Jump to content

Пикты

Страница защищена ожидающими изменениями
(Перенаправлено с Пикти )

Придорожный символический камень Аберлемно I , пиктский камень I класса с пиктскими символами, изображающими (сверху вниз) змею, двойной диск и Z-образный стержень , зеркало и гребень.

Пикты Шотландии были группой народов на территории современной к северу от залива Ферт-оф-Форт в раннем средневековье . [ 1 ] Где они жили и подробности их культуры можно почерпнуть из ранних средневековых текстов и пиктских камней . Имя Пикти появляется в письменных источниках как экзоним конца третьего века нашей эры. Предполагается, что они были потомками каледонцев и других племен северного железного века . Современные историки называют их территорию «Пиктландией». Первоначально состоявший из нескольких вождеств в нем доминировало пиктское королевство Фортриу , с седьмого века . Во время этой гегемонии Вертуриана Пикти было принято в качестве эндонима. Это продолжалось около 160 лет, пока пиктское королевство не объединилось с королевством Дал Риата и не образовало Королевство Альба , управляемое Домом Альпинов . Концепция «королевства пиктов» сохранялась в течение нескольких десятилетий, пока от нее не отказались во время правления Каустантина мак Аеды . [ 2 ]

Пиктское общество было типичным для многих раннесредневековых обществ Северной Европы и имело параллели с соседними группами. Археология дает некоторое представление об их культуре. Средневековые источники сообщают о существовании пиктского языка , и данные показывают, что это был островной кельтский язык, родственный бриттонскому языку, на котором говорили кельтские британцы на юге. был Пиктский язык постепенно в вытеснен среднегэльским языком рамках более широкой гэльизации конца девятого века. часть их истории известна из внешних источников, в том числе Беды , житий святых, таких как Колумба Адомнана , Большая и ирландских анналов .

Определения

[ редактировать ]
Серебряная табличка из клада Закона Норри , Файф , с двойным диском и символом Z-стержня.

За последние десятилетия произошла существенная критическая переоценка концепции «пиктичности». [ 3 ] В начале двадцатого века было популярно мнение, что это были экзотические «потерянные люди». было отмечено В весьма влиятельной работе 1955 года «Проблема пиктов» , что предметная область была сложной, поскольку археологические и исторические данные часто расходились с традиционными эссенциалистскими ожиданиями в отношении исторических народов. [ 4 ] С тех пор культурно-историческая парадигма археологии, доминирующая с конца XIX века, уступила место теории процессуальной археологии (ранее известной как Новая археология ). [ 5 ] Более того, произошла значительная переоценка текстовых источников, написанных, например, Бедой и Адомнаном в седьмом и восьмом веках. Эти произведения повествуют о событиях предыдущих столетий, но современная наука признает их часто аллегорический, псевдоисторический характер, а их истинная ценность часто заключается в оценке периода времени, в который они были написаны. [ 6 ]

Трудности с пиктской историей и археологией возникают из-за того, что люди, которых называли пиктами, представляли собой принципиально гетерогенную группу с небольшим культурным единообразием. Необходимо проявлять осторожность, чтобы не рассматривать их через призму того, что историк культуры Гилберт Маркус называет «этническим заблуждением». [ 7 ] Люди, известные посторонним в поздней античности как «пикты», сильно отличались от тех, кто позже принял это имя, с точки зрения языка, культуры, религии и политики.

Термин «пикт» встречается в римских источниках конца третьего века нашей эры, когда он использовался для описания нероманизированных людей в северной Британии. [ 8 ] Этот термин, скорее всего, был уничижительным, подчеркивая их предполагаемое варварство в отличие от бриттов под римским правлением. [ 9 ] Утверждалось, в первую очередь Джеймсом Фрейзером , что термин «Пикт» имел мало значения для людей, к которым он применялся. Фрейзер утверждает, что оно было принято в качестве эндонима только в конце седьмого века, как всеобъемлющий термин для обозначения людей, находящихся под властью вертурианской гегемонии, с центром в Фортриу (район вокруг современных Инвернесса и Морей ), особенно после битвы при Дане. Нехтайн . [ 10 ] Однако эта точка зрения не является универсальной. Гордон Ноубл и Николас Эванс считают правдоподобным, если не доказуемым, что «пикты», возможно, использовались в качестве эндонима теми северными британцами, которые находились в самом тесном контакте с Римом еще в четвертом веке. [ 11 ]

Основная часть письменной истории датируется седьмым веком. Ирландские летописцы и современные ученые, такие как Беда, используют слово «пикты» для описания народов, находящихся под властью Вертурианства . Это охватывало большую часть Шотландии к северу от перешейка Форт-Клайд, за исключением территории, оккупированной Далем Риатой на западе. На юге находилось британское королевство Стратклайд , а Лотиан был занят нортумбрийскими англами. Использование «пиктов» в качестве описательного термина продолжалось до формирования династии Альпинидов в девятом веке и слияния Пиктского королевства с Далем Риатой.

Этимология

[ редактировать ]

Латинское г. слово Picti впервые встречается в панегирике , официальной восхвалительной речи 297 [ 12 ] и чаще всего объясняется как «окрашенный». [ 13 ] (от латинского pingere «рисовать»; [ 14 ] pictus — «нарисованный», ср. Греческое πυκτίς pyktis , «картина». [ 15 ] ). Обычно это понимают как отсылку к практике нанесения татуировок. [ 16 ] Клавдиан в своем отчете о римском полководце Стилихоне , написанном около 404 года, говорит об рисунках на телах умирающих пиктов, предположительно имея в виду татуировки или раскраску тела. [ 17 ] [ 18 ] Исидор Севильский сообщает в начале седьмого века, что эту практику продолжили пикты. [ 19 ] Альтернативное предположение состоит в том, что латинское Picti произошло от местной формы, возможно, этимологически связанной с галльскими пиктонами . [ 20 ]

Пиктов называли Круитни на древнеирландском и Придин на древневаллийском . [ 21 ] Это лексические родственники , происходящие от протокельтского * kwritu «форма», от которого также происходит * Pretania (Британия). Претани (а вместе с ним и Круитни и Придин ), вероятно, возникли как обобщенный термин для любого коренного жителя Британии. [ 21 ] Это похоже на ситуацию с гэльским названием Шотландии, Альба , которое первоначально, похоже, было обобщенным термином для Британии. [ 22 ] Было высказано предположение, что пикты могли называть себя Альбидоси , имя, найденное в Хрониках королей Альбы во время правления Маэля Колуима мак Домнайла . [ 23 ]

Происхождение

[ редактировать ]
Пиктские королевства
Пиктленд
Фибо
Цирчин
Форт
Этот
Атолл
Следующая Риата
Мужчина
Кот
Наука
орк
Нортумбрия
Британцы
Пиктленд и соседние территории, гр. начало 8 века нашей эры.

Миф о происхождении, представленный в , Беды «Церковной истории английского народа» описывает пиктов как поселенцев из Скифии , случайно прибывших на северное побережье Ирландии. Местные лидеры шотландцев перенаправили их в северную Британию, где они поселились, взяв себе жен-шотландок. [ 24 ] Пиктская хроника , повторяя эту историю, далее называет мифического вождя-основателя Круитне (гэльское слово, обозначающее пикт ), за которым следуют его сыновья, чьи имена соответствуют семи провинциям Пиктландии: Цирцин , Фидах , Фортриу , Фотла ( Атолл ), Кэт , Ce и Fib . [ 25 ] Отчет Беды уже давно признан псевдоисторическим литературным изобретением. [ 26 ] Считается, что он имеет пиктское происхождение и составлен около 700 г. [ 27 ] Его структура аналогична мифам о происхождении других народов, и его основная цель, по-видимому, состояла в том, чтобы узаконить аннексию пиктских территорий Фортриу и создание более широкой Пиктландии. [ 28 ]

В исследовании, опубликованном в 2023 году, были секвенированы полные геномы восьми особей, относящихся к периоду пиктов, раскопанных на кладбищах Лундин-Линкс в Файфе и Балинторе, Истер-Росс . Исследование выявило «широкое родство» между геномами пиктов с материка, британцами железного века и современными людьми, живущими в западной Шотландии, Уэльсе , Северной Ирландии и Нортумбрии , но в меньшей степени с остальной частью Англии, что подтверждает текущие археологические теории « местное происхождение» пиктов. [ 29 ]

Так называемый Дэниел Стоун , фрагмент крестообразной плиты, найденный в Роузмарки , Истер-Росс.

Территория, занимаемая пиктами, ранее описывалась римскими писателями и географами как родина Каледонии . [ 30 ] Эти римляне также использовали другие имена для обозначения британских племен, живущих в этом районе, включая Verturiones , Taexali и Venicones . [ 31 ]

Письменная история пиктов как народа возникает в раннем средневековье . В то время гэлы Дала Риаты контролировали территорию, которая сейчас называется Аргайл , как часть королевства, расположенного по морю между Британией и Ирландией. Углы и Берникии , сокрушили соседние британские королевства, и на протяжении большей части VII века , которые слились с Дейрой образовали Нортумбрию Нортумбрия была самым могущественным королевством Британии. [ 32 ] Пикты, вероятно, были данниками Нортумбрии до правления Бридея Мак Бели , когда в 685 году англы потерпели поражение в битве при Дун-Нехтайне , остановившее их экспансию на север. Нортумбрийцы продолжали доминировать в южной Шотландии до конца пиктского периода.

Цепочка Уайтклюх , высокостатусная пиктская серебряная цепь, одна из десяти известных существующих, датируемых периодом между 400 и 800 годами нашей эры.

Даль Риата находился под властью пиктского короля Кенгуса мак Фергусы (годы правления 729–761), и хотя с 760-х годов у него были свои короли, похоже, он так и не восстановил свою политическую независимость от пиктов. [ 33 ] Более поздний король пиктов Каустантин мак Фергуса (793–820) посадил своего сына Домнала на трон Даля Риаты (811–835). [ 34 ] Попытки пиктов добиться подобного господства над бриттами Альт-Клата ( Стратклайд ) не увенчались успехом. [ 35 ]

Эпоха викингов принесла значительные изменения в Британию и Ирландию, в Шотландии не меньше, чем где-либо еще: викинги завоевали и заселили острова и различные материковые территории, включая Кейтнесс , Сазерленд и Галлоуэй . Говорят, что в середине 9-го века Кетил Плосконосый основал Королевство Островов , управляющее многими из этих территорий, а к концу того же века викинги разрушили Королевство Нортумбрия, сильно ослабили Королевство Стратклайд и основал королевство Йорк . В крупном сражении в 839 году викинги убили короля Фортриу , Эогана мак Кенгуса , короля Дала Риаты Аэда мак Боанта и многих других. [ 36 ] Впоследствии, в 840-х годах, Кеннет МакАльпин ( средневековый гэльский : Cináed mac Ailpín ) стал королем пиктов. [ 37 ]

Во время правления внука Синаеда, Каустантина мак Аеды (900–943), посторонние начали называть этот регион Королевством Альба, а не Королевством пиктов, но неизвестно, произошло ли это потому, что было основано новое королевство. или Альба была просто более близким к пиктскому названию пиктов. Однако, хотя пиктский язык не исчез внезапно, процесс гэлизации (который, возможно, начался несколькими поколениями раньше) явно шел во время правления Каустантина и его преемников.

К определенному моменту, вероятно, в XI веке, все жители северной Альбы стали полностью гэльскими шотландцами, и пиктская идентичность была забыта. [ 38 ] Генрих Хантингдонский середины XII века был одним из первых (выживших) историков, отметивших это исчезновение в Historia Anglorum . [ 39 ] Позже представление о пиктах как о племени возродилось в мифах и легендах . [ 40 ]

Короли и королевства

[ редактировать ]

Ранняя история Пиктленда неясна. В более поздние периоды несколько королей правили отдельными королевствами, причем один король, а иногда и два, более или менее доминировали над своими меньшими соседями. [ 41 ] Де Ситу Альбани , документ 13 века, Пиктские хроники 11 века , Дуан Альбанах , наряду с ирландскими легендами, использовались для обоснования существования семи пиктских королевств. Это: Кейт , или Кэт, расположенный в современных Кейтнессе и Сазерленде ; Ce , расположенный в современных Мар и Бьюкен ; Цирцин , возможно, расположенный в современном Ангусе и Мирнсе ; [ 42 ] Фиб, современный Файф ; Фидах, местонахождение неизвестно, возможно, недалеко от Инвернесса ; Фотла, современный Атолл ( Ат-Фотла ); [ 43 ] и Фортриу , родственник Вертурионов римлян, центр которого, как недавно выяснилось, находился на Морее . [ 44 ]

Возможно, существовали и более мелкие королевства. также существовало пиктское королевство Некоторые данные свидетельствуют о том, что на Оркнейских островах . [ 45 ] Де Ситу Альбани не является самым надежным источником, и количество королевств, по одному на каждого из семи сыновей Круитни , одноименного основателя пиктов, вполне может быть достаточным основанием для неверия. [ 46 ] Независимо от точного количества королевств и их названий, пиктская нация не была единой.

На протяжении большей части истории пиктов королевство Фортриу кажется доминирующим, настолько, что король Фортриу и король пиктов могут означать в анналах одно и то же. Ранее считалось, что это место находится в районе Перта и южного Страттерна ; однако недавняя работа убедила тех, кто работает в этой области, что Морей (название, относящееся к гораздо большей территории в эпоху Высокого Средневековья, чем графство Морей ) был ядром Фортриу. [ 47 ]

Часто полагают, что пикты практиковали наследование королевской власти по материнской линии на основании ирландских легенд и утверждений из истории Беды . [ 48 ] [ 49 ] Королями пиктов, когда писал Беда, были Бридей и Нехтан, сыновья Дер Илея, которые действительно претендовали на трон через свою мать Дер Илей, дочь более раннего пиктского короля. [ 50 ]

В Ирландии ожидалось, что короли будут из числа тех, у кого был прадед, который был королем. [ 51 ] Сыновья не часто наследовали царственным отцам, и не потому, что пикты практиковали наследование по материнской линии, а потому, что за ними обычно следовали их собственные братья или двоюродные братья ( старшинство по мужской линии ), скорее всего, это были опытные люди, обладающие властью и поддержкой, необходимой для того, чтобы быть король. [ 52 ] Это было похоже на танистию .

Природа королевской власти значительно изменилась за столетия истории пиктов. В то время как более ранние короли должны были быть успешными военными лидерами, чтобы сохранить свою власть, королевская власть за это время стала менее персонализированной и более институционализированной. Когда Пиктландия стала Альбой, бюрократическая королевская власть была еще далеко в будущем, но поддержка церкви и очевидная способность небольшого числа семей контролировать королевскую власть на протяжении большей части периода, начиная с конца 7 века и далее, обеспечивали значительную степень непрерывности. Примерно в тот же период соседи пиктов в Дале Риате и Нортумбрии столкнулись со значительными трудностями, поскольку стабильность преемственности и правления, которая раньше приносила им пользу, закончилась. [ 53 ]

Считается, что более поздние мормаеры возникли во времена пиктов и были скопированы или вдохновлены нортумбрийскими обычаями. [ 54 ] Неясно, были ли Мормаеры изначально бывшими королями, королевскими чиновниками или местной знатью, или какой-то их комбинацией. Точно так же пиктские графства и танаги , следы которых обнаружены в более поздние времена, как полагают, были заимствованы у своих южных соседей. [ 55 ]

Общество

[ редактировать ]
Арфистка на Дупплинском кресте , Шотландия, ок. 800 г. н.э.

пиктов Археологические данные дают представление о материальной культуре и предполагают, что это общество трудно отличить от своего общества. Британские, гэльские или англосаксонские соседи. [ 56 ] Хотя аналогии и знания о других кельтских обществах могут быть полезным руководством, они охватывают очень большую территорию. Полагаться на знания о доримской Галлии или Ирландии 13-го века в качестве руководства по пиктам 6-го века может ввести в заблуждение, если проводить аналогию слишком далеко. [ нужна ссылка ]

Как и большинство жителей Северной Европы в поздней античности , пикты были земледельцами, жившими небольшими общинами. Скот и лошади были очевидным признаком богатства и престижа. Овец и свиней держали в больших количествах, а названия мест позволяют предположить, что отгонное животноводство было обычным явлением. По более поздним стандартам животные были небольшими, хотя лошади из Великобритании были импортированы в Ирландию в качестве племенного поголовья для увеличения числа местных лошадей. Из ирландских источников следует, что элита занималась конкурентным разведением крупного рогатого скота, и это, возможно, имело место и в Пиктленде. На резных изображениях изображена охота с собаками, а также, в отличие от Ирландии, с соколами. Зерновые культуры включали пшеницу , ячмень , овес и рожь . Овощи включали капусту , кочанную капусту , лук и лук-порей , горох , фасоль и репу , а также некоторые виды, которые больше не встречаются, например, юбку . Такие растения, как черемша , крапива и кресс-салат, возможно, были собраны в дикой природе. Пасторальная экономика означала, что шкуры и кожа были легко доступны. Шерсть была основным источником волокон для одежды. Также был распространен лен , хотя неясно, выращивали ли его для волокна, масла или в качестве продукта питания. Рыба, моллюски, тюлени и киты добывались вдоль побережий и рек. Важность домашних животных предполагает, что мясо и молочные продукты составляли основную часть рациона простых людей, в то время как элита придерживалась диеты, богатой мясом, полученным в результате земледелия и охоты. [ 57 ]

Никаких пиктских аналогов районам более плотного поселения вокруг важных крепостей в Галлии и южной Британии или каким-либо другим значительным городским поселениям не известно. Более крупные, но не крупные поселения существовали вокруг королевских фортов, таких как форт Бургхед , или были связаны с религиозными фондами. [ 58 ] До 12 века в Шотландии не было известно ни одного города. [ 59 ]

Технология повседневной жизни изучена недостаточно, но археологические данные показывают, что она была аналогична технологиям в Ирландии и англосаксонской Англии. Недавно были обнаружены свидетельства существования водяных мельниц в Пиктленде. [ 60 ] Печи использовались для сушки зерен пшеницы или ячменя, что было нелегко в изменчивом умеренном климате. [ 61 ]

Реконструированный кранног на озере Лох-Тай.

Ранние пикты связаны с пиратством и набегами на побережья Римской Британии . Даже в позднем средневековье грань между торговцами и пиратами была нечеткой, так что пиктские пираты, вероятно, в других случаях были торговцами. Принято считать, что торговля с Римской империей рухнула, но это преувеличение. Имеются лишь ограниченные свидетельства дальней торговли с Пиктландией, но столовая посуда и сосуды для хранения из Галлии, вероятно, перевезенные вверх по Ирландскому морю были найдены . Эта торговля, возможно, контролировалась из Дунадда в Даль-Риате, где такие товары, по-видимому, были обычным явлением. Хотя путешествия на дальние расстояния были необычны во времена пиктов, они не были чем-то неизвестным, как показывают истории миссионеров, странствующих священнослужителей и изгнанников. [ 62 ]

Брохи обычно ассоциируются с пиктами. Хотя они были построены ранее в железном веке , а строительство закончилось примерно в 100 году нашей эры, они продолжали использоваться и после пиктского периода. [ 63 ] Кранноги , которые, возможно, возникли в неолитической Шотландии, возможно, были перестроены, а некоторые из них все еще использовались во времена пиктов. [ 64 ] Самым распространенным типом построек были круглые дома и прямоугольные бревенчатые залы. [ 65 ] Хотя многие церкви были построены из дерева, с начала 8 века, если не раньше, некоторые из них были построены из камня. [ 66 ]

Часто говорят, что пикты делали себе татуировки, но доказательства этого ограничены. Натуралистические изображения пиктской знати, охотников и воинов мужского и женского пола, без явных татуировок, встречаются на монументальных камнях . К ним относятся надписи на латыни и огаме , не все из которых расшифрованы. Хорошо известные пиктские символы, найденные на стоячих камнях и других артефактах, на протяжении веков не поддавались попыткам перевода. Пиктское искусство можно отнести к « кельтскому », а позднее — к островному . [ 67 ] Ирландские поэты изображали своих пиктских коллег очень похожими на них самих. [ 68 ]

Голова животного из сокровищ острова Святого Ниниана (около 750–825 гг. Н.э.), найденных на Шетландских островах.

Предполагается, что ранняя пиктская религия в целом напоминала кельтский политеизм , хотя от дохристианской эпохи остались только географические названия. Когда пиктская элита обратилась в христианство, неизвестно, но традиции помещают святого Палладия в Пиктландию после того, как он покинул Ирландию , и связывают Абернети со святой Бригидой Килдэр . [ 69 ] Святой Патрик относится к «пиктам-отступникам», а в стихотворении « И Гододдин» пикты не упоминаются как язычники. [ 70 ] Беда писал, что святой Ниниан (некоторые путают его со святым Финнианом Мовиллским , умершим около 589 г.) обратил в веру южных пиктов. [ 71 ] Недавние археологические исследования в Портмахомаке заложили здесь фундамент монастыря , который когда-то считался одним из последних переоборудованных в конце VI века. [ 72 ] Это современность Бридей мак Мельчон и Колумбы, но процесс утверждения христианства на всей территории Пиктленда растянется на гораздо более длительный период.

Пиктленд находился под влиянием не только Ионы и Ирландии. Он также имел связи с церквями в Нортумбрии, как это было во времена правления Нехтана Мак Дер Илея . Сообщаемое об изгнании Нехтаном ионанских монахов и духовенства в 717 году могло быть связано со спорами по поводу датировки Пасхи и способа пострижения , в котором Нехтан, по-видимому, поддерживал римские обычаи, но в равной степени могло быть направлено на увеличение королевской власти. власть над церковью. [ 73 ] Тем не менее, данные о географических названиях позволяют предположить широкую сферу ионского влияния в Пиктленде. [ 74 ] Точно так же Каин Адомнайн (Закон Адомнана , Lex Innocentium ) включает брата Нехтана Бридея в число своих гарантов.

Значение монашеских центров в Пиктленде было не так велико, как в Ирландии. В исследованных областях, таких как Стратспей и Пертшир , оказывается, что приходская структура Высокого Средневековья существовала в эпоху раннего средневековья. Среди основных религиозных объектов восточной части Пиктленда были Портмахомак, Сеннригмонаид (позже Сент-Эндрюс ), Данкельд , Абернети и Роузмарки . Похоже, что они связаны с пиктскими королями, которые выступают за значительную степень королевского покровительства и контроля над церковью. [ 75 ] Портмахомак, в частности, стал предметом недавних раскопок и исследований, опубликованных Мартином Карвером . [ 60 ]

Культ святых, как и во всех христианских странах, имел большое значение в поздней Пиктландии. В то время как короли могли почитать великих святых, таких как святой Петр в случае Нехтана и, возможно, святой Андрей в случае второго Кенгуса мак Фергусы , многие менее важные святые, некоторые из которых сейчас малоизвестны, имели важное значение. Пиктский святой Дростан, по-видимому, имел большое количество последователей на севере в прежние времена, хотя к XII веку о нем почти забыли. Святой крепостной Калросс был связан с братом Нехтана Бридеем. [ 76 ] Оказывается, как хорошо известно в более поздние времена, благородные родственные группы имели своих собственных святых покровителей, а также свои церкви или аббатства. [ 77 ]

Искусство

[ редактировать ]
Распределение камней и крестовых плит с пиктскими символами.

Пиктское искусство в первую очередь связано с монументальными камнями , но также включает в себя более мелкие предметы из камня и кости, а также изделия из металла, такие как броши . Он использует отличительную форму общего кельтского раннего средневекового развития стиля Ла Тен с растущим влиянием островного искусства Ирландии и Нортумбрии 7-го и 8-го веков , а затем англосаксонского и ирландского искусства по мере продолжения периода раннего средневековья. Наиболее известными сохранившимися примерами являются многочисленные пиктские камни, расположенные по всей Пиктландии.

Символы и узоры состоят из животных, включая пиктского зверя , «прямоугольник», «зеркало и гребень», «двойной диск и Z-образный стержень», «полумесяц и V-образный стержень», среди многих других. Также существуют бобышки и линзы с пельта- и спиральным дизайном. Узоры криволинейные со штриховкой. Поперечные плиты украшены пиктскими символами, островным переплетением и христианскими образами, хотя интерпретация часто затруднена из-за износа и неясности. Некоторые христианские изображения, вырезанные на различных камнях, такие как Давид-арфист, Даниил и лев или сцены встречи Святого Павла и Святого Антония в пустыне, созданы под влиянием островной рукописной традиции. [ 78 ]

Пиктские металлические изделия встречаются по всей Пиктландии (современная Шотландия), а также южнее; Пикты, по-видимому, располагали значительным количеством серебра, вероятно, в результате набегов дальше на юг или выплаты субсидий, чтобы удержать их от этого. Очень большой клад позднеримского серебра, найденный в Трапрен-Ло, мог иметь иное происхождение. Самый большой клад ранних пиктских металлических изделий был найден в 1819 году в Норрис-Лоу в Файфе, но, к сожалению, многое было рассеяно и переплавлено ( шотландский закон о находках сокровищ всегда не способствовал сохранению). На знаменитой серебряной и эмалевой пластинке VII века из клада изображен Z-образный стержень, один из пиктских символов, в особенно хорошо сохранившейся и элегантной форме; к сожалению, сохранилось лишь несколько сопоставимых произведений. [ 79 ]

К этому периоду было найдено более десяти тяжелых серебряных цепей, некоторые длиной более 0,5 м; Двузвенная цепочка Whitecleuch - одна из двух, у которых на концах есть кольцевая соединительная деталь с символическим украшением, включая эмаль, что показывает, что они, вероятно, использовались в качестве ожерелья-колье. [ 80 ]

В 8-м и 9-м веках, после христианизации, пиктская элита приняла особую форму ирландской кельтской броши , предпочитая настоящие пятиугольные броши с лопастными концами. Некоторые старые ирландские броши были адаптированы к пиктскому стилю, например, ок. VIII века Брошь «Хлебная губа» сейчас находится в Британском музее . Сокровища острова Святого Ниниана (ок. 750–825 гг. Н.э.) содержат лучшую коллекцию пиктских форм. Другими характеристиками пиктских изделий из металла являются точечный фон или узоры, а также формы животных, на которые повлияло островное искусство. VIII века Реликварий Монимуска содержит элементы пиктского и ирландского стилей. [ 81 ]

Пиктский язык вымер. Доказательства ограничиваются географическими названиями , личными именами и современными записями на других языках. Данные о географических и личных именах, по-видимому, указывают на то, что пикты говорили на островном кельтском языке, родственном бриттским языкам юга. [ 84 ] Вполне возможно, что пикты значительно расходились с южными необриттонскими диалектами из-за отсутствия влияния латыни. [ 85 ] Отсутствие сохранившихся письменных материалов на пиктском языке, не считая загадочных надписей огама, не указывает на дописьменное общество. Церковь, безусловно, требовала грамотности на латыни и не могла функционировать без переписчиков, производящих литургические документы. Пиктская иконография показывает, как читают и несут книги, а ее натуралистический стиль дает все основания предполагать, что подобные изображения соответствуют реальной жизни. Грамотность не была широко распространена, но среди высшего духовенства и в монастырях она была достаточно распространена. [ 86 ] Вполне вероятно, что пиктский язык повлиял на развитие, грамматику и словарный запас шотландского гэльского языка , который имеет некоторые характеристики, уникальные среди гойдельских языков и которые в некоторых случаях больше напоминают бриттонские языки. [ 87 ]

Топонимические данные указывают на проникновение гэльского языка в Пиктленд; Атолл , что означает Новая Ирландия , засвидетельствован в начале 8-го века. Это может быть показателем развития гэльского языка. Фортриу также содержит топонимы, предполагающие гэльское поселение или гэльское влияние. [ 88 ] Догэльская интерпретация имени как Атфокла, означающего «северный проход» или «северный путь», как в случае с воротами в Морей, предполагает, что гэльское Атфотла может быть гэльским неправильным прочтением крохотного c для t. [ 89 ]

Огамские надписи на пиктских камнях и других пиктских археологических объектах сохранились. утверждал, Влиятельный лингвист Кеннет Джексон что они неразборчивы как кельтские и свидетельствуют о сосуществовании некельтского языка во времена пиктов. [ 90 ] С тех пор были предложены кельтские интерпретации некоторых из этих надписей, но природа надписей продолжает оставаться предметом споров. [ 91 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Вульф 2017
  2. ^ Фрейзер 2009 , стр. 43–67; Фрейзер, 2011 г. , стр. 155–44; Вульф 2017
  3. ^ Фрейзер 2009 , стр. 1–11.
  4. ^ Уэйнрайт 1955
  5. ^ Джонс 1997 ; Фрейзер 2011
  6. ^ Фрейзер 2009 , стр. 1–14.
  7. ^ Маркус 2017 , стр. ix.
  8. ^ Маркус 2017 , с. 38; Фостер 1996 , с. 11; Эванс 2022
  9. ^ Маркус 2017 , с. 38; Фрейзер 2009 , с. 48
  10. ^ Фрейзер 2009 ; Фрейзер 2011 ; Вульф 2017
  11. ^ Эванс 2022 ; Ноубл и Эванс 2022 , с. 9
  12. ^ Никсон и Роджерс 1994 , с. 126
  13. ^ Фрейзер 2009 , с. 47
  14. ^ Льюис и Шорт, 1879 пинго , в цифровой библиотеке Персея
  15. ^ Лидделл и Скотт, 1940 πυκτίς , в цифровой библиотеке Персея.
  16. ^ Фрейзер 2011 , стр. 25–27.
  17. ^ Кларксон 2016 , с. 31
  18. ^ Холмс 1907 г.
  19. ^ Фрейзер 2009 , с. 335; Барни и др. 2010 , с. 198
  20. ^ Уотсон 1926 , стр. 67–68.
  21. ^ Jump up to: а б Фрейзер 2009 , с. 48
  22. ^ Фрейзер 2009 , с. 48; Вульф 2007 , стр. 177–181.
  23. ^ Браун 2005a , с. 258, прим. 95; Вульф 2007 , стр. 177–181.
  24. ^ Скин 1867 , с. 4; перевод Андерсона 1922 , с. cxvii; Фрейзер 2009 , стр. 238–239
  25. ^ Скин 1867 , с. 4; перевод Андерсона 1922 , с. cxvii
  26. ^ Уэйнрайт 1955 , с. 25; Смит 1984 , с. 59; Фрейзер 2009 , с. 238; Фрейзер 2011
  27. ^ Фрейзер 2009 , с. 239
  28. ^ Фрейзер 2009 ; Фрейзер 2011 ; Эванс 2019
  29. ^ Морез и др. 2023 год
  30. ^ например , Тацитом , Птолемеем и как Dicalydonii Аммианом Марцеллином . Птолемей назвал море к западу от Шотландии Duecaledonius. Oceanus
  31. ^ Например, Птолемей, Аммиан Марцеллин.
  32. ^ См., например, Хайэм, 1993 г.
  33. ^ Браун 1998 пытается реконструировать запутанную позднюю историю Даля Риаты. Молчание в «Ирландских анналах» игнорируется Баннерманом ( 1999) .
  34. Согласно Брауну, 1998 г. , но история Даля Риаты после этого неясна.
  35. ^ См. неудачные попытки Кенгуса Мак Фергюсы .
  36. Анналы Ольстера (около 839 г.): «(Викинги) выиграли битву против людей Фортриу, и там пали Эоганан, сын Энгуса, Бран, сын Кенгуса, Аэд, сын Боанта, и другие, почти бесчисленные».
  37. ^ Корбишли, Майк; Джиллингем, Джон ; Келли, Розмари; Доусон, Ян; Мейсон, Джеймс; Морган, Кеннет О. (1996) [1996]. «Королевства Британии и Ирландии» . Молодая оксфордская история Британии и Ирландии . Уолтон-стрит, Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . п. 80 . ISBN  019-910035-7 .
  38. ^ Браун 1997 ; Браун 2001c ; Форсайт 2005 , стр. 28–32; Вульф 2001а ; ср. Bannerman 1999 , passim, представляющий «традиционный» взгляд.
  39. ^ Вульф 2007 , с. 1
  40. ^ Например, Печи и, возможно, Пикси . Однако Фостер 1996 цитирует Толанда 1726 , с. 145: «По всей Шотландии они склонны делать пиктским все, о происхождении которого они не знают». То же самое можно сказать и о пиктах в мифах.
  41. ^ Браун 2001b ; об Ирландии см., например, Byrne 1973 и в более общем плане Ó Cróinín 1995 .
  42. ^ Форсайт 2000 ; Уотсон 1926 , стр. 108–109.
  43. ^ Бруфорд 2005 ; Уотсон 1926 , стр. 108–113.
  44. ^ Вульф 2006 ; Йорк 2006 , с. 47. Сравните более ранние работы, такие как Foster 1996 , с. 33.
  45. ^ Адомнан 1995 , стр. 342–343
  46. ^ Браун 2005b
  47. ^ Вульф 2006
  48. ^ Молитесь, я, гр. 1
  49. ^ «Статья Карлы Нэйланд - Преемственность по материнской линии среди пиктов» . www.carlanayland.org .
  50. ^ Клэнси 2001c
  51. ^ Бирн 1973 , стр. 35–41, 122–123, также стр. 108, 287, где говорится, что дербфин практиковали круитни в Ирландии.
  52. ^ Бирн 1973 , с. 35: «Старейшина для родственников, ценность для правления, мудрость для церкви». См. также Foster 1996 , стр. 32–34, Smyth 1984 , p. 67
  53. ^ Браун 2001b , Браун 1998 ; для Даля Риаты, Broun 2001a , за более позитивный взгляд Шарпа, «Процветание Далриады»; для Нортумбрии, Хайэм, Королевство Нортумбрия , стр. 144–149.
  54. ^ Вульф 2001b
  55. ^ Барроу 2003 , Вульф 2001b
  56. ^ См., например, Кэмпбелл 1999 г. о гэлах Дала Риаты, Лоу 1999 г. о британцах и англичанах.
  57. ^ Фостер 1996 , стр. 49–61. Келли 1997 представляет обширный обзор земледелия в Ирландии в период средних пиктов.
  58. ^ Внутренняя часть форта в Бургхеде имела площадь около 12 акров (5 гектаров), см. Driscoll 2001 ; о Верламионе (позже римском Веруламиуме ), южном британском поселении гораздо большего масштаба, см., например, Pryor 2005 , стр. 64–70.
  59. ^ Деннисон 2001
  60. ^ Jump up to: а б Карвер 2008
  61. ^ Фостер 1996 , стр. 52–53.
  62. ^ Торговля, см. Foster 1996 , стр. 65–68; мореплавание в целом, например, Haywood 1999 , Rodger 1997 .
  63. ^ Армит 2002, глава 7
  64. ^ Кроун 1993
  65. ^ Фостер 1996 , стр. 52–61.
  66. ^ См. Clancy 2001c , Foster 1996 , p. 89
  67. ^ Об искусстве в целом см. Foster 1996 , стр. 26–28, Laing & Laing 2001 , p. 89ff, Ричи 2001 , Фрейзер 2008
  68. ^ Форсайт 2000 , стр. 27–28.
  69. ^ Клэнси 2000 , стр. 95–96, Смит 1984 , стр. 82–83.
  70. ^ Марк 2001а .
  71. ^ Беда, III, 4. О личности Ниниана/Финниана см. Yorke, p. 129.
  72. ^ Упоминается Фостером, но дополнительную информацию можно получить в программе Tarbat Discovery Programme: см. Внешние ссылки.
  73. ^ Беда, IV, cc. 21–22, Клэнси, «Церковные учреждения», Клэнси, «Нехтан».
  74. ^ Тейлор 1999
  75. ^ Клэнси, «Церковные учреждения», Маркус, «Религиозная жизнь».
  76. ^ Клэнси 1999 Клэнси 2001c , Тейлор 1999
  77. ^ Марк 2001б
  78. ^ Хендерсон 1986 , стр. 87–113, О Каррагейн, 1988 , стр. 1–58
  79. ^ Янгс, 26–28; Плохое изображение иллюстрации XIX века.
  80. ^ Янгс 1989 , с. 28
  81. ^ Янгс 1989 , стр. 109–113.
  82. ^ Янгс, нет. 111, с пластиной, гораздо лучше изображающей украшение; Лэнг, 310
  83. ^ « Брошь Бредалбан, псевдо-полукруглая брошь, кельтская, пиктская, Шотландия ». Британский музей . Проверено 9 апреля 2023 г.
  84. ^ Уотсон 1926 ; Форсайт 1997 ; Цена 2000 ; Тейлор 2001 ; Тейлор, 2010 г .; Взгляды К.Х. Джексона см. в Jackson 1955.
  85. ^ Рис 2015 ; Риз 2020
  86. ^ Форсайт 1998
  87. ^ Тейлор 2010
  88. ^ Уотсон 1926 , стр. 225–233.
  89. ^ Фрейзер 2009 , стр. 101–102.
  90. ^ Джексон 1955
  91. ^ Форсайт 1997 ; Родвей 2020

Общая библиография

[ редактировать ]
  • «Англосаксонские хроники» в переводе Ингрэма Джеймса; Джайлз, JA, Pantianos Classics, 23 ноября 2016 г., ISBN  978-1-5405-7961-4
  • Адомнан (1995), Жизнь святого Колумбы , перевод Шарпа, Ричарда, Лондон: Penguin, ISBN  978-0-14-044462-9
  • Алкок, Лесли (2003), Короли и воины, мастера и священники: В Северной Британии, 550–850 гг. н. э. , Эдинбург: Серия монографий Общества антикваров Шотландии, ISBN  978-0-903903-24-0
  • Андерсон, Алан Орр (1922), Ранние источники истории Шотландии, с 500 по 1286 год нашей эры , Эдинбург: Оливер и Бойд , получено 21 апреля 2023 г.
  • Армит, Ян (1990), За пределами Брохов: изменение взглядов на железный век Атлантической Шотландии , Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета
  • Армит, Ян (2002), Башни на севере: Брохи Шотландии , Страуд: Tempus, ISBN  978-0-7524-1932-9
  • Баннерман, Джон (1999), Браун, Даувит; Клэнси, Томас Оуэн (ред.), «Шотландский захват Пиктленда и реликвии Колумбы», Spes Scotorum: Надежда шотландцев: Святая Колумба, Иона и Шотландия , Эдинбург: T.& T.Clark Ltd, ISBN  978-0-7486-1803-3
  • Барни, ЮАР; Льюис, WJ; Бич, JA; Бергхоф, О. (2010), Этимологии Исидора Севильского , Кембридж: Издательство Кембриджского университета, ISBN  978-0521145916
  • Барроу, GWS (2003), Барроу, GWS (редактор), «Дофеодальная Шотландия: графства и таны», Королевство шотландцев , Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, ISBN  978-0-7486-1803-3
  • Браун, Даувит (1997), «Дункельд и происхождение шотландской идентичности», The Innes Review , 48 (2): 112–124, doi : 10.3366/inr.1997.48.2.112
  • Браун, Даувит (1998), Фостер, Салли М. (редактор), «Пиктские короли 761–839: интеграция с Далем Риатой или отдельное развитие», Саркофаг Сент-Эндрюса: пиктский шедевр и его международные связи , Дублин: Четыре суда , ISBN  978-1-85182-414-4
  • Браун, Даувит; Клэнси, Томас Оуэн, ред. (1999), Spes Scotorum: Надежда шотландцев: Святые Колумба, Иона и Шотландия , Эдинбург: T.& T.Clark Ltd, ISBN  978-0-5670-8682-2
  • Браун, Даувит (2001a), Линч, Майкл (редактор), «Дал Риата, королевство», Оксфордский справочник по истории Шотландии , Оксфорд: Oxford University Press, стр. 161–162.
  • Браун, Даувит (2001b), Линч, Майкл (редактор), «Королевская власть: раннее средневековье», Оксфордский справочник по истории Шотландии , Оксфорд: Oxford University Press, стр. 359–360
  • Браун, Даувит (2001c), Линч, Майкл (редактор), «Национальная идентичность: раннее средневековье и формирование Альбы», The Oxford Companion to Scottish History , Oxford: Oxford University Press, стр. 437
  • Браун, Даувит (2005a), О'Нил, Памела (редактор), « Альба : родина пиктов или ирландское ответвление?», Изгнание и возвращение на родину. Документы Пятой австралийской конференции по кельтским исследованиям, Сиднейский университет, июль 2004 г. , Сиднейская серия по кельтским исследованиям, том. 8, Сидней: Фонд кельтских исследований, Сиднейский университет, стр. 234–275, ISBN.  978-1-86487-742-7
  • Браун, Даувит (2005b), Коуэн, Э.Дж.; Макдональд, Р. Эндрю (ред.), «Семь королевств в De situ Albanie : записи пиктской политической географии или воображаемая карта древней Альбы», Альба: Кельтская Шотландия в средневековую эпоху , Эдинбург: Джон Дональд, ISBN  978-0-85976-608-1
  • Браун, Даувит (2007), Независимость Шотландии и идея Британии. От пиктов до Александра III. , Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, ISBN  978-0-7486-2360-0
  • Бруфорд, Алан (2005), Коуэн, Э.Дж.; Макдональд, Р. Эндрю (ред.), «Что случилось с каледонцами?», Альба: Кельтская Шотландия в средневековую эпоху , Эдинбург: Джон Дональд, ISBN  978-0-85976-608-1
  • Бирн, Фрэнсис Джон (1973), ирландские короли и верховные короли , Лондон: Бэтсфорд, ISBN  978-0-7134-5882-4
  • Кэмпбелл, Юэн (1999), Святые и морские короли: Первое королевство Шотландии , Эдинбург: Canongate, ISBN  978-0-86241-874-8
  • Карвер, Минздрав (2008), Портмахомак: монастырь пиктов , Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, ISBN  978-0-7486-2442-3 , получено 6 февраля 2010 г.
  • Чедвик, Гектор Манро (1949), Ранняя Шотландия: пикты, шотландцы и валлийцы Южной Шотландии (изд. 2013 г.), Кембридж: Cambridge University Press, ISBN  978-1-1076-9391-3
  • Клэнси, Томас Оуэн (2000), Тейлор, Саймон (редактор), «Шотландия, «Неннийская» редакция Historia Brittonum и Libor Bretnach », Короли, священнослужители и хроники Шотландии 500–1297 , Дублин: Четыре суда, ISBN  978-1-85182-516-5
  • Клэнси, Томас Оуэн (2001a), Линч, Майкл (редактор), «Церковные учреждения: раннее средневековье», The Oxford Companion to Scottish History , Oxford: Oxford University Press
  • Клэнси, Томас Оуэн (2001b), Линч, Майкл (редактор), «Ирландия: до 1100 года», Оксфордский справочник по истории Шотландии , Оксфорд: Oxford University Press
  • Клэнси, Томас Оуэн (2001c), Линч, Майкл (редактор), «Нехтан, сын Дерила», Оксфордский справочник по истории Шотландии , Оксфорд: Oxford University Press
  • Клэнси, Томас Оуэн (1999), Браун, Даувит; Клэнси, Томас Оуэн (ред.), «Колумба, Адомнан и культ святых в Шотландии», Spes Scotorum: Надежда шотландцев: Святая Колумба, Иона и Шотландия , Эдинбург: T.& T.Clark Ltd, ISBN  978-0-7486-1803-3
  • Кларксон, Тим (2016), Пикты: История (новое издание) , Эдинбург: Берлин, ISBN  978-1780274034
  • Коуэн, Э.Дж. (2001), Линч, Майкл (редактор), «Экономика: до 1100 года», Оксфордский справочник по истории Шотландии , Оксфорд: Oxford University Press
  • Коуэн, Э.Дж. (2005a), Коуэн, Э.Дж.; Макдональд, Р. Эндрю (ред.), «Изобретение кельтской Шотландии», Альба: Кельтская Шотландия в средневековую эпоху , Эдинбург: Джон Дональд, ISBN  978-0-85976-608-1
  • Коуэн, Э.Дж.; Макдональд, Р. Эндрю, ред. (2005b), Альба: Кельтская Шотландия в средневековую эпоху , Эдинбург: Джон Дональд, ISBN  978-0-85976-608-1
  • Кроун, бакалавр искусств (1993), «Крэнноги и хронологии», Труды Общества антикваров Шотландии , том. 123, стр. 245–254.
  • Деннисон, Патрисия (2001), Линч, Майкл (редактор), «Городское поселение: до 1750 года», Оксфордский справочник по истории Шотландии , Оксфорд: Oxford University Press
  • Дрисколл, Стивен Т. (2001), Линч, Майкл (редактор), «Бургхед», Оксфордский справочник по истории Шотландии , Оксфорд: Oxford University Press
  • Дрисколл, Стивен Т.; Геддес, Джейн; Холл, Марк А. (2010), Пиктский прогресс: новые исследования Северной Британии в раннем средневековье , Лейден: Брилл, ISBN  978-90-04-18759-7
  • Дайер, Кристофер (2003), Заработок на жизнь в средние века: народ Британии 850–1520 , Лондон: Penguin, ISBN  978-0-14-025951-3
  • Эванс, Николас (2019), «Идеи происхождения и этнической принадлежности в раннесредневековой Шотландии», в Блэквелле, Элисон (редактор), Шотландия в раннесредневековой Европе , Лейден, Нидерланды: Sidestone Press, стр. 149–158, ISBN  9789088907524
  • Эванс, Николас (2022). «Пикти: от римского имени к внутренней идентичности». Журнал средневековой истории . 48 (3): 291–322. дои : 10.1080/03044181.2022.2076723 . hdl : 2164/19045 . S2CID   249084791 .
  • Форсайт, К. (1997), Язык в Пиктленде: дело против «неиндоевропейских пиктов» (PDF) , Утрехт: de Keltische Draak , получено 4 февраля 2010 г.
  • Форсайт, К. (1998), Прайс, Х. (редактор), «Грамотность в Пиктленде» (PDF) , Грамотность в средневековых кельтских обществах , Кембридж: Cambridge University Press , получено 13 декабря 2012 г.
  • Форсайт, Кэтрин (2000), Тейлор, Саймон (редактор), «Свидетельства об утерянном пиктском источнике в Historia Regum Anglorum Симеона Даремского», с приложением Джона Т. Коха», Короли, священнослужители и хроники Шотландии 500–1297 , Дублин: Четыре суда, ISBN  978-1-85182-516-5
  • Форсайт, Кэтрин (2001), Линч, Майкл (редактор), «Пикты», Оксфордский справочник по истории Шотландии , Оксфорд: Oxford University Press
  • Форсайт, К. (2005), Вормальд, Дж. (редактор), «Происхождение: Шотландия до 1100 года» , Шотландия: история , Оксфорд: Oxford University Press, ISBN  978-0-19-820615-6
  • Фостер, Салли М. (1996), Пикты, гэлы и шотландцы: ранняя историческая Шотландия , Лондон: Бэтсфорд, ISBN  978-0-7134-7486-2
  • Фостер, Салли М., изд. (1998), Саркофаг Сент-Эндрюса: пиктский шедевр и его международные связи , Дублин: Четыре суда, ISBN  978-1-85182-414-4
  • Фостер, Салли М. (2004), Пикты, гэлы и шотландцы (пересмотренная редакция), Лондон: Бэтсфорд, ISBN  978-0-7134-8874-6
  • Фрейзер, Иэн (2008), Пиктские камни-символы Шотландии , Эдинбург: Королевская комиссия по древним и историческим памятникам Шотландии, ISBN  978-1-9024-1953-4
  • Фрейзер, Джеймс Э. (2009), «От Каледонии до Пиктленда: от Шотландии до 795 года», Новая Эдинбургская история Шотландии , том. 1, Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, ISBN  978-0-7486-1232-1
  • Фрейзер, Дж. Э. (2011), Дрисколл, ST; Геддес, Дж.; Холл, Массачусетс (ред.), «От древней Скифии к проблеме пиктов : мысли о поисках пиктского происхождения», Pictish Progress. Новые исследования Северной Британии в раннем средневековье , Лейден: Брилл, стр. 15–44, ISBN.  978-90-04-18759-7
  • Гири, Патрик Дж. (1988), До Франции и Германии: создание и трансформация мира Меровингов. , Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, ISBN  978-0-19-504457-7
  • Хэнсон, В. (2001), Линч, Майкл (редактор), «Северная Англия и южная Шотландия: римская оккупация», The Oxford Companion to Scottish History , Oxford: Oxford University Press
  • Хейвуд, Джон (1999), Военно-морская мощь темных веков , Хокволд-кум-Уилтон: англосаксонские книги, ISBN  978-1-898281-22-1
  • Хендерсон, Изабель (1986), Хиггит, Джон (редактор), «Цикл Давида» в пиктском искусстве», Раннесредневековая скульптура в Великобритании и Ирландии , Оксфорд: Британские археологические отчеты, ISBN  978-0-8605-4383-1
  • Хендерсон, Изабель (1998), Фостер, Салли М. (редактор), « Primus inter pares : саркофаг Сент-Эндрюса и пиктская скульптура», Саркофаг Сент-Эндрюса: пиктский шедевр и его международные связи , Дублин: Четыре суда, ISBN  978-1-85182-414-4
  • Хайэм, Нью-Джерси (1993), Королевство Нортумбрия, 350–1100 гг. Н.э. , Страуд, 1993: Саттон, ISBN  978-0-86299-730-4 {{citation}}: CS1 maint: местоположение ( ссылка )
  • Холмс, Т. Райс (1907), Древняя Британия и вторжения Юлия Цезаря , Оксфорд: Кларендон , получено 15 марта 2023 г. Из утверждений Клавдиана и Иродиана обычно делается вывод, что пикты делали себе татуировки.
  • Джексон, К. (1955), «Пиктский язык», в Уэйнрайт, FT (редактор), « Проблема пиктов» , Эдинбург: Нельсон, стр. 129–166.
  • Джонс, Сиан (1997), Археология этнической принадлежности: построение идентичностей в прошлом и настоящем , Лондон: Routledge, ISBN  0203438736
  • Келли, Фергус (1997), Раннее ирландское земледелие: исследование, основанное в основном на текстах законов 7-го и 8-го веков нашей эры (переиздание 2000 г.), Дублин: Школа кельтских исследований / Дублинский институт перспективных исследований, ISBN  978-1-8550-0180-0
  • Лэнг, Ллойд; Лэнг, Дженнифер (2001), Пикты и шотландцы , Страуд: Саттон, ISBN  978-0-7509-2873-1
  • Льюис, Чарльтон Т.; Шорт, Чарльз (1879 г.), Латинский словарь (оцифрованное издание проекта «Персей»), Оксфорд: Oxford University Press , получено 14 октября 2018 г.
  • Лидделл, Генри Джордж; Скотт, Роберт (1940), Джонс (ред.), Греко-английский лексикон (Девятое (оцифрованное Perseus Project) изд.), Оксфорд: Clarendon Press , получено 14 октября 2018 г.
  • Лоу, Крис (1999), Ангелы, дураки и тираны: британцы и англы в Южной Шотландии , Эдинбург: Canongate, ISBN  978-0-86241-875-5
  • Линч, Майкл, изд. (2001), Оксфордский справочник по истории Шотландии , Оксфорд: Oxford University Press, ISBN  978-0-19-211696-3
  • Маркус, Гилберт (2001a), Линч, Майкл (редактор), «Обращение в христианство», Оксфордский справочник по истории Шотландии , Оксфорд: Oxford University Press
  • Маркус, Гилберт (2001b), Линч, Майкл (редактор), «Религиозная жизнь: раннее средневековье», The Oxford Companion to Scottish History , Oxford: Oxford University Press
  • Маркус, Гилберт (2017), «Зарождение нации: Шотландия до 900 г. н. э.», Новая история Шотландии , Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета
  • Морез, Аделина; Бриттон, Кейт; Благородный, Гордон; Гюнтер, Торстен; Гётерстрем, Андерс; Родригес-Варела, Рикардо; Кашуба, Наталья; Мартиниано, Руи; Таламо, Сахра; Эванс, Николас Дж.; Ирландец, Джоэл Д.; Дональд, Кристина; Гирдланд-Флинк, Линус (2023), «Вмененные геномы и анализ на основе гаплотипов пиктов раннесредневековой Шотландии выявляют мелкомасштабное родство между железным веком, ранним средневековьем и современным населением Великобритании», PLOS Genetics , 19 (4 ): e1010360, doi : 10.1371/journal.pgen.1010360 , PMC   10138790 , ПМИД   37104250
  • Николаисен, WFH (2001), шотландские топонимы , Эдинбург: Джон Дональд, ISBN  978-0-85976-556-5
  • Никсон, CEV; Роджерс, Б.С. (1994), Похвала позднейшим римским императорам: Panegyrici Latini. Введение, перевод и исторический комментарий , Беркли, Лос-Анджелес, Оксфорд: University of California Press, ISBN  978-0520083264
  • Благородный, Гордон; Эванс, Николас (2019), Король Севера: Пиктские королевства Фортриу и Се , Эдинбург: Birlinn Ltd., ISBN  978-1780275512
  • Благородный, Гордон; Эванс, Николас (2022), Пикты: Бич Рима, Правители Севера , Эдинбург: Birlinn Ltd., ISBN  978-1780277783
  • Ó Кроинин, Дайви (1995), Раннесредневековая Ирландия: 400–1200 , Лондон: Лонгман, ISBN  978-0-582-01565-4
  • Ó Кроинин, Даибхи (2008), Новая история Ирландии: доисторическая и ранняя Ирландия , Оксфорд: Oxford University Press, ISBN  978-0-1992-2665-8
  • О Каррагейн, Имонн (1988), Ниокейл, генеральный менеджер; Уоллес, П.Ф. (ред.), «Встреча Святого Павла и Святого Антония: визуальное и литературное использование евхаристического мотива», Кеймелия: исследования средневековой археологии и истории в память о Томе Делейни , Голуэй: издательство Galway University Press, ISBN  978-0-9077-7533-1
  • Орам, Ричард (2001), Линч, Майкл (редактор), «Сельское общество: средневековье», Оксфордский справочник по истории Шотландии , Оксфорд: Издательство Оксфордского университета .
  • Прайс, Гланвилл (2000), Прайс, Гланвилл (редактор), «Пиктский», Языки в Великобритании и Ирландии , Оксфорд: Блэквелл, ISBN  978-0-631-21581-3
  • Прайор, Фрэнсис (2005), Великобритания , Лондон: Harper Perennial, ISBN  978-0-00-718187-2
  • Рис, Гуто (2015). Подход к пиктскому языку: историография, ранние свидетельства и вопрос о Притенике (PDF) (докторская диссертация). Университет Глазго.
  • Рис, Гуто (2020), «Неработающая «новая количественная система» на пиктском языке», Кембрийские средневековые кельтские исследования , том. 79, стр. 37–45 р
  • Ричи, Анна (2001), Линч, Майкл (редактор), «Культура: пикто-кельтская», Оксфордский справочник по истории Шотландии , Оксфорд: Oxford University Press
  • Роджер, ДН (1997), Защита моря. Военно-морская история Великобритании, том первый, 660–1649. , Лондон: Харпер Коллинз, ISBN  978-0-00-638840-1
  • Родвей, Саймон (2020), «Огамные надписи Шотландии и бриттских пиктов» (PDF) , Журнал кельтской лингвистики , 21 : 173–234, doi : 10.16922/jcl.21.6 , S2CID   164499595
  • Селлар, WDH (2001), Линч, Майкл (редактор), «Гэльские законы и институты», The Oxford Companion to Scottish History , Oxford: Oxford University Press
  • Шарп, Ричард (2000), Тейлор, Саймон (редактор), «Процветание Далриады», Короли, священнослужители и хроники Шотландии 500–1297 гг ., Дублин: Четыре суда, ISBN  978-1-85182-516-5
  • Скин, Уильям Форбс (1867 г.), Хроники пиктов, Хроники шотландцев и другие ранние памятники шотландской истории , Генеральный реестр Ее Величества , получено 21 апреля 2023 г.
  • Смит, Альфред П. (1984), Военачальники и святые: Шотландия, 80–1000 гг. Н.э. , Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, ISBN  978-0-7486-0100-4
  • Снайдер, Кристофер А. (2003), Британцы , Блэквелл, ISBN  978-0-631-22260-6
  • Тейлор, Саймон (1999), Браун, Даувит; Клэнси, Томас Оуэн (ред.), «Аббаты Ионы седьмого века в шотландских топонимах», Spes Scotorum: Надежда шотландцев: Святая Колумба, Иона и Шотландия , Эдинбург: T.& T.Clark Ltd, ISBN  978-0-7486-1803-3
  • Тейлор, Саймон (2010), Дрисколл, Стивен Т.; Геддес, Джейн; Холл, Марк А. (ред.), «Возвращение к пиктским топонимам», Пиктский прогресс: новые исследования Северной Британии в раннем средневековье , Лейден: Брилл, стр. 67–118, ISBN  978-90-04-18759-7
  • Тейлор, Саймон, изд. (2000), Короли, священнослужители и хроники Шотландии 500–1297 , Дублин: Четыре суда, ISBN  978-1-85182-516-5
  • Тейлор, Саймон (2001), Линч, Майкл (редактор), «Названия мест», Оксфордский справочник по истории Шотландии , Оксфорд: Oxford University Press
  • Уэйнрайт, FT (1955), «Пикты и проблема», в Уэйнрайт, FT (редактор), « Проблема пиктов» , Эдинбург: Нельсон, стр. 1–53.
  • Уотсон, WJ (1926), История кельтских топонимов Шотландии. , Эдинбург: Бирлинн
  • Толанд, Джон (1726 г.), Критическая история кельтской религии и обучение: содержащий отчет о друидах (изд. 1815 г.), Эдинбург: Джон Финдли , получено 14 октября 2018 г.
  • Вульф, Алекс (2001a), Линч, Майкл (редактор), «Константин II», Оксфордский справочник по истории Шотландии , Оксфорд: Oxford University Press, стр. 106
  • Вульф, Алекс (2001b), Линч, Майкл (редактор), «Дворянство: раннее средневековье», Оксфордский справочник по истории Шотландии , Оксфорд: Oxford University Press
  • Вульф, Алекс (2001c), Линч, Майкл (редактор), «Унгус (онуист), сын Уургуста», Оксфордский справочник по истории Шотландии , Оксфорд: Oxford University Press
  • Вульф, Алекс (2006), «Дун Нехтейн, Фортриу и география пиктов», The Scottish Historical Review , vol. 85, стр. 182–201, doi : 10.1353/shr.2007.0029 , S2CID   201796703
  • Вульф, Алекс (2017), «О природе пиктов», The Scottish Historical Review , 96 (2): 214–217, doi : 10.3366/shr.2017.0336
  • Вульф, Алекс (2007), «От Пиктленда до Альбы 789–1070», Новая Эдинбургская история Шотландии , том. 2, Издательство Эдинбургского университета
  • Йорк, Барбара (2006), Обращение Британии: религия, политика и общество около 600–800 гг. , Лондон: Лонгман, ISBN  978-0-582-77292-2
  • Янгс, Сьюзен, изд. (1989), Работа ангелов, Шедевры кельтской обработки металлов, 6–9 века нашей эры , Лондон: British Museum Press, ISBN  978-0-7141-0554-3

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Джеймс Э. Фрейзер , Новая Эдинбургская история Шотландии, том. 1 - От Каледонии до Пиктленда , Издательство Эдинбургского университета (2009), ISBN   978-0-7486-1232-1
  • Хендерсон, Джордж; Хендерсон, Изабель, Искусство пиктов , Темза и Гудзон (2004), ISBN   0500238073
  • Фрейзер Хантер, За гранью империи: каледонцы, пикты и римляне , Дом-музей Гроума, Роузмарки (2007), ISBN   978-0-9540999-2-3
  • Алекс Вульф , Новая Эдинбургская история Шотландии Том. 2: От Пиктленда до Альбы , Издательство Эдинбургского университета (2007), ISBN   978-0-7486-1234-5
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 100020e8db779de0f3650c74e59b6c42__1719644880
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/10/42/100020e8db779de0f3650c74e59b6c42.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Picts - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)