Французские войны религии
Эта статья требует дополнительных цитат для проверки . ( сентябрь 2022 г. ) |
Французские войны религии | ||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть европейских войн религии | ||||||||
![]() Резня в день Святого Варфоломея (1572) Франсуа Дюбуа | ||||||||
| ||||||||
Belligerents | ||||||||
![]() ![]() ![]() ![]() | ||||||||
Commanders and leaders | ||||||||
|
1595–1598: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() | |||||||
Casualties and losses | ||||||||
Between 2 million and 4 million deaths from all causes[1] |
Французские религиозные войны были серией гражданских войн между французскими католиками и протестантами (называемыми гугенотами ) с 1562 по 1598 год. От двух до четырех миллионов человек погибли от насилия, голода или болезней, непосредственно вызванных конфликтом, и это сильно повредило власть французской монархии. [ 1 ] Одним из самых известных эпизодов была резня в День Святого Варфоломея в 1572 году. Борьба закончилась компромиссом в 1598 году, когда Генри Наварре, который в 1593 году обратился к католикту, был провозглашен королем Генриха IV во Франции и выпустил Эдикт Нант , который предоставил значительные права и свободы гугенотам. Тем не менее, католики продолжали не одобрять протестантов и Генри, и его убийство в 1610 году вызвало новый раунд восстаний гугенотов в 1620 -х годах.
Tensions between the two religions had been building since the 1530s, exacerbating existing regional divisions. The death of Henry II of France in July 1559 initiated a prolonged struggle for power between his widow Catherine de' Medici and powerful nobles. These included a fervently Catholic faction led by the Guise and Montmorency families, and Protestants headed by the House of Condé and Jeanne d'Albret. Both sides received assistance from external powers, with Spain and Savoy supporting the Catholics, and England and the Dutch Republic backing the Protestants.
Moderates, also known as Politiques, hoped to maintain order by centralising power and making concessions to Huguenots, rather than the policies of repression pursued by Henry II and his father Francis I. They were initially supported by Catherine de' Medici, whose January 1562 Edict of Saint-Germain was strongly opposed by the Guise faction and led to an outbreak of widespread fighting in March. She later hardened her stance and backed the 1572 St. Bartholomew's Day massacre in Paris, which resulted in Catholic mobs killing between 5,000 and 30,000 Protestants throughout France.
The wars threatened the authority of the monarchy and the last Valois kings, Catherine's three sons Francis II, Charles IX, and Henry III. Their Bourbon successor Henry IV responded by creating a strong central state and extending toleration to Huguenots; the latter policy would last until 1685, when Henry's grandson Louis XIV revoked the Edict of Nantes.

Name and periodisation
[edit]Along with "French Wars of Religion"[2] and "Huguenot Wars",[3] the wars have also been variously described as the "Eight Wars of Religion", or simply the "Wars of Religion" (only within France).[4]
The exact number of wars and their respective dates are subject to continued debate by historians: some assert that the Edict of Nantes (13 April 1598) and the Peace of Vervins (2 May 1598) concluded the wars,[2] while the ensuing 1620s Huguenot rebellions lead others to believe the Peace of Alès in 1629 is the actual conclusion.[5] However, the agreed upon beginning of the wars is the Massacre of Wassy in 1562, and the Edict of Nantes at least ended this series of conflicts. During this time, complex diplomatic negotiations and agreements of peace were followed by renewed conflict and power struggles.[6][7]
American military historians Kiser, Drass & Brustein (1994) maintained the following divisions, periodisations and locations:[8]
- Massacre of Vassy (1562) – Western France
- First War of Religion (1562–63) – Western and Southwestern France
- Second War of Religion (1567–68) – Western and Southwestern France
- Third War of Religion (1568–70) – Western and Southwestern France
- St. Bartholomew's Day massacre (1572) – Northeastern France
- Fourth War of Religion (1572–73) – Western and Southwestern France
- Fifth War of Religion (1575–76) – Western and Southwestern France
- Sixth War of Religion (1576–77) – Western and Southwestern France
- Seventh War of Religion (1580) – Western and Southwestern France
- Eighth War of Religion (1585–89) – Western and Southwestern France
- Ninth War of Religion (1589–98) – Western and Southwestern France
Both Kohn (2013) and Clodfelter (2017) followed the same counting and periodisation and noted that "War of the Three Henrys" was another name for the Eighth War of Religion, with Kohn adding "Lovers' War" as another name for the Seventh War.[9][2] In her Michel de Montaigne biography (2014), Elizabeth Guild concurred with this chronology as well, except for dating the Seventh War of Religion to 1579–1580 rather than just 1580.[10] Holt (2005) asserted a rather different periodisation from 1562 to 1629, writing of 'civil wars' rather than wars of religion, dating the Sixth War to March–September 1577, and dating the Eight War from June 1584 (death of Anjou) to April 1598 (Edict of Nantes); finally, although he didn't put a number on it, Holt regarded the 1610–1629 period as 'the last war of religion'.[11]
Background
[edit]
Introduction of Reformation ideas
[edit]Renaissance humanism began during the 14th century in Italy and arrived in France in the early 16th, coinciding with the rise of Protestantism in France. The movement emphasised the importance of ad fontes, or study of original sources, and initially focused on the reconstruction of secular Greek and Latin texts. It later expanded into the reading, study and translation of works by the Church Fathers and the New Testament, with a view to religious renewal and reform.[12] Humanist scholars argued interpretation of the Bible required an ability to read the New Testament and Old Testaments in the original Greek and Hebrew, rather than relying on the 4th century Latin translation known as the "Vulgate Bible".[13]
In 1495, the Venetian Aldus Manutius began using the newly invented printing press to produce small, inexpensive, pocket editions of Greek, Latin, and vernacular literature, making knowledge in all disciplines available for the first time to a wide audience.[14] Cheap pamphlets and broadsides allowed theological and religious ideas to be disseminated at an unprecedented pace. In 1519, John Froben published a collection of works by Martin Luther and noted in his correspondence that 600 copies were being shipped to France and Spain and sold in Paris.[15]

In 1521, a group of reformers including Jacques Lefèvre and Guillaume Briçonnet, recently appointed bishop of Meaux, formed the Circle of Meaux, aiming to improve the quality of preaching and religious life in general. They were joined by François Vatable, an expert in Hebrew,[16] along with Guillaume Budé, a classicist and Royal librarian.[17] Lefèvre's Fivefold Psalter and his commentary on the Epistle to the Romans emphasised the literal interpretation of the Bible and the centrality of Jesus Christ.[15] Many of the tenets behind Lutheranism first appeared in Luther's lectures, which in turn contained many of the ideas expressed in the works of Lefèvre.[18]
Other members of the Circle included Marguerite de Navarre, sister of Francis I and mother of Jeanne d'Albret, as well as Guillaume Farel, who was exiled to Geneva in 1530 due to his reformist views and persuaded John Calvin to join him there.[19] Both men were banished from Geneva in 1538 for opposing what they viewed as government interference with religious affairs; although the two fell out over the nature of the Eucharist, Calvin's return to Geneva in 1541 allowed him to forge the doctrine of Calvinism.[20][21]
A key driver behind the Reform movement was corruption among the clergy which Luther and others attacked and sought to change.[22] Such criticisms were not new but the printing press allowed them to be widely shared, such as the Heptameron by Marguerite, a collection of stories about clerical immorality.[23] Another complaint was the reduction of Salvation to a business scheme based on the sale of Indulgences, which added to general unrest and increased the popularity of works such as Farel's translation of the Lord's Prayer, The True and Perfect Prayer. This focused on Sola fide, or the idea salvation was a free gift from God, emphasised the importance of understanding in prayer and criticised the clergy for hampering the growth of true faith.[23]
Growth of Calvinism
[edit]
The Italian revival of classical learning appealed to Francis I (1494-1547), who set up royal professorships in Paris to better understand ancient literature. However, this did not extend to religion, especially after the 1516 Concordat of Bologna when Pope Leo X increased royal control of the Gallican church, allowing Francis to nominate French clergy and levy taxes on church property. Unlike Germany, the French nobility also generally supported the status quo and existing policies.[24]
Despite his personal opposition, Francis tolerated Martin Luther’s ideas when they entered France in the late 1520s, largely because the definition of Catholic orthodoxy was unclear, making it hard to determine precisely what was or was not heresy.[25] He tried to steer a middle course in the developing religious schism,[26] but in January 1535, Catholic authorities made a definitive ruling by classifying "Lutherans" as heretical Zwinglians.[27] Calvin, originally from Noyon in Picardy,[27] went into exile in 1535 to escape persecution and settled in Basel, where he published the Institutes of the Christian Religion in 1538. This work contained the key principles of Calvinism, which became immensely popular in France and other European countries.[26]
While Lutheranism was widespread within the French commercial class, the rapid growth of Calvinism was driven by the nobility. It is believed to have started when Condé passed through Geneva while returning home from a military campaign and heard a Calvinist sermon.[28] Jeanne d'Albret, Queen of Navarre, converted to Calvinism in 1560, possibly due to the influence of Theodore de Beze.[28] Along with Condé and her husband Antoine of Navarre, she and their son Henry of Navarre became Huguenot leaders.[29]
Rise in factionalism
[edit]The crown continued efforts to remain neutral in the religious debate until the Affair of the Placards in October 1534,[26] when Protestant radicals put up posters in Paris and other provincial towns that rejected the Catholic doctrine of the "Real presence of Christ in the Eucharist".[26] This allowed Protestantism to be clearly defined as heresy, while Francis was furious at the breach of security which had allowed one of the posters to be placed on the door of his bedchamber.[27][30] Having been severely criticised for his initial tolerance, he was now encouraged to punish those responsible.[31] On 21 February 1535, a number of those implicated in the Affair were executed in front of Notre-Dame de Paris, an event attended by Francis and members of the Ottoman embassy to France.[31]

The fight against heresy intensified in the 1540s, forcing Protestants to worship in secret.[32] In October 1545, Francis ordered the punishment of Waldensians based in the south-eastern village of Mérindol.[33] A long-standing Proto-Protestantism tradition dating back to the 13th century, the Waldensians had recently affiliated with the Reformed church and became increasingly militant in their activities. In what became known as the Massacre of Mérindol, Provençal troops killed numerous residents and destroyed another 22 to 28 nearby villages, while hundreds of men were forced to become Galley slaves.[34]
Francis I died on 31 March 1547 and was succeeded by his son Henry II, who continued the religious repression pursued by his father in the last years of his reign. His policies were even more severe since he sincerely believed all Protestants were heretics; on 27 June 1551, the Edict of Châteaubriant sharply curtailed their right to worship. Prohibitions were placed upon the distribution of 'heretical' literature, with the property of 'heretics' seizable by the crown.[35][36][37][38]
From his base in Geneva, Calvin provided leadership and organisational structures for the Reformed Church of France.[39] Calvinism proved attractive to people from across the social hierarchy and occupational divides and was highly regionalised, with no coherent pattern of geographical spread. Despite persecution, their numbers and power increased markedly, driven by the conversion to Calvinism of large sections of the nobility. Historians estimate that by the outbreak of war in 1562, there were around two million French Calvinists, including more than half of the nobility, backed by 1,200–1,250 churches. This constituted a substantial threat to the monarchy.[40]
Amboise conspiracy
[edit]
The death of Henry II in July 1559 created a political vacuum and an internal struggle for power between rival factions, which the 15-year-old Francis II lacked the ability to control. Francis, Duke of Guise, whose niece Mary, Queen of Scots, was married to the king, exploited the situation to establish dominance over their rivals, the House of Montmorency.[41][42] Within days of the King's accession, the English ambassador reported "the house of Guise ruleth and doth all about the French King".[43]
On 10 March 1560, a group of disaffected nobles led by Jean du Barry, attempted to break the power of the Guise by abducting the young king.[44] Their plans were discovered before being carried out and hundreds of suspected plotters executed, including du Barry.[45][46] The Guise suspected Condé of involvement in the plot, and he was arrested and sentenced to death before being freed in the political chaos that followed the sudden death of Francis II, adding to the tensions of the period.[47]
In the aftermath of the plot, the term "Huguenot" for France's Protestants came into widespread usage.[48] Shortly afterwards, the first instances of Protestant iconoclasm or the destruction of images and statues in Catholic churches, occurred in Rouen and La Rochelle. This continued throughout 1561 in more than 20 cities and towns, sparking attacks on Protestants by Catholic mobs in Sens, Cahors, Carcassonne, Tours and elsewhere.[49]
Regency of Catherine de' Medici
[edit]
When Francis II died on 5 December 1560, his mother Catherine de' Medici became regent for her second son, the nine year old Charles IX.[50] With the state financially exhausted by the Italian Wars, Catherine had to preserve the independence of the monarchy from a range of competing factions led by powerful nobles, each of whom controlled what were essentially private armies.[51] To offset the Guise or "Guisard", she agreed a deal in which Antoine of Navarre renounced any claim to the regency in return for Condé's release and the position of Lieutenant-General of France.[52]
Catherine had several options for dealing with "heresy", including continuing Henry's II's failed policy of eradication, an approach backed by Catholic ultras such as François de Tournon, or converting the monarchy to Calvinism, as preferred by de Bèze.[53] A middle path between these two extremes was allowing both religions to be openly practised in France at least temporarily, or the Guisard compromise of scaling back persecution but not permitting toleration.[54] For the moment she held to the Guisard line.[55]
Before his death, Francis II had called the first Estates General held since 1484, which in December 1560 assembled in Orléans to discuss topics which included taxation and religion. It made little progress on the latter, other than agreeing to pardon those convicted of religious offences in the prior year.[56] Since this was clearly unacceptable to Condé and his followers, Catherine bypassed the Estates and enacted conciliatory measures such as the Edict of 19 April 1561 and the Edict of July.[55] This recognised Catholicism as the state religion but confirmed previous measures reducing penalties for "heresy".[57]
The Estates then approved the Colloquy of Poissy, which began its session on 8 September 1561, with the Protestants led by de Bèze and the Catholics by Charles, Cardinal of Lorraine, brother of the Duke of Guise. The two sides initially sought to accommodate Protestant forms of worship within the existing church but this proved impossible.[58][a] By the time the Colloquy ended on 8 October, it was clear the divide between Catholic and Protestant theology was too wide to be bridged.[60] With their options narrowing, the government attempted to quell escalating disorder in the provinces by passing the Edict of Saint-Germain, which allowed Protestants to worship in public outside towns and in private inside them. On 1 March, Guise family retainers attacked a Calvinist service in Champagne, leading to what became known as the massacre of Vassy. This seemed to confirm Huguenot fears that the Guisards had no intention of compromising and is generally seen as the spark which led to open hostilities between the two religions.[61]
Turn to violence
[edit]Guyenne was the epicentre of the turn to religious violence in late 16th-century France. Many explanations have been proffered for the rise of violence. Traditional explanations focus on the influence of Jeanne d'Albret and Antoine of Navarre. Other explanations focus on the rise of seigneurialism in the 1550s and see the turn to violence as a response of the peasant class. The murder of the baron of Château de Fumel by a Protestant mob in 1561 is often cited as an example. Recent analyses, on the other hand, have turned the focus on religious explanations. Denis Crouzet fingers the fiery eschatological preaching of the Franciscan Thomas Illyricus, who toured the region in the 1510s and 1520s. Stuart Carroll, however, argues for politicization: "the violence was directly caused by politicized factions and was not the result of a spontaneous intercommunal eruption."[62]
1562–1570
[edit]The "first" war (1562–1563)
[edit]
Although the Huguenots had begun mobilising for war before the Vassy massacre,[63] many claimed that the massacre confirmed claims that they could not rely on the Edict of Saint Germain. In response, a group of nobles led by Condé proclaimed their intention of "liberating" the king from "evil" councillors and seized Orléans on 2 April 1562.[64] This example was quickly followed by Protestant groups around France, who seized and garrisoned Angers, Blois and Tours along the Loire and assaulted Valence in the Rhône River.[64] After capturing Lyon on 30 April, the attackers first sacked, then demolished all Catholic institutions in the city.[65]
Hoping to turn Toulouse over to Condé, local Huguenots seized the Hôtel de ville but met resistance from angry Catholic mobs which resulted in street battles and over 3,000 deaths, mostly Huguenots. On 12 April 1562, there were massacres of Huguenots at Sens, as well as at Tours in July.[64] As the conflict escalated, the Crown revoked the Edict under pressure from the Guise faction.[66][67]

The major engagements of the war occurred at Rouen, Dreux, and Orléans. At the Siege of Rouen (May–October 1562), the crown regained the city, but Antoine of Navarre died of his wounds.[68] In the Battle of Dreux (December 1562), Condé was captured by the crown, and the constable Montmorency was captured by those opposing the crown. In February 1563, at the Siege of Orléans, Francis, Duke of Guise, was shot and killed by the Huguenot Jean de Poltrot de Méré. As he was killed outside of direct combat, the Guise considered this an assassination on the orders of the duke's enemy, Admiral Coligny. The popular unrest caused by the assassination, coupled with the resistance by the city of Orléans to the siege, led Catherine de' Medici to mediate a truce, resulting in the Edict of Amboise on 19 March 1563.[69]
The "Armed Peace" (1563–1567) and the "second" war (1567–1568)
[edit]

The Edict of Amboise was generally regarded as unsatisfactory by all concerned, and the Guise faction was particularly opposed to what they saw as dangerous concessions to heretics. The crown tried to re-unite the two factions in its efforts to re-capture Le Havre, which had been occupied by the English in 1562 as part of the Treaty of Hampton Court between its Huguenot leaders and Elizabeth I of England. That July, the French expelled the English. On 17 August 1563, Charles IX was declared of age at the Parlement of Rouen ending the regency of Catherine de Medici.[70] His mother continued to play a principal role in politics, and she joined her son on a Grand Tour of the kingdom between 1564 and 1566, designed to reinstate crown authority. During this time, Jeanne d'Albret met and held talks with Catherine at Mâcon and Nérac.[71][72]
Reports of iconoclasm in Flanders led Charles IX to lend support to the Catholics there; French Huguenots feared a Catholic re-mobilisation against them. Philip II of Spain's reinforcement of the strategic corridor from Italy north along the Rhine added to these fears, and political discontent grew. After Protestant troops unsuccessfully tried to capture and take control of King Charles IX in the Surprise of Meaux, a number of cities, such as La Rochelle, declared themselves for the Huguenot cause. Protestants attacked and massacred Catholic laymen and clergy the following day in Nîmes, in what became known as the Michelade.[73][74][75][76][77]
This provoked the second war and its main military engagement, the Battle of Saint-Denis, where the crown's commander-in-chief and lieutenant general, the 74-year-old Anne de Montmorency, died. The war was brief, ending in another truce, the Peace of Longjumeau (March 1568),[78] which was a reiteration of the Peace of Amboise of 1563 and once again granted significant religious freedoms and privileges to Protestants.[78] News of the truce reached Toulouse in April, but such was the antagonism between the two sides that 6,000 Catholics continued their siege of Puylaurens, a notorious Protestant stronghold in the Lauragais, for another week.[79]
The "third" war (1568–1570)
[edit]In reaction to the Peace, Catholic confraternities and leagues sprang up across the country in defiance of the law throughout the summer of 1568. Huguenot leaders such as Condé and Coligny fled court in fear for their lives, many of their followers were murdered, and in September, the Edict of Saint-Maur revoked the freedom of Huguenots to worship. In November, William of Orange led an army into France to support his fellow Protestants, but, the army being poorly paid, he accepted the crown's offer of money and free passage to leave the country.[80][81][82][83]

The Huguenots gathered a formidable army under the command of Condé, aided by forces from south-east France, led by Paul de Mouvans, and a contingent of fellow Protestant militias from Germany – including 14,000 mercenary reiters led by the Calvinist Duke of Zweibrücken.[84] After the Duke was killed in action, his troops remained under the employ of the Huguenots who had raised a loan from England against the security of Jeanne d'Albret's crown jewels.[85] Much of the Huguenots' financing came from Queen Elizabeth of England, who was likely influenced in the matter by Sir Francis Walsingham.[84] The Catholics were commanded by the Duke d'Anjou – later King Henry III – and assisted by troops from Spain, the Papal States, and the Grand Duchy of Tuscany.[86]
The Protestant army laid siege to several cities in the Poitou and Saintonge regions (to protect La Rochelle), and then Angoulême and Cognac. At the Battle of Jarnac (16 March 1569), the prince of Condé was killed, forcing Admiral de Coligny to take command of the Protestant forces, nominally on behalf of Condé's 16-year-old son, Henry, and the 15-year-old Henry of Navarre, who were presented by Jeanne d'Albret as the legitimate leaders of the Huguenot cause against royal authority. The Battle of La Roche-l'Abeille was a nominal victory for the Huguenots, but they were unable to seize control of Poitiers and were soundly defeated at the Battle of Moncontour (30 October 1569). Coligny and his troops retreated to the south-west and regrouped with Gabriel, comte de Montgomery, and in spring of 1570, they pillaged Toulouse, cut a path through the south of France, and went up the Rhone valley up to La Charité-sur-Loire.[87] The staggering royal debt and Charles IX's desire to seek a peaceful solution[88] led to the Peace of Saint-Germain-en-Laye (8 August 1570), negotiated by Jeanne d'Albret, which once more allowed some concessions to the Huguenots.[89]
St. Bartholomew's Day massacre and the "fourth" war (1572–1573)
[edit]
With the kingdom once more at peace, the crown began seeking a policy of reconciliation to bring the fractured polity back together. One key part of this was to be a marriage between Navarre, the son of Jeanne d'Albret and Antoine of Navarre, and Margaret of Valois, the king's sister. Albret was hesitant, worried it might lead to the abjuration of her son, and it took until March 1572 for the contract to be signed.[90]
Coligny, who had a price on his head during the third civil war, was restored to favour through the peace, and received lavishly at court in August 1571.[91][92] He firmly believed that France should invade the Spanish Netherlands to unify the Catholics and Huguenots behind the king. Charles, however, was unwilling to provide more than covert support to this project, not wanting open war with Spain. The council was unanimous in rejecting Coligny's policy and he left court, not finding it welcoming.[93]
In August, the wedding was finally held, and all the most powerful Huguenot aristocracy had entered Paris for the occasion. A few days after the wedding, Coligny was shot on his way home from council.[94] The outraged Huguenot nobility demanded justice which the king promised to provide.[95] Catherine, Guise, Anjou, and Alba were all variously suspected, though the Huguenot nobility directed their anger primarily at Guise, threatening to kill him in front of the king.[96]
The court, increasingly alarmed at the possibility of Protestant forces marching on the capital, or a new civil war, decided to pre-emptively strike at the Huguenot leadership.[97] On the morning of 24 August, several kill squads were formed, one going out under Guise, which killed Coligny around 4am, leaving his body on the street where it was mutilated by Parisians and thrown into the Seine.[98][99]
By dawn it was clear the assassinations had not gone according to plan, with militant factions of the population slaughtering their Huguenot neighbours under the claim that 'the king willed it'.[100] For the next five days, the violence continued as Catholics massacred Calvinist men, women, and children and looted their houses.[101] King Charles IX informed ambassadors that he had ordered the assassinations to prevent a Huguenot coup and proclaimed a day of jubilee in celebration even as the killings continued.[102] Over the next few weeks, the disorder spread to more than a dozen cities across France. Historians estimate that 2,000 Huguenots were killed in Paris and thousands more in the provinces; in all, perhaps 10,000 people were killed.[103] Henry of Navarre and his cousin, the young Prince of Condé, managed to avoid death by agreeing to convert to Catholicism. Both repudiated their conversions after they escaped Paris.[104][105][106]
The massacre provoked horror and outrage among Protestants throughout Europe, but both Philip II of Spain and Pope Gregory XIII, following the official version that a Huguenot coup had been thwarted, celebrated the outcome. In France, Huguenot opposition to the crown was seriously weakened by the deaths of many of the leaders. Many Huguenots emigrated to Protestant countries. Others reconverted to Catholicism for survival, and the remainder concentrated in a small number of cities where they formed a majority.[107][108][109][110]
The "fourth" war (1572–1573)
[edit]Масс, провели дальнейшие военные действия, которые включали в себя католические осады городов Соммир (войсками во главе с Анри I де Монморенсом ), Сантерре и Ла Рошель (войсками во главе с герцогом Анжу ). Конец военных действий был представлен на выборах (11–15 мая 1573 г.) герцога Анжуу на престол Польши и указанием Булони (подписано в июле 1573 года), что серьезно ограничило многие из ранее предоставленных прав на Французские протестанты. Основываясь на условиях договора, всем гугенотам была предоставлена амнистия за их прошлые действия и свободу веры. Тем не менее, им была разрешена свобода поклоняться только в трех городах Ла Рошель, Монтаубан и Ниме , и даже тогда только в их собственных резиденциях. Протестантским аристократам с правом на высокую правосудию было разрешено праздновать браки и крещения, но только перед собранием, ограниченным десятью людьми за пределами их семьи. [ 111 ]
1574–1580
[ редактировать ]Смерть Карла IX и «Пятая» война (1574–1576)
[ редактировать ]В отсутствие герцога Анжу , споры между Чарльзом и его младшим братом, герцогом Алентяном , привели к тому, что многие гугеноты собрались вокруг Алентяна за покровительство и поддержку. Неудачный переворот в Сен-Жермене (февраль 1574 г.), предположительно с целью выпустить Конде и Наварре , которые находились в суде со времен Святого Варфолемю , совпада с довольно успешными восприятием гугенот в других частях Франции, таких как Нижняя Нормандия , Пуату и и Долина Рона , которая восстановила военные действия. [ 112 ]
Через три месяца после того, как Генри из коронации Анжу в качестве короля Польши умер, его брат Чарльз IX умер (май 1574 г.), и его мать объявила себя регентом до его возвращения. Генри тайно покинул Польшу и вернулся через Венецию во Францию, где он столкнулся с дезертирством Монморенси-Дэмвилля , бывшего командира в Миди (ноябрь 1574 г.). Несмотря на то, что он не установил свою власть над Миди, он был коронован королем Генриха III, в Реймсе (февраль 1575 г.), женившись на Луизе Воудонте , родственнике вида, на следующий день. К апреле Корона уже стремилась договориться, [ 113 ] и побег Аленсона из суда в сентябре вызвал возможность подавляющей коалиции сил против Короны, когда Джон Казимир из Палатината вторгся в шампанское . Корона поспешно договорилась о перемирии семи месяцев с Аленсоном и пообещала силу Казимира 500 000 ливров остаться на востоке Рейна , [ 114 ] Но ни одно действие не обеспечило мир. К мае 1576 года Корона была вынуждена принять условия Аленсона, и гугеноты, которые его поддерживали, в Эдикте Болие , известного как мир месье. [ 115 ]
Католическая лига и «шестая» война (1576–1577)
[ редактировать ]
Установление Боулиу дало много уступок кальвинистам, но они были недолгими перед лицом католической лиги , которую ультра-католический, Генрих I, герцог Гизе , сформировал в противостоянии. Дом Гиза уже давно отождествлена с защитой римско -католической церкви и герцогом Гизе и его отношениями - герцогом Майенном , герцогом Аумале , герцогом Эльбефским , герцогом Меркцерским и герцогом Лоррейн - контролируемым обширным территории, которые были верны лиге. У лиги также было большое количество последователей среди городского среднего класса. [ 116 ] [ 117 ] [ 118 ] [ 119 ]
Король Генрих III сначала попытался кооптировать главу католической лиги и направить ее к переговоренному урегулированию. [ 120 ] Это была анафема для лидеров Гиза, которые хотели обанкротить гугенотов и разделить их значительные активы с королем. Испытание руководства короля Генриха III произошло на собрании Генерального поместья в Блуа в декабре 1576 года . [ 120 ] На собрании Генерального поместья среди всех трех поместий присутствовал только один делегат гугенот; [ 120 ] Остальные делегаты были католиками с католической лигой, которая была в значительной степени представлена. Соответственно, Генерал Генрих III дал на Генрих III в ведении войны против гугенотов. В ответ Генри сказал, что он вновь откроет военные действия с гугенотами, но хотел, чтобы Генерал поместья проголосовал за него за средства для ведения войны. [ 120 ] Тем не менее, третье имущество отказалось голосовать за необходимые налоги для финансирования этой войны. [ 121 ]
Генеральные поместья 1576 года не смогли решить вопросы, и к декабрю гугеноты уже взяли оружие в Пуату и Гайенне. В то время как фракция Гизе имела непоколебимую поддержку испанской короны, гугеноты имели преимущество в сильной мощности на юго -западе; Они также были осторожно поддержаны иностранными протестантскими правительствами, но на практике Англия или немецкие государства могли предоставить мало войск в последующем конфликте. После долгих поз и переговоров Генрих III отменил большую часть концессий, которые были сделаны протестантам в Эдикте Боулиу с договором Бержерица (сентябрь 1577 г.), подтвержденным в «Эдикте путы», пройденном шесть дней спустя. [ 122 ]
«Седьмая» война (1579–1580)
[ редактировать ]Несмотря на то, что Генри, по словам его младшего брата Фрэнсиса, титул герцога Анжу , принц и его последователи продолжали создавать беспорядки в суде благодаря их участию в голландском восстании . Между тем, региональная ситуация распалась в беспорядки, поскольку католики и протестанты вооруживались в «самообороне». В ноябре 1579 года Кондерил город Ла Фаре , что привело к другому раунду военных действий, который был положено договором договором (ноябрь 1580 г.), согласованного Анжу . [ 123 ] [ 124 ] [ 125 ] [ 126 ]
Война трех Генриса (1585–1589)
[ редактировать ]Смерть Анжу и последующий кризис преемственности (1584–1585)
[ редактировать ]Хрупкий компромисс подошел к концу в 1584 году, когда умер герцог Анжу , младший брат и наследник короля. Поскольку у Генриха III не было сына в соответствии с Саликом Законом , следующим наследником престола был кальвинистский принц Генри из Наварры , потомок Луи IX . Когда стало ясно, что Генри Наварре не отказался бы от своего протестантизма, герцог Гизе подписал договор о Джаквилле (31 декабря 1584 г.) от имени лиги, с Филиппом II из Испании , который предоставил значительный ежегодный грант лиге. Следующее десятилетие, чтобы сохранить гражданскую войну во Франции, с надеждой уничтожить французских кальвинистов. Под давлением вида Генрих III неохотно выпустил Договор о немарах (7 июля 1585 года) и внешний вид, подавляющий протестантизм (18 июля 1585 года) и аннулируя Генри из права Наварры на трон. [ 127 ] [ 128 ] [ 129 ]
Эскалация в войну (1585)
[ редактировать ]
Ситуация выродилась в открытую войну, даже без того, чтобы король имел необходимые средства. Генри Наварре снова обратился за иностранной помощью немецких князей и Элизабет I из Англии . Между тем, твердое католик Парижа под влиянием Комитета шестнадцати лет становился недовольным Генрихом III и его неспособностью победить кальвинистов. 12 мая 1588 года, день баррикад , популярное восстание, поднявшие баррикады на улицах Парижа, чтобы защитить герцог Гиз против предполагаемой враждебности короля, и Генрих III бежал из города. Комитет шестнадцати лет получил полный контроль над правительством, в то время как глиз защищал окружающие линии снабжения. Посредничество Кэтрин Де'медиси привело к указанию Союза, в котором Корона приняла почти все требования Лиги: подтверждение юношеских договоров , признавая кардинала де Бурбона в качестве наследника и заставив Генри Генри Гиз -генерал-лейтенант . [ 130 ] [ 131 ] [ 132 ]
Генерал поместья Блуа и убийства Генри-Гиз (1588)
[ редактировать ]
Отказываясь вернуться в Париж, Генрих III призвал к генералу поместья встретиться в Блуа . [ 133 ] Во время Генерального поместья Генрих III подозревал, что членами третьего поместья манипулировали Лигой и стали убеждены, что Гиз поощрял вторжение герцога Савойя в Салуццо в октябре 1588 года. Осмотр Дома Гиз. Угроза власти короны, Генрих III решил нанести удар первым. 23 декабря 1588 года в Шато -де -Блуа Генри Гиз и его брат, кардинал де Гизе , были заманированы в ловушку охранниками короля. [ 134 ] Герцог прибыл в палату совета, где ждал его брат кардинал. Герцогу сказали, что король хотел бы увидеть его в частной комнате, примыкающей к Королевским Палатам. Там охранники захватили герцога и зарезали его в сердце, в то время как другие арестовали кардинала, который позже погиб на щупах его сопровождения. Чтобы убедиться, что ни один претендент на французский престол не мог действовать против него, король был заключен в тюрьму сына герцога. Герцог Гизе был очень популярен во Франции, и католическая лига объявила открытую войну против короля Генриха III. Сорбонн объявил Анри свергнут. Анри со своей стороны теперь объединил усилия со своим двоюродным братом, Гугенотом, Генри Наварре , чтобы война против лиги. [ 135 ] [ 136 ] [ 137 ] [ 138 ] [ 139 ] [ 140 ]
Убийство Генриха III (1589)
[ редактировать ]
Таким образом, на младшего брата герцога Гизе, герцога Майенн , возглавить католическую лигу. Прессы лиги начали печатать анти-роялистские трактаты под различными псевдонимами, в то время как Сорбонн объявила 7 января 1589 года, что это было справедливым и необходимым для свержения Генриха III, и что любой частное лицо было морально свободным для совершенства регидства . [ 134 ] В июле 1589 года, в Королевском лагере в Сен-Клюд , доминиканский монаш по имени Жак Клеман получил аудиторию с королем и ввел длинное нож в свою селезенку. Климент был убит на месте, взяв с собой информацию о том, кто, если кто -то, нанял его. На своем смертном одре Генриха III призвал Генри Наварре и умолял его во имя Статукрафта , стать католиком, сославшись на жестокую войну, которая произойдет, если он отказался. [ 141 ] В соответствии с Salic Law , он назвал Генри своим наследником. [ 142 ] Однако многие католики считали протестантизм Наварры неприемлемым. Наварре позже заявила, что он поддержит католическую веру без изменений. [ 143 ]
Генрих IV «Завоевание королевства» (1589–1593)
[ редактировать ]В 1589 году положение дел было то, что Генри Наварре, ныне Генрих IV из Франции, держал юг и запад, а католическая лига на севере и востоке. Руководство католической лиги передало герцогу де Маянну, который был назначен генерал-лейтенантом королевства. Он и его войска контролировали большую часть сельской Нормандии. Однако в сентябре 1589 года Генри нанес серьезный поражение герцогу в битве при Аркисе . Армия Генри прорвалась через Нормандию, принимая город за городом в течение зимы. [ 144 ] [ 145 ] [ 146 ]

Король знал, что он должен был взять Париж, если у него есть шанс управлять всей Францией. Это, однако, было непростой задачей. Прессы и сторонники католической лиги продолжали распространять истории о злодеяниях, совершенных против католических священников и мирян в протестантской Англии (см. Сорок мучеников Англии и Уэльса ). Город приготовился сражаться до смерти, а не принять кальвинистского короля. [ 147 ] [ 144 ] [ 148 ]
Битва при Иври , сражаемая 14 марта 1590 года, стала еще одной решительной победой Генри против сил, возглавляемых герцогом Майенном . Затем силы Генри продолжали осадить Париж , но после долгого и отчаянно бортого со сопротивлением парижан, осада Генри была поднята испанской армией под командованием герцога Пармы . Затем то, что произошло в Париже, было повторено в Руан (ноябрь 1591 - март 1592). [ 149 ] [ 147 ] [ 150 ] [ 151 ]
Парма была впоследствии ранен в руке во время осады Caudebec , когда оказалась в ловушке армии Генри. Затем оттуда совершил чудесный сбег, он ушел во Фландрию , но, когда его здоровье быстро снизилось, Фарнес назвал своего сына Рануччо , чтобы командовать своими войсками. Однако он был удален с должности губернатора испанским судом и умер в Аррасе 3 декабря. По крайней мере, для Генри и протестантской армии Парма больше не была угрозой. [ 152 ] [ 153 ] [ 154 ] [ 155 ]
Война в Бриттани
[ редактировать ]Тем временем Филипп Эммануэль, герцог Меркцер , которого Генрих III сделал губернатором Бриттани в 1582 году, пытался сделать себя независимым в этой провинции. Лидер католической лиги , он обратил на себя наследственные права своей жены Марии де Люксембурга , которая была потомком герцогов Бриттани и наследница Блуа-Бросса, а также герцогиня Пеньевра в Бриттани и и Организовал правительство в Нант . Провозглашая своего сына «принцем и герцогом Бриттани», он объединялся с Филиппом II из Испании , который стремился разместить свою дочь Инфанту Изабеллу Клару Евгению на престол Бриттани. С помощью испанского под руководством Хуана дель -Агилы Меркцер победил силы Генриха IV под руководством герцога Монпенси в битве при Краоне в 1592 году, но королевские войска, подкрепленные английскими контингентами, вскоре восстановили преимущество; В сентябре 1594 года Мартин Форбишер и Джон Норрис с восемью военными кораблями и 4000 человек осадили Форт -Крозон, также известный как «Форт Льва (Эль -Леон)» Рядом с Брестом и захватил его 7 ноября, убив 400 испанцев, включая женщин и детей, так как только 13 выжили. [ 156 ] [ 157 ]
К миру (1593–1598)
[ редактировать ]Обращение
[ редактировать ]


Несмотря на кампании между 1590 и 1592 годами, Генрих IV был «не ближе к захвату Парижа». [ 158 ] Понимая, что Генрих III был прав и что не было никакой перспективы, когда протестантский король преуспел в решительно католическом Париже, Генри согласился преобразовать, по мнению, заявив « Париж Ваут Биен Уна Месс » («Париж стоит массы » ). Он был официально принят в католическую церковь в 1593 году и был коронован в Чартре в 1594 году, когда члены лиги сохраняли контроль над собором Реймс и, скептически относящиеся к искренности Генри, продолжали противостоять ему. Наконец, он был принят в Париж в марте 1594 года, и 120 членов лиги в городе, которые отказались подчиняться, были изгнаны из столицы. [ 159 ] Капитуляция Парижа поощряла то же самое из многих других городов, в то время как другие вернулись, чтобы поддержать Корону после того, как Папа Клемент VIII освободил Генри, отменив его отлучение в обмен на публикацию указаний Тридентина , восстановления католицизма в Беарне и назначить только католики. Высокий офис. [ 159 ] Очевидно, что обращение Генри беспокоило протестантского дворян, многие из которых до сих пор надеялись выиграть не только уступки, но и полную реформацию французской церкви, и их принятие Генри ни в коем случае не было предрешенным выводом. [ 160 ] [ 161 ] [ 162 ]
Война с Испанией (1595–1598)
[ редактировать ]К концу 1594 года некоторые члены лиги все еще работали против Генри по всей стране, но все полагались на поддержку Испании. В январе 1595 года король объявил войну в Испанию, чтобы показать католикам, что Испания использует религию в качестве прикрытия для нападения на французское государство - и показать протестантам, что его обращение не сделало его марионеткой Испании. Кроме того, он надеялся вернуть большую часть северной Франции из франко-испаниша католических сил. [ 163 ] Конфликт в основном состоял из военных действий, направленных на членов лиги, таких как битва при Фонтен-Франсезе , хотя испанцы начали согласованное наступление в 1595 году, взяв Ле-Катлет , Дулленс и Камбраи (последний после ожесточенной бомбардировки) и в Весна 1596 года захватывает Кале к апрелю. После испанского захвата Амиенса в марте 1597 года французская корона осадила осаду до сдачи в сентябре. С той победой, озабоченными Генри, затем обратилась к ситуации в Бриттани , где он обнародовал указ Нант и послал Бельев и Бруларт де Силлери, чтобы договориться о мире с Испанией. Война была привлечена к официальному закрытию после указания Нанта , с миром Вервинов в мае 1598 года. [ 164 ] [ 165 ] [ 161 ]
Разрешение войны в Бретани (1598–1599)
[ редактировать ]В начале 1598 года король лично поступил против Меркара и получил свое представление в Анжере 20 марта 1598 года. Впоследствии Меркцер отправился в изгнание в Венгрии. Дочь и наследница Меркцена были женаты на герцоге Вендоме , незаконнорожденного сына Генриха IV. [ 166 ]
Указ Нант (1598)
[ редактировать ]
Генрих IV столкнулся с задачей восстановления разбитого и обнищавшего королевства и объединения его под единственной властью. Генри советник Салли и его , герцог своего рода неохотное перемирие между религиями, с гарантиями для обеих сторон. [ 167 ] Можно сказать, что указывает на окончание войн религии, хотя его очевидный успех не был гарантирован во время публикации. Действительно, в январе 1599 года Генри должен был лично посетить парк , чтобы сдать указ. Религиозная напряженность продолжала влиять на политику в течение многих лет, хотя и никогда в той же степени, и Генрих IV сталкивался со многими попытками в его жизни; Последний успех в мае 1610 года. [ 168 ] [ 169 ]
Последствия
[ редактировать ]
Хотя указатель Нанта завершил боевые действия во время правления Генриха IV, политические свободы, которые он предоставил гугенотам (рассматриваемые хулителями как «государство в государстве»), стали все большим источником неприятностей в 17 -м веке. Ущерб, нанесенный гугенотам, означал снижение с 10% до 8% французского населения. [ 170 ] Решение короля Людовика XIII о введении католицизма в части юго -западной Франции вызвало восстание гугенота. По « Миру Монпелье» в 1622 году укрепленные протестантские города были сокращены до двух: Ла Рошель и Монтаубан . Последовала еще одна война, которая завершилась осадой Ла Рошель , в которой королевские силы во главе с кардиналом Ришелье блокировали город в течение четырнадцати месяцев. В соответствии с миром Ла Рошель в 1629 году бреветы Эдикта (разделы договора, которые касались военных и пастырских пунктов и были возобновляемыми по патентам на письма ), были полностью отозваны, хотя протестанты сохранили свои предварительные религиозные свободы. [ 171 ]

В оставшейся части правления Людовика XIII, особенно во время меньшинства Людовика XIV , реализация эдикта разнообразной год за годом. В 1661 году Людовик XIV, который был особенно враждебен гугенотам, начал принимать контроль над своим правительством и начал игнорировать некоторые положения указания. [ 172 ] В 1681 году он внедрил политику Драгононнадов , чтобы запугать семьи гугенот, чтобы обратиться в римско -католицизм или эмигрировать. Наконец, в октябре 1685 года Луи выпустил указ Фонтенбло , который официально отменил указ и сделал практику протестантизма незаконной во Франции. Отмена указания имела очень разрушительные результаты для Франции. [ 172 ] Хотя он не побудил возобновить религиозную войну, многие протестанты решили покинуть Францию, а не обратить, с большинством переезжающих в Королевство Англии , Бранденбург-Пруссия , Голландскую Республику , Швейцарию и Америку. [ 173 ] [ 174 ]
На рассвете 18 -го века протестанты оставались в значительном количестве в отдаленном регионе Севеннес в Центральном Массиве . Это население, известное как камиссии , восстановившиеся против правительства в 1702 году, что привело к боевым действиям, которые продолжались периодически до 1715 года, после чего камиссии в значительной степени остались в мире. [ Цитация необходима ]
Список событий
[ редактировать ]
В этом разделе нужны дополнительные цитаты для проверки . ( сентябрь 2022 г. ) |
- 17 января 1562 года: Эдикт Сен-Жермен , часто называемый «Эдикт января»
- 1 марта 1562 года: резня Vassy (Wassy) [ 8 ]
- Март 1562 г. - март 1563 г.: обычно известный как «Первая война», [ 8 ] [ 9 ] [ 2 ] заканчивается указанием Амбуазы
- 19 Debely 1562: Битва при Дрею
- Сентябрь 1567 г. - март 1568 года: обычно известный как «Вторая война», [ 8 ] [ 9 ] [ 2 ] закончился миром Лонгджумо
- 10 ноября 1567 года: битва при Святом Денисе
- 7 апреля 1568 года: осада пуляврена
- 1568–1570: обычно известный как «Третья война», [ 8 ] [ 9 ] [ 2 ] закончился миром Сен-Жермен-Эн-Лей
- Март 1569: Битва при Ярнаке
- Июнь 1569: Битва при Ла Роше-Л'Абель
- Октябрь 1569 года: битва при Монконтуре
- 1572: Резня в День Святого Варфоломея [ 8 ]
- Июнь 1572: Смерть Жанны
- 1572–1573: обычно известный как «Четвертая война», [ 8 ] [ 9 ] [ 2 ] заканчивается указанием Булони
- Ноябрь 1572 - июль 1573 года: осада Ла Рошель
- Май 1573 года: Генри Д'Анжу избран королем Польши
- 1574: Смерть Карла IX
- 1574–1576: обычно известный как «Пятая война», [ 8 ] [ 9 ] [ 2 ] заканчивался указателем Beaulieu
- 1576: Формирование Первой католической лиги во Франции
- 1576–1577: обычно известный как «шестая война», [ 8 ] [ 9 ] [ 2 ] Закончил договором Бержерака (также известный как «Эдикт пуатеров»)
- 1579–1580: обычно известный как «Седьмая война», [ 8 ] [ 9 ] [ 2 ] Закончил договором Фликс . Иногда также известен как «Война любовников» [ 9 ]
- Июнь 1584: Смерть Франсуа, герцог Анжу , наследник предполагаемый
- Декабрь 1584 года: Договор Joinville
- 7 июля 1585 года: договор о немара
- 1585: Папа Sixtus v Excelmurinate Henry of Navarre и Henri, принц Конде (1552–1588)
- 1585–1598: иногда известный как «Восьмая война». [ 175 ] Это может быть подразделено за три периода:
- 1585–1589: обычно известный как война трех Генриса , [ 9 ] [ 2 ] Иногда также известен как «Восьмая война» [ 8 ] [ 9 ] [ 2 ]
- 1585: Филипп Эммануэль, герцог Меркцер, вторгшийся в Пуату, был побежден Конде в битве при Фонтени-ле-Комте [ 176 ]
- Октябрь 1585: Неудачная осада Бруаге от Condé [ 176 ]
- Октябрь 1585 года. Замок Анжеров упал в руках роялистов, разбросана армия Конде, разбросана [ 176 ]
- Январь 1586 года: Генри Наварре выпустил Пацифистские прокламации, восстанавливая свою армию [ 176 ]
- Февраль 1586: Конде снял Ла Рошель и Олерон [ 176 ]
- Апрель 1586: неудавшаяся атака роялистов на Ла Рошель [ 176 ]
- Конец 1586 года: роялистская осада Маранса [ 176 ]
- Конец 1586 года: Генрих III призвал стороны прекратить военные действия для мирных переговоров, которые сломались [ 176 ]
- 19 августа 1587 года: Битва при Джарри
- 20 октября 1587 года: Битва при Кутрах [ 177 ] [ 178 ]
- 26 октября 1587 года: битва за вимори [ 177 ]
- 1587: Битва при Ауно [ 177 ]
- 12 мая 1588 года: день баррикад . Католическая лига захватила контроль над Парижем от Генриха III, который бежал в Чартр. [ 178 ]
- 1588: подчинение Генриха III Генриму Гизе [ 177 ]
- Декабрь 1588 года: убийство герцога Генри -Генри и его брата кардинала Луи Гизе по приказу Генриха III [ 9 ]
- 3 апреля 1589 года: Генрих III и Генри Наварре подписали перемирие и союз против католической лиги и начали осадить Париж [ 178 ]
- 1 августа 1589 года: убийство Генриха III; [ 179 ] [ 180 ] По салическим законам Генри Наварре официально стал королем Генриха IV из Франции, но большинство католиков изначально отказались признать его как таковой [ 180 ]
- 1589–1594: Иногда известен как последовательность Генриха IV Франции , [ Цитация необходима ] Иногда также собирается вместе с периодом 1594–1598 гг. [ 8 ] [ 9 ] [ 2 ]
- 21 сентября 1589 года: Битва при Аркисе [ 179 ] [ 178 ]
- Март 1590: Битва при Иври , [ 179 ]
- 7 апреля - 30 августа 1590 года: осада Парижа Генриха IV [ 178 ]
- 9 мая 1590 года: Чарльз де Бурбон (кардинал) , который считался законным королем Чарльзом X из Франции католической лигой, умер под стражей Генриха IV [ 178 ]
- 19 сентября 1590 года: испанский генерал Александр Фарнес, герцог Парма вмешался и облегчил Париж; Это позволило Голландской Республике отправиться в наступление в Габсбурге Нидерланды [ 181 ] [ 178 ]
- Март 1591 года: папа Грегори XIV отлучил от церкви Генрири IV во второй раз [ 178 ]
- Ноябрь 1591 - апрель 1592 года: осада Руан (1591–1592) [ 180 ]
- 24 апреля - 21 мая 1592 года: осада Caudebec
- 25 июля 1593 года: Генрих IV потерпел протестантизм и пересмотрен в католицизм [ 180 ]
- 27 февраля 1594 года: Генрих IV увенчан в Чартре [ 180 ]
- 22 марта 1594 года: Париж сдался Генрию IV [ 180 ]
- 1595–1598: иногда известный просто как «Франко-испанисная война 1595–1598», [ 180 ] Иногда также собирается вместе с периодом 1589–1594 гг. [ 8 ] [ 9 ] [ 2 ]
- 17 января 1595 года: Генрих IV из Франции объявил войну Филиппу II в Испании после того, как обнаружил еще один испанский заговор, чтобы вторгнуться в Францию [ 180 ]
- Июнь 1595: Битва при Фонтен-Франсезе
- Апрель -сентябрь 1597: осада Амьена
- Апрель 1598 года: указ Нант , выпущенный Генрихом IV [ 179 ]
- 2 мая 1598 года: мир Вервинов между Францией и Испанией [ 179 ]
- 1585–1589: обычно известный как война трех Генриса , [ 9 ] [ 2 ] Иногда также известен как «Восьмая война» [ 8 ] [ 9 ] [ 2 ]
Эпилог
- 1610: убийство Генриха IV Франции
- 1621–1629: восстания гугенота , иногда также известные как «девятая война» [ Цитация необходима ] или «девятые и десятые войны» [ Цитация необходима ]
- Октябрь 1685 года: Эдикт Фонтенбло, выпущенный Луи XIV, отменив Эдикт Нант.
Смотрите также
[ редактировать ]- ЭКИДТ ТОРИТЕЛЕЙ
- Монархоши
- Религия во Франции
- Виртуальный музей протестантизма
- Осада Парижа (1590)
- Католическая лига (французский)
- Битва при Крэоне
- Франко-испанисная война
Примечания
[ редактировать ]- ^ Католические противники терпимости были разделены между ультрамонтизмом , теми, кто поддержал высшую власть Папы, такого как Чарльз, кардинал Лорейн , и галликанизм . Последний рассматривал независимую, но католическую монархию важной гарантией политической свободы и отличает их от «политики». [ 59 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Подпрыгнуть до: а беременный Knecht 2002 , p. 91
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный в дюймовый и фон глин час я Дж k л м не Clodfelter 2017 , с. 14–16.
- ^ Clodfelter 2017 , с. 537.
- ^ Jouanna et al. 1998 , с. 318
- ^ Холт 2005 , с. xiii.
- ^ KNECHT 2010 , с. 35
- ^ KNECHT 2010 , с. 84
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный в дюймовый и фон глин час я Дж k л м Chises, Drass & Brustein 1994 , с. 323–324.
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный в дюймовый и фон глин час я Дж k л м не KOHN 2013 , с. 390–391.
- ^ Гильдия, Элизабет (2014). Разочаз Монтена: поэтика, этика и аффект в Эссасе и других работах . Cambridge: Boydell & Brewer Ltd. с. X - XII. ISBN 978-1843843719 Полем Получено 3 сентября 2022 года .
- ^ Holt 2005 , стр. Xi -xiii, 178.
- ^ McGrath 1995 , с. 39–43.
- ^ McGrath 1995 , с. 122–124.
- ^ Spickard & Cragg 2005 , с. 158–160.
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный Линдберг 1996 , с. 275
- ^ Cairns 1996 , p. 308.
- ^ Гримм 1973 , с. 54
- ^ Гримм 1973 , с. 55
- ^ Гримм 1973 , с. 263–264.
- ^ KNECHT 2010 , с. 8
- ^ Холт 2005 , с. 21
- ^ Cairns 1996 , p. 309
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный Линдберг 1996 , с. 279
- ^ Линдберг 1996 , с. 292
- ^ Knecht 1996 , p. 2
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный в дюймовый Knecht 1996 , p. 4
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный в Knecht 1996 , p. 3
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный Knecht 1996 , с. 16–17.
- ^ Bernstein & Green 1988 , p. 328.
- ^ Холт 2005 , с. 20
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный Garnier 2008 , p. 90
- ^ KNECHT 1996 , с. 6–7, 86–87.
- ^ Knecht 2002 , p. 402
- ^ Audisio 1998 , pp. 270-271.
- ^ KNECHT 2010 , с. 22
- ^ Холт 2005 , с. 41
- ^ Сазерленд 1980 , с. 46–47.
- ^ Baumgartner 1988 , p. 130.
- ^ Knecht 1996 , p. 6
- ^ Knecht 1996 , p. 10
- ^ Лосось 1975 , с. 118
- ^ Rady 1991 , pp. 52-53.
- ^ Knecht 2007 , p. 195.
- ^ Knecht 1996 , p. 25
- ^ Лосось 1975 , с. 124–125.
- ^ Сазерленд, 1962 , с. 111–138).
- ^ Сазерленд 1984 , с. 63–64.
- ^ Лосось 1975 , с. 125
- ^ Лосось 1975 , с. 136–137.
- ^ Knecht 1996 , p. 27
- ^ Knecht 1996 , p. 29
- ^ Брайсон 1999 , с. 111.
- ^ Holt 2005 , с. 41–42.
- ^ Томпсон 1909 , с. 44
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный Roelker 1996 , с. 252–256.
- ^ Томпсон 1909 , с. 79
- ^ Кастельнау 1724 , с. 112.
- ^ Кастельнау 1724 , с. 110.
- ^ Roelker 1996 , с. 59–67.
- ^ KNECHT 2000 , с. 78–79.
- ^ Герард 1959 , с. 152
- ^ Кэрролл 2019 , с. 179–181.
- ^ Knecht 2000 , p. 86
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный в Knecht 1996 , p. 35
- ^ Hamilton & Spicer 2005 , p. ?
- ^ Baird 1880 , p. 37
- ^ DUROT 2012 , с. 702.
- ^ Тревор Дюпюй, Курт Джонсон и Дэвид Л. Бонгард, Энциклопедия Харпер военной биографии (Castle Books: Edison, 1992), p. 98
- ^ Knecht 1996 , p. 37
- ^ Фрида, 268; Сазерленд, старый режим , с. 20
- ^ KNECHT 2014 , с. 102–104.
- ^ Cloulas 1979 , p. 211.
- ^ Baird 1880 , p. 207
- ^ Холт 2005 , с. 64
- ^ Tulchin 2006 , p. 22
- ^ KNECHT 2010 , с. 39
- ^ Томпсон 1909 , с. 318
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный Knecht 1996, p. 40
- ^ Тейлор, Колин Дункан (2018). Лорагаис: Протился в истории, пропитанный кровью . Трубадор издательство. ISBN 978-1789015836 .
- ^ Вуд 2002 , с. 22
- ^ Лосось 1975 , с. 173.
- ^ Сазерленд, 1973 , с. 92
- ^ Baird 1880 , p. 290.
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный Жуанна, с. 181.
- ^ Knecht 2000, 151.
- ^ Jouanna, p. 182.
- ^ Jouanna, p. 184.
- ^ Jouanna, pp. 184-185.
- ^ Roelker 1968 , с. 332–341.
- ^ KNECHT 2010 , с. 42
- ^ Кэрролл 2009 , с. 187.
- ^ Холт 2005 , с. 81.
- ^ KNECHT 2010 , с. 45
- ^ Jouanna 2007 , p. 74
- ^ Estebe 1968 , p. 109
- ^ Холт 2005 , с. 83.
- ^ Holt 2005 , с. 84–85.
- ^ Холт 2005 , с. 88
- ^ Кэрролл 2009 , с. 114
- ^ Holt 2005 , с. 88–91.
- ^ Jouanna, p. 201.
- ^ Линкольн, Брюс, дискурс и строительство общества: сравнительные исследования мифа, ритуала и классификации , Oxford University Press US, p. 98 [ ISBN отсутствует ]
- ^ Jouanna, p. 204
- ^ Jouanna 2007 , p. 112.
- ^ KNECHT 2016 , с. 108
- ^ Сазерленд 1980 , с. 222–223.
- ^ Jouanna 2007 , p. 158
- ^ Jounaanna 2007 , стр. 160-169.
- ^ Holt 2005 , с. 95–96.
- ^ Бенедикт 1978 , с. 224
- ^ Jouanna, p. 213.
- ^ Knecht 2000, p. 181.
- ^ Knecht 2000, p. 190.
- ^ Knecht 2000, p. 191.
- ^ KNECHT 2016 , с. 109
- ^ KNECHT 2016 , с. 110.
- ^ Babel 2009 , p. 331.
- ^ Лосось 1975 , с. 236–237.
- ^ Лосось 1975 , с. 247–250.
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный в дюймовый Knecht 1996, p. 65
- ^ Сазерленд 1980 , с. 263.
- ^ Knecht 2000, p. 208
- ^ Холт 2002 , с. 70
- ^ Jouanna et al. 1998 , с. 1248.
- ^ Лосось 1975 , с. 204
- ^ Холт 2002 , с. 140.
- ^ Constant 1984 , с. 134.
- ^ Knecht 2016 , с. 225–236.
- ^ Холт 2002 , с. 211.
- ^ Knecht 2016 , с. 254–257.
- ^ Холт 2005 , с. 131.
- ^ Лосось 1975 , с. 240.
- ^ Knecht 1996, p. 90
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный Knecht 1996, p. 72
- ^ Le Roux 2006 , p. 237
- ^ KNECHT 2010 , с. 121.
- ^ Le Roux 2006 , p. 158
- ^ Робертс 1996 , с. 174.
- ^ KNECHT 2016 , с. 288
- ^ Холт 2005 , с. 132.
- ^ Knecht 1996, p. 73.
- ^ KNECHT 2016 , с. 304
- ^ Knecht 2014b , p. 238.
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный Knecht 2010 , с. 79
- ^ Лосось 1975 , с. 279
- ^ Babel 2009 , стр. 465–466.
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный Питтс 2012 , с. 154
- ^ Constant 1996 , с. 248–258.
- ^ Babel 2009 , p. 484.
- ^ Constant 1996 , с. 250–255.
- ^ Кэрролл 2005 , с. 242
- ^ Babel 2009 , стр. 536-537.
- ^ Constant 1996 , p. 406
- ^ Лосось 1975 , с. 262
- ^ Питтс 2012 , с. 164.
- ^ Фернандес Дуро, Чезарео (1897). Испанский флот из Союза Королевств Арагона и Кастилья (на испанском). Тол. Мадрид. стр. 86–90.
{{cite book}}
: CS1 Maint: местоположение отсутствует издатель ( ссылка ) - ^ Вернхэм, RB (1984). После Армады: Елизаветинская Англия и борьба за Западную Европу, 1588–1595 . Кларендон Пресс. С. 533–547. ISBN 978-0198227533 .
- ^ Knecht 2000, p. 264
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный Knecht 2000, p. 270
- ^ Сазерленд 1980 , с. 296–300.
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный Лосось 1975 , с. 294
- ^ Бенедикт 1999 , с. 36
- ^ Knecht 2000, p. 272
- ^ Холт 2005 , с. 165.
- ^ Babel 2009 , стр. 610–611.
- ^ Питтс 2012 , с. 207–208.
- ^ Филипп Бенедикт, 'un roi, une loi, deux fois: параметры для истории католического-протестантского сосуществования во Франции, 1555–1685', в O. grell & B. scribner (ред. Европейская Реформация (1996), с. 65–93.
- ^ Питтс 2012 , с. 329.
- ^ KNECHT 2010 , с. 97
- ^ Ганс Дж. Хиллербранд, Энциклопедия протестантизма: 4-объемный набор , абзацы «Франция» и «гугеноты»; Ханс Дж. Хиллербранд, эксперт по этому вопросу, в своей энциклопедии протестантизма: 4-м-ом, набор утверждает, что сообщество гугенотов достигла до 10% французского населения накануне дневной резни Святого Варфоломея, снизившись до 8%. К концу 16 -го века, и дальше после сильного преследования снова началось с отзыва Эдикта Нанта Луи XIV из Франции.
- ^ Holt 2005 , с. 186–192.
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный в "Эдакт Нанта " Британская 5 2013апреля
- ^ Холт 2005 , с. 193.
- ^ Playbird , Западная цивилизация - том II: с 1500 года (5 -е изд., 2003) с. 410
- ^ Jouanna et al. 1998 , с. 387.
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный в дюймовый и фон глин час Уильям Шергольд Браунинг (1840). История гугенотов . Whittaker и компания. С. 131–133. ISBN 9780608365909 Полем Получено 3 сентября 2022 года .
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный в дюймовый Кон 2013 , с. 390.
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный в дюймовый и фон глин час Нолан 2006 , с. 327.
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный в дюймовый и Кон 2013 , с. 391.
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный в дюймовый и фон глин час Нолан 2006 , с. 328.
- ^ van der Lem 2019 , p. 143.
Источники
[ редактировать ]- Актон, Джон (1906). . . Нью -Йорк: Макмиллан. С. 155–167.
- Audisio, Gabriel (1998). Les Vaudois: История несогласного Xie - Xvith Century (по -французски). Файард.
- Бэйрд, Генри (1880). История подъема гугенотов: том 2 из 2 . Ходдер и Стоутон.
- Baird, HM (1889). История роста гугенотов Франции . Тол. 1
- ——— (1889). История роста гугенотов Франции . Тол. 2 [ Постоянная мертвая ссылка ] Новое издание, два тома, Нью -Йорк, 1907.
- Baird, HM (1895). Гугеноты и отзыв Эдикта Нанта . C. Сыновья Скрибнера.
- Baumgartner, Frederic (1988). Генрих II: король Франции 1547–1559 . Герцогский издательство Университета Герцога.
- Бабелон, Жан-Пьер (2009). Анри IV . Файард.
- Бенедикт, Филипп (1996). «Un roi, une loi, deux fois: параметры для истории католического протестантского сосуществования во Франции, 1555–1685». В Грелле, О. и Скрибнер, Б. (ред.). Толерантность и нетерпимость в европейской Реформации . Нью -Йорк: издательство Кембриджского университета. С. 65–93. ISBN 0521496942 .
- Бенедикт, Филипп (1978). «Резня святого Варфоломея в провинциях». Исторический журнал . 21 2 .
- Бенедикт, Филипп (1999). «Динамика протестантской боевики: Франция 1555–1563». В Бенедикте, P; Марнеф, G; Ван Ниероп, ч; Venard, M (ред.). Реформация, восстание и гражданская война во Франции и Нидерландах 1555–1585 . Королевская Нидерландская академия искусств и наук.
- Бернштейн, Пол; Грин, Роберт В. (1988). История цивилизации Том 1 . Роуман и Литтлфилд.
- Брайсон, Дэвид (1999). Королева Жанна и Земля обетованная; Династия, родина, религия и насилие во Франции шестнадцатого века . Brill Publishing. ISBN 978-9004247512 .
- Кэрнс, Эрл (1996). Христианство на протяжении веков: история христианской церкви . Зондерван. ISBN 978-0310208129 .
- Бондено, Агостино (2018). Пуази разговоры . Рим: Альбатрос. ISBN 978-8856793192 .
- Кэрролл, Стюарт (2005). Благородная власть во время французских войн религии: сродство вида и католическое дело в Нормандии . Издательство Кембриджского университета.
- Кэрролл, Стюарт (2009). Мученики и убийцы: семья Гиз и создание Европы . Издательство Оксфордского университета.
- ——— (2019). «Политическая справедливость и начало войн религии». Французская история . 33 (2): 177–198. doi : 10.1093/fh/crz009 .
- Кастельнау, Мишель де (1724). Воспоминания о правлениях Фрэнсиса II и Чарльза IX (2012 год). Redingbooks.com. ISBN 978-1130283136 .
- Clodfelter, Micheal (2017). Военные и вооруженные конфликты: статистическая энциклопедия пострадавших и других цифр, 1492–2015 (4 -е изд.). Джефферсон, Северная Каролина: Макфарланд. с. 14–16, 537. ISBN 978-0786474707 Полем Получено 3 сентября 2022 года .
- Клулас, Иван (1979). Екатерина де Медудицис . Файард.
- Константа, Жан-Мари (1984). Грипп . Товар.
- Константа, Жан-Мари (1996). Лига . Файард.
- Коттрет, Бернард (2000). Кальвин: биография . Перевод McDonald, M Wallace. Wm. Б. Eerdmans. ISBN 0802831591 .
- De Caprariis, Vittorio (1959). Пропаганда и политическая мысль во Франции во время религиозных войн (1559–1572) . Неаполь: Итальянская издательская компания.
- Diefendorf, Barbara B. (1991). Под крестом: католики и гугеноты в Париже шестнадцатого века . Оксфорд: издательство Оксфордского университета. ISBN 0195065549 .
- Дэвис, Натали Земон (1975). Общество и культура в ранней современной Франции . Стэнфорд: издательство Стэнфордского университета. ISBN 0804708681 .
- Durot, Eric (2012). Франсуа де Лоррейн, герцог Гиз между Богом и царем . Классика Гарнье. ISBN 978-2812406102 .
- Эстебе, Джанин (1968). Токсин для резни: сезон Сен-Бартеи . Издание Du Centurion.
- Фрида, Леони (2005). Кэтрин де Медичи . Феникс. ISBN 978-0060744922 .
- Фрида, Леони (2006) [2004]. Екатерина Медичи: королева Ренессанса Франции . Плачущее поле и Николасон. ISBN 978-1842127254 .
- Гарнье, Эдит (2008). Адский союз (по -французски). Издания дю Фелин.
- Ван дер Лем, Антон (2019). Восстание в Нидерландах: Восьмидесятилетняя война, 1568–1648 . Лондон: Reaktion Books. п. 143. ISBN 978-1789140880 Полем Получено 9 июля 2022 года .
- Greengrass, Mark (1986). Франция в эпоху Генриха IV . Лонгман. ISBN 0582492513 .
- ——— (1987). Французская Реформация . Лондон: Блэквелл. ISBN 0631145168 .
- ——— (2007). Управляющие страсти: мир и реформа во Французском королевстве, 1576–1585 . Оксфорд: издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0199214907 .
- Гримм, Гарольд (1973) [1965]. Эра Реформации 1500–1650 . Макмиллан. ISBN 978-0023472701 .
- Герард, Альберт (1959). Франция: современная история . Университет Мичиганской прессы.
- Гамильтон, Сара; Spicer, Andrew (2005). Определение святого: священное пространство в средневековой и ранней современной Европе . Ashgate Publishing. ISBN 0754651940 .
- Холт, Мак (2002). Герцог Анжу и политика борются во время войн за религию . Издательство Кембриджского университета.
- Холт, Мак П. (2005). Французские религиозные войны, 1562–1629 . Кембридж. ISBN 052183872X .
{{cite book}}
: CS1 Maint: местоположение отсутствует издатель ( ссылка ) - Халм, Эм (1914). Ренессанс, протестантская революция и католическая реакция в континентальной Европе . Нью-Йорк.
{{cite book}}
: CS1 Maint: местоположение отсутствует издатель ( ссылка ) - Жуанна, Арлетт; Баучер, Жаклин; Билога, Доминик; THIEC, Guy (1998). История и словарь религиозных войн . Коллекция: Букины (по -французски). Париж: Лаффонт. ISBN 2221074254 .
- Жуанна, Арлетт (2007). Резня в День Святого Варфоломея: Тайны государственного преступления . Манчестерское университетское издательство.
- Кайзер, Эдвард; Драсс, Крисс А.; Brustein, William (1994). «Отношения между восстанием и войной в ранней современной Западной Европе» . Журнал политической и военной социологии . 22 (2). Университетская издательство Флориды: 323–324. JSTOR 45371312 . Получено 3 сентября 2022 года .
- Кнехт, Роберт Дж. (1996). Французские религиозные войны 1559–1598 (2 -е изд.). Лонгман. ISBN 058228533X .
- ——— (2010). Французские религиозные войны, 1559–1598 . Routledge.
- ——— (2000). Французские гражданские войны . Современные войны в перспективе. Нью -Йорк: Лонгман. ISBN 0582095492 .
- ——— (2001). Рост и падение Ренессанса Франция 1483–1610 . Оксфорд: Блэквелл. ISBN 0631227296 .
- ——— (2002). Французские религиозные войны 1562–1598 . Osprey Publishing. ISBN 978-1841763958 .
- ——— (2007). Valois: короли Франции 1328–1589 (2 -е изд.). Нью -Йорк: Хэмблдон Континуум. ISBN 978-1852855222 .
- —— (2014). Кэтрин де Медичи . Routledge.
- ——— (2014b). Французские гражданские войны, 1562–1598 . Routledge. ISBN 978-1-317-89510-7 .
- ——— (2016). Герой или тиран? Генрих III, король Франции, 1574–1589 . Routledge.
- Кон, Джордж Чайлдс (2013). Словарь войн. Пересмотренное издание . Лонден/Нью -Йорк: Routledge. ISBN 978-1135954949 .
- Линдберг, Картер (1996). Европейские Реформации (2009 год). Wiley Publishing. ISBN 978-1405180689 .
- Линдсей, Т.М. (1906). История Реформации . Тол. 1. T и T Clark.
- ——— (1907). История Реформации . Тол. 2
- Маллетт, Майкл; Шоу, Кристина (2012). Итальянские войны: 1494–1559 . Пирсон Образование. ISBN 978-0582057586 .
- McGrath, Alister (1995). Интеллектуальное происхождение Европейской Реформации (2003 г.). Джон Уайли и сыновья. ISBN 978-0631229407 .
- Нолан, Катал Дж. (2006). Возраст войн религии, 1000–1650: энциклопедия глобальной войны и цивилизации, том 2 . Лондон: издательская группа Greenwood. п. 1076. ISBN 978-0313337345 .
- Лосось, JHM (1975). Общество в кризисе: Франция в шестнадцатом веке . Метуэн. ISBN 0416730507 .
- Пирсон, Хескет, Генри Наварре: Король, который осмелился (Нью -Йорк: Харпер и Роу, издатели, 1963).
- Питтс, Винсент (2012). Анри IV из Франции: его правление и возраст . Johns Hopkins University Press.
- Ради, Мартин (1991). Франция: Ренессанс, религия и восстановление, 1494–1610 . Hodder Education. ISBN 978-0340518045 .
- Робертс, Пенни (1996). Город в конфликте: Труи во время французских войн религии . Манчестерское университетское издательство.
- Roelker, Nancy (1968). Королева Наварры: Жанна Д'Альбрет 1528–1572 . Гарвардский университет издательство.
- Roelker, Nancy (1996). Один царь, одна вера: Парлмен Парижа и религиозные реформации шестнадцатого века . Калифорнийский университет. ISBN 0520086260 .
- Ру, Николас (2006). Регицид во имя Бога: убийство Генриха III . Галлимард.
- Shipickard, Пол; Крэгг, Кевин (2005). Глобальная история христиан: как повседневные верующие испытывали свой мир . Бейкерский академический. ISBN 978-0801022494 .
- Сазерленд, Нью -Йорк (1962). «Кальвинизм и заговор Амбуазы». История 47 (160): 111–138. doi : 10.1111/j.1468-229x.1962.tb01083.x .
- Сазерленд, Никола (1973). Резня Святого Варфоломея и Европейского конфликта: 1559–1572 . Макмиллан. ISBN 978-0064966207 .
- Сазерленд, Н.М. (1984). Принцы, политика и религия 1547–89 . Bloomsbury Publishing. ISBN 978-0907628446 .
- Сазерленд, Нью -Йорк Кэтрин из Медичи и старый режим. Лондон: Историческая ассоциация, 1966. OCLC 1018933.
- Сазерленд, Никола (1980). Гугенот борьба за признание . Издательство Йельского университета.
- Томпсон, JW (1909). Войны религии во Франции, 1559–1576 . Чикаго: Университет Чикагской Прессы.
- Тилли, Артур Август (1919). Французские войны религии .
- Тулчин, Аллан (2006). «Мишелад в Ним, 1567». Французские исторические исследования . 29 1 .
- Вуд, Джеймс (2002). Королевская армия: война, солдаты и общество во время религии во Франции, 1562–1576 . Издательство Кембриджского университета.
Историография
[ редактировать ]- Diefendorf, Barbara B. (2010). Реформация и религиозные войны во Франции: Оксфордские библиографии онлайн -исследовательский гид . Оксфорд UP ISBN 978-0199809295 .
- Фриш, Андреа, забывая различия: трагедия, историография и французские войны религии (издательство Эдинбургского университета, 2015). x + 176 pp. Полный текст онлайн ' онлайн -обзор
- Кристиан Мюлинг: Европейские дебаты о религиозной войне (1679–1714). Деноминационная память и международная политика в эпоху Людовика XIV (публикации Института европейской истории Майнц, 250) Геттинген, Ванденхок и Рупрохт, ISBN 978-3525310540 , 2018.
Первичные источники
[ редактировать ]- Поттер, Дэвид Л. (1997). Французские войны религии, отобранные документы . Palgrave Macmillan. ISBN 978-0312175450 .
- Лосось, JHM, изд. Французские войны религии, насколько важными были религиозные факторы? (1967) Короткие выдержки из первичных и вторичных источников
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Войны религии, часть I
- Войны религии, часть II
- Французские религиозные войны архивировали 17 июля 2012 года на машине Wayback
- Войны религии архивировали 16 сентября 2018 года на машине Wayback
- Восемь религиозных войн (1562–1598) в виртуальном музее протестантизма
- Французские войны религии
- 16 век во Франции
- Конфликты 16-го века
- Европейские религиозные войны
- История католицизма во Франции
- История протестантизма во Франции
- История гугенота во Франции
- Контрреформация
- 1560 -е конфликты
- 1570 -е конфликты
- 1580 -е конфликты
- 1590 -е конфликты
- 1560S во Франции
- 1570 -е годы во Франции
- 1580 -е во Франции
- 1590 -е годы во Франции
- Военная история Франции 16-го века
- Гражданские войны во Франции
- Религиозные гражданские войны