McLaren M7A
McLaren M7A и его варианты M7B , M7C и M7D были гоночными автомобилями Формулы -1 , построенные MCLAREN и использованные на чемпионате мира между 1968 и 1971 годами. После двух относительно неудачных лет соревнований Формулы -1 M7A был использован для получения первой победы Mclaren. на Гран -при Бельгии 1968 года .
Разработанный Робин Херд и Гордон Коппак , M7A был первым McLaren, который был оснащен двигателем Cosworth DFV , который использовался командой до 1983 года. M7B был разработкой M7A (Chassis M7A/3), и имели подвесные топливные баки, прикованные к существующему монококе ванны, чтобы разместить мешки с топливом, наряду с панелью, похожей на M10, создавая промежуточное шасси полного монококо. M7C фактически представлял собой шасси Formula 5000 M10A с удаленным рогом в задней части кабины, чтобы обеспечить установку двигателя DFV, в то время как M7D питался двигателем Alfa-Romeo.
M7A дебютировал на Гран -при во второй гонке чемпионата мира 1968 года . После победы в Бельгии в этом году потребовалось еще две победы, помогая завести McLaren на второй чемпионат конструкторов.
Фон
[ редактировать ]Bruce McLaren Motor Racing был основан в 1963 году; [ 1 ] Брюс Макларен был заводским водителем для команды Cooper Motor Racing, которая участвовала в Формуле-1 , самого высокого уровня международных на одноэтажный конкурсов . С 1966 года McLaren и его команда строили и гоняли свои собственные автомобили Формулы -1. [ 2 ] Их первые два сезона были относительно неудачными, с шестью очками (из потенциального 180 [ NB 1 ] и лучший результат четвертого. [ 3 ] [ 4 ] Отсутствие подходящего двигателя вызвало проблемы: M2B M2B двигатели автомобиля 1966 года и двигатели Serenissima V8 не имели власти. [ 5 ] [ 6 ] и V12 1967 года British Racing Motors V12 не прибыл до середины сезона. [ 7 ]
В 1967 году Cosworth дебютировал в своем двигателе DFV , который был поставлен исключительно в команду Lotus . Он сразу же был успешным, выиграв свою первую гонку, и в 1968 году он стал доступен для покупки любым производителем. [ 7 ] McLaren купил пять двигателей DFV по цене 7500 фунтов стерлингов каждый. [ 8 ] Дизайнер Робин Херд был нанят в команду в 1965 году, до которого он был инженером по аэрокосмической промышленности в Национальном заведении газовых турбин (NGTE), где он работал над проектом Concorde . Его помощник Гордон Коппак был еще одним бывшим сотрудником. [ 9 ] [ 10 ] Стадо начало дизайн M7A к концу 1967 года, но уехал, чтобы присоединиться к Косворту до его завершения, оставив Коппака и Брюса Макларена завершить работу. [ 9 ] [ 11 ]
Дизайн
[ редактировать ]M7A представлял собой однопользователь с открытым колесом с средним монтированным двигателем, управляющим задними колесами . типа ванны (т. Е. Открытого вершины), Шасси представляло собой монокок первоначально сделанный из 22-х алюминовых сплавных панелей, приклеиваемых и прикованных вместе и до трех стальных переборки . Магниевый сплав использовался для панели приборной панели, крышки батареи и многочисленных небольших неэлементных панелей, которые монокок заканчивался за сиденьем водителя, а двигатель использовался в качестве напряженного элемента, прикрепленного непосредственно к самой задней переборке. Затем за двигателем была прикреплена коробка передач, а задняя подвеска - состоящая из боковых верхних звеньев, рук с двумя радиусом и обратных поперечных путей - прикрепленных к коробке передач и задней переборки. Передняя подвеска - верхняя и нижняя боковая связь и радиусные руки - и рулевая колонка была прикреплена к двум переборкам перед водителем. Спрингс и кони , установленные за пределами тела, использовались спереди и сзади. Вскоре они были заменены более проверенными подразделениями Армстронга. [ 11 ]
Внешний кузов был в основном образован монококом, за исключением носа и кабины, которые были покрыты стеклянными пластиковыми (GRP) панелями; Двигатель иногда также имел крышку GRP. [ 12 ] Колесная база для прототипа автомобиля (M7A/1) была отмечена как 7 футов 9,6 ", M7A/2 и M7A/3 впоследствии составляли 96,5", всего на 0,5 "длиннее, чем его предшественник, M5A; передняя дорожка 58 дюймов (1500 мм) и задний путь 57 дюймов (1400 мм); [ 13 ] Использовались собственные магниевые сплавные колеса McLaren; Они были 15-дюймовые (380 мм) диаметром сзади и 15-дюймовой (330 мм) диаметром спереди. [ 11 ] [ 14 ] [ 15 ]
Топливо хранилось в резервуарах, проходящих вниз по боковой стороне шасси, над ногами водителя и за их сиденьем, на общей сложности 40 имперских галлонов (180 л). Полная пропускная способность не требовалась для большинства гонок, поэтому танк над ногами водителя обычно был почти пустым. [ 11 ] Для первых двух гонок чемпионата мира M7A автомобиль Брюса Макларена была оснащена подвесными «танцами -танками» на стороне кабины. У McLaren была теория о том, что обработка спортивных гоночных автомобилей превосходила обращение с одиночными сеалами из-за распределения веса их топлива; Банки Pannier были попыткой воспроизвести это. По словам механика McLaren Тайлера Александра, эта идея была разработана в ходе дискуссии с боссом Lotus Colin Chapman . После того, как машина была повреждена на Гран -при Монако 1968 года , она была восстановлена без танков. [ 16 ] [ 17 ]
А 10 + 1 ⁄ 2 -INCH (270 мм) дисковые тормоза были необычными, как были сделаны Lockheed , когда большинство британских команд Формулы -1 использовали тормоза Girling , так и в извлечении. Вентилируемые диски, которые имеют полая область между двумя поверхностями наружного диска, чтобы помочь охлаждению [ 18 ] - был опробован Лотосом, который страдал от проблем с растрескиванием, вызванными быстрым отоплением и охлаждением. Команда McLaren надеялась, что, будучи хорошо установленным на колесах, их диски сохранят более постоянную температуру. [ 19 ]
В течение сезона 1968 года крылья , которые прижимают машину и шины к земле, тем самым увеличивая скорость поворотов и уменьшая тормозные расстояния [ 20 ] - Впервые появились на автомобилях Формулы -1 в гонках. Команды экспериментировали с различными настройками крыла и руководящим органом спорта, CSI , регулировали их использование. [ 21 ] McLaren сначала экспериментировал с крыльями на своем автомобиле M2A Formula Formula Formula, но не использовал их на гоночном автомобиле следующего сезона, M2B. [ 9 ] M7A и его варианты носили различные конфигурации крыла, как описано в разделе «История гонок».
Двигатель DFV, разработка которой финансировался Ford и который был разработан и построен Cosworth, обычно аспирировался с восемью цилиндрами, расположенными в конфигурации V (то есть V8 ) 90 градусов. Блок из был сделан из алюминиевого сплава и цилиндрических вкладышей железа . У него было четыре клапана на цилиндр, приводящийся в действие с двойными надземлениями распределительных валов . [ 22 ] Жидкое охлаждение обеспечивали радиатором, расположенным в носу, который вентилялся через воздуховоды на поверхности верхней части тела, в то время как моторное масло охлаждалось радиатором, установленным на верхней части коробки передач сзади. [ 19 ] Пиковая мощность составляла 410 л.с. (306 кВт) при 9000 об / мин. Коробка передач была Hewland DG300. [ 23 ]
Рабочие автомобили были окрашены в желтый трафик, британский стандартный цвет, номер 368 по шкале 381C, который использовался в индустрии гель-куска для краски и стекловолокна. Этот желтый/оранжевый цвет был позже неправильно описан как папайя, однако на самом деле он был только когда -либо известен как McLaren Orange по заводу; Это не был национальным гоночным цветом , однако цвет будет продолжать использоваться на работах McLaren, пока не было получено спонсорство Yardley в 1972 году.
Варианты
[ редактировать ]M7B
[ редактировать ]M7B был одноразовым преобразованием M7A/3, автомобиля, который, в своем первоначальном спецификации, принес первую победу в Гран-при F1 для автомобилей McLaren в бельгийском терапевтом в 1968 году. Топливо хранилось низко и централизованно в мешках, которые были Расположенный в алюминиевых понтонах L72, прикованные по обе стороны кабины и заканчивая в двигателе новой, полной шириной магния. Это был еще один результат теории Брюса Макларена о улучшении обработки автомобиля, изменяя распределение веса топлива. [ 16 ] Автор и бывший секретарь McLaren Eoin Young заявили, что другой целью подвесных резервуаров было освобождение места для системы с четырьмя приводами. [ 12 ] [ NB 2 ]
M7C
[ редактировать ]Главной отличительной характеристикой M7C был его полностью закрытый монокок, который дал большую жесткость кручения, чем шасси для ванны. Шасси было идентично автомобилю Mclaren M10A Formula 5000 , за исключением удаления рогов в задней части монокок, который сам был получен из M7A. [ 12 ] [ 25 ] Один был сделан. [ 26 ]
M7d
[ редактировать ]M7D был заказан Альфы Ромео и Департаментом конкурса Autodelta работал на 3,0 -литровом двигателе V8 от спортивного автомобиля Alfa Romeo T33 . Двигатель по -разному цитируется как пиковая мощность между 410 л.с. (306 кВт) до 430 л.с. (321 кВт) (самый высокий показатель, который, как говорят, производится при 10500 об / мин), с хорошими уровнями крутящего момента, но McLaren обнаружил, что производительность значительно варьировалась значительно различна производительность. между единицами. была создана новая точка монтажа Колесная база оставалась одинаковой на 96 ", однако для генератора , которая, в отличие от расположения DFV, не была интегрирована с двигателем. Один M7D был построен на новом шасси, основанном на дизайне серии M7. [ 12 ] [ 26 ] [ 27 ] [ 28 ]
Гоночная история
[ редактировать ]
За сезон Формулы -1 1968 года, после двух лет вождения единственного входа команды, [ 29 ] Брюс Макларен был партнер Денни Халм . Халм был чемпионом мира в команде Brabham в 1967 году и участвовал в гонках за McLaren в этом году в Кан-Ам , сериале по гонкам на спортивных автомобилях в Северной Америке. [ 30 ] [ 31 ] Для первого раунда чемпионата мира 1968 года - Гран -при Южной Африки , который проходил в январе, за четыре месяца до второго раунда - только Хулм соревновался, используя M5A, чтобы финишировать пятым. Первой гонкой M7A стала гонка чемпионов в Brands Hatch , которая бежит до правил Формулы -1, но не частью чемпионата мира. Там Макларен выиграл с полюса, в то время как Халм был третьим. в БРДК Еще одна победа пришла на Международный трофей BRDC в Сильверстоуне , на этот раз, когда Халм финишировал первым, а McLaren Second. В дебюте чемпионата M7A в Испании Халм был вторым, а McLaren ушел в отставку, затем в Монако -Макларену потерпел крушение, и Халм был пятым и последним. На Гран -при Бельгии они были пятым и шестым в сетке. Халм взял на себя инициативу и держал его до тех пор, пока половина шахты не провалилась две трети пути. Макларен был тогда вторым после Джеки Стюарта Мары , но Стюарт должен был сделать пит -стоп для топлива на последнем круге, дав Макларену победу Первоначально он полагал, что финишировал вторым. [ 32 ] Это была первая победа чемпионата мира McLaren в мире, и Брюс Макларен стал вторым водителем после Джека Брэбхэма , чтобы выиграть в машине с собственным именем; Это была также последняя победа в его карьере. [ 13 ] [ 33 ]
После Бельгии шины Goodyear от McLaren пострадали от конкурентоспособности, и команда и их машина отстали от соперников Грэма Хилла в его лотосе и Стюарте в его мате. [ 13 ] [ 34 ] На Гран -при Голландского Гран -при Маларен вырвался, и Халм ушел в отставку с неудачей зажигания. [ 35 ] После того, как Lotus начал первый эксперимент с крыльями в Монако и Ferrari и Brabham, дебютировал в полной высоте крылья в Бельгии, McLaren установил заднее крыло к своей машине для французского Гран -при Гран -при . [ 35 ] [ 36 ] Тем не менее, установленная над двигателем на подъездной массе автомобиля, оно было не так эффективно, как крыло Лотоса, установленное на непредвиденных компонентах подвески. [ 13 ] Во Франции Халм был четвертым, а затем пятым в Британии , но обе машины были за пределами позиций, приносящих очки на Гран-при Германии . [ 37 ] [ NB 3 ]

Улучшение в форме произошло на Гран -при Италии , где автомобили бежали без крыльев, а Goodyear принесла свою новую шину спецификации G9. Макларен квалифицировался в первом ряду и привел к началу, пока не замедлился на месте аварии и был пойман Стюартом, Халмом и Джо Сиффертом в лотосе. Наступилась битва с проселением ; Макларен ушел с утечкой нефти в середине дистанции, но Халм выиграл. [ 13 ] [ 39 ] [ 40 ] Начиная с Гран -при Канады , третий M7A был обусловлен Дэном Герни , чья англо -американская команда гонщиков - для которой Брюс Макларен проехал на три гонки в 1967 году в 1967 году. [ 41 ] - закончились финансирование для своих собственных карьеров с орлиными. Герни ушел в отставку с перегревом в Канаде, но Халм и Макларен продолжили свой успех, финишировав первым и вторым соответственно, хотя после того, как все их сильнейшие претенденты ушли на пенсию. Халм был тогда совместно под руководством чемпионата водителей с двумя гонками. Он конкурировал в начале Гран -при Соединенных Штатов, но в конечном итоге вышел на пенсию через спин, пит -стоп для ремонта поврежденных тормозных линий и сбоя выходного вала коробки передач, который снова его развернул, на этот раз в аварию. Макларен был шестым, Герни четвертым. Войдя в финальную гонку в Мексике , Халм сохранил шанс защитить свой титул. Макларен финишировал там вторым, но Халм разбился из -за сломанного демпфера подвески, позволяя Хиллу выиграть чемпионат водителей. [ 42 ]

В 1969 году McLaren, с неизменным составом водителя, разработал новый четырехколесный автомобиль, M9A , но, пока он был готов, продолжил старую машину. M9A в конечном итоге был безуспешным и появился только один раз, управляемый Дереком Беллом на Гран -при британцев . На Гран -при Южной Африки Халм забил подиум с M7A; Брюс использовал версию M7B, и пара присоединилась к Базилилю Ван Ройену в другом M7A. В Южной Африке рабочие автомобили использовали задние крылья, установленные непосредственно к подвеске на высоких стойках; В гонке чемпионов Bruce McLaren M7B был оснащен таким же стойким передним крылом на тренировочной сессии, но оно не использовалось в гонке. Халм был третьим в гонке чемпионов, а затем на международном трофее Брюс Макларен переключился на вариант M7C. McLaren квалифицировался 13 -й на сетке на Гран -при Испании, но воспользовался аварий и сбоями тех, кто впереди его, чтобы финишировать вторым. На тренировочных сессиях в Монако в машины были добавлены высокие передние крылья, но перед гонкой вообще CSI запретили крылья. Это оставило команду, чтобы обойтись с маленькой «утиной» сзади спойлер , McLaren и Hulme участвуют в пятом и шестом, соответственно. Затем крылья были переведены, хотя и не установлены на подвеске, и с командами, которые ищут лучшее решение McLaren, первоначально выбрали заднее крыло «чайного подноса», а затем более обычное, низкомонтатное аэродинамическое покрытие. [ 13 ] [ 21 ] [ 26 ] [ 43 ]
Тем временем команда Antique Automobiles Colin Crabbe купила M7B, а Вик Элфорд водил его на Гран -при Голландии , заняв 10 -е место. Макларен был четвертым, третьим и третьим во французских , британских и немецких Grands Prix соответственно, но в каждом Халме, который квалифицировался в первом ряду во Франции и Великобритании, был отстранен от выхода на пенсию в результате механического сбоя. Элфорд получил лучший финиш пятого во Франции, но затем потерпел крушение и уничтожил M7B в Нюрбургринге в Германии. Гран -при Италии в Монце продюсировал еще одну битву с просеиванием; На этот раз McLaren финишировал четвертым, хотя и всего на 0,19 секунды позади победителя Стюарта. Больше ненадежности в Канаде и Соединенных Штатах ограничивало автомобили до лучшего финиша в пятом ранее, в сезоне, заканчивающемся в Мексике, Хулме одержал единственную победу в M7. [ 13 ] [ 26 ] [ 43 ]
С введением McLaren нового M14A в 1970 году, у M7 был только один рабочий выход, когда Дэн Герни использовал M7A на Британском Гран -при 1970 года . Каперник Джон Суртис купил M7C в качестве остановки, пока его собственный автомобиль Surtees TS7 не был готов. Он гонял его в четырех Grands Prix, ушел из трех и занял шестое место в Нидерландах . Затем машина переключилась на Джо Боннье , которая использовала его еще на две гонки в этом году. M7D использовался периодически с M14D от Андреа де Адамха и Нанни Галли , квалифицируя и начав только одну гонку, Гран -при Франции , где де Адамх финишировал. К 1971 году единственным участником типа был Боннье со своим M7C. Он использовал его на пять гонок и получил лучший результат 10 -го числа в Гран -при Италии .
Таблица результатов чемпионата мира
[ редактировать ]( ключ )
Год | Команда | Двигатель | Шины | Водители | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | Точки | Wcc | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1968 | Bruce McLaren Motor Racing | Ford Cosworth DFV 3.0 V8 | Глин | RSA | Особенно | МОЙ | Бель | ВНИЗ | ОТ | Гбр | Герм | ОНА | МОЖЕТ | олень | Мекс | 49 | 2 -й | |||
Брюс Макларен | Верно | Верно | 1 | Верно | 8 | 7 | 13 | Верно | 2 | 6 | 2 | |||||||||
Денни Халм | 2 | 5 | Верно | Верно | 5 | 4 | 7 | 1 | 1 | Верно | Верно | |||||||||
Англо -американские гонщики | И Герни | Верно | 4 | Верно | ||||||||||||||||
1969 | Bruce McLaren Motor Racing | Ford Cosworth DFV 3.0 V8 | Глин | RSA | Особенно | МОЙ | ВНИЗ | ОТ | Гбр | Герм | ОНА | МОЖЕТ | олень | Мекс | 38 | 4 -й | ||||
Брюс Макларен | 5 | 2 | 5 | Верно | 4 | 3 | 3 | 4 | 5 | DNS | DNS | |||||||||
Денни Халм | 3 | 4 | 6 | 4 | 8 | Верно | Верно | 7 | Верно | Верно | 1 | |||||||||
Колин Крэбб Античные автомобили | Вик Элфорд | 10 | 5 | 6 | Верно | |||||||||||||||
Команда Лоусон | Дюймовый | Василий Ван Ройен | Верно | |||||||||||||||||
1970 | Bruce McLaren Motor Racing | Alfa Romeo 3.0 V8 | Глин | RSA | Особенно | МОЙ | Бель | ВНИЗ | ОТ | Гбр | Герм | Или | ОНА | МОЖЕТ | олень | Мекс | 0 |
9 -й [ NB 4 ] | ||
Андреа Адамха | DNQ | DNQ | Северо -запад | DNS | ||||||||||||||||
Нанни Галли | DNQ | |||||||||||||||||||
Боннье | Ford Cosworth DFV 3.0 V8 | Джо Боннье | DNQ | Верно | 35 |
5 -й [ NB 5 ] | ||||||||||||||
Команда Surtees | Фон | Джон Суртес | Верно | Верно | Верно | 6 | ||||||||||||||
1971 | Боннье | Ford Cosworth DFV 3.0 V8 | Глин | RSA | Особенно | МОЙ | ВНИЗ | ОТ | Гбр | Герм | Или | ОНА | МОЖЕТ | олень | 10 |
6 -й [ NB 6 ] | ||||
Джо Боннье | Верно | DNQ | DNS | 10 | 16 | |||||||||||||||
Хельмут Марко | DNS | |||||||||||||||||||
Рефс | [ 29 ] [ 38 ] [ 44 ] [ 45 ] [ 46 ] [ 47 ] [ 48 ] [ 49 ] [ 50 ] [ 51 ] [ 52 ] [ 53 ] [ 54 ] |
Таблица результатов без чемпионата
[ редактировать ]( ключ )
Год | Команда | Двигатель | Шины | Водители | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1968 | Bruce McLaren Motor Racing | Ford Cosworth DFV 3.0 V8 | Глин | Рок | Инт | Ведущий | ||||||
Брюс Макларен | 1 | 2 | ДНК | |||||||||
Денни Халм | 3 | 1 | ДНК | |||||||||
1969 | Bruce McLaren Motor Racing | Ford Cosworth DFV 3.0 V8 | Глин | Рок | Инт | БЕЗУМНЫЙ | Ведущий | |||||
Брюс Макларен | Верно | 6 | ||||||||||
Денни Халм | 3 | Верно | ||||||||||
1970 | Bruce McLaren Motor Racing | Alfa Romeo 3.0 V8 | Глин | Рок | Инт | Ведущий | ||||||
Андреа Адамха | ДНК | |||||||||||
Ford Cosworth DFV 3.0 V8 | Питер Гетин | 6 | ||||||||||
Рейн Виселл | 5 | |||||||||||
1971 | Боннье | Ford Cosworth DFV 3.0 V8 | Глин | Арг | Рок | ЧТО | Шр | Инт | Рин | Ведущий | Вице | |
Карлос Рейтеманн | 3 | |||||||||||
Джо Боннье | ДНК | |||||||||||
Ag Dean | Chevrolet 5.0 V8 | ? | Тони Дин | 7 |
Моделирование ПК
[ редактировать ]В 2005 году была выпущена в рамках бесплатного мод 69-го 69-го мода «McLaren M7B» в рамках бесплатного мода 69 года для гоночных моделирования на основе ПК .
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ В общей сложности 20 гонок чемпионата мира Формулы -1 состоялись в 1966 и 1967 годах, для каждого из которых было награждено максимум девять очков. [ 3 ] [ 4 ]
- ^ Янг (1995) относится к версии «бокового танца» с «топливными банками Pannier» как M7C, [ 17 ] По -видимому, по ошибке, хотя неясно, обсуждает ли автор M7B или более ранний M7A с танками с липками. В других местах молодых (1995) автор идентифицирует версию, оснащенную интегральными танками Pannier как M7B, как и Nye (1988) и Taylor (2009). [ 12 ] [ 13 ] [ 16 ] [ 24 ]
- ^ Баллы были награждены автомобилями, заканчивающими на должности с первого до шестого. [ 38 ]
- ^ Очки были присуждены отдельно за каждую комбинацию шасси и двигателя. Поэтому McLaren-Ford были пятым в чемпионате мира с 35 очками, в то время как McLaren-Alfa Romeo был 9-м с нулевыми очками. Общая сумма McLaren-Ford включает в себя очки, набранные другими моделями.
- ^ Очки были присуждены отдельно за каждую комбинацию шасси и двигателя. Поэтому McLaren-Ford были пятым в чемпионате мира с 35 очками, в то время как McLaren-Alfa Romeo был 9-м с нулевыми очками. Общая сумма McLaren-Ford включает в себя очки, набранные другими моделями.
- ^ Все очки были забиты с другими моделями.
Цитаты
[ редактировать ]- ^ «McLaren в формуле 1» . mclaren.com . Архивировано из оригинала 28 мая 2008 года . Получено 2 июля 2010 года .
- ^ Генри 1999 , с. 15–18
- ^ Jump up to: а беременный «1966 FIA Formula -One чемпионат мира» . Formula1.com . Администрация Формулы -1 . Архивировано из оригинала 21 июня 2010 года . Получено 21 мая 2017 года .
- ^ Jump up to: а беременный «1967 FIA Formula -One чемпионат мира» . Formula1.com . Администрация Формулы -1 . Архивировано из оригинала 19 июня 2010 года . Получено 21 мая 2017 года .
- ^ "M2B" . mclaren.com . Архивировано из оригинала 27 сентября 2007 года . Получено 24 мая 2010 года .
- ^ Мой 1988 , ППС. 86–9
- ^ Jump up to: а беременный Молодой 1995 , с. 107–108
- ^ Уильямс 1991 , с. 24
- ^ Jump up to: а беременный в Мой 1988 , ППС. 52–5
- ^ Молодой 1995 , с. 89
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый Мой 1988 , ППС. 150–1
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и Молодой 1995 , с. 207–208
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин час Taylor 2009 , с. 48–51
- ^ мой 1988 , П. 158
- ^ мой 1988 , П. 166
- ^ Jump up to: а беременный в Мой 1988 , ППС. 154–15
- ^ Jump up to: а беременный Молодой 1995 , с. 97–98
- ^ Лейн, Кит (2002). Автомобильная AZ: Полный словарь LANE автомобильных терминов . Veloce Publishing. п. 306 ISBN 1-903706-40-8 .
- ^ Jump up to: а беременный Мой 1988 , П. 152
- ^ Уильямс 1991 , с. 25-26
- ^ Jump up to: а беременный Тремейн, Дэвид ; Хьюз, Марк (1998). Краткая энциклопедия Формулы -1 . Демпси Парр. С. 210–211. ISBN 1-84084-037-4 .
- ^ Галпин, Даррен (22 июня 1999 г.). «Сила клиента: история Cosworth DFV» . 8 Вт . Получено 2 июля 2010 года .
- ^ Причард, Энтони (1986). Справочник автомобилей Формулы-1 1966-1986 . Aston Publications. С. 153–154.
- ^ мой 1988 , П. 161
- ^ Новый 1988 , Приложение 2
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый Taylor 2009 , с. 56–59
- ^ Молодой 1995 , с. 193
- ^ Уильямс 1991 , с. 40
- ^ Jump up to: а беременный Новый 1988 , Приложение 3
- ^ Дональдсон, Джеральд. "Денни Халм" . Formula1.com . Администрация Формулы -1 . Архивировано из оригинала 20 июня 2010 года . Получено 21 мая 2017 года .
- ^ Хьюз, Марк . «Заводной апельсин - доминирование McLaren» . Брюс Макларен Траст . Архивировано с оригинала 3 марта 2016 года . Получено 20 июня 2010 года .
- ^ мой 1988 , П. 153–1
- ^ мой 1988 , П. 157
- ^ Уильямс 1991 , с. 25
- ^ Jump up to: а беременный Мой 1988 , П. 156
- ^ «Результаты Гран -при: Monaco GP, 1968» . grandprix.com . Получено 4 июля 2010 года .
- ^ мой 1988 , П. 156–1
- ^ Jump up to: а беременный «1968 FIA Formula -One чемпионат мира» . Formula1.com . Администрация Формулы -1 . Архивировано из оригинала 21 июня 2010 года . Получено 21 мая 2017 года .
- ^ «1968 г. Гран -при Италии» . Formula1.com . Администрация Формулы -1 . Архивировано из оригинала 17 июня 2010 года . Получено 21 мая 2017 года .
- ^ мой 1988 , П. 158–1
- ^ Мой 1988 , ППС. 92–9
- ^ мой 1988 , П. 159–1
- ^ Jump up to: а беременный Мой 1988 , ППС. 161–166
- ^ Тейлор 2009 , с. 290
- ^ «1969 FIA Formula -One чемпионат мира» . Formula1.com . Администрация Формулы -1 . Архивировано из оригинала 21 июня 2010 года . Получено 21 мая 2017 года .
- ^ «1970 FIA Formula -One чемпионат мира» . Formula1.com . Администрация Формулы -1 . Архивировано из оригинала 21 июня 2010 года . Получено 21 мая 2017 года .
- ^ «1971 FIA Formula -One чемпионат мира» . Formula1.com . Администрация Формулы -1 . Архивировано из оригинала 21 июня 2010 года . Получено 21 мая 2017 года .
- ^ «1968 Все команды» . Formula1.com . Администрация Формулы -1 . Архивировано из оригинала 11 июля 2010 года . Получено 21 мая 2017 года .
- ^ «1969 Все команды» . Formula1.com . Администрация Формулы -1 . Архивировано из оригинала 11 июля 2010 года . Получено 21 мая 2017 года .
- ^ «1970 Все команды» . Formula1.com . Администрация Формулы -1 . Архивировано из оригинала 17 июля 2010 года . Получено 21 мая 2017 года .
- ^ «1971 Все команды» . Formula1.com . Администрация Формулы -1 . Архивировано из оригинала 28 июня 2010 года . Получено 21 мая 2017 года .
- ^ «Результаты итальянского врача общей практики 1970 года (9/9/1970)» . Архив Гран При . Crash Media Group. Архивировано из оригинала 23 июля 2011 года . Получено 23 июня 2010 года .
- ^ «Все заявки на гонки чемпионата Джо Боннье в McLaren» . Chicane F1 . Получено 23 июня 2010 года .
- ^ «Результаты немецкого GP 1971 года (1/8/1971)» . Архив Гран При . Crash Media Group. Архивировано из оригинала 23 июля 2011 года . Получено 23 июня 2010 года .
Библиография
[ редактировать ]- Генри, Алан (1999). McLaren: гоночная команда Формулы 1 . Хейнс. ISBN 1-85960-425-0 .
- NYE, Doug (1988) [1984]. McLaren: Гран-при, Can-Am и Indy Cars (New Ed.). Гильдия публикация. ISBN 0-905138-54-6 .
- Тейлор, Уильям (2009) [2008]. Тремейн, Дэвид (ред.). McLaren - Cars 1964–2008 (второе изд.). Coterie Press. ISBN 978-1-902351-34-6 .
- Уильямс, Джеффри (1991). Макларен: история гонок . Пресса Кроуд. ISBN 1-85223-603-5 .
- Янг, Eoin (1995) [1971]. Брюс Макларен: Человек и его гоночная команда . Патрик Стивенс. ISBN 1-85260-511-1 .