Иаков, брат Иисуса
Джеймс Справедливый | |
---|---|
![]() Неовизантийская икона Иакова | |
Апостол [ 1 ] и мученик Адельфофей | |
Рожденный | Начало 1 века |
Умер | 62 г. н.э. [ 2 ] [ 3 ] или 69 г. н. э. [ 4 ] Иерусалим |
Почитается в | Все христианские конфессии , почитающие святых |
канонизирован | Предварительное собрание |
Праздник | 3 мая ( католическая ), 23 октября ( лютеранская ), ( Епископальная церковь (США) ), ( православная ), 26 декабря ( православная ). |
Атрибуты | Красный мученик , ; дубина Фуллера мужчина держит книгу |
Споры | Существуют разногласия относительно точного отношения к Иисусу. [ а ] |
Иаков Справедливый , или вариация имени Иаков, брат Господа ( лат . Iacobus от иврита : יעקב , Яаков и греческого : Ἰάκωβος , Iákōbos , также может быть англизировано как « Иаков »), был братом Иисуса , согласно к Новому Завету . Он был первым руководителем Иерусалимской церкви апостольского века . Традиционно считается, что он был замучен будучи забит камнями фарисеями в 62 или 69 году нашей эры , по приказу первосвященника Анана бен Анана . Иаков, Иосия, Симон и Иуда упоминаются как братья или сестры Иисуса, а также две или более неназванных сестер. (См. от Матфея 13:55; от Марка 6:3.)
Католики и православные христиане учат, что Иаков, наряду с другими людьми, названными в Новом Завете « братьями », [ б ] Иисуса , но , не были биологическими детьми Марии, матери Иисуса были двоюродными братьями Иисуса, [ 7 ] или сводные братья от предыдущего брака Иосифа (как сказано в неканоническом Евангелии от Иакова ). [ 8 ] [ с ]
Католическая традиция считает, что этого Иакова следует отождествлять с Иаковом, сыном Алфея , и Иаковом Меньшим . [ 12 ] Большинство согласны с тем, что его не следует путать с Иаковом, сыном Зеведея, также известным как Иаков Великий . [ 1 ]
Эпитет
[ редактировать ]Евсевий записывает, что Климент Александрийский рассказывал: «Этот Иаков, которого люди древности называли Справедливым из-за его выдающейся добродетели, был первым, как нам сообщает летопись, избранным на епископский престол Иерусалимской церкви». [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ] Другие эпитеты: «Иаков, брат Господень, прозванный Справедливый». [ 16 ] и «Иаков Праведный».
его иногда называют В восточном христианстве «Иаков Адельфотеос» ( древнегреческий : Ἰάκωβος ὁ Ἀδελφόθεος ), что означает «Иаков, Брат Божий». Этот эпитет используется в старейшей сохранившейся христианской литургии, Литургии Святого Иакова . [ 17 ]
Лидер Иерусалимской церкви
[ редактировать ]Иерусалимская церковь
[ редактировать ]Иерусалимская церковь была раннехристианской общиной, расположенной в Иерусалиме, лидерами которой были Иаков и Петр. По всеобщей традиции первым епископом был апостол Иаков Меньший, «брат Господень». Его преобладающее место и место жительства в городе подразумеваются в Галатам 1:19 . Евсевий говорит, что он был назначен епископом святыми Петром , Иаковом (Большим) и Иоанном (II, I). [ 18 ]
По словам Евсевия , Иерусалимская церковь бежала в Пеллу во время осады Иерусалима будущим императором Титом в 70 году нашей эры, а затем вернулась, имея еще ряд еврейских епископов до восстания Бар-Кохбы в 130 году нашей эры. После второго разрушения Иерусалима и восстановления города под названием Элия Капитолина , последующие епископы были греками. [ 19 ]
Лидер
[ редактировать ]
Иаков Справедливый был «с самого начала вместе с Петром , главой Иерусалимской Церкви , и с того времени, как Петр покинул Иерусалим после попытки Ирода Агриппы убить его, Иаков выступает как главный авторитет, председательствовавший на Соборе Иерусалим." [ 20 ]
Послания Павла и более поздние главы Деяний апостолов изображают Иакова как важную фигуру в еврейско-христианской общине Иерусалима . Когда Павел прибывает в Иерусалим, чтобы доставить деньги, которые он собрал для тамошних верующих, он обращается к Иакову, и именно Иаков настаивает на том, чтобы Павел совершил ритуальное очищение в храме Ирода, чтобы доказать свою веру и опровергнуть слухи о том, что он учит восстанию против Тора ( Деяния 21:18 ). Это было обвинение в антиномизме . В рассказе Павла о своем посещении Иерусалима в Послании к Галатам 1: 18-19 он утверждает, что остановился у Кифы (более известного как Петр), а Иаков, брат Господа, был единственным апостолом, которого он встретил.
Павел описывает Иакова как одного из тех, кому явился воскресший Христос ( 1 Коринфянам 15 :3–8). В Послании к Галатам 2:9 Павел упоминает Иакова, Кифу (Петра) и Иоанна Апостола как три Столпа Церкви . [ 21 ] Павел описывает эти столпы как те, которые будут служить «обрезанным» (в основном евреям и иудейским прозелитам ) в Иерусалиме, в то время как Павел и его товарищи будут служить «необрезанным» (в основном язычникам ) (Галатам 2:12). [ 22 ] [ 23 ] [ примечание 1 ] после дебатов в ответ на опасения христиан Антиохии . Антиохийская община была обеспокоена тем, нужно ли христианам из язычников проходить обрезание для спасения, и послала Павла и Варнаву посовещаться с иерусалимской церковью . Джеймс сыграл заметную роль в формулировании решения совета . Иаков был последним, кто выступал, после Петра, Павла и Варнавы; он вынес то, что назвал своим «решением» ( Деяния 15 :13-21). Исходный смысл ближе к «мнению». [ 24 ] Иаков поддержал их всех в несогласии с этим требованием (Петр цитировал свое более раннее откровение от Бога относительно язычников) и предложил запретить есть кровь , а также мясо, принесенное в жертву идолам , и блуд . Это стало решением совета, согласованным всеми апостолами и старейшинами и разосланным другим церквям в письме.
Современная интерпретация
[ редактировать ]В Британской энциклопедии сообщается, что «брат Иакова Господа был христианским апостолом, согласно Св. Павлу, хотя и не был одним из первых Двенадцати Апостолов». [ 1 ] По мнению протестантского богослова Филиппа Шаффа , Иаков, похоже, занял место Иакова, сына Зеведея, после его мученической кончины около 44 г. н.э. [ 17 ]
Современные историки ранних христианских церквей склонны относить Иакова к традиции еврейского христианства ; в то время как Павел делал упор на вере, а не на соблюдении Моисеева закона , считается, что Иаков придерживался противоположной позиции. [ нужны разъяснения ] [ примечание 2 ]
По словам Шаффа, Джеймс был местным главой старейшей церкви и лидером наиболее консервативной части еврейского христианства. [ 17 ] Ученый Джеймс Д. Данн предположил, что Петр был «посредником» между двумя другими «выдающимися ведущими фигурами», Павлом и Иаковом Справедливым. [ 25 ]
Источники
[ редактировать ]Помимо нескольких упоминаний в синоптических Евангелиях , основными источниками жизни Иакова Справедливого являются послания Павла , Деяния апостолов , Иосифа Флавия , Евсевия и Иеронима , последние два из которых также цитируют раннехристианского летописца Гегесиппа. и Епифаний . [ 26 ] Нет упоминания об Иакове ни в Евангелии от Иоанна , ни в первых частях Деяний апостолов . Синоптики упоминают его имя, но не предоставляют никакой дополнительной информации.
В дошедших до нас списках Римского Псевдо- Ипполита [ 27 ] Дорофея Тирского , Хроникона Пасхального и Димитрия Ростовского , он является первым из семидесяти апостолов , хотя в некоторых источниках, таких как Католическая энциклопедия , [ 28 ] заявляют, что «эти списки, к сожалению, бесполезны».
Иосиф Флавий
[ редактировать ]По словам Иосифа Флавия , в его работе « Иудейские древности» ( книга 20, глава 9, 1 ) говорится о побивании камнями «Иакова, брата Иисуса» по приказу Анана бен Анана , эпохи Ирода первосвященника . [ 29 ] [ 30 ]
Анан, который, как мы уже говорили вам, принял первосвященство, был человеком смелым по характеру и очень дерзким; он был также из секты саддукеев, которые очень строги в осуждении преступников, прежде всего остальных иудеев, как мы уже заметили; поэтому, когда Анан был в таком расположении духа, он думал, что теперь у него есть подходящая возможность [осуществить свою власть]. Фест уже был мертв, а Альбин был еще в пути; поэтому он собрал синедрион судей и привел к ним брата Иисуса, по имени Христос, имя которого было Иаков, и некоторых других [или некоторых из его товарищей]; и, предъявив им обвинение как нарушителей закона, отдал их на побивание камнями. [ 31 ]
Иаков, упомянутый в этом отрывке, скорее всего, является тем Иаковом, которому Послание Иакова . приписано [ 30 ] [ 32 ] [ 33 ] Переводы сочинений Иосифа Флавия на другие языки иногда включали отрывки, которых нет в греческих текстах, что повышает возможность интерполяции, но этот отрывок об Иакове встречается во всех рукописях, включая греческие тексты. [ 30 ]
Контекстом отрывка является период после смерти Порция Феста и путешествие в Александрию Лукцея Альбина , нового римского прокуратора Иудеи , который занимал эту должность с 62 по 64 год нашей эры. [ 30 ] Поскольку путешествие Альбина в Александрию должно было завершиться не позднее лета 62 г. н.э., дату смерти Иакова можно с некоторой уверенностью отнести примерно к этому году. [ 30 ] [ 34 ] [ 29 ] Летописец II века Гегезипп также оставил отчет о смерти Иакова, и хотя детали, которые он сообщает, расходятся с деталями Иосифа Флавия, эти два отчета имеют схожие элементы. [ 35 ] [ 36 ] [ 34 ]
Современная наука почти повсеместно признала подлинность упоминания о «брате Иисуса, которого звали Христос, которого звали Иаков», и отвергла то, что оно является результатом позднейшей христианской интерполяции . [ 37 ] [ 38 ] [ 39 ] [ 40 ] Более того, по сравнению с рассказом Гегезиппа о смерти Иакова, большинство ученых считают рассказ Иосифа Флавия более исторически достоверным. [ 35 ] Некоторые ученые отмечают, что Иосиф больше симпатизирует Иакову, чем своему брату. [ 41 ]
Новый Завет
[ редактировать ]В Новом Завете упоминается несколько человек по имени Иаков. В посланиях Павла , датируемых примерно шестым десятилетием I века , есть два отрывка, в которых упоминается Иаков. Деяния апостолов , написанные где-то между 60 и 150 годами нашей эры, [ 42 ] также описывает период до разрушения Иерусалима в 70 году нашей эры. В нем три упоминания о Джеймсе. Евангелия со спорными датировками от 50 до 130 г. н.э. описывают период служения Иисуса, около 30-33 гг. н.э. В нем упоминаются как минимум два разных человека по имени Джеймс. Автор Послания Иуды в первом абзаце этого послания отмечает, что он брат Иакова.
Послание Иакова
[ редактировать ]Послание Иакова традиционно приписывают Иакову Справедливому с 253 года. [ 43 ] [ 44 ] но, по словам Дэна Маккартни, сейчас учёные часто расходятся во мнениях относительно его авторства. [ 45 ]
Послания Павла
[ редактировать ]Павел упоминает о встрече с Иаковом «братом Господним», а позже называет его одним из столпов в Послании к Галатам. [ 46 ] Галатам 1:18–2:10 :
Затем, спустя три года, я пришел в Иерусалим, чтобы посетить Кифу, и пробыл у него пятнадцать дней. Но я не видел никого из других апостолов, кроме Иакова, брата Господа. (В том, что я пишу вам, перед Богом я не лгу!) Затем я отправился в области Сирии и Киликии . ...Тогда, через четырнадцать лет, я снова пошел в Иерусалим с Варнавой, взяв с собой Тита. ...Однако из-за тайно введенных лжебратьев, которые проскользнули, чтобы подсмотреть нашу свободу, которую мы имеем во Христе Иисусе, чтобы они могли привести нас в рабство, мы не подчинились им ни на мгновение, поэтому чтобы истина Евангелия могла сохраниться для вас. А из тех, кто казался влиятельным (какие они были, для меня все равно; Бог не лицеприятен) – те, говорю я, которые казались влиятельными, ничего мне не прибавили. Напротив, когда они увидели, что мне было поручено благовествование необрезанным, как и Петру было поручено благовествование обрезанным (ибо тот, кто через Петра совершал апостольское служение обрезанным, совершал и через меня для мое язычникам), и когда Иаков, Кифа и Иоанн, которые казались столпами, осознали данную мне благодать, они подали правую руку общения Варнаве и мне, что нам следует идти к язычникам, а им к обрезанным. Только они просили нас помнить о бедных, а это именно то, что мне очень хотелось сделать. [ 47 ]
«Иаков» упоминается в Первом послании Павла к Коринфянам , 1 Коринфянам 15:7 , как тот, кому Иисус явился после своего воскресения:
Ибо я передал вам прежде всего то, что и я принял: что Христос умер за грехи наши, по Писанию; и что он был похоронен; и что он воскрес в третий день по Писанию; и что он явился Кифе; затем к двенадцати; затем явился сразу свыше пятистам братии, из которых большая часть осталась доныне, а некоторые уснули; затем он явился Джеймсу; затем всем апостолам; и наконец, что касается [ребенка] преждевременно рожденного, он явился и мне. [ 48 ]
В предыдущем стихе используется то же греческое слово «адельфос» (брат), но не в смысле кровного родства:
Затем он явился одновременно более чем пятистам братьям, большинство из которых еще живы, хотя некоторые и уснули. ( 1 Коринфянам 15:6 )
Деяния апостолов
[ редактировать ]В Деяниях упоминается Иаков, которого Католическая энциклопедия отождествляет с Иаковом, братом Иисуса: «но он [Петр], поманив их рукой молчать, объявил им, как Господь вывел его из в темнице. И сказал: пойдите, покажите это Иакову и братьям. И он пошел и пошел в другое место ( Деяния 12:17 ) .
Когда Петр, чудесным образом сбежавший из тюрьмы, вынужден бежать из Иерусалима из-за преследований Ирода Агриппы , он просит сообщить об этом Иакову (Деяния 12:17).
Иаков также является авторитетом в ранней церкви на Иерусалимском соборе (Иаков цитирует Амоса 9:11–12):
И после того, как они умолкли, Иаков ответил, говоря: мужи и братия, послушайте меня: Симеон рассказал, как Бог сначала посетил язычников, чтобы взять из них народ для имени Своего. И с этим согласуются слова пророков; как написано: «После сего возвращусь и воссоздам скинию Давидову падшую»; и воссоздам развалины его, и восстановлю его, чтобы остаток людей взыскал Господа и все язычники, к которым наречено имя Мое, говорит Господь, творящий все это. Известны Богу все дела Его от начала мира. Посему мой приговор таков: не утруждать тех, которые из язычников обратились к Богу, а написать им, чтобы они воздерживались от осквернения идолами, и от блуда, и от удавленины, и от крови. Ибо Моисей в древности имеет в каждом городе проповедующих его, которых читают в синагогах каждую субботу. ( Деяния 15 :13–21)
Иаков представлен как главный автор Апостольского указа Деяний 15.
После этого в Деяниях есть лишь одно упоминание об Иакове, встрече с Павлом незадолго до ареста Павла: «И когда мы пришли в Иерусалим, братия приняли нас радушно. На следующий день Павел вошел с нами к Иакову; и присутствовали все старейшины ( Деяния 21 :17–18) .
Евангелия
[ редактировать ]Синоптические Евангелия , как и Послание к Галатам, признают основную группу из трех учеников (Петр, Иоанн и Иаков), имеющих те же имена, что и имена, данные Павлом. В списке учеников, найденном в Евангелиях, два ученика, которых зовут Иаков, сын Алфея , и Иаков, сын Зеведея, упоминаются в списке двенадцати учеников : ( Матфея 10 : 1–4).
И призвал он к себе двенадцать учеников своих и дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и исцелять всякую болезнь и всякую скорбь. Имена двенадцати апостолов таковы: первый Симон, называемый Петром , и Андрей, брат его; Иаков, сын Зеведея , и Иоанн, брат его; Филипп и Варфоломей ; Фома и Матфей сборщик налогов ; Иаков, сын Алфея , и Фаддей ; Симон Кананеянин и Иуда Искариот , предавшие Его.
В Евангелии от Марка и Евангелии от Матфея Иаков также упоминается как брат Иисуса: «Разве это не плотник, сын Марии, брат Иакова, Иосии, Иуды и Симона? И не сестры ли здесь его? с нами? И они обиделись на него». [ 12 ] В Евангелии от Иоанна никогда не упоминается человек по имени Иаков, но упоминаются неназванные «братья» Иисуса, присутствовавшие с Марией, когда Иисус присутствовал на свадьбе в Кане ( Иоанна 2:12 ), а позже упоминается, что его братья не верили в него ( Иоанна 7 : 5).
Отцы Церкви
[ редактировать ]Фрагмент X Папия (написанного во втором веке) относится к «епископу и апостолу Иакову». [ 49 ]
Гегесипп (II век) в пятой книге своих «Комментариев» упоминает, что Иаков был поставлен епископом Иерусалима , но не упоминает, кем: «После апостолов главой церкви был поставлен Иаков, брат Господень, прозванный Справедливым. Церковь в Иерусалиме». [ 16 ]
Гегесипп (ок. 110–180) написал пять книг (ныне утерянных, за исключением некоторых цитат Евсевия) комментариев к Деяниям Церкви . Описывая аскетический образ жизни Иакова, «Церковная история» Евсевия ( книга II, 23) цитирует рассказ Гегезиппа об Иакове из пятой книги « Комментариев к деяниям церкви» :
Иаков, брат Господа, наследует управление Церковью вместе с апостолами. Его повсеместно называли Справедливым, от дней Господних до наших дней. Ибо многие носили имя Иакова; а этот был свят еще от чрева матери своей. Он не пил вина или других опьяняющих напитков и не ел мяса; бритва не коснулась его головы; он не умащался маслом и не принимал ванну. Ему одному было позволено войти во святилище, ибо он не носил никакой шерстяной одежды, а только виссонную одежду. Он один, говорю я, имел обыкновение входить в храм: и его часто находили стоящим на коленях, просящим прощения у народа, так что кожа на его коленях становилась роговой, как у верблюда, из-за его постоянно преклоняя колени в поклонении Богу и выпрашивая прощение у людей. [ 50 ] [ 51 ]
Климент Александрийский (конец II века) писал в шестой книге своих «Ипотипий», что Иаков Справедливый был избран епископом Иерусалима Петром , Иаковом (Большим) и Иоанном :
«Ибо говорят, что Петр, Иаков и Иоанн после вознесения Спасителя нашего, как бы также предпочитаемые Господом нашим, не стремились к чести, но избрали Иакова Справедливого епископа Иерусалимского». [ 52 ] [ 53 ] [ примечание 3 ]
Климент в седьмой книге того же сочинения рассказывает о нем следующее:
«Господь после своего воскресения передал знание (гносин) Иакову Справедливому, Иоанну и Петру, а они передали его остальным апостолам, а остальные апостолы — семидесяти, из которых одним был Варнава». [ 56 ]
По словам Евсевия (3/4 века), Иаков был назначен епископом Иерусалима апостолами: «Иаков, брат Господа, которому апостолы вверили епископское место в Иерусалиме». [ 57 ] Иероним писал то же самое: «Иаков... после страданий Господа... рукоположен апостолами во епископа Иерусалима...» и что Иаков «правил иерусалимской церковью тридцать лет». [ 58 ]
Епифаний (4 век), епископ Саламина, писал в своем труде «Панарий» (374–375 гг. Н. Э.), что «Иаков, брат Господень, умер в девстве в возрасте девяноста шести лет». [ 59 ]
Согласно Иерониму (4 век), Иаков, брат Господа, тоже был апостолом; Иероним цитирует Священное Писание в качестве доказательства в своей работе « Вечная девственность Пресвятой Марии », написав следующее:
Обратите также внимание, что брат Господа является апостолом, поскольку Павел говорит: «По прошествии трех лет я пришел в Иерусалим, чтобы посетить Кифу, и пробыл у него пятнадцать дней. Но другого из Апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня». (Галатам 1:18-19) И в том же Послании «И увидев данную мне благодать, Иаков, Кифа и Иоанн, считавшиеся столпами» (Галатам 2:9) [ 60 ] : Ф.15
ПсевдоАндрей Критский (7 век) написал биографию Иакова, полностью основанную на более ранних источниках, главным образом на Евсевии. [ 61 ]
Раннехристианские апокрифы
[ редактировать ]Некоторые апокрифические евангелия свидетельствуют о почтении еврейских последователей Иисуса к Иакову. Евангелие от евреев подтверждает рассказ Павла в 1 Коринфянам о явлении воскресшего Иисуса Иакову. [ 58 ] Иероним (V век) цитирует неканоническое Евангелие от евреев :
«Тогда Господь, отдав погребальные одежды слуге священника, явился Иакову, ибо Иаков поклялся, что не будет есть хлеба с того часа, в который он пил чашу Господню, доколе не увидит Его воскресшим. из мертвых». А чуть дальше Господь говорит: «Принесите стол и хлеб». И тут же добавляется: «Он взял хлеб, благословил, преломил, дал Иакову Справедливому и сказал ему: брат мой, ешь хлеб твой, ибо Сын Человеческий воскрес из мертвых». правил Иерусалимской церковью тридцать лет, то есть до седьмого года Нерона . [ 52 ] [ примечание 4 ]
Евангелие от Фомы [ примечание 5 ] подтверждает рассказ Павла в 1 Коринфянам о явлении воскресшего Иисуса Иакову. В Евангелии от Фомы рассказывается, что ученики спросили Иисуса после его воскресения и перед его Вознесением: «Мы знаем, что Ты отойдёшь от нас. Кто будет нашим лидером?» Иисус сказал им: «Откуда вы ни придете, вы пойдете к Иакову Справедливому, ради которого возникли небо и земля». [ 63 ] [ 64 ] [ 65 ] [ 66 ] Епифаний (Панарий 29.4) описывает Иакова как назорея . [ 67 ]
В псевдоэпиграфическом Первом Апокалипсисе Иакова, связанном с именем Иакова, упоминается, что Иаков и Иисус не являются биологическими братьями, а в нижней части рукописи прилагается довольно фрагментарный отчет об уходе (возможно, означающем мученическую смерть) Иакова. [ 68 ]
Псевдоэпиграфический Второй Апокалипсис Иакова называет отца Иакова Теудасом, а не Иосифом, который представлен как биологический отец Иакова. [ 69 ]
Апокриф Иакова , единственный экземпляр которого был найден в библиотеке Наг-Хаммади и который, возможно, был написан в Египте в III веке, [ 70 ] рассказывает о явлении воскресшего Христа Иакову и Петру после воскресения, которое, как говорят, Иаков записал на иврите. [ 71 ]
Евангелие от Иакова (или « Евангелие от Младенчества Иакова»), произведение II века, также представляется написанным Иаковом. [ 72 ] – чтобы его авторство придавало авторитет.
В письме IV века, псевдографически приписываемом Клименту Римскому I века , [ 73 ] Иакова называли «епископом епископов, который управляет Иерусалимом, Святой Церковью евреев и всеми церквями повсюду». [ 74 ]
Отношения с Иисусом, Марией и Иосифом
[ редактировать ]Братья Иисуса – Иаков, а также Иуда , Симон и Иосия – названы в Евангелии от Матфея 13:55 и Марка 6:3 и упоминаются в других местах. Имя Джеймса всегда появляется первым в списках, что позволяет предположить, что он был среди них самым старшим. [ 75 ] В «Иудейских древностях » (20.9.1) Иосиф описывает Иакова как «брата Иисуса, называемого Христом».
Интерпретация фразы «брат Господень» и подобных фраз разделилась между теми, кто считает, что у Марии были дополнительные дети после Иисуса (например, историк Чарльз Фримен ). [ 76 ] и те, кто хранит вечную девственность Марии ( католики , православные и некоторые протестанты , например, многие англиканцы и некоторые лютеране ). Единственная католическая доктрина , определенная в отношении «братьев Господа», заключается в том, что они не являются биологическими детьми Марии; [ 7 ] таким образом, католики не считают их братьями и сестрами Иисуса.
Почти современные источники [ который? ] настаивать на том, что Джеймс был «вечной девственницей» еще в утробе матери, термин, который, по словам Роберта Эйзенмана, позже был преобразован в его мать, Мэри. [ 77 ]
Возможная личность как младший сводный брат, сын Марии и Иосифа.
[ редактировать ]Некоторые писатели, такие как Р.В. Таскер [ 78 ] и Д. Хилл, [ 79 ] истолковать утверждение из Матфея 1:25 о том, что Иосиф «не узнал ее, пока она не родила своего первенца», как означающее, что у Иосифа и Марии действительно были нормальные супружеские отношения после рождения Иисуса, и что Иаков, Иосия , Иуда и Симон были естественные сыновья Марии и Иосифа и, таким образом, сводные братья Иисуса . Другие, такие как К. Бейер, отмечают, что греческое ἕως οὗ («пока») после отрицательного «часто вообще не имеет никакого значения в отношении того, что произошло после того, как был достигнут предел «пока»». [ 80 ] Раймонд Э. Браун также утверждает, что «непосредственный контекст благоприятствует отсутствию здесь каких-либо последствий на будущее, поскольку Мэтью озабочен только тем, чтобы подчеркнуть девственность Мэри до рождения ребенка». [ 80 ]
Кроме того, Мария, Иосиф и братья или сестры Иисуса часто описываются вместе, без ссылки на каких-либо других родственников ( Матфея 12 :46–49, Марка 3 :31–34, Марка 6 :3, Луки 8 :19–21, Иоанна 2:12 , Деяния 1:14 ), а братья Иисуса описаны без намека на других ( Ин. 7 :2–5, 1 Коринфянам). 9 :5. Например, в Евангелии от Матфея 13 :55–56 говорится: «Разве это не сын плотника ? Разве его мать не зовут Марией, а его братьев не Иаков, Иосиф, Симон и Иуда ? все сестры его с нами?», а в Иоанна 7:5 говорится: «Даже братья его не верили в него».
Тертуллиан ( ок. 160 — ок. 220 ), Бонос из Наира и Гельвидий ( ок. 380 ) были среди теологов, которые считали, что у Марии были дети, кроме Иисуса. [ 81 ] [ 82 ] Иероним В своем трактате « Вечная девственность Пресвятой Марии» утверждает в качестве ответа Гельвидию, что термин «первенец» использовался для обозначения любого потомства, открывшего чрево, а не определенно подразумевая других детей. [ 60 ] В сообщении Луки о посещении Марией, Иосифом и Иисусом Иерусалимского храма, когда Иисусу было 12 лет, не упоминается ни один из сводных братьев Иисуса.
Современный ученый Роберт Эйзенман считает, что Лука, как близкий последователь языческого христианства Павла, стремился свести к минимуму важность семьи Иисуса любыми возможными способами, исключив Иакова и братьев Иисуса из Евангелия. [ 77 ] Карл Китинг утверждает, что Мария и Иосиф без колебаний бросились обратно в Иерусалим, когда поняли, что Иисус потерян, о чем они наверняка дважды подумали бы, если бы были другие дети (братья и сестры Иисуса), о которых нужно было присматривать. [ 82 ]
Возможная личность как старший сводный брат, сын Джозефа от предыдущего брака.
[ редактировать ]В Евангелии от Иакова (апокрифическое евангелие II века, также называемое Протоевангелием Иакова или Евангелием детства Иакова) говорится, что Мария была обручена с Иосифом и что у него уже были дети. В данном случае Иаков был одним из детей Иосифа от предыдущего брака и, следовательно, сводным братом Иисуса.
Епископ Саламина Епифаний также писал в своем труде «Панарион» (374–375 гг. н.э.), что «...Иаков (брат Иисуса) был сыном Иосифа от первой жены Иосифа, а не от Марии...» [ 83 ] Он добавляет, что Иосиф стал отцом Иакова и трех его братьев (Иосия, Симеона, Иуды) и двух сестер (Саломеи и Марии). [ 84 ] или Саломея и Анна) [ 85 ] Джеймс - старший брат и сестра. Иаков и его братья и сестры не были детьми Марии, а были детьми Иосифа от предыдущего брака. После смерти первой жены Иосифа, много лет спустя, когда ему было восемьдесят, «он взял Марию (мать Иисуса)». По словам Епифания, Священное Писание называет их «братьями Господа», чтобы сбить с толку своих противников. [ 86 ] [ 87 ]
Одним из аргументов, подтверждающих эту точку зрения, является то, что Иисус противоречил бы еврейскому обычаю отдавать свою мать на попечение Иоанна (который вовсе не подозревается в том, что он является кровным родственником Иисуса), если бы у Марии были другие живые сыновья. Это потому, что старший сын возьмет на себя ответственность за свою мать после смерти ее мужа; любые другие сыновья Марии должны были бы взять на себя эту ответственность, если бы они существовали, поэтому выступали против прямых родственных братских отношений. [ 82 ] [ 88 ]
Кроме того, арамейский и иврит имели тенденцию использовать иносказания , чтобы указать на кровное родство; утверждается, что простое наименование некоторых людей «братьями Иисуса» не обязательно подразумевало бы одну и ту же мать. [ 89 ] Скорее, для обозначения общей матери использовалось бы что-то вроде «сыновья матери Иисуса». Ученые и богословы, утверждающие это, отмечают, что в его родном городе Иисуса называли « сыном Марии», а не « сыном Марии» (Марка 6:3). [ 12 ]
Возможная личность: двоюродный брат, сын сестры Марии.
[ редактировать ]Другие говорят, что Иаков и другие, названные «братьями» Иисуса, были двоюродными братьями Иисуса. Это оправдано тем фактом, что двоюродных братьев и сестер также называли «братьями» и «сестрами» на родном языке Иисуса, арамейском , который, как и библейский иврит , не содержит слова «двоюродный брат». [ 90 ] Более того, греческие слова адельфос и адельфе в Библии не ограничивались буквальным значением брата или сестры, как и их множественное число. [ 89 ] В отличие от некоторых других авторов Нового Завета, апостол Павел в совершенстве владел греческим языком, языком, в котором есть одно слово для обозначения «двоюродный брат», а другое для слова «брат», называя Иакова «братом Господа нашего» (Галатам 1:19).
Евсевий Кесарийский ( ок. 275 – ок. 339 ) сообщает о традиции, согласно которой Иаков Справедливый был сыном Иосифа брата Клопы и, следовательно, принадлежал к «братьям» (которых он интерпретирует как «двоюродный брат») Иисуса, описанных в Новом Завете. . Это повторяет Иероним ( ок. 342 – ок. 419 ) в De Viris Illustribus («О выдающихся людях») – Иаков считается сыном другой Марии , жены Клопы и «сестры» Марии, матери. Иисуса – следующим образом:
Иаков, называемый братом Господним, прозванным Справедливым, сын Иосифа от другой жены, как думают некоторые, но, как мне кажется, сын Марии, сестры матери нашего Господа, о которой Иоанн делает упомянуть в своей книге... [ 58 ]
Иероним ссылается на сцену распятия в Иоанна 19:25: [ 91 ] свидетелями которого, как говорят, являются три женщины по имени Мария – Мария, мать Иисуса, Мария Клопская и Мария Магдалина. Иоанн также упоминает «сестру» матери Иисуса, которую часто отождествляют с Марией Клопской из-за грамматики. Марию «Клопу» часто интерпретируют как Марию, «жену Клопы». Мария из Назарета и Мария из Клопы также не обязательно должны быть сестрами в буквальном смысле, учитывая использование этих слов в греческом, еврейском и арамейском языках. [ 12 ]
Предполагается, что Мария Клопская — это то же самое, что «Мария, мать Иакова младшего и Иосии», «Мария, мать Иакова и Иосифа» и «другая Мария» в рассказах о распятии Иисуса и после его воскресения в синоптических Евангелиях. . Сторонники этой идентификации утверждают, что авторы «Синоптиков» назвали бы эту Марию просто «матерью Иисуса», если бы она действительно должна была стать матерью Иисуса, учитывая важность распятия и воскресения ее сына: они также отмечают что мать Иакова и Иосии зовут «Мария», тогда как мать Иисуса — «Мариам» или «Мария» по-гречески. Эти сторонники считают маловероятным, чтобы в такое важное время к Марии обращались ее родные дети, кроме Иисуса (Иаков оказался братом некоего Иосия, как пишется у Марка , или Иосифа, как у Матфея ). [ 89 ] [ д ]
Мнение Иеронима предполагает отождествление Иакова Справедливого с апостолом Иаковом, сыном Алфея ; Клоп и Алфей Считается, что — это разные греческие переводы одного и того же арамейского имени Халфай . [ 89 ] Несмотря на это, некоторые исследователи Библии склонны различать их; это тоже не католическая догма, хотя и традиционное учение.
Поскольку этот Клоп, согласно Евсевию, является братом Иосифа из Назарета (см. выше), а Мария Клопа считается сестрой Марии из Назарета, Иаков мог быть связан с Иисусом по крови и закону. [ 12 ]
Возможная личность как младший сводный брат, сын Мэри и второй муж.
[ редактировать ]Вариант на эту тему представлен Джеймсом Табором . [ 75 ] который утверждает, что после ранней и бездетной смерти Иосифа Мария вышла замуж за Клопу , которого он принимает как младшего брата Иосифа, согласно закону левирата . Согласно этой точке зрения, Клоп был отцом Иакова и последующих братьев и сестер, но не Иисуса.
Джон Доминик Кроссан предположил, что Иаков, вероятно, был старшим братом Иисуса. [ 92 ]
Идентификация с Иаковом, сыном Алфея, и с Иаковом Меньшим
[ редактировать ]Мария также упоминается как мать Иакова Младшего и Иосифа в Евангелии от Марка :
Некоторые женщины наблюдали издалека. Среди них были Мария Магдалина , Мария, мать Иакова Младшего и Иосифа, и Саломея . ( Марка 15:40)
С другой стороны, другая Мария упоминается как мать Иакова и Иосифа в Евангелии от Матфея и в Евангелии от Марка :
Когда суббота закончилась, Мария Магдалина, Мария, мать Иакова, и Саломея купили благовония, чтобы пойти помазать тело Иисуса. ( Марка 16 :1)
Среди них была Мария Магдалина, Мария, мать Иакова и Иосифа, и мать сыновей Зеведея. ( Матфея 27:56)
Католическая интерпретация обычно утверждает, что Иаков Младший — это тот же Иаков, упомянутый в Марка 16:1 и Матфея 27:56, и его следует отождествлять с Иаковом, сыном Алфея, и Иаковом, братом Иисуса. [ 12 ] Согласно Католической энциклопедии, он не отождествляется с Иаковом Великим . [ 12 ] хотя некоторые это оспаривают. [ 77 ]
Возможная идентичность с Иаковом, сыном Алфея.
[ редактировать ]Иероним считал, что «братья» Господа были двоюродными братьями Иисуса, тем самым усиливая доктрину вечной девственности . Иероним пришел к выводу, что Иаков, «брат Господень» ( Галатам 1:19 ), следовательно, является Иаковом, сыном Алфея , одним из Двенадцати Апостолов Иисуса и сыном Марии Клеофы . [ 12 ]
но потенциально важных произведениях Ипполита В двух небольших , «О двенадцати апостолах Христа» и «О семидесяти апостолах Христа» он рассказывает следующее:
А Иаков, сын Алфея, когда проповедовал в Иерусалиме, был побит иудеями камнями и погребен там подле храма. [ 93 ]
Этими двумя произведениями Ипполита часто пренебрегают, поскольку рукописи были утеряны на протяжении большей части церковного периода, а затем найдены в Греции в 19 веке. Поскольку большинство ученых считают их ложными, их часто приписывают Псевдо-Ипполиту . Оба они включены в приложение к трудам Ипполита в объемистом сборнике отцов ранней церкви. [ 94 ]
Таким образом, Иаков, брат Господа, будет сыном Алфея, который является мужем Марии, жены Клеофы, или Марии, жены Алфея. Идентификация Иакова как сына Алфея была увековечена в 13 веке в агиографии «Золотая легенда» Якоба де Ворагина . [ 95 ] [ 96 ]
Возможная идентичность с Джеймсом Меньшим
[ редактировать ]Джером также утверждал, что Иаков, «брат Господень», — это то же самое, что Иаков Меньший . Чтобы объяснить это, Иероним сначала говорит, что Иакова Меньшего следует отождествлять с Иаковом, сыном Алфея, и сообщает в своем труде « Вечная девственность блаженной Марии» следующее:
Намереваете ли вы сделать апостолом сравнительно неизвестного Иакова Меньшего, который в Писании назван сыном Марии, а не Марии, матери Господа нашего, или нет? Если он апостол, он должен быть сыном Алфея и верующим в Иисуса.
Единственный вывод состоит в том, что Мария, описываемая как мать Иакова Меньшего, была женой Алфея и сестрой Марии, матери Господа, той, которую Иоанн Богослов называет «Марией Клопской». [ 60 ] : Ф.15
Сказав, что Иаков Меньший — это то же самое, что Иаков, сын Марии Клеофы, жены Алфея и сестры Марии, матери Господа, Иероним в своей работе De Viris Illustribus описывает , что Иаков — «брат Господень» — тот же самый. как Иаков, сын Алпахея и Марии Клеофы:
Иаков, называемый братом Господним, прозванным Справедливым, сын Иосифа от другой жены, как думают некоторые, но, как мне кажется, сын Марии, сестры матери нашего Господа Марии Клеофы, о которой Иоанн упоминает в своей книге (Иоанна 19:25). [ 58 ]
Таким образом, Иероним заключает, что Иаков, сын Алфея, Иаков Меньший и Иаков, брат Господень, — одно и то же лицо.
Другие отношения
[ редактировать ]Кроме того, Иисус и Иаков могли быть связаны каким-то другим образом, а не строго «двоюродными братьями», следуя небуквальному применению термина адельфос и арамейского термина «брат». [ 89 ] Согласно апокрифическому Первому Апокалипсису Иакова , Иаков — не земной брат Иисуса, а духовный брат. [ 97 ] который, по мнению гностиков, «получил тайное знание от Иисуса до Страстей ». [ 98 ]
Смерть
[ редактировать ]Климент Александрийский сообщает, что «Иакова сбросили с вершины Храма и забили до смерти дубинкой». [ 99 ]
Гегезипп цитирует, что «книжники и фарисеи поставили Иакова на вершине храма, а праведника сбросили, и начали побивать его камнями, ибо он не погиб при падении. И один из них, который был сыщиком, взял дубинку, которой выбивал одежду, и ударил праведника по голове». [ 99 ]

Согласно отрывку, найденному в Иосифа Флавия » « Иудейских древностях (20.9.1), «брат Иисуса, которого звали Христос, которого звали Иаков», встретил свою смерть после смерти прокуратора Порция Феста, но до того, как Альбинус Лукцей вступил в должность, датированную 62 годом. [ 100 ] Первосвященник . Ханан бен Ханан ( Ананус бен Ананус ) воспользовался отсутствием императорского надзора, чтобы собрать Синедрион (буквально синедрион критон по-гречески, «Синедрион судей»), который осудил Иакова «по обвинению в нарушении закона» », а затем казнили его камнями ( Древности 20.9.1). Иосиф Флавий сообщает, что поступок Ханана был широко расценен как не более чем судебное убийство и оскорбил многих «тех, кого считали самыми справедливыми людьми в городе и строгими в соблюдении Закона», которые зашли так далеко, что организовать встречу с Альбинусом, когда он въедет в провинцию, чтобы успешно подать ему прошение по этому поводу. В ответ царь Агриппа II заменил Анана Иисусом, сыном Дамнея . [ 101 ]
Ориген рассказал о смерти Иакова, которая назвала ее причиной римской осады Иерусалима, чего нет в существующих рукописях Иосифа Флавия. [ 102 ] [ 103 ]
Евсевий писал, что «даже наиболее разумные из иудеев придерживались мнения, что это (смерть Иакова) было причиной осады Иерусалима , случившейся с ними сразу после его мученической кончины ни по какой другой причине, как только по их дерзкому поступку против него. По крайней мере, Иосиф Флавий не колеблясь засвидетельствовал это в своих трудах, где он говорит: «Такие вещи произошли с евреями, чтобы отомстить за Иакова Справедливого, который был братом Иисуса, называемого Христом. Ибо евреи убили его, хотя он был самым справедливым человеком». [ 99 ]
Евсевий, цитируя рассказ Иосифа Флавия, также записывает утерянные отрывки из Гегезиппа (см. ссылки ниже) и Климента Александрийского ( Historia Ecclesiae , 2.23). Рассказ Гегезиппа несколько отличается от того, что сообщает Иосиф Флавий, и может быть попыткой примирить различные рассказы, объединив их. По словам Гегезиппа, книжники и фарисеи пришли к Иакову за помощью в ниспровержении христианских верований. В записи говорится:
Итак, они всей группой пришли к Иакову и сказали: «Умоляем тебя, сдержи народ, ибо они заблудились в своих суждениях об Иисусе, как если бы Он был Христос. Мы умоляем тебя убедить всех пришедших сюда в день Пасхи об Иисусе, ибо все мы слушаем уговоры твои, ибо мы, как и весь народ, свидетельствуем тебе, что ты праведен, и не проявляешь лицеприятия ни к кому. люди не Итак, встань на вершине храма, чтобы с этой возвышенности тебя было ясно видно и слова твои были понятны. ясно слышно всему народу, ибо для того, чтобы присутствовать на Пасхе, собрались сюда все колена, а также некоторые из язычников». [ 104 ] [ 105 ] [ 106 ] К ужасу книжников и фарисеев, Иаков смело свидетельствовал, что «Сам Христос сидит на небесах, по правую руку Великой Силы, и придет на облаках небесных». Тогда книжники и фарисеи сказали себе: «Нехорошо мы поступили, добытя это свидетельство об Иисусе. Но пойдем и свергнем Его, чтобы они устрашились и не поверили Ему».
Соответственно, книжники и фарисеи
... сбросил праведника... [и] начал побивать его камнями, ибо он не погиб при падении; но он повернулся, преклонил колени и сказал: «Умоляю Тебя, Господь Бог Отец наш, прости им, ибо они не знают, что делают».
И пока они были там, побивая его камнями до смерти, один из священников, сыновей Рехава , сына Рехавима, о котором свидетельствует пророк Иеремия, начал громко кричать, говоря: «Перестаньте, что вы делаете?» ? Праведник молится за нас». Но один из них, один из валяльщиков, взял посох, которым он привык выжимать окрашенные им одежды, и метнул его в голову праведника.
И поэтому он принял мученическую смерть; и похоронили его на месте, а столб, воздвигнутый в память его, до сих пор стоит возле храма. Этот человек был истинным свидетелем как для евреев, так и для греков, что Иисус есть Христос. А вскоре после этого Веспасиан осадил Иудею, взяв их в плен.
— Фрагменты из Деяний Церкви; О мученической кончине Иакова, брата Господня, из 5-й книги. [ 104 ]
Осада и захват Иерусалима Веспасианом задержали избрание Симеона Иерусалимского преемником Иакова.
По словам Филипа Шаффа в 1904 году, этот отчет «Гегесиппа цитировался историками снова и снова как дата мученичества, отнесенная к 69 году», хотя он оспаривал предположение о том, что Гегезипп дает что-либо для обозначения такой даты. [ 107 ] Иосиф Флавий не упоминает в своих трудах, как был похоронен Иаков. [ 108 ]
Праздник
[ редактировать ]Этот раздел
полагается в значительной степени или полностью на один источник . ( июнь 2021 г. ) |
В католической церкви праздник апостола Филиппа , наряду с праздником Иакова Меньшего (католики отождествляют его с Иаковом Справедливым как одно и то же лицо), традиционно отмечался 1 мая, в годовщину посвященного им храма в Рим (ныне Церковь Двенадцати Апостолов). Затем этот объединенный праздник перенесли на 3 мая по нынешнему обычному календарю.
В Восточной Православной Церкви Иакова поминают как «Апостола Иакова Справедливого, брата нашего Господа», и поэтому его праздникам отводится несколько дней. Его первый праздник в церковном календарном году приходится на 23 октября. [ 109 ] Следующий его праздник приходится на первое воскресенье после праздника Рождества Христова , где его поминают вместе с царем Давидом и Иосифом Обручником . [ 110 ] Его последний праздник приходится на 4 января среди Семидесяти Апостолов . [ 111 ] Память его также отмечается 26 декабря (Собор Божией Матери). 1 декабря совершается память перенесения его мощей, Симеона и Захарии в 351 году, а 25 мая — память обретения их мощей также в 351 году. [ 112 ]
Последние версии Епископальной церкви Соединенных Штатов Америки и Лютеранской церкви добавили поминки в традиционную восточно-православную дату 23 октября.
Джеймса помнят (вместе с Филиппом в англиканской церкви на фестивале ) 1 мая . [ 113 ]
Споры об оссуарии
[ редактировать ]В ноябрьском выпуске журнала Biblical Archeology Review за 2002 год Андре Лемэр из Университета Сорбонны в Париже опубликовал отчет о том, что склеп с надписью «Яаков бар Йосеф ахуи д'Йешуа» («Иаков, сын Иосифа, брат Иисуса») был Было идентифицировано, что оно принадлежало коллекционеру Одеду Голану . В конце того же года склеп был выставлен в Королевском музее Онтарио в Торонто , Онтарио, Канада; но 18 июня 2003 г. Управление древностей Израиля опубликовало отчет, в котором на основе анализа патины был сделан вывод о том, что надпись является современной подделкой. В частности, оказалось, что надпись была добавлена недавно и состарена добавлением мелового раствора. После этого Склеп был вывезен Королевским музеем Онтарио. [ 114 ]
29 декабря 2004 года Голану было предъявлено обвинение в израильском суде вместе с тремя другими мужчинами: Робертом Дойчем, экспертом по надписям, который преподает в Хайфском университете; коллекционер Шломо Коэн; и торговец антиквариатом Фаиз аль-Амалех. Их обвинили в участии в преступной группировке, действовавшей более 20 лет. Голан отверг выдвинутые против него обвинения. По данным BBC , «когда полиция взяла Одеда Голана под стражу и обыскала его квартиру, они обнаружили мастерскую с набором инструментов, материалов и недоделанными «антикварными предметами». Это было доказательством мошенничества гораздо большего масштаба, чем они предполагали. подозревал». [ 115 ] [ 116 ] 14 марта 2012 года Голаны были признаны невиновными по всем обвинениям в подделке документов, хотя судья заявил, что это оправдание «не означает, что надпись на склепе является подлинной или что она была написана 2000 лет назад» и «она не была каким-либо образом доказано, что слова «брат Иисуса» обязательно относятся к «Иисусу», который появляется в христианских писаниях» и что «в этих открытиях нет ничего, что обязательно доказывало бы, что предметы были подлинными». [ 117 ] [ 118 ]
Израильское управление древностей и некоторые ученые до сих пор утверждают, что костница Иакова является современной подделкой, и что этот артефакт обычно не цитируется исследователями исторического Иисуса . [ 119 ] [ 120 ]
См. также
[ редактировать ]- Божественная литургия святителя Иакова
- Список библейских персонажей, указанных во внебиблейских источниках
- Связанные Библии части : Матфея 13 , Матфея 27 , Марка 6 , Марка 15 , Марка 16 , Деяния 12 , Деяния 15 , Деяния 21 , 1 Коринфянам 15 , Галатам 1 , Галатам 2 ; Джеймс 1 ; Послание Иуды
Примечания
[ редактировать ]- ↑ На греческом койне ἀδελφός ( адельфос , «брат»), как встречается в Септуагинте. [ 5 ] и новозаветных писаниях может означать полного, сводного, сводного или приемного брата, родственника (двоюродного брата и т. д.), а также «товарища» – «родственника» по торговле или убеждениям, но не по кровному родству. Христиане высокой церкви (католики, православные и некоторые англиканские и лютеранские протестантские конфессии) и некоторые реформатские церкви, которые поддерживают ранние церковные учения, обычно считают его сводным братом или двоюродным братом, тогда как большинство протестантских деноминаций низкой церкви утверждают, что Джеймс - младший брат. » Марии от Марии и Иосифа как «доказательство» против статуса « вечнодевственной .
- ^ Древнегреческий : ἀδελφοι , латинизированный : adelphoi , букв. «братья». [ 6 ]
- ^ Поскольку католики и православные, а также некоторые англиканцы и лютеране верят в вечную девственность Марии . [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ]
- ^ Эта позиция сформулирована в сносках к Библии христианской общины , опубликованной Claretian Communications .
- ^ Эти термины (обрезанные/необрезанные) обычно интерпретируются как означающие евреев и греков , которые преобладали. Это чрезмерное упрощение, поскольку в провинции Иудея I века также были некоторые евреи, которые больше не делали обрезание, а также некоторые греки и другие, такие как египтяне, эфиопы и арабы, которые это делали.
- ^ Одним из корпусов, который обычно называют доказательством этого, являются «Признания и проповеди Климента» (также известные как литература Клементина ), версии романа, датируемого еще II веком, где Иаков предстает как святой персонаж, который подвергся нападению со стороны неназванного врага, который, по мнению некоторых современных критиков, мог быть Павлом.
- ^ См. Отцов ранней церкви. [ 54 ] и Джером. [ 55 ]
- ^ См. Джерома [ 55 ] и отцы ранней церкви. [ 62 ]
- ^ Одна из работ, вошедших в библиотеку Наг-Хаммади .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с «Сент-Джеймс. Апостол, брат Господень» . Британская энциклопедия . Британская энциклопедия, Inc., 15 марта 2024 г.
- ^ Эдди, Пол Р.; Бойд, Грегори А. (2007). Легенда об Иисусе: аргументы в пользу исторической достоверности синоптической традиции Иисуса . Бейкер Академик. п. 130. ИСБН 9780801031144 .
- ^ По словам Иосифа Флавия
- ^ По данным Гегезиппа, Климента Александрийского и Евсевия Кесарийского.
- ^ Септуагинта
- ^ Греческий Новый Завет , Матфея 13:55 : « Разве это не сын каменщика? Разве мать его не зовут Марией, а братьев его Иаковом и Иосифом, Симоном и Иудой? »
- ^ Перейти обратно: а б Акин, Джимми, «Я: Найден погребальный ящик Святого Иакова?» , Склеп Иакова , «Католические ответы», заархивировано из оригинала 10 февраля 2014 г.
- ^ Ориген Александрийский. «Братья Иисуса». Комментарий Оригена к Евангелию от Матфея 10:17 в IX томе «Доникейских отцов» . Проверено 18 сентября 2008 г. «Но некоторые говорят, основываясь на предании Евангелия от Петра, как оно называется, или «Книги Иакова», что братья Иисуса были сыновьями Иосифа от бывшей жены, на которой он женился до Марии. Теперь те, кто так говорит, желают до конца сохранить честь Марии в девстве…»
- ^ Лонгенекер, Дуайт; Густафсон, Дэвид (2003). Мэри: Католические евангелические дебаты . Издательство Грейсвинг. п. 64. ИСБН 9780852445822 . Проверено 8 июля 2014 г.
Вечная девственность Марии — прекрасная и уместная вера, которую поддерживают восточные и восточные православные, католики, а также многие англиканцы и лютеране. Более того, ее защищали не только древние отцы церкви, но и Лютер, Цвингли, Кальвин и классические англиканские богословы. Джон Уэсли также верил в вечную девственность Марии, написав: «Я верю, что он [Иисус Христос] родился от благословенной Девы, которая, даже после того, как она родила его, оставалась чистой и незапятнанной девственницей».
- ^ Ричард Р. Лорш, Все люди в Библии (Eerdmans 2008, стр. 283). ISBN 978-0-80282454-7 )
- ^ Джексон, Грегори Ли, католик, лютеранин, протестант: доктринальное сравнение . 1993 год ISBN 978-0-615-16635-3 стр. 254
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Камерлинк, Ахилл (1910), «Святой Иаков Меньший» , Католическая энциклопедия. Том. 8 , Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона (получено из New Advent)
- ↑ Брат Иисуса: Иаков Справедливый и его миссия с.33 Брюс Чилтон, Джейкоб Нойснер – 2001 с. 34: «Вряд ли он ограничит свое упоминание о нем, потому что вскоре ему предстоит процитировать рассказ Гегесиппа... Другая традиция, переданная Климентом, сделала Иакова Справедливого, Кифу и Иоанна получателями тайных знаний».
- ^ Хаазе, Вольфганг. Aufstieg und Niedergang der römischen Welt: (ANRW): Geschichte 21-26 p801, 1992, «В последнем, который, по словам Евсевия, знал Гегесипп (HE IV.22.8), для названия не дается никаких объяснений; там просто говорится, что воскресший Иисус дал хлеб «Иакову Справедливому и сказал ему: брат Мой…»
- ^ Художник, Джон. Просто Джеймс: Брат Иисуса в истории и традициях с. 115, 2005 «Язык Евсевия в более раннем резюме (2.1.2) предполагает, что Климент не был первым, кто сделал это, потому что люди древности называли Иакова «Справедливым». Позже он цитирует рассказ Гегесиппа о мученической смерти Иакова. ..."
- ^ Перейти обратно: а б Шафф: «Гегезипп, живший в эпоху апостолов, в пятой книге своих «Комментариев», написанной Иаковом, говорит: «После апостолов Иаков, брат Господень, прозванный Справедливым, был поставлен главой Церкви в Иерусалиме».
- ^ Перейти обратно: а б с Филип Шафф : История христианской церкви , глава 4 , § 27. Иаков Брат Господень: «И в литургии святого Иакова брат Иисуса возводится в сан «брата самого Бога» .
- ^ Фортескью, Адриан. «Иерусалим (71–1099 гг. н.э.)». Католическая энциклопедия Том. 8. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона, 1910. 24 сентября 2021 г.
В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- ^ «Иерусалим в раннехристианской мысли», стр.75 Исследования христианского богословия паломничества под ред. Крейга Г. Варфоломея, Фред Хьюз
- ^ Кросс, Флорида, изд. (2005). Оксфордский словарь христианской церкви (3-е изд.). Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. п. 862. ИСБН 9780192802903 . Проверено 14 сентября 2015 г.
- ^ «Сноска к 2:9» , Галатам 2 из Новой американской Библии , USCCB
- ^ Галатам 2:12.
- ^ «Сноска к 2:12» , Галатам 2 из Новой американской Библии , USCCB
- ^ Богословский словарь Нового Завета , Vol. 3 (Гранд-Рапидс: Эрдманс, 1993); См. также G2919 Стронга, заархивированный 19 декабря 2007 г. на Wayback Machine.
- ↑ «Дебаты о канонах» , редакторы McDonald & Sanders, 2002, глава 32, стр. 577, Джеймс Д. Данн: «Ибо Петр, вероятно, на самом деле был и влиял на мостика (Великий понтифик!), Который сделал больше, чем кто-либо другой, чтобы скрепиться. разнообразие христианства первого века. Иаков, брат Иисуса, и Павел, две другие наиболее выдающиеся ведущие фигуры христианства первого века, слишком сильно отождествлялись со своими соответствующими «брендами» христианства. Христианство, по крайней мере, в глазах христиан, находящихся на противоположных концах этого конкретного спектра. Но Петр, как показывает, в частности, эпизод с Антиохией в Послании к Галатам 2 , одновременно старался твердо придерживаться своего еврейского наследия, которого не хватало Павлу, и обладал стремлением твердо придерживаться своего еврейского наследия, которого не хватало Павлу. открытость к требованиям развивающегося христианства, которой не хватало Иакову [...] Другие могли более прочно связать развивающуюся новую религию с событиями ее основания и с самим Иисусом. Но никто из них, включая остальных из двенадцати, похоже, не играл. любая роль, имеющая постоянное значение для всего спектра Христианство — хотя Иаков, брат Иоанна, мог бы оказаться исключением, если бы его пощадили». [Курсив оригинала]
- ^ Вильгельм Шнеемельхер, Апокрифы Нового Завета. В немецком переводе: 2 тома, Мор Зибек; 1999, Том 1, с. 363
- ^ «Доникейские отцы: Тот же Ипполит о семидесяти апостолах» . Вм. Издательство Б. Эрдманс . Проверено 1 октября 2014 г.
- ^ Герберманн, Чарльз, изд. (1913). Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. .
- ^ Перейти обратно: а б Хардинг 2003 , с. 317.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Художник 2005 , стр. 134–141.
- ^ Флавий Иосиф Флавий: Еврейские древности , Книга 20, Глава 9, 1 , на основе перевода Луи Х. Фельдмана , Классическая библиотека Леба.
- ^ Фридман, Майерс и Бек 2000 , стр. 670.
- ^ Нил 2003 , стр. 2–3.
- ^ Перейти обратно: а б Митчелл и Янг, 2006 , с. 297.
- ^ Перейти обратно: а б Художник 2004 , с. 126.
- ^ Бокэм 1999 , стр. 199–203.
- ^ Ван Вурст 2000 , с. 83.
- ↑ Ричард Бокхэм утверждает, что, хотя некоторые ученые подвергли сомнению этот отрывок, «подавляющее большинство сочло его подлинным» ( Bauckham 1999 , стр. 199–203).
- ^ Фельдман и Хата 1987 , стр. 54–57.
- ^ Флавий Джозефус и Майер 1995 , стр. 284–285.
- ^ Бермехо-Блондинка, Фердинанд. «Был ли гипотетический «Vorlage» «Testimonium Flavianum» «нейтральным» текстом? Вызов общепринятой мудрости в отношении «иудейских древностей» 18.63–64». Журнал изучения иудаизма в персидский, эллинистический и римский периоды, том. 45, нет. 3, Брилл, 2014, с. 326–65, http://www.jstor.org/stack/24667592 . Проверено 9 января 2022 г.
- ^ Тайсон, Джозеф Б. (апрель 2011 г.). «Когда и почему были написаны Деяния апостолов?» . Библия и ее толкование . Проверено 8 августа 2014 г.
- ^ Питер Х. Дэвидс, Послание Иакова: комментарий к греческому тексту (Eerdmans, 1982). ISBN 978-0-8028-2388-5
- ^ Крейг А. Эванс, Комментарий к библейским знаниям: Евангелие от Иоанна, Послание к Евреям-Откровение , стр. 260 (Cook Communication Ministries, 2005). ISBN 0-7814-4228-1
- ^ Маккартни, Дэн Г. (1 ноября 2009 г.). Джеймс . Экзегетический комментарий Бейкера к Новому Завету. Бейкер Академик . ISBN 978-0-8010-2676-8 .
- ^ Шиллингтон, В. Джордж (2015). Джеймс и Пол: Политика идентичности на рубеже веков . Фортрес Пресс. стр. 3–31. ISBN 978-1-4514-8213-3 .
- ^ Галатам 1:18–2:10.
- ^ 1 Коринфянам 15:3-9.
- ^ Иераполя, Папий. Изложение речей Господних. Фрагмент Х. Earlychristianwritings.com . Проверено 10 сентября 2015 г.
- ^ «Гегесипп (перевод Робертса-Дональдсона)» . Раннехристианские сочинения . Питер Кирби.
- ^ Чертон, Тобиас Чертон (2012). Пропавшая семья Иисуса: неудобная правда – как церковь стерла братьев и сестер Иисуса из истории . Уоткинс Медиа Лимитед . ISBN 9781780282572 .
- ^ Перейти обратно: а б Джером, О выдающихся людях, 2
- ^ «Книга истории Церкви Евсевия 2:1 с цитатой из Шестых гипотипий Климента Александрийского» . Newadvent.org . Проверено 10 июля 2011 г.
- ^ Отцы ранней церкви
- ^ Перейти обратно: а б Джером
- ^ Кесарии, Евсевий. Книга истории Церкви II, глава 1:3-4 . www.newadvent.org . Проверено 9 сентября 2015 г.
- ^ Кесарии, Евсевий. Книга истории Церкви II, глава 23:1 . www.newadvent.org . Проверено 9 сентября 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д святой, Джером О выдающихся людях Глава 2 newadvent.org Проверено 4 сентября 2015 г.
- ^ Уильямс, перевод Фрэнка (2013). Панарий Епифания Саламинского: De fide. Книги II и III (разделы 47–80, De Fide) в разделе 78. Против антидикомариев (второе, исправленное изд.). Лейден [UA]: Брилл. стр. 100-1 626–627. ISBN 978-9004228412 . Проверено 18 сентября 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б с святой, Иероним. Непрестанное девство Пресвятой Богородицы . newadvent.org . Проверено 3 сентября 2015 г.
- ^ С.Г. Холл, «Рецензия на восхваление Иакова, брата Господа, написанное Псевдо-Андреем с Крита », Журнал богословских исследований , н. сер., Том. 31, № 1 (1980), с. 226–228. JSTOR 23959210
- ^ Ранние отцы церкви .
- ^ «Иаков, брат Иисуса» . Проверено 1 октября 2014 г.
- ^ Евангелие от Фомы , вход 12.
- ^ Апокрифы Нового Завета: Евангелия и связанные с ними сочинения , Вильгельм Шнеемельхер, Роберт Маклахлан, стр. 119
- ^ «Евангелие от Фомы (перевод Ламбдина) - Библиотека Наг-Хаммади» .
- ^ Саламина, Епифания. Панарион 29 . nazarenespace.com. Архивировано из оригинала 26 сентября 2015 года . Проверено 10 сентября 2015 г.
- ^ (Первый) Апокалипсис Иакова — Библиотека Наг-Хаммади . Проверено 18 ноября 2021 г.
- ^ В. Хедрик, Чарльз. (Второй) Апокалипсис Иакова . www.earlychristianwritings.com . Проверено 22 сентября 2015 г.
- ^ Робинсон, Джеймс М., изд. (1978) Библиотека Наг-Хаммади Harper & Row. ISBN 0-06-066933-0
- ^ Тайная книга Джеймса . Проверено 18 ноября 2021 г.
- ^ Барригер, Лоуренс. «Американская Карпато-Русская Православная Епархия Северной Америки - Протоевангелие святого Иакова» . www.ACROD.org . Архивировано из оригинала 27 февраля 2020 года . Проверено 20 января 2019 г.
- ^ Риддл, МБ, «Вводное примечание к псевдоклиментинской литературе», «Доникейские отцы: двенадцать патриархов», «Отрывки и послания», «Клементина», апокрифы, декреталии, «Мемуары Эдессы» и сирийские документы , Эрнест Кушинг Ричардсон и Бернхард Пик, ред., Сыновья К. Скрибнера, 1886 г., стр. 69-71
- ^ Эрнест Кушинг Ричардсон и Бернхард Пик, ред. (1886), «Доникейские отцы: двенадцать патриархов, отрывки и послания, Клементина, апокрифы, декреталии, мемуары Эдессы и сирийские документы, остатки первых веков», Сыновья К. Скрибнера, стр. 218-222.
- ^ Перейти обратно: а б Табор, Джеймс Д. (2006). Династия Иисуса: новое историческое исследование Иисуса, его королевской семьи и зарождения христианства . Саймон и Шустер. ISBN 0-7432-8723-1 .
- ^ Фриман, Чарльз (2009). Новая история раннего христианства . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. ISBN 978-0-300-12581-8 . OCLC 317361785 .
- ^ Перейти обратно: а б с Эйзенман, Роберт (2002), Джеймс, брат Иисуса »(Уоткинс)
- ^ Таскер, Р.В., Евангелие от Святого Матфея (InterVarsity Press 1961), стр. 36
- ^ Хилл Д., Евангелие от Матфея, стр. 80 (1972) Маршалл, Морган и Скотт: Лондон.
- ^ Перейти обратно: а б Раймонд Э. Браун, Рождение Мессии (Doubleday 1999, стр. 132). ISBN 978-0-385-49447-2 )
- ^ Британская энциклопедия: Сент-Джеймс | апостол, брат Господень . Проверено 24 июня 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Карл Китинг (1988), Католицизм и фундаментализм: атака на «романизм» со стороны «библейских христиан» , Ignatius Press, стр. 284–287, ISBN 9780898701777
- ^ Святитель Епифаний (епископ Констанции на Кипре). Панарион Книга I (Разделы 1–46), Части 29:3:9 и 29:4:1 . Masseiana.org. Архивировано из оригинала 6 сентября 2015 года . Проверено 11 сентября 2015 г.
{{cite book}}
: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка ) - ^ святитель Епифаний (епископ Констанции на Кипре); Фрэнк Уильямс (специалист по раннехристианским текстам); Холл, Карл (2013). Панарий Епифания Саламинского: De fide. Книги II и III . Лейден [ua]: БРИЛЛ. п. 622. ИСБН 978-9004228412 .
- ^ Святитель Епифаний Кипрский (2014). Анкорат 60:1 . Перевод Янга Ричарда Кима. Вашингтон, округ Колумбия: Издательство Католического университета Америки. п. 144. ИСБН 978-0-8132-2591-3 . Проверено 22 сентября 2015 г.
- ^ Уильямс, перевод Фрэнка (1994). Панарий Епифания Саламинского: Книги II и III (разделы 47–80, De Fide) в разделе 78:9: 6. Лейден: Э. Дж. Брилл. п. 607. ИСБН 9789004098985 . Проверено 18 сентября 2015 г.
- ^ Уильямс, перевод Фрэнка (2013). Панарий Епифания Саламинского (Второе, исправленное изд.). Лейден [ua]: Брилл. п. 36. ISBN 9789004228412 . Проверено 18 сентября 2015 г.
- ^ Константин Залалас: Святая Богородица: апологетическое исследование
- ^ Перейти обратно: а б с д и Бектель, Флоренция. «Братья Господни». Католическая энциклопедия. Том. 2. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона, 1907 г., 28 декабря 2014 г.
- ^ «В классическом греческом языке есть слово для обозначения двоюродного брата, амепсиос , но в арамейском и иврите его нет, и именно семитский способ говорить и думать о родстве отражен в греческом языке Нового Завета» в Джоне Саварде, « Колыбель искупления». Любовь: теология рождественской тайны , стр. 18 (Сан-Франциско: Ignatius Press, 2002). ISBN 0-89870-886-9
- ^ Иоанна 19:25
- ^ Кроссан, Джон Доминик (1995). Революционная биография . ХарперКоллинз. стр. 23–24. ISBN 0060616628 . Проверено 18 июля 2012 г.
- ^ Рима, Псевдо-Ипполит. «О двенадцати апостолах» и «О семидесяти учениках» . newadvent.org . Проверено 10 сентября 2015 г.
- ^ Доникейские отцы, изд. Александр Робертс, Джеймс Дональдсон и А. Кливленд Кокс, том. 5 (Пибоди, Массачусетс: Hendrickson Publishers, 1999), 254–6.
- ^ Страке, Ричард. Золотая легенда: Жизнь святого Иакова Меньшего . Проверено 29 октября 2018 г.
- ^ де Воражин, Якоб (1260). «Золотая легенда (Aurea Legenda), том третий, о С. Джеймсе Меньшем» . Внутритекстовая электронная библиотека . Уильям Кэкстон 1483 г. Проверено 29 октября 2018 г.
Апостол Иаков назван Меньшим, как хорошо, что он был старше св. Иакова Большего, потому что, как и в религии, тот, кто вошел первым, называется большим и великим, а тот, кто придет после, будет называться меньшим, хотя он был старше, и именно поэтому этого С. Джеймса называли меньшим. Его также называли братом нашего Господа, потому что он очень напоминал нашего Господа телом, лицом и манерами. Его называли Иаковом Справедливым за его великую святость, поскольку св. Иероним пишет, что он был настолько свят, что люди изо всех сил старались прикоснуться к краю его одежды или мантии. Его также называли Иаковом, сыном Алфея.
- ^ « Первый Апокалипсис Иакова также отрицает, что Иаков является кровным родственником Иисуса» в книге Уотсона Э. Миллса (главный редактор), Библейский словарь Мерсера , стр. 429 (Mercer University Press, 1991). ISBN 0-86554-373-9
- ^ Райан Бирн, Бернадетт МакНэри-Зак, Воскрешение брата Иисуса: спор о склепе Джеймса и поиски религиозных реликвий , стр. 101 (University of North Carolina Press, 2009). ISBN 978-0-8078-3298-1
- ^ Перейти обратно: а б с Кесарии, Евсевий. Книга истории Церкви II Глава 23. Мученичество Иакова, прозванного Братом Господним . www.newadvent.org . Проверено 9 сентября 2015 г.
- ^ Шафф, Филип. История христианской церкви, Том I: Апостольское христианство. 1-100 гг. н.э. - Эфирная библиотека христианской классики . Проверено 10 декабря 2016 г.
- ^ Шиллингтон, В. Джордж (2015). Джеймс и Пол: Политика идентичности на рубеже веков . Крепость Пресс. стр. 145–150. ISBN 978-1-4514-8213-3 .
- ^ «Ориген дважды утверждает, что Иосиф Флавий сказал, что разрушение Иерусалима произошло из-за того, что было сделано с Иаковом. Аргумент заключался в том, что разрушение было следствием божественного возмездия из-за того, что было сделано с Иаковом» в книге Джона Пейнтера, « Просто Джеймс»: Брат Иисуса в истории и традициях , стр. 205 (Fortress Press, 1997). ISBN 0-567-08697-6
- ^ «Ориген ценит Иосифа Флавия, отмечая, что он «исследовал причину падения Иерусалима и разрушения храма», и заключает, что Иосиф Флавий «недалек от истины», заключив, что причиной бедствия стало убийство Иакова Справедливого евреями», в «Оригене и Иосифе Флавии» Ватару Мизугаки, в Луи Х. Фельдмане, Гохеи Хата (редакторы), Иосифе Флавии, иудаизме и христианстве. , стр. 329 (Издательство Государственного университета Уэйна, 1987). ISBN 0-8143-1831-2
- ^ Перейти обратно: а б Фрагменты из Деяний Церкви; О мученической кончине Иакова, брата Господня, из 5-й книги .
- ^ Доникейская христианская библиотека, Том XXII, P142
- ^ Евсевий Кесарийский, Церковная история, Том II, Глава XXIII
- ^ Шафф, Филип (1904) Генри Уэйс «Избранная библиотека никейских и постникейских отцов христианской церкви» BiblioBazaar ISBN 1-110-37346-5
- ^ См. также Шиллингтон, В. Джордж (2015). Иаков и Пол: политика идентичности на рубеже веков . Миннеаполис: Фортресс Пресс. стр. 45–50. ISBN 978-1-4514-8213-3 .
- ^ «Апостол Иаков, Брат Господень» . www.oca.org . Архивировано из оригинала 23 ноября 2022 года . Проверено 29 апреля 2023 г.
- ^ «Память святых праведных царя Давида, Иосифа Обручника и Иакова, брата Господня» . www.oca.org . Архивировано из оригинала 29 апреля 2023 года . Проверено 29 апреля 2023 г.
- ^ «Собор семидесяти апостолов» . www.oca.org . Архивировано из оригинала 2 октября 2022 года . Проверено 29 апреля 2023 г.
- ^ "ИАКОВ, БРАТ ГОСПОДЕНЬ - Древо" . drevo-info.ru (in Russian) . Retrieved 2023-10-02 .
- ^ «Календарь» . Англиканская церковь . Проверено 27 марта 2021 г.
- ^ «Управление древностей Израиля — Статьи» . 08.04.2014. Архивировано из оригинала 8 апреля 2014 г. Проверено 4 июня 2021 г.
- ^ Милликоски, Матти (2007). «Иаков Справедливый в истории и традициях: перспективы прошлых и настоящих исследований (Часть II)». Течения в библейских исследованиях . 6 : 11–98. дои : 10.1177/1476993X07080242 . S2CID 220655814 .
- ^ «BBC – Наука и природа – Горизонт» .
- ^ «Голан и Дойч оправданы по всем обвинениям в подделке документов» . Общество библейской археологии . 14 марта 2012 года . Проверено 1 октября 2014 г.
- ^ «Одед Голан не виновен в подделке. Так существует ли «костница Джеймса» на самом деле?» . Таймс Израиля . Проверено 1 октября 2014 г.
- ^ «Ответ Управления древностей Израиля на приговор Окружного суда Иерусалима по делу о подделках Окружной суд Иерусалима по делу о подделках» . www.antiquities.org.il . Проверено 4 июня 2021 г.
- ^ «ОССУАРИЙ ИАКОВА (ОССУАРИЙ ЯАКОВ): КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ О ВОЗМОЖНОЙ СОВРЕМЕННОЙ ПОДДЕЛКЕ - Библейская эпиграфика - Эпиграфия Роллстона» . Проверено 4 июня 2021 г.
Библиография
[ редактировать ]- Ричард Бокэм . Иаков: Мудрость Иакова, ученика Иисуса-мудреца . Лондон: Рутледж, 1999. ISBN 0-415-10369-X (-3); Иуда и родственники Иисуса в ранней церкви . Лондон: Т&Т Кларк, 1990, 2004. ISBN 0-567-08297-0 (мягкая обложка).
- Бокэм, Ричард (1999). «За какое преступление Джеймс был казнен?». В Чилтоне, Брюс; Эванс, Крейг А. (ред.). Иаков Справедливый и христианское происхождение . БРИЛЛ. стр. 199–232. ISBN 978-90-04-11550-7 .
- Раймонд Э. Браун . Введение в Новый Завет . Нью-Йорк: Даблдей, 1997. ISBN 0-385-24767-2
- Роберт Эйзенман ; Иаков, брат Иисуса: ключ к разгадке тайн раннего христианства и свитков Мертвого моря , Viking Penguin, 1997.
- Фельдман, Луи Х .; Хата, Гохей, ред. (1987). Иосиф Флавий, иудаизм и христианство . Блестящий. ISBN 978-90-04-08554-1 . Проверено 13 февраля 2012 г.
- Флавий Иосиф Флавий ; Майер, Пол Л. (декабрь 1995 г.). Иосиф Флавий, основные труды: собрание еврейских древностей и «Иудейская война» . Крегель академик. ISBN 978-0-8254-3260-6 .
- Фридман, Дэвид Ноэль; Майерс, Аллен С.; Бек, Астрид Б., ред. (2000). Библейский словарь Эрдмана . Вм. B. Eerdmans Publishing Co. ISBN издательства 90-5356-503-5 .
- Хардинг, Марк (2003). Ранняя христианская жизнь и мысль в социальном контексте . Шеффилд Академик Пресс. ISBN 0-8264-5604-9 .
- Митчелл, Маргарет М.; Янг, Фрэнсис М. (2006). Кембриджская история христианства, Том 1: От истоков до Константина . Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-81239-9 .
- Нил, Джон Мейсон (2003). История Святой Восточной Церкви . Горгиас Пресс. ISBN 1-59333-045-6 .
- Художник Джон (2004). «Кем был Джеймс?». В Чилтоне, Брюс; Нойснер, Джейкоб (ред.). Брат Иисуса: Иаков Справедливый и его миссия . Литургическая пресса. ISBN 0-8146-5152-6 .
- Художник, Джон (2005). Просто Джеймс: Брат Иисуса в истории и традициях . Академик Блумсбери. ISBN 0-567-04191-3 .
- Гершел Шанкс и Бен Уизерингтон, Брат Иисуса . Нью-Йорк: ХарперСанФранциско, 2003. ISBN 0-06-055660-9
- Ван Вурст, Роберт Э. (2000). Иисус вне Нового Завета: введение в древние свидетельства . Вм. B. Eerdmans Publishing Co. ISBN издательства 0-8028-4368-9 .
- Фрэнсис Уотсон. Павел, иудаизм и язычники. Культурный фон.
- Джонатан Бургель, «Джеймс Справедливый, один среди многих облиасов», NTS 59 (2013), 222–46 (на французском языке).
- Обзорные статьи библейской археологии в различных выпусках 2004 и 2005 годов, посвященные склепу.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Настоящий Иисус Христос , документальный фильм об Иисусе с точки зрения Иакова и Иерусалимской церкви, Канал 4.
- «Мученичество Иакова, брата Господня» Цитаты из утраченных сочинений Гегесиппа у Евсевия
- Иосиф Флавий , Иудейские древности ( книга 20, глава 9 )
- Джером, De Viris Illustribus Глава 2.
- Певец, Исидор ; и др., ред. (1901–1906). «Джеймс» . Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс.
- Джеймс в Британской энциклопедии 1911 года
- Новая международная энциклопедия: Джеймс . Том. 12. Додд, Мид и компания . 1915. стр. 544–545.
- Иаков, брат Иисуса
- Смерти 60-х годов
- Епископы Иерусалима I века
- Христианские мученики I века
- Евреи I века
- Братья Иисуса
- Похороны в соборе Святого Иакова в Иерусалиме.
- Христианский церковный брак
- Последователи Иисуса
- Основатели религий
- Авторы древних писем
- Люди, казненные через побивание камнями
- Люди в Деяниях апостолов
- Святые со Святой Земли
- Семьдесят учеников
- Англиканские святые