эдинбургского университета.
- ^ Перейти обратно: а б Линч, Майкл, Шотландия, Новая история (Пимлико: Лондон, 1992), с. 367.
- ^ Таннер, Маркус (2004). Последний из кельтов . Издательство Йельского университета. стр. 38–39. ISBN 9780300104646 .
- ^ Г. Доусон и С. Фарбер, Насильственное перемещение на протяжении веков: на пути к международной конвенции о предупреждении преступления насильственного перемещения и наказании за него (Martinus Nijhoff Publishers, 2012), ISBN 9004220542 , с. 31.
- ^ Преббл, Джон (1961) Каллоден , Пимлико, Лондон, стр. 49–51, 325–326.
- ^ «Признательность: Джон Преббл » . Хранитель . 9 февраля 2001 года . Проверено 5 февраля 2014 г.
- ^ «Культурное влияние горных вырубок» . Ноубл, Росс История BBC . 7 июля 2008 года . Проверено 5 февраля 2014 г.
- ^ «Труд в юдоли слез: повседневная жизнь и сопротивление в Южном Уисте, Внешние Гебриды, 1760–1860». Международный журнал исторической археологии . Июнь 1999 г. JSTOR 20852924 .
- ^ Преббл, Джон (1969) The Highland Clearance , Penguin, Лондон, с. 137.
- ^ Келли, Бернард Уильям (1905) Судьба Гленгарри: или Изгнание Макдонеллов, историко-биографическое исследование , James Duffy & Co. Ltd., Дублин, стр. 6–11, 18–31, 43–45.
- ^ Ри, Дж. Э. (1974) Епископ Александр МакДонелл и политика Верхней Канады , Историческое общество Онтарио, Торонто, стр. 2–7, 9–10.
- ^ Ричардс, Эрик (2008). «Глава 4, раздел VI: Эмиграция». Вырубки в Хайленде: люди, землевладельцы и сельские беспорядки . Эдинбург: Birlinn Ltd., с. 81.
- ^ Туми, Кэтлин (1991) Эмиграция из шотландских католических границ 1770–1810 и роль духовенства , докторская диссертация, Эдинбургский университет.
- ^ Одо Бланделл (1917), Католическое нагорье Шотландии. Том II: Западное Хайлендс и острова , Sands & Co., Джордж-стрит, 37, Эдинбург , Кинг-стрит, 15, Ковент-Гарден , Лондон . п. 145.
- ^ Келли, Бернард Уильям (1905) Судьба Гленгарри: или Изгнание Макдонеллов, историко-биографическое исследование , James Duffy & Co. Ltd., Дублин
- ^ Ри, JE (1974) Епископ Александр МакДонелл и политика Верхней Канады , Историческое общество Онтарио, Торонто
- ^ «Главная страница» . www.scalan.co.uk .
- ^ Роджер Хатчинсон (2010), Отец Аллан: Жизнь и наследие гебридского священника , Birlinn Limited. Страницы 74–188.
- ^ Роджер Хатчинсон (2010), Жизнь и наследие гебридского священника , Birlinn Limited. Страница 75.
- ^ Перейти обратно: а б Славин, Вилли, Роман в сумраке , в Хирн, Шейла Г. (ред.), Ценкраст № 11, Новый год 1983, стр. 23–25, ISSN 0264-0856
- ^ Тим Пэт Куган (2000), Где бы ни носили зеленый цвет: история ирландской диаспоры , Пэлгрейв. стр. 240-242.
- ^ IMM MacPhail (1972), Думбартон на протяжении веков: Краткая история Дамбартона , Городской совет Думбартона. п. 80.
- ^ Макфейл, IMM (1972). «Думбартон на протяжении веков: Краткая история Дамбартона». Городской совет Дамбартона. п. 81.
{{cite web}}
: Отсутствует или пусто|url=
( помощь ) - ^ Тим Пэт Куган (2000), Где бы ни носили зеленый цвет: история ирландской диаспоры , Пэлгрейв. стр. 234-236.
- ^ Тим Пэт Куган (2000), Где бы ни носили зеленый цвет: история ирландской диаспоры , Пэлгрейв. стр. 234-235.
- ^ Тим Пэт Куган (2000), Где бы ни носили зеленый цвет: история ирландской диаспоры , Пэлгрейв. п. 235.
- ^ Тим Пэт Куган (2000), Где бы ни носили зеленый цвет: история ирландской диаспоры , Пэлгрейв. стр. 236-240.
- ^ Рози, Майкл Джон (7 января 2001 г.). Религия и сектантство в современной Шотландии . Эдинбургский университет. п. 142. HDL : 1842/7178 .
- ^ Рози, Майкл Джон (7 января 2001 г.). Религия и сектантство в современной Шотландии . Эдинбургский университет. п. 147. HDL : 1842/7178 .
- ^ Рози, Майкл Джон (7 января 2001 г.). Религия и сектантство в современной Шотландии . Эдинбургский университет. п. 149. HDL : 1842/7178 .
- ^ Макдональд, Генри; Кьюсак, Джим (30 июня 2016 г.). «УФФ – Финал» . Пулбег Пресс ООО . Проверено 19 мая 2018 г. - через Google Книги.
- ^ «Ужасный конец короткой встречи» . Вестник Шотландии . 15 марта 1996 года . Проверено 19 мая 2018 г.
- ^ «Огонь возвращается в бар в годовщину смерти » Вестник Шотландии . 10 января 1998 года . Проверено 19 мая 2018 г.
- ^ Нил Маккей (12 октября 2019 г.). «Внутренняя история: почему ИРА никогда не нападала на Шотландию» . Вестник .
- ^ Дункан Б. Форрестер «Ecclesia Scoticana - установленная, свободная или национальная?» Теология , март/апрель 1999 г., 80–89.
- ^ Кевин Спайсер нацистские священники (DeKalb: издательство Университета Северного Иллинойса, опубликовано совместно с Мемориальным музеем Холокоста, Вашингтон [округ Колумбия], 2008 г.), 12–28, 74–75,95–6,114–24,164–68,175–6,182–92,202,231
- ^ Кевин Спайсер, сопротивляющийся Третьему рейху (DeKalb: Издательство Университета Северного Иллинойса, 2004), 139, 149, 175–8.
- ^ Э. Келли, «Вызов сектантству в Шотландии: призма расизма», «Дела Шотландии », том 42 (первая серия), выпуск 1, 2003 г., стр. 32–56, ISSN 0966-0356.
- ^ «Футбольный клуб Селтик» . Celticfc.net. Архивировано из оригинала 19 октября 2013 года . Проверено 18 октября 2013 г.
- ^ «Футбольный клуб Селтик» . Celticfc.net. Архивировано из оригинала 19 октября 2013 года . Проверено 18 октября 2013 г.
- ^ «Действия по борьбе с преступлениями на почве ненависти и сектантством». Архивировано 2 апреля 2015 года в Wayback Machine , правительство Шотландии , получено 30 марта 2015 года.
- ^ Гилфиллан, П. (2015) Нация и культура в обновлении шотландского католицизма. Open House, 252, стр. 9: «Профессор Дэвид Маккроун сообщил, что 57% католиков Шотландии относятся к рабочему классу, в то время как только 48% населения в целом относятся к рабочему классу».
- ^ Перейти обратно: а б с Макбрайд, Морин (17 июня 2022 г.). «Национализм и «сектантство» в современной Шотландии» . Этнические и расовые исследования . 45 (16): 335–358. дои : 10.1080/01419870.2022.2085522 . S2CID 249833363 .
- ↑ Раймонд Боннер «В Шотландии новое руководство разрушает старый барьер», The New York Times, 28 марта 2009 г., 5.
- ^ «Инновационная встреча президентов», The Tablet , 13 июня 2009 г., стр. 38.
- ^ Перейти обратно: а б Гилфиллан, П. (2015) Нация и культура в обновлении шотландского католицизма. День открытых дверей, 252, стр. 8-10.
- ^ «Шотландский католик – Ссылки» . scotscatholic.org .
- ^ «Абердин (епархия) [католическая иерархия]» . www.catholic-hierarchy.org .
- ^ «Аргайл и острова (епархия) [католическая иерархия]» . www.catholic-hierarchy.org .
- ^ «Дункельд (епархия) [католическая иерархия]» . www.catholic-hierarchy.org .
- ^ «Галлоуэй (Латинская (или Римская) епархия) [католическая иерархия]» . catholic-hierarchy.org .
- ^ «Глазго (Латинская (или Римская) архиепархия) [католическая иерархия]» . catholic-hierarchy.org .
- ^ «Мазервелл (Латинская (или Римская) епархия) [католическая иерархия]» . catholic-hierarchy.org .
- ^ «Пейсли (Латинская (или Римская) епархия) [католическая иерархия]» . catholic-hierarchy.org .
- ^ «Сент-Эндрюс и Эдинбург (Архиепархия) [католическая иерархия]» . www.catholic-hierarchy.org .
- ^ Олдерсон, Ривел (14 сентября 2010 г.). «Сила католической церкви» . Новости Би-би-си.
- ^ «Демография религиозных групп» .
- ^ «Перепись выявила огромный рост числа нерелигиозных шотландцев» . Вестник Шотландии . 27 сентября 2013 г.
- ^ «Число шотландских католиков растет» . Новости ШОС . Архивировано из оригинала 7 апреля 2014 года . Проверено 5 апреля 2014 г.
- ^ «Религия по районам муниципалитетов, Шотландия, 2011 г.» . Архивировано из оригинала 5 января 2017 года . Проверено 1 апреля 2014 г.
- ^ «Таблица 2 Изменения в религии в Глазго в период с 2001 по 2011 год» .
- ^ Результаты переписи населения Шотландии в Интернете (SCROL)
- ^ «Перепись выявила огромный рост числа нерелигиозных шотландцев», Herald Scotland , 13 сентября 2013 г.
- ^ Перепись населения Шотландии 2011 года. Таблица LC2201SC – Этническая группа по религии (электронная таблица). Национальные рекорды Шотландии.
{{cite report}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ «Католический епископ критикует «заговор геев» с целью уничтожить христианство – Новости» . Шотландец . Эдинбург. 12 марта 2008 года . Проверено 18 декабря 2011 г.
- ^ «Епископ отвергает планы создания семи новых смешанных школ на территории кампуса – Образование» . Шотландец . Эдинбург. 23 июля 2004 года . Проверено 18 декабря 2011 г.
- ^ «Церковь называет половое воспитание «порнографией» – Образование» . Шотландец . Эдинбург. 23 сентября 2004 года . Проверено 18 декабря 2011 г.
- ^ Маккейб, Грант; Райли, Вильма (22 июля 2016 г.). «Двое мужчин признаны виновными в сексуальном насилии и нападении на мальчиков в больнице Святого Ниниана» . ежедневная запись .
- ^ Расследование жестокого обращения с детьми. День 138 21 июня 2019 г.
- ^ «Архиепископ призывает верующих противостоять пессимизму в преддверии закрытия приходов» . Католический вестник . 30 марта 2015 г.
- ^ Маккенна, Кевин (15 марта 2014 г.). «Время добрых дел от умирающей католической церкви | Кевин МакКенна» . Наблюдатель .
- ^ Пиготт, Роберт (25 февраля 2013 г.). «Кардинал Кейт О'Брайен уходит с поста архиепископа» . Новости Би-би-си . Проверено 18 октября 2013 г.
- ^ Кэтрин Девени (7 апреля 2013 г.). «Католические священники разоблачили маски: «Богу не нравятся плачущие мальчики» | Мировые новости | The Observer» . Хранитель . Лондон . Проверено 18 октября 2013 г.
- ^ «Епископ Хью Гилберт на специальной мессе посвящения по благословению нового наружного алтаря в храме Непорочного зачатия» . Сент-Мэри, Инвернесс . Проверено 12 марта 2018 г.
- ^ «Восемь бочков солода», Джейми Макгоуэн, The Lamp , выпуск 6, Corpus Christi 2021, стр. 14-16.
- ↑ «Чужестранка» критикует христианство , Эй Джей Дельгадо, National Review , 8 сентября 2014 г.
- ^ Байрон, Дэниел (18 апреля 2024 г.). « Шотландская национальная партия (SNP) не воспринимает это всерьез. Данные по всей Шотландии показывают количество антикатолических злоупотреблений» . Шотландский католический опекун . Проверено 21 июня 2024 г.
- ↑ Католическая церковь заявляет о «порочной враждебности» SNP по отношению к христианам, выступающим за жизнь , 16 сентября 2020 г.
- ↑ Шотландская католическая церковь защищает Кейт Форбс из SNP , Мэдок Кэрнс, 28 февраля 2023 г., The Tablet .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Конференция епископов Шотландии
- Факты о католиках в Шотландии
- Статья Католической энциклопедии о Шотландии
- Шотландский католический обозреватель
- Национальная библиотека Шотландии: АРХИВ ШОТЛАНДСКОГО ЭКРАНА (подборка архивных фильмов, касающихся католицизма в Шотландии)