Пикты
Пикты Шотландии были группой народов на территории современной к северу от залива Ферт-оф-Форт в раннем средневековье . [ 1 ] Где они жили и подробности их культуры можно почерпнуть из ранних средневековых текстов и пиктских камней . Имя Пикти появляется в письменных источниках как экзоним конца третьего века нашей эры. Предполагается, что они были потомками каледонцев и других племен северного железного века . Современные историки называют их территорию «Пиктландией». Первоначально состоявший из нескольких вождеств в нем доминировало пиктское королевство Фортриу , с седьмого века . Во время этой гегемонии Вертуриана Пикти было принято в качестве эндонима. Это продолжалось около 160 лет, пока пиктское королевство не объединилось с королевством Дал Риата и не образовало Королевство Альба , управляемое Домом Альпинов . Концепция «королевства пиктов» сохранялась в течение нескольких десятилетий, пока от нее не отказались во время правления Каустантина мак Аеды . [ 2 ]
Пиктское общество было типичным для многих раннесредневековых обществ Северной Европы и имело параллели с соседними группами. Археология дает некоторое представление об их культуре. Средневековые источники сообщают о существовании пиктского языка , и данные показывают, что это был островной кельтский язык, родственный бриттонскому языку, на котором говорили кельтские британцы на юге. был Пиктский язык постепенно в вытеснен среднегэльским языком рамках более широкой гэльизации конца девятого века. часть их истории известна из внешних источников, в том числе Беды , житий святых, таких как Колумба Адомнана , Большая и ирландских анналов .
Определения
[ редактировать ]
За последние десятилетия произошла существенная критическая переоценка концепции «пиктичности». [ 3 ] В начале двадцатого века было популярно мнение, что это были экзотические «потерянные люди». было отмечено В весьма влиятельной работе 1955 года «Проблема пиктов» , что предметная область была сложной, поскольку археологические и исторические данные часто расходились с традиционными эссенциалистскими ожиданиями в отношении исторических народов. [ 4 ] С тех пор культурно-историческая парадигма археологии, доминирующая с конца XIX века, уступила место теории процессуальной археологии (ранее известной как Новая археология ). [ 5 ] Более того, произошла значительная переоценка текстовых источников, написанных, например, Бедой и Адомнаном в седьмом и восьмом веках. Эти произведения повествуют о событиях предыдущих столетий, но современная наука признает их часто аллегорический, псевдоисторический характер, а их истинная ценность часто заключается в оценке периода времени, в который они были написаны. [ 6 ]
Трудности с пиктской историей и археологией возникают из-за того, что люди, которых называли пиктами, представляли собой принципиально гетерогенную группу с небольшим культурным единообразием. Необходимо проявлять осторожность, чтобы не рассматривать их через призму того, что историк культуры Гилберт Маркус называет «этническим заблуждением». [ 7 ] Люди, известные посторонним в поздней античности как «пикты», сильно отличались от тех, кто позже принял это имя, с точки зрения языка, культуры, религии и политики.
Термин «пикт» встречается в римских источниках конца третьего века нашей эры, когда он использовался для описания нероманизированных людей в северной Британии. [ 8 ] Этот термин, скорее всего, был уничижительным, подчеркивая их предполагаемое варварство в отличие от бриттов под римским правлением. [ 9 ] Утверждалось, в первую очередь Джеймсом Фрейзером , что термин «Пикт» имел мало значения для людей, к которым он применялся. Фрейзер утверждает, что оно было принято в качестве эндонима только в конце седьмого века, как всеобъемлющий термин для обозначения людей, находящихся под властью вертурианской гегемонии, с центром в Фортриу (район вокруг современных Инвернесса и Морей ), особенно после битвы при Дане. Нехтайн . [ 10 ] Однако эта точка зрения не является универсальной. Гордон Ноубл и Николас Эванс считают правдоподобным, если не доказуемым, что «пикты», возможно, использовались в качестве эндонима теми северными британцами, которые находились в самом тесном контакте с Римом еще в четвертом веке. [ 11 ]
Основная часть письменной истории датируется седьмым веком. Ирландские летописцы и современные ученые, такие как Беда, используют слово «пикты» для описания народов, находящихся под властью Вертурианства . Это охватывало большую часть Шотландии к северу от перешейка Форт-Клайд, за исключением территории, оккупированной Далем Риатой на западе. На юге находилось британское королевство Стратклайд , а Лотиан был занят нортумбрийскими англами. Использование «пиктов» в качестве описательного термина продолжалось до формирования династии Альпинидов в девятом веке и слияния Пиктского королевства с Далем Риатой.
Этимология
[ редактировать ]Латинское г. слово Picti впервые встречается в панегирике , официальной восхвалительной речи 297 [ 12 ] и чаще всего объясняется как «окрашенный». [ 13 ] (от латинского pingere «рисовать»; [ 14 ] pictus — «нарисованный», ср. Греческое πυκτίς pyktis , «картина». [ 15 ] ). Обычно это понимают как отсылку к практике нанесения татуировок. [ 16 ] Клавдиан в своем отчете о римском полководце Стилихоне , написанном около 404 года, говорит об рисунках на телах умирающих пиктов, предположительно имея в виду татуировки или раскраску тела. [ 17 ] [ 18 ] Исидор Севильский сообщает в начале седьмого века, что эту практику продолжили пикты. [ 19 ] Альтернативное предположение состоит в том, что латинское Picti произошло от местной формы, возможно, этимологически связанной с галльскими пиктонами . [ 20 ]
Пиктов называли Круитни на древнеирландском и Придин на древневаллийском . [ 21 ] Это лексические родственники , происходящие от протокельтского * kwritu «форма», от которого также происходит * Pretania (Британия). Претани (а вместе с ним и Круитни и Придин ), вероятно, возникли как обобщенный термин для любого коренного жителя Британии. [ 21 ] Это похоже на ситуацию с гэльским названием Шотландии, Альба , которое первоначально, похоже, было обобщенным термином для Британии. [ 22 ] Было высказано предположение, что пикты могли называть себя Альбидоси , имя, найденное в Хрониках королей Альбы во время правления Маэля Колуима мак Домнайла . [ 23 ]
Происхождение
[ редактировать ]Миф о происхождении, представленный в , Беды «Церковной истории английского народа» описывает пиктов как поселенцев из Скифии , случайно прибывших на северное побережье Ирландии. Местные лидеры шотландцев перенаправили их в северную Британию, где они поселились, взяв себе жен-шотландок. [ 24 ] Пиктская хроника , повторяя эту историю, далее называет мифического вождя-основателя Круитне (гэльское слово, обозначающее пикт ), за которым следуют его сыновья, чьи имена соответствуют семи провинциям Пиктландии: Цирцин , Фидах , Фортриу , Фотла ( Атолл ), Кэт , Ce и Fib . [ 25 ] Отчет Беды уже давно признан псевдоисторическим литературным изобретением. [ 26 ] Считается, что он имеет пиктское происхождение и составлен около 700 г. [ 27 ] Его структура аналогична мифам о происхождении других народов, и его основная цель, по-видимому, состояла в том, чтобы узаконить аннексию пиктских территорий Фортриу и создание более широкой Пиктландии. [ 28 ]
В исследовании, опубликованном в 2023 году, были секвенированы полные геномы восьми особей, относящихся к периоду пиктов, раскопанных на кладбищах Лундин-Линкс в Файфе и Балинторе, Истер-Росс . Исследование выявило «широкое родство» между геномами пиктов с материка, британцами железного века и современными людьми, живущими в западной Шотландии, Уэльсе , Северной Ирландии и Нортумбрии , но в меньшей степени с остальной частью Англии, что подтверждает текущие археологические теории « местное происхождение» пиктов. [ 29 ]
История
[ редактировать ]
Территория, занимаемая пиктами, ранее описывалась римскими писателями и географами как родина Каледонии . [ 30 ] Эти римляне также использовали другие имена для обозначения британских племен, живущих в этом районе, включая Verturiones , Taexali и Venicones . [ 31 ]
Письменная история пиктов как народа возникает в раннем средневековье . В то время гэлы Дала Риаты контролировали территорию, которая сейчас называется Аргайл , как часть королевства, расположенного по морю между Британией и Ирландией. Углы и Берникии , сокрушили соседние британские королевства, и на протяжении большей части VII века , которые слились с Дейрой образовали Нортумбрию Нортумбрия была самым могущественным королевством Британии. [ 32 ] Пикты, вероятно, были данниками Нортумбрии до правления Бридея Мак Бели , когда в 685 году англы потерпели поражение в битве при Дун-Нехтайне , остановившее их экспансию на север. Нортумбрийцы продолжали доминировать в южной Шотландии до конца пиктского периода.

Даль Риата находился под властью пиктского короля Кенгуса мак Фергусы (годы правления 729–761), и хотя с 760-х годов у него были свои короли, похоже, он так и не восстановил свою политическую независимость от пиктов. [ 33 ] Более поздний король пиктов Каустантин мак Фергуса (793–820) посадил своего сына Домнала на трон Даля Риаты (811–835). [ 34 ] Попытки пиктов добиться подобного господства над бриттами Альт-Клата ( Стратклайд ) не увенчались успехом. [ 35 ]
Эпоха викингов принесла значительные изменения в Британию и Ирландию, в Шотландии не меньше, чем где-либо еще: викинги завоевали и заселили острова и различные материковые территории, включая Кейтнесс , Сазерленд и Галлоуэй . Говорят, что в середине 9-го века Кетил Плосконосый основал Королевство Островов , управляющее многими из этих территорий, а к концу того же века викинги разрушили Королевство Нортумбрия, сильно ослабили Королевство Стратклайд и основал королевство Йорк . В крупном сражении в 839 году викинги убили короля Фортриу , Эогана мак Кенгуса , короля Дала Риаты Аэда мак Боанта и многих других. [ 36 ] Впоследствии, в 840-х годах, Кеннет МакАльпин ( средневековый гэльский : Cináed mac Ailpín ) стал королем пиктов. [ 37 ]
Во время правления внука Синаеда, Каустантина мак Аеды (900–943), посторонние начали называть этот регион Королевством Альба, а не Королевством пиктов, но неизвестно, произошло ли это потому, что было основано новое королевство. или Альба была просто более близким к пиктскому названию пиктов. Однако, хотя пиктский язык не исчез внезапно, процесс гэлизации (который, возможно, начался несколькими поколениями раньше) явно шел во время правления Каустантина и его преемников.
К определенному моменту, вероятно, в XI веке, все жители северной Альбы стали полностью гэльскими шотландцами, и пиктская идентичность была забыта. [ 38 ] Генрих Хантингдонский середины XII века был одним из первых (выживших) историков, отметивших это исчезновение в Historia Anglorum . [ 39 ] Позже представление о пиктах как о племени возродилось в мифах и легендах . [ 40 ]
Короли и королевства
[ редактировать ]Ранняя история Пиктленда неясна. В более поздние периоды несколько королей правили отдельными королевствами, причем один король, а иногда и два, более или менее доминировали над своими меньшими соседями. [ 41 ] Де Ситу Альбани , документ 13 века, Пиктские хроники 11 века , Дуан Альбанах , наряду с ирландскими легендами, использовались для обоснования существования семи пиктских королевств. Это: Кейт , или Кэт, расположенный в современных Кейтнессе и Сазерленде ; Ce , расположенный в современных Мар и Бьюкен ; Цирцин , возможно, расположенный в современном Ангусе и Мирнсе ; [ 42 ] Фиб, современный Файф ; Фидах, местонахождение неизвестно, возможно, недалеко от Инвернесса ; Фотла, современный Атолл ( Ат-Фотла ); [ 43 ] и Фортриу , родственник Вертурионов римлян, центр которого, как недавно выяснилось, находился на Морее . [ 44 ]
Возможно, существовали и более мелкие королевства. также существовало пиктское королевство Некоторые данные свидетельствуют о том, что на Оркнейских островах . [ 45 ] Де Ситу Альбани не является самым надежным источником, и количество королевств, по одному на каждого из семи сыновей Круитни , одноименного основателя пиктов, вполне может быть достаточным основанием для неверия. [ 46 ] Независимо от точного количества королевств и их названий, пиктская нация не была единой.
На протяжении большей части истории пиктов королевство Фортриу кажется доминирующим, настолько, что король Фортриу и король пиктов могут означать в анналах одно и то же. Ранее считалось, что это место находится в районе Перта и южного Страттерна ; однако недавняя работа убедила тех, кто работает в этой области, что Морей (название, относящееся к гораздо большей территории в эпоху Высокого Средневековья, чем графство Морей ) был ядром Фортриу. [ 47 ]
Часто полагают, что пикты практиковали наследование королевской власти по материнской линии на основании ирландских легенд и утверждений из истории Беды . [ 48 ] [ 49 ] Королями пиктов, когда писал Беда, были Бридей и Нехтан, сыновья Дер Илея, которые действительно претендовали на трон через свою мать Дер Илей, дочь более раннего пиктского короля. [ 50 ]
В Ирландии ожидалось, что короли будут из числа тех, у кого был прадед, который был королем. [ 51 ] Сыновья не часто наследовали царственным отцам, и не потому, что пикты практиковали наследование по материнской линии, а потому, что за ними обычно следовали их собственные братья или двоюродные братья ( старшинство по мужской линии ), скорее всего, это были опытные люди, обладающие властью и поддержкой, необходимой для того, чтобы быть король. [ 52 ] Это было похоже на танистию .
Природа королевской власти значительно изменилась за столетия истории пиктов. В то время как более ранние короли должны были быть успешными военными лидерами, чтобы сохранить свою власть, королевская власть за это время стала менее персонализированной и более институционализированной. Когда Пиктландия стала Альбой, бюрократическая королевская власть была еще далеко в будущем, но поддержка церкви и очевидная способность небольшого числа семей контролировать королевскую власть на протяжении большей части периода, начиная с конца 7 века и далее, обеспечивали значительную степень непрерывности. Примерно в тот же период соседи пиктов в Дале Риате и Нортумбрии столкнулись со значительными трудностями, поскольку стабильность преемственности и правления, которая раньше приносила им пользу, закончилась. [ 53 ]
Считается, что более поздние мормаеры возникли во времена пиктов и были скопированы или вдохновлены нортумбрийскими обычаями. [ 54 ] Неясно, были ли Мормаеры изначально бывшими королями, королевскими чиновниками или местной знатью, или какой-то их комбинацией. Точно так же пиктские графства и танаги , следы которых обнаружены в более поздние времена, как полагают, были заимствованы у своих южных соседей. [ 55 ]
Общество
[ редактировать ]
пиктов Археологические данные дают представление о материальной культуре и предполагают, что это общество трудно отличить от своего общества. Британские, гэльские или англосаксонские соседи. [ 56 ] Хотя аналогии и знания о других кельтских обществах могут быть полезным руководством, они охватывают очень большую территорию. Полагаться на знания о доримской Галлии или Ирландии 13-го века в качестве руководства по пиктам 6-го века может ввести в заблуждение, если проводить аналогию слишком далеко. [ нужна ссылка ]
Как и большинство жителей Северной Европы в поздней античности , пикты были земледельцами, жившими небольшими общинами. Скот и лошади были очевидным признаком богатства и престижа. Овец и свиней держали в больших количествах, а названия мест позволяют предположить, что отгонное животноводство было обычным явлением. По более поздним стандартам животные были небольшими, хотя лошади из Великобритании были импортированы в Ирландию в качестве племенного поголовья для увеличения числа местных лошадей. Из ирландских источников следует, что элита занималась конкурентным разведением крупного рогатого скота, и это, возможно, имело место и в Пиктленде. На резных изображениях изображена охота с собаками, а также, в отличие от Ирландии, с соколами. Зерновые культуры включали пшеницу , ячмень , овес и рожь . Овощи включали капусту , кочанную капусту , лук и лук-порей , горох , фасоль и репу , а также некоторые виды, которые больше не встречаются, например, юбку . Такие растения, как черемша , крапива и кресс-салат, возможно, были собраны в дикой природе. Пасторальная экономика означала, что шкуры и кожа были легко доступны. Шерсть была основным источником волокон для одежды. Также был распространен лен , хотя неясно, выращивали ли его для волокна, масла или в качестве продукта питания. Рыба, моллюски, тюлени и киты добывались вдоль побережий и рек. Важность домашних животных предполагает, что мясо и молочные продукты составляли основную часть рациона простых людей, в то время как элита придерживалась диеты, богатой мясом, полученным в результате земледелия и охоты. [ 57 ]
Никаких пиктских аналогов районам более плотного поселения вокруг важных крепостей в Галлии и южной Британии или каким-либо другим значительным городским поселениям не известно. Более крупные, но не крупные поселения существовали вокруг королевских фортов, таких как форт Бургхед , или были связаны с религиозными фондами. [ 58 ] До 12 века в Шотландии не было известно ни одного города. [ 59 ]
Технология повседневной жизни изучена недостаточно, но археологические данные показывают, что она была аналогична технологиям в Ирландии и англосаксонской Англии. Недавно были обнаружены свидетельства существования водяных мельниц в Пиктленде. [ 60 ] Печи использовались для сушки зерен пшеницы или ячменя, что было нелегко в изменчивом умеренном климате. [ 61 ]

Ранние пикты связаны с пиратством и набегами на побережья Римской Британии . Даже в позднем средневековье грань между торговцами и пиратами была нечеткой, так что пиктские пираты, вероятно, в других случаях были торговцами. Принято считать, что торговля с Римской империей рухнула, но это преувеличение. Имеются лишь ограниченные свидетельства дальней торговли с Пиктландией, но столовая посуда и сосуды для хранения из Галлии, вероятно, перевезенные вверх по Ирландскому морю были найдены . Эта торговля, возможно, контролировалась из Дунадда в Даль-Риате, где такие товары, по-видимому, были обычным явлением. Хотя путешествия на дальние расстояния были необычны во времена пиктов, они не были чем-то неизвестным, как показывают истории миссионеров, странствующих священнослужителей и изгнанников. [ 62 ]
Брохи обычно ассоциируются с пиктами. Хотя они были построены ранее в железном веке , а строительство закончилось примерно в 100 году нашей эры, они продолжали использоваться и после пиктского периода. [ 63 ] Кранноги , которые, возможно, возникли в неолитической Шотландии, возможно, были перестроены, а некоторые из них все еще использовались во времена пиктов. [ 64 ] Самым распространенным типом построек были круглые дома и прямоугольные бревенчатые залы. [ 65 ] Хотя многие церкви были построены из дерева, с начала 8 века, если не раньше, некоторые из них были построены из камня. [ 66 ]
Часто говорят, что пикты делали себе татуировки, но доказательства этого ограничены. Натуралистические изображения пиктской знати, охотников и воинов мужского и женского пола, без явных татуировок, встречаются на монументальных камнях . К ним относятся надписи на латыни и огаме , не все из которых расшифрованы. Хорошо известные пиктские символы, найденные на стоячих камнях и других артефактах, на протяжении веков не поддавались попыткам перевода. Пиктское искусство можно отнести к « кельтскому », а позднее — к островному . [ 67 ] Ирландские поэты изображали своих пиктских коллег очень похожими на них самих. [ 68 ]
Религия
[ редактировать ]
Предполагается, что ранняя пиктская религия в целом напоминала кельтский политеизм , хотя от дохристианской эпохи остались только географические названия. Когда пиктская элита обратилась в христианство, неизвестно, но традиции помещают святого Палладия в Пиктландию после того, как он покинул Ирландию , и связывают Абернети со святой Бригидой Килдэр . [ 69 ] Святой Патрик относится к «пиктам-отступникам», а в стихотворении « И Гододдин» пикты не упоминаются как язычники. [ 70 ] Беда писал, что святой Ниниан (некоторые путают его со святым Финнианом Мовиллским , умершим около 589 г.) обратил в веру южных пиктов. [ 71 ] Недавние археологические исследования в Портмахомаке заложили здесь фундамент монастыря , который когда-то считался одним из последних переоборудованных в конце VI века. [ 72 ] Это современность Бридей мак Мельчон и Колумбы, но процесс утверждения христианства на всей территории Пиктленда растянется на гораздо более длительный период.
Пиктленд находился под влиянием не только Ионы и Ирландии. Он также имел связи с церквями в Нортумбрии, как это было во времена правления Нехтана Мак Дер Илея . Сообщаемое об изгнании Нехтаном ионанских монахов и духовенства в 717 году могло быть связано со спорами по поводу датировки Пасхи и способа пострижения , в котором Нехтан, по-видимому, поддерживал римские обычаи, но в равной степени могло быть направлено на увеличение королевской власти. власть над церковью. [ 73 ] Тем не менее, данные о географических названиях позволяют предположить широкую сферу ионского влияния в Пиктленде. [ 74 ] Точно так же Каин Адомнайн (Закон Адомнана , Lex Innocentium ) включает брата Нехтана Бридея в число своих гарантов.
Значение монашеских центров в Пиктленде было не так велико, как в Ирландии. В исследованных областях, таких как Стратспей и Пертшир , оказывается, что приходская структура Высокого Средневековья существовала в эпоху раннего средневековья. Среди основных религиозных объектов восточной части Пиктленда были Портмахомак, Сеннригмонаид (позже Сент-Эндрюс ), Данкельд , Абернети и Роузмарки . Похоже, что они связаны с пиктскими королями, которые выступают за значительную степень королевского покровительства и контроля над церковью. [ 75 ] Портмахомак, в частности, стал предметом недавних раскопок и исследований, опубликованных Мартином Карвером . [ 60 ]
Культ святых, как и во всех христианских странах, имел большое значение в поздней Пиктландии. В то время как короли могли почитать великих святых, таких как святой Петр в случае Нехтана и, возможно, святой Андрей в случае второго Кенгуса мак Фергусы , многие менее важные святые, некоторые из которых сейчас малоизвестны, имели важное значение. Пиктский святой Дростан, по-видимому, имел большое количество последователей на севере в прежние времена, хотя к XII веку о нем почти забыли. Святой крепостной Калросс был связан с братом Нехтана Бридеем. [ 76 ] Оказывается, как хорошо известно в более поздние времена, благородные родственные группы имели своих собственных святых покровителей, а также свои церкви или аббатства. [ 77 ]
Искусство
[ редактировать ]
Пиктское искусство в первую очередь связано с монументальными камнями , но также включает в себя более мелкие предметы из камня и кости, а также изделия из металла, такие как броши . Он использует отличительную форму общего кельтского раннего средневекового развития стиля Ла Тен с растущим влиянием островного искусства Ирландии и Нортумбрии 7-го и 8-го веков , а затем англосаксонского и ирландского искусства по мере продолжения периода раннего средневековья. Наиболее известными сохранившимися примерами являются многочисленные пиктские камни, расположенные по всей Пиктландии.
Символы и узоры состоят из животных, включая пиктского зверя , «прямоугольник», «зеркало и гребень», «двойной диск и Z-образный стержень», «полумесяц и V-образный стержень», среди многих других. Также существуют бобышки и линзы с пельта- и спиральным дизайном. Узоры криволинейные со штриховкой. Поперечные плиты украшены пиктскими символами, островным переплетением и христианскими образами, хотя интерпретация часто затруднена из-за износа и неясности. Некоторые христианские изображения, вырезанные на различных камнях, такие как Давид-арфист, Даниил и лев или сцены встречи Святого Павла и Святого Антония в пустыне, созданы под влиянием островной рукописной традиции. [ 78 ]
Пиктские металлические изделия встречаются по всей Пиктландии (современная Шотландия), а также южнее; Пикты, по-видимому, располагали значительным количеством серебра, вероятно, в результате набегов дальше на юг или выплаты субсидий, чтобы удержать их от этого. Очень большой клад позднеримского серебра, найденный в Трапрен-Ло, мог иметь иное происхождение. Самый большой клад ранних пиктских металлических изделий был найден в 1819 году в Норрис-Лоу в Файфе, но, к сожалению, многое было рассеяно и переплавлено ( шотландский закон о находках сокровищ всегда не способствовал сохранению). На знаменитой серебряной и эмалевой пластинке VII века из клада изображен Z-образный стержень, один из пиктских символов, в особенно хорошо сохранившейся и элегантной форме; к сожалению, сохранилось лишь несколько сопоставимых произведений. [ 79 ]
К этому периоду было найдено более десяти тяжелых серебряных цепей, некоторые длиной более 0,5 м; Двузвенная цепочка Whitecleuch - одна из двух, у которых на концах есть кольцевая соединительная деталь с символическим украшением, включая эмаль, что показывает, что они, вероятно, использовались в качестве ожерелья-колье. [ 80 ]
В 8-м и 9-м веках, после христианизации, пиктская элита приняла особую форму ирландской кельтской броши , предпочитая настоящие пятиугольные броши с лопастными концами. Некоторые старые ирландские броши были адаптированы к пиктскому стилю, например, ок. VIII века Брошь «Хлебная губа» сейчас находится в Британском музее . Сокровища острова Святого Ниниана (ок. 750–825 гг. Н.э.) содержат лучшую коллекцию пиктских форм. Другими характеристиками пиктских изделий из металла являются точечный фон или узоры, а также формы животных, на которые повлияло островное искусство. VIII века Реликварий Монимуска содержит элементы пиктского и ирландского стилей. [ 81 ]
-
Пиктский крест из скульптурных камней Монифита , Музей Шотландии.
-
Камень Аберлемно Киркьярд, пиктский камень II класса.
-
, Брошь Рогарта VIII век. [ 82 ]
-
Цепочка Уайтклюх , гр. 400–800 гг. н.э. Национальный музей Шотландии
-
Саркофаг Святого Андрея , вторая половина VIII века.
Язык
[ редактировать ]Пиктский язык вымер. Доказательства ограничиваются географическими названиями , личными именами и современными записями на других языках. Данные о географических и личных именах, по-видимому, указывают на то, что пикты говорили на островном кельтском языке, родственном бриттским языкам юга. [ 84 ] Вполне возможно, что пикты значительно расходились с южными необриттонскими диалектами из-за отсутствия влияния латыни. [ 85 ] Отсутствие сохранившихся письменных материалов на пиктском языке, не считая загадочных надписей огама, не указывает на дописьменное общество. Церковь, безусловно, требовала грамотности на латыни и не могла функционировать без переписчиков, производящих литургические документы. Пиктская иконография показывает, как читают и несут книги, а ее натуралистический стиль дает все основания предполагать, что подобные изображения соответствуют реальной жизни. Грамотность не была широко распространена, но среди высшего духовенства и в монастырях она была достаточно распространена. [ 86 ] Вполне вероятно, что пиктский язык повлиял на развитие, грамматику и словарный запас шотландского гэльского языка , который имеет некоторые характеристики, уникальные среди гойдельских языков и которые в некоторых случаях больше напоминают бриттонские языки. [ 87 ]
Топонимические данные указывают на проникновение гэльского языка в Пиктленд; Атолл , что означает Новая Ирландия , засвидетельствован в начале 8-го века. Это может быть показателем развития гэльского языка. Фортриу также содержит топонимы, предполагающие гэльское поселение или гэльское влияние. [ 88 ] Догэльская интерпретация имени как Атфокла, означающего «северный проход» или «северный путь», как в случае с воротами в Морей, предполагает, что гэльское Атфотла может быть гэльским неправильным прочтением крохотного c для t. [ 89 ]
Огамские надписи на пиктских камнях и других пиктских археологических объектах сохранились. утверждал, Влиятельный лингвист Кеннет Джексон что они неразборчивы как кельтские и свидетельствуют о сосуществовании некельтского языка во времена пиктов. [ 90 ] С тех пор были предложены кельтские интерпретации некоторых из этих надписей, но природа надписей продолжает оставаться предметом споров. [ 91 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Вульф 2017
- ^ Фрейзер 2009 , стр. 43–67; Фрейзер, 2011 г. , стр. 155–44; Вульф 2017
- ^ Фрейзер 2009 , стр. 1–11.
- ^ Уэйнрайт 1955
- ^ Джонс 1997 ; Фрейзер 2011
- ^ Фрейзер 2009 , стр. 1–14.
- ^ Маркус 2017 , стр. ix.
- ^ Маркус 2017 , с. 38; Фостер 1996 , с. 11; Эванс 2022
- ^ Маркус 2017 , с. 38; Фрейзер 2009 , с. 48
- ^ Фрейзер 2009 ; Фрейзер 2011 ; Вульф 2017
- ^ Эванс 2022 ; Ноубл и Эванс 2022 , с. 9
- ^ Никсон и Роджерс 1994 , с. 126
- ^ Фрейзер 2009 , с. 47
- ^ Льюис и Шорт, 1879 пинго , в цифровой библиотеке Персея
- ^ Лидделл и Скотт, 1940 πυκτίς , в цифровой библиотеке Персея.
- ^ Фрейзер 2011 , стр. 25–27.
- ^ Кларксон 2016 , с. 31
- ^ Холмс 1907 г.
- ^ Фрейзер 2009 , с. 335; Барни и др. 2010 , с. 198
- ^ Уотсон 1926 , стр. 67–68.
- ^ Jump up to: а б Фрейзер 2009 , с. 48
- ^ Фрейзер 2009 , с. 48; Вульф 2007 , стр. 177–181.
- ^ Браун 2005a , с. 258, прим. 95; Вульф 2007 , стр. 177–181.
- ^ Скин 1867 , с. 4; перевод Андерсона 1922 , с. cxvii; Фрейзер 2009 , стр. 238–239
- ^ Скин 1867 , с. 4; перевод Андерсона 1922 , с. cxvii
- ^ Уэйнрайт 1955 , с. 25; Смит 1984 , с. 59; Фрейзер 2009 , с. 238; Фрейзер 2011
- ^ Фрейзер 2009 , с. 239
- ^ Фрейзер 2009 ; Фрейзер 2011 ; Эванс 2019
- ^ Морез и др. 2023 год
- ^ например , Тацитом , Птолемеем и как Dicalydonii Аммианом Марцеллином . Птолемей назвал море к западу от Шотландии Duecaledonius. Oceanus
- ^ Например, Птолемей, Аммиан Марцеллин.
- ^ См., например, Хайэм, 1993 г.
- ^ Браун 1998 пытается реконструировать запутанную позднюю историю Даля Риаты. Молчание в «Ирландских анналах» игнорируется Баннерманом ( 1999) .
- ↑ Согласно Брауну, 1998 г. , но история Даля Риаты после этого неясна.
- ^ См. неудачные попытки Кенгуса Мак Фергюсы .
- ↑ Анналы Ольстера (около 839 г.): «(Викинги) выиграли битву против людей Фортриу, и там пали Эоганан, сын Энгуса, Бран, сын Кенгуса, Аэд, сын Боанта, и другие, почти бесчисленные».
- ^ Корбишли, Майк; Джиллингем, Джон ; Келли, Розмари; Доусон, Ян; Мейсон, Джеймс; Морган, Кеннет О. (1996) [1996]. «Королевства Британии и Ирландии» . Молодая оксфордская история Британии и Ирландии . Уолтон-стрит, Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . п. 80 . ISBN 019-910035-7 .
- ^ Браун 1997 ; Браун 2001c ; Форсайт 2005 , стр. 28–32; Вульф 2001а ; ср. Bannerman 1999 , passim, представляющий «традиционный» взгляд.
- ^ Вульф 2007 , с. 1
- ^ Например, Печи и, возможно, Пикси . Однако Фостер 1996 цитирует Толанда 1726 , с. 145: «По всей Шотландии они склонны делать пиктским все, о происхождении которого они не знают». То же самое можно сказать и о пиктах в мифах.
- ^ Браун 2001b ; об Ирландии см., например, Byrne 1973 и в более общем плане Ó Cróinín 1995 .
- ^ Форсайт 2000 ; Уотсон 1926 , стр. 108–109.
- ^ Бруфорд 2005 ; Уотсон 1926 , стр. 108–113.
- ^ Вульф 2006 ; Йорк 2006 , с. 47. Сравните более ранние работы, такие как Foster 1996 , с. 33.
- ^ Адомнан 1995 , стр. 342–343
- ^ Браун 2005b
- ^ Вульф 2006
- ^ Молитесь, я, гр. 1
- ^ «Статья Карлы Нэйланд - Преемственность по материнской линии среди пиктов» . www.carlanayland.org .
- ^ Клэнси 2001c
- ^ Бирн 1973 , стр. 35–41, 122–123, также стр. 108, 287, где говорится, что дербфин практиковали круитни в Ирландии.
- ^ Бирн 1973 , с. 35: «Старейшина для родственников, ценность для правления, мудрость для церкви». См. также Foster 1996 , стр. 32–34, Smyth 1984 , p. 67
- ^ Браун 2001b , Браун 1998 ; для Даля Риаты, Broun 2001a , за более позитивный взгляд Шарпа, «Процветание Далриады»; для Нортумбрии, Хайэм, Королевство Нортумбрия , стр. 144–149.
- ^ Вульф 2001b
- ^ Барроу 2003 , Вульф 2001b
- ^ См., например, Кэмпбелл 1999 г. о гэлах Дала Риаты, Лоу 1999 г. о британцах и англичанах.
- ^ Фостер 1996 , стр. 49–61. Келли 1997 представляет обширный обзор земледелия в Ирландии в период средних пиктов.
- ^ Внутренняя часть форта в Бургхеде имела площадь около 12 акров (5 гектаров), см. Driscoll 2001 ; о Верламионе (позже римском Веруламиуме ), южном британском поселении гораздо большего масштаба, см., например, Pryor 2005 , стр. 64–70.
- ^ Деннисон 2001
- ^ Jump up to: а б Карвер 2008
- ^ Фостер 1996 , стр. 52–53.
- ^ Торговля, см. Foster 1996 , стр. 65–68; мореплавание в целом, например, Haywood 1999 , Rodger 1997 .
- ^ Армит 2002, глава 7
- ^ Кроун 1993
- ^ Фостер 1996 , стр. 52–61.
- ^ См. Clancy 2001c , Foster 1996 , p. 89
- ^ Об искусстве в целом см. Foster 1996 , стр. 26–28, Laing & Laing 2001 , p. 89ff, Ричи 2001 , Фрейзер 2008
- ^ Форсайт 2000 , стр. 27–28.
- ^ Клэнси 2000 , стр. 95–96, Смит 1984 , стр. 82–83.
- ^ Марк 2001а .
- ^ Беда, III, 4. О личности Ниниана/Финниана см. Yorke, p. 129.
- ^ Упоминается Фостером, но дополнительную информацию можно получить в программе Tarbat Discovery Programme: см. Внешние ссылки.
- ^ Беда, IV, cc. 21–22, Клэнси, «Церковные учреждения», Клэнси, «Нехтан».
- ^ Тейлор 1999
- ^ Клэнси, «Церковные учреждения», Маркус, «Религиозная жизнь».
- ^ Клэнси 1999 Клэнси 2001c , Тейлор 1999
- ^ Марк 2001б
- ^ Хендерсон 1986 , стр. 87–113, О Каррагейн, 1988 , стр. 1–58
- ^ Янгс, 26–28; Плохое изображение иллюстрации XIX века.
- ^ Янгс 1989 , с. 28
- ^ Янгс 1989 , стр. 109–113.
- ^ Янгс, нет. 111, с пластиной, гораздо лучше изображающей украшение; Лэнг, 310
- ^ « Брошь Бредалбан, псевдо-полукруглая брошь, кельтская, пиктская, Шотландия ». Британский музей . Проверено 9 апреля 2023 г.
- ^ Уотсон 1926 ; Форсайт 1997 ; Цена 2000 ; Тейлор 2001 ; Тейлор, 2010 г .; Взгляды К.Х. Джексона см. в Jackson 1955.
- ^ Рис 2015 ; Риз 2020
- ^ Форсайт 1998
- ^ Тейлор 2010
- ^ Уотсон 1926 , стр. 225–233.
- ^ Фрейзер 2009 , стр. 101–102.
- ^ Джексон 1955
- ^ Форсайт 1997 ; Родвей 2020
Общая библиография
[ редактировать ]- «Англосаксонские хроники» в переводе Ингрэма Джеймса; Джайлз, JA, Pantianos Classics, 23 ноября 2016 г., ISBN 978-1-5405-7961-4
- Адомнан (1995), Жизнь святого Колумбы , перевод Шарпа, Ричарда, Лондон: Penguin, ISBN 978-0-14-044462-9
- Алкок, Лесли (2003), Короли и воины, мастера и священники: В Северной Британии, 550–850 гг. н. э. , Эдинбург: Серия монографий Общества антикваров Шотландии, ISBN 978-0-903903-24-0
- Андерсон, Алан Орр (1922), Ранние источники истории Шотландии, с 500 по 1286 год нашей эры , Эдинбург: Оливер и Бойд , получено 21 апреля 2023 г.
- Армит, Ян (1990), За пределами Брохов: изменение взглядов на железный век Атлантической Шотландии , Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета
- Армит, Ян (2002), Башни на севере: Брохи Шотландии , Страуд: Tempus, ISBN 978-0-7524-1932-9
- Баннерман, Джон (1999), Браун, Даувит; Клэнси, Томас Оуэн (ред.), «Шотландский захват Пиктленда и реликвии Колумбы», Spes Scotorum: Надежда шотландцев: Святая Колумба, Иона и Шотландия , Эдинбург: T.& T.Clark Ltd, ISBN 978-0-7486-1803-3
- Барни, ЮАР; Льюис, WJ; Бич, JA; Бергхоф, О. (2010), Этимологии Исидора Севильского , Кембридж: Издательство Кембриджского университета, ISBN 978-0521145916
- Барроу, GWS (2003), Барроу, GWS (редактор), «Дофеодальная Шотландия: графства и таны», Королевство шотландцев , Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, ISBN 978-0-7486-1803-3
- Браун, Даувит (1997), «Дункельд и происхождение шотландской идентичности», The Innes Review , 48 (2): 112–124, doi : 10.3366/inr.1997.48.2.112
- Браун, Даувит (1998), Фостер, Салли М. (редактор), «Пиктские короли 761–839: интеграция с Далем Риатой или отдельное развитие», Саркофаг Сент-Эндрюса: пиктский шедевр и его международные связи , Дублин: Четыре суда , ISBN 978-1-85182-414-4
- Браун, Даувит; Клэнси, Томас Оуэн, ред. (1999), Spes Scotorum: Надежда шотландцев: Святые Колумба, Иона и Шотландия , Эдинбург: T.& T.Clark Ltd, ISBN 978-0-5670-8682-2
- Браун, Даувит (2001a), Линч, Майкл (редактор), «Дал Риата, королевство», Оксфордский справочник по истории Шотландии , Оксфорд: Oxford University Press, стр. 161–162.
- Браун, Даувит (2001b), Линч, Майкл (редактор), «Королевская власть: раннее средневековье», Оксфордский справочник по истории Шотландии , Оксфорд: Oxford University Press, стр. 359–360
- Браун, Даувит (2001c), Линч, Майкл (редактор), «Национальная идентичность: раннее средневековье и формирование Альбы», The Oxford Companion to Scottish History , Oxford: Oxford University Press, стр. 437
- Браун, Даувит (2005a), О'Нил, Памела (редактор), « Альба : родина пиктов или ирландское ответвление?», Изгнание и возвращение на родину. Документы Пятой австралийской конференции по кельтским исследованиям, Сиднейский университет, июль 2004 г. , Сиднейская серия по кельтским исследованиям, том. 8, Сидней: Фонд кельтских исследований, Сиднейский университет, стр. 234–275, ISBN. 978-1-86487-742-7
- Браун, Даувит (2005b), Коуэн, Э.Дж.; Макдональд, Р. Эндрю (ред.), «Семь королевств в De situ Albanie : записи пиктской политической географии или воображаемая карта древней Альбы», Альба: Кельтская Шотландия в средневековую эпоху , Эдинбург: Джон Дональд, ISBN 978-0-85976-608-1
- Браун, Даувит (2007), Независимость Шотландии и идея Британии. От пиктов до Александра III. , Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, ISBN 978-0-7486-2360-0
- Бруфорд, Алан (2005), Коуэн, Э.Дж.; Макдональд, Р. Эндрю (ред.), «Что случилось с каледонцами?», Альба: Кельтская Шотландия в средневековую эпоху , Эдинбург: Джон Дональд, ISBN 978-0-85976-608-1
- Бирн, Фрэнсис Джон (1973), ирландские короли и верховные короли , Лондон: Бэтсфорд, ISBN 978-0-7134-5882-4
- Кэмпбелл, Юэн (1999), Святые и морские короли: Первое королевство Шотландии , Эдинбург: Canongate, ISBN 978-0-86241-874-8
- Карвер, Минздрав (2008), Портмахомак: монастырь пиктов , Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, ISBN 978-0-7486-2442-3 , получено 6 февраля 2010 г.
- Чедвик, Гектор Манро (1949), Ранняя Шотландия: пикты, шотландцы и валлийцы Южной Шотландии (изд. 2013 г.), Кембридж: Cambridge University Press, ISBN 978-1-1076-9391-3
- Клэнси, Томас Оуэн (2000), Тейлор, Саймон (редактор), «Шотландия, «Неннийская» редакция Historia Brittonum и Libor Bretnach », Короли, священнослужители и хроники Шотландии 500–1297 , Дублин: Четыре суда, ISBN 978-1-85182-516-5
- Клэнси, Томас Оуэн (2001a), Линч, Майкл (редактор), «Церковные учреждения: раннее средневековье», The Oxford Companion to Scottish History , Oxford: Oxford University Press
- Клэнси, Томас Оуэн (2001b), Линч, Майкл (редактор), «Ирландия: до 1100 года», Оксфордский справочник по истории Шотландии , Оксфорд: Oxford University Press
- Клэнси, Томас Оуэн (2001c), Линч, Майкл (редактор), «Нехтан, сын Дерила», Оксфордский справочник по истории Шотландии , Оксфорд: Oxford University Press
- Клэнси, Томас Оуэн (1999), Браун, Даувит; Клэнси, Томас Оуэн (ред.), «Колумба, Адомнан и культ святых в Шотландии», Spes Scotorum: Надежда шотландцев: Святая Колумба, Иона и Шотландия , Эдинбург: T.& T.Clark Ltd, ISBN 978-0-7486-1803-3
- Кларксон, Тим (2016), Пикты: История (новое издание) , Эдинбург: Берлин, ISBN 978-1780274034
- Коуэн, Э.Дж. (2001), Линч, Майкл (редактор), «Экономика: до 1100 года», Оксфордский справочник по истории Шотландии , Оксфорд: Oxford University Press
- Коуэн, Э.Дж. (2005a), Коуэн, Э.Дж.; Макдональд, Р. Эндрю (ред.), «Изобретение кельтской Шотландии», Альба: Кельтская Шотландия в средневековую эпоху , Эдинбург: Джон Дональд, ISBN 978-0-85976-608-1
- Коуэн, Э.Дж.; Макдональд, Р. Эндрю, ред. (2005b), Альба: Кельтская Шотландия в средневековую эпоху , Эдинбург: Джон Дональд, ISBN 978-0-85976-608-1
- Кроун, бакалавр искусств (1993), «Крэнноги и хронологии», Труды Общества антикваров Шотландии , том. 123, стр. 245–254.
- Деннисон, Патрисия (2001), Линч, Майкл (редактор), «Городское поселение: до 1750 года», Оксфордский справочник по истории Шотландии , Оксфорд: Oxford University Press
- Дрисколл, Стивен Т. (2001), Линч, Майкл (редактор), «Бургхед», Оксфордский справочник по истории Шотландии , Оксфорд: Oxford University Press
- Дрисколл, Стивен Т.; Геддес, Джейн; Холл, Марк А. (2010), Пиктский прогресс: новые исследования Северной Британии в раннем средневековье , Лейден: Брилл, ISBN 978-90-04-18759-7
- Дайер, Кристофер (2003), Заработок на жизнь в средние века: народ Британии 850–1520 , Лондон: Penguin, ISBN 978-0-14-025951-3
- Эванс, Николас (2019), «Идеи происхождения и этнической принадлежности в раннесредневековой Шотландии», в Блэквелле, Элисон (редактор), Шотландия в раннесредневековой Европе , Лейден, Нидерланды: Sidestone Press, стр. 149–158, ISBN 9789088907524
- Эванс, Николас (2022). «Пикти: от римского имени к внутренней идентичности». Журнал средневековой истории . 48 (3): 291–322. дои : 10.1080/03044181.2022.2076723 . hdl : 2164/19045 . S2CID 249084791 .
- Форсайт, К. (1997), Язык в Пиктленде: дело против «неиндоевропейских пиктов» (PDF) , Утрехт: de Keltische Draak , получено 4 февраля 2010 г.
- Форсайт, К. (1998), Прайс, Х. (редактор), «Грамотность в Пиктленде» (PDF) , Грамотность в средневековых кельтских обществах , Кембридж: Cambridge University Press , получено 13 декабря 2012 г.
- Форсайт, Кэтрин (2000), Тейлор, Саймон (редактор), «Свидетельства об утерянном пиктском источнике в Historia Regum Anglorum Симеона Даремского», с приложением Джона Т. Коха», Короли, священнослужители и хроники Шотландии 500–1297 , Дублин: Четыре суда, ISBN 978-1-85182-516-5
- Форсайт, Кэтрин (2001), Линч, Майкл (редактор), «Пикты», Оксфордский справочник по истории Шотландии , Оксфорд: Oxford University Press
- Форсайт, К. (2005), Вормальд, Дж. (редактор), «Происхождение: Шотландия до 1100 года» , Шотландия: история , Оксфорд: Oxford University Press, ISBN 978-0-19-820615-6
- Фостер, Салли М. (1996), Пикты, гэлы и шотландцы: ранняя историческая Шотландия , Лондон: Бэтсфорд, ISBN 978-0-7134-7486-2
- Фостер, Салли М., изд. (1998), Саркофаг Сент-Эндрюса: пиктский шедевр и его международные связи , Дублин: Четыре суда, ISBN 978-1-85182-414-4
- Фостер, Салли М. (2004), Пикты, гэлы и шотландцы (пересмотренная редакция), Лондон: Бэтсфорд, ISBN 978-0-7134-8874-6
- Фрейзер, Иэн (2008), Пиктские камни-символы Шотландии , Эдинбург: Королевская комиссия по древним и историческим памятникам Шотландии, ISBN 978-1-9024-1953-4
- Фрейзер, Джеймс Э. (2009), «От Каледонии до Пиктленда: от Шотландии до 795 года», Новая Эдинбургская история Шотландии , том. 1, Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, ISBN 978-0-7486-1232-1
- Фрейзер, Дж. Э. (2011), Дрисколл, ST; Геддес, Дж.; Холл, Массачусетс (ред.), «От древней Скифии к проблеме пиктов : мысли о поисках пиктского происхождения», Pictish Progress. Новые исследования Северной Британии в раннем средневековье , Лейден: Брилл, стр. 15–44, ISBN. 978-90-04-18759-7
- Гири, Патрик Дж. (1988), До Франции и Германии: создание и трансформация мира Меровингов. , Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, ISBN 978-0-19-504457-7
- Хэнсон, В. (2001), Линч, Майкл (редактор), «Северная Англия и южная Шотландия: римская оккупация», The Oxford Companion to Scottish History , Oxford: Oxford University Press
- Хейвуд, Джон (1999), Военно-морская мощь темных веков , Хокволд-кум-Уилтон: англосаксонские книги, ISBN 978-1-898281-22-1
- Хендерсон, Изабель (1986), Хиггит, Джон (редактор), «Цикл Давида» в пиктском искусстве», Раннесредневековая скульптура в Великобритании и Ирландии , Оксфорд: Британские археологические отчеты, ISBN 978-0-8605-4383-1
- Хендерсон, Изабель (1998), Фостер, Салли М. (редактор), « Primus inter pares : саркофаг Сент-Эндрюса и пиктская скульптура», Саркофаг Сент-Эндрюса: пиктский шедевр и его международные связи , Дублин: Четыре суда, ISBN 978-1-85182-414-4
- Хайэм, Нью-Джерси (1993), Королевство Нортумбрия, 350–1100 гг. Н.э. , Страуд, 1993: Саттон, ISBN 978-0-86299-730-4
{{citation}}
: CS1 maint: местоположение ( ссылка ) - Холмс, Т. Райс (1907), Древняя Британия и вторжения Юлия Цезаря , Оксфорд: Кларендон , получено 15 марта 2023 г. Из
утверждений Клавдиана и Иродиана обычно делается вывод, что пикты делали себе татуировки.
- Джексон, К. (1955), «Пиктский язык», в Уэйнрайт, FT (редактор), « Проблема пиктов» , Эдинбург: Нельсон, стр. 129–166.
- Джонс, Сиан (1997), Археология этнической принадлежности: построение идентичностей в прошлом и настоящем , Лондон: Routledge, ISBN 0203438736
- Келли, Фергус (1997), Раннее ирландское земледелие: исследование, основанное в основном на текстах законов 7-го и 8-го веков нашей эры (переиздание 2000 г.), Дублин: Школа кельтских исследований / Дублинский институт перспективных исследований, ISBN 978-1-8550-0180-0
- Лэнг, Ллойд; Лэнг, Дженнифер (2001), Пикты и шотландцы , Страуд: Саттон, ISBN 978-0-7509-2873-1
- Льюис, Чарльтон Т.; Шорт, Чарльз (1879 г.), Латинский словарь (оцифрованное издание проекта «Персей»), Оксфорд: Oxford University Press , получено 14 октября 2018 г.
- Лидделл, Генри Джордж; Скотт, Роберт (1940), Джонс (ред.), Греко-английский лексикон (Девятое (оцифрованное Perseus Project) изд.), Оксфорд: Clarendon Press , получено 14 октября 2018 г.
- Лоу, Крис (1999), Ангелы, дураки и тираны: британцы и англы в Южной Шотландии , Эдинбург: Canongate, ISBN 978-0-86241-875-5
- Линч, Майкл, изд. (2001), Оксфордский справочник по истории Шотландии , Оксфорд: Oxford University Press, ISBN 978-0-19-211696-3
- Маркус, Гилберт (2001a), Линч, Майкл (редактор), «Обращение в христианство», Оксфордский справочник по истории Шотландии , Оксфорд: Oxford University Press
- Маркус, Гилберт (2001b), Линч, Майкл (редактор), «Религиозная жизнь: раннее средневековье», The Oxford Companion to Scottish History , Oxford: Oxford University Press
- Маркус, Гилберт (2017), «Зарождение нации: Шотландия до 900 г. н. э.», Новая история Шотландии , Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета
- Морез, Аделина; Бриттон, Кейт; Благородный, Гордон; Гюнтер, Торстен; Гётерстрем, Андерс; Родригес-Варела, Рикардо; Кашуба, Наталья; Мартиниано, Руи; Таламо, Сахра; Эванс, Николас Дж.; Ирландец, Джоэл Д.; Дональд, Кристина; Гирдланд-Флинк, Линус (2023), «Вмененные геномы и анализ на основе гаплотипов пиктов раннесредневековой Шотландии выявляют мелкомасштабное родство между железным веком, ранним средневековьем и современным населением Великобритании», PLOS Genetics , 19 (4 ): e1010360, doi : 10.1371/journal.pgen.1010360 , PMC 10138790 , ПМИД 37104250
- Николаисен, WFH (2001), шотландские топонимы , Эдинбург: Джон Дональд, ISBN 978-0-85976-556-5
- Никсон, CEV; Роджерс, Б.С. (1994), Похвала позднейшим римским императорам: Panegyrici Latini. Введение, перевод и исторический комментарий , Беркли, Лос-Анджелес, Оксфорд: University of California Press, ISBN 978-0520083264
- Благородный, Гордон; Эванс, Николас (2019), Король Севера: Пиктские королевства Фортриу и Се , Эдинбург: Birlinn Ltd., ISBN 978-1780275512
- Благородный, Гордон; Эванс, Николас (2022), Пикты: Бич Рима, Правители Севера , Эдинбург: Birlinn Ltd., ISBN 978-1780277783
- Ó Кроинин, Дайви (1995), Раннесредневековая Ирландия: 400–1200 , Лондон: Лонгман, ISBN 978-0-582-01565-4
- Ó Кроинин, Даибхи (2008), Новая история Ирландии: доисторическая и ранняя Ирландия , Оксфорд: Oxford University Press, ISBN 978-0-1992-2665-8
- О Каррагейн, Имонн (1988), Ниокейл, генеральный менеджер; Уоллес, П.Ф. (ред.), «Встреча Святого Павла и Святого Антония: визуальное и литературное использование евхаристического мотива», Кеймелия: исследования средневековой археологии и истории в память о Томе Делейни , Голуэй: издательство Galway University Press, ISBN 978-0-9077-7533-1
- Орам, Ричард (2001), Линч, Майкл (редактор), «Сельское общество: средневековье», Оксфордский справочник по истории Шотландии , Оксфорд: Издательство Оксфордского университета .
- Прайс, Гланвилл (2000), Прайс, Гланвилл (редактор), «Пиктский», Языки в Великобритании и Ирландии , Оксфорд: Блэквелл, ISBN 978-0-631-21581-3
- Прайор, Фрэнсис (2005), Великобритания , Лондон: Harper Perennial, ISBN 978-0-00-718187-2
- Рис, Гуто (2015). Подход к пиктскому языку: историография, ранние свидетельства и вопрос о Притенике (PDF) (докторская диссертация). Университет Глазго.
- Рис, Гуто (2020), «Неработающая «новая количественная система» на пиктском языке», Кембрийские средневековые кельтские исследования , том. 79, стр. 37–45 р
- Ричи, Анна (2001), Линч, Майкл (редактор), «Культура: пикто-кельтская», Оксфордский справочник по истории Шотландии , Оксфорд: Oxford University Press
- Роджер, ДН (1997), Защита моря. Военно-морская история Великобритании, том первый, 660–1649. , Лондон: Харпер Коллинз, ISBN 978-0-00-638840-1
- Родвей, Саймон (2020), «Огамные надписи Шотландии и бриттских пиктов» (PDF) , Журнал кельтской лингвистики , 21 : 173–234, doi : 10.16922/jcl.21.6 , S2CID 164499595
- Селлар, WDH (2001), Линч, Майкл (редактор), «Гэльские законы и институты», The Oxford Companion to Scottish History , Oxford: Oxford University Press
- Шарп, Ричард (2000), Тейлор, Саймон (редактор), «Процветание Далриады», Короли, священнослужители и хроники Шотландии 500–1297 гг ., Дублин: Четыре суда, ISBN 978-1-85182-516-5
- Скин, Уильям Форбс (1867 г.), Хроники пиктов, Хроники шотландцев и другие ранние памятники шотландской истории , Генеральный реестр Ее Величества , получено 21 апреля 2023 г.
- Смит, Альфред П. (1984), Военачальники и святые: Шотландия, 80–1000 гг. Н.э. , Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, ISBN 978-0-7486-0100-4
- Снайдер, Кристофер А. (2003), Британцы , Блэквелл, ISBN 978-0-631-22260-6
- Тейлор, Саймон (1999), Браун, Даувит; Клэнси, Томас Оуэн (ред.), «Аббаты Ионы седьмого века в шотландских топонимах», Spes Scotorum: Надежда шотландцев: Святая Колумба, Иона и Шотландия , Эдинбург: T.& T.Clark Ltd, ISBN 978-0-7486-1803-3
- Тейлор, Саймон (2010), Дрисколл, Стивен Т.; Геддес, Джейн; Холл, Марк А. (ред.), «Возвращение к пиктским топонимам», Пиктский прогресс: новые исследования Северной Британии в раннем средневековье , Лейден: Брилл, стр. 67–118, ISBN 978-90-04-18759-7
- Тейлор, Саймон, изд. (2000), Короли, священнослужители и хроники Шотландии 500–1297 , Дублин: Четыре суда, ISBN 978-1-85182-516-5
- Тейлор, Саймон (2001), Линч, Майкл (редактор), «Названия мест», Оксфордский справочник по истории Шотландии , Оксфорд: Oxford University Press
- Уэйнрайт, FT (1955), «Пикты и проблема», в Уэйнрайт, FT (редактор), « Проблема пиктов» , Эдинбург: Нельсон, стр. 1–53.
- Уотсон, WJ (1926), История кельтских топонимов Шотландии. , Эдинбург: Бирлинн
- Толанд, Джон (1726 г.), Критическая история кельтской религии и обучение: содержащий отчет о друидах (изд. 1815 г.), Эдинбург: Джон Финдли , получено 14 октября 2018 г.
- Вульф, Алекс (2001a), Линч, Майкл (редактор), «Константин II», Оксфордский справочник по истории Шотландии , Оксфорд: Oxford University Press, стр. 106
- Вульф, Алекс (2001b), Линч, Майкл (редактор), «Дворянство: раннее средневековье», Оксфордский справочник по истории Шотландии , Оксфорд: Oxford University Press
- Вульф, Алекс (2001c), Линч, Майкл (редактор), «Унгус (онуист), сын Уургуста», Оксфордский справочник по истории Шотландии , Оксфорд: Oxford University Press
- Вульф, Алекс (2006), «Дун Нехтейн, Фортриу и география пиктов», The Scottish Historical Review , vol. 85, стр. 182–201, doi : 10.1353/shr.2007.0029 , S2CID 201796703
- Вульф, Алекс (2017), «О природе пиктов», The Scottish Historical Review , 96 (2): 214–217, doi : 10.3366/shr.2017.0336
- Вульф, Алекс (2007), «От Пиктленда до Альбы 789–1070», Новая Эдинбургская история Шотландии , том. 2, Издательство Эдинбургского университета
- Йорк, Барбара (2006), Обращение Британии: религия, политика и общество около 600–800 гг. , Лондон: Лонгман, ISBN 978-0-582-77292-2
- Янгс, Сьюзен, изд. (1989), Работа ангелов, Шедевры кельтской обработки металлов, 6–9 века нашей эры , Лондон: British Museum Press, ISBN 978-0-7141-0554-3
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Джеймс Э. Фрейзер , Новая Эдинбургская история Шотландии, том. 1 - От Каледонии до Пиктленда , Издательство Эдинбургского университета (2009), ISBN 978-0-7486-1232-1
- Хендерсон, Джордж; Хендерсон, Изабель, Искусство пиктов , Темза и Гудзон (2004), ISBN 0500238073
- Фрейзер Хантер, За гранью империи: каледонцы, пикты и римляне , Дом-музей Гроума, Роузмарки (2007), ISBN 978-0-9540999-2-3
- Алекс Вульф , Новая Эдинбургская история Шотландии Том. 2: От Пиктленда до Альбы , Издательство Эдинбургского университета (2007), ISBN 978-0-7486-1234-5
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Университета Глазго Сервер ePrints , включая сервер Кэтрин Форсайт
- « Язык пиктов », статья Пола Кавана, 4 февраля 2012 г.
- CELT: Корпус электронных текстов Университетского колледжа Корка
- Хроники королей Альбы
- Беды Церковная история и ее продолжение (pdf) в CCEL , перевод А. М. Селлара.
- Annales Cambriae (переведено) в Интернет-сборнике по средневековью .
- Труды Общества антикваров Шотландии (PSAS) за 1999 г. (pdf)
- Программа открытия Тарбата с отчетами о раскопках в Портмахомаке
- SPNS, Шотландское топонимическое общество (Commann Ainmean-Áite na h-Alba), включая комментарии и выдержки из книги Уотсона « История кельтских топонимов Шотландии».